Jump to content

Социальный детерминизм

Социальный детерминизм — это теория, согласно которой только социальные взаимодействия определяют индивидуальное поведение (в отличие от биологических или объективных факторов). [ нужна ссылка ]

Социальный детерминист будет рассматривать социальную динамику, такую ​​как обычаи, культурные ожидания, образование и межличностные взаимодействия, только как факторы, способствующие формированию человеческого поведения. Несоциальные влияния, такие как биология, будут игнорироваться в их вкладе в поведение. Таким образом, в соответствии с дебатами о природе и воспитании , социальный детерминизм аналогичен «воспитательной» стороне аргумента.

Социальный детерминизм изучал французский философ Эмиль Дюркгейм (1858–1917), которого считали отцом социальной науки. Социальный детерминизм чаще всего понимается в противоположность биологическому детерминизму .

Однако в рамках дисциплины медиаисследований социальный детерминизм понимается как аналог технологического детерминизма. Технологический детерминизм — это представление о том, что технологические изменения и развитие неизбежны и что характеристики любой конкретной технологии определяют, как она используется обществом, в котором она разработана. Концепция технологического детерминизма основана на предпосылке, что социальные изменения происходят в результате новых возможностей, которые открывают новые технологии.

Технологический детерминизм

[ редактировать ]

Социальный детерминизм воспринимает технологию как результат общества, в котором она развивается. Ряд современных теоретиков СМИ представили убедительные объяснения социального детерминизма, в том числе Лелия Грин (2001). [1]

В своей книге «Технокультура » Грин подробно исследует действие социальной детерминистской точки зрения и утверждает, что «социальные процессы определяют технологии для социальных целей». [1] Она утверждает, что каждое технологическое развитие на протяжении всей истории было порождено социальной потребностью, будь то экономическая, политическая или военная. [1]

По мнению Грина (2001), технология всегда разрабатывается с определенной целью или задачей. Поскольку развитию технологий обязательно способствует финансовое финансирование, социальный детерминистский подход признает, что технология всегда разрабатывается для того, чтобы принести пользу тем, кто способен финансировать ее развитие.

Таким образом, социальные детерминисты понимают, что технологическое развитие не только определяется обществом, в котором оно происходит, но и неизбежно формируется структурами власти, существующими в этом обществе. [1]

Социальный детерминизм является ответвлением всеобъемлющей концепции детерминизма , которая представляет собой представление о том, что ранее существовавшие причины определяют все события, обстоятельства или поведение. [2]

Детерминизм предполагает, что любое поведение имеет либо внешнюю, либо внутреннюю причину. [2]

Теории и концепции

[ редактировать ]

Ниже перечислены некоторые теории и концепции, относящиеся к перспективе социального детерминизма. Поскольку психология — это постоянно развивающаяся область, это не окончательный список, но он включает важные исследования и идеи.

Бихевиоризм

[ редактировать ]

Социальный детерминизм согласуется с концепцией бихевиоризма , которая изучает наблюдаемое человеческое поведение. Бихевиористы считают, что поведение человека можно объяснить реакцией на окружающую среду. Классическое обусловливание и оперантное обусловливание представляют собой пример социально детерминированных факторов поведения. Эти процессы обусловливания дают основания полагать, что поведение приобретается и связано с последствиями окружающей среды. [3] Утверждается, что обусловленность является детерминированной , поскольку в реакции на обучение отсутствует свобода воли. [4]

Социальный детерминизм согласуется с теорией бихевиоризма и обусловленности из-за социальных влияний и факторов окружающей среды, которые определяют поведение человека.

Послушание

[ редактировать ]

Концепция подчинения и следования приказам относится к социальному детерминизму, поскольку следует идее о том, что люди следуют приказам, основанным на экологических и социальных переменных.

Это относится к концепции социального влияния, определяющего поведение, как продемонстрировал эксперимент Милгрэма, проведенный в 1963 году. В этом исследовании изучались стимулы окружающей среды и социальное давление на реакцию участников, а именно, смогут ли они причинить вред другому человеку.

Результаты этого исследования показали, что участники с большей или меньшей вероятностью выполняли приказы, основанные на предполагаемом авторитете и престиже экспериментатора. [5]

Исследование Милгрэма было повторено в 21 веке, и были получены аналогичные результаты, что позволяет предположить, что выводы выдерживают испытание временем. [6] Эти исследования деструктивного послушания являются ярким примером того, как люди предопределены своим социальным окружением, заставляя их вести себя определенным образом, которого они могут не вести в других обстоятельствах.

Социокультурная теория когнитивного развития

[ редактировать ]

Социокультурная теория подчеркивает, как социальные контексты и взаимодействия могут определять поведение детей. Лев Выготский разработал эту теорию перед своей смертью в 1934 году; его рукописи и эссе были переведены и опубликованы посмертно, что позволило развить теорию. [7]

Выготский исследует, как вклад общества, культуры и взаимодействия человека способствует развитию , демонстрируя социально детерминированные аспекты развития умственных способностей. [7] Его эссе собраны в книге «Разум в обществе», в которой основное внимание уделяется влиянию культурного и родительского взаимодействия на развитие ребенка .

Примеры применения теории на практике можно увидеть в разных культурах, рассматривая жизненный цикл человеческого развития, причем изменения в развитии зависят от их контекста. [8] Дети войны, бедности и голода, скорее всего, будут иметь более низкие когнитивные способности и психические заболевания, такие как посттравматическое стрессовое расстройство и тревога. Это может быть связано с травмой, полученной в их окружении, и страданиями, вызванными воздействием стрессовых социальных контекстов. Это подтверждает концепцию о том, что их психическое здоровье, поведенческие реакции и способности определяются социальным взаимодействием и окружающей средой. [9] [10]

Теория социального обучения

[ редактировать ]

Теория социального обучения предлагает модель, которая учитывает диапазон учебного опыта, возникающего в процессе развития и взаимодействия ребенка. Эту теорию предложил Альберт Бандура в 1977 году. [11] Теория носит поведенческий и когнитивный характер и предполагает, что обучение — это когнитивный процесс, который происходит на основе социального контекста, при этом ключевую роль играют подкрепление и моделирование. [11]

Бандура предоставил доказательства, позволяющие предположить, что развитие и поведение ребенка определяются социальными взаимодействиями, которые они имеют в своей жизни. Бандура проиллюстрировал эту концепцию посредством обучения с помощью наблюдения , продемонстрированного в его эксперименте с куклой Бобо в 1961 году . [12] В этом эксперименте рассматривалось подражание, а именно: копировали ли дети поведение взрослого. В данном контексте это было агрессивное физическое и вербальное поведение. Посредством эксперимента и дальнейших исследований Бандура обрисовал вклад моделирования и социального поведения в определение поведения детей, предоставив доказательства концепции социального детерминизма. [12]

Межкультурные исследования

[ редактировать ]

Межкультурные исследования показывают, как культурные различия могут существенно повлиять на присущие человеку убеждения и поведение. Учитывая результаты кросс-культурных психологических исследований, социальный контекст оказывает существенное влияние на поведение и реакции человека. Это особенно заметно при рассмотрении социализации и отношения к психическому здоровью и кризисам.

В этом разделе рассматривается ограниченное количество человеческих поведенческих реакций и взаимодействий, а также то, как контекст играет ключевую роль в индивидуальности реакции.

Помогающее поведение

[ редактировать ]

Исследование Левина и др., проведенное в 2001 году, проводилось в 23 крупных городах мира. В исследовании изучалась вероятность того, что люди из разных культур окажут помощь в нечрезвычайных ситуациях. [13] Результаты показали, что альтруистическое поведение варьируется в зависимости от общества, частью которого является человек. Это изменение было связано с такими факторами, как нормальность дружелюбного социального поведения ( симпатия ), экономическая производительность , социализация и культурные традиции. [13]

Исследование Левина поддерживает концепцию социального детерминизма, поскольку предполагает, что помогающее поведение в первую очередь зависит от социализации и культурных детерминант.

Благополучие

[ редактировать ]

В разных культурах мнения населения об «идеальном» уровне субъективного благополучия различаются . [14] Фактические данные показали, что при оценке счастья и благополучия важно учитывать индивидуальные точки зрения. Попытки определить универсальный показатель субъективного благополучия оказались безуспешными из-за значительных различий в культурных контекстах. [14]

Социальные взаимодействия и контекст во многом влияют на индивидуальное желание выражать определенные эмоции; например, исследования показали, что жители Восточной Азии, как правило, имеют более низкий уровень благосостояния, а эмоции, которые считаются «положительными» и желаемыми, различаются. [15] Например, американцы европейского происхождения любят испытывать сильные эмоции, такие как волнение, в то время как жители Гонконга предпочитают более спокойные состояния. [16] Точно так же природа общества, индивидуалистического или коллективистского, может играть роль в идеалах благополучия. [17] Исследования показали, что люди в коллективистских обществах имеют более низкую удовлетворенность жизнью из-за строгих культурных норм и усиленного социального давления. [17] [18]

Благополучие является хорошим примером социальной детерминации. Это демонстрирует, что взгляды человека на то, что представляет собой удовлетворение и благополучие, зависят от социализации и культурного контекста. [15]

Разрешение конфликтов

[ редактировать ]

Культурные и социальные практики играют решающую роль в том, как люди решают конфликты. Похоже, что социальные аспекты, такие как коллективизм, могут объяснить различия в подходах к разрешению конфликтов. [19] Квазиэкспериментальное исследование показало, что мексиканцы при разрешении конфликтов используют методы ведения переговоров гораздо чаще , чем их американские коллеги. Этот вывод обусловлен коллективистской природой общества и социальными сигналами. [20]

Идеология

[ редактировать ]

Создание идеологии внутри общества индивида может привести к тому, что действия и реакции индивида на стимулы станут предопределенными и будут соответствовать социальным правилам навязанным ему .

Идеологии могут быть созданы с использованием социальных институтов, таких как школьное образование, которые «стали площадкой, на которой соперничающие силы выражают свои социальные и политические интересы». [21] или средства массовой информации, которые обладают «значительной властью в формировании социальной повестки дня и формировании общественного мнения для поддержки этой повестки дня». [22]

Социальный детерминизм может благоприятствовать повестке дня политической партии, устанавливая социальные правила, позволяющие человеку считать повестку дня партии морально правильной, примером могут служить беспорядки на саммите G20 в Торонто в 2010 году . На взгляд человека на эту тему повлияли средства массовой информации, и его реакция предопределена этой социальной формой контроля. «Нас учили думать, что цензура — это основной механизм того, как средства массовой информации используют информацию как форму социального контроля, но на самом деле то, что говорится и как это выборочно представляется , является гораздо более мощной формой информационного контроля. " [22]

Аргументы против социального детерминизма

[ редактировать ]

Биология

[ редактировать ]

Аргументы против социального детерминизма в основном подпадают под биологический детерминизм , который тесно связан с «природной» стороной дебатов о природе и воспитании .

Гипотеза социальной предварительной проводки

[ редактировать ]

Научные исследования показали, что социальное поведение частично передается по наследству и может влиять на младенцев и даже на плод. «Запрограммировано быть социальным» означает, что младенцев не учат тому, что они социальные существа, но они рождаются с унаследованными социальными навыками.

Социальная предварительная установка относится к онтогенезу социального взаимодействия , которое неофициально называется «настроенным на социальность». Эта концепция касается изучения социального поведения и социальных взаимодействий плода в среде нескольких плодов. В частности, теория ставит под сомнение наличие склонности к социально ориентированным действиям еще до рождения. Исследования в этой теории приходят к выводу, что новорожденные рождаются с уникальной генетической способностью быть социальным. [23]

Косвенные доказательства, подтверждающие гипотезу социальной предварительной связи, могут быть обнаружены при изучении поведения новорожденных. Было обнаружено, что новорожденные, даже спустя несколько часов после рождения, демонстрируют готовность к социальному взаимодействию . Эта готовность выражается, например, в имитации мимики. [24] Такое наблюдаемое поведение нельзя отнести ни к какой нынешней форме социализации . Скорее всего, новорожденные наследуют в некоторой степени социальное поведение и идентичность через генетику . [23]

Основные доказательства этой теории обнаружены при исследовании беременностей двойней. Главный аргумент заключается в том, что если существует социальное поведение , которое унаследовано и развито до рождения, то следует ожидать, что плоды-близнецы будут участвовать в той или иной форме социального взаимодействия еще до рождения. Таким образом, десять плодов были проанализированы за определенный период времени с использованием ультразвуковых методов. Используя кинематический анализ, результаты эксперимента показали, что плоды-близнецы будут взаимодействовать друг с другом в течение более длительных периодов времени и чаще по мере продолжения беременности. Исследователи смогли прийти к выводу, что выполнение движений между близнецами было не случайным, а целенаправленным. [23]

Гипотеза социальной предварительной связи оказалась верной: «Главным достижением этого исследования является демонстрация того, что « социальные действия » выполняются уже во втором триместре беременности . Начиная с 14-й недели беременности плоды-близнецы планируют и выполняют движения, специально предназначенные для этого. Эти данные заставляют нас предшествовать возникновению социального поведения : когда контекст позволяет это, как в случае с плодами-близнецами, действия, направленные на других, не только возможны, но и преобладают над действиями, направленными на себя». [23] Это предполагает, что существуют врожденные биологические факторы, ответственные за такие факторы, как социальное поведение, что оспаривает аргумент социального детерминизма.

Черепно-мозговые травмы

[ редактировать ]

Результаты исследований черепно-мозговых травм позволяют предположить, что некоторые аспекты поведения могут измениться после черепно-мозговой травмы. Значительное повреждение головного мозга связано с ухудшением принятия решений, снижением способности к регуляции и изменениями личности. [25]

Случай с Финеасом Гейджем в 1848 году является первым зарегистрированным исследованием локализации функций мозга , предоставляющим доказательства того, что личность и поведение определяются структурой мозга. После того, как ему в голову проткнули большой стержень, разрушив большую часть его левой лобной доли, его личность изменилась и стала значительно более враждебной и агрессивной. [26] В рассказах его врача, семьи и друзей утверждалось, что после аварии его личность и поведение изменились настолько радикально, что он «больше не был Гейджем». [27]

Исследователи утверждают, что это дает доказательства естественной стороны дебатов о поведении, поскольку данные показали, что именно физическая травма вызвала сдвиг в социальных взаимодействиях и взглядах Гейджа. [28] Это подтверждается исследованиями опухолей головного мозга и современными исследованиями травм головного мозга. Расположение опухоли может оказывать существенное влияние на личность и когнитивные способности, что позволяет предположить, что поведение и социализация обусловлены не только социальными аспектами. [29]

Нейробиологические данные о локализации и функционировании мозга позволяют предположить, что нарушение целостности мозга приводит к далеко идущим последствиям, сопровождающимся изменениями личности, эмоций и поведения. [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Грин, Леля (2001). Технокультура . Воронье гнездо: Аллен и Анвин. стр. 1–20.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хофер, Карл (2003). «Причинный детерминизм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  3. ^ Милтенбергер, Раймонд Г.; Кросланд, Кимберли А. (2014), «Воспитание детей» , Справочник Уайли Блэквелла по оперантному и классическому обусловливанию , John Wiley & Sons, Ltd, стр. 509–531, номер документа : 10.1002/9781118468135.ch20 , ISBN  978-1-118-46813-5 , получено 6 февраля 2022 г.
  4. ^ Слайф, Брент Д.; Янчар, Стивен С.; Уильямс, Брант (1999). «Концепции детерминизма в радикальном бихевиоризме: таксономия» . Поведение и философия . 27 (2): 75–96. ISSN   1053-8348 . JSTOR   27759394 .
  5. ^ Милгрэм, Стэнли (1963). «Поведенческое исследование послушания» . Журнал аномальной и социальной психологии . 67 (4): 371–378. дои : 10.1037/h0040525 . ISSN   0096-851X . ПМИД   14049516 . S2CID   18309531 .
  6. ^ Долинский, Дариуш; Гриб, Томас; Фольварчны, Михал; Гжибала, Патриция; Кшичиша, Каролина; Мартыновска, Каролина; Трояновский, Якуб (14 марта 2017 г.). «Смогли бы вы нанести удар электрическим током в 2015 году? Повиновение экспериментальной парадигме, разработанной Стэнли Милгрэмом через 50 лет после оригинальных исследований» . Социальная психология и наука о личности . 8 (8): 927–933. дои : 10.1177/1948550617693060 . ISSN   1948-5506 . S2CID   151693074 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Выготский, Л.С. (1978). Разум в обществе: развитие высших психологических процессов . Майкл Коул. Кембридж. ISBN  0-674-57628-4 . ОСЛК   3517053 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Сеть исследований в области раннего ухода за детьми Национального института здоровья детей и человеческого развития (2005). «Продолжительность и сроки развития бедности, а также когнитивное и социальное развитие детей от рождения до третьего класса» . Развитие ребенка . 76 (4): 795–810. дои : 10.1111/j.1467-8624.2005.00878.x . ISSN   0009-3920 . ПМИД   16026497 .
  9. ^ Дикерсон, Эндрю; Попли, Гурлин К. (2016). «Постоянная бедность и когнитивное развитие детей: данные когортного исследования тысячелетия Великобритании» . Журнал Королевского статистического общества, серия A (Статистика в обществе) . 179 (2): 535–558. дои : 10.1111/rssa.12128 . ISSN   0964-1998 . S2CID   119896727 .
  10. ^ Муграби-Лардж, Рехам; Чжоу, Чжэн (2020), Майкель, Шерил; Брэй, Мелисса А. (ред.), «Влияние войны и травм на обучение и познание: случай палестинских детей». , Содействие здоровью духа и тела в школах: Мероприятия для специалистов в области психического здоровья. , Вашингтон: Американская психологическая ассоциация, стр. 387–403, doi : 10.1037/0000157-026 , ISBN.  978-1-4338-3054-9 , S2CID   204352743 , получено 8 февраля 2022 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Альберт, Бандура (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN  0-13-816744-3 . OCLC   252299240 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бандура, Альберт; Росс, Доротея; Росс, Шейла А. (1961). «Передача агрессии через имитацию агрессивных моделей» . Журнал аномальной и социальной психологии . 63 (3): 575–582. дои : 10.1037/h0045925 . ISSN   0096-851X . ПМИД   13864605 . S2CID   18361226 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левин, Роберт В.; Норензаян, Ара; Филбрик, Карен (2001). «Межкультурные различия в помощи незнакомцам» . Журнал межкультурной психологии . 32 (5): 543–560. дои : 10.1177/0022022101032005002 . ISSN   0022-0221 . S2CID   13157402 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дас, Кирти В.; Джонс-Харрелл, Карла; Фань, Иньлин; Рамасвами, Ану; Орлав, Бен; Ботчвей, Ниша (19 ноября 2020 г.). «Понимание субъективного благополучия: взгляды психологии и общественного здравоохранения» . Обзоры общественного здравоохранения . 41 (1): 25. дои : 10.1186/s40985-020-00142-5 . ISSN   2107-6952 . ПМЦ   7678314 . ПМИД   33292677 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тов, Уильям; Динер, Эд (2009), Динер, Эд (ред.), «Культура и субъективное благополучие» , «Культура и благополучие» , Серия исследований социальных показателей, том. 38, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 9–41, doi : 10.1007/978-90-481-2352-0_2 , ISBN.  978-90-481-2351-3 , получено 6 февраля 2022 г.
  16. ^ Гао, Шаньшань; Корриган, Патрик В.; Цинь, Санг; Невегловский, Кэтрин (04 марта 2019 г.). «Сравнение принятия решений в области психического здоровья китайцами и европейцами-американцами» . Журнал психического здоровья . 28 (2): 141–147. дои : 10.1080/09638237.2017.1417543 . ISSN   0963-8237 . ПМИД   29260922 . S2CID   1772489 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чирков Валерий; Райан, Ричард М.; Ким, Янгми; Каплан, Улас (2003). «Дифференциация автономии от индивидуализма и независимости: взгляд теории самоопределения на интериоризацию культурных ориентаций и благополучия» . Журнал личности и социальной психологии . 84 (1): 97–110. дои : 10.1037/0022-3514.84.1.97 . ISSN   1939-1315 . ПМИД   12518973 . S2CID   19325525 .
  18. ^ Оиси, Сигэхиро; Салливан, Хелен В. (2005). «Посредническая роль родительских ожиданий в культуре и благополучии» . Журнал личности . 73 (5): 1267–1294. дои : 10.1111/j.1467-6494.2005.00349.x . ISSN   1467-6494 . ПМИД   16138873 .
  19. ^ Гроссманн, Игорь; Карасава, Маюми; Идзуми, Сатоко; На, Джинкён; Варнум, Майкл Э.В.; Китаяма, Синобу; Нисбетт, Ричард Э. (2012). «Старение и мудрость: культура имеет значение» . Психологическая наука . 23 (10): 1059–1066. дои : 10.1177/0956797612446025 . hdl : 11244/25191 . ISSN   0956-7976 . ПМИД   22933459 . S2CID   4829751 .
  20. ^ Гомес, Каролина; Тейлор, Кимберли А. (2018). «Культурные различия в стратегиях разрешения конфликтов: сравнение США и Мексики» . Международный журнал межкультурного менеджмента . 18 (1): 33–51. дои : 10.1177/1470595817747638 . ISSN   1470-5958 . S2CID   149071116 .
  21. ^ Мэйберри, Марали (1991). Конфликт и социальный детерминизм: реприватизация образования . CiteSeerX   10.1.1.962.1267 . ЭРИК   ED330107 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Колагуори, Клаудио (2011). Власть и общество: критические проблемы социальных наук . Торонто: Йоркский университет.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кастиелло, Умберто; Беккио, Кристина; Зоя, Стефания; Нелини, Кристиан; Сартори, Луиза; Блейсон, Лаура; Д'Оттавио, Джузеппина; Булгерони, Мария; Галлезе, Витторио (7 октября 2010 г.). «Призван быть социальным: онтогенез человеческого взаимодействия» . ПЛОС ОДИН . 5 (10): е13199. Бибкод : 2010PLoSO...513199C . дои : 10.1371/journal.pone.0013199 . ПМЦ   2951360 . ПМИД   20949058 .
  24. ^ Куэвас, Кимберли; Паулюс, Маркус (2016). «Развитие зеркального отображения действий» . Британский журнал психологии развития . 34 (1): 1–5. дои : 10.1111/bjdp.12138 . ПМЦ   4755321 . ПМИД   26868662 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уорринер, Эрин М.; Великоня, Диана (2006). «Психические расстройства после черепно-мозговой травмы: нейроповеденческие и личностные изменения» . Текущие отчеты психиатрии . 8 (1): 73–80. дои : 10.1007/s11920-006-0083-2 . ISSN   1523-3812 . ПМИД   16513045 . S2CID   28867143 .
  26. ^ «Финес Гейдж: случай по всем причинам» , Классические случаи в нейропсихологии , Psychology Press, стр. 236–254, 2 августа 2004 г., doi : 10.4324/9780203304112-27 , ISBN  978-0-203-30411-2 , получено 6 февраля 2022 г.
  27. ^ Харлоу, Джон М. (1993). «Восстановление после прохождения железного прута через голову» . История психиатрии . 4 (14): 274–281. дои : 10.1177/0957154x9300401407 . hdl : 2027/uc1.31378008338595 . ISSN   0957-154X . S2CID   143934336 .
  28. ^ О'Дрисколл, К.; Лич, JP (19 декабря 1998 г.). « Больше не Гейдж»: железный прут в голову» . БМЖ . 317 (7174): 1673–1674. дои : 10.1136/bmj.317.7174.1673a . ISSN   0959-8138 . ПМЦ   1114479 . ПМИД   9857119 .
  29. ^ Кампанелла, Фабио; Шалис, Тим; Юс, Тамара; Фаббро, Франко; Скрап, Миран (15 июля 2014 г.). «Влияние расположения опухоли головного мозга на эмоции и личность: исследование картирования поражений и симптомов на основе вокселей на процессы ментализации» . Мозг . 137 (9): 2532–2545. дои : 10.1093/brain/awu183 . ISSN   1460-2156 . ПМИД   25027503 .

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec2f5667976bebd7ef430da5ef51c8ad__1713333360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/ad/ec2f5667976bebd7ef430da5ef51c8ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social determinism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)