Эволюционная психология развития
Часть серии о |
Психология |
---|
![]() |
Эволюционная психология развития ( ЭПР ) — это исследовательская парадигма, которая применяет основные принципы эволюции путем естественного отбора для понимания развития человеческого поведения и познания. Оно предполагает изучение как генетических , так и экологических механизмов, лежащих в основе развития социальных и когнитивных компетенций, а также эпигенетических ( взаимодействий гена и окружающей среды ) процессов, которые адаптируют эти компетенции к местным условиям. [1]
рассматривает как достоверно развивающиеся, видотипические особенности онтогенеза (адаптации развития), так и индивидуальные различия ЭДП с эволюционной точки зрения в поведении. В то время как эволюционные взгляды склонны рассматривать большинство индивидуальных различий как результат случайного генетического шума (побочные продукты эволюции) [2] и/или особенности (например, группы сверстников, образование, районы проживания и случайные встречи) [3] EDP утверждает, что не продукты естественного отбора, а естественный отбор может способствовать возникновению индивидуальных различий посредством «адаптивной пластичности развития». [1] [4] С этой точки зрения человеческое развитие следует альтернативным стратегиям жизненного цикла в ответ на изменчивость окружающей среды, а не следует одной типичной для вида модели развития. [1]
ЭДП тесно связана с теоретической основой эволюционной психологии (ЭП), но также отличается от ЭП в нескольких областях, включая: исследовательский акцент (ЭДП фокусируется на адаптациях онтогенеза, в отличие от адаптации взрослой жизни); учет ближайшей онтогенетики; факторы окружающей среды (т.е. то, как происходит развитие) в дополнение к более важным факторам (т.е. почему происходит развитие). Эти вещи находятся в центре внимания господствующей эволюционной психологии. [5]
История
[ редактировать ]Развитие и эволюция
[ редактировать ]Как и общепринятая эволюционная психология , EDP уходит корнями в Чарльза Дарвина теорию естественного отбора . Сам Дарвин подчеркивал развитие, используя процесс эмбриологии в качестве доказательства в поддержку своей теории. [6] [7] [8] Из «Происхождения человека» :
«Человек развивается из семяпочки... которая ничем не отличается от семязачатков других животных. Сам эмбрион в очень раннем периоде едва ли можно отличить от эмбриона других представителей царства позвоночных». [7]
Дарвин также опубликовал свои наблюдения за развитием одного из своих сыновей в 1877 году, отметив эмоциональное, моральное и языковое развитие ребенка. [9]
Несмотря на столь ранний акцент на процессах развития, теории эволюции и теории развития долгое время рассматривались как отдельные или даже противоположные друг другу (дополнительную информацию см. в разделе « Природа и воспитание »). С момента появления современного эволюционного синтеза эволюционная теория была в первую очередь «геноцентричной» , а процессы развития часто рассматривались как второстепенные. [8] Оценка развития, сделанная эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1973 году, иллюстрирует этот сдвиг: «Детали процессов эмбриологического развития, какими бы интересными они ни были, не имеют отношения к эволюционным соображениям». [10] Точно так же социобиолог Э. О. Уилсон рассматривал онтогенетические вариации как «шум развития». [11] [12]
В результате такого изменения взглядов многие биологи, интересующиеся такими темами, как эмбриология и системы развития, впоследствии перешли к эволюционной биологии развития . [13]
Эволюционные перспективы психологии развития
[ редактировать ]Несмотря на минимизацию развития в эволюционной теории, ранняя психология развития находилась под влиянием эволюции. И теория эволюции Дарвина, и Карла Эрнста фон Бэра сформировали ранние мысли в области психологии развития. принципы онтогенеза [12] Вильгельм Т. Прейер , пионер детской психологии, был сильно вдохновлен работами Дарвина и подошел к умственному развитию детей с эволюционной точки зрения. [14]
Однако эволюционная теория оказала ограниченное влияние на психологию развития в целом. [5] и некоторые авторы утверждают, что даже его раннее влияние было минимальным. [15] Психология развития, как и социальные науки в целом, долгое время сопротивлялась эволюционным теориям развития. [5] (за некоторыми заметными исключениями, такими как работа Джона Боулби по теории привязанности). [16] Эволюционные подходы к человеческому поведению считались и в некоторой степени продолжают считаться формой генетического детерминизма и пренебрегать ролью культуры и опыта в формировании человеческого поведения (см. Стандартную модель социальных наук ). [5] [17]
Одна группа психологов развития, которые придерживаются эволюционных взглядов, — это нативисты , которые утверждают, что младенцы обладают врожденными когнитивными механизмами (или модулями), которые позволяют им приобретать важную информацию, такую как язык (яркий пример см. в «Универсальной грамматике» ). [18] [19]
Эволюционная психология развития
[ редактировать ]Эволюционную психологию развития можно рассматривать как более целенаправленную теоретическую основу, заимствованную из более широкой области эволюционной психологии (ЭП). Основная эволюционная психология выросла из более ранних движений, которые применяли принципы эволюционной биологии для понимания разума и поведения, таких как социобиология, этология и поведенческая экология. [5] отличается от этих более ранних подходов тем, что фокусируется на выявлении психологических адаптаций, а не адаптивного поведения. [20] Хотя теория EDP в целом совпадает с теорией основного направления EP, ее отличает сознательное стремление согласовать теории эволюции и развития. [5] Теория EDP расходится с общепринятой эволюционной психологией как по степени важности, придаваемой окружающей среде, влияющей на поведение, так и по тому, как эволюция повлияла на развитие человеческой психологии. [5]
Сторонники EDP утверждают, что эволюционные психологи, хотя и признают роль окружающей среды в формировании поведения и делают заявления о ее влиянии, редко разрабатывают явные модели (т. е. предсказания того, как окружающая среда может формировать поведение) в поддержку своих утверждений. [5] EDP стремится отличиться от основного направления эволюционной психологии таким образом, принимая системный подход развития и подчеркивая, что функция на одном уровне организации (например, генетическом уровне) влияет на организацию на соседних уровнях организации. Теоретики систем развития, такие как Роберт Ликлитер, отмечают, что продукты развития являются как генетическими, так и эпигенетическими, и ставят под сомнение строго геноцентричный взгляд на эволюцию. [21] [22] Однако некоторые авторы опровергли утверждение о том, что ведущие эволюционные психологи не интегрируют теорию развития в свои теоретические программы, и еще больше поставили под сомнение ценность теории систем развития. [23] (см. Критика ).
Кроме того, психологи эволюционного развития уделяют особое внимание исследованиям психологического развития и поведения на протяжении всей жизни. Пионеры EDP противопоставляют свою работу работе традиционных эволюционных психологов, которые, по их мнению, фокусируются в первую очередь на взрослых, особенно на поведении, связанном с общением и спариванием. [1]
Эволюционные психологи развития работали над объединением теорий эволюции и развития, пытаясь синтезировать их, не отказываясь от теоретических основ ни одной из них. Эти усилия очевидны в типах вопросов, которые задают исследователи, работающие в парадигме EDP; Что касается Николааса Тинбергена четырех категорий вопросов , EP обычно сосредотачивается на эволюционных вопросах («Почему»), тогда как EDP явно объединяет непосредственные вопросы («Как») с предположением, что более глубокое понимание первой категории приведет к пониманию сути проблемы. последний. [5] В следующей таблице представлен обзор вопросов Тинбергена.
Последовательная и статическая перспектива | |||
---|---|---|---|
Исторический/Развитие Объяснение нынешней формы с точки зрения исторической последовательности | Текущая форма Объяснение современной формы вида | ||
Вопросы «Как» и «Почему» | Ближайший Как функционируют структуры отдельного организма | Онтогенез Объяснения изменений в организме человека , связанных с развитием , от ДНК до их нынешней формы. | Механизм Механистические объяснения того, как работают структуры организма |
Эволюционный Почему вид развил те структуры (адаптации), которые у него есть? | Филогения История эволюции последовательных изменений вида на протяжении многих поколений. | Приспособление Видовая черта, которая развилась для решения репродуктивной проблемы или проблемы выживания в среде предков. |
Основные предположения
[ редактировать ]В следующем списке суммированы общие теоретические предположения EDP. Из «Эволюционной психологии развития». [1] в «Справочнике по эволюционной психологии» :
- Все эволюционно обусловленные характеристики фенотипа взрослых развиваются, и это требует изучения не только функционирования этих характеристик у взрослых, но и их онтогенеза .
- Все эволюционировавшие характеристики развиваются посредством непрерывных и двунаправленных взаимодействий генов и окружающей среды, которые динамически проявляются с течением времени.
- Младенцы и дети в результате естественного отбора подготовлены к тому, чтобы обрабатывать одну информацию легче, чем другую.
- Развитие сдерживается генетическими, экологическими и культурными факторами.
- Младенцы и дети демонстрируют высокую степень пластичности развития и адаптивной чувствительности к контексту.
- Необходимо продолжительное детство, в котором можно изучить сложности человеческих социальных сообществ.
- Многие аспекты детства служат подготовкой к взрослой жизни и были отобраны в ходе эволюции (отсроченные адаптации).
- Некоторые характеристики младенцев и детей были выбраны для выполнения адаптивной функции в определенные периоды развития, а не для подготовки к взрослой жизни (онтогенетические адаптации).
Адаптации развития
[ редактировать ]EDP предполагает, что естественный отбор создает адаптации для определенных стадий развития, а не только определяет взрослые состояния. [1] [5] [8] Зачастую исследователи ЭДП стремятся выявить такие адаптации, которые подразделяют на отсроченные, онтогенетические и условные адаптации. [1]
Отложенные адаптации
[ редактировать ]Некоторые модели поведения или черты характера, проявившиеся в детстве или подростковом возрасте, могли быть выбраны в качестве подготовки к взрослой жизни, типу адаптации, который эволюционные психологи развития назвали «отложенной адаптацией». [24] Половые различия в детских играх могут быть примером такого типа адаптации: более высокая частота «грубых» игр среди мальчиков, а также содержательные различия в фантазийных играх (межкультурные, [25] девочки больше участвуют в «родительских» играх, чем мальчики). [26] кажется, служат ранней подготовкой к тем ролям, которые мужчины и женщины играют во многих существующих современных обществах и, предположительно, играют на протяжении всей истории эволюции человека. [1]
Онтогенетические адаптации
[ редактировать ]В отличие от отсроченных адаптаций, которые готовят людей к будущей среде (т. е. к взрослой жизни), онтогенетические адаптации адаптируют людей к текущей среде. [5] Эти адаптации выполняют определенную функцию в течение определенного периода развития, после чего отбрасываются. Онтогенетические адаптации могут быть физиологическими (например, когда плоды млекопитающих получают питание и кислород из плаценты до рождения, но уже не используют плаценту после рождения) и психологическими. [1] Дэвид Ф. Бьорклунд утверждал, что имитация мимики младенцев, имеющая предсказуемое окно развития и, казалось бы, разные функции в разном возрасте, свидетельствует о том, что это онтогенетическая адаптация. [27]
Условные адаптации
[ редактировать ]EDP подчеркивает, что дети демонстрируют значительную пластичность развития, и предлагает особый тип адаптации, способствующий адаптивной пластичности развития, называемый условной адаптацией. Условные адаптации обнаруживают соответствующие сигналы окружающей среды и реагируют на них, изменяя пути развития таким образом, чтобы лучше адаптировать человека к конкретной среде. Эти адаптации позволяют организмам реализовывать альтернативные и случайные стратегии жизненного цикла в зависимости от факторов окружающей среды. [28]
Связанные исследования
[ редактировать ]Социальное обучение и эволюция детства
[ редактировать ]Гипотеза социального мозга (или макиавеллистская) утверждает, что возникновение сложной социальной среды (например, больших размеров групп) послужило ключевым фактором отбора в эволюции человеческого интеллекта. [29] У приматов более крупный мозг приводит к удлинению ювенильного периода, [30] а некоторые авторы утверждают, что у людей развились (и/или расширились) новые стадии развития: детство и юность. [31] в ответ на растущую социальную сложность и сложное социальное обучение. [1] [32]
Хотя многие виды в некоторой степени демонстрируют социальное обучение и, по-видимому, обладают поведенческими традициями (т. е. культурой), люди могут передавать культурную информацию из поколения в поколение с очень высокой точностью. [33] Высокоточное культурное обучение – это то, что многие утверждают, необходимо для кумулятивной культурной эволюции . [34] [35] и окончательно наблюдался только у людей, хотя приводились аргументы в пользу шимпанзе, орангутанов и новокаледонских ворон. [33] [36] Исследователи, ориентированные на развитие, предположили, что чрезмерное копирование поведенческих моделей облегчает культурное обучение, [37] явление, которое возникает у детей к трем годам [38] и, по-видимому, отсутствует у шимпанзе. [39]
Сотрудничество и просоциальность
[ редактировать ]Поведения, приносящие пользу другим членам социальной группы, особенно те, которые кажутся дорогостоящими для просоциального или « альтруистического » человека, получили значительное внимание со стороны дисциплин, занимающихся эволюцией поведения. [40] Майкл Томаселло утверждал, что сотрудничество и просоциальность — это развитые характеристики человеческого поведения. [41] ссылаясь на появление «помогающего» поведения на ранних стадиях развития (наблюдаемого среди младенцев в возрасте 18–24 месяцев) в качестве одного из доказательств. [42] Исследователи, изучающие онтогенез и эволюцию человеческого сотрудничества, планировали эксперименты, целью которых было выявить просоциальность младенцев и маленьких детей, а затем сравнить успеваемость детей с успеваемостью других животных, обычно шимпанзе. [1] Хотя некоторые проявления помогающего поведения, демонстрируемые младенцами и маленькими детьми, наблюдались и у шимпанзе, дети дошкольного возраста, как правило, демонстрируют большую просоциальность, чем взрослые шимпанзе, выращенные человеком и полусвободно живущие. [43]
Стратегии жизненного цикла и пластичность развития
[ редактировать ]Исследователи EDP подчеркивают, что развитые стратегии зависят от контекста, в том смысле, что стратегия, оптимальная в одной среде, часто будет неоптимальной в другой среде. Они утверждают, что это приведет к тому, что естественный отбор будет отдавать предпочтение «адаптивной пластичности развития», позволяя организму изменять траекторию своего развития в ответ на сигналы окружающей среды. [1] [4]
С этим связана идея стратегии жизненного цикла , которую можно концептуализировать как цепочку решений о распределении ресурсов (например, распределение ресурсов на рост или на воспроизводство), которые принимает организм. [1] Биологи использовали теорию истории жизни, чтобы охарактеризовать межвидовые различия в распределении ресурсов с точки зрения быстро-медленного континуума (см. теорию отбора r/K ), [44] а совсем недавно некоторые антропологи и психологи применили этот континуум, чтобы понять внутривидовые различия в компромиссах между репродуктивными и соматическими усилиями. [45] [46] [47]
Некоторые авторы утверждают, что среда детства и опыт ранней жизни имеют большое влияние на определение стратегии истории жизни человека. [47] [48] Было показано, что такие факторы, как подверженность насилию, суровое воспитание детей и непредсказуемость окружающей среды (например, частые переезды, нестабильный состав семьи), коррелируют с предлагаемыми поведенческими индикаторами «быстрых» стратегий жизненного цикла. [49] (например, раннее половое созревание, нестабильные отношения в паре, импульсивность и снижение сотрудничества), где текущее воспроизводство имеет приоритет над будущим воспроизводством. [1]
Критика
[ редактировать ]Джон Туби , Леда Космидес и Х. Кларк Барретт опровергли утверждения о том, что господствующая эволюционная психология пренебрегает развитием, утверждая, что их дисциплина на самом деле исключительно заинтересована в развитии и очень внимательно относится к нему. В частности, они называют кросс-культурные исследования своего рода естественным «экспериментом» развития, который может выявить влияние культуры на формирование результатов развития. Авторы утверждают, что аргументы теоретиков систем развития состоят в основном из трюизмов , которые хорошо известны эволюционным психологам, и что теория систем развития не имеет научной ценности, поскольку она не способна генерировать какие-либо предсказания. [17]
Дебра Либерман аналогичным образом возражала против характеристики эволюционной психологии как неосведомленной о принципах развития. Либерман утверждал, что и теоретики систем развития, и эволюционные психологи преследуют общую цель — раскрыть типичную для вида когнитивную архитектуру, а также онтогенез этой архитектуры. [50]
См. также
[ редактировать ]- Психология развития
- Дифференциальная восприимчивость
- Теория двойного наследования
- Эпигенетическая теория
- Эволюционная педагогическая психология
- Эволюционная психология
- FOXP2 и эволюция человека
- Поведенческая экология человека
- Теория истории жизни
- Природа и воспитание
- Arc.Ask3.Ru:Исследовательские ресурсы/Эволюция и поведение человека
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Бьёрклунд, Дэвид Ф; Блази, Карлос Эрнандес; Эллис, Брюс Дж (26 октября 2015 г.). «Эволюционная психология развития». У Дэвида М. Басса (ред.). Справочник по эволюционной психологии . Том. 2. Джон Уайли и сыновья. п. 905. ИСБН 978-1-118-75580-8 .
- ^ Туби, Джон (1990). «Об универсальности человеческой природы и уникальности личности: роль генетики и адаптации». Журнал личности . 58 (1): 17–67. дои : 10.1111/j.1467-6494.1990.tb00907.x . ПМИД 2198338 .
- ^ Пинкер, Стивен (2002). «Глава 19: Дети». Чистый лист . Нью-Йорк: Книги Пингвина.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вест-Эберхард, Мэри Джейн (2003). Пластичность развития и эволюция . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Блази, Карлос Эрнандес; Бьорклунд, Дэвид Ф. (2003). «Эволюционная психология развития: новый инструмент для лучшего понимания онтогенеза человека» . Человеческое развитие . 46 (5): 259–281. дои : 10.1159/000071935 . S2CID 143721157 . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Дарвин, Чарльз (1859). О происхождении видов . Джон Мюррей.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дарвин, Чарльз (1874). «Глава 1: Свидетельства происхождения человека от какой-то низшей формы». Происхождение человека и отбор по признаку пола (2-е изд.). Джон Мюррей.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Махлуф, Карин; Лидде, Джеймс Р.; Бьорклунд, Дэвид Ф. (2014). «Введение в эволюционную психологию развития» . Эволюционная психология . 12 (2): 264–272. дои : 10.1177/147470491401200201 . ПМЦ 10426875 . ПМИД 25299879 .
- ^ Дарвин, Чарльз (1877). «Биографический очерк младенца» . Разум .
- ^ Докинз, Ричард (2006) [1976]. Эгоистичный ген . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 62 . ISBN 978-0-19-929115-1 .
- ^ Уилсон, Эдвард О. (1975). Социобиология: новый синтез . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэрнс, Роберт Б. (2007). «Создание психологии развития» (PDF) . Справочник по психологии развития . Джон Уайли и сыновья. дои : 10.1002/9780470147658.chpsy0103 . ISBN 978-0470147658 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2016 г. Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ Моранж, Мишель (2011). «Эволюционная биология развития, ее корни и особенности» . Биология развития . 357 (1). Эльзевир: 13–16. дои : 10.1016/j.ydbio.2011.03.013 . ПМИД 21447330 .
- ^ Прейер, Вильгельм (1948) [1882]. «Разум ребенка». Чтения по истории психологии . Восточный Норуолк, Коннектикут: Век. дои : 10.1037/11304-030 .
- ^ Чарльзуорт, Уильям Р. (1992). «Дарвин и психология развития: прошлое и настоящее». Психология развития . 28 : 5–16. дои : 10.1037/0012-1649.28.1.5 .
- ^ Боулби, Джон (1969). Привязанность и потеря . Том. 1: Приложение. Лондон: Хогарт.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Туби, Джон; Космидес, Леда (1992). «Психологические основы культуры». В Баркоу, Джером Х; Космидес, Леда; Туби, Джон (ред.). Адаптированный разум: эволюционная психология и порождение культуры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 19–139.
- ^ Прайс, Майкл (9 октября 2009 г.). «Нативисты беспокойны» . Монитор Американской психологической ассоциации по психологии . Американская психологическая ассоциация . Проверено 22 апреля 2016 г.
- ^ Куль, Патрисия К; Мельцов, Эндрю Н. (1997). «Эволюция, нативизм и обучение в развитии языка и речи». В Гопнике, Мирна (ред.). Наследование и врожденность грамматик . Издательство Оксфордского университета. стр. 7 –44. ISBN 978-0195115345 .
- ^ Хаген, Эдвард Х. «Является ли эволюционная психология просто политкорректной версией социобиологии?» . Часто задаваемые вопросы по эволюционной психологии . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ Ликлитер, Роберт; Ханикатт, Хантер (2003). «Динамика развития: к биологически правдоподобной эволюционной психологии». Психологический вестник . 129 (6): 819–835. дои : 10.1037/0033-2909.129.6.819 . ПМИД 14599279 . S2CID 16065712 .
- ^ Ликлитер, Роберт (2008). «Рост мысли о развитии: последствия для новой эволюционной психологии» . Новые идеи в психологии . 26 (3). Эльзевир: 353–369. doi : 10.1016/j.newideapsych.2007.07.015 . ПМК 2621083 . ПМИД 19956346 .
- ^ Туби, Джон; Космидес, Леда; Барретт, Х. Кларк (2003). «Второй закон термодинамики - это первый закон психологии: эволюционная психология развития и теория тандемного, скоординированного наследования: комментарий к Ликлитеру и Ханикатту» (PDF) . Психологический вестник . 129 (6): 858–865. дои : 10.1037/0033-2909.129.6.858 . ПМИД 14599284 . Проверено 17 апреля 2016 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Бьорклунд, Дэвид Ф (1997). «Роль незрелости в развитии человека». Психологический вестник . 122 (2): 153–169. дои : 10.1037/0033-2909.122.2.153 . ПМИД 9283298 .
- ^ Эйбл-Эйбесфельдт, Иренаус (1989). Этология человека . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Альдин де Грюйтер.
- ^ Гири, Дэвид К. (2010). Мужчина, женщина: эволюция половых различий человека (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- ^ Бьорклунд, Дэвид Ф (1987). «Заметка о неонатальной имитации». Обзор развития . 7 (1): 86–92. дои : 10.1016/0273-2297(87)90006-2 .
- ^ Бойс, В. Томас; Эллис, Брюс Дж (2005). «Биологическая чувствительность к контексту: I. Эволюционно-развитая теория происхождения и функций стрессовой реактивности». Развитие и психопатология . 17 (2): 271–301. CiteSeerX 10.1.1.328.5321 . дои : 10.1017/s0954579405050145 . ПМИД 16761546 . S2CID 15413527 .
- ^ Данбар, Робин IM (2003). «Социальный мозг: разум, язык и общество в эволюционной перспективе». Ежегодный обзор антропологии . 32 : 163–181. дои : 10.1146/annurev.anthro.32.061002.093158 .
- ^ Данбар, РИМ; Шульц, Сюзанна (2007). «Понимание эволюции мозга приматов» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 362 (1480): 649–58. дои : 10.1098/rstb.2006.2001 . ПМК 2346523 . ПМИД 17301028 .
- ^ Богин, Барри (2001). Рост человечества . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли.
- ^ Нильсен, Марк (2012). «Подражание, игра и детство: важнейшие элементы эволюции человеческой культуры?». Журнал сравнительной психологии . 126 (2): 170–181. дои : 10.1037/a0025168 . ПМИД 21859186 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дин, Льюис Дж.; Вейл, Джилл Л.; Лаланд, Кевин Н; Флинн, Эмма; Кендал, Рэйчел Л. (2014). «Человеческая кумулятивная культура: сравнительная перспектива» (PDF) . Биологические обзоры . 89 (2): 284–301. дои : 10.1111/brv.12053 . ПМИД 24033987 . S2CID 34151023 .
- ^ Генрих, Джозеф; МакЭлрит, Ричард (2003). «Эволюция культурной эволюции». Эволюционная антропология: проблемы, новости и обзоры . 12 (3): 123–135. дои : 10.1002/evan.10110 . S2CID 14302229 .
- ^ Льюис, Ханна М; Лаланд, Кевин М. (2012). «Правильность передачи является ключом к созданию совокупной культуры» . Философские труды Королевского общества Б. 367 (1599): 2171–2180. дои : 10.1098/rstb.2012.0119 . ПМЦ 3385684 . ПМИД 22734060 .
- ^ Хант, Гэвин Р.; Грей, Рассел Д. (2003). «Диверсификация и кумулятивная эволюция в производстве орудий вороны в Новой Каледонии» . Труды Лондонского королевского общества B: Биологические науки . 270 (1517): 867–874. дои : 10.1098/rspb.2002.2302 . ПМК 1691310 . ПМИД 12737666 .
- ^ Уайтен, Эндрю; Макгиган, Никола; Маршалл-Песчини, Сара; Хоппер, Лидия М (2009). «Подражание, подражание, сверхподражание и возможности культуры для детей и шимпанзе» . Философские труды Королевского общества Б. 364 (1528): 2417–2428. дои : 10.1098/rstb.2009.0069 . ПМК 2865074 . ПМИД 19620112 .
- ^ Лайонс, Дерек Э; Янг, Эндрю Дж.; Кейл, Фрэнк С. (2007). «Скрытая структура сверхимитации» . Труды Национальной академии наук . 104 (50): 19751–19756. Бибкод : 2007PNAS..10419751L . дои : 10.1073/pnas.0704452104 . ПМК 2148370 . ПМИД 18056814 .
- ^ Нильсен, Марк (2012). «Имитация, ролевые игры и детство: важнейшие элементы эволюции человеческой культуры?». Журнал сравнительной психологии . 126 (2): 170–181. CiteSeerX 10.1.1.401.5888 . дои : 10.1037/a0025168 . ПМИД 21859186 .
- ^ Симпсон, Джеффри А; Беккс, Лейн (2010). «Эволюционные взгляды на просоциальное поведение». В Микулинцере, Марио; Шейвер, Филипп Р. (ред.). Просоциальные мотивы, эмоции и поведение: лучшие ангелы нашей природы . Американская психологическая ассоциация. стр. 35–53. ISBN 978-1433805462 .
- ^ Томаселло, Майкл (2009). Почему мы сотрудничаем . МТИ Пресс.
- ^ Варнекен, Феликс; Томаселло, Майкл (2006). «Альтруистическая помощь младенцам и молодым шимпанзе». Наука . 311 (5765): 1301–1303. Бибкод : 2006Sci...311.1301W . дои : 10.1126/science.1121448 . ПМИД 16513986 . S2CID 1119115 .
- ^ Варнекен, Феликс; Заяц, Брайан; Мелис, Алисия П; Ханус, Дэниел; Томаселло, Майкл (2007). «Спонтанный альтруизм шимпанзе и маленьких детей» . ПЛОС Биол . 5 (7): е184. doi : 10.1371/journal.pbio.0050184 . ЧВК 1896184 . ПМИД 17594177 .
- ^ Пианка, Эрик Р. (1970). «О р- и К-отборе». Американский натуралист . 104 (940): 592–597. дои : 10.1086/282697 . S2CID 83933177 .
- ^ Хилл, Ким (1993). «Теория истории жизни и эволюционная антропология». Эволюционная антропология: проблемы, новости и обзоры . 2 (3): 78–88. дои : 10.1002/evan.1360020303 . S2CID 84945984 .
- ^ Фигередо, Аурелио Хосе; Васкес, Женева; Брумбах, Барбара Х; Сефчек, Джон А; Кирснер, Бет Р.; Джейкобс, WJ (2005). «К-фактор: индивидуальные различия в стратегии жизненного цикла». Личность и индивидуальные различия . 39 (8): 1349–1360. дои : 10.1016/j.paid.2005.06.009 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эллис, Брюс Дж; Фигередо, Аурелио Хосе; Брумбах, Барбара Х; Шломер, Габриэль Л. (2009). «Фундаментальные аспекты экологического риска: влияние суровых и непредсказуемых условий окружающей среды на эволюцию и развитие стратегий истории жизни». Человеческая природа . 20 (2): 204–268. дои : 10.1007/s12110-009-9063-7 . ПМИД 25526958 . S2CID 20904498 .
- ^ Кузава, Кристофер В.; Брэгг, Джаред М. (2012). «Пластичность в стратегии истории жизни человека». Современная антропология . 53 (С6): С369–С382. дои : 10.1086/667410 . S2CID 82882540 .
- ^ Эллис, Брюс Дж; Бьорклунд, Дэвид Ф (2012). «Помимо психического здоровья: эволюционный анализ развития в рискованных и благоприятных условиях окружающей среды». Психология развития . 48 (3): 591–597. дои : 10.1037/a0027651 . ПМИД 22545847 .
- ^ Либерман, Дебра (2007). «Эволюционная психология и теория систем развития». В Гангестаде Стивен В.; Симпсон, Джеффри А. (ред.). Эволюция разума: фундаментальные вопросы и противоречия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. стр. 193–202 . ISBN 9781593854089 .
Соответствующие журналы
[ редактировать ]- Исследования эволюции и развития, имеющие отношение к взаимодействию эволюционной биологии и биологии развития.
- Эволюционная психология (журнал) Специальный выпуск по эволюционной психологии развития [узурпировал] (2014)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бьёрклунд, Германия ; Пеллегрини, AD (2002). Истоки человеческой природы: эволюционная психология развития . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- Бьёрклунд, Германия ; Пеллегрини, AD (2000). «Развитие ребенка и эволюционная психология» (PDF) . Развитие ребенка . 71 (6): 1687–1708. дои : 10.1111/1467-8624.00258 . ПМИД 11194266 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 августа 2011 г. Проверено 12 февраля 2006 г.
- Бойс, WT; Эллис, Би Джей (2005). «Биологическая чувствительность к контексту: I. Эволюционно-развитая теория происхождения и функций стрессовой реактивности» (PDF) . Развитие и психопатология . 17 (2): 271–301. дои : 10.1017/s0954579405050145 . ПМИД 16761546 . S2CID 15413527 . Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2006 г.
- Берджесс, Р.Л. и Макдональд (ред.) (2004). Эволюционные перспективы человеческого развития, 2-е изд . Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации Sage.
- Бурман, Дж. Т. «Эксперименты в отношении Пиаже: образование - это управляемый процесс адаптации». Перспективы науки . 16 (2).
- Эллис, Б.Дж., и Бьорклунд, Д.Ф. (ред.) (2005). Истоки социального разума: Эволюционная психология и развитие ребенка . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- Эллис, Би Джей, Эссекс, MJ, и Бойс, WT (2005). Биологическая чувствительность к контексту: II. Эмпирические исследования теории эволюции и развития. Развитие и психопатология 17, 303–328. Полный текст
- Эллис, Би Джей (2004). «Сроки полового созревания у девочек: комплексный подход к истории жизни» (PDF) . Психологический вестник . 130 (6): 920–958. дои : 10.1037/0033-2909.130.6.920 . ПМИД 15535743 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 апреля 2006 г.
- Флинн М.В. (2004). Культура и пластичность развития: эволюция социального мозга. В книге К. Макдональда и Р.Л. Берджесса (ред.), «Эволюционные перспективы человеческого развития» . Глава 3, стр. 73–98. Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. Полный текст
- Флинн, М.В. и Уорд, резюме (2004). Онтогенез и эволюция социального ребенка. В книге Б. Эллиса и Д. Бьорклунда (ред.), « Происхождение социального разума: эволюционная психология и развитие ребенка» . Глава 2, стр. 19–44. Лондон: Гилфорд Пресс. Полный текст
- Гири, Дэвид К. (2006). «Эволюционная психология развития: современное состояние и будущие направления» (PDF) . Обзор развития . 26 (2): 113–119. дои : 10.1016/j.dr.2006.02.005 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 20 мая 2007 г.
- Гири, округ Колумбия (2005). Народные знания и академическое обучение. В книге Б. Дж. Эллиса и Д. Ф. Бьёрклунда (ред.), «Происхождение социального разума» . (стр. 493–519). Нью-Йорк: Публикации Гилфорда. Полный текст
- Гири, округ Колумбия (2004). Эволюция и когнитивное развитие. В Р. Берджессе и К. Макдональде (ред.), Эволюционные взгляды на человеческое развитие (стр. 99–133). Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации Sage. Полный текст
- Гири, округ Колумбия; Берд-Крэйвен, Дж.; Хоард, МК; Виджил, Дж.; Намти, К. (2003). «Эволюция и развитие социального поведения мальчиков» (PDF) . Обзор развития . 23 (4): 444–470. дои : 10.1016/j.dr.2003.08.001 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 августа 2006 г.
- Гири, округ Колумбия; Бьорклунд, Д.Ф. (2000). «Эволюционная психология развития» (PDF) . Развитие ребенка . 71 (1): 57–65. дои : 10.1111/1467-8624.00118 . ПМИД 10836558 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 февраля 2006 г. Проверено 12 февраля 2006 г.
- Кресс, О (1993). «Новый подход к когнитивному развитию: онтогенез и процесс инициации» . Эволюция и познание . 2 (4): 319–332.
- Макдональд, К. (2005). Личность, эволюция и развитие. В Р. Берджессе и К. Макдональде (ред.), «Эволюционные перспективы человеческого развития», 2-е издание, стр. 207–242. Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. Полный текст
- Макдональд К. и Хершбергер С. (2005). Теоретические вопросы изучения эволюции и развития. В Р. Берджессе и К. Макдональде (ред.), «Эволюционные перспективы человеческого развития», 2-е издание, стр. 21–72. Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. Полный текст
- Махлуф, К.; Лиддл, младший; Бьорклунд, ДФ (2014). «Введение в эволюционную психологию развития» . Эволюционная психология . 12 (2): 273–294. дои : 10.1177/147470491401200201 . ПМЦ 10426875 . ПМИД 25299879 .
- Маэстрипиери, Д.; Рони, младший (2006). «Эволюционная психология развития: вклад сравнительных исследований с приматами» (PDF) . Обзор развития . 26 (2): 120–137. дои : 10.1016/j.dr.2006.02.006 .
- Медикус, Г (1992). «Неприменимость биогенетических правил к поведенческому развитию» (PDF) . Человеческое развитие . 35 : 1–8. дои : 10.1159/000277108 .
- Панчанатан, К.; Франкенхейс, МЫ; Барретт, ХК (2010). «Развитие: акушерка эволюционной экологии». Поведенческие и мозговые науки . 33 (2–3): 105–106. дои : 10.1017/S0140525X1000021X . ПМИД 20546654 . S2CID 52874157 .
- Роберт, Дж. С. Серьезное отношение к старым идеям: эволюция, развитие и человеческое поведение. Новые идеи в психологии.
- Виджил, Дж. М.; Гири, округ Колумбия; Берд-Крэйвен, Дж. (2005). «Оценка истории жизни женщин с сексуальным насилием в раннем детстве» (PDF) . Психология развития . 41 (3): 553–561. дои : 10.1037/0012-1649.41.3.553 . ПМИД 15910162 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 августа 2006 г.