~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ CD5AF8D184AA557B4A9E11BC233A6B6A__1718838780 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Maternal deprivation - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Материнская депривация — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Maternal_deprivation ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/6a/cd5af8d184aa557b4a9e11bc233a6b6a.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/6a/cd5af8d184aa557b4a9e11bc233a6b6a__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 03.07.2024 05:22:16 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 20 June 2024, at 02:13 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Материнская депривация — Википедия Jump to content

Материнская депривация

Это хорошая статья.  Для получения дополнительной информации нажмите здесь.
Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Мать и ребенок

Материнская депривация — это научный термин, обобщающий ранние работы психиатра и психоаналитика Джона Боулби о последствиях разлучения младенцев и детей раннего возраста с их матерью (или лицом, осуществляющим основной уход). [1] Хотя влияние потери матери на развивающегося ребенка ранее рассматривалось Фрейдом и другими теоретиками, работа Боулби о правонарушителях и безразличных детях, а также влияние больничного и институционального ухода привела к тому, что ему поручили написать книгу Всемирной организации здравоохранения . доклад о психическом здоровье бездомных детей в послевоенной Европе, когда он был главой отделения по делам детей и родителей в Тавистокской клинике в Лондоне после Второй мировой войны . [2] Результатом стала опубликованная в 1951 году монография « Материнская забота и психическое здоровье» , в которой изложена гипотеза материнской депривации. [3]

Боулби собрал эмпирические данные , существовавшие в то время со всей Европы и США, включая Спитца (1946) и Гольдфарба (1943, 1945). Его основные выводы заключаются в том, что «младенец и маленький ребенок должны испытывать теплые, интимные и продолжительные отношения со своей матерью (или постоянным заменителем матери), в которых оба находят удовлетворение и удовольствие», и что невыполнение этого требования может иметь серьезные и необратимые психические последствия. последствия для здоровья были спорными и влиятельными. [4] Монография была опубликована на 14 разных языках , и только в английской версии было продано более 400 000 экземпляров. Работа Боулби вышла за рамки предположений Отто Ранка и Яна Сатти о том, что материнская забота необходима для развития, и сосредоточилась на потенциальных результатах для детей, лишенных такой заботы.

Публикация ВОЗ 1951 года оказала большое влияние на широкомасштабные изменения в практике и распространенности институционального ухода за младенцами и детьми, а также на изменение практики пребывания маленьких детей в больницах, так что родителям было разрешено более частые и длительные посещения. Хотя монография в первую очередь касалась вопроса изъятия детей из домов, она также использовалась в политических целях, чтобы отговорить женщин работать и оставлять своих детей в детских садах правительствами, заинтересованными в максимальном увеличении занятости для вернувшихся и возвращающихся военнослужащих. Публикация также вызвала большие споры, в том числе среди психоаналитиков , психологов и теоретиков обучения, и вызвала серьезные дебаты и исследования по проблеме ранних отношений детей.

Ограниченность эмпирических данных и отсутствие комплексной теории, объясняющей выводы книги « Охрана материнства и психическое здоровье», привели к последующей формулировке теории привязанности . Боулби [5] После публикации книги «Материнская помощь и психическое здоровье» Боулби искал новое понимание в таких областях, как эволюционная биология , этология , психология развития , когнитивная наука и теория систем контроля , и использовал их, чтобы сформулировать новаторское предположение о том, что механизмы, лежащие в основе связей младенца, возникли как Результат эволюционного давления. [6] он исправил «недостатки данных и отсутствие теории, связывающей предполагаемую причину и следствие» в книге « Материнская помощь и психическое здоровье» . Боулби утверждал , что в своей более поздней работе «Привязанность и потеря» , опубликованной между 1969 и 1980 годами, [7]

Хотя центральный принцип теории материнской депривации — что детский опыт межличностных отношений имеет решающее значение для их психологического развития и что формирование постоянных отношений с ребенком является такой же важной частью воспитания, как и предоставление опыта, дисциплина и уход за ребенком — Как стало общепринятым, «материнская депривация» как отдельный синдром не является концепцией, которая широко используется в настоящее время, за исключением случаев тяжелой депривации, например, « неспособности к развитию ». В области ранних отношений ее в значительной степени вытеснила теория привязанности и другие теории, относящиеся к еще более ранним взаимодействиям ребенка и родителя. В принципе, недостатки родителей рассматриваются как фактор уязвимости, а не как прямая причина последующих трудностей. Что касается институционального ухода, то было проведено большое количество последующих исследований отдельных элементов лишений, депривации, недостаточной стимуляции и недостатков, которые могут возникнуть в результате институционального ухода.

История [ править ]

Научные исследования подчеркивают горе матерей по поводу лишения своих детей, но исторически мало что было сказано о потере маленькими детьми своих матерей; Возможно, это произошло потому, что потеря матери в младенчестве часто означала смерть младенца, находящегося на грудном вскармливании. В 19 веке французское общество бюрократизировало систему, в которой младенцев кормили грудью в домах приемных матерей, а после отнятия от груди они возвращались в биологическую семью, и не было высказано никаких опасений по поводу возможных последствий такого двойного разделения на ребенка. [8]

Зигмунд Фрейд, возможно, был одним из первых, кто подчеркивал потенциальное влияние потери матери на развивающегося ребенка, но его беспокоил не реальный опыт материнской заботы, а тревога, которую ребенок мог испытывать по поводу потери кормящей груди. . [9] Поскольку мало что из теории Фрейда было основано на реальных наблюдениях за младенцами, было предпринято мало усилий для рассмотрения последствий реального опыта утраты.

Сестра Ирен в своей больнице для подкидышей в Нью-Йорке, 1890-е годы.

Следуя ранним рассуждениям Фрейда об опыте общения ребенка с матерью, Отто Ранк предположил, что родовая травма играет важную роль в развитии личности. Ранк подчеркивал травматический опыт рождения как разлуки с матерью, а не рождение как неприятное физическое событие. Вскоре после того, как Ранк выдвинул эту идею, Ян Сатти , британский врач, чья ранняя смерть ограничила его влияние, предположил, что основная потребность ребенка — это материнская любовь, и его самая большая тревога — то, что такая любовь будет потеряна. [9] [10]

В 1930-х годах Дэвид Леви заметил феномен, который он назвал «первичным аффектом голода» у детей, очень рано отлученных от матерей и воспитывавшихся в специальных учреждениях и нескольких приемных семьях. Эти дети, часто приятные на первый взгляд, на самом деле казались безразличными. Он задавался вопросом, может ли существовать «болезнь дефицита эмоциональной жизни, сравнимая с дефицитом жизненно важных питательных элементов в развивающемся организме». [11] Некоторые психиатры, психологи и педиатры были также обеспокоены высоким уровнем смертности в больницах и учреждениях, одержимых стерильностью в ущерб любому человеческому или воспитательному контакту с младенцами. Один редкий педиатр дошел до того, что заменил табличку с надписью «Дважды вымойте руки перед входом в эту палату» на надпись «Не входите в эту детскую, не взяв на руки ребенка». [12]

В серии исследований, опубликованных в 1930-х годах, психолог Билл Голдфарб отметил не только дефицит способности формировать отношения, но и IQ детей, помещенных в специальные учреждения, по сравнению с соответствующей группой в приемных семьях. [12] В другом исследовании, проведенном в 1930-х годах, Гарольд Скилс, отметив снижение IQ у маленьких детей из приютов, забрал малышей из бесплодного приюта и отдал их на попечение «слабоумным» девочкам старшего возраста, помещенным в специальные учреждения. IQ малышей резко вырос. Исследование Скилса подверглось нападкам из-за отсутствия научной строгости, хотя десятилетия спустя он добился запоздалого признания. [13]

Рене Шпитц , психоаналитик, в 1930-х и 40-х годах проводил исследования последствий материнской депривации и госпитализации . Его расследование было сосредоточено на младенцах, которые пережили внезапную и длительную разлуку со знакомым опекуном, как, например, когда мать отправили в тюрьму. Таким образом, эти исследования и выводы отличались от исследований институционального воспитания. Шпитц принял термин «анаклитическая депрессия» для описания детской реакции горя, гнева и апатии на частичную эмоциональную депривацию (потерю любимого объекта) и предположил, что, когда объект любви возвращается ребенку в течение трех-пяти месяцев, выздоровление наступает. быстро, но через пять месяцев у них проявятся симптомы все более серьезного ухудшения. Он назвал эту реакцию на тотальную депривацию «госпитализмом». Он также был одним из первых, кто начал прямое наблюдение за младенцами. [14] [15] Выводы вызвали горячие споры и не получили широкого признания. [16]

В годы Великой Отечественной войны эвакуированные и дети-сироты были объектами исследований, в которых определялась их реакция на разлуку, в том числе способность справляться с ситуацией, формируя отношения с другими детьми. Некоторые из этих материалов оставались неопубликованными до послевоенного периода и лишь постепенно способствовали пониманию реакций маленьких детей на утрату. [17] [18]

Боулби, который, в отличие от большинства психоаналитиков, имел непосредственный опыт работы с депривированными детьми благодаря своей работе в Лондонской детской консультационной клинике , в статье, опубликованной в 1940 году, призвал к большему исследованию ранней жизни детей. Он предположил, что два фактора окружающей среды имеют первостепенное значение в ранее детство. Первой была смерть матери или длительная разлука с ней. Вторым было эмоциональное отношение матери к своему ребенку. [19] За этим последовало исследование сорока четырех несовершеннолетних воров, собранных через клинику. В выборках было много проблемного родительского поведения, но Боулби обращал внимание на один фактор окружающей среды, который было легко задокументировать, а именно на длительную раннюю разлуку ребенка и матери. Из сорока четырех воров четырнадцать попали в категорию, которую Боулби охарактеризовал как обладающую «беспристрастным характером». Из этих четырнадцати двенадцать пережили длительную разлуку с матерью, в отличие от только двоих из контрольной группы. [20]

В исследовании NIH, опубликованном в 2011 году, изучалось влияние кратковременной, нетравматичной разлуки с основным опекуном ребенка. Субъектами были младенцы, разлученные со своим основным опекуном как минимум на неделю. С учетом различных факторов, включая доход, стабильность и стиль воспитания, исследование выявило повышенную агрессивность в возрасте 3 и 5 лет у разлученных детей, но не выявило других когнитивных нарушений. Большинство младенцев, участвовавших в исследовании, оставались с близкими родственниками или другим родителем, часто в доме ребенка, что позволяет предположить, что даже в идеальных обстоятельствах разлука с матерью может иметь долгосрочное пагубное влияние на развитие ребенка. [21]

помощь и здоровье Материнская психическое

Работа Боулби над правонарушителями и бездушными детьми, а также последствия больничного и институционального ухода привели к тому, что ему поручили написать отчет Всемирной организации здравоохранения о психическом здоровье бездомных детей в послевоенной Европе, когда он был главой Департамента по делам детей. и родители в клинике Тависток в Лондоне после Второй мировой войны . [2] Боулби путешествовал по континенту и Америке, общаясь с социальными работниками, педиатрами и детскими психиатрами, включая тех, кто уже опубликовал литературу по этой проблеме. Эти авторы в основном не знали о работе друг друга, и Боулби смог собрать воедино результаты и выделить описанные сходства, несмотря на разнообразие использованных методов: от прямого наблюдения до ретроспективного анализа и групп сравнения. Кроме того, Дороти Берлингем и Анна Фрейд из Англии провели работу о детях, разлученных со своими семьями из-за беспорядков во время войны, а также собственную работу Боулби. [22] Результатом стала опубликованная в 1951 году монография « Материнская забота и психическое здоровье» , в которой изложена гипотеза материнской депривации. [3] За докладом ВОЗ последовала публикация сокращенной версии для всеобщего пользования под названием « Уход за детьми и рост любви» . Эта книга была продана тиражом более полумиллиона экземпляров по всему миру. Боулби занимался не только институциональным и больничным уходом, но и политикой изъятия детей у «матерей-одиночек», неопрятных и физически заброшенных домов, а также отсутствия поддержки семьям, оказавшимся в трудном положении. В ряде областей Боулби указал на отсутствие адекватных исследований и предложил направление, в котором это могло бы развиваться. [23]

Боулби Основные понятия теории

Боулби считал, что качество родительской заботы имеет жизненно важное значение для развития ребенка и будущего психического здоровья . Считалось крайне важным, чтобы младенец и маленький ребенок испытывали теплые, близкие и продолжительные отношения со своей матерью (или постоянным заместителем матери), в которых оба находили удовлетворение и удовольствие. При такой взаимосвязи эмоции вины и тревоги (характеристики психического заболевания в случае их избытка) будут развиваться организованно и умеренно. Естественно, крайние эмоции будут умерены и станут поддаваться контролю со стороны развивающейся личности ребенка. Он заявил: «Именно эти сложные, богатые и плодотворные отношения с матерью в ранние годы, бесчисленным образом варьирующиеся в зависимости от отношений с отцом, братьями и сестрами, детские психиатры и многие другие теперь считают, что они лежат в основе развития характера и психического здоровья». ." [4]

Five Points House of Industry Жилой детский сад

Положение дел, при котором у ребенка не было этих отношений, он назвал «материнской депривацией». Этот термин охватывал диапазон от почти полной депривации, нередко встречающейся в учреждениях, детских садах и больницах, до частичной депривации, когда мать или ее заменяющая мать не могла оказать любящую заботу, в которой нуждается маленький ребенок, до легкой депривации, когда ребенок был был отстранен от опеки матери, но за ним присматривал кто-то из знакомых, которому он доверял. [24] Полная или почти полная депривация может «полностью подорвать способность строить отношения». Частичная депривация может привести к острой тревоге, депрессии, нужде и сильным эмоциям, которые ребенок не может регулировать. Конечным продуктом такого психического расстройства могут быть неврозы и нестабильность характера. [24] Однако основное внимание в монографии было уделено более крайним формам депривации. В центре внимания были развивающиеся отношения ребенка с матерью и отцом и нарушенные отношения между родителями и детьми в контексте почти полной депривации, а не более ранняя концепция «разбитого дома» как таковая. [3]

Что касается социальной политики, Боулби посоветовал родителям поддерживаться обществом, поскольку родители зависят от экономического обеспечения общества в целом, и «если сообщество ценит своих детей, оно должно беречь своих родителей». Кроме того, матерям детей до трех лет, оставшимся без мужа, следует оказывать поддержку в уходе за ребенком дома, а не оставлять ребенка под неадекватным уходом, пока мать ищет работу. (Предполагалось, что мать внебрачного ребенка обычно остается с ребенком). Отцы, оставшиеся с младенцами или малолетними детьми на руках без матери, должны быть обеспечены «домработницами», чтобы дети могли оставаться дома. [25] Другие предложения включали надлежащую оплату приемных семей и тщательный отбор приемных опекунов . [26] и откровенные, информативные дискуссии с детьми об их родителях, о том, почему они оказались под опекой и как они к этому относятся, а не о подходе «меньше говорить, скорее исправить». Было решительно подчеркнуто, что дети лояльны и любят даже самых плохих родителей и нуждаются в непредвзятом понимании этого факта. [27]

Говоря о проблеме изъятия детей из домов, Боулби подчеркнул силу связи, которую дети чувствуют со своими родителями, и обсудил причину, по которой, по его словам, «дети лучше развиваются в плохих домах, чем в хороших учреждениях». Он решительно выступал за оказание поддержки родителям и расширенным семьям для улучшения ситуации и обеспечения ухода внутри семьи, а не удаления, если это возможно. [28]

«Материнская» [ править ]

Боулби использовал фразу «мать (или постоянный заменитель матери)». [4] В обычном использовании термин «материнская депривация» неоднозначен, поскольку неясно, является ли это лишением биологической матери, приемной или приемной матери, взрослого, постоянно осуществляющего уход за ребенком любого пола или отношения к ребенку, эмоциональных отношений. или опыта ухода, называемого «материнством» во многих культурах. Вопросы о точном значении этого термина ни в коем случае не новы, о чем свидетельствует следующее высказывание Мэри Эйнсворт в 1962 году: «Хотя в первые месяцы жизни именно мать почти всегда больше всего взаимодействует с ребенком… роль других фигур, особенно отца, признано значимым... [П]атеринская депривация... уделяла мало внимания... [В случае] институционализации... термин «родительская депривация» был бы точнее, поскольку ребенок... лишен взаимодействия с фигурой отца, а также с фигурой матери... [Возможно, лучше] препятствовать использованию [термина «депривация»] и поощрять замена терминов «недостаточность», «разрыв» и «искажение». [29] Эйнсворт предполагает, что ни слово «материнская», ни слово «депривация» не являются буквально правильным определением рассматриваемого явления.

Современник Эйнсворт говорил о «матери - термине, под которым мы подразумеваем как настоящую мать ребенка, так и/или любое другое лицо любого пола, которое может занять место физической матери ребенка в течение значительного периода времени». [30] Однако другой современник говорил о «квазимистическом союзе матери и ребенка, о динамическом союзе, который представляют мать и ребенок». [31]

на уход Влияние институциональный

Практические последствия публикации « Материнская помощь и психическое здоровье» были описаны в предисловии к ВОЗ публикации 1962 года «Лишение материнской заботы: переоценка ее последствий» как «почти полностью благоприятные» со ссылкой на широко распространенные изменения в институциональном уходе за детьми. [32]

Родильное отделение, 1955 год.

Практика разрешения родителям часто посещать госпитализированных детей стала нормой, и произошел сдвиг в сторону помещения бездомных детей в приемные семьи , а не в специальные учреждения, а также в сторону профессионализации альтернативных воспитателей. В больницах дополнительный импульс изменениям придала работа социального работника и психоаналитика Джеймса Робертсона, который снимал на видео печальные последствия разлуки для детей в больнице и сотрудничал с Боулби в создании документального фильма 1952 года «Двухлетний ребенок идет в больницу» . [33]

По словам Майкла Раттера , важность первых работ Боулби о «материнской депривации» заключалась в том, что он подчеркивал, что детский опыт межличностных отношений имеет решающее значение для их психологического развития и что формирование постоянных отношений с ребенком было столь же важной частью воспитания детей. как предоставление опыта, дисциплины и ухода за детьми. Хотя эта точка зрения была отвергнута многими в то время, этот аргумент сосредоточил внимание на необходимости рассматривать воспитание детей с точки зрения последовательности лиц, осуществляющих уход, с течением времени и родительской чувствительности к индивидуальности детей, и теперь это общепринято. [34] Теория Боулби вызвала значительный интерес и споры о природе ранних отношений и дала мощный импульс тому, что Мэри Эйнсворт назвала «огромным исследованием» в том, что считалось чрезвычайно сложной и сложной областью. [32]

Психоанализ [ править ]

Боулби отошел от психоаналитической теории, которая рассматривала удовлетворение сенсорных потребностей как основу отношений между младенцем и матерью. [2] Еда рассматривалась как основной мотив, а отношения или «зависимость» были вторичными. [5] Он уже оказался в конфликте с доминирующими кляйнианскими теориями о том, что эмоциональные проблемы детей почти полностью возникают из-за фантазий, порожденных внутренним конфликтом между агрессивными и либидинозными влечениями, а не из-за событий во внешнем мире. (Его разрыв с психоаналитиками стал полным и непоправимым только после того, как он позже разработал теорию привязанности, включающую этологические и эволюционные принципы, когда он был фактически подвергнут остракизму). Боулби также порвал с теории социального научения взглядом на зависимость и подкрепление. Вместо этого Боулби предположил, что для эмоционального процветания детям необходимы близкие и постоянные заботливые отношения. [2]

Позже Боулби заявил, что он пришел к выводу, что, в отличие от внимания психоаналитиков к внутреннему фантазийному миру ребенка, важной областью для изучения было то, как родители на самом деле обращались с ребенком в реальной жизни, и в частности взаимодействие между ними. Он выбрал фактическое изъятие детей из дома именно в это время, потому что это было конкретное событие, последствия которого можно было изучить, а также потому, что он считал, что оно может иметь серьезные последствия для развития ребенка и потому что его можно было предотвратить. Кроме того, взгляды, которые он уже высказал о важности реального жизненного опыта ребенка и его отношений с опекунами, были встречены «полным недоверием» коллегами перед Второй мировой войной . Это привело его к выводу, что необходимы гораздо более систематические знания о влиянии раннего опыта на ребенка. Боулби и его коллеги были пионерами взгляда на то, что исследования, включающие прямое наблюдение за младенцами и детьми, не просто представляют интерес, но имеют важное значение для развития науки в этой области. [35]

Исследования на животных

Love Wire и тканевые суррогаты матери в Гарри Харлоу » «Природе любви

Исследователи в течение многих лет изучали депрессию, алкоголизм, агрессию, связь между матерью и ребенком и другие состояния и явления у приматов и других лабораторных животных, используя экспериментальную парадигму материнской депривации. [36] Наибольшее влияние оказал Гарри Харлоу , который в середине 1950-х годов начал выращивать детенышей обезьян в своей лаборатории Университета Висконсин-Мэдисон в полной или частичной изоляции и с неодушевленными суррогатными матерями, пытаясь изучить связь между матерью и ребенком, а также различные состояния психическое заболевание. [37]

В лаборатории Харлоу детенышей макак-резусов немедленно отделяли от их матерей и помещали в тканевые или проволочные суррогатные матери, которых исследователи иногда называли «железными девами». [37] [38] Харлоу обнаружила, что младенцы привязывались к своим неодушевленным матерям — как сделанным из проволоки, так и покрытым тканью — и, когда их отрывали от них, они «визжали от ужаса». Позже Харлоу и его коллеги разработали «злых искусственных матерей», призванных «внушать страх и неуверенность детенышам обезьян» — в том числе созданную с латунными шипами, — но, вопреки гипотезе исследователя, эти животные также демонстрировали привязанность к своим суррогатным матерям. [38]

Обезьянка приближается к тканевой суррогатной матери в тесте на страх

Последующие эксперименты будут изучать влияние полной и частичной изоляции на психическое здоровье животных и межличностные связи с использованием вертикальной камеры из нержавеющей стали, спроектированной Харлоу и названной « ямой отчаяния », которая, как было обнаружено, вызывает у животных «глубокую и длительную депрессию». обезьяны. Точно так же Харлоу обнаружил, что длительная изоляция в клетках из голой проволоки привела к тому, что у обезьян возникли «глубокие поведенческие отклонения», включая «сжимание себя и раскачивание», а затем «апатию и безразличие к внешней стимуляции». Харлоу сравнил такое поведение с кататонической шизофренией . [38]

Более поздние эксперименты были разработаны для проверки связи матери и ребенка с матерями, которые сами воспитывались в изоляции в младенчестве. Было обнаружено, что эта ранняя депривация задерживает эмоциональное развитие матери и ее способность вступать в половую связь и, в свою очередь, забеременеть. В ответ Харлоу и его коллеги создали аппарат для оплодотворения этих матерей, которых они назвали «стойкой для изнасилований». Харлоу обнаружил, что после того, как эти обезьяны родили, они мало заботились о своем потомстве, написав: «Эти матери-обезьяны, которые никогда не испытывали никакой любви, были лишены любви к своим младенцам». В то время как некоторые матери просто игнорировали своих детей, Харлоу охарактеризовала других как «злых» и жестоких и в некоторых случаях сообщала, что они «придавливали лицо ребенка к полу, отгрызали ему ступни и пальцы, а в одном случае... голову ей в рот и раздавила ее, как яичную скорлупу». [38]

Эксперименты Харлоу были провозглашены революционными, а также резко раскритикованы как научно необоснованные и садистски жестокие. [36] [37] Описывая наследие исследователя, Джон Глюк, бывший студент Харлоу, высказал мнение: «С одной стороны, его работа по познанию и социальному развитию обезьян способствовала представлению о животных как о людях, имеющих богатую субъективную жизнь, наполненную намерениями и эмоциями. С другой , его критиковали за проведение исследований, которые, казалось, игнорировали этические установки его собственных открытий». [37]

Эксперименты по материнской депривации на приматах продолжаются и в 21 веке и остаются спорными. Стивен Суоми , один из первых сотрудников Харлоу, продолжал проводить эксперименты по материнской депривации на макак-резусах в своей лаборатории Национального института здравоохранения и подвергался резкой критике со стороны PETA , членов Конгресса и других. [39] [40] [41]

и критика , неправильное толкование Споры

Помимо глубоких расхождений с психоаналитическими идеями, теоретическая основа монографии Боулби была противоречивой во многих отношениях. Некоторые были глубоко не согласны с необходимостью материнской (или эквивалентной) любви для нормального функционирования. [42] или что формирование постоянных отношений с ребенком было важной частью воспитания. [34] Идея о том, что ранний опыт имеет серьезные последствия для интеллектуального и психосоциального развития, сама по себе противоречива. [43] Другие поставили под сомнение степень, в которой его гипотеза подтверждается фактами. Высказывалась критика в связи с путаницей последствий лишения (отсутствие первичной фигуры привязанности) и депривации (потеря первичной фигуры привязанности) и, в частности, неспособности провести различие между эффектами отсутствия первичной фигуры привязанности и других. формы депривации и недостаточной стимуляции, которые могут повлиять на детей в учреждениях. [44]

Было также отмечено, что не было объяснено, каким образом переживания, подпадающие под широкую категорию «материнская депривация», могут оказывать заявленное воздействие на развитие личности. Боулби объяснил в своей работе 1988 года, что данные в то время «не соответствовали какой-либо существующей на тот момент теории, и за короткое время моей работы во Всемирной организации здравоохранения не было возможности разработать новую». Затем он продолжает описывать последующее развитие теории привязанности. [5]

Помимо критики, его идеи часто упрощались, искажались, искажались или преувеличивались в различных целях. Это усилило споры. [43] В 1962 году ВОЗ опубликовала публикацию «Лишение материнской заботы: переоценка ее последствий», в которую с его одобрения внесла вклад Мэри Эйнсворт, близкая коллега Боулби, чтобы представить недавние исследования и разработки и развеять заблуждения. [32]

Работа Боулби была неверно истолкована как означающая, что любое отделение от естественной матери, любой опыт институционального ухода или множественность «матерей» обязательно приводят к серьезной эмоциональной депривации, а иногда и к тому, что все дети, переживающие такой опыт, превращаются в «беспристрастных детей». Как следствие, утверждалось, что только 24-часовой уход со стороны одного и того же человека (матери) был достаточно хорош, дневной уход и детские сады были недостаточно хорошими, и матери не должны выходить на работу. ВОЗ сообщила , что детские сады и ясли могут иметь серьезный и необратимый вредный эффект. [44] Такие ограничения соответствовали политике правительств, озабоченных поиском работы для вернувшихся и возвращающихся военнослужащих после Второй мировой войны . [45] Фактически, хотя Боулби придерживался мнения, что надлежащий уход не может быть обеспечен «по списку», он также считал, что младенцев следует приучать к регулярным периодам ухода со стороны другого лица и что ключом к альтернативному уходу за работающими матерями является что оно должно быть регулярным и непрерывным. [44] Он обратился к этому вопросу в публикации 1958 года под названием « Могу ли я оставить своего ребенка?» . Эйнсворт в публикации ВОЗ 1962 года также попыталась развеять это заблуждение, указав, что требование непрерывности ухода не подразумевает исключительных отношений пары мать-ребенок. [29]

Цитируемое замечание Боулби о том, что дети лучше развиваются в плохих семьях, чем в хороших учреждениях, [46] часто доводилось до крайностей, что приводило к нежеланию со стороны сотрудников службы по делам детей (эквивалент социальных работников по уходу за детьми ) забирать детей из домов, какими бы пренебрежительными и неадекватными они ни были. Фактически, хотя Боулби кратко упомянул проблему «частичной депривации» внутри семьи, она не была полностью исследована в его монографии, поскольку основное внимание уделялось рискам полной или почти полной депривации. [47]

Майкл Раттер внес значительный вклад в спорный вопрос гипотезы материнской депривации Боулби. Его монография 1981 года и другие статьи представляют собой окончательную эмпирическую оценку и обновленную информацию о ранних работах Боулби по материнской депривации. [44] [47] [48] Он собрал дополнительные доказательства, рассмотрел множество различных лежащих в основе социальных и психологических механизмов и показал, что Боулби был прав лишь частично и часто по неверным причинам. Раттер выделил другие формы депривации, встречающиеся в учреждениях по уходу, и сложность переживания разлуки; и предположили, что антисоциальное поведение связано не с материнской депривацией как таковой, а с семейными разладами. Важность этих уточнений гипотезы материнской депривации заключалась в том, чтобы перепозиционировать ее как «фактор уязвимости», а не как причинный агент, при этом ряд различных влияний определяет, какой путь выберет ребенок. [49]

Совсем недавно Раттер посоветовал обратить внимание на сложность развития и роль генетических, а также экспериментальных факторов, отметив, что разлука является лишь одним из многих факторов риска, связанных с плохим когнитивным и эмоциональным развитием. [50]

Отцы [ править ]

Отец и ребенок

В соответствии с преобладавшими социальными реалиями своего времени, а именно с предположением, что повседневный уход за младенцами и маленькими детьми берут на себя женщины и, в частности, матери, Боулби имел в виду прежде всего матерей и «материнскую» депривацию, хотя слова «родители» и «родительский» также используются. [2] Отцы упоминаются только в контексте практической и эмоциональной поддержки, которую они оказывают матери, однако в монографии нет конкретного исследования роли отца. Не ведется также дискуссия о том, должна ли была по необходимости выполнять материнскую роль женщина как таковая. Некоторые неверно истолковали работу Боулби как означающую только естественных матерей. [51]

Публикация ВОЗ 1962 года содержит главу о влиянии «отцовской депривации», причем к 1962 году было проведено несколько ограниченных исследований по этому вопросу, которые проиллюстрировали важность отношений отца со своими детьми. [51] Эйнсворт выразила надежду, что в будущем таких исследований будет больше, и действительно, ее ранние исследования, которые внесли значительный вклад в теорию привязанности, охватывали отношения младенцев со всеми членами семьи. Было также заявлено, что в отношении ухода в специальных учреждениях термин «родительская депривация» был бы более точным, хотя Эйнсворт предпочитала обоим терминам «недостаточность», «прерывистость» и «искажение». [29]

Майкл Раттер в книге «Переоценка материнской депривации» (1972), названной «Новым обществом» «классиком в области ухода за детьми», утверждал, что исследования показали, что не имеет значения, с каким родителем ребенок хорошо ладил, лишь бы он хорошо ладил. с одним из них, что оба родителя влияют на развитие своего ребенка, и то, какой из родителей важнее, зависит от возраста, пола и темпераментного развития. Он заключил: «Для некоторых аспектов развития однополый родитель, по-видимому, играет особую роль, для некоторых — человек, который больше всего играет и разговаривает с ребенком, а для других — человек, который его кормит. Отец, мать, брат сестры, друзья, школьные учителя и другие люди — все они влияют на развитие, но их влияние и важность различаются для разных аспектов развития. Требуется менее исключительный акцент на матери. У детей тоже есть отцы!» [47]

В рамках теории привязанности Боулби в книге «Привязанность и потеря» , первый том книги «Привязанность» (1969), совершенно ясно дает понять, что младенцы привязываются к тем людям, которые заботятся о них и которые чувствительны и отзывчивы в их социальных взаимодействиях с ними, и что это не обязательно должна быть мать. или действительно женщина. С точки зрения социальной реальности, матери чаще являются основными опекунами детей и, следовательно, с большей вероятностью будут основной фигурой привязанности, но процесс привязанности применим к любому лицу, осуществляющему уход, и у младенцев развивается ряд привязанностей в зависимости от того, кто с ними связан и интенсивность взаимодействия. [52] Однако теория привязанности связана с развитием поведения и отношений привязанности примерно после 7-месячного возраста, а также существуют другие теории и исследования, касающиеся более ранних взаимодействий опекуна и ребенка.

Шаффер в книге «Социальное развитие» (1996) предполагает, что отношения отца и ребенка — это, прежде всего, культурная конструкция, сформированная требованиями каждого общества. В обществах, где уход за младенцами был поручен мальчикам, а не девочкам, не было обнаружено никакой разницы в способности к воспитанию. [53] [54]

Феминистская критика

Критики-феминистки высказали три широких критических замечания, направленных на идею материнской депривации. [55] Во-первых, Боулби преувеличил свою позицию. Исследования, на которых он основывал свои выводы, выявили почти полное отсутствие материнской заботы, и было неоправданно делать из этой точки зрения обобщение, что любое разлучение в первые три года жизни будет разрушительным. Последующие исследования показали, что качественный уход в течение части дня безвреден. Идея исключительной заботы или исключительной привязанности к предпочтительному персонажу, а не к иерархии (впоследствии считавшаяся таковой в рамках развития теории привязанности ) не была подтверждена исследованиями, и эта точка зрения возлагала слишком сильное эмоциональное бремя на мать. Во-вторых, они раскритиковали историческую перспективу Боулби и увидели в его взглядах часть идеализации материнства и семейной жизни после Второй мировой войны . Конечно, его гипотеза использовалась правительствами для закрытия столь необходимых детских садов, хотя правительства, похоже, не были так заинтересованы в том, чтобы платить матерям за уход за детьми дома, как это отстаивал Боулби. В-третьих, феминистки возражали против идеи анатомии как судьбы и концепции «естественности», вытекающей из этноцентрических наблюдений. Они утверждали, что антропология показала, что нормально, когда заботу о детях разделяет стабильная группа взрослых, для которой материнская забота является важной, но не исключительной частью. [55]

Сегодня [ править ]

Хотя ранние работы Боулби о материнской депривации можно рассматривать как часть предпосылок более позднего развития теории привязанности, между ними существует много существенных различий. На момент публикации 1951 года в этой области было мало исследований и не было всеобъемлющей теории развития ранних отношений. [5] Помимо основного положения о важности ранних, продолжительных и чувствительных отношений, монография концентрируется главным образом на социальной политике . Для своей последующей разработки теории привязанности Боулби опирался на концепции этологии , кибернетики , обработки информации , психологии развития и психоанализа . Первые формальные положения теории привязанности были представлены в трех статьях в 1958, 1959 и 1960 годах. Его основная работа «Привязанность» была опубликована в трех томах в период с 1969 по 1980 год. Теория привязанности произвела революцию в представлении о природе ранней привязанности, и обширные исследования продолжаются. предпринято. [6]

По словам Зины , «этологическая теория привязанности, изложенная Джоном Боулби… с 1969 по 1980 год… предоставила одну из наиболее важных основ для понимания решающих факторов риска и защитных факторов в социальном и эмоциональном развитии в первые 3 года жизни». В монографии Боулби (1951) «Материнская забота и психическое здоровье» был сделан обзор мировой литературы по материнской депривации и предположено, что эмоционально доступный уход имеет решающее значение для развития ребенка и его психического здоровья». [56] Помимо этого широкого утверждения, которое сейчас является общепринятым, мало что осталось от основных деталей теории материнской депривации Боулби, которые не были ни дискредитированы, ни заменены теорией привязанности и другими теориями и исследованиями развития ребенка, за исключением области крайней депривации.

Открытие восточноевропейских детских домов в начале 1990-х годов после окончания холодной войны предоставило значительные возможности для исследования привязанности и других аспектов институционального воспитания, однако такие исследования редко упоминают «материнскую депривацию», за исключением исторического контекста. Материнская депривация как отдельный синдром – это концепция, которая редко используется, кроме как в связи с крайней депривацией и неспособностью развиваться . Скорее, речь идет о ряде различных недостатков и недостатков в различных формах ухода или недостатке ухода, в котором привязанность является лишь одним аспектом, а также учете конституциональных и генетических факторов, определяющих исход развития. [50] Последующие исследования, однако, подтвердили концепцию Боулби о «циклах неблагополучия», хотя не все дети из несчастливых семей воспроизводят недостатки на своем собственном опыте. [57] Скорее, теперь он концептуализируется как серия путей в детстве, и ряд различных влияний будет определять, какой путь выберет конкретный ребенок. [44]

Концепция психологии вне основной

Идея о том, что разлука с женщиной, осуществляющей уход, имеет глубокие последствия, имеет значительный резонанс за пределами традиционных исследований развития ребенка. В законодательстве США долгое время применялась доктрина «нежных лет», когда опека над младенцами и детьми ясельного возраста отдавалась преимущественно матерям. За последнее десятилетие или около того некоторые решения, по-видимому, были основаны на концепции «нежных лет», но другие основывались на противоположном предположении, что двухлетний ребенок слишком молод, чтобы развивать отношения с любым из родителей. [58]

Обеспокоенность по поводу вреда разлуки с матерью характерна для систем убеждений, лежащих в основе некоторых дополнительных и альтернативных психотерапий (CAM). Такие системы убеждений касаются не только последствий отделения маленького ребенка от заботы матери, но и эмоциональной привязанности между матерью и ребенком, которая, по мнению сторонников этих систем, развивается внутриутробно. Говорят, что такая привязанность приводит к эмоциональной травме, если ребенка разлучают с биологической матерью и усыновляют, даже если это происходит в день рождения и даже если приемная семья обеспечивает ему всю возможную любовь и заботу. Эти убеждения когда-то существовали среди психологов психоаналитического образования. [9] [59] Однако сегодня убеждения в пренатальном общении между матерями и младенцами в основном принадлежат нетрадиционным мыслителям, таким как Уильям Эмерсон. [60]

Вера в пренатальное осознание плода, ментальное общение между матерью и будущим ребенком и эмоциональную привязанность ребенка к матери как пренатальный феномен — концепции, которые легко связаны с необоснованным предположением, что все усыновленные дети страдают эмоциональными расстройствами. Эти убеждения также согласуются с CAM-психотерапией, такой как терапия привязанности (не основанная на теории привязанности), которая призвана вызвать возрастную регрессию и перепросмотреть раннее развитие для достижения лучшего результата. [61]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Холмс 1993 , с. 221
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Это Бретертон, И. (1992). «Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт». Психология развития . 28 (5): 759–775. дои : 10.1037/0012-1649.28.5.759 . S2CID   3964292 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Боулби, Джон (1995) [1951]. Забота о материнстве и психическое здоровье . Серия мастер-работ. Том. 2 (изд. в мягкой обложке). Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон. стр. 355–533. ISBN  978-1-56821-757-4 . ПМК   2554008 . ПМИД   14821768 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  4. ^ Перейти обратно: а б с Боулби 1995 , с. 11
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Боулби 1988 , с. 24
  6. ^ Перейти обратно: а б Кэссиди, Дж. (1999). «Природа детских связей». В Кэссиди, Дж.; Шейвер, PR (ред.). Справочник по прикреплению: теория, исследования и клиническое применение . Гилфорд Пресс. ISBN  978-1-57230-826-8 .
  7. ^ Боулби, Дж. (1986). «Материнская помощь и психическое здоровье» (PDF) . Бюллетень Всемирной организации здравоохранения . Цитирование Классик. 3 (3): 355–533. ПМК   2554008 . ПМИД   14821768 .
  8. ^ Филдс, В. (1988). Влажный уход . Нью-Йорк: Блэквелл. ISBN  978-0-631-15831-8 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Браун, JAC (1961). Фрейд и постфрейдисты . Лондон: Пингвин. ISBN  978-0-14-020522-0 .
  10. ^ Сатти, И. (1935). Истоки любви и ненависти . Лондон: Пингвин. ISBN  978-0-415-21042-3 .
  11. ^ Карен 1998 , стр. 13–17
  12. ^ Перейти обратно: а б Карен 1998 , стр. 20–21
  13. ^ Карен 1998 , стр. 18–22
  14. ^ Шпиц, Р. (1945). «Госпитализм: исследование происхождения психических заболеваний в раннем детстве». Психоаналитическое исследование ребенка . 1 : 53–74. дои : 10.1080/00797308.1945.11823126 . ПМИД   21004303 .
  15. ^ Шпиц, Р. (1950). «Актуальность прямого наблюдения за младенцами». Психоаналитическое исследование ребенка . 5 : 66–73. дои : 10.1080/00797308.1950.11822885 .
  16. ^ Карен 1998 , с. 25
  17. ^ Фрейд А. и Берлингем Д.Т. (1943). Война и дети . Нью-Йорк: Военные медицинские книги. ISBN  978-0-8371-6942-2 .
  18. ^ Фрейд А. и Берлингем Д.Т. (1939–1945). Младенцы без семей и отчеты о детских садах Хэмпстеда . Сочинения Анны Фрейд. Том. 3. Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
  19. ^ Карен 1998 , стр. 26–29
  20. ^ Боулби Дж (1944). «Сорок четыре малолетних вора: их характеры и семейная жизнь». Международный журнал психоанализа . 25 (19–52): 107–27. коллеги Боулби иногда называют его «Али Боулби и сорок разбойников».
  21. ^ Ховард, Кимберли; Мартин, Энн; Берлин, Лиза Дж.; Брукс-Ганн, Жанна (1 января 2011 г.). «Раннее разлучение матери и ребенка, воспитание детей и благополучие детей в семьях с ранним стартом» . Привязанность и человеческое развитие . 13 (1): 5–26. дои : 10.1080/14616734.2010.488119 . ПМК   3115616 . ПМИД   21240692 .
  22. ^ Карен 1998 , стр. 59–62
  23. ^ Карен 1998 , стр. 62–66
  24. ^ Перейти обратно: а б Боулби 1995 , стр. 11–12.
  25. ^ Боулби 1995 , стр. 84–90.
  26. ^ Боулби 1995 , стр. 117–122.
  27. ^ Боулби 1995 , стр. 124–126.
  28. ^ Боулби 1995 , стр. 67–92.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Эйнсворт, доктор медицины (1962). «Последствия материнской депривации: обзор результатов и противоречий в контексте исследовательской стратегии». Лишение материнской заботы: переоценка его последствий . Документы общественного здравоохранения. Том. 14. Женева: Всемирная организация здравоохранения. ISBN  9789241300148 .
  30. ^ Шпиц, Р.А. (1949). "Аутоэротизм". Психоаналитическое исследование ребенка . 3 : 85–120. дои : 10.1080/00797308.1947.11823082 .
  31. ^ Ранк, Б. (1949). "Агрессия". Психоаналитическое исследование ребенка . 3 : 43–48. дои : 10.1080/00797308.1947.11823078 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с Эйнсворт, Мэри Д. Солтер; Андрей, Р.Г.; Харлоу, Роберт Г.; Лебовичи, С.; Мид, Маргарет; Пру, Дэйн Г.; Вуттон, Барбара; и другие. (1962). Лишение материнской заботы: переоценка его последствий . Том. 14. Женева: Всемирная организация здравоохранения, Документы общественного здравоохранения. ISBN  9789241300148 .
  33. ^ Шварц, Дж. (1999). Дочь Кассандры: история психоанализа . Викинг/Аллен Лейн. п. 225. ИСБН  978-0-670-88623-4 .
  34. ^ Перейти обратно: а б Раттер, М. (май 1995 г.). «Клинические последствия концепций привязанности: ретроспектива и перспектива». J Детская психологическая психиатрия . 36 (4): 549–71. дои : 10.1111/j.1469-7610.1995.tb02314.x . ПМИД   7650083 .
  35. ^ Боулби 1988 , стр. 43–45.
  36. ^ Перейти обратно: а б «Критика экспериментов по материнской депривации на приматах» . Комитет по модернизации современных исследований . Проверено 3 сентября 2015 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Глюк, Джон (1997). «Гарри Ф. Харлоу и исследования на животных: размышления об этическом парадоксе» . Этика и поведение . 7 (2): 149–161. дои : 10.1207/s15327019eb0702_6 . ПМИД   11655129 . S2CID   42157109 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Харлоу, штат ХФ; Харлоу, МК; Суоми, SJ (1971). «От мысли к терапии: уроки лаборатории приматов». Американский учёный . 59 (5): 538–549. Бибкод : 1971AmSci..59..538H . ПМИД   5004085 .
  39. ^ Гримм, Дэвид (29 декабря 2014 г.). «Члены Конгресса требуют провести расследование в отношении обезьяньей лаборатории в США» . Американская ассоциация содействия развитию науки. Наука . Проверено 3 сентября 2015 г.
  40. ^ Фиргер, Джессика (8 сентября 2014 г.). «Подняты вопросы об исследованиях психического здоровья детенышей обезьян в лабораториях НИЗ» . Новости CBS . Проверено 3 сентября 2015 г.
  41. ^ Кинг, Барбара (19 мая 2015 г.). «Жестокие эксперименты над младенцами обезьян все еще происходят постоянно, и это необходимо прекратить» . Научный американец . Проверено 3 сентября 2015 г.
  42. ^ Вуттон Б. (1962). «Подход социолога к материнской депривации». Лишение материнской заботы: переоценка его последствий . Документы общественного здравоохранения. Том. 14. Женева: Всемирная организация здравоохранения. стр. 255–266. ISBN  9789241300148 .
  43. ^ Перейти обратно: а б Карен 1998 , с. 65
  44. ^ Перейти обратно: а б с д Это Раттер М. (1981). Переоценка материнской депривации (2-е изд.). Хармондсворт: Пингвин. ISBN  978-0-14-022700-0 .
  45. ^ Холмс 1993 , стр. 45–46.
  46. ^ Боулби 1995 , с. 68
  47. ^ Перейти обратно: а б с Раттер М. (1972). Переоценка материнской депривации . Хармондсворт: Пингвин. ISBN  978-0-14-080561-1 .
  48. ^ Раттер, Майкл (1979). «Материнская депривация, 1972–1978: новые открытия, новые концепции, новые подходы». Развитие ребенка . 50 (2). JSTOR: 283–305. дои : 10.2307/1129404 . ISSN   0009-3920 . JSTOR   1129404 . ПМИД   114367 .
  49. ^ Холмс 1993 , стр. 49–51.
  50. ^ Перейти обратно: а б Раттер М. (2002). «Природа, воспитание и развитие: от евангелизации через науку к политике и практике». Детский Дев . 73 (1): 1–21. дои : 10.1111/1467-8624.00388 . ПМИД   14717240 . S2CID   10334844 .
  51. ^ Перейти обратно: а б Андрей Р.Г. (1962). «Отцовская и материнская роли и преступность». Лишение материнской заботы: переоценка его последствий . Документы общественного здравоохранения. Том. 14. Женева: Всемирная организация здравоохранения. ISBN  9789241300148 .
  52. ^ Боулби Дж. (1982) [1969]. Привязанность: Привязанность и потеря . Том. 1. Лондон: Пимлико. ISBN  978-0-7126-7471-3 .
  53. ^ Шаффер, HR (1996). Социальное развитие: введение . Оксфорд: Блэквелл. ISBN  978-0-631-18574-1 .
  54. ^ Филд, Т. (1978). «Поведение взаимодействия между отцами, осуществляющими основной и вторичный уход». Психология развития . 14 (2): 183–184. дои : 10.1037/0012-1649.14.2.183 .
  55. ^ Перейти обратно: а б Холмс 1993 , стр. 45–48.
  56. ^ Зеана, Швейцария (февраль 1996 г.). «За пределами неуверенности: новая концепция расстройств привязанности в младенчестве» . J Проконсультируйтесь в Clin Psychol . 64 (1): 42–52. дои : 10.1037/0022-006X.64.1.42 . ПМИД   8907083 .
  57. ^ Холмс 1993 , с. 51
  58. ^ Мерсер, Дж. (2006). Понимание привязанности: воспитание детей, уход за детьми и эмоциональное развитие . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN  978-0-275-98217-1 .
  59. ^ Фрейд, МЫ (1973). «Пренатальная привязанность и связь». В Гринспене, СИ; Поллок, Г.Х. (ред.). Курс жизни, Vol. Я, Младенчество . Надисон, Коннектикут: Издательство международных университетов.
  60. ^ Эмерсон, WR (1996). «Уязвимый пренатальный». Журнал пре- и перинатальной психологии . 10 (3): 125–142.
  61. ^ Мерсер, Дж.; Сарнер, Л.; Роза, Л. (2003). Терапия привязанности на суде: пытки и смерть Кэндис Ньюмейкер . Детская психология и психическое здоровье. Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN  978-0-275-97675-0 .

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: CD5AF8D184AA557B4A9E11BC233A6B6A__1718838780
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Maternal_deprivation
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maternal deprivation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)