Jump to content

Реактивное расстройство привязанности

Реактивное расстройство привязанности
Специальность Психиатрия , педиатрия

Реактивное расстройство привязанности ( РАП ) описано в клинической литературе как тяжелое расстройство , которое может поражать детей, хотя иногда эти проблемы сохраняются и во взрослом возрасте. [1] [2] [3] РАР характеризуется явно нарушенными и неадекватными с точки зрения развития способами социального взаимодействия в большинстве контекстов. Это может принимать форму постоянной неспособности инициировать большинство социальных взаимодействий или реагировать на них соответствующим с точки зрения развития способом, известным как «заторможенная форма». В DSM-5 «расторможенная форма» рассматривается как отдельный диагноз под названием « расторможенное расстройство привязанности ».

РАР возникает из-за неспособности сформировать нормальную привязанность к лицам, осуществляющим основной уход, в раннем детстве. Такая неудача может быть результатом тяжелого раннего опыта пренебрежения , жестокого обращения , резкой разлуки с лицами, осуществляющими уход, в возрасте от шести месяцев до трех лет, частой смены лиц, осуществляющих уход, или недостаточной реакции опекуна на коммуникативные усилия ребенка. Его дифференцируют от общего расстройства развития или задержки развития, а также от возможных сопутствующих состояний, таких как умственная отсталость , каждое из которых может влиять на поведение привязанности. Критерии диагностики реактивного расстройства привязанности сильно отличаются от критериев, используемых при оценке или классификации привязанности стилей , таких как ненадежная или дезорганизованная привязанность.

Предполагается, что у детей с РРА сильно нарушены внутренние рабочие модели взаимоотношений, что может привести к межличностным и поведенческим трудностям в дальнейшей жизни. Исследований долгосрочных последствий мало, и нет ясности в отношении проявления расстройства в возрасте старше пяти лет. [4] [5] Однако открытие детских домов в Восточной Европе после окончания Холодной войны в начале 1990-х годов предоставило возможности для исследований младенцев и детей ясельного возраста, воспитывавшихся в очень лишенных условиях. Такие исследования расширили понимание распространенности, причин, механизма и оценки расстройств привязанности и привели с конца 1990-х годов к усилиям по разработке программ лечения и профилактики, а также более эффективных методов оценки. Ведущие теоретики в этой области предложили определить более широкий спектр состояний, возникающих из-за проблем с привязанностью, за пределами существующих классификаций. [6]

Основные программы лечения и профилактики, нацеленные на РРП и другие проблемные проявления ранней привязанности, основаны на теории привязанности и концентрируются на повышении отзывчивости и чувствительности лица, осуществляющего уход, или, если это невозможно, на передаче ребенка другому лицу, осуществляющему уход. [7] Большинство таких стратегий находятся в процессе оценки. Ведущие практики и теоретики выступили с серьезной критикой диагностики и лечения предполагаемого реактивного расстройства привязанности или теоретически необоснованного «расстройства привязанности» в рамках спорной формы психотерапии, широко известной как терапия привязанности . Терапия привязанности имеет научно неподтвержденную теоретическую базу и использует диагностические критерии или списки симптомов, заметно отличающиеся от критериев МКБ-10 или DSM-IV-TR, а также от критериев поведения привязанности. привязанности используется ряд подходов к лечению В терапии , некоторые из которых являются физически и психологически принудительными и считаются противоположными привязанности теории . [8]

Признаки и симптомы [ править ]

Педиатры часто являются первыми медицинскими работниками, которые оценивают и выдвигают подозрения на РРП у детей с этим расстройством. Начальное проявление варьируется в зависимости от развития и хронологического возраста ребенка, хотя оно всегда связано с нарушением социального взаимодействия. У младенцев в возрасте примерно до 18–24 месяцев могут отмечаться неорганические нарушения нормального развития и аномальная реакция на раздражители. Лабораторные исследования не будут ничем примечательными, если не считать возможных результатов, свидетельствующих о недостаточном питании или обезвоживании , тогда как уровень гормона роста в сыворотке будет нормальным или повышенным. [9]

Основной особенностью является крайне неадекватное социальное отношение пострадавших детей. Это может проявляться двумя способами:

  1. Неизбирательные и чрезмерные попытки получить утешение и привязанность от любого доступного взрослого, даже от относительно незнакомого человека (дети старшего возраста и подростки также могут нацеливать попытки на сверстников). Часто это также может выглядеть как отказ в утешении со стороны кого-либо.
  2. Крайнее нежелание инициировать или принимать утешение и привязанность, даже от знакомых взрослых, особенно когда он расстроен. [10]

Хотя РРП возникает в связи с пренебрежительным и жестоким обращением, автоматический диагноз только на этом основании поставить невозможно, поскольку дети могут формировать устойчивые привязанности и социальные отношения, несмотря на заметное насилие и пренебрежение. Однако случаи такой способности редки. [11]

Название расстройства подчеркивает проблемы с привязанностью, но критерии включают такие симптомы, как задержка в развитии, отсутствие соответствующей развитию социальной реакции, апатия и начало заболевания в возрасте до 8 месяцев. [12]

Инструменты оценки [ править ]

Пока еще не существует общепринятого диагностического протокола реактивного расстройства привязанности. Часто в исследованиях и диагностике используется ряд мер. Признанные методы оценки стилей привязанности, трудностей или расстройств включают « Процедуру странной ситуации» (разработанную психологом развития Мэри Эйнсворт ), [13] [14] [15] процедура расставания и воссоединения и дошкольная оценка привязанности, [16] запись наблюдений за средой ухода, [17] вложений Q-сортировка [18] и различные повествовательные приемы с использованием сюжетных историй , кукол или картинок. Для детей старшего возраста настоящие интервью, такие как «Интервью о детской привязанности» можно использовать и «Автобиографический диалог об эмоциональных событиях». Лица, осуществляющие уход, также могут оцениваться с использованием таких процедур, как Рабочая модель детского собеседования. [19]

В более поздних исследованиях также используется «Интервью о нарушениях привязанности» (DAI), разработанное Смайком и Зеаной (1999). [20] DAI — это полуструктурированное интервью, предназначенное для проведения врачами лиц, осуществляющих уход. Он охватывает 12 пунктов, а именно: «иметь дискриминируемого и предпочтительного взрослого», «поиск утешения, когда он расстроен», «реагирование на утешение, когда оно предлагается», «социальная и эмоциональная взаимность», «эмоциональная регуляция», «опровержение после ухода от лицо, осуществляющее уход», «сдержанность с незнакомыми взрослыми», «готовность уйти с относительно незнакомыми людьми», «поведение, подвергающее себя опасности», «чрезмерная цепляемость», «бдительность/сверхуступчивость» и «перемена ролей». Этот метод предназначен для выявления не только РАР, но и предложенных новых альтернативных категорий расстройств привязанности.

Причины [ править ]

Хотя все большее число проблем с психическим здоровьем у детей связывают с генетическими дефектами , [21] реактивное расстройство привязанности по определению основано на проблемной истории ухода и социальных отношений. Жестокое обращение может происходить наряду с необходимыми факторами, но само по себе не объясняет расстройство привязанности. [22] Было высказано предположение, что типы темперамента или конституциональная реакция на окружающую среду могут сделать некоторых людей восприимчивыми к стрессу из-за непредсказуемых или враждебных отношений с лицами, осуществляющими уход, в первые годы жизни. [23] Из-за отсутствия доступных и отзывчивых воспитателей большинство детей особенно уязвимы к развитию расстройств привязанности. [24]

В то время как одинаковое ненормальное воспитание может привести к двум различным формам расстройства: заторможенному и расторможенному, исследования показывают, что жестокое обращение и пренебрежение были гораздо более выраженными и тяжелыми в случаях РАР, расторможенного типа. Вопрос темперамента и его влияния на развитие расстройств привязанности до сих пор не решен. Никогда не сообщалось о РАР при отсутствии серьезных экологических проблем, однако последствия для детей, выросших в той же среде, одинаковы. [25]

При обсуждении нейробиологической основы симптомов привязанности и травмы в семилетнем исследовании близнецов было высказано предположение, что корни различных форм психопатологии , включая РРП, пограничное расстройство личности (ПРЛ) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) , можно обнаружить при нарушениях регуляции аффекта . Последующее развитие саморегуляции высшего порядка оказывается под угрозой и страдает формирование внутренних моделей. Следовательно, это может повлиять на «шаблоны» в сознании, которые управляют организованным поведением в отношениях. Потенциал «перерегуляции» (модуляции эмоциональных реакций в пределах нормального диапазона) в присутствии «корректирующего» опыта (нормативного ухода) кажется возможным. [26]

Диагностика [ править ]

РАР является одним из наименее изученных и наиболее плохо изученных расстройств в DSM. Систематической эпидемиологической информации о РРА мало, его течение не совсем установлено, и его сложно точно диагностировать. [10] Отсутствует ясность в отношении проявлений расстройств привязанности в возрасте старше пяти лет, а также трудно провести различие между аспектами расстройств привязанности, дезорганизованной привязанностью или последствиями жестокого обращения. [5]

По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP), дети, у которых проявляются признаки реактивного расстройства привязанности, нуждаются в комплексном психиатрическом обследовании и индивидуальном плане лечения. Признаки или симптомы РАР также могут быть обнаружены при других психических расстройствах, и AACAP не рекомендует давать ребенку этот ярлык или диагноз без всестороннего обследования. [27] Их практический параметр гласит, что оценка реактивного расстройства привязанности требует доказательств, непосредственно полученных из серийных наблюдений за ребенком, взаимодействующим с его или ее основными опекунами, и истории (если таковая имеется) моделей поведения привязанности ребенка с этими опекунами. Это также требует наблюдения за поведением ребенка с незнакомыми взрослыми и подробного анамнеза среды, в которой ребенок ухаживал за ребенком в раннем возрасте, включая, например, педиатров, учителей или социальных работников. [4] В США первоначальную оценку могут проводить психологи, психиатры, лицензированные терапевты по вопросам брака и семьи, лицензированные профессиональные консультанты, специализированные лицензированные клинические социальные работники или медсестры-психиатры. [28]

В Великобритании Британская ассоциация усыновления и воспитания (BAAF) рекомендует, чтобы только психиатр мог диагностировать расстройство привязанности и что любая оценка должна включать всестороннюю оценку индивидуального и семейного анамнеза ребенка. [29]

Согласно параметру практики AACAP (2005), вопрос о том, можно ли надежно диагностировать расстройства привязанности у детей старшего возраста и взрослых, не решен. Поведение привязанности, используемое для диагностики РРА, заметно меняется с развитием, и определить аналогичное поведение у детей старшего возраста сложно. Не существует существенно подтвержденных показателей привязанности в среднем детстве или раннем подростковом возрасте. [4] Оценка RAD после школьного возраста может быть вообще невозможна, поскольку к этому времени дети развились по индивидуальным линиям до такой степени, что ранние переживания привязанности являются лишь одним из многих факторов, определяющих эмоции и поведение. [30]

Критерии [ править ]

МКБ-10 описывает реактивное расстройство привязанности у детей, известное как РРП, и расторможенное расстройство привязанности , менее известное как РРП. DSM-IV-TR также описывает реактивное расстройство привязанности в младенчестве или раннем детстве, разделенное на два подтипа: заторможенный тип и расторможенный тип, оба известные как RAD. Эти две классификации схожи и обе включают в себя:

  • заметно нарушенные и несоответствующие развитию социальные связи в большинстве контекстов (например, ребенок избегает или не реагирует на заботу, которую предлагают лица, осуществляющие уход, или без разбора ласков с незнакомцами); [31]
  • нарушение не объясняется исключительно задержкой развития и не соответствует критериям первазивного нарушения развития ;
  • начало в возрасте до пяти лет (не указан возраст до пяти лет, в котором РРА нельзя диагностировать); [31]
  • история значительного пренебрежения;
  • неявное отсутствие идентифицируемой, предпочтительной фигуры привязанности.

В МКБ-10 в отношении заторможенной формы указано только, что синдром, вероятно, возникает как прямой результат серьезного пренебрежения со стороны родителей, жестокого обращения или серьезного неправильного обращения. В отношении обеих форм DSM утверждает, что в анамнезе должна быть « патогенная забота», определяемая как постоянное игнорирование основных эмоциональных или физических потребностей ребенка или повторяющаяся смена основного опекуна, что предотвращает формирование дискриминационной или избирательной привязанности, которая, как предполагается, является причиной за расстройство. По этой причине частью диагноза является история ухода за ребенком, а не наблюдение симптомов.

В DSM-IV-TR заторможенная форма описывается как стойкая неспособность инициировать большинство социальных взаимодействий или реагировать в соответствии с их развитием, что проявляется в чрезмерно заторможенных, сверхбдительных или весьма амбивалентных и противоречивых реакциях (например, ребенок может реагировать на лица, осуществляющие уход, проявляют смесь подхода, избегания и сопротивления утешению или могут проявлять «застывшую настороженность», чрезмерную бдительность, сохраняя при этом бесстрастное и спокойное поведение). [32] Такие младенцы не ищут и не принимают утешения во время угрозы, тревоги или страдания, таким образом, не в состоянии поддерживать «близость», важный элемент поведения привязанности. Расторможенная форма демонстрирует диффузную привязанность, проявляющуюся в неразборчивой общительности с выраженной неспособностью проявлять соответствующие избирательные привязанности (например, чрезмерное знакомство с относительно незнакомыми людьми или отсутствие избирательности в выборе фигур привязанности). [32] Таким образом, отсутствует «специфичность» фигуры привязанности, второго основного элемента поведения привязанности.

Описания МКБ-10 сопоставимы, за исключением того, что МКБ-10 включает в свое описание несколько элементов, не включенных в DSM-IV-TR, а именно:

  • насилие ( психологическое или физическое), а также пренебрежение;
  • связанное эмоциональное расстройство;
  • плохое социальное взаимодействие со сверстниками, агрессия по отношению к себе и другим, страдания и в некоторых случаях задержка роста (только заторможенная форма);
  • свидетельства способности к социальной взаимности и отзывчивости, проявляемые элементами нормальных социальных связей во взаимодействии с адекватно реагирующими, недевиантными взрослыми (только расторможенная форма).

Первый из них несколько спорен, поскольку он является скорее действием, чем упущением, и поскольку насилие само по себе не приводит к расстройству привязанности.

Заторможенная форма имеет большую тенденцию к улучшению при наличии соответствующего лица, в то время как расторможенная форма более устойчива. [33] В МКБ-10 говорится, что расторможенная форма «имеет тенденцию сохраняться, несмотря на заметные изменения условий окружающей среды». Расторможенность и заторможенность не являются противоположностями с точки зрения расстройства привязанности и могут сосуществовать у одного и того же ребенка. [34] Был поднят вопрос о том, существуют ли два подтипа. Всемирная организация здравоохранения признает, что существует неопределенность относительно диагностических критериев и соответствующего подразделения. [35] Один рецензент отметил сложность выяснения основных характеристик и различий между атипичными стилями привязанности и способами классификации более тяжелых расстройств привязанности. [36]

По состоянию на 2010 год Американская психиатрическая ассоциация предложила переопределить РАР на два отдельных расстройства в DSM-V. [37] Одно расстройство, соответствующее заторможенному типу, будет переклассифицировано как реактивное расстройство привязанности младенчества и раннего детства . [31]

Что касается патогенного ухода или типа ухода, при котором такое поведение присутствует, новый критерий расторможенного расстройства социальной активности теперь включает хронически суровое наказание или другие виды крайне неумелого ухода. Что касается патогенетического ухода за обоими предполагаемыми расстройствами, новым критерием является воспитание в нетипичной среде, например, в учреждениях с высоким соотношением детей и опекунов, что ограничивает возможности формирования привязанности к опекуну. [37]

Дифференциальный диагноз [ править ]

Диагностические сложности РРП означают, что тщательная диагностическая оценка квалифицированным специалистом по психическому здоровью , обладающим особым опытом в дифференциальной диагностике . необходима [38] [39] [40] Некоторые другие расстройства, такие как расстройства поведения , оппозиционно-вызывающее расстройство , тревожные расстройства , посттравматическое стрессовое расстройство и социофобия , имеют много общих симптомов и часто коморбидны с РРП или путаются с ним, что приводит к избыточной или недостаточной диагностике. РАД также можно спутать с нервно-психическими расстройствами, такими как аутизм , первазивное нарушение развития , детская шизофрения и некоторые генетические синдромы. Младенцев с этим расстройством можно отличить от детей с органическим заболеванием по быстрому физическому улучшению после госпитализации. [9] Дети с аутизмом, скорее всего, будут нормального роста и веса и часто имеют некоторую степень умственной отсталости. Им вряд ли станет лучше после того, как их вывезут из дома. [9] [38] [39] [40]

Альтернативный диагноз [ править ]

В отсутствие стандартизированной системы диагностики многие популярные, неформальные системы классификации или контрольные списки, выходящие за рамки DSM и ICD , были созданы на основе клинического и родительского опыта в области, известной как терапия привязанности . Эти списки не подтверждены, и критики заявляют, что они неточны, слишком широко определены или применяются неквалифицированными людьми. Многие из них можно найти на сайтах терапевтов привязанности. Общие элементы этих списков, такие как ложь, отсутствие раскаяния или совести и жестокость, не являются частью диагностических критериев ни в DSM-IV-TR, ни в МКБ-10. [41] Многим детям ставят диагноз РРА из-за поведенческих проблем, выходящих за рамки критериев. [38] В терапии привязанности особое внимание уделяется агрессивному поведению как симптому того, что они называют расстройством привязанности, тогда как основные теоретики рассматривают это поведение как коморбидное, экстернализирующее поведение, требующее соответствующей оценки и лечения, а не расстройства привязанности. Однако знание отношений привязанности может способствовать возникновению, поддержанию и лечению экстернализующихся расстройств. [42]

Опросник Рэндольфа по расстройствам привязанности или RADQ — один из наиболее известных контрольных списков, который используется терапевтами привязанности и другими людьми. [43] Контрольный список включает 93 отдельных вида поведения, многие из которых либо совпадают с другими расстройствами, такими как расстройство поведения и оппозиционно-вызывающее расстройство, либо не связаны с трудностями привязанности. Критики утверждают, что это необоснованно. [44] и лишен конкретики . [45]

Лечение [ править ]

Оценка безопасности ребенка является важным первым шагом, который определяет, может ли будущее вмешательство иметь место в семье или ребенка следует перевести в безопасное место. Вмешательства могут включать услуги психосоциальной поддержки для семьи (включая финансовую или домашнюю помощь, поддержку в сфере жилья и социальной работы), психотерапевтические вмешательства (включая лечение родителей от психических заболеваний, семейную терапию , индивидуальную терапию), образование (включая обучение основным родительским навыкам и развитие ребенка), а также контроль за безопасностью ребенка в семейной среде [9]

В 2005 году Американская академия детской и подростковой психиатрии разработала рекомендации (разработанные Н.В. Борисом и С.Х. Зеаной) на основе опубликованных параметров диагностики и лечения РРП. [4] Рекомендации в руководящих принципах включают следующее:

  1. «Наиболее важным вмешательством для маленьких детей с диагнозом реактивного расстройства привязанности, у которых отсутствует привязанность к дискриминируемому лицу, осуществляющему уход, является то, чтобы врач выступал за предоставление ребенку эмоционально доступной фигуры привязанности».
  2. «Хотя диагноз реактивного расстройства привязанности основывается на симптомах, проявляемых ребенком, оценка отношения и восприятия опекуна к ребенку важна для выбора лечения».
  3. «Предполагается, что у детей с реактивным расстройством привязанности сильно нарушены внутренние модели взаимоотношений с другими людьми. После обеспечения того, чтобы ребенок находился в безопасном и стабильном месте, эффективное лечение привязанности должно быть сосредоточено на создании позитивного взаимодействия с опекунами».
  4. «Дети, которые соответствуют критериям реактивного расстройства привязанности и демонстрируют агрессивное и оппозиционное поведение, требуют дополнительного (дополнительного) лечения».

Основные программы профилактики и подходы к лечению проблем или расстройств привязанности у младенцев и детей младшего возраста основаны на теории привязанности и сосредоточены на повышении отзывчивости и чувствительности лица, осуществляющего уход, или, если это невозможно, на передаче ребенка другому лицу, осуществляющему уход. [4] [46] [47] Эти подходы в основном находятся в процессе оценки. Программы неизменно включают детальную оценку статуса привязанности или реакций взрослого лица, осуществляющего уход, на уход, поскольку привязанность — это двусторонний процесс, включающий поведение привязанности и реакцию лица, осуществляющего уход. Некоторые из этих программ лечения или профилактики специально нацелены на приемных опекунов, а не на родителей, поскольку поведение привязанности младенцев или детей с трудностями привязанности часто не вызывает соответствующей реакции со стороны опекунов. [48] Подходы включают в себя: «Смотри, жди и удивляйся». [49] манипулирование чувствительной реакцией, [50] [51] изменено «Руководство по взаимодействию», [52] «Сеансы воздействия с помощью видеообратной связи (CAVES)», [53] «Психотерапия родителей дошкольного возраста», [54] «Круг безопасности», [55] [56] «Привязанность и биоповеденческое наверстывание» (ABC), [57] новоорлеанская интервенция, [58] [59] [60] и родительско-детская психотерапия. [61] Другие методы лечения включают терапию, основанную на развитии, индивидуальных различиях и отношениях (DIR, также называемую Floor Time) Стэнли Гринспена , хотя DIR в первую очередь направлен на лечение распространенных нарушений развития. [62]

Актуальность этих подходов к вмешательству в отношении приемных и приемных детей с РРП или детей старшего возраста со значительным опытом жестокого обращения неясна. [63]

Терапия привязанности [ править ]

Термины «расстройство привязанности» , «проблемы привязанности» и «терапия привязанности», хотя и используются все чаще, не имеют четких, конкретных или общепринятых определений. Однако эти термины и методы лечения часто применяются к детям, с которыми плохо обращаются, особенно к детям, находящимся в приемных семьях, родственных отношениях или в системах усыновления, а также к соответствующим группам населения, таким как дети, усыновленные за рубежом из детских домов. [64]

За пределами основных программ существует форма лечения, обычно известная как терапия привязанности, подмножество методов (и сопутствующая новая диагностика) предполагаемых расстройств привязанности, включая РРП. Эти «расстройства привязанности» используют диагностические критерии или списки симптомов, отличные от критериев МКБ-10 или DSM-IV-TR или поведения привязанности. Говорят, что людям с «расстройством привязанности» не хватает сочувствия и раскаяния.

Лечение этого псевдонаучного расстройства называется «терапией привязанности». В целом, эти методы лечения нацелены на усыновленных или приемных детей с целью создания у этих детей привязанности к новым опекунам. Теоретическая основа в целом представляет собой комбинацию регрессии и катарсиса , сопровождаемую методами воспитания, которые подчеркивают послушание и родительский контроль. [65] Эта форма лечения и диагностики подвергается серьезной критике, поскольку она в значительной степени необоснованна и возникла за пределами основного научного направления. [66] незначительна или отсутствует вовсе, Доказательная база а методы варьируются от непринудительной терапевтической работы до более крайних форм физических, конфронтационных и принудительных техник, из которых наиболее известными являются удерживающая терапия , ребефинг , снижение ярости и модель Эвергрин . Эти формы терапии вполне могут включать физическое ограничение, преднамеренную провокацию ярости и гнева у ребенка физическими и вербальными средствами, включая глубокий массаж тканей, аверсивное щекотание, принудительный зрительный контакт и словесную конфронтацию, а также подталкивание к повторению предыдущей травмы. [67] [68] Критики утверждают, что эти методы лечения не соответствуют парадигме привязанности, потенциально оскорбительны, [69] и противоречат теории привязанности. [8] В отчете рабочей группы APSAC за 2006 год отмечается, что многие из этих методов лечения сосредоточены на изменении ребенка, а не лица, осуществляющего уход. [70] Детей можно охарактеризовать как «RAD», «Radkids» или «Rediss», и можно сделать мрачные прогнозы относительно их якобы жестокого будущего, если их не лечить с помощью терапии привязанности. [65] Клиника Мэйо, известная в США некоммерческая медицинская практика и группа медицинских исследований, предостерегает от консультаций с поставщиками психиатрических услуг, которые пропагандируют подобные методы и предлагают доказательства в поддержку своих методов; на сегодняшний день эта доказательная база не опубликована в авторитетных медицинских журналах или журналах по психическому здоровью. [71]

Прогноз [ править ]

В рекомендациях AACAP говорится, что дети с реактивным расстройством привязанности, как предполагается, имеют сильно нарушенные внутренние модели взаимоотношений с другими людьми. [4] Однако течение РРП недостаточно изучено, и было предпринято мало усилий по изучению характера симптомов с течением времени. В немногих существующих лонгитудинальных исследованиях (занимающихся изменением развития с возрастом в течение определенного периода времени) участвуют только дети из плохо управляемых восточноевропейских учреждений. [4]

Результаты исследований детей из детских домов Восточной Европы показывают, что сохранение ингибированного паттерна РРА редко встречается у детей, усыновленных из учреждений в нормативную среду опеки. Однако существует тесная связь между продолжительностью депривации и тяжестью поведения, связанного с расстройством привязанности. [72] Качество привязанностей, которые эти дети формируют с последующими опекунами, может быть нарушено, но они, вероятно, больше не соответствуют критериям заторможенного РРП. [73] Та же группа исследований предполагает, что меньшинство усыновленных детей, помещенных в специальные учреждения, демонстрируют постоянную неразборчивую общительность даже после того, как им предоставляются более нормативные условия ухода. [26] Неразборчивая общительность может сохраняться годами, даже среди детей, которые впоследствии проявляют предпочтительную привязанность к своим новым воспитателям. У некоторых наблюдаются проблемы с гиперактивностью и вниманием, а также трудности в отношениях со сверстниками. [74] В единственном продольном исследовании, в котором наблюдались дети с неразборчивым поведением в подростковом возрасте, эти дети значительно чаще демонстрировали плохие отношения со сверстниками. [75]

Исследования детей, воспитывавшихся в учреждениях, показали, что они невнимательны и сверхактивны, независимо от качества ухода, который они получали. В одном исследовании сообщалось, что некоторые мальчики, воспитывающиеся в специальных учреждениях, были невнимательными, сверхактивными и явно неизбирательными в своих социальных отношениях, в то время как девочки, воспитанные в приемных семьях и некоторые дети, воспитывающиеся в специальных учреждениях, таковыми не были. Пока неясно, следует ли рассматривать такое поведение как часть нарушенной привязанности. [76]

В 1999 году было опубликовано одно тематическое исследование о близнецах, подвергшихся жестокому обращению, с последующим наблюдением в 2006 году. В этом исследовании оценивались близнецы в возрасте от 19 до 36 месяцев, в течение которых они неоднократно переезжали и менялись. [77] В статье исследуются сходства, различия и коморбидность РРА, дезорганизованной привязанности и посттравматического стрессового расстройства. У девочки наблюдались признаки заторможенной формы РАД, а у мальчика - неизбирательной формы. Было отмечено, что диагноз РРА улучшался при более тщательном уходе, но симптомы посттравматического стрессового расстройства и признаки дезорганизованной привязанности появлялись и исчезали по мере того, как младенцы проходили через многочисленные изменения положения. В возрасте трех лет стали очевидны некоторые длительные нарушения отношений.

В последующем тематическом исследовании, когда близнецам было три и восемь лет, снова было подчеркнуто отсутствие продольных исследований детей, подвергшихся жестокому обращению, в отличие от детей, помещенных в специальные учреждения. Симптомы дезорганизованной привязанности у девочки переросли в контролирующее поведение – хорошо документированный результат. Мальчик по-прежнему демонстрировал опасное для себя поведение, но не в рамках критериев RAD, но, возможно, в рамках «искажения безопасной базы» (когда у ребенка есть предпочтительный знакомый опекун, но отношения таковы, что ребенок не может использовать взрослого в целях безопасности, постепенно исследуя окружающую среду). среда). В возрасте восьми лет детей оценивали с помощью различных показателей, в том числе тех, которые были предназначены для доступа к репрезентативным системам или «внутренним рабочим моделям» ребенка. Симптомы близнецов указывали на разные траектории. У девочки наблюдались внешние симптомы (особенно обман), противоречивые сообщения о текущем функционировании, хаотичные личные рассказы, проблемы с дружбой и эмоциональная отстраненность от лица, осуществляющего уход, в результате чего клиническая картина была описана как «весьма тревожная». Мальчик по-прежнему демонстрировал опасное для себя поведение, а также избегание отношений и эмоционального выражения, тревогу разлуки, импульсивность и трудности с концентрацией внимания. Было очевидно, что жизненные стрессоры по-разному повлияли на каждого ребенка. Используемые повествовательные измерения были сочтены полезными для отслеживания того, как раннее нарушение привязанности связано с более поздними ожиданиями относительно отношений. [26]

В одной статье с использованием анкет было обнаружено, что дети в возрасте от трех до шести лет с диагнозом РРП имеют более низкие баллы по эмпатии, но выше по самоконтролю (регулированию своего поведения, чтобы «хорошо выглядеть»). Эти различия были особенно выражены на основании оценок родителей и свидетельствовали о том, что дети с РРА могут систематически сообщать о своих личностных качествах слишком позитивно. Их оценки также указывали на значительно большее количество поведенческих проблем, чем у детей из контрольной группы. [78]

Эпидемиология [ править ]

Эпидемиологические данные ограничены, но реактивное расстройство привязанности встречается очень редко. [1] Распространенность РАР неясна , но, вероятно, она встречается довольно редко, за исключением групп детей, воспитывающихся в самых экстремальных, лишенных условиях, таких как некоторые детские дома. [24] информации о РРА мало Систематически собираемой эпидемиологической . [38] Когортное исследование 211 копенгагенских детей в возрасте до 18 месяцев выявило распространенность 0,9%. [79]

Расстройства привязанности, как правило, возникают в определенном наборе контекстов, например, в некоторых типах учреждений, в присутствии повторяющихся смен основного опекуна или крайне пренебрежительных, идентифицируемых основных опекунов, которые демонстрируют стойкое игнорирование основных потребностей ребенка в привязанности, но не у всех детей. У детей, выросших в таких условиях, развивается расстройство привязанности. [80] Исследования, проведенные на детях из восточноевропейских детских домов в середине 1990-х годов, показали значительно более высокие уровни обеих форм РРП и ненадежных моделей привязанности у детей, помещенных в специальные учреждения, независимо от того, как долго они там находились. [81] [82] [83] Похоже, что дети в подобных учреждениях неспособны сформировать избирательную привязанность к своим воспитателям. В ходе последующего исследования три года спустя разница между детьми, помещенными в специальные учреждения, и контрольной группой уменьшилась, хотя дети, помещенные в специальные учреждения, продолжали демонстрировать значительно более высокий уровень неразборчивого дружелюбия. [81] [84] Однако даже среди детей, выросших в самых депривированных институциональных условиях, у большинства не наблюдалось симптомов этого расстройства. [72]

Исследование детей в детских садах-интернатах в Бухаресте в 2002 году , в котором использовался DAI, бросило вызов нынешним концепциям DSM и ICD о нарушенной привязанности и показало, что заторможенные и расторможенные расстройства могут сосуществовать у одного и того же ребенка. [82]

В США проведено два исследования заболеваемости РРП у детей из группы высокого риска и детей, подвергшихся жестокому обращению. В обоих исследованиях использовались МКБ, DSM и DAI. В первом из них, в 2004 году, сообщалось, что дети из выборки, подвергшейся жестокому обращению, значительно чаще соответствовали критериям одного или нескольких расстройств привязанности, чем дети из других групп, однако в основном это была предложенная новая классификация нарушенного расстройства привязанности, а не DSM или DSM. МКБ классифицирует RAD или DAD. [85] Второе исследование, также проведенное в 2004 году, попыталось выяснить распространенность РРП и возможность его надежного выявления у детей младшего возраста, подвергающихся жестокому обращению, а не пренебрежения ими . Из 94 малышей, подвергшихся жестокому обращению в приемных семьях, у 35% было выявлено МКБ-РАП, у 22% - МКБ-РАП, а 38% соответствовали критериям DSM для РРА. [34] Это исследование показало, что RAD можно надежно идентифицировать, а также что ингибированные и растормаженные формы не являются независимыми. Однако в этом исследовании есть некоторые методологические проблемы. У ряда детей, определенных как соответствующие критериям РРА, на самом деле была предпочтительная фигура привязанности. [86]

Некоторые специалисты в области терапии привязанности высказали предположение, что РРП может быть весьма распространенным, поскольку широко распространено жестокое обращение с детьми, которое, как известно, увеличивает риск РРП, и потому что дети, подвергшиеся жестокому обращению, могут демонстрировать поведение, подобное поведению РАР. [40] Рабочая группа APSAC считает этот вывод ошибочным и сомнительным. [40] Дети, подвергшиеся жестокому обращению, могут демонстрировать поведение, похожее на поведение с РРП, но существует несколько гораздо более распространенных и явно поддающихся лечению диагнозов, которые могут лучше объяснить эти трудности. [87] Кроме того, многие дети подвергаются жестокому обращению, и клинические расстройства у них не развиваются. [87] Устойчивость – распространенная и нормальная человеческая характеристика. [88] RAD не лежит в основе всех или даже большинства поведенческих и эмоциональных проблем, наблюдаемых у приемных детей , приемных детей или детей, с которыми плохо обращаются, а уровень жестокого обращения с детьми и/или пренебрежения или проблемного поведения не является эталоном для оценки RAD. [40]

Данных о коморбидных состояниях мало, но есть некоторые состояния, которые возникают при тех же обстоятельствах, при которых возникает РРА, например, при помещении в специализированное учреждение или плохом обращении. В основном это задержки в развитии и языковые расстройства, связанные с пренебрежением. [4] Расстройства поведения, оппозиционно-вызывающее расстройство, тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство и социофобия имеют много общих симптомов и часто сочетаются с РРА или путаются с ним. [40] [77] Поведение с расстройством привязанности среди детей, помещенных в специальные учреждения, коррелирует с проблемами внимания и поведения, а также когнитивными уровнями, но, тем не менее, по-видимому, отражает особый набор симптомов и поведения. [72]

История [ править ]

Реактивное расстройство привязанности впервые появилось в стандартных нозологиях психологических расстройств в DSM-III, 1980 г., после накопления данных о детях, помещенных в специальные учреждения. Критерии включали требование появления заболевания в возрасте до 8 месяцев и приравнивались к отставанию в развитии . Оба эти признака были исключены из DSM-III-R, 1987. Вместо этого начало было изменено на первые 5 лет жизни, а само расстройство было разделено на две подкатегории: заторможенное и расторможенное. Эти изменения стали результатом дальнейших исследований детей, подвергавшихся жестокому обращению и помещенных в специальные учреждения, и сохраняются в текущей версии DSM-IV, 1994 г., и в его текстовой редакции 2000 г., DSM-IV-TR, а также в МКБ-10, 1992 г. Обе нозологии сосредоточены на маленькие дети, которые не только подвергаются повышенному риску последующих расстройств, но и уже демонстрируют клинические нарушения. [89]

Широкая теоретическая основа для современных версий РАР – это теория привязанности , основанная на работах, проведенных с 1940-х по 1980-е годы Джоном Боулби , Мэри Эйнсворт и Рене Спитцем . Теория привязанности — это основа, которая использует психологические , этологические и эволюционные концепции для объяснения социального поведения, типичного для маленьких детей. Теория привязанности фокусируется на склонности младенцев или детей искать близости к определенному объекту привязанности (знакомому лицу, осуществляющему уход), в ситуациях тревоги или стресса, поведение, которое, по-видимому, имеет ценность для выживания. [90] Это известно как дискриминационная или избирательная привязанность. Впоследствии ребенок начинает использовать опекуна как опору для исследования окружающей среды, периодически возвращаясь к знакомому человеку. Привязанность — это не то же самое, что любовь и/или привязанность, хотя они часто связаны. Привязанность и поведение привязанности обычно развиваются в возрасте от шести месяцев до трех лет. Младенцы привязываются к взрослым, которые чувствительны и отзывчивы в социальном взаимодействии с младенцем и которые в течение некоторого времени остаются постоянными опекунами. [91] Реакция лица, осуществляющего уход, приводит к развитию моделей привязанности, что, в свою очередь, приводит к внутренним рабочим моделям, которые будут направлять чувства, мысли и ожидания человека в последующих отношениях. [92] [93] Для постановки диагноза реактивного расстройства привязанности анамнез ребенка и атипичное социальное поведение должны предполагать отсутствие формирования дискриминационной или избирательной привязанности.

Патологическое отсутствие дискриминационной или избирательной привязанности необходимо отличать от существования привязанностей с типичными или несколько нетипичными моделями поведения, известными как стили или шаблоны . В исследованиях развития привязанности установлены и используются четыре стиля привязанности . Они известны как безопасные , тревожно-амбивалентные , тревожно-избегающие (все организованные ). [13] и неорганизован . [14] [15] Последние три характеризуются как небезопасные . Они оцениваются с помощью процедуры «Незнакомая ситуация» , предназначенной для оценки качества вложений, а не того, существует ли вложение вообще. [4]

Надежно привязанный малыш будет свободно исследовать мир в присутствии опекуна, общаться с незнакомцами, заметно расстраиваться, когда опекун уходит, и радоваться его возвращению. Тревожно-амбивалентный малыш стремится к исследованиям, он крайне расстроен, когда опекун уходит, но амбивалентен, когда опекун возвращается. Тревожно-избегающий малыш не будет много исследовать, избегать или игнорировать родителя (проявляя мало эмоций, когда родитель уходит или возвращается) и относиться к незнакомцам почти так же, как к воспитателям с небольшим проявленным эмоциональным диапазоном. Дезорганизованный/дезориентированный малыш демонстрирует отсутствие последовательного стиля или шаблона преодоления трудностей. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что это происходит, когда фигура, осуществляющая уход, также является объектом страха, что ставит ребенка в неразрешимую ситуацию в отношении подхода и избегания. При воссоединении с лицом, осуществляющим уход, эти дети могут выглядеть ошеломленными или испуганными, замирать на месте, пятиться к лицу, осуществляющему уход, или приближаться, резко отвернув голову, или демонстрировать другое поведение, подразумевающее страх перед человеком, которого разыскивают. Считается, что это представляет собой разрушение зачаточной стратегии привязанности и, по-видимому, влияет на способность регулировать эмоции. [94]

Хотя в рамках стилей существует широкий спектр трудностей привязанности, которые могут привести к эмоциональным расстройствам и увеличить риск последующих психопатологий, особенно дезорганизованный стиль, ни один из стилей не представляет собой расстройство сам по себе и ни один из них не соответствует критериям РРА как такового. [95] Расстройство . в клиническом смысле — это состояние, требующее лечения, в отличие от факторов риска последующих расстройств [4] Реактивное расстройство привязанности означает отсутствие типичного поведения привязанности, а не стиля привязанности, каким бы проблематичным ни был этот стиль, поскольку в обеих формах расстройства наблюдается необычное отсутствие дискриминации между знакомыми и незнакомыми людьми. Такая дискриминация действительно существует как особенность социального поведения детей с нетипичным стилем привязанности. И DSM-IV, и МКБ-10 описывают расстройство с точки зрения социально аберрированного поведения в целом, а не сосредотачивают более конкретное внимание на поведении привязанности как таковом. DSM-IV подчеркивает неспособность инициировать или реагировать на социальные взаимодействия в различных отношениях, а МКБ-10 аналогичным образом фокусируется на противоречивых или амбивалентных социальных реакциях, которые распространяются на социальные ситуации. [89] Связь между моделями привязанности в «Незнакомой ситуации» и РАД пока не ясна. [96]

Существует отсутствие единого мнения относительно точного значения термина «расстройство привязанности». [97] Этот термин часто используется как в качестве альтернативы реактивному расстройству привязанности, так и в дискуссиях о различных предлагаемых классификациях расстройств привязанности, выходящих за рамки ограничений классификаций МКБ и DSM. [89] Он также используется в области терапии привязанности, как и термин «реактивное расстройство привязанности», для описания ряда проблемного поведения, не подпадающего под критерии МКБ или DSM или вообще не связанного напрямую со стилями привязанности или трудностями. [98]

Исследования [ править ]

Исследования конца 1990-х годов показали, что существуют расстройства привязанности, не учтенные в DSM или ICD, и показали, что РРА можно надежно диагностировать без доказательств оказания патогенной помощи, иллюстрируя тем самым некоторые концептуальные трудности, связанные с жесткой структурой нынешнего определения РРА. [99] Исследование, опубликованное в 2004 году, показало, что расторможенная форма может сохраняться наряду со структурированным поведением привязанности (любого стиля) по отношению к постоянным опекунам ребенка. [34]

Некоторые авторы предложили более широкий спектр определений расстройств привязанности, начиная от РРП и различных трудностей привязанности и заканчивая более проблемными стилями привязанности. Пока еще нет единого мнения по этому вопросу, но новый набор практических параметров, включающий три категории расстройства привязанности, был предложен CH Zeanah и N. Борисом. Первым из них является расстройство привязанности, при котором у маленького ребенка нет предпочтительного взрослого, который бы за ним ухаживал. Предлагаемая категория нарушенной привязанности параллельна РРА в его заторможенной и расторможенной формах, как это определено в DSM и МКБ. Вторая категория — это безопасное базовое искажение , когда у ребенка есть предпочтительный знакомый опекун, но отношения таковы, что ребенок не может использовать взрослого в целях безопасности, постепенно исследуя окружающую среду. Такие дети могут подвергать себя опасности, цепляться за взрослого, быть чрезмерно уступчивыми или демонстрировать смену ролей, заботясь о взрослом или наказывая его. Третий тип – нарушенная привязанность. . Нарушение привязанности не подпадает под критерии МКБ-10 и DSM и возникает в результате резкого расставания или потери знакомого лица, осуществляющего уход, к которому развилась привязанность. [100] Эта форма категоризации может в целом демонстрировать большую клиническую точность, чем текущая классификация DSM-IV-TR, но необходимы дальнейшие исследования. [6] [101] Параметры практики также послужат основой для диагностического протокола. Совсем недавно Дэниел Шехтер и Эрика Уиллхейм продемонстрировали связь между некоторыми посттравматическими стрессовыми расстройствами , связанными с материнским насилием , и искажением безопасной базы (см. выше), которое характеризуется детским безрассудством, тревогой разлуки, гипербдительностью и сменой ролей. [102]

Некоторые исследования показывают, что может существовать значительное совпадение между поведением заторможенной формы RAD или DAD и аспектами дезорганизованной привязанности, когда есть идентифицированная фигура привязанности. [94]

Остается актуальным вопрос, следует ли рассматривать РРА как расстройство личности ребенка или как искажение отношений между ребенком и конкретным другим человеком. Было отмечено, что, поскольку расстройства привязанности по своей природе являются реляционными расстройствами, они не вписываются в нозологии, характеризующие расстройство как ориентированное на человека. [103] Работа CH Zeanah [34] указывает на то, что атипичное поведение, связанное с привязанностью, может наблюдаться у одного лица, осуществляющего уход, но не у другого. Это похоже на ситуацию, описанную для стилей привязанности, в которой испуганное выражение лица конкретного родителя считалось возможной причиной дезорганизованного/дезориентированного поведения при воссоединении во время процедуры «Незнакомая ситуация». [104]

В проекте предлагаемого DSM-V предлагается разделить РРА на два расстройства: реактивное расстройство привязанности для нынешней заторможенной формы РРА и расторможенное расстройство социальной активности для того, что в настоящее время является расторможенной формой РРА, с некоторыми изменениями в предлагаемом определении DSM. [105]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б DSM-IV-TR (2000) Американская психиатрическая ассоциация, с. 129.
  2. ^ Шехтер Д.С., Вильхайм Э. (июль 2009 г.). «Нарушения привязанности и родительская психопатология в раннем детстве» . Детские и подростковые психиатрические клиники Северной Америки . 18 (3): 665–86. дои : 10.1016/j.chc.2009.03.001 . ПМК   2690512 . ПМИД   19486844 .
  3. ^ Маринус ван Эйзендорн М.Х.; Фемми Джаффер (май 2005 г.). «Проблемы поведения и направление к специалистам по психическому здоровью иностранных усыновителей». Журнал Американской медицинской ассоциации . 293 (20): 2501–2515. дои : 10.1001/jama.293.20.2501 . ПМИД   15914751 . S2CID   25576414 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Борис, Нил В.; Зина, Чарльз Х.; Рабочая группа по вопросам качества (ноябрь 2005 г.). «Практический параметр для оценки и лечения детей и подростков с реактивным расстройством привязанности младенчества и раннего детства» . Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 44 (11): 1206–19. дои : 10.1097/01.chi.0000177056.41655.ce . ПМИД   16239871 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прайор и Глейзер (2006), с. 228.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Коннор Т.Г., Зина CH (2003). «Расстройства привязанности: стратегии оценки и подходы к лечению». Прикрепите Хум Дев . 5 (3): 223–44. дои : 10.1080/14616730310001593974 . ПМИД   12944216 . S2CID   21547653 .
  7. ^ Прайор и Глейзер (2006), с. 231.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б О'Коннор Т.Г., Нильсен В.Дж. (2005). «Модели против метафор при переводе теории привязанности в клинику и сообщество». В Берлине LJ, Зив Ю., Амайя-Джексон Л. и Гринберг М.Т. (ред.). Усиление ранней привязанности: теория, исследования, вмешательство и политика . стр. 313–26. Гилфорд Пресс. Серия Duke «Развитие детей и государственная политика». ISBN   1-59385-470-6 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Садок, Би Джей; Садок В.А. (2004). Краткий учебник по клинической психиатрии Каплана и Садока . Филадельфия: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. стр. 570–72 . ISBN  978-0-7817-5033-2 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чаффин и др. (2006), с. 80. Отчет целевой группы APSAC
  11. ^ Раттер М. (2002). «Природа, воспитание и развитие: от евангелизации через науку к политике и практике». Детский Дев . 73 (1): 1–21. дои : 10.1111/1467-8624.00388 . ПМИД   14717240 .
  12. ^ РИХТЕРС, МАРГОТ МОЗЕР; ФОЛЬКМАР, ФРЕД Р. (1 марта 1994 г.). «Реактивное расстройство привязанности в младенчестве или раннем детстве». Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . 33 (3): 328–332. CiteSeerX   10.1.1.527.9988 . дои : 10.1097/00004583-199403000-00005 . ПМИД   7513324 . S2CID   13058511 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар М., Уотерс Э., Уолл С. (1979). Модели привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN   0-89859-461-8
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейн М, Соломон Дж (1986). «Обнаружение небезопасной, дезорганизованной/дезориентированной модели привязанности: процедуры, выводы и последствия для классификации поведения». В Бразелтоне Т.Б. и Йогмане М. (ред.) Аффективное развитие в младенчестве , стр. 95–124. Норвуд, Нью-Джерси: Алекс ISBN   0-89391-345-6
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейн М, Соломон Дж (1990). «Процедуры выявления младенцев как дезорганизованных/дезориентированных во время странной ситуации Эйнсворт». Гринберг М., Чикетти Д. и Каммингс Э. (ред.) «Привязанность в дошкольном возрасте: теория, исследования и вмешательство» , стр. 121–60. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN   0-226-30630-5 .
  16. ^ Криттенден ПМ (1992). «Качество привязанности в дошкольном возрасте». Развитие и психопатология . 4 (2): 209–41. дои : 10.1017/S0954579400000110 . S2CID   143894461 .
  17. ^ Национальный институт здоровья детей и человеческого развития, D (1996). «Характеристики ухода за детьми грудного возраста: факторы, способствующие положительному уходу» . Ежеквартальный журнал исследований раннего детства . 11 (3): 269–306 (38). дои : 10.1016/S0885-2006(96)90009-5 .
  18. ^ Уотерс Э., Дин К. (1985). «Определение и оценка индивидуальных различий в отношениях привязанности: Q-методика и организация поведения в младенчестве и раннем детстве». В Бретертоне I и Уотерсе Э. (ред.) Боли роста теории и исследований привязанности: Монографии Общества исследований детского развития 50, серийный номер 209 (1–2), стр. 41–65.
  19. ^ Зина Ч., Бенуа Д. (1995). «Клиническое применение интервью о восприятии родителей в вопросах психического здоровья младенцев». Детские и подростковые психиатрические клиники Северной Америки . 43 (3): 539–554. дои : 10.1016/S1056-4993(18)30418-8 .
  20. ^ Смайк А., Зина CH (1999). «Нарушения привязанности, интервью». Доступно на веб-сайте журнала Американской академии детской и подростковой психиатрии по адресу www.jaacap.com через Article plus. [1] Проверено 3 марта 2008 г.
  21. ^ Мерсер (2006), стр. 104–05.
  22. ^ Прайор и Глейзер (2006), с. 218.
  23. ^ Маршалл П.Дж., Фокс Н.А. (2005). «Связь между поведенческой реактивностью в 4 месяца и классификацией привязанности в 14 месяцев в выбранной выборке». Поведение и развитие младенцев . 28 (4): 492–502. дои : 10.1016/j.infbeh.2005.06.002 .
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Прайор и Глейзер (2006), с. 219.
  25. ^ Зина Ч., Фокс Н.А. (2004). «Расстройства темперамента и привязанности». J Clin Детский подростковый психолог . 33 (1): 32–41. дои : 10.1207/S15374424JCCP3301_4 . ПМИД   15028539 . S2CID   9416146 .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хеллер С.С., Борис Н.В., Фюзельер С.Х., Пейдж Т., Корен-Карие Н., Мирон Д. (2006). «Реактивное расстройство привязанности у близнецов, подвергшихся жестокому обращению: от 18 месяцев до 8 лет». Прикрепите Хум Дев . 8 (1): 63–86. дои : 10.1080/14616730600585177 . ПМИД   16581624 . S2CID   34947321 .
  27. ^ Реактивное расстройство привязанности. Архивировано 3 февраля 2008 г. в Американской академии детской и подростковой психиатрии Wayback Machine , «Факты для семей», № 85; Обновлено в декабре 2002 г. Проверено 13 февраля 2008 г.
  28. ^ Примеры см. в разделе «Реактивное расстройство привязанности». Архивировано 28 декабря 2007 г. в Wayback Machine , DCFS, штат Иллинойс и Протокол практики DBHS: нарушения и расстройства привязанности (PDF), Департамент здравоохранения Аризоны, 2 октября 2006 г. Проверено 23 февраля 2008 г. .
  29. ^ Расстройства привязанности, их оценка и вмешательство/лечение. Архивировано 2 октября 2008 г. в Wayback Machine (PDF). Британская ассоциация по усыновлению и воспитанию, Заявление о позиции 4, 2006 г. Проверено 23 февраля 2008 г.
  30. ^ Мерсер (2006), с. 116.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: текстовая редакция . Американская психиатрическая ассоциация. 2000. С. 943 . ISBN  978-0-89042-025-6 .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Американская психиатрическая ассоциация (2000). «Диагностические критерии 313.89 Реактивное расстройство привязанности в младенчестве или раннем детстве». Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (4-е изд., текстовая редакция ( DSM-IV-TR ) изд.). США: AMERICAN PSYCHIATRIC PRESS INC (округ Колумбия). ISBN  978-0-89042-025-6 .
  33. ^ Прайор и Глейзер (2006), стр. 220–21.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Зина Ч., Ширинга М., Борис Н., Хеллер С., Смайк А., Трапани Дж. (август 2004 г.). «Реактивное расстройство привязанности у малышей, с которыми плохо обращаются». Жестокое обращение с детьми и пренебрежение ими . 28 (8): 877–88. дои : 10.1016/j.chiabu.2004.01.010 . ПМИД   15350771 .
  35. ^ Всемирная организация здравоохранения (1992) Международная статистическая классификация болезней и связанных с ними проблем со здоровьем, десятая редакция (МКБ-10) . Женева: Всемирная организация здравоохранения.
  36. ^ Зильберштейн К (2006). «Уточнение основных характеристик расстройств привязанности». Американский журнал ортопсихиатрии . 76 (1): 55–64. дои : 10.1037/0002-9432.76.1.55 . ПМИД   16569127 . S2CID   25416390 .
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Предлагаемая редакция «Реактивное расстройство привязанности», Американская психиатрическая ассоциация (2012). Получено с http://www.dsm5.org/ProposeRevisions/Pages/proposerevision.aspx?rid=120.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хэнсон Р.Ф., Спратт Э.Г. (2000). «Реактивное расстройство привязанности: что мы знаем об этом расстройстве и последствиях для лечения». Жестокое обращение с детьми . 5 (2): 137–45. дои : 10.1177/1077559500005002005 . ПМИД   11232086 . S2CID   21497329 .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилсон С.Л. (2001). «Расстройства привязанности: обзор и современное состояние». Дж Психол . 135 (1): 37–51. дои : 10.1080/00223980109603678 . ПМИД   11235838 . S2CID   7226465 .
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Чаффин и др. (2006), с. 81. Отчет целевой группы APSAC
  41. ^ Чаффин и др. (2006), стр. 82–83. Отчет целевой группы APSAC
  42. ^ Гутманн-Штайнмец С., Кроуэлл Дж.А. (2006). «Расстройства привязанности и экстернализации: взгляд на психопатологию развития». J Am Acad Детская подростковая психиатрия . 45 (4): 440–51. дои : 10.1097/01.chi.0000196422.42599.63 . ПМИД   16601649 .
  43. ^ Рэндольф, Элизабет Мари. (1996). Опросник Рэндольфа по расстройству привязанности . Институт привязанности, Evergreen CO.
  44. ^ Мерсер Дж. (2005). «Принудительные методы сдерживания: опасное альтернативное вмешательство в психическое здоровье» . МедГенМед . 7 (3):6. ПМК   1681667 . ПМИД   16369232 .
  45. ^ Каппеллетти Дж., Браун М., Шумате С. (2005). «Корреляты опросника Рэндольфа по расстройству привязанности (RADQ) в выборке детей, находящихся в приемных семьях». Журнал социальной работы с детьми и подростками . 22 (1): 71–84. дои : 10.1007/s10560-005-2556-2 . S2CID   143743052 . Результаты показали, что дети, находящиеся в приемных семьях, сообщали о симптомах, находящихся в пределах, типичных для детей, не находящихся в приемных семьях. Вывод состоит в том, что RADQ имеет ограниченную полезность из-за отсутствия специфичности в отношении лечения детей, находящихся в приемных семьях.
  46. ^ Прайор и Глейзер (2006), с. 231.
  47. ^ Бейкерманс-Краненбург М., ван Эйзендорн М., Джаффер Ф. (2003). «Меньше значит больше: метаанализ вмешательств в отношении чувствительности и привязанности в раннем детстве» (PDF) . Психологический вестник . 129 (2): 195–215. дои : 10.1037/0033-2909.129.2.195 . ПМИД   12696839 . S2CID   7504386 . Проверено 2 февраля 2008 г.
  48. ^ Стовалл К.К., Дозье М. (2000). «Развитие привязанности в новых отношениях: анализ одного предмета для 10 приемных детей». Дев. Психопат . 12 (2): 133–56. дои : 10.1017/S0954579400002029 . ПМИД   10847621 . S2CID   746807 .
  49. ^ Коэн Н., Мьюир Э., Лойкасек М., Мьюир Р., Паркер С., Барвик М., Браун М. (1999). «Смотрите, ждите и удивляйтесь: проверка эффективности нового подхода к психотерапии матери и ребенка». Журнал психического здоровья младенцев . 20 (4): 429–51. doi : 10.1002/(SICI)1097-0355(199924)20:4<429::AID-IMHJ5>3.0.CO;2-Q .
  50. ^ ван ден Бум Д. (1994). «Влияние темперамента и материнства на привязанность и исследование: экспериментальное манипулирование чувствительной отзывчивостью матерей из низшего класса с раздражительными младенцами». Развитие ребенка . 65 (5): 1457–77. дои : 10.2307/1131277 . JSTOR   1131277 . ПМИД   7982362 .
  51. ^ ван ден Бум Д. (1995). «Сохраняются ли эффекты вмешательства в первый год? Наблюдение в период раннего возраста за выборкой голландских раздражительных младенцев». Детский Дев . 66 (6): 1798–816. дои : 10.2307/1131911 . JSTOR   1131911 . PMID   8556900 .
  52. ^ Бенуа Д., Мэдиган С., Лечче С., Ши Б., Голдберг С. (2002). «Атипичное материнское поведение в отношении кормления младенцев с расстройствами до и после вмешательства». Журнал психического здоровья младенцев . 22 (6): 611–26. дои : 10.1002/imhj.1022 .
  53. ^ Шехтер Д.С., Майерс М.М., Брунелли С.А. и др. (сентябрь 2006 г.). «Травмированные матери могут изменить свое мнение о своих малышах: понимание того, как новое использование видеообратной связи способствует позитивному изменению материнских атрибуций» . Журнал психического здоровья младенцев . 27 (5): 429–447. дои : 10.1002/imhj.20101 . ПМК   2078524 . ПМИД   18007960 .
  54. ^ Тот, С; Моэн А; Мэнли Дж; Спаньола М; Чикетти Д. (2002). «Относительная эффективность двух факторов в изменении репрезентативных моделей детей дошкольного возраста, подвергшихся жестокому обращению: значение для теории привязанности». Развитие и психопатология . 14 (4): 877–908. дои : 10.1017/S095457940200411X . ПМИД   12549708 . S2CID   30792141 .
  55. ^ Марвин Р., Купер Дж., Хоффман К., Пауэлл Б. (апрель 2002 г.). «Проект «Круг безопасности: вмешательство на основе привязанности с опекунами – диады детей дошкольного возраста» (PDF) . Привязанность и человеческое развитие . 4 (1): 107–24. дои : 10.1080/14616730252982491 . ПМИД   12065033 . S2CID   25815919 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2008 года . Проверено 2 февраля 2008 г.
  56. ^ Купер Г., Хоффман К., Пауэлл Б. и Марвин Р. (2005). «Круг вмешательства безопасности; дифференциальный диагноз и дифференцированное лечение». В Берлине LJ, Зив Ю., Амайя-Джексон Л. и Гринберг М.Т. (ред.) Усиление ранних привязанностей: теория, исследования, вмешательство и политика . стр. 127–51. Гилфорд Пресс. Серия Duke «Развитие детей и государственная политика». (2005) ISBN   1-59385-470-6 .
  57. ^ Дозье М., Линдхейм О. и Акерман Дж.П. (2005) «Привязанность и биоповеденческое наверстывание: вмешательство, направленное на эмпирически выявленные потребности приемных детей». В Берлине Л.Дж., Зив Ю., Амайя-Джексон Л. и Гринберг М.Т. (ред.) Усиление ранних привязанностей: теория, исследования, вмешательство и политика, стр. 178–94. Гилфорд Пресс. Серия Duke «Развитие детей и государственная политика». (2005) ISBN   1-59385-470-6 (пбк)
  58. ^ Зина Ч., Ларри Дж. А. (1998). «Интенсивное вмешательство в отношении младенцев и малышей, подвергшихся жестокому обращению, в приемных семьях». Детский подростковый психиатр Clin N Am . 7 (2): 357–71. дои : 10.1016/S1056-4993(18)30246-3 . ПМИД   9894069 .
  59. ^ Ларье Дж.А., Зина Ч.Х. (2004). «Лечение отношений между младенцем и родителем в контексте жестокого обращения: комплексный системный подход». В Saner A, McDonagh S и Roesenblaum K (ред.) Лечение проблем в отношениях между родителями и младенцами, стр. 243–64. Нью-Йорк. Гилфорд Пресс. ISBN   1-59385-245-2
  60. ^ Зина Ч., Смайк А.Т. (2005) «Построение отношений привязанности после жестокого обращения и тяжелых лишений». В Берлине LJ, Зив Й., Амайя-Джексон Л. и Гринберг М.Т. (редакторы) Усиление ранних привязанностей: теория, исследования, вмешательство и политика The Guilford Press. Серия Duke «Развитие детей и государственная политика». (2005) стр. 195–216. ISBN   1-59385-470-6 (пбк)
  61. ^ Либерман А.Ф., Сильверман Р., Пол Дж.Х. (2000). «Младенчески-родительская психотерапия». В Zeanah CH (Ed.) Справочник по психическому здоровью младенцев (2-е изд.), стр. 432. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN   1-59385-171-5
  62. ^ «Модель директории/пола» . Междисциплинарный совет по нарушениям развития и обучения. 2007. Архивировано из оригинала 25 февраля 2008 года . Проверено 2 февраля 2008 г.
  63. ^ Ньюман Л., Марес С. (2007). «Последние достижения в теориях и методах лечения расстройств привязанности». Современное мнение в психиатрии . 20 (4): 343–8. дои : 10.1097/YCO.0b013e3281bc0d08 . ПМИД   17551348 . S2CID   34000485 .
  64. ^ Чаффин, Марк; Хэнсон, Рошель; Сондерс, Бенджамин Э.; Николс, Тодд; Барнетт, Дуглас; Зина, Чарльз; Берлинер, Люси; Эгеланд, Байрон; Ньюман, Элана (1 февраля 2006 г.). «Отчет целевой группы APSAC по терапии привязанности, реактивному расстройству привязанности и проблемам привязанности». Жестокое обращение с детьми . 11 (1): 76–89. дои : 10.1177/1077559505283699 . ISSN   1077-5595 . ПМИД   16382093 . S2CID   11443880 .
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чаффин и др. (2006), стр. 79–80. Отчет целевой группы APSAC.
  66. ^ Чаффин и др. (2006), с. 85. Отчет целевой группы APSAC
  67. ^ Чаффин и др. (2006), стр. 78–83. Отчет целевой группы APSAC.
  68. ^ Спельц М.Л. (2002). «Описание, история и критика корректирующей терапии привязанности» (PDF) . Советник APSAC . 14 (3): 4–8. Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2008 года . Проверено 3 марта 2008 г.
  69. ^ Прайор и Глейзер (2006), с. 267.
  70. ^ Чаффин и др. (2006), с. 79. Отчет целевой группы APSAC.
  71. ^ «Лечение и лекарства» . Персонал клиники Мэйо.
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с О'Коннор Т.Г., Раттер М. (2000). «Поведение при расстройстве привязанности после ранней тяжелой депривации: расширение и продольное наблюдение. Группа исследования усыновленных из Англии и Румынии». J Am Acad Детская подростковая психиатрия . 39 (6): 703–12. дои : 10.1097/00004583-200006000-00008 . ПМИД   10846304 .
  73. ^ О'Коннор Т.Г., Марвин Р.С., Раттер М., Олрик Дж.Т., Бритнер П.А. (2003). «Привязанность ребенка к родителю после ранней институциональной депривации». Дев. Психопат . 15 (1): 19–38. дои : 10.1017/S0954579403000026 . ПМИД   12848433 . S2CID   33936291 .
  74. ^ О'Коннор Т.Г., Бреденкамп Д., Раттер М. и исследовательская группа английских и румынских усыновителей (ERA) (1999). «Нарушения и расстройства привязанности у детей, подвергшихся ранней тяжелой депривации». Журнал психического здоровья младенцев . 20 :10–29. doi : 10.1002/(SICI)1097-0355(199921)20:1<10::AID-IMHJ2>3.0.CO;2-S . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  75. ^ Ходжес Дж., Тизард Б. (1989). «Социальные и семейные отношения бывших подростков». J Детская психологическая психиатрия . 30 (1): 77–97. дои : 10.1111/j.1469-7610.1989.tb00770.x . ПМИД   2925822 .
  76. ^ Рой П., Раттер М., Пиклз А. (2004). «Институциональная помощь: связи между чрезмерной активностью и отсутствием избирательности в социальных отношениях». Журнал детской психологии и психиатрии . 45 (4): 866–73. дои : 10.1111/j.1469-7610.2004.00278.x . ПМИД   15056316 .
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиншоу-Фюзелье, Сара; Борис, Нил В.; Зина, Чарльз Х. (1999). «Реактивное расстройство привязанности у близнецов, подвергшихся жестокому обращению». Журнал психического здоровья младенцев . 20 (1): 42–59. doi : 10.1002/(SICI)1097-0355(199921)20:1<42::AID-IMHJ4>3.0.CO;2-B .
  78. ^ Холл С.Е., Герер Г. (2003). «Поведенческие и личностные особенности детей с реактивным расстройством привязанности». Дж Психол . 137 (2): 145–62. дои : 10.1080/00223980309600605 . ПМИД   12735525 . S2CID   32015193 .
  79. ^ Сковгаард А.М., Хоуманн Т., Кристиансен Э. и др. (2007). «Распространенность проблем психического здоровья у детей в возрасте полутора лет – Копенгагенская детская когорта, 2000 г.». J Детская психологическая психиатрия . 48 (1): 62–70. дои : 10.1111/j.1469-7610.2006.01659.x . ПМИД   17244271 .
  80. ^ Прайор и Глейзер (2006), стр. 218–19.
  81. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чисхолм, К; Картер, М; Эймс, Э; Морисон, С. (1995). «Надежность привязанности и неразборчивое дружелюбное поведение у детей, усыновленных из румынских детских домов» . Развитие и психопатология . 7 (2): 283–94. дои : 10.1017/S0954579400006507 . S2CID   145524717 .
  82. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смайк А.Т., Думитреску А., Зина Ч.Х. (2002). «Нарушения привязанности у маленьких детей. I: Континуум ухода за пострадавшим». J Am Acad Детская подростковая психиатрия . 41 (8): 972–82. дои : 10.1097/00004583-200208000-00016 . ПМИД   12162633 . S2CID   7359043 .
  83. ^ Зина Ч., Смайк А.Т., Кога С.Ф., Карлсон Э. (2005). «Привязанность институционализированных и общинных детей в Румынии». Детский Дев . 76 (5): 1015–28. CiteSeerX   10.1.1.417.6482 . дои : 10.1111/j.1467-8624.2005.00894.x . ПМИД   16149999 .
  84. ^ Чисхолм К. (1998). «Трехлетнее наблюдение привязанности и неразборчивого дружелюбия у детей, усыновленных из румынских детских домов». Детский Дев . 69 (4): 1092–106. дои : 10.2307/1132364 . JSTOR   1132364 . ПМИД   9768488 .
  85. ^ Борис Н.В., Хиншоу-Фюзельер СС, Смайк А.Т., Ширинга М.С., Хеллер СС, Зина СН (2004). «Сравнение критериев расстройств привязанности: установление надежности и достоверности в выборках высокого риска». J Am Acad Детская подростковая психиатрия . 43 (5): 568–77. дои : 10.1097/00004583-200405000-00010 . ПМИД   15100563 .
  86. ^ Прайор и Глейзер (2006), с. 215.
  87. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б DSM-IV Американской психиатрической ассоциации 1994 г., как обсуждалось в Chaffin et al. (2006), с. 81.
  88. ^ Бонанно Дж.А. (2004). «Потери, травмы и человеческая устойчивость: недооценили ли мы способность человека выживать после чрезвычайно неприятных событий?» (PDF) . Американский психолог . 59 (1): 20–28. дои : 10.1037/0003-066X.59.1.20 . ПМИД   14736317 . S2CID   6296189 . Проверено 26 января 2008 г.
  89. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Зина СН (1996). «За пределами неуверенности: новая концепция расстройств привязанности в младенчестве». J Проконсультируйтесь в Clin Psychol . 64 (1): 42–52. дои : 10.1037/0022-006X.64.1.42 . ПМИД   8907083 .
  90. ^ Боулби [1969] (издание 1997 г.), стр. 224–27.
  91. ^ Боулби [1969] (издание 1997 г.), стр. 313–17.
  92. ^ Бретертон I, Манхолланд, К.А. (1999). «Внутренние рабочие модели в отношениях привязанности: новый взгляд на конструкцию». В Кэссиди Дж. и Шейвере PR (ред.) Справочник по прикреплению: теория, исследования и клиническое применение . стр. 89–111. Гилфорд Пресс ISBN   1-57230-087-6 .
  93. ^ Боулби [1969] (издание 1997 г.), с. 354.
  94. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ван Эйзендорн М., Бейкерманс-Краненбург М. (сентябрь 2003 г.). «Расстройства привязанности и дезорганизованная привязанность: похожие и разные». Привязанность и человеческое развитие . 5 (3): 313–20 (8). дои : 10.1080/14616730310001593938 . ПМИД   12944229 . S2CID   10644822 .
  95. ^ Томпсон Р.А. (2000). «Наследие ранних привязанностей». Детский Дев . 71 (1): 145–52. дои : 10.1111/1467-8624.00128 . ПМИД   10836568 .
  96. ^ О'Коннор Т.Г. (2002), «Расстройства привязанности в младенчестве и детстве». В Раттер М., Тейлор Э. (ред.) Детская и подростковая психиатрия: современные подходы (4-е изд.) Научные публикации Blackwell. стр. 776–792. ISBN   0-632-01229-3
  97. ^ Чаффин и др. (2006), с. 77. Отчет целевой группы APSAC
  98. ^ Чаффин и др. (2006), с. 82–83. Отчет целевой группы APSAC
  99. ^ Борис Н.В., Зеана СН, Ларье Дж.А., Ширинга М.С., Хеллер СС (1 февраля 1998 г.). «Расстройства привязанности в младенчестве и раннем детстве: предварительное исследование диагностических критериев» . Am J Психиатрия . 155 (2): 295–97. дои : 10.1176/ajp.155.2.295 . ПМИД   9464217 . S2CID   23232613 . Проверено 31 января 2008 г.
  100. ^ Борис Н.В., Зеана CH (1999). «Нарушение и расстройства привязанности в младенчестве: обзор». Журнал психического здоровья младенцев . 20 : 1–9. doi : 10.1002/(SICI)1097-0355(199921)20:1<1::AID-IMHJ1>3.0.CO;2-V .
  101. ^ Зеана CH (2000). «Нарушения и нарушения привязанности в раннем детстве». В Zeanah CH (Ed.) Справочник по психическому здоровью младенцев (2-е изд.), стр. 358–62. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN   1-59385-171-5
  102. ^ Шехтер Д.С., Вильхайм Э. (2009). Нарушения привязанности и родительская психопатология в раннем детстве. Проблема психического здоровья младенцев и детей раннего возраста. Клиники детской и подростковой психиатрии Северной Америки, 18(3), 665–687.
  103. ^ Гринберг М.Т. (1999). Привязанность и психопатология в детстве . В Кэссиди Дж. и Шейвере PR (ред.) Справочник по прикреплению: теория, исследования и клиническое применение . стр. 469–96. Гилфорд Пресс ISBN   1-57230-087-6
  104. ^ Main M, Hesse E (1990) «Неразрешенные травматические переживания родителей связаны со статусом небезопасно-дезорганизованной/дезориентированной привязанности младенцев: является ли испуг или пугающее поведение связующим механизмом?» Гринберг М., Чикетти Д. и Каммингс Э. (ред.) Привязанность в дошкольном возрасте: теория, исследования и вмешательство , стр. 161–182. Чикаго: University of Chicago Press. ISBN   0-226-30630-5 .
  105. ^ Предлагаемый проект DSM-V. Реактивное расстройство привязанности . Американская психиатрическая ассоциация. Чарльз Х. Зина.

Ссылки [ править ]

  • Американская психиатрическая ассоциация (1994). DSM-IV-TR: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 4-е издание. Текстовая редакция . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация. ISBN   0-89042-025-4 .
  • Боулби Дж. [1969] (1997). Привязанность и потеря: привязанность, том. 1 (Прикрепление и потеря) . Пимлико; Новый Эд. ISBN   0-7126-7471-3 .
  • Боулби Дж (1973). Привязанность и потеря: разлука – тревога и гнев, т. 2 (Международная библиотека психоанализа). Лондон: Хогарт Пресс. ISBN   0-7012-0301-3 .
  • Боулби Дж (1980). Привязанность и потеря: потеря – печаль и депрессия, т. 3 (Международная библиотека психоанализа). Лондон: Хогарт Пресс. ISBN   0-7012-0350-1 .
  • Чаффин М., Хэнсон Р., Сондерс Б.Е. и др. (2006). «Отчет целевой группы APSAC по терапии привязанности, реактивному расстройству привязанности и проблемам привязанности». Жестокое обращение с детьми . 11 (1): 76–89. дои : 10.1177/1077559505283699 . ПМИД   16382093 . S2CID   11443880 .
  • Мерсер Дж. (2006). Понимание привязанности: воспитание детей, уход за детьми и эмоциональное развитие . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN   0-275-98217-3 .
  • Прайор В., Глейзер Д. (2006). Понимание привязанности и расстройств привязанности: теория, доказательства и практика . Серия «Психическое здоровье детей и подростков», RCPRTU, издательство Jessica Kingsley Publishers. ISBN   978-1-84310-245-8 (пбк).

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 601c1d90a9fde5d048add394eed707af__1710724140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/af/601c1d90a9fde5d048add394eed707af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Reactive attachment disorder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)