Jump to content

Многолинейная эволюция

Многолинейная эволюция 20-го века — это социальная теория об эволюции обществ и культур . Он состоит из множества конкурирующих теорий различных социологов и антропологов. Эта теория заменила более старый набор теорий однолинейной эволюции XIX века , в которых эволюционисты были глубоко заинтересованы в обобщениях. [1]

Когда критика классического социального эволюционизма получила широкое признание, современные антропологические и социологические подходы изменились, чтобы отразить свою реакцию на критику своего предшественника. Современные теории стараются избегать необоснованных этноцентрических спекуляций, сравнений или оценочных суждений; более или менее рассматривая отдельные общества как существующие в своем собственном историческом контексте. Эти условия послужили контекстом для новых теорий, таких как культурный релятивизм и многолинейная эволюция, которые критикуют обобщение культуры и гипотетические стадии эволюции. [2]

Примерно в 1940 году ряд американских антропологов начали отвергать идеи однолинейного эволюционизма и универсального эволюционизма и начали двигаться к идее многолинейного эволюционизма. [2] Эта теория фокусировалась на процессе, по которому культура движется вперед по множеству путей, состоящих из разных стилей и длин. [2]

К середине двадцатого века антропологи начали критиковать обобщение культуры и гипотетические этапы культурной эволюции и вместо этого начали новую тенденцию рассматривать все культуры как уникальные в зависимости от времени и места. [2]

Лесли Уайт отверг оппозицию между «примитивными» и «современными» обществами, но утверждал, что общества можно различать по количеству используемой энергии, и что увеличение энергии позволяет усилить социальную дифференциацию. [3] Уайт мыслил широкими, универсальными схемами, в то время как антропологи, такие как Джулиан Стюард, предпочитали использовать более ограниченную, многолинейную стратегию. Стюард отверг идею прогресса XIX века и вместо этого обратил внимание на дарвиновское понятие «адаптации», утверждая, что все общества должны каким-то образом адаптироваться к окружающей среде, но этот процесс может различаться в зависимости от культуры. [4] Таким образом, Джулиан Стюард связал многолинейную эволюцию с идеей культурной экологии. [4]

Антропологи Маршалл Салинс и Элман Сервис написали книгу « Эволюция и культура» , в которой попытались синтезировать подходы Уайта и Стюарда. Сахлинс и Сервис утверждают, что общества развиваются посредством процесса специализированной адаптации к своей среде обитания и соседним обществам, и что различия в окружающей среде и исторических контактах приводят к культурному разнообразию. [5]

Раньше культурную эволюцию рассматривали как биологическую эволюцию, но многие антропологи поспешили отвергнуть это сравнение. Стюард писал, что в отличие от биологической эволюции, в культурной эволюции предполагается, что культурные модели в разных частях мира генетически не связаны, и тем не менее, в однолинейной эволюции они проходят через параллельные последовательности. [1] Сахлинс и Сервис также отвергли это сравнение, заявив, что культурные вариации могут передаваться между разными линиями путем диффузии, тогда как биологическая эволюция не может. [6]

Многолинейная эволюционная теория рассматривает процесс культурного развития как адаптацию к природным ресурсам посредством технологических прорывов, а также преодоление внешнего культурного влияния. [3] [2] Посредством этого процесса адаптации культуры формируют новые черты, называемые «изобретениями», а новые предметы становятся доступными из внешних культур посредством «распространения». [3] Хотя теории каждого антрополога относительно многолинейной эволюции немного различались, большинство согласились с тем, что никакие конкретные эволюционные изменения не происходят во всех культурах в целом, но что все человеческие общества в целом развиваются или прогрессируют. [2]

Другие антропологи, такие как Питер Вайда и Рой Раппапорт , продолжали развивать или реагировать на работу, проделанную Уайтом и Стюардом, например, разработку теорий культурной экологии и экологической антропологии. К концу 1950-х годов такие ученики Стюарда, как Эрик Вольф и Сидни Минц, отвернулись от культурной экологии к марксизму , теории мировых систем , теории зависимости и Марвина Харриса культурному материализму .

Двадцать первый век

[ редактировать ]

Сегодня большинство антропологов продолжают отвергать идеи прогресса XIX века и три первоначальных предположения об однолинейной эволюции. Вслед за Стюардом они серьезно относятся к взаимоотношениям между культурой и ее средой, пытаясь объяснить различные аспекты культуры. Но большинство современных культурных антропологов придерживаются общего системного подхода, рассматривая культуры как возникающие системы, и утверждают, что необходимо учитывать всю социальную среду, которая включает политические и экономические отношения между культурами. Есть и другие, которые продолжают отвергать эволюционное мышление в целом и вместо этого смотрят на исторические случайности, контакты с другими культурами и действие систем культурных символов. [ нужна ссылка ] В результате упрощенное понятие «культурной эволюции» стало менее полезным и уступило место целому ряду более тонких подходов к взаимосвязи культуры и окружающей среды. В области исследований развития такие авторы, как Амартья Сен, разработали понимание «развития» и «процветания человечества», которое также ставит под сомнение более упрощенные представления о прогрессе, сохраняя при этом большую часть своего первоначального вдохновения. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюард, Джулиан (1955). Теория культурных изменений . Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. ISBN  0-252-00295-4 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Паулс, Элизабет. «Культурная эволюция» . Британника .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уайт, Лесли (1959). Эволюция культуры . Книжная компания МакГроу-Хилл.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барнард, Алан (2000). История и теория в антропологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-511-03464-4 .
  5. ^ Мартель, Мартин (1961). «Рецензируемая работа: эволюция и культура Томаса Г. Хардинга, Дэвида Каплана, Маршалла Д. Салинса и Элмана Р. Сервиса». Американский журнал социологии . 66 .
  6. ^ Салинс, Сервис (1960). Эволюция и культура . Нью-Йорк: Издательство Мичиганского университета. ISBN  0-472-08775-4 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f71b3660bbd18905bbdf01c1639cbfb5__1656285660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/b5/f71b3660bbd18905bbdf01c1639cbfb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Multilineal evolution - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)