Материнская депривация
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/MaternalBond.jpg/220px-MaternalBond.jpg)
Материнская депривация — это научный термин, обобщающий ранние работы психиатра и психоаналитика Джона Боулби о последствиях разлучения младенцев и детей раннего возраста с их матерью (или лицом, осуществляющим основной уход). [1] Хотя влияние потери матери на развивающегося ребенка ранее рассматривалось Фрейдом и другими теоретиками, работа Боулби о правонарушителях и безразличных детях, а также влияние больничного и институционального ухода привела к тому, что ему поручили написать книгу Всемирной организации здравоохранения . доклад о психическом здоровье бездомных детей в послевоенной Европе, когда он был главой отделения по делам детей и родителей в Тавистокской клинике в Лондоне после Второй мировой войны . [2] Результатом стала опубликованная в 1951 году монография « Материнская забота и психическое здоровье» , в которой изложена гипотеза материнской депривации. [3]
Боулби собрал эмпирические данные , существовавшие в то время со всей Европы и США, включая Спитца (1946) и Гольдфарба (1943, 1945). Его основные выводы заключаются в том, что «младенец и маленький ребенок должны испытывать теплые, интимные и продолжительные отношения со своей матерью (или постоянным заменителем матери), в которых оба находят удовлетворение и удовольствие», и что невыполнение этого требования может иметь серьезные и необратимые психические последствия. последствия для здоровья были спорными и влиятельными. [4] Монография была опубликована на 14 разных языках , и только в английской версии было продано более 400 000 экземпляров. Работа Боулби вышла за рамки предположений Отто Ранка и Яна Сатти о том, что материнская забота необходима для развития, и сосредоточилась на потенциальных результатах для детей, лишенных такой заботы.
Публикация ВОЗ 1951 года оказала большое влияние на широкомасштабные изменения в практике и распространенности институционального ухода за младенцами и детьми, а также на изменение практики пребывания маленьких детей в больницах, так что родителям было разрешено более частые и длительные посещения. Хотя монография в первую очередь касалась вопроса изъятия детей из домов, она также использовалась в политических целях, чтобы отговорить женщин работать и оставлять своих детей в детских садах правительствами, заинтересованными в максимальном увеличении занятости для вернувшихся и возвращающихся военнослужащих. Публикация также вызвала большие споры, в том числе среди психоаналитиков , психологов и теоретиков обучения, и вызвала серьезные дебаты и исследования по проблеме ранних отношений детей.
Ограниченность эмпирических данных и отсутствие комплексной теории, объясняющей выводы книги « Охрана материнства и психическое здоровье», привели к последующей формулировке теории привязанности . Боулби [5] После публикации книги «Материнская помощь и психическое здоровье» Боулби искал новое понимание в таких областях, как эволюционная биология , этология , психология развития , когнитивная наука и теория систем контроля , и использовал их, чтобы сформулировать новаторское предположение о том, что механизмы, лежащие в основе связей младенца, возникли как Результат эволюционного давления. [6] он исправил «недостатки данных и отсутствие теории, связывающей предполагаемую причину и следствие» в книге « Материнская помощь и психическое здоровье» . Боулби утверждал , что в своей более поздней работе «Привязанность и потеря» , опубликованной между 1969 и 1980 годами, [7]
Хотя центральный принцип теории материнской депривации — что детский опыт межличностных отношений имеет решающее значение для их психологического развития и что формирование постоянных отношений с ребенком является такой же важной частью воспитания, как и предоставление опыта, дисциплина и уход за ребенком — Как стало общепринятым, «материнская депривация» как отдельный синдром не является концепцией, которая широко используется в настоящее время, за исключением случаев тяжелой депривации, например, « неспособности к развитию ». В области ранних отношений ее в значительной степени вытеснила теория привязанности и другие теории, относящиеся к еще более ранним взаимодействиям ребенка и родителя. В принципе, недостатки родителей рассматриваются как фактор уязвимости, а не как прямая причина последующих трудностей. Что касается институционального ухода, то было проведено большое количество последующих исследований отдельных элементов лишений, депривации, недостаточной стимуляции и недостатков, которые могут возникнуть в результате институционального ухода.
История [ править ]
Научные исследования подчеркивают горе матерей по поводу лишения своих детей, но исторически мало что было сказано о потере маленькими детьми своих матерей; Возможно, это произошло потому, что потеря матери в младенчестве часто означала смерть младенца, находящегося на грудном вскармливании. В 19 веке французское общество бюрократизировало систему, в которой младенцев кормили грудью в домах приемных матерей, а после отнятия от груди они возвращались в биологическую семью, и не было высказано никаких опасений по поводу возможных последствий такого двойного разделения на ребенка. [8]
Зигмунд Фрейд, возможно, был одним из первых, кто подчеркивал потенциальное влияние потери матери на развивающегося ребенка, но его беспокоил не реальный опыт материнской заботы, а тревога, которую ребенок мог испытывать по поводу потери кормящей груди. . [9] Поскольку мало что из теории Фрейда было основано на реальных наблюдениях за младенцами, было предпринято мало усилий для рассмотрения последствий реального опыта утраты.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a6/Children_at_New_York_Foundling_cph.3a23917.jpg/220px-Children_at_New_York_Foundling_cph.3a23917.jpg)
Следуя ранним рассуждениям Фрейда об опыте общения ребенка с матерью, Отто Ранк предположил, что родовая травма играет важную роль в развитии личности. Ранк подчеркивал травматический опыт рождения как разлуки с матерью, а не рождение как неприятное физическое событие. Вскоре после того, как Ранк выдвинул эту идею, Ян Сатти , британский врач, чья ранняя смерть ограничила его влияние, предположил, что основная потребность ребенка — это материнская любовь, и его самая большая тревога — то, что такая любовь будет потеряна. [9] [10]
В 1930-х годах Дэвид Леви заметил феномен, который он назвал «первичным аффектом голода» у детей, очень рано отлученных от матерей и воспитывавшихся в специальных учреждениях и нескольких приемных семьях. Эти дети, часто приятные на первый взгляд, на самом деле казались безразличными. Он задавался вопросом, может ли существовать «болезнь дефицита эмоциональной жизни, сравнимая с дефицитом жизненно важных питательных элементов в развивающемся организме». [11] Некоторые психиатры, психологи и педиатры были также обеспокоены высоким уровнем смертности в больницах и учреждениях, одержимых стерильностью в ущерб любому человеческому или воспитательному контакту с младенцами. Один редкий педиатр дошел до того, что заменил табличку с надписью «Дважды вымойте руки перед входом в эту палату» на надпись «Не входите в эту детскую, не взяв на руки ребенка». [12]
В серии исследований, опубликованных в 1930-х годах, психолог Билл Голдфарб отметил не только дефицит способности формировать отношения, но и IQ детей, помещенных в специальные учреждения, по сравнению с соответствующей группой в приемных семьях. [12] В другом исследовании, проведенном в 1930-х годах, Гарольд Скилс, отметив снижение IQ у маленьких детей из приютов, забрал малышей из бесплодного приюта и отдал их на попечение «слабоумным» девочкам старшего возраста, помещенным в специальные учреждения. IQ малышей резко вырос. Исследование Скилса подверглось нападкам из-за отсутствия научной строгости, хотя десятилетия спустя он добился запоздалого признания. [13]
Рене Шпитц , психоаналитик, в 1930-х и 40-х годах проводил исследования последствий материнской депривации и госпитализации . Его расследование было сосредоточено на младенцах, которые пережили внезапную и длительную разлуку со знакомым опекуном, как, например, когда мать отправили в тюрьму. Таким образом, эти исследования и выводы отличались от исследований институционального воспитания. Шпитц принял термин «анаклитическая депрессия» для описания детской реакции горя, гнева и апатии на частичную эмоциональную депривацию (потерю любимого объекта) и предположил, что, когда объект любви возвращается ребенку в течение трех-пяти месяцев, выздоровление наступает. быстро, но через пять месяцев у них проявятся симптомы все более серьезного ухудшения. Он назвал эту реакцию на тотальную депривацию «госпитализмом». Он также был одним из первых, кто начал прямое наблюдение за младенцами. [14] [15] Выводы вызвали горячие споры и не получили широкого признания. [16]
В годы Великой Отечественной войны эвакуированные и дети-сироты были объектами исследований, в которых определялась их реакция на разлуку, в том числе способность справляться с ситуацией, формируя отношения с другими детьми. Некоторые из этих материалов оставались неопубликованными до послевоенного периода и лишь постепенно способствовали пониманию реакций маленьких детей на утрату. [17] [18]
Боулби, который, в отличие от большинства психоаналитиков, имел непосредственный опыт работы с депривированными детьми благодаря своей работе в Лондонской детской консультационной клинике , в статье, опубликованной в 1940 году, призвал к большему исследованию ранней жизни детей. Он предположил, что два фактора окружающей среды имеют первостепенное значение в ранее детство. Первой была смерть матери или длительная разлука с ней. Вторым было эмоциональное отношение матери к своему ребенку. [19] За этим последовало исследование сорока четырех несовершеннолетних воров, собранных через клинику. В выборках было много проблемного родительского поведения, но Боулби обращал внимание на один фактор окружающей среды, который было легко задокументировать, а именно на длительную раннюю разлуку ребенка и матери. Из сорока четырех воров четырнадцать попали в категорию, которую Боулби охарактеризовал как обладающую «беспристрастным характером». Из этих четырнадцати двенадцать пережили длительную разлуку с матерью, в отличие от только двоих из контрольной группы. [20]
В исследовании NIH, опубликованном в 2011 году, изучалось влияние кратковременной, нетравматичной разлуки с основным опекуном ребенка. Субъектами были младенцы, разлученные со своим основным опекуном как минимум на неделю. С учетом различных факторов, включая доход, стабильность и стиль воспитания, исследование выявило повышенную агрессивность в возрасте 3 и 5 лет у разлученных детей, но не выявило других когнитивных нарушений. Большинство младенцев, участвовавших в исследовании, оставались с близкими родственниками или другим родителем, часто в доме ребенка, что позволяет предположить, что даже в идеальных обстоятельствах разлука с матерью может иметь долгосрочное пагубное влияние на развитие ребенка. [21]
помощь и здоровье Материнская психическое
Работа Боулби над правонарушителями и бездушными детьми, а также последствия больничного и институционального ухода привели к тому, что ему поручили написать отчет Всемирной организации здравоохранения о психическом здоровье бездомных детей в послевоенной Европе, когда он был главой Департамента по делам детей. и родители в клинике Тависток в Лондоне после Второй мировой войны . [2] Боулби путешествовал по континенту и Америке, общаясь с социальными работниками, педиатрами и детскими психиатрами, включая тех, кто уже опубликовал литературу по этой проблеме. Эти авторы в основном не знали о работе друг друга, и Боулби смог собрать воедино результаты и выделить описанные сходства, несмотря на разнообразие использованных методов: от прямого наблюдения до ретроспективного анализа и групп сравнения. Кроме того, Дороти Берлингем и Анна Фрейд из Англии провели работу о детях, разлученных со своими семьями из-за беспорядков во время войны, а также собственную работу Боулби. [22] Результатом стала опубликованная в 1951 году монография « Материнская забота и психическое здоровье» , в которой изложена гипотеза материнской депривации. [3] За докладом ВОЗ последовала публикация сокращенной версии для всеобщего пользования под названием « Уход за детьми и рост любви» . Эта книга была продана тиражом более полумиллиона экземпляров по всему миру. Боулби занимался не только институциональным и больничным уходом, но и политикой изъятия детей у «матерей-одиночек», неопрятных и физически заброшенных домов, а также отсутствия поддержки семьям, оказавшимся в трудном положении. В ряде областей Боулби указал на отсутствие адекватных исследований и предложил направление, в котором это могло бы развиваться. [23]
Боулби Основные понятия теории
Боулби считал, что качество родительской заботы имеет жизненно важное значение для развития ребенка и будущего психического здоровья . Считалось крайне важным, чтобы младенец и маленький ребенок испытывали теплые, близкие и продолжительные отношения со своей матерью (или постоянным заместителем матери), в которых оба находили удовлетворение и удовольствие. При такой взаимосвязи эмоции вины и тревоги (характеристики психического заболевания в случае их избытка) будут развиваться организованно и умеренно. Естественно, крайние эмоции будут умерены и станут поддаваться контролю со стороны развивающейся личности ребенка. Он заявил: «Именно эти сложные, богатые и плодотворные отношения с матерью в ранние годы, бесчисленным образом варьирующиеся в зависимости от отношений с отцом, братьями и сестрами, детские психиатры и многие другие теперь считают, что они лежат в основе развития характера и психического здоровья». ." [4]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Prayer_Time_in_the_Nursery--Five_Points_House_of_Industry.png/280px-Prayer_Time_in_the_Nursery--Five_Points_House_of_Industry.png)
Положение дел, при котором у ребенка не было этих отношений, он назвал «материнской депривацией». Этот термин охватывал диапазон от почти полной депривации, нередко встречающейся в учреждениях, детских садах и больницах, до частичной депривации, когда мать или ее заменяющая мать не могла оказать любящую заботу, в которой нуждается маленький ребенок, до легкой депривации, когда ребенок был был отстранен от опеки матери, но за ним присматривал кто-то из знакомых, которому он доверял. [24] Полная или почти полная депривация может «полностью подорвать способность строить отношения». Частичная депривация может привести к острой тревоге, депрессии, нужде и сильным эмоциям, которые ребенок не может регулировать. Конечным продуктом такого психического расстройства могут быть неврозы и нестабильность характера. [24] Однако основное внимание в монографии было уделено более крайним формам депривации. В центре внимания были развивающиеся отношения ребенка с матерью и отцом и нарушенные отношения между родителями и детьми в контексте почти полной депривации, а не более ранняя концепция «разбитого дома» как таковая. [3]
Что касается социальной политики, Боулби посоветовал родителям поддерживаться обществом, поскольку родители зависят от экономического обеспечения общества в целом, и «если сообщество ценит своих детей, оно должно беречь своих родителей». Кроме того, матерям детей до трех лет, оставшимся без мужа, следует оказывать поддержку в уходе за ребенком дома, а не оставлять ребенка под неадекватным уходом, пока мать ищет работу. (Предполагалось, что мать внебрачного ребенка обычно остается с ребенком). Отцы, оставшиеся с младенцами или малолетними детьми на руках без матери, должны быть обеспечены «домработницами», чтобы дети могли оставаться дома. [25] Другие предложения включали надлежащую оплату приемных семей и тщательный отбор приемных опекунов . [26] и откровенные, информативные дискуссии с детьми об их родителях, о том, почему они оказались под опекой и как они к этому относятся, а не о подходе «меньше говорить, скорее исправить». Было решительно подчеркнуто, что дети лояльны и любят даже самых плохих родителей и нуждаются в непредвзятом понимании этого факта. [27]
Говоря о проблеме изъятия детей из домов, Боулби подчеркнул силу связи, которую дети чувствуют со своими родителями, и обсудил причину, по которой, по его словам, «дети лучше развиваются в плохих домах, чем в хороших учреждениях». Он решительно выступал за оказание поддержки родителям и расширенным семьям для улучшения ситуации и обеспечения ухода внутри семьи, а не удаления, если это возможно. [28]
«Материнская» [ править ]
Боулби использовал фразу «мать (или постоянный заменитель матери)». [4] В обычном использовании термин «материнская депривация» неоднозначен, поскольку неясно, является ли это лишением биологической матери, приемной или приемной матери, взрослого, постоянно осуществляющего уход за ребенком любого пола или отношения к ребенку, эмоциональных отношений. или опыта ухода, называемого «материнством» во многих культурах. Вопросы о точном значении этого термина ни в коем случае не новы, о чем свидетельствует следующее высказывание Мэри Эйнсворт в 1962 году: «Хотя в первые месяцы жизни именно мать почти всегда больше всего взаимодействует с ребенком… роль других фигур, особенно отца, признано значимым... [П]атеринская депривация... уделяла мало внимания... [В случае] институционализации... термин «родительская депривация» был бы точнее, поскольку ребенок... лишен взаимодействия с фигурой отца, а также с фигурой матери... [Возможно, лучше] препятствовать использованию [термина «депривация»] и поощрять замена терминов «недостаточность», «разрыв» и «искажение». [29] Эйнсворт предполагает, что ни слово «материнская», ни слово «депривация» не являются буквально правильным определением рассматриваемого явления.
Современник Эйнсворт говорил о «матери - термине, под которым мы подразумеваем как настоящую мать ребенка, так и/или любое другое лицо любого пола, которое может занять место физической матери ребенка в течение значительного периода времени». [30] Однако другой современник говорил о «квазимистическом союзе матери и ребенка, о динамическом союзе, который представляют мать и ребенок». [31]
на уход Влияние институциональный
Практические последствия публикации « Материнская помощь и психическое здоровье» были описаны в предисловии к ВОЗ публикации 1962 года «Лишение материнской заботы: переоценка ее последствий» как «почти полностью благоприятные» со ссылкой на широко распространенные изменения в институциональном уходе за детьми. [32]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5e/Two_nurses_with_baby_in_nursery_at_Toronto_East_General_and_Orthopaedic_Hospital%2C_Toronto%2C_ON.jpg/180px-Two_nurses_with_baby_in_nursery_at_Toronto_East_General_and_Orthopaedic_Hospital%2C_Toronto%2C_ON.jpg)
Практика разрешения родителям часто посещать госпитализированных детей стала нормой, и произошел сдвиг в сторону помещения бездомных детей в приемные семьи , а не в специальные учреждения, а также в сторону профессионализации альтернативных воспитателей. В больницах дополнительный импульс изменениям придала работа социального работника и психоаналитика Джеймса Робертсона, который снимал на видео печальные последствия разлуки для детей в больнице и сотрудничал с Боулби в создании документального фильма 1952 года «Двухлетний ребенок идет в больницу» . [33]
По словам Майкла Раттера , важность первых работ Боулби о «материнской депривации» заключалась в том, что он подчеркивал, что детский опыт межличностных отношений имеет решающее значение для их психологического развития и что формирование постоянных отношений с ребенком было столь же важной частью воспитания детей. как предоставление опыта, дисциплины и ухода за детьми. Хотя эта точка зрения была отвергнута многими в то время, этот аргумент сосредоточил внимание на необходимости рассматривать воспитание детей с точки зрения последовательности лиц, осуществляющих уход, с течением времени и родительской чувствительности к индивидуальности детей, и теперь это общепринято. [34] Теория Боулби вызвала значительный интерес и споры о природе ранних отношений и дала мощный импульс тому, что Мэри Эйнсворт назвала «огромным исследованием» в том, что считалось чрезвычайно сложной и сложной областью. [32]
Психоанализ [ править ]
Боулби отошел от психоаналитической теории, которая рассматривала удовлетворение сенсорных потребностей как основу отношений между младенцем и матерью. [2] Еда рассматривалась как основной мотив, а отношения или «зависимость» были вторичными. [5] Он уже оказался в конфликте с доминирующими кляйнианскими теориями о том, что эмоциональные проблемы детей почти полностью возникают из-за фантазий, порожденных внутренним конфликтом между агрессивными и либидинозными влечениями, а не из-за событий во внешнем мире. (Его разрыв с психоаналитиками стал полным и непоправимым только после того, как он позже разработал теорию привязанности, включающую этологические и эволюционные принципы, когда он был фактически подвергнут остракизму). Боулби также порвал с теории социального научения взглядом на зависимость и подкрепление. Вместо этого Боулби предположил, что для эмоционального процветания детям необходимы близкие и постоянные заботливые отношения. [2]
Позже Боулби заявил, что он пришел к выводу, что, в отличие от внимания психоаналитиков к внутреннему фантазийному миру ребенка, важной областью для изучения было то, как родители на самом деле обращались с ребенком в реальной жизни, и в частности взаимодействие между ними. Он выбрал фактическое изъятие детей из дома именно в это время, потому что это было конкретное событие, последствия которого можно было изучить, а также потому, что он считал, что оно может иметь серьезные последствия для развития ребенка и потому что его можно было предотвратить. Кроме того, взгляды, которые он уже высказал о важности реального жизненного опыта ребенка и его отношений с опекунами, были встречены «полным недоверием» коллегами перед Второй мировой войной . Это привело его к выводу, что необходимы гораздо более систематические знания о влиянии раннего опыта на ребенка. Боулби и его коллеги были пионерами взгляда на то, что исследования, включающие прямое наблюдение за младенцами и детьми, не просто представляют интерес, но имеют важное значение для развития науки в этой области. [35]
Исследования на животных
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/61/Natural_of_Love_Wire_and_cloth_mother_surrogates.jpg/276px-Natural_of_Love_Wire_and_cloth_mother_surrogates.jpg)
Исследователи в течение многих лет изучали депрессию, алкоголизм, агрессию, связь между матерью и ребенком и другие состояния и явления у приматов и других лабораторных животных, используя экспериментальную парадигму материнской депривации. [36] Наибольшее влияние оказал Гарри Харлоу , который в середине 1950-х годов начал выращивать детенышей обезьян в своей лаборатории Университета Висконсин-Мэдисон в полной или частичной изоляции и с неодушевленными суррогатными матерями, пытаясь изучить связь между матерью и ребенком, а также различные состояния психическое заболевание. [37]
В лаборатории Харлоу детенышей макак-резусов немедленно отделяли от их матерей и помещали в тканевые или проволочные суррогатные матери, которых исследователи иногда называли «железными девами». [37] [38] Харлоу обнаружила, что младенцы привязывались к своим неодушевленным матерям — как сделанным из проволоки, так и покрытым тканью — и, когда их отрывали от них, они «визжали от ужаса». Позже Харлоу и его коллеги разработали «злых искусственных матерей», призванных «внушать страх и неуверенность детенышам обезьян» — в том числе созданную с латунными шипами, — но, вопреки гипотезе исследователя, эти животные также демонстрировали привязанность к своим суррогатным матерям. [38]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/Natural_of_Love_Typical_response_to_cloth_mother_surrogate_in_fear_test.jpg/220px-Natural_of_Love_Typical_response_to_cloth_mother_surrogate_in_fear_test.jpg)
Последующие эксперименты будут изучать влияние полной и частичной изоляции на психическое здоровье животных и межличностные связи с использованием вертикальной камеры из нержавеющей стали, спроектированной Харлоу и названной « ямой отчаяния », которая, как было обнаружено, вызывает у животных «глубокую и длительную депрессию». обезьяны. Точно так же Харлоу обнаружил, что длительная изоляция в клетках из голой проволоки привела к тому, что у обезьян возникли «глубокие поведенческие отклонения», включая «сжимание себя и раскачивание», а затем «апатию и безразличие к внешней стимуляции». Харлоу сравнил такое поведение с кататонической шизофренией . [38]
Более поздние эксперименты были разработаны для проверки связи матери и ребенка с матерями, которые сами воспитывались в изоляции в младенчестве. Было обнаружено, что эта ранняя депривация задерживает эмоциональное развитие матери и ее способность вступать в половую связь и, в свою очередь, забеременеть. В ответ Харлоу и его коллеги создали аппарат для оплодотворения этих матерей, которых они назвали «стойкой для изнасилований». Харлоу обнаружил, что после того, как эти обезьяны родили, они мало заботились о своем потомстве, написав: «Эти матери-обезьяны, которые никогда не испытывали никакой любви, были лишены любви к своим младенцам». В то время как некоторые матери просто игнорировали своих детей, Харлоу охарактеризовала других как «злых» и жестоких и в некоторых случаях сообщала, что они «придавливали лицо ребенка к полу, отгрызали ему ступни и пальцы, а в одном случае... голову ей в рот и раздавила ее, как яичную скорлупу». [38]
Эксперименты Харлоу были провозглашены революционными, а также резко раскритикованы как научно необоснованные и садистски жестокие. [36] [37] Описывая наследие исследователя, Джон Глюк, бывший студент Харлоу, высказал мнение: «С одной стороны, его работа по познанию и социальному развитию обезьян способствовала представлению о животных как о людях, имеющих богатую субъективную жизнь, наполненную намерениями и эмоциями. С другой , его критиковали за проведение исследований, которые, казалось, игнорировали этические установки его собственных открытий». [37]
Эксперименты по материнской депривации на приматах продолжаются и в 21 веке и остаются спорными. Стивен Суоми , один из первых сотрудников Харлоу, продолжал проводить эксперименты по материнской депривации на макак-резусах в своей лаборатории Национального института здравоохранения и подвергался резкой критике со стороны PETA , членов Конгресса и других. [39] [40] [41]
и критика , неправильное толкование Споры
Помимо глубоких расхождений с психоаналитическими идеями, теоретическая основа монографии Боулби была противоречивой во многих отношениях. Некоторые были глубоко не согласны с необходимостью материнской (или эквивалентной) любви для нормального функционирования. [42] или что формирование постоянных отношений с ребенком было важной частью воспитания. [34] Идея о том, что ранний опыт имеет серьезные последствия для интеллектуального и психосоциального развития, сама по себе противоречива. [43] Другие поставили под сомнение степень, в которой его гипотеза подтверждается фактами. Высказывалась критика в связи с путаницей последствий лишения (отсутствие первичной фигуры привязанности) и депривации (потеря первичной фигуры привязанности) и, в частности, неспособности провести различие между эффектами отсутствия первичной фигуры привязанности и других. формы депривации и недостаточной стимуляции, которые могут повлиять на детей в учреждениях. [44]
Было также отмечено, что не было объяснено, каким образом переживания, подпадающие под широкую категорию «материнская депривация», могут оказывать заявленное воздействие на развитие личности. Боулби объяснил в своей работе 1988 года, что данные в то время «не соответствовали какой-либо существующей на тот момент теории, и за короткое время моей работы во Всемирной организации здравоохранения не было возможности разработать новую». Затем он продолжает описывать последующее развитие теории привязанности. [5]
Помимо критики, его идеи часто упрощались, искажались, искажались или преувеличивались в различных целях. Это усилило споры. [43] В 1962 году ВОЗ опубликовала публикацию «Лишение материнской заботы: переоценка ее последствий», в которую с его одобрения внесла вклад Мэри Эйнсворт, близкая коллега Боулби, чтобы представить недавние исследования и разработки и развеять заблуждения. [32]
Работа Боулби была неверно истолкована как означающая, что любое отделение от естественной матери, любой опыт институционального ухода или множественность «матерей» обязательно приводят к серьезной эмоциональной депривации, а иногда и к тому, что все дети, переживающие такой опыт, превращаются в «беспристрастных детей». Как следствие, утверждалось, что только 24-часовой уход со стороны одного и того же человека (матери) был достаточно хорош, дневной уход и детские сады были недостаточно хорошими, и матери не должны выходить на работу. ВОЗ сообщила , что детские сады и ясли могут иметь серьезный и необратимый вредный эффект. [44] Такие ограничения соответствовали политике правительств, озабоченных поиском работы для вернувшихся и возвращающихся военнослужащих после Второй мировой войны . [45] Фактически, хотя Боулби придерживался мнения, что надлежащий уход не может быть обеспечен «по списку», он также считал, что младенцев следует приучать к регулярным периодам ухода со стороны другого лица и что ключом к альтернативному уходу за работающими матерями является что оно должно быть регулярным и непрерывным. [44] Он обратился к этому вопросу в публикации 1958 года под названием « Могу ли я оставить своего ребенка?» . Эйнсворт в публикации ВОЗ 1962 года также попыталась развеять это заблуждение, указав, что требование непрерывности ухода не подразумевает исключительных отношений пары мать-ребенок. [29]
Цитируемое замечание Боулби о том, что дети лучше развиваются в плохих семьях, чем в хороших учреждениях, [46] часто доводилось до крайностей, что приводило к нежеланию со стороны сотрудников службы по делам детей (эквивалент социальных работников по уходу за детьми ) забирать детей из домов, какими бы пренебрежительными и неадекватными они ни были. Фактически, хотя Боулби кратко упомянул проблему «частичной депривации» внутри семьи, она не была полностью исследована в его монографии, поскольку основное внимание уделялось рискам полной или почти полной депривации. [47]
Майкл Раттер внес значительный вклад в спорный вопрос гипотезы материнской депривации Боулби. Его монография 1981 года и другие статьи представляют собой окончательную эмпирическую оценку и обновленную информацию о ранних работах Боулби по материнской депривации. [44] [47] [48] Он собрал дополнительные доказательства, рассмотрел множество различных лежащих в основе социальных и психологических механизмов и показал, что Боулби был прав лишь частично и часто по неверным причинам. Раттер выделил другие формы депривации, встречающиеся в учреждениях по уходу, и сложность переживания разлуки; и предположили, что антисоциальное поведение связано не с материнской депривацией как таковой, а с семейными разладами. Важность этих уточнений гипотезы материнской депривации заключалась в том, чтобы перепозиционировать ее как «фактор уязвимости», а не как причинный агент, при этом ряд различных влияний определяет, какой путь выберет ребенок. [49]
Совсем недавно Раттер посоветовал обратить внимание на сложность развития и роль генетических, а также экспериментальных факторов, отметив, что разлука является лишь одним из многих факторов риска, связанных с плохим когнитивным и эмоциональным развитием. [50]
Отцы [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/71/Father_with_child.jpg/220px-Father_with_child.jpg)
В соответствии с преобладавшими социальными реалиями своего времени, а именно с предположением, что повседневный уход за младенцами и маленькими детьми берут на себя женщины и, в частности, матери, Боулби имел в виду прежде всего матерей и «материнскую» депривацию, хотя слова «родители» и «родительский» также используются. [2] Отцы упоминаются только в контексте практической и эмоциональной поддержки, которую они оказывают матери, однако в монографии нет конкретного исследования роли отца. Не ведется также дискуссия о том, должна ли была по необходимости выполнять материнскую роль женщина как таковая. Некоторые неверно истолковали работу Боулби как означающую только естественных матерей. [51]
Публикация ВОЗ 1962 года содержит главу о влиянии «отцовской депривации», причем к 1962 году было проведено несколько ограниченных исследований по этому вопросу, которые проиллюстрировали важность отношений отца со своими детьми. [51] Эйнсворт выразила надежду, что в будущем таких исследований будет больше, и действительно, ее ранние исследования, которые внесли значительный вклад в теорию привязанности, охватывали отношения младенцев со всеми членами семьи. Было также заявлено, что в отношении ухода в специальных учреждениях термин «родительская депривация» был бы более точным, хотя Эйнсворт предпочитала обоим терминам «недостаточность», «прерывистость» и «искажение». [29]
Майкл Раттер в книге «Переоценка материнской депривации» (1972), названной «Новым обществом» «классиком в области ухода за детьми», утверждал, что исследования показали, что не имеет значения, с каким родителем ребенок хорошо ладил, лишь бы он хорошо ладил. с одним из них, что оба родителя влияют на развитие своего ребенка, и то, какой из родителей важнее, зависит от возраста, пола и темпераментного развития. Он заключил: «Для некоторых аспектов развития однополый родитель, по-видимому, играет особую роль, для некоторых — человек, который больше всего играет и разговаривает с ребенком, а для других — человек, который его кормит. Отец, мать, брат сестры, друзья, школьные учителя и другие люди — все они влияют на развитие, но их влияние и важность различаются для разных аспектов развития. Требуется менее исключительный акцент на матери. У детей тоже есть отцы!» [47]
В рамках теории привязанности Боулби в книге «Привязанность и потеря» , первый том книги «Привязанность» (1969), совершенно ясно дает понять, что младенцы привязываются к тем людям, которые заботятся о них и которые чувствительны и отзывчивы в их социальных взаимодействиях с ними, и что это не обязательно должна быть мать. или действительно женщина. С точки зрения социальной реальности, матери чаще являются основными опекунами детей и, следовательно, с большей вероятностью будут основной фигурой привязанности, но процесс привязанности применим к любому лицу, осуществляющему уход, и у младенцев развивается ряд привязанностей в зависимости от того, кто с ними связан и интенсивность взаимодействия. [52] Однако теория привязанности связана с развитием поведения и отношений привязанности примерно после 7-месячного возраста, а также существуют другие теории и исследования, касающиеся более ранних взаимодействий опекуна и ребенка.
Шаффер в книге «Социальное развитие» (1996) предполагает, что отношения отца и ребенка — это, прежде всего, культурная конструкция, сформированная требованиями каждого общества. В обществах, где уход за младенцами был поручен мальчикам, а не девочкам, не было обнаружено никакой разницы в способности к воспитанию. [53] [54]
Феминистская критика
Критики-феминистки высказали три широких критических замечания, направленных на идею материнской депривации. [55] Во-первых, Боулби преувеличил свою позицию. Исследования, на которых он основывал свои выводы, выявили почти полное отсутствие материнской заботы, и было неоправданно делать из этой точки зрения обобщение, что любое разлучение в первые три года жизни будет разрушительным. Последующие исследования показали, что качественный уход в течение части дня безвреден. Идея исключительной заботы или исключительной привязанности к предпочтительному персонажу, а не к иерархии (впоследствии считавшаяся таковой в рамках развития теории привязанности ) не была подтверждена исследованиями, и эта точка зрения возлагала слишком сильное эмоциональное бремя на мать. Во-вторых, они раскритиковали историческую перспективу Боулби и увидели в его взглядах часть идеализации материнства и семейной жизни после Второй мировой войны . Конечно, его гипотеза использовалась правительствами для закрытия столь необходимых детских садов, хотя правительства, похоже, не были так заинтересованы в том, чтобы платить матерям за уход за детьми дома, как это отстаивал Боулби. В-третьих, феминистки возражали против идеи анатомии как судьбы и концепции «естественности», вытекающей из этноцентрических наблюдений. Они утверждали, что антропология показала, что нормально, когда заботу о детях разделяет стабильная группа взрослых, для которой материнская забота является важной, но не исключительной частью. [55]
Сегодня [ править ]
Хотя ранние работы Боулби о материнской депривации можно рассматривать как часть предпосылок более позднего развития теории привязанности, между ними существует много существенных различий. На момент публикации 1951 года в этой области было мало исследований и не было всеобъемлющей теории развития ранних отношений. [5] Помимо основного положения о важности ранних, продолжительных и чувствительных отношений, монография концентрируется главным образом на социальной политике . Для своей последующей разработки теории привязанности Боулби опирался на концепции этологии , кибернетики , обработки информации , психологии развития и психоанализа . Первые формальные положения теории привязанности были представлены в трех статьях в 1958, 1959 и 1960 годах. Его основная работа «Привязанность» была опубликована в трех томах в период с 1969 по 1980 год. Теория привязанности произвела революцию в представлении о природе ранней привязанности, и обширные исследования продолжаются. предпринято. [6]
По словам Зины , «этологическая теория привязанности, изложенная Джоном Боулби… с 1969 по 1980 год… предоставила одну из наиболее важных основ для понимания решающих факторов риска и защитных факторов в социальном и эмоциональном развитии в первые 3 года жизни». В монографии Боулби (1951) «Материнская забота и психическое здоровье» был сделан обзор мировой литературы по материнской депривации и предположено, что эмоционально доступный уход имеет решающее значение для развития ребенка и его психического здоровья». [56] Помимо этого широкого утверждения, которое сейчас является общепринятым, мало что осталось от основных деталей теории материнской депривации Боулби, которые не были ни дискредитированы, ни заменены теорией привязанности и другими теориями и исследованиями развития ребенка, за исключением области крайней депривации.
Открытие восточноевропейских детских домов в начале 1990-х годов после окончания холодной войны предоставило значительные возможности для исследования привязанности и других аспектов институционального воспитания, однако такие исследования редко упоминают «материнскую депривацию», за исключением исторического контекста. Материнская депривация как отдельный синдром – это концепция, которая редко используется, кроме как в связи с крайней депривацией и неспособностью развиваться . Скорее, речь идет о ряде различных недостатков и недостатков в различных формах ухода или недостатке ухода, в котором привязанность является лишь одним аспектом, а также учете конституциональных и генетических факторов, определяющих исход развития. [50] Последующие исследования, однако, подтвердили концепцию Боулби о «циклах неблагополучия», хотя не все дети из несчастливых семей воспроизводят недостатки на своем собственном опыте. [57] Скорее, теперь он концептуализируется как серия путей в детстве, и ряд различных влияний будет определять, какой путь выберет конкретный ребенок. [44]
Концепция психологии вне основной
Идея о том, что разлука с женщиной, осуществляющей уход, имеет глубокие последствия, имеет значительный резонанс за пределами традиционных исследований развития ребенка. В законодательстве США долгое время применялась доктрина «нежных лет», когда опека над младенцами и детьми ясельного возраста отдавалась преимущественно матерям. За последнее десятилетие или около того некоторые решения, по-видимому, были основаны на концепции «нежных лет», но другие основывались на противоположном предположении, что двухлетний ребенок слишком молод, чтобы развивать отношения с любым из родителей. [58]
Обеспокоенность по поводу вреда разлуки с матерью характерна для систем убеждений, лежащих в основе некоторых дополнительных и альтернативных психотерапий (CAM). Такие системы убеждений касаются не только последствий отделения маленького ребенка от заботы матери, но и эмоциональной привязанности между матерью и ребенком, которая, по мнению сторонников этих систем, развивается внутриутробно. Говорят, что такая привязанность приводит к эмоциональной травме, если ребенка разлучают с биологической матерью и усыновляют, даже если это происходит в день рождения и даже если приемная семья обеспечивает ему всю возможную любовь и заботу. Эти убеждения когда-то существовали среди психологов психоаналитического образования. [9] [59] Однако сегодня убеждения в пренатальном общении между матерями и младенцами в основном принадлежат нетрадиционным мыслителям, таким как Уильям Эмерсон. [60]
Вера в пренатальное осознание плода, ментальное общение между матерью и будущим ребенком и эмоциональную привязанность ребенка к матери как пренатальный феномен — концепции, которые легко связаны с необоснованным предположением, что все усыновленные дети страдают эмоциональными расстройствами. Эти убеждения также согласуются с CAM-психотерапией, такой как терапия привязанности (не основанная на теории привязанности), которая призвана вызвать возрастную регрессию и перепросмотреть раннее развитие для достижения лучшего результата. [61]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Холмс 1993 , с. 221
- ^ Перейти обратно: а б с д Это Бретертон, И. (1992). «Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт». Психология развития . 28 (5): 759–775. дои : 10.1037/0012-1649.28.5.759 . S2CID 3964292 .
- ^ Перейти обратно: а б с Боулби, Джон (1995) [1951]. Забота о материнстве и психическое здоровье . Серия мастер-работ. Том. 2 (изд. в мягкой обложке). Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон. стр. 355–533. ISBN 978-1-56821-757-4 . ПМК 2554008 . ПМИД 14821768 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б с Боулби 1995 , с. 11
- ^ Перейти обратно: а б с д Боулби 1988 , с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Кэссиди, Дж. (1999). «Природа детских связей». В Кэссиди, Дж.; Шейвер, PR (ред.). Справочник по прикреплению: теория, исследования и клиническое применение . Гилфорд Пресс. ISBN 978-1-57230-826-8 .
- ^ Боулби, Дж. (1986). «Материнская помощь и психическое здоровье» (PDF) . Бюллетень Всемирной организации здравоохранения . Цитирование Классик. 3 (3): 355–533. ПМК 2554008 . ПМИД 14821768 .
- ^ Филдс, В. (1988). Влажный уход . Нью-Йорк: Блэквелл. ISBN 978-0-631-15831-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Браун, JAC (1961). Фрейд и постфрейдисты . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-020522-0 .
- ^ Сатти, И. (1935). Истоки любви и ненависти . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-415-21042-3 .
- ^ Карен 1998 , стр. 13–17
- ^ Перейти обратно: а б Карен 1998 , стр. 20–21
- ^ Карен 1998 , стр. 18–22
- ^ Шпиц, Р. (1945). «Госпитализм: исследование происхождения психических заболеваний в раннем детстве». Психоаналитическое исследование ребенка . 1 : 53–74. дои : 10.1080/00797308.1945.11823126 . ПМИД 21004303 .
- ^ Шпиц, Р. (1950). «Актуальность прямого наблюдения за младенцами». Психоаналитическое исследование ребенка . 5 : 66–73. дои : 10.1080/00797308.1950.11822885 .
- ^ Карен 1998 , с. 25
- ^ Фрейд А. и Берлингем Д.Т. (1943). Война и дети . Нью-Йорк: Военные медицинские книги. ISBN 978-0-8371-6942-2 .
- ^ Фрейд А. и Берлингем Д.Т. (1939–1945). Младенцы без семей и отчеты о детских садах Хэмпстеда . Сочинения Анны Фрейд. Том. 3. Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
- ^ Карен 1998 , стр. 26–29
- ^ Боулби Дж (1944). «Сорок четыре малолетних вора: их характеры и семейная жизнь». Международный журнал психоанализа . 25 (19–52): 107–27.
коллеги Боулби иногда называют его «Али Боулби и сорок разбойников».
- ^ Ховард, Кимберли; Мартин, Энн; Берлин, Лиза Дж.; Брукс-Ганн, Жанна (1 января 2011 г.). «Раннее разлучение матери и ребенка, воспитание детей и благополучие детей в семьях с ранним стартом» . Привязанность и человеческое развитие . 13 (1): 5–26. дои : 10.1080/14616734.2010.488119 . ПМК 3115616 . ПМИД 21240692 .
- ^ Карен 1998 , стр. 59–62
- ^ Карен 1998 , стр. 62–66
- ^ Перейти обратно: а б Боулби 1995 , стр. 11–12.
- ^ Боулби 1995 , стр. 84–90.
- ^ Боулби 1995 , стр. 117–122.
- ^ Боулби 1995 , стр. 124–126.
- ^ Боулби 1995 , стр. 67–92.
- ^ Перейти обратно: а б с Эйнсворт, доктор медицины (1962). «Последствия материнской депривации: обзор результатов и противоречий в контексте исследовательской стратегии». Лишение материнской заботы: переоценка его последствий . Документы общественного здравоохранения. Том. 14. Женева: Всемирная организация здравоохранения. ISBN 9789241300148 .
- ^ Шпиц, Р.А. (1949). "Аутоэротизм". Психоаналитическое исследование ребенка . 3 : 85–120. дои : 10.1080/00797308.1947.11823082 .
- ^ Ранк, Б. (1949). "Агрессия". Психоаналитическое исследование ребенка . 3 : 43–48. дои : 10.1080/00797308.1947.11823078 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эйнсворт, Мэри Д. Солтер; Андрей, Р.Г.; Харлоу, Роберт Г.; Лебовичи, С.; Мид, Маргарет; Пру, Дэйн Г.; Вуттон, Барбара; и другие. (1962). Лишение материнской заботы: переоценка его последствий . Том. 14. Женева: Всемирная организация здравоохранения, Документы общественного здравоохранения. ISBN 9789241300148 .
- ^ Шварц, Дж. (1999). Дочь Кассандры: история психоанализа . Викинг/Аллен Лейн. п. 225. ИСБН 978-0-670-88623-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Раттер, М. (май 1995 г.). «Клинические последствия концепций привязанности: ретроспектива и перспектива». J Детская психологическая психиатрия . 36 (4): 549–71. дои : 10.1111/j.1469-7610.1995.tb02314.x . ПМИД 7650083 .
- ^ Боулби 1988 , стр. 43–45.
- ^ Перейти обратно: а б «Критика экспериментов по материнской депривации на приматах» . Комитет по модернизации современных исследований . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Глюк, Джон (1997). «Гарри Ф. Харлоу и исследования на животных: размышления об этическом парадоксе» . Этика и поведение . 7 (2): 149–161. дои : 10.1207/s15327019eb0702_6 . ПМИД 11655129 . S2CID 42157109 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Харлоу, штат ХФ; Харлоу, МК; Суоми, SJ (1971). «От мысли к терапии: уроки лаборатории приматов». Американский учёный . 59 (5): 538–549. Бибкод : 1971AmSci..59..538H . ПМИД 5004085 .
- ^ Гримм, Дэвид (29 декабря 2014 г.). «Члены Конгресса требуют провести расследование в отношении обезьяньей лаборатории в США» . Американская ассоциация содействия развитию науки. Наука . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Фиргер, Джессика (8 сентября 2014 г.). «Подняты вопросы об исследованиях психического здоровья детенышей обезьян в лабораториях НИЗ» . Новости CBS . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Кинг, Барбара (19 мая 2015 г.). «Жестокие эксперименты над младенцами обезьян все еще происходят постоянно, и это необходимо прекратить» . Научный американец . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Вуттон Б. (1962). «Подход социолога к материнской депривации». Лишение материнской заботы: переоценка его последствий . Документы общественного здравоохранения. Том. 14. Женева: Всемирная организация здравоохранения. стр. 255–266. ISBN 9789241300148 .
- ^ Перейти обратно: а б Карен 1998 , с. 65
- ^ Перейти обратно: а б с д Это Раттер М. (1981). Переоценка материнской депривации (2-е изд.). Хармондсворт: Пингвин. ISBN 978-0-14-022700-0 .
- ^ Холмс 1993 , стр. 45–46.
- ^ Боулби 1995 , с. 68
- ^ Перейти обратно: а б с Раттер М. (1972). Переоценка материнской депривации . Хармондсворт: Пингвин. ISBN 978-0-14-080561-1 .
- ^ Раттер, Майкл (1979). «Материнская депривация, 1972–1978: новые открытия, новые концепции, новые подходы». Развитие ребенка . 50 (2). JSTOR: 283–305. дои : 10.2307/1129404 . ISSN 0009-3920 . JSTOR 1129404 . ПМИД 114367 .
- ^ Холмс 1993 , стр. 49–51.
- ^ Перейти обратно: а б Раттер М. (2002). «Природа, воспитание и развитие: от евангелизации через науку к политике и практике». Детский Дев . 73 (1): 1–21. дои : 10.1111/1467-8624.00388 . ПМИД 14717240 . S2CID 10334844 .
- ^ Перейти обратно: а б Андрей Р.Г. (1962). «Отцовская и материнская роли и преступность». Лишение материнской заботы: переоценка его последствий . Документы общественного здравоохранения. Том. 14. Женева: Всемирная организация здравоохранения. ISBN 9789241300148 .
- ^ Боулби Дж. (1982) [1969]. Привязанность: Привязанность и потеря . Том. 1. Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-7471-3 .
- ^ Шаффер, HR (1996). Социальное развитие: введение . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-18574-1 .
- ^ Филд, Т. (1978). «Поведение взаимодействия между отцами, осуществляющими основной и вторичный уход». Психология развития . 14 (2): 183–184. дои : 10.1037/0012-1649.14.2.183 .
- ^ Перейти обратно: а б Холмс 1993 , стр. 45–48.
- ^ Зеана, Швейцария (февраль 1996 г.). «За пределами неуверенности: новая концепция расстройств привязанности в младенчестве» . J Проконсультируйтесь в Clin Psychol . 64 (1): 42–52. дои : 10.1037/0022-006X.64.1.42 . ПМИД 8907083 .
- ^ Холмс 1993 , с. 51
- ^ Мерсер, Дж. (2006). Понимание привязанности: воспитание детей, уход за детьми и эмоциональное развитие . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-275-98217-1 .
- ^ Фрейд, МЫ (1973). «Пренатальная привязанность и связь». В Гринспене, СИ; Поллок, Г.Х. (ред.). Курс жизни, Vol. Я, Младенчество . Надисон, Коннектикут: Издательство международных университетов.
- ^ Эмерсон, WR (1996). «Уязвимый пренатальный». Журнал пре- и перинатальной психологии . 10 (3): 125–142.
- ^ Мерсер, Дж.; Сарнер, Л.; Роза, Л. (2003). Терапия привязанности на суде: пытки и смерть Кэндис Ньюмейкер . Детская психология и психическое здоровье. Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-275-97675-0 .
Библиография [ править ]
- Боулби, Дж. (1988). Надежная база: клиническое применение теории привязанности . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-00640-8 .
- Холмс, Дж. (1993). Джон Боулби и теория привязанности . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-07730-9 .
- Карен, Р. (1998). Привязанность: первые отношения и как они формируют нашу способность любить . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-511501-7 .
Внешние ссылки [ править ]
- Боулби, Джон (1951). «Материнская помощь и психическое здоровье» . Бюллетень Всемирной организации здравоохранения . 3 (3): 355–533. ПМК 2554008 . ПМИД 14821768 .
- Боулби, Джон (1952). Материнская помощь и психическое здоровье (Отчет). Серия монографий Всемирной организации здравоохранения. Том. 2 (2-е изд.). Женева: Всемирная организация здравоохранения.
- Шпиц, Рене (1957). Психогенное заболевание в младенчестве (фильм) - через Интернет-архив.