Многолинейная эволюция
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
Многолинейная эволюция 20-го века — это социальная теория об эволюции обществ и культур . Он состоит из множества конкурирующих теорий различных социологов и антропологов. Эта теория заменила более старый набор теорий однолинейной эволюции XIX века , в которых эволюционисты были глубоко заинтересованы в обобщениях. [1]
Когда критика классического социального эволюционизма получила широкое признание, современные антропологические и социологические подходы изменились, чтобы отразить свою реакцию на критику своего предшественника. Современные теории стараются избегать необоснованных этноцентрических спекуляций, сравнений или оценочных суждений; более или менее рассматривая отдельные общества как существующие в своем собственном историческом контексте. Эти условия послужили контекстом для новых теорий, таких как культурный релятивизм и многолинейная эволюция, которые критикуют обобщение культуры и гипотетические стадии эволюции. [2]
История
[ редактировать ]Примерно в 1940 году ряд американских антропологов начали отвергать идеи однолинейного эволюционизма и универсального эволюционизма и начали двигаться к идее многолинейного эволюционизма. [2] Эта теория фокусировалась на процессе, по которому культура движется вперед по множеству путей, состоящих из разных стилей и длин. [2]
Подходы
[ редактировать ]К середине двадцатого века антропологи начали критиковать обобщение культуры и гипотетические этапы культурной эволюции и вместо этого начали новую тенденцию рассматривать все культуры как уникальные в зависимости от времени и места. [2]
Лесли Уайт отверг оппозицию между «примитивными» и «современными» обществами, но утверждал, что общества можно различать по количеству используемой энергии, и что увеличение энергии позволяет усилить социальную дифференциацию. [3] Уайт мыслил широкими, универсальными схемами, в то время как антропологи, такие как Джулиан Стюард, предпочитали использовать более ограниченную, многолинейную стратегию. Стюард отверг идею прогресса XIX века и вместо этого обратил внимание на дарвиновское понятие «адаптации», утверждая, что все общества должны каким-то образом адаптироваться к окружающей среде, но этот процесс может различаться в зависимости от культуры. [4] Таким образом, Джулиан Стюард связал многолинейную эволюцию с идеей культурной экологии. [4]
Антропологи Маршалл Салинс и Элман Сервис написали книгу « Эволюция и культура» , в которой попытались синтезировать подходы Уайта и Стюарда. Сахлинс и Сервис утверждают, что общества развиваются посредством процесса специализированной адаптации к своей среде обитания и соседним обществам, и что различия в окружающей среде и исторических контактах приводят к культурному разнообразию. [5]
Раньше культурную эволюцию рассматривали как биологическую эволюцию, но многие антропологи поспешили отвергнуть это сравнение. Стюард писал, что в отличие от биологической эволюции, в культурной эволюции предполагается, что культурные модели в разных частях мира генетически не связаны, и тем не менее, в однолинейной эволюции они проходят через параллельные последовательности. [1] Сахлинс и Сервис также отвергли это сравнение, заявив, что культурные вариации могут передаваться между разными линиями путем диффузии, тогда как биологическая эволюция не может. [6]
Многолинейная эволюционная теория рассматривает процесс культурного развития как адаптацию к природным ресурсам посредством технологических прорывов, а также преодоление внешнего культурного влияния. [3] [2] Посредством этого процесса адаптации культуры формируют новые черты, называемые «изобретениями», а новые предметы становятся доступными из внешних культур посредством «распространения». [3] Хотя теории каждого антрополога относительно многолинейной эволюции немного различались, большинство согласились с тем, что никакие конкретные эволюционные изменения не происходят во всех культурах в целом, но что все человеческие общества в целом развиваются или прогрессируют. [2]
Другие антропологи, такие как Питер Вайда и Рой Раппапорт , продолжали развивать или реагировать на работу, проделанную Уайтом и Стюардом, например, разработку теорий культурной экологии и экологической антропологии. К концу 1950-х годов такие ученики Стюарда, как Эрик Вольф и Сидни Минц, отвернулись от культурной экологии к марксизму , теории мировых систем , теории зависимости и Марвина Харриса культурному материализму .
Двадцать первый век
[ редактировать ]Сегодня большинство антропологов продолжают отвергать идеи прогресса XIX века и три первоначальных предположения об однолинейной эволюции. Вслед за Стюардом они серьезно относятся к взаимоотношениям между культурой и ее средой, пытаясь объяснить различные аспекты культуры. Но большинство современных культурных антропологов придерживаются общего системного подхода, рассматривая культуры как возникающие системы, и утверждают, что необходимо учитывать всю социальную среду, которая включает политические и экономические отношения между культурами. Есть и другие, которые продолжают отвергать эволюционное мышление в целом и вместо этого смотрят на исторические случайности, контакты с другими культурами и действие систем культурных символов. [ нужна ссылка ] В результате упрощенное понятие «культурной эволюции» стало менее полезным и уступило место целому ряду более тонких подходов к взаимосвязи культуры и окружающей среды. В области исследований развития такие авторы, как Амартья Сен, разработали понимание «развития» и «процветания человечества», которое также ставит под сомнение более упрощенные представления о прогрессе, сохраняя при этом большую часть своего первоначального вдохновения. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюард, Джулиан (1955). Теория культурных изменений . Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-00295-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Паулс, Элизабет. «Культурная эволюция» . Британника .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уайт, Лесли (1959). Эволюция культуры . Книжная компания МакГроу-Хилл.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барнард, Алан (2000). История и теория в антропологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-511-03464-4 .
- ^ Мартель, Мартин (1961). «Рецензируемая работа: эволюция и культура Томаса Г. Хардинга, Дэвида Каплана, Маршалла Д. Салинса и Элмана Р. Сервиса». Американский журнал социологии . 66 .
- ^ Салинс, Сервис (1960). Эволюция и культура . Нью-Йорк: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08775-4 .