Jump to content

Познание приматов

Шимпанзе Бёбе в 1967 году.
Картина Бебе в 1967 году.

Познание приматов — это изучение интеллектуальных и поведенческих навыков нечеловеческих приматов , особенно в области психологии , поведенческой биологии , приматологии и антропологии . [1]

Приматы способны к высокому уровню познания; некоторые изготавливают инструменты и используют их для добычи еды и для общественных выступлений; [2] [3] у некоторых есть сложные охотничьи стратегии, требующие сотрудничества, влияния и ранга; [4] они осознают свой статус, склонны к манипуляциям и способны на обман; [5] они могут распознавать родственников и сородичей ; [6] [7] они могут научиться использовать символы и понимать аспекты человеческого языка, включая некоторый реляционный синтаксис, понятия числа и числовой последовательности. [8] [9] [10]

Исследования познания приматов

[ редактировать ]

Теория разума

[ редактировать ]

Теорию разума (также известную как атрибуция психического состояния, ментализация или чтение мыслей) можно определить как «способность отслеживать ненаблюдаемые психические состояния, такие как желания и убеждения, которые направляют действия других». [11] Статья Премака и Вудраффа 1978 года «Есть ли у шимпанзе теория разума ?» вызвало спорный вопрос из-за проблемы вывода из поведения животных о существовании мышления , о существовании концепции «я» , или самосознания , или об определенных мыслях. [12]

Однако нечеловеческие исследования по-прежнему занимают важное место в этой области и особенно полезны для выяснения того, какое невербальное поведение означает компоненты теории разума, а также для указания возможных шагов в эволюции того, что многие называют уникальным человеческим поведением. аспект социального познания. [13] [14] [15] Хотя трудно изучать человеческую теорию разума и психических состояний у видов, которые мы еще вообще не описываем как «разумные» и о потенциальных психических состояниях которых мы имеем неполное представление, исследователи могут сосредоточиться на более простых компонентах более сложные возможности.

Например, многие исследователи сосредотачиваются на понимании животными намерений, взглядов, перспективы или знаний (или, скорее, того, что видело другое существо). Часть трудностей в этом направлении исследований заключается в том, что наблюдаемые явления часто можно объяснить как простое обучение на основе стимулов и реакций, поскольку психические состояния часто можно вывести на основе наблюдаемых поведенческих сигналов. [11] В последнее время большая часть исследований нечеловеческой теории разума сосредоточена на обезьянах и человекообразных обезьянах , которые представляют наибольший интерес в изучении эволюции человеческого социального познания. Исследования можно разделить на три подраздела теории разума: атрибуция намерений, атрибуция знаний (и восприятия) и атрибуция убеждений.

  1. Атрибуция намерений . Исследования на шимпанзе, обезьянах-капуцинах и тонкинских макаках (Macaca tokeana) предоставили доказательства того, что они чувствительны к целям и намерениям других и способны различать ситуации, когда экспериментатор не может дать им еду, а когда экспериментатор просто не желает. к. [16] [17]
  2. Атрибуция знаний (и восприятия) . Хэйр и др. (2001) демонстрирует, что шимпанзе осознают то, что знают другие особи. Они также могут понимать, что воспринимает другой, и избирательно выбирают еду, невидимую для их конкурента. [18]
  3. Атрибуция убеждений . Тест на ложные убеждения — это комплексный тест, используемый для проверки теории мышления человека. Понимание языка является ключевым компонентом для понимания направлений теста на ложные убеждения, и исследователям пришлось проявить творческий подход, чтобы использовать этот тест в исследовании теории разума приматов, не являющихся людьми. Новейшие технологии позволили исследователям очень похоже на задачу ложного убеждения без необходимости использования языка. В Крупье и др. (2016) передовая технология отслеживания глаз использовалась для проверки понимания ложных убеждений у обезьян. Результаты этого эксперимента показали, что обезьяны понимали и точно предвидели поведение человека, придерживавшегося ложных убеждений. [19]

Были некоторые разногласия по поводу интерпретации данных, призванных продемонстрировать теорию умственных способностей — или неспособности — у животных. Часть этих дебатов касалась того, действительно ли животные способны ассоциировать когнитивные способности с другим человеком или они просто способны читать и понимать поведение. [20] [21] Повинелли и др. (1990) указывает, что большинство доказательств в поддержку теории разума великих обезьян связаны с натуралистическими условиями, к которым обезьяны уже адаптировались в результате прошлого обучения. Их «гипотеза реинтерпретации» объясняет доказательства, подтверждающие приписывание психических состояний другим людям у шимпанзе, как просто свидетельство обучения, основанного на риске; то есть шимпанзе на опыте узнают, что определенное поведение других шимпанзе может привести к определенным реакциям, без обязательного приписывания этим другим шимпанзе знаний или других намеренных состояний. Они предложили проверить теорию умственных способностей у человекообразных обезьян в новых, а не натуралистических условиях. [22] С тех пор экспериментаторы, как это было продемонстрировано Krupenye et al. (2016) приложили все усилия, чтобы контролировать поведенческие сигналы, поместив обезьян в новые условия, как предложили Повинелли и его коллеги. Исследования показали, что существуют убедительные доказательства того, что некоторые приматы, кроме человека, могут отслеживать психическое состояние, например желания и убеждения, других людей, которые нельзя связать с реакцией на заученные поведенческие сигналы. [19]

Общение в дикой природе

[ редактировать ]

На протяжении большей части 20-го века ученые, изучавшие приматов, считали вокализацию физической реакцией на эмоции и внешние раздражители. [23] Первые наблюдения вокализаций приматов, представляющих и относящихся к событиям внешнего мира, были замечены у верветок в 1967 году. [24] Крики с определенным намерением, такие как сигналы тревоги или брачные крики, наблюдались у многих отрядов животных, включая приматов. В результате этого открытия исследователи начали более глубоко изучать вокализацию мартышек-верветок. В ходе плодотворного исследования мартышек-верветок ученые проигрывали записи трех различных типов вокализации, которые они используют в качестве сигналов тревоги для леопардов, орлов и питонов. Обезьяны-верветки в этом исследовании реагировали на каждый призыв соответственно: поднимались по деревьям в поисках криков леопарда, искали хищников в небе в ответ на крики орла и смотрели вниз в поисках криков змей. [25] Это указывало на четкую связь с тем, что поблизости находится хищник и что это за хищник, вызывая конкретную реакцию. Использование записанных звуков в отличие от наблюдений в дикой природе позволило исследователям понять, что эти звуки содержат информацию о внешнем мире. [26] Это исследование также предоставило данные, свидетельствующие о том, что верветки улучшают свою способность классифицировать различных хищников и подавать сигналы тревоги для каждого хищника по мере взросления. Дальнейшие исследования этого явления показали, что детеныши верветок издают сигналы тревоги для более широкого спектра видов, чем взрослые особи. Взрослые используют сигналы тревоги только для леопардов, орлов и питонов, тогда как младенцы издают сигналы тревоги для наземных млекопитающих, птиц и змей соответственно. Данные показывают, что младенцы учатся использовать сигналы тревоги и реагировать на них, наблюдая за своими родителями. [27]

Известно, что другой вид обезьян, дикие обезьяны Кэмпбелла, производят последовательность вокализации, которая требует определенного порядка, чтобы вызвать определенное поведение у других обезьян. Изменение порядка звуков меняет итоговое поведение или значение вызова. Обезьяны дианы были изучены в эксперименте по привыканию-отвыканию, который продемонстрировал способность обращать внимание на смысловое содержание звуков, а не просто на акустический характер. Также было замечено, что приматы реагируют на сигналы тревоги других видов. Хохлатая цесарка , наземная птица, издает одиночный сигнал тревоги для всех обнаруженных ею хищников. Было замечено, что обезьяны Дианы реагируют на наиболее вероятную причину вызова, обычно на человека или леопарда, в зависимости от ситуации и реагируют в соответствии с ней. Если они посчитают, что леопард является наиболее вероятным хищником поблизости, они издадут свой собственный сигнал тревоги, характерный для леопарда, но если они думают, что это человек, они будут молчать и прятаться.

Способность приматов, кроме человека, понимать системы звуков, принадлежащих другим видам обезьян, встречается, но в ограниченной степени. В этом случае обезьяны Дианы и обезьяны Кэмпбелла часто образуют смешанные видовые группы, но, похоже, они реагируют только на сигналы друг друга, связанные с опасностью. [28]

Использование инструмента

[ редактировать ]
Использование инструментов гориллой

Есть много сообщений о том, что приматы изготавливали или использовали инструменты как в дикой природе, так и в неволе. шимпанзе , гориллы , орангутанги , обезьяны-капуцины , бабуины и мандрилы Сообщается, что используют инструменты. Использование орудий приматами разнообразно и включает охоту (млекопитающие, беспозвоночные, [29] рыбу), сбор меда, [30] переработка продуктов питания (орехов, фруктов, овощей и семян), сбор воды, оружия и укрытия.

Изготовление инструментов встречается гораздо реже, но было зарегистрировано у орангутанов. [31] бонобо и бородатые обезьяны-капуцины. Исследования 2007 года показывают, что шимпанзе в Фонголи саванне затачивают палки, чтобы использовать их в качестве копий во время охоты, что считается первым свидетельством систематического использования оружия видами, отличными от людей. [32] [33] Пленные гориллы изготовили множество инструментов. [34] В дикой природе мандрилы чистили уши модифицированными инструментами. Ученые засняли, как большой самец мандрила в Честерском зоопарке (Великобритания) срезает ветку, по-видимому, чтобы сделать ее уже, а затем с помощью модифицированной палки соскребает грязь из-под ногтей на ногах. [35] [36]

В последнее время возникли разногласия по поводу того, представляет ли использование орудий более высокий уровень физического познания, хотя это противоречит давней традиции использования орудий как придающего высший статус в животном мире. Одно исследование предполагает, что приматы могли использовать инструменты из-за экологических или мотивационных подсказок, а не из-за понимания народной физики или способности к планированию будущего. [37]

Решение проблем

[ редактировать ]

В 1913 году Вольфганг Келер начал писать книгу о решении проблем под названием «Менталитет обезьян» (1917). В этом исследовании Келер наблюдал, как шимпанзе решают проблемы, например, доставание бананов, находящихся вне досягаемости. Он обнаружил, что они сложили деревянные ящики и использовали их в качестве импровизированных лестниц для извлечения еды. Если бананы клали на землю за пределами клетки, они использовали палки, чтобы увеличить длину рук.

Кёлер пришел к выводу, что шимпанзе не пришли к этим методам методом проб и ошибок , американский психолог Эдвард Торндайк назвал основой всего обучения животных (которые, согласно его закону эффекта ), а, скорее, испытали прозрение ( иногда известный как эффект Эврики или опыт «ага»), в ходе которого, осознав ответ, они затем приступили к его осуществлению способом, который, по словам Келера, был «непоколебимо целенаправленным».

Задавать вопросы и давать отрицательные ответы

[ редактировать ]

В 1970-х и 1980-х годах высказывались предположения, что обезьяны не способны задавать вопросы и давать отрицательные ответы. Согласно многочисленным опубликованным исследованиям, обезьяны способны отвечать на человеческие вопросы, а словарный запас аккультурированных обезьян содержит вопросительные слова. [38] [39] [40] [41] [42] Несмотря на эти способности, согласно опубликованной исследовательской литературе, обезьяны не способны сами задавать вопросы, а в разговорах между человеком и приматами вопросы задают только люди. Энн и Дэвид Премак разработали потенциально многообещающую методологию обучения обезьян задавать вопросы в 1970-х годах: «В принципе, допросу можно научить либо путем удаления элемента из знакомой ситуации в мире животных, либо путем удаления элемента из языка, который отображает Вполне вероятно, что можно вызвать вопросы, целенаправленно удаляя ключевые элементы из знакомой ситуации. Предположим, шимпанзе получил свою ежедневную порцию еды в определенное время и в определенном месте, а затем однажды еды там не оказалось. в вопросительном вопросительном вопросе можно спросить: «Где моя еда?» или, в случае Сары: «Моя еда?» Сару никогда не оказывали в ситуации, которая могла бы вызвать такой допрос, потому что для наших целей было легче научить Сару отвечать на вопросы». [43]

Десять лет спустя Премаки написали: «Хотя [Сара] поняла вопрос, сама она не задавала никаких вопросов — в отличие от ребенка, который задает бесконечные вопросы, например: «Что это? Кто шумит? Когда папа придет домой? Я иду к бабушке». Где щенок? Той? Сара никогда не задерживала уход своего дрессировщика после уроков, спрашивая, куда он идет, когда она возвращается или что-то еще». [44]

Несмотря на все свои достижения, Канзи и Панбаниша также пока не продемонстрировали умения задавать вопросы. Джозеф Жордания предположил, что способность задавать вопросы может быть решающим когнитивным порогом между умственными способностями человека и других обезьян . [45] Жордания предположил, что постановка вопросов — это не вопрос умения использовать синтаксические конструкции, а прежде всего вопрос когнитивных способностей.

g- фактор интеллекта у приматов

[ редактировать ]

Общий фактор интеллекта, или g- фактор , представляет собой психометрическую конструкцию, которая суммирует корреляции, наблюдаемые между оценками человека по различным показателям когнитивных способностей . Впервые описанный у людей, фактор g с тех пор был идентифицирован у ряда видов, кроме человека. [46]

В частности, приматы оказались в центре внимания исследований g из-за их тесных таксономических связей с человеком. Анализ главных компонентов, проведенный в рамках метаанализа 4000 статей о поведении приматов, включая 62 вида, показал, что 47% индивидуальных различий в тестах на когнитивные способности объяснялись одним фактором, контролирующим социально-экологические переменные. [46] Это значение укладывается в принятый диапазон влияния g на IQ . [47]

Однако ведутся споры относительно одинакового влияния g на всех приматов. Исследование 2012 года, выявившее отдельных шимпанзе, которые стабильно хорошо справлялись с когнитивными задачами, обнаружило группы способностей вместо общего фактора интеллекта. [48] В этом исследовании использовались индивидуальные данные, и утверждается, что их результаты нельзя напрямую сравнивать с предыдущими исследованиями с использованием групповых данных, в которых были обнаружены доказательства существования g . необходимы дальнейшие исследования Для определения точной природы g у приматов .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Майкл Томаселло; Хосеп Колл (1997). Сознание приматов . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-510624-4 .
  2. ^ Бош С, Бош Х (1990). «Использование орудий и изготовление орудий у диких шимпанзе». Фолиа Приматологическая; Международный журнал приматологии . 54 (1–2): 86–99. дои : 10.1159/000156428 . ПМИД   2157651 .
  3. ^ Вестергаард Г.К., Лундквист А.Л., Хейни М.К., Кун Х.Э., Суоми С.Дж. (июнь 1998 г.). «Почему некоторые обезьяны-капуцины (Cebus apella) используют зондирующие инструменты (а другие нет)». Журнал сравнительной психологии . 112 (2): 207–211. дои : 10.1037/0735-7036.112.2.207 . ПМИД   9642788 .
  4. ^ де Ваал Ф.Б., Дэвис Дж.М. (2003). «Когнитивная экология капуцинов: сотрудничество, основанное на прогнозируемой отдаче». Нейропсихология . 41 (2): 221–228. CiteSeerX   10.1.1.496.9719 . дои : 10.1016/S0028-3932(02)00152-5 . ПМИД   12459220 . S2CID   8190458 .
  5. ^ Парр Л.А., Уинслоу Дж.Т., Хопкинс В.Д., де Ваал Ф.Б. (март 2000 г.). «Распознавание лицевых сигналов: индивидуальная дискриминация шимпанзе (Pan troglodytes) и макак-резусов (Macaca mulatta)» . Журнал сравнительной психологии . 114 (1): 47–60. дои : 10.1037/0735-7036.114.1.47 . ПМК   2018744 . ПМИД   10739311 .
  6. ^ Парр Л.А., де Ваал Ф.Б. (июнь 1999 г.). «Визуальное распознавание родства у шимпанзе». Природа . 399 (6737): 647–648. Бибкод : 1999Natur.399..647P . дои : 10.1038/21345 . ПМИД   10385114 . S2CID   4424086 .
  7. ^ Фудзита К., Ватанабэ К., Видарто Т.Х., Сурьоброто Б. (1997). «Дискриминация макак со стороны макак: случай видов Сулавеси». Приматы . 38 (3): 233–245. дои : 10.1007/BF02381612 . S2CID   21042762 .
  8. ^ Позвоните Джей (июнь 2001 г.). «Постоянство объектов у орангутанов (Pongo pygmaeus), шимпанзе (Pan troglodytes) и детей (Homo sapiens)». Журнал сравнительной психологии . 115 (2): 159–171. дои : 10.1037/0735-7036.115.2.159 . ПМИД   11459163 .
  9. ^ Итакура С., Танака М. (июнь 1998 г.). «Использование сигналов экспериментатора во время задач по выбору объекта шимпанзе ( Pan troglodytes ), орангутанга ( Pongo pygmaeus ) и человеческих младенцев ( Homo sapiens )». Журнал сравнительной психологии . 112 (2): 119–126. дои : 10.1037/0735-7036.112.2.119 . ПМИД   9642782 .
  10. ^ Гуте С., Тинус-Блан С., Воклер Дж. (2001). «Макаки-резусы используют геометрическую и негеометрическую информацию во время задачи переориентации». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 130 (3): 505–519. дои : 10.1037/0096-3445.130.3.505 . ПМИД   11561924 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Льюис Л., Крупенье К. (24 июня 2021 г.). «Теория разума у ​​нечеловеческих приматов». PsyArXiv . дои : 10.31234/osf.io/c568f . S2CID   237857077 .
  12. ^ Премак Д., Вудрафф Г. (декабрь 1978 г.). «Есть ли у шимпанзе теория разума?» . Поведенческие и мозговые науки . 1 (4): 515–526. дои : 10.1017/S0140525X00076512 . S2CID   141321709 .
  13. ^ Андерсон-младший, Монтант М., Шмитт Д. (август 1996 г.). «Макаки-резусы не могут использовать направление взгляда в качестве подсказки экспериментатора в задаче по выбору объекта». Поведенческие процессы . 37 (1): 47–55. дои : 10.1016/0376-6357(95)00074-7 . ПМИД   24897158 . S2CID   19504558 .
  14. ^ Бирн Р.В., Уайтен А. (июнь 1988 г.). «На пути к следующему поколению качества данных: новое исследование тактического обмана приматов». Поведенческие и мозговые науки . 11 (2): 267–273. дои : 10.1017/S0140525X00049955 . S2CID   143667510 .
  15. ^ Херрманн Э., Колл Дж., Эрнандес-Льореда М.В., Заяц Б., Томаселло М. (сентябрь 2007 г.). «Люди развили специализированные навыки социального познания: гипотеза культурного интеллекта». Наука . 317 (5843): 1360–1366. Бибкод : 2007Sci...317.1360H . дои : 10.1126/science.1146282 . ПМИД   17823346 . S2CID   686663 .
  16. ^ Колл Дж., Заяц Б., Карпентер М., Томаселло М. (сентябрь 2004 г.). « Не желающий» против «неспособный»: понимание шимпанзе намеренных действий человека». Наука развития . 7 (4): 488–498. дои : 10.1111/j.1467-7687.2004.00368.x . ПМИД   15484596 .
  17. ^ Кантелуп К., Менье Х (3 мая 2017 г.). « «Не желаю» против «неспособен»: понимание тонкеанскими макаками целенаправленных действий человека» . ПерДж . 5 : е3227. дои : 10.7717/peerj.3227 . ПМК   5419206 . ПМИД   28480137 .
  18. ^ Заяц Б, Колл Дж, Томаселло М (январь 2001 г.). «Знают ли шимпанзе то, что знают сородичи?». Поведение животных . 61 (1): 139–151. дои : 10.1006/anbe.2000.1518 . ПМИД   11170704 . S2CID   3402554 .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крупенье С., Кано Ф., Хирата С., Колл Дж., Томаселло М. (октябрь 2016 г.). «Обезьяны ожидают, что другие люди будут действовать в соответствии с ложными убеждениями». Наука . 354 (6308): 110–114. Бибкод : 2016Sci...354..110K . doi : 10.1126/science.aaf8110 . hdl : 10161/13632 . ПМИД   27846501 . S2CID   19959653 .
  20. ^ Эйес С (апрель 2015 г.). «Чтение мыслей животных: в чем проблема?». Психономический бюллетень и обзор . 22 (2): 313–327. дои : 10.3758/s13423-014-0704-4 . ПМИД   25102928 . S2CID   37581900 .
  21. ^ Пенн, округ Колумбия, диджей Повинелли (апрель 2007 г.). «Об отсутствии доказательств того, что животные, кроме человека, обладают чем-то отдаленно напоминающим «теорию разума» » . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 362 (1480): 731–744. дои : 10.1098/rstb.2006.2023 . ПМК   2346530 . ПМИД   17264056 .
  22. ^ Повинелли DJ, Нельсон К.Е., Бойсен С.Т. (сентябрь 1990 г.). «Выводы о догадках и познаниях шимпанзе (Пан-троглодитов)» . Журнал сравнительной психологии . 104 (3): 203–210. дои : 10.1037/0735-7036.104.3.203 . ПМИД   2225758 .
  23. ^ Чейни Д.Л., Сейфарт Р.М. (2007). Метафизика бабуина . Издательство Чикагского университета. дои : 10.7208/Чикаго/9780226102429.001.0001 . ISBN  978-0-226-10244-3 .
  24. ^ Струсакер Т.Т. (июнь 1967 г.). «Поведение верветок и других церкопитеков. Новые данные показывают структурное единообразие в жестах полудревесных и наземных церкопитеков». Наука . 156 (3779): 1197–1203. Бибкод : 1967Sci...156.1197S . дои : 10.1126/science.156.3779.1197 . ПМИД   4960943 . S2CID   84150741 .
  25. ^ Сейфарт Р.М., Чейни Д.Л., Марлер П. (ноябрь 1980 г.). «Реакция обезьян на три разных сигнала тревоги: свидетельства классификации хищников и семантическая связь». Наука . 210 (4471): 801–803. Бибкод : 1980Sci...210..801S . дои : 10.1126/science.7433999 . ПМИД   7433999 .
  26. ^ «Роберт Зейфарт: Могут ли обезьяны говорить? — YouTube» . www.youtube.com . Проверено 2 ноября 2020 г.
  27. ^ Зейфарт Р.М., Чейни Д.Л. (26 апреля 2010 г.). «Онтогенез тревожного поведения верветок: предварительный отчет». Журнал психологии животных . 54 (1): 37–56. дои : 10.1111/j.1439-0310.1980.tb01062.x .
  28. ^ Зубербюлер К. (апрель 2000 г.). «Межвидовая смысловая коммуникация у двух лесных приматов» . Слушания. Биологические науки . 267 (1444): 713–718. дои : 10.1098/rspb.2000.1061 . ПМК   1690588 . ПМИД   10821618 .
  29. ^ «Шимпанзе создают идеальную удочку» . 3 марта 2009 г. Получено 21 мая 2020 г. - через news.bbc.co.uk.
  30. ^ « Вооруженный» шимпанзе получает медовую награду . 18 марта 2009 г. Получено 21 мая 2020 г. - через news.bbc.co.uk.
  31. ^ ван Шайк CP, Fox EA, Ситомпул AF (апрель 1996 г.). «Производство и использование инструментов у диких суматранских орангутанов. Последствия для эволюции человека». Die Naturwissenschaften . 83 (4): 186–188. Бибкод : 1996NW.....83..186В . дои : 10.1007/BF01143062 . ПМИД   8643126 . S2CID   27180148 .
  32. ^ Пруц Дж.Д., Бертолани П. (март 2007 г.). «Шимпанзе саванны, Pan troglodytes verus, охотятся с помощью инструментов» . Современная биология . 17 (5): 412–417. дои : 10.1016/j.cub.2006.12.042 . ПМИД   17320393 . S2CID   16551874 .
  33. ^ «Шимпанзе используют «копья» для охоты на млекопитающих, говорится в исследовании » Наука . 27 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2018 г. Проверено 21 мая 2020 г.
  34. ^ Ванчатова, М. (2008). «Гориллы и инструменты. Часть I» . Проверено 4 августа 2013 г.
  35. ^ Гилл В. (22 июля 2011 г.). «Обезьянка-мандрил делает инструмент для педикюра» . Би-би-си . Проверено 11 августа 2013 г.
  36. ^ «Мандрил чистит под ногтями инструмент» . Проверено 21 мая 2020 г.
  37. ^ Эмери, Нью-Джерси, Клейтон Н.С. (февраль 2009 г.). «Использование инструментов и физическое познание у птиц и млекопитающих». Современное мнение в нейробиологии . 19 (1): 27–33. дои : 10.1016/j.conb.2009.02.003 . ПМИД   19328675 . S2CID   18277620 .
  38. ^ Терраса ХС (1980). Ним . Лондон: Эйр Метуэн.
  39. ^ Гарднер Р.А., Гарднер Р.А., Гарднер Б.Т. (2013). Структура обучения: от жестовых стимулов к языку жестов . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-134-80514-3 .
  40. ^ Премак Д. (1976). Язык и интеллект у обезьяны и человека . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  41. ^ Рамбо Д.М., Gill TV (1977). «Использование «стандартных» предложений не по первоначальному назначению». В Рамбо DM (ред.). Изучение языка шимпанзе. Проект Лана . Нью-Йорк: Академическая пресса. стр. 172–192.
  42. ^ Паттерсон Ф., Линден Э. (1981). Образование Коко . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  43. ^ Премак А.Дж., Премак Д. (октябрь 1972 г.). «Обучение языку обезьяны». Научный американец . 227 (4). WH Freeman and Company: 92–99. Бибкод : 1972SciAm.227d..92P . doi : 10.1038/scientificamerican1072-92 .
  44. ^ Премак Д., Премак А.Дж. (1983). Разум обезьяны . Нью-Йорк, Лондон: WW Norton & Company. п. 29.
  45. ^ Жордания Дж (2006). Кто задал первый вопрос? Истоки хорового пения, интеллекта, языка и речи человека . Тбилиси, Грузия: Логотипы.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Читатель С.М., Хагер Ю., Лаланд К.Н. (апрель 2011 г.). «Эволюция общего и культурного интеллекта приматов» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 366 (1567): 1017–1027. дои : 10.1098/rstb.2010.0342 . ПМК   3049098 . ПМИД   21357224 .
  47. ^ Кампхаус РВ (2005). Клиническая оценка интеллекта детей и подростков . Springer Science & Business Media.
  48. ^ Херрманн Э., Колл Дж. (октябрь 2012 г.). «Есть ли гении среди обезьян?» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки . 367 (1603): 2753–2761. дои : 10.1098/rstb.2012.0191 . ПМЦ   3427546 . ПМИД   22927574 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c290a80f01d3d5b2b6e5392fac00e3bd__1721336460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/bd/c290a80f01d3d5b2b6e5392fac00e3bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Primate cognition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)