Половые различия в интеллекте
Часть серии о |
Половые различия у людей |
---|
Биология |
Медицина и здоровье |
Нейронаука и психология |
Социология |
Половые различия в человеческом интеллекте уже давно являются темой споров среди исследователей и ученых. В настоящее время признано, что существенных половых различий в среднем IQ нет. [1] [2] хотя отдельные подтипы интеллекта несколько различаются между полами. [3] [4]
В то время как некоторые группы тестов показывают немного больший интеллект у мужчин, другие показывают немного больший интеллект у женщин. [3] [4] В частности, исследования показали, что испытуемые женского пола лучше справляются с задачами, связанными с вербальными способностями . [1] а мужчины лучше справляются с задачами, связанными с вращением объектов в пространстве, что часто относят к пространственным способностям . [5]
Некоторые исследования показывают, что преимущества мужчин в некоторых когнитивных тестах сводятся к минимуму при контроле социально-экономических факторов. [4] Также была выдвинута гипотеза о том, что в определенных областях вариативность оценок мужчин несколько выше , чем у женщин, что приводит к чрезмерной представленности мужчин в верхних и нижних крайних точках распределения, хотя доказательства этой гипотезы неубедительны. [6]
исследование IQ
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]нет . Статистически значимой разницы между средними показателями IQ мужчин и женщин [1] [7] [4] [8] Однако средние различия наблюдались в некоторых тестах по математике и вербальным способностям в определенных контекстах. [4] [9] [5] Некоторые исследования показали, что среди мужчин может быть больше различий в когнитивных способностях, чем среди женщин. [9] но другие опровергли это, [10] или представили доказательства того, что дифференциальная изменчивость обусловлена культурой, а не биологически. [11] По словам психолога Дайан Халперн , «есть как различия, так и сходства в когнитивных способностях женщин и мужчин, но нет основанного на данных обоснования идеи о том, что кто-то из них умнее или превосходит пол». [2]
Выводы
[ редактировать ]Хотя большинство тестов не показывают половых различий, есть и такие, которые это делают. Например, было обнаружено, что испытуемые женского пола, как правило, лучше справляются с тестами на вербальные способности и скорость обработки информации, в то время как мужчины, как правило, лучше справляются с тестами на зрительно-пространственные способности и кристаллизованный интеллект . [12] [13] В отношении беглости речи было обнаружено, что женщины в среднем немного лучше справляются со словарным запасом и пониманием прочитанного и значительно выше в произношении речи и написании эссе. [14] Было обнаружено, что мужчины в среднем лучше справляются с пространственной визуализацией, пространственным восприятием и мысленным вращением. [14] Однако ни один из этих результатов не указывает на преимущество любого пола в общем интеллекте . [13] ни в подвижном интеллекте . [12]
Большинство исследований обнаруживают либо очень небольшую разницу, либо отсутствие половых различий в отношении общего интеллекта. [3] [15] В 2000 году исследователи Роберто Колом и Франциско Дж. Абад провели большое исследование с участием 10 475 взрослых с использованием пяти тестов IQ, взятых из первичных умственных способностей, и обнаружили незначительные или отсутствующие существенные половые различия. Проведенные тесты касались словарного запаса, пространственного вращения, беглости речи и индуктивного мышления. [15]
Литература о половых различиях в интеллекте дала противоречивые результаты из-за типа используемого тестирования, и это вызвало споры среди исследователей. [16] Гарсия (2002) утверждает, что может существовать небольшая, незначительная половая разница в интеллекте в целом (IQ), но это не обязательно отражает половые различия в общем интеллекте или g . факторе [16] Хотя большинство исследователей различают g и IQ, те, кто выступал за больший интеллект мужчин, утверждали, что IQ и g являются синонимами (Lynn & Irwing 2004), и поэтому настоящее разделение происходит из-за определения IQ в отношении g фактора . В 2008 году Линн и Ирвинг предположили, что, поскольку способность рабочей памяти в наибольшей степени коррелирует с фактором g , у исследователей не будет другого выбора, кроме как признать более высокий мужской интеллект, если будут обнаружены различия в задачах рабочей памяти. В результате исследование нейровизуализации , опубликованное Шмидтом (2009), провело исследование этого предложения путем измерения половых различий с помощью задачи на рабочую память n-back . Результаты не выявили половых различий в объеме рабочей памяти, что противоречит позиции, выдвинутой Линн и Ирвинг (2008), и более соответствует позиции тех, кто утверждает отсутствие половых различий в интеллекте. [16]
В обзоре 2012 года, проведенном исследователями Ричардом Э. Нисбеттом , Джошуа Аронсоном , Клэнси Блэром , Уильямом Диккенсом , Джеймсом Флинном , Дайаной Ф. Халперн и Эриком Туркхаймером, обсуждались исследования Артура Дженсена 1998 года о половых различиях в интеллекте. Тесты Дженсена имели значительную перегрузку, но не были настроены на устранение каких-либо половых различий ( читай: функционирование дифференциального задания ). Они резюмировали его выводы: «Не было обнаружено никаких доказательств половых различий в среднем уровне g или в изменчивости g. Мужчины в среднем превосходят других по одним факторам, а женщины - по другим». Вывод Дженсена о том, что для g не существует общих половых различий , был подкреплен исследователями, которые проанализировали эту проблему с помощью серии из 42 тестов на умственные способности среди взрослых и не обнаружили половых различий. [13]
Крупный анализ, проведенный пятью исследователями с репрезентативным размером выборки более 15 000 участников, не обнаружил никаких подтверждений половым различиям в IQ ни среди детей, ни среди взрослых. [17]
Метаанализ 2022 года показал, что даже небольшие половые различия в общем интеллекте были артефактом старых тестов, при этом текущие наборы тестов не показали статистически значимых различий между полами, но различия в подтипах интеллекта, таких как скорость обработки информации (в пользу самки) и зрительно-пространственное мышление (в пользу самцов) сохранялись даже при контроле возраста испытуемого. [12]
Вариативность
[ редактировать ]Некоторые исследования определили степень дисперсии IQ как разницу между мужчинами и женщинами. Некоторые исследователи утверждают, что мужчины склонны проявлять большую изменчивость по многим признакам. Эта точка зрения получила название гипотезы изменчивости ; например, имея как самые высокие, так и самые низкие баллы в тестах на когнитивные способности. [9] Однако было опубликовано другое исследование, которое противоречит этой гипотезе и показывает либо равную изменчивость между полами в некоторых культурных контекстах, либо большее представительство женщин на верхних крайностях некоторых показателей когнитивных способностей. [6]
Feingold (1992) и Hedges and Nowell (1995) сообщили, что, несмотря на то, что средние половые различия невелики и относительно стабильны во времени, различия в результатах тестов у мужчин обычно были больше, чем у женщин. [18] Фейнгольд «обнаружил, что мужчины более изменчивы, чем женщины, в тестах на количественное мышление, пространственную визуализацию, правописание и общие знания. ... Хеджес и Ноуэлл идут еще дальше и демонстрируют, что, за исключением результатов тестов на понимание прочитанного, скорости восприятия и ассоциативной памяти, среди людей с высокими показателями наблюдалось больше мужчин, чем женщин». [18]
Что касается изменчивости успеваемости по математике, метаанализ Линдберга и др. (2010) обнаружили, что коэффициенты дисперсии между мужчинами и женщинами варьировались от 0,88 до 1,34 в разных исследованиях со средним значением 1,07, что указывает на почти эквивалентную дисперсию среди мужчин и женщин. [10] Авторы отмечают, что большая изменчивость самцов не является повсеместной, и в некоторых национальных и международных наборах данных сообщалось о соотношениях менее 1,0. [10] Обзор Hyde et al. (2009) также оценили большую вариабельность успеваемости мужчин по математике. [11] Обзор показал, что гендерный разрыв среди самых результативных людей в США со временем сократился, не наблюдается среди некоторых этнических групп и в некоторых странах и коррелирует с некоторыми показателями гендерного неравенства. [11] Авторы приходят к выводу, что большая изменчивость мужских математических способностей во многом является результатом культурных факторов, а не врожденных биологических половых различий. [11]
Мозг и интеллект
[ редактировать ]Различия в физиологии мозга между полами не обязательно связаны с различиями в интеллекте. Хотя у мужчин мозг больше, мужчины и женщины имеют одинаковый IQ. [19] У мужчин объем серого вещества в лобных и теменных долях коррелирует с IQ; у женщин объем серого вещества в лобной доле и зоне Брока (которая используется при обработке речи) коррелирует с IQ. [20] Женщины имеют большую толщину коры, ее сложность и площадь корковой поверхности (с учетом размера тела), что компенсирует меньший размер мозга . [21] Метаанализ и исследования показали, что размер мозга объясняет 6–12% различий в индивидуальном интеллекте, а толщина коры — 5%. [22]
Хотя метаанализ 148 образцов от более чем 8000 участников показал слабую корреляцию между размером мозга и IQ, [22] мужчины и женщины не различались по IQ, и исследователи пришли к выводу, что «нет оснований интерпретировать размер мозга как изоморфный показатель различий человеческого интеллекта». [22] Объем мозга мало влияет на результаты теста IQ. Помимо сравнения уровней интеллекта представителей обоих полов, размер мозга является лишь одним из многочисленных факторов, влияющих на интеллект, наряду с целостностью белого вещества, общей стабильностью развития, теменно-лобными нейронными сетями, эффективностью нейронов и корковым извитанием . Структурная целостность мозга, по-видимому, более важна как биологическая основа. [22]
Математическая успеваемость
[ редактировать ]Во всех странах мужчины показали лучшие результаты на тестах по математике , чем женщины, но существует вероятность, что разница в результатах по математике между мужчинами и женщинами связана с гендерным неравенством в социальных ролях. [7] Некоторые психологи полагают, что многие исторические и нынешние половые различия в успеваемости по математике могут быть связаны с более высокой вероятностью мальчиков получить поддержку по математике, чем девочек. Родители были, а иногда и продолжают считать, что математические достижения сына являются естественными навыками, в то время как математические достижения дочери, скорее всего, будут рассматриваться как то, ради чего она усердно училась. [23] Эта разница в отношении может отпугнуть девочек и женщин от дальнейшего участия в предметах, связанных с математикой, и в карьере. [23]
В исследовании 2008 года, профинансированном Национальным научным фондом США, исследователи обнаружили, что девочки справляются со стандартными математическими тестами так же хорошо, как мальчики. Они объяснили это тем, что девочки теперь посещают столько же курсов углубленной математики, сколько и мальчики, в отличие от прошлого. [24] [25]
Есть также свидетельства того, что мальчики перепредставлены среди самых лучших и самых худших показателей по показателям математических способностей и стандартизированным показателям IQ. [24] Некоторые исследования показывают, что различия в показателях успеваемости по курсу математики благоприятствуют женщинам. [26] Небольшая разница в успеваемости по математике на SAT [27] сохраняется в пользу мужчин, хотя разрыв сократился с 40 пунктов (5,0%) в 1975 г. [28] до 18 пунктов (2,3%) в 2020 году. [29] Однако SAT не является репрезентативной выборкой, поскольку в нем тестируются только студенты, поступающие в колледж, а с 1990-х годов в колледжи поступило больше женщин, чем мужчин. [30] И наоборот, международный экзамен PISA предоставляет репрезентативные выборки. В математическом тесте PISA 2018 года не было выявлено статистически значимой разницы между успеваемостью девочек и мальчиков в 39,5% из 76 участвовавших стран. При этом мальчики превзошли девочек в 32 странах (42,1%), а девочки превзошли мальчиков в 14 (18,4%). [31] В среднем мальчики показали результаты на 5 баллов (1%) выше, чем девочки. Однако в целом гендерный разрыв в математике и естественных науках среди мальчиков и девочек из одинакового социально-экономического положения не был значительным. [31]
По математической части теста TIMMS 2019 года, проведенного в том же возрасте, что и PISA, девочки превзошли мальчиков в среднем на 3 балла, хотя разница не была статистически значимой. [32] Метаанализ почти полумиллиона участников с использованием данных TIMMS и PISA показал, что различия были незначительными, хотя в некоторых странах девочки превосходили мальчиков, а в других происходило обратное. [33]
Метаанализ 2008 года, опубликованный в журнале Science с использованием данных более 7 миллионов студентов, не выявил статистически значимых различий между математическими способностями мужчин и женщин. [34] Метаанализ 2011 года, включавший 242 исследования с 1990 по 2007 год с участием 1 286 350 человек, не выявил общих половых различий в успеваемости по математике. Метаанализ также показал, что, хотя общих различий не было, в старшей школе все еще присутствовало небольшое половое различие, которое отдавало предпочтение мужчинам в решении сложных задач. Однако авторы отмечают, что мальчики продолжают посещать больше курсов физики, чем девочки, которые тренируют сложные способности к решению задач и могут обеспечить более сильную подготовку, чем чистая математика. [10]
Одно направление исследований было сосредоточено на роли, которую угроза стереотипов может играть в различиях в успеваемости по математике между мужчинами и женщинами, сдающими тест. [26] Систематические обзоры и метаанализы показывают, что угроза стереотипов связана с различиями в успеваемости на некоторых тестах по математике, хотя этот эффект, по-видимому, значительно различается в разных социальных контекстах и в разных условиях тестирования. [35] [36] [37] [38] [39]
Чтение и устные навыки
[ редактировать ]Исследования показали преимущество женщин в чтении и устных навыках. [40] На международном экзамене по чтению PISA девочки стабильно превосходят мальчиков во всех странах, и все различия статистически значимы. На последнем экзамене PISA (2018 г.) девочки превзошли мальчиков почти на 30 баллов. [41] В среднем в странах ОЭСР 28% мальчиков не достигли уровня владения чтением 2.
Исследования показали, что девочки проводят больше времени за чтением, чем мальчики, и читают больше ради развлечения, что, вероятно, способствует увеличению разрыва. [42] Некоторые психологи полагают, что многие исторические и нынешние половые различия в успеваемости по математике могут быть связаны с более высокой вероятностью девочек получить поощрение к чтению, чем мальчиков. Родители были, а иногда и продолжают считать, что успехи дочери в чтении являются естественным навыком, в то время как успехи сына в чтении, скорее всего, будут рассматриваться как нечто, ради чего он усердно учился. [23]
Пространственные способности
[ редактировать ]Мета-исследования показывают преимущество мужчин в умственном вращении , оценке горизонтальности и вертикальности, а также преимущество мужчин в большинстве аспектов пространственной памяти . [43] [44] [45] Женщины имеют преимущество по некоторым компонентам пространственной памяти. В то время как мужчины демонстрируют избирательное преимущество в мелкозернистой метрической позиционной реконструкции, где особое внимание уделяется абсолютным пространственным координатам, женщины демонстрируют преимущество в памяти пространственного местоположения, которая заключается в способности точно запоминать относительные положения объектов (где объекты находятся); [44] [46] [47] однако преимущество в пространственной памяти невелико и противоречиво в разных исследованиях. [47]
Предлагаемая эволюционная гипотеза состоит в том, что мужчины и женщины развили разные умственные способности, чтобы адаптироваться к своим различным ролям, включая трудовые, в обществе. [47] Например, «женщины предков чаще собирали фрукты, овощи и корнеплоды в больших географических регионах». [47] Ролевое объяснение, основанное на труде, предполагает, что мужчины, возможно, развили большие пространственные способности в результате такого поведения, как навигация во время охоты . [48]
Результаты исследований, проведенных в физической среде, не позволяют сделать окончательных выводов о половых различиях. Различные исследования по одной и той же задаче не показывают различий. Есть исследования, которые не показывают разницы в нахождении пути между двумя местами. [49]
На производительность умственного вращения и подобных пространственных задач влияют гендерные ожидания. [50] Например, исследования показывают, что если перед тестом сказать, что мужчины обычно работают лучше или что задание связано с такими профессиями, как авиационная инженерия, обычно связанными с мужчинами, и такими профессиями, как дизайн одежды, обычно связанными с женщинами, это отрицательно повлияет на производительность женщин при пространственном вращении. и положительно влиять на него, когда испытуемым говорят обратное. [51]
Игра в компьютерные или видеоигры увеличивает способность мыслить, особенно у женщин. [52] В частности, видеоигры в жанре экшн приносят больше пользы пространственным способностям у женщин, чем у мужчин, вплоть до того момента, когда половые различия в пространственном внимании устраняются. [52] Пол обычно влияет на предпочтение жанра игры . Видеоигры-экшн, такие как шутеры от первого лица , приключенческие игры и спортивные игры, обычно предпочитают игроки-мужчины, в то время как игроки-женщины, как правило, предпочитают такие игры, как головоломки, карточные игры и платформеры . [53] [54]
Возможность тестостерона и других андрогенов как причины половых различий в психологии была предметом исследования, но результаты были неоднозначными. Мета-анализ женщин, которые подверглись воздействию необычно высоких уровней андрогенов в утробе матери из-за врожденной гиперплазии надпочечников, пришел к выводу, что у этих женщин нет доказательств улучшенных пространственных способностей. [55] Метаанализ предполагает, что средние половые различия в некоторых пространственных задачах могут быть частично объяснены воздействием андрогенов в разные периоды жизни, например, во время мини-полового созревания , или разной социализацией, которую испытывают мужчины и женщины. [55] Кроме того, метаанализ показал, что, хотя трансгендеры из женщины в мужчину, получавшие терапию тестостероном, действительно улучшили свои пространственные способности, у трансгендеров из мужчины в женщину, принимавших андроген-депрессанты, также наблюдалось улучшение или отсутствие ухудшения пространственных навыков. . [56]
Половые различия в учебе
[ редактировать ]Метаанализ половых различий в успеваемости, опубликованный в журнале « Психологический бюллетень» в 2014 году , показал, что женщины превосходят мужчин по школьным оценкам, назначаемым учителями, в начальной, младшей/средней, старшей школе, а также на уровне бакалавриата и магистратуры . [57] Мета-анализ, проведенный исследователями Дэниелом Войером и Сьюзен Д. Войер из Университета Нью-Брансуика, на основе 502 величин эффекта и 369 выборок за 97 лет, полученных за период с 1914 по 2011 год, показал, что величина более высокой производительности женщин была не зависит от года публикации, что противоречит недавним заявлениям о « кризисе мальчиков » в школьной успеваемости. [57]
Исследование, проведенное в 2015 году исследователями Гейсбертом Стутом и Дэвидом Гири из журнала Intelligence, показало, что общие образовательные достижения девочек выше в 70 процентах из всех 47–75 стран, участвовавших в PISA . [58] Исследование, в котором приняли участие 1,5 миллиона 15-летних подростков, выявило более высокие общие достижения женщин в области чтения, математики и естественнонаучной грамотности, а также лучшую успеваемость в 70% участвующих стран, в том числе во многих странах со значительными разрывами в экономическом и политическом равенстве, и они отставали в только 4% стран. [58] Стот и др. заявили, что половые различия в успеваемости не связаны с гендерным равенством. [58]
Исторические перспективы
[ редактировать ]До 20-го века широко распространено мнение, что мужчины интеллектуально превосходят женщин. [59] [60] Ранние исследования мозга, сравнивающие массу и объемы между полами, показали, что женщины интеллектуально отстают, потому что их мозг меньше и легче . [50] Писательница Хелен Х. Гарденер публично оспорила эту идею с Уильямом А. Хаммондом , бывшим генеральным хирургом армии США .
В 19 веке равенство интеллекта мужчин и женщин рассматривалось многими как необходимое условие для предоставления избирательного права . [61] Лета Холлингворт утверждала, что женщинам не разрешалось полностью реализовать свой потенциал, поскольку они были ограничены функциями воспитания детей и ведения домашнего хозяйства .
В начале 20-го века научный консенсус сместился в сторону мнения, что пол не играет никакой роли в интеллекте. [62]
В своем исследовании IQ детей в 1916 году психолог Льюис Терман пришел к выводу, что «интеллект девочек, по крайней мере до 14 лет, существенно не отличается от интеллекта мальчиков». Однако он обнаружил «довольно заметные» различия в меньшинстве тестов. Например, он обнаружил, что мальчики «явно лучше» справляются с арифметическими рассуждениями, а девочки «превосходят» в ответах на вопросы на понимание. Он также предположил, что дискриминация, отсутствие возможностей, ответственность женщин за материнство или эмоциональные факторы могли быть причиной того факта, что лишь немногие женщины сделали карьеру в интеллектуальных областях. [63] [64]
См. также
[ редактировать ]- Сочувствие
- Половые различия в эмоциональном интеллекте
- Половые различия у людей
- Эмоциональный интеллект
- Половые различия в психологии
- Наследственность IQ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хант, Эрл Б. (2010). Человеческий интеллект . Издательство Кембриджского университета . п. 389. ИСБН 978-1139495110 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халперн, Дайан Ф. (2001). «Исследование половых различий – когнитивные способности» . В Уорелле, Джудит (ред.). Энциклопедия женщин и гендера . Эльзевир Наука. п. 964. ИСБН 0080548490 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хант, Эрл Б. (2010). Человеческий интеллект . Издательство Кембриджского университета . стр. 378–379. ISBN 978-1139495110 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Макинтош Н. (2011). IQ и человеческий интеллект . ОУП Оксфорд . стр. 362–363. ISBN 978-0199585595 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Терри WS (2015). Обучение и память: основные принципы, процессы и процедуры, четвертое издание . Психология Пресс . п. 356. ИСБН 978-1317350873 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Боссон, Дженнифер К.; Бакнер, Камилла Э.; Ванделло, Джозеф А. (2020). Психология пола и гендера . Нью-Йорк: Публикации SAGE. стр. 250–251. ISBN 978-1544394015 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Штернберг Р.Дж., Кауфман С.Б. (2011). Кембриджский справочник по разведке . Издательство Кембриджского университета . п. 877. ИСБН 978-1111831004 .
- ^ Чайлд Д (2007). Психология и учитель . Континуум . п. 305. ИСБН 978-0826487155 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Крислер Дж. К., МакКрири Д. Р. (2010). Справочник по гендерным исследованиям в психологии: Том 1: Гендерные исследования в общей и экспериментальной психологии . Springer Science & Business Media . п. 302. ИСБН 978-1441914651 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Линдберг, Сара М.; Хайд, Джанет Шибли; Петерсен, Дженнифер Л.; Линн, Марсия К. (2010). «Новые тенденции в гендерной и математической успеваемости: метаанализ» . Психологический вестник . 136 (6): 1123–1135. дои : 10.1037/a0021276 . ПМК 3057475 . ПМИД 21038941 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хайд, Джанет С.; Мерц, Джанет Э. (2 июня 2009 г.). «Гендер, культура и математическая успеваемость» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 106 (22): 8801–8807. Бибкод : 2009PNAS..106.8801H . дои : 10.1073/pnas.0901265106 . ISSN 0027-8424 . ПМК 2689999 . ПМИД 19487665 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джофре, Д.; Аллен, К.; Тоффалини, Э.; Кавиола, С. (22 сентября 2022 г.). «Тупик гендерных различий в интеллекте: метаанализ батарей WISC». Обзор педагогической психологии . 34 (4): 2543–2568. дои : 10.1007/s10648-022-09705-1 . hdl : 11567/1107935 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нисбетт, Ричард Э.; Аронсон, Джошуа; Блэр, Клэнси; Диккенс, Уильям; Флинн, Джеймс; Халперн, Дайан Ф.; Туркхаймер, Эрик (февраль 2012 г.). «Разведка: новые открытия и теоретические разработки». Американский психолог . 67 (2): 130–159. дои : 10.1037/a0026699 . ПМИД 22233090 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хайд, Джанет Шибли (2006). «Женщины в науке и математике: гендерные сходства в способностях и социокультурных силах» . Биологические, социальные и организационные компоненты успеха женщин в академической науке и технике: отчет о семинаре . Пресса национальных академий. стр. 127–137. ISBN 978-0-309-10041-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Научное исследование общего интеллекта . 2003. doi : 10.1016/B978-0-08-043793-4.X5033-8 . ISBN 9780080437934 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чаморро-Премузик, Томас; Штумм, Софи фон ; Фернхэм, Адриан (2015). Справочник Уайли-Блэквелла по индивидуальным различиям . Джон Уайли и сыновья . стр. 346, 363. ISBN. 978-1119050308 .
- ^ Илиеску, Драгош; Илие, Александра; Испас, Дэн; Добриан, Анка; Клинчу, Аурел Ион (сентябрь 2016 г.). «Половые различия в интеллекте: многомерный подход с использованием национально репрезентативных выборок из Румынии». Интеллект . 58 : 54–61. дои : 10.1016/j.intell.2016.06.007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арчер, Джон; Ллойд, Барбара (11 июля 2002 г.). Секс и гендер . Издательство Кембриджского университета. стр. 187–188 . ISBN 9780521635332 .
- ^ Калат Дж.В. (2012). Биологическая психология . Cengage Обучение . стр. 118, 120. ISBN. 978-1111831004 .
- ^ Гарретт Б., Хаф Дж. (2017). Мозг и поведение: введение в поведенческую нейронауку . Публикации SAGE . п. 118. ИСБН 978-1506349190 .
- ^ Половые различия в человеческом мозге, их основы и последствия . Эльзевир . 2010. стр. 6–7. ISBN 9780444536310 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Питшниг, Якоб; Пенке, Ларс; Вихертс, Желте М.; Зейлер, Майкл; Ворачек, Мартин (01 октября 2015 г.). «Метаанализ связей между объемом человеческого мозга и различиями в интеллекте: насколько они сильны и что они означают?». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 57 : 411–432. doi : 10.1016/j.neubiorev.2015.09.017 . ПМИД 26449760 . S2CID 23180321 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вуд, Сэмюэл; Вуд, Эллен; Бойд Дениз (2004). «Мир психологии, (пятое издание)», Аллин и Бэкон ISBN 0-205-36137-4 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис, Эндрю С. (2010). Справочник детской нейропсихологии . Издательская компания Спрингер. п. 1089. ИСБН 978-0-82-615737-9 .
- ^ Крукс Р.Л., Баур К. (2016). Наша сексуальность . Cengage Обучение . п. 125. ИСБН 978-1305887428 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энн М. Галлахер, Джеймс К. Кауфман , Гендерные различия в математике: интегративный психологический подход , Cambridge University Press, 2005, ISBN 0-521-82605-5 , ISBN 978-0-521-82605-1 [ нужна страница ]
- ^ «Гендерные различия в успеваемости по математике» , стр.196. ОЭСР 2015.
- ^ Бертон, Нэнси В.; Льюис, Чарльз; Робертсон, Нэнси (декабрь 1988 г.). «ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОЦЕНКАХ SAT®». Серия отчетов об исследованиях ETS . 1988 (2). дои : 10.1002/j.2330-8516.1988.tb00314.x .
- ^ «Результаты программы SAT Suite of Assessments 2021 – Совет колледжа» . Результаты программы Совета колледжей . 08.09.2021 . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ Стот, Гейсберт; Гири, Дэвид К. (23 июня 2020 г.). «Гендерные различия на пути к высшему образованию» . Труды Национальной академии наук . 117 (25): 14073–14076. Бибкод : 2020PNAS..11714073S . дои : 10.1073/pnas.2002861117 . ПМК 7322061 . ПМИД 32513710 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Дом" . www.oecd-ilibrary.org . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ «Международные отчеты TIMSS 2019 – Международный исследовательский центр TIMSS и PIRLS в Бостонском колледже» .
- ^ «Нет гендерного разрыва в математике» . Научный американец .
- ^ «Исследование: гендерных различий в успеваемости по математике нет» . news.wisc.edu . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ Нгуен Х.Х., Райан А.М. (ноябрь 2008 г.). «Влияет ли угроза стереотипов на результаты тестов представителей меньшинств и женщин? Метаанализ экспериментальных данных». Журнал прикладной психологии . 93 (6): 1314–34. дои : 10.1037/a0012702 . ПМИД 19025250 .
- ^ Уолтон, Грегори М.; Спенсер, Стивен Дж. (1 сентября 2009 г.). «Скрытые способности: оценки и результаты тестов систематически недооценивают интеллектуальные способности учеников с негативными стереотипами» . Психологическая наука . 20 (9): 1132–1139. дои : 10.1111/j.1467-9280.2009.02417.x . ISSN 0956-7976 . ПМИД 19656335 . S2CID 25810191 .
- ^ Пичо, Кэтрин; Родригес, Ариэль; Финни, Лорен (май 2013 г.). «Изучение модерирующей роли контекста в успеваемости женщин по математике под угрозой стереотипов: метаанализ» . Журнал социальной психологии . 153 (3): 299–333. дои : 10.1080/00224545.2012.737380 . ПМИД 23724702 . S2CID 45950675 .
- ^ Пеннингтон, Шарлотта Р. (11 января 2016 г.). «Двадцать лет исследования угроз стереотипов: обзор психологических медиаторов» . ПЛОС Один . 11 (1): e0146487. Бибкод : 2016PLoSO..1146487P . дои : 10.1371/journal.pone.0146487 . ПМЦ 4713435 . ПМИД 26752551 .
- ^ Лю, Сунци; Лю, Пей; Ван, Мо; Чжан, Баошань (июль 2020 г.). «Эффективность мер по предотвращению стереотипных угроз: метааналитический обзор» . Журнал прикладной психологии . 106 (6): 921–949. дои : 10.1037/apl0000770 . ПМИД 32772526 . S2CID 221098319 .
- ^ Хант, Эрл Б. (2010). Человеческий интеллект . Издательство Кембриджского университета . п. 387. ИСБН 978-1139495110 .
- ^ «Данные PISA 2018». Результаты PISA 2018 (Том II) . 2019. doi : 10.1787/fb6da32e-en . ISBN 978-92-64-89352-8 .
- ^ Хьюз-Хассел, Сандра; Родж, Прадня (2007). «Привычки городских подростков к чтению в свободное время» . Журнал грамотности подростков и взрослых . 51 (1): 22–33. дои : 10.1598/JAAL.51.1.3 . ISSN 1081-3004 . JSTOR 40015543 .
- ^ Фернандес-Байзан, К.; Ариас, Дж.Л.; Мендес, М. (февраль 2019 г.). «Пространственная память у молодых людей: гендерные различия в эгоцентрической и аллоцентрической деятельности». Поведенческие исследования мозга . 359 : 694–700. дои : 10.1016/j.bbr.2018.09.017 . hdl : 10651/49938 . ПМИД 30273614 . S2CID 52879258 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Войер, Дэниел; Войер, Сьюзен Д.; Сен-Обен, Жан (апрель 2017 г.). «Половые различия в зрительно-пространственной рабочей памяти: метаанализ» . Психономический бюллетень и обзор . 24 (2): 307–334. дои : 10.3758/s13423-016-1085-7 . ПМИД 27357955 .
Все задания давали мужское преимущество, за исключением запоминания места, где проявлялось женское преимущество.
- ^ Крислер, Джоан С; Дональд Р. МакКрири (2010). Справочник по гендерным исследованиям в психологии . Спрингер. п. 265. ИСБН 9781441914644 .
- ^ Беккер, Джилл Б.; Беркли, Карен Дж.; Гири, Нори; Хэмпсон, Элизабет; Герман, Джеймс П.; Янг, Элизабет (2007). Половые различия в мозге: от генов к поведению . Издательство Оксфордского университета. п. 316. ИСБН 978-0198042556 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Боссон, Дженнифер К.; Бакнер, Камилла Э.; Ванделло, Джозеф А. (2021). Психология пола и гендера . Публикации SAGE. п. 271. ИСБН 978-1544394039 .
- ^ Вейтен, Уэйн (2016). Психология: темы и вариации . Cengage Обучение. п. 27. ISBN 978-1-30-585612-7 .
- ^ Девлин, Энн Слоан, Разум и лабиринт: пространственное познание и поведение в окружающей среде, Praeger, 2001, ISBN 0-275-96784-0 , ISBN 978-0-275-96784-0 [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Файн С (2005). Гендерные заблуждения: настоящая наука, лежащая в основе половых различий . Книги с иконками . п. 96. ИСБН 1848313969 .
- ^ Ньюкомб, Нора С. (2007). «Относясь к науке серьезно: прямое размышление о пространственных половых различиях». Почему больше женщин не занимается наукой?: Ведущие исследователи обсуждают факты . стр. 69–77. дои : 10.1037/11546-006 . ISBN 978-1-59147-485-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрейман, Виктор; Тасселл, Джанет Линн (2018). Творчество и технологии в математическом образовании . Спрингер. п. 310. ИСБН 978-3-31-972381-5 .
- ^ Квандт, Торстен; Крегер, Соня (2013). Мультиплеер: социальные аспекты цифровых игр . Рутледж. п. 36. ISBN 978-1-13-409219-2 .
- ^ Донсбах, Вольфганг (2015). Краткая энциклопедия коммуникации . Джон Уайли и сыновья. стр. 104–105. ISBN 978-1-11-878923-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллаер, Марсия Л.; Хайнс, Мелисса (февраль 2020 г.). «Нет доказательств улучшения пространственных способностей при повышенном пренатальном воздействии андрогенов при врожденной гиперплазии надпочечников: метаанализ» . Архив сексуального поведения . 49 (2): 395–411. дои : 10.1007/s10508-020-01645-7 . ПМЦ 8784244 . ПМИД 32052211 . S2CID 211101661 .
- ^ Каралекси, Мария А.; Георгакис, Мариос К.; Димитриу, Николаос Г.; Вихос, Теодорос; Кацимприс, Андреас; Петриду, Элени Т.; Пападопулос, Фотиос К. (сентябрь 2020 г.). «Гендерподтверждающее гормональное лечение и когнитивные функции у молодых трансгендеров: систематический обзор и метаанализ» . Психонейроэндокринология . 119 : 104721. doi : 10.1016/j.psyneuen.2020.104721 . ПМИД 32512250 . S2CID 219123865 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вуайерист, Дэниел (2014). «Гендерные различия в успеваемости: метаанализ» (PDF) . Психологический вестник . 140 (4): 1174–1204. дои : 10.1037/a0036620 . ПМИД 24773502 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стот, Гейсберт; Гири, Дэвид К. (1 января 2015 г.). «Половые различия в академических достижениях не связаны с политическим, экономическим или социальным равенством». Интеллект . 48 : 137–151. дои : 10.1016/j.intell.2014.11.006 . S2CID 143234406 .
- ^ Липс, Хилари М. (1997). Секс и гендер: Введение (3-е изд.). Маунтин-Вью, Калифорния: Мэйфилд. п. 40. ИСБН 978-1559346306 .
- ^ Дания, Флоренс Л.; Палуди, Мишель А. (2008). Психология женщин: Справочник по проблемам и теориям (2-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Прегер. стр. 7–11 . ISBN 978-0275991623 .
- ^ Маргарет Гранднер, Австрийские женщины в девятнадцатом и двадцатом веках: междисциплинарные перспективы, Berghahn Books, 1996, ISBN 1-57181-045-5 , ISBN 978-1-57181-045-8
- ^ Берт, CL; Мур, RC (1912). «Психические различия между полами». Журнал экспериментальной педагогики . 1 (273–284): 355–388.
- ^ Терман, Льюис М. (1916). Измерение интеллекта: объяснение и полное руководство по использованию Стэнфордской редакции и расширения шкалы интеллекта Бине-Саймона . Бостон: Хоутон Миффлин. стр. 68–72 . OCLC 186102 .
- ^ Деннис В. (1972). Исторические чтения по психологии развития . Эпплтон-Сентьюри-Крофтс . п. 214 . ISBN 9780390262998 .