Jump to content

Джамбаттиста Вико

Джамбаттиста Вико
Портрет
Рожденный
Джован Баттиста Вико

( 1668-06-23 ) 23 июня 1668 г.
Умер 23 января 1744 г. ( 1744-01-23 ) (75 лет)
Неаполь, Неаполитанское королевство
Образование Неаполитанский университет ( доктор юридических наук , 1694 г.)
Заметная работа
Эра Философия XVIII века
Область
Школа
Учреждения Неаполитанский университет
Основные интересы
Эпистемология , гуманитарные науки , юриспруденция , философия истории , философия науки , поэзия , политическая философия , риторика
Известные идеи

Джамбаттиста Вико (урожденный Джован Баттиста Вико / ˈ v k / ; Итальянский: [ˈviko] ; 23 июня 1668 — 23 января 1744) — итальянский философ , ритор , историк и юрист эпохи итальянского Просвещения . Он критиковал расширение и развитие современного рационализма , находя картезианский анализ и другие типы редукционизма непрактичными для человеческой жизни, и он был апологетом классической античности и гуманитарных наук эпохи Возрождения , а также был первым излагателем основ социальных наук и семиотики . Он признан одним из первых деятелей контрпросвещения в истории.

Латинский афоризм Verum esse ipsum factum («истина сама по себе является чем-то созданным»), придуманный Вико, является ранним примером конструктивистской эпистемологии . [8] [9] Он открыл современную область философии истории , и, хотя термин «философия истории» не встречается в его трудах, Вико говорил об «истории философии, изложенной философски». [10] Хотя он не был историком , современный интерес к Вико обычно был мотивирован историцистами, такими как Исайя Берлин , философ и историк идей , [11] Эдвард Саид , литературный критик , и Хейден Уайт , метаисторик. [12] [13]

Вико Интеллектуальным выдающимся произведением является книга Scienza Nuova , или «Новая наука» (1725 г.), в которой делается попытка систематической организации гуманитарных наук как единой науки, которая записывала и объясняла исторические циклы, посредством которых общества поднимались и падали. [14]

Биография [ править ]

«В этой маленькой комнате Джамбаттиста Вико родился 23 июня 1668 года. Здесь он прожил до семнадцати лет, а в тихой маленькой мастерской своего отца-книготорговца проводил ночи в своем кабинете. Юный канун своего возвышенного творчества. .Город Неаполь позирует». Надгробие в доме, где он родился, на Виа Сан-Бьяджо-деи-Либраи.

Джован Баттиста Вико родился в семье книготорговца в Неаполе посещал несколько школ, но плохое здоровье и неудовлетворенность схоластикой иезуитов привели , Италия. Он к тому, что он получил домашнее образование у наставников. Данные из его автобиографической работы указывают на то, что Вико, вероятно, был самоучкой, получившим образование под отцовским влиянием во время трехлетнего отсутствия в школе из-за случайного падения, когда мальчику было семь лет. [15] Формальное образование Джован Баттиста получил в Неаполитанском университете , который он окончил в 1694 году со степенью доктора гражданского и канонического права. [15]

В 1686 году, пережив приступ тифа , он устроился на работу репетитором в Ватолле, к югу от Салерно , что стало девятилетним профессиональным занятием, продлившимся до 1695 года. [15] Четыре года спустя, в 1699 году, Вико женился на Терезе Катерине Дестито, подруге детства, и занял кафедру риторики в Неаполитанском университете, которую занимал до выхода на пенсию по состоянию здоровья в 1741 году. [15] На протяжении всей своей академической карьеры Вико стремился занять более респектабельную кафедру юриспруденции , но так и не достиг ; , король Неаполя, назначил его королевским историографом с однако в 1734 году Карл III зарплатой, большей, чем он зарабатывал в качестве университетского профессора.

Риторика и гуманизм Вико [ править ]

Вико Версия риторики является продуктом его гуманистических и педагогических взглядов. В вступительной речи 1708 года De Nostri Temporis Studiorum Ratione О порядке научных дисциплин нашего времени ») Вико сказал, что тот, кто «намеревается сделать карьеру в общественной жизни, будь то в судах, сенате или за кафедрой», должен обучаться «освоить искусство тем и [] защищать обе стороны спора, будь то о Природе, Человеке или политике, в более свободном и ярком стиле выражения, чтобы он мог научиться использовать те аргументы, которые наиболее вероятны». и обладают наибольшей степенью правдоподобия »; тем не менее, в Scienza Nuova Вико назвал защиту обеих сторон в спорах ложным красноречием .

Будучи королевским профессором латинского красноречия, Вико готовил студентов к высшему образованию в области права и юриспруденции ; таким образом, его уроки были посвящены формальным аспектам канона риторики, включая постановку и подачу аргументов. И все же он решил подчеркнуть аристотелевскую связь риторики с логикой и диалектикой , тем самым поместив цели (риторику) в их центр. Возражение Вико против современной риторики заключается в том, что она оторвана от здравого смысла ( sensus communis ), определяемого как «мирской смысл», общий для всех людей.

В лекциях и на протяжении всей своей работы риторика Вико начинается с центрального аргумента ( medius terminus ), который необходимо прояснить, следуя порядку вещей, возникающих в нашем опыте. Вероятность и обстоятельство сохраняют свою пропорциональную важность, а открытие , основанное на темах ( loci ), заменяет аксиомы, полученные посредством рефлексивного абстрактного мышления. В традициях классической римской риторики Вико намеревается обучить оратора (ритора) как передатчика oratio , речи, Ratio в центре которой находится (разум). Что существенно для ораторского искусства (греч. ῥητορική, rhētorikē ), так это упорядоченная связь между здравым смыслом и целью, соизмеримой с ораторским искусством; цель, которая не навязывается воображению сверху (в манере современников и догматического христианства), а вытекает из самого здравого смысла. В традиции Сократа и Цицерона истинный оратор Вико будет акушеркой в ​​рождении «истинного» (как идеи) из «определенного», невежества в сознании ученика.

Повторное открытие «самой древней мудрости» чувств, мудрости humana stultitia («человеческой глупости»), акцент Вико на важности гражданской жизни и профессиональных обязанностях находится в гуманистической традиции. Он призывал к майевтическому ораторскому искусству, противоречащему современным привилегиям догматической формы разума, в том, что он называл «геометрическим методом» Рене Декарта и логиков аббатства Пор-Рояль-де-Шан .

на декартовский Ответ метод

Как он рассказывает в своей автобиографии, Вико вернулся в Неаполь из Ватоллы, чтобы найти «физику Декарта на пике своей известности среди признанных литераторов». Развитие как метафизики , так и естественных наук произошло в результате картезианства. Широко распространенный в «Логике Порт-Рояля» Антуана Арно и Пьера Николя , метод Декарта был основан на проверке: единственный путь к истине и, следовательно, к знанию лежал через аксиомы, полученные из наблюдения. Настойчивое утверждение Декарта о том, что «точное и несомненное» (или «ясное и отчетливое») должно составлять основу рассуждений, оказало очевидное влияние на преобладающие взгляды на логику и дискурс. Исследования в области риторики – да и вообще все исследования, связанные с гражданским дискурсом и сферой вероятных истин – встречали все большее пренебрежение.

Гуманизм и профессиональные интересы Вико вызвали очевидную реакцию, которую он будет развивать на протяжении всех своих работ: сферы поддающейся проверке истины и человеческой заботы лишь слегка пересекаются, однако рассуждение требуется в равной мере в обеих сферах. Одна из самых ясных и ранних форм этого аргумента доступна в De Italorum Sapientia , где Вико утверждает, что

Вводить геометрический метод в практическую жизнь — это «все равно что пытаться сойти с ума от правил разума», пытаться идти по прямой линии среди извилистостей жизни, как если бы человеческими делами не управляли капризность, безрассудство, возможности и случайность. . Точно так же построить политическую речь в соответствии с принципами геометрического метода равносильно лишению ее всех острых замечаний и произнесению ничего, кроме обыденных аргументов.

Позиция Вико здесь и в более поздних работах заключается не в том, что картезианский метод неуместен, а в том, что его применение не может быть распространено на гражданскую сферу. Вместо того, чтобы ограничивать разум набором поддающихся проверке аксиом, Вико предполагает (вместе с древними), что необходимо также обращаться к phronesis (φρόνησις или практической мудрости ), а также апеллировать к различным компонентам убеждения , составляющим риторику. Вико последовательно воспроизводил этот аргумент во всех своих работах и ​​использовал его как центральный принцип Scienza Nuova .

Принцип Verum factum [ править ]

Вико наиболее известен своим принципом verum factum , впервые сформулированным в 1710 году как часть его мудрости итальянцев, обнаруженной в истоках латинского языка». De antiquissima Italorum sapientia, ex linguae latinae originibus eruenda (1710) («О древнейшей "). [16] Принцип гласит, что истина проверяется посредством творения или изобретения, а не, как по Декарту , посредством наблюдения: «Критерий и правило истины состоит в том, чтобы создать ее. Соответственно, наша ясная и отчетливая идея разума не может быть критерием сам ум, еще меньше других истин, ибо пока ум воспринимает себя, он не творит себя». Этот критерий истины позже сформировал историю цивилизации в опусе Вико « Новая наука» ( «Новая наука» , 1725), поскольку он утверждал, что гражданская жизнь, как и математика , полностью сконструирована.

Новая наука [ править ]

Титульный лист книги Principj di Scienza Nuova (издание 1744 г.)

«Новая наука» (1725, Scienza Nuova ) — главная работа Вико. Он оказал большое влияние на философию истории и на таких истористов, как Исайя Берлин и Хайден Уайт.

Влияние [ править ]

Первой опубликованной работой Сэмюэля Беккета из подборки критических эссе о Джеймсе Джойсе под названием « Наше исследование вокруг его фактического подтверждения незавершенной работы » является «Данте... Бруно. Вико... Джойс». В нем Беккет видит глубокое влияние философии и поэтики Вико, а также циклической формы « Новой науки» — на авангардные композиции Джойса, и особенно на титульную «Работу в прогрессе», а именно. Поминки по Финнегану .

В книге «Знание и социальная структура» (1974) Питер Гамильтон назвал Вико «спящим партнером» эпохи Просвещения . [17] Несмотря на то, что идеи Вико были относительно неизвестны в XVIII веке и читались только в его родном Неаполе, они являются предшественниками идей интеллектуалов Просвещения. Более того, признание интеллектуального влияния Вико началось в XIX веке, когда французские историки-романтики использовали его произведения в качестве методологических моделей и руководств. [17]

В книге «Капитал: критика политической экономии » (1867) упоминание Карла Маркса о Вико указывает на их параллельные взгляды на историю, роль исторических действующих лиц и исторический метод повествования. [18] Маркс и Вико рассматривали социально-классовую войну как средство, с помощью которого люди достигают равенства прав ; Вико назвал это время «Веком мужчин». Маркс пришел к выводу, что такое положение дел является оптимальным завершением социальных изменений в обществе, однако Вико считал, что такое полное равенство прав приведет к социально-политическому хаосу и последующему распаду общества. В этом ключе Вико выдвинул идею социальной потребности в религии, в сверхъестественном божественном провидении, поддерживающем порядок в человеческом обществе. [19]

В «Ориентализме» (1978) Эдвард Саид признал свой ученый долг перед Вико: [20] чьи «идеи предвосхищают и позже проникают в линию немецких мыслителей, которую я собираюсь процитировать. Они принадлежат эпохе Гердера и Вольфа , за которыми позже последовали Гете , Гумбольдт , Дильтей , Ницше , Гадамер и, наконец, великий романтик двадцатого века. филологи Эрих Ауэрбах , Лео Спитцер и Эрнст Роберт Куртиус ». [20] Как гуманист и ранний филолог, Вико представлял «иную, альтернативную модель, которая была чрезвычайно важна для меня в моей работе», которая отличалась от господствующих западных предрассудков против Востока и доминирующей «стандартизации», которая пришла с современностью и достигла кульминации в Национальном Социализм . [20] Взаимозависимость человеческой истории и культуры облегчает задачу учёных «серьёзно отнестись к великому наблюдению Вико о том, что люди творят свою собственную историю, что то, что они могут знать, — это то, что они создали, и распространить это на географию. Как географические и культурные объекты — не говоря уже об исторических объектах — такие места, регионы и географические сектора, как «Восток» и «Запад», созданы человеком». [20]

Работает [ править ]

  • Работы ГБ Вико . Фаусто Николини (редактор), Бари: Латерца, 1911–41.
  • О причине исследований нашего времени (1708 г.)
  • О древнейшей мудрости итальянцев, извлеченной из истоков латинского языка . 1710, Палмер, Л.М., пер. Итака: Корнеллский университет, 1988.
  • Institutiones Oratoriae (Искусство риторики). 1711–1741, Пинтон, Джироджио и Артур В. Шиппи, пер. Амстердам: Editions Rodopi BV, 1984. * «О гуманистическом образовании», пер. Джорджио А. Пинтон и Артур В. Шиппи. Итака: Корнеллский университет, 1993.
  • О методах исследования нашего времени , пер. Элио Джантурко. Итака: Корнеллский университет, 1990.
  • Всеобщее право (Diritto Universale). Переведено с латыни и отредактировано Джорджио Пинтоном и Маргарет Диль. Амстердам/Нью-Йорк, Родопи, 2000 г.
  • О древнейшей мудрости итальянцев: раскопанной из истоков латинского языка , пер. Л. М. Палмер. Итака, Корнеллский университет, 1988 г.
  • Scienza Nuova (Первая новая наука). 1725, Помпа, Леон, пер. Кембридж: Кембриджский университет, 2002.
  • Новая наука Джамбаттисты Вико (1744 г.). пер. Томас Г. Бергин и Макс Х. Фиш. Итака: Корнеллский университет, 2-е изд. 1968.
  • Ребус-Жест Антония Карафаэя (1713×1715), пер. Джорджио А. Пинтон, Управление государством: Деяния Антонио Карафа (Питер Ланг, 2004), биография Антонио Карафа (ум. 1693).

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бертланд, Александр. «Джамбаттиста Вико (1668—1744)» . Интернет-энциклопедия философии .
  2. ^ Гамбарота, Паола (2017). «Джамбаттиста Вико, народный язык и основы современной Италии». Неотразимые знаки . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 99–144. дои : 10.3138/9781442695269-004 . ISBN  9781442695269 .
  3. ^ Лоллини, Массимо (2011). «Больше, чем человеческий гуманизм Вико». Анналы итальянских исследований . 29 : 381–399. JSTOR   24016434 .
  4. ^ Тедеско, Сальваторе (2005). «Остроумная риторика Эмануэле Тезауро и проблема паралогизма». Лаборатория ISPF . Я : 257–266. ISSN   1824-9817 .
  5. ^ Б. Кроче, Estetica (Бари, Латерца, 1922), стр. 253-4; История эпохи барокко в Италии (Бари, Латерца, 1929), с. 228; Ф. Николини, Источники и исторические ссылки второй Новой науки (Бари, Латерца, 1931), I, 94.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Пиперно, Мартина (2018). «Конструктивный язык Джамбаттисты Вико и его послереволюционные читатели». Сравнительные критические исследования . 15 (2): 261–278. дои : 10.3366/ccs.2018.0292 . S2CID   149891225 .
  7. ^ «Вишианские теории языка, гениальности и истории в ФАУсте Гете | Сравнительная литература» .
  8. ^ Эрнст фон Глазерсфельд, Введение в радикальный конструктивизм .
  9. ^ Биззелл и Герцберг, Риторическая традиция , стр. 800.
  10. ^ Современная интерпретация Вико принадлежит Верен, Дональду Филипу. См.: «Джамбаттиста Вико» (2002), «Спутник ранней современной философии» , Стивен М. Надлер, изд. Лондон: издательство Blackwell, ISBN   0-631-21800-9 , с. 570.
  11. ^ Вико и Гердер: два исследования по истории идей
  12. ^ Джамбаттиста Вико (1976), «Темы истории: глубокая структура новой науки», в Джорджио Тальякоццо и Дональде Филиппе Верене, редакторы, Science of Humanity , Балтимор и Лондон: 1976.
  13. ^ Джамбаттиста Вико: Международный симпозиум . Джорджио Тальякоццо и Хайден В. Уайт, ред. Издательство Университета Джона Хопкинса: 1969. Попытки дать начало неисторицистской интерпретации Вико находятся в книге «Интерпретация: Журнал политической философии» [1] , весна 2009 г., Vol. 36,2, а весной 2010 г. 37,3; и в Historia Philosophica , Vol. 11, 2013 [2] .
  14. ^ Энциклопедия пингвинов (2006), Дэвид Кристал, изд., стр. 1409.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Костелло, Тимоти (осень 2022 г.). «Джамбаттиста Вико» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 16 июня 2024 г.
  16. ^ Его формулировка была «Verum et factum reciprocantur seu Convertuntur» («Истинное и сделанное конвертируются друг в друга»), идея, которую можно найти также в окказионализме и скотистской схоластике.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гамильтон, Питер (1974). Знания и социальная структура . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 4 . ISBN  978-0710077462 .
  18. ^ Маркс, Карл. Капитал, Книга 1 . с. Книга 1, часть IV, глава 13, н. 89 (сноска).
  19. ^ Ше-Рюи, Жюль-Мари. «Джамбаттиста Вико» . Британская энциклопедия . Проверено 6 марта 2014 г.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Саид, Эдвард (2003) [1978]. Ориентализм . Пингвинская классика. стр. XVIII, 4–5.

Ссылки [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Андреаккио, Марко. « Политико-теологическое значение эпистемологии в Джамбаттисте Вико » в Телосе . Том 185 (2019); стр. 105–27.
  • Бедани, Джино. Возвращение к Вико: православие, натурализм и наука в Scienza Nuova . Оксфорд: Издательство Берг, 1989.
  • Берлин, Исайя . Вико и Гердер. Два исследования по истории идей . Лондон, 1976 год.
  • Берлин, Исайя. Три критика Просвещения: Вико, Хаманн, Гердер . Лондон и Принстон, 2000.
  • Биззелл, Патрисия и Брюс Херцберг. Риторическая традиция: чтения от классических времен до наших дней . 2-е изд. Бейзингсток: Макмиллан; Бостон, Массачусетс: Bedford Books of St Martin's Press, 2001. Стр. Xv, 1673 г. (Первое изд. 1990 г.). 2001.
  • Колилли, Пол. Вико и архивы герметического разума . Велланд, Онтарио: Editions Soleil, 2004.
  • Кроче, Бенедетто. Философия Джамбаттисты Вико. Пер. Р. Г. Коллингвуд. Лондон: Говард Латимер, 1913.
  • Данези, Марсель. Вико, Метафора и происхождение языка . Блумингтон: Индиана, 1993 г.
  • Фабиани, Паоло, «Философия воображения в Вико и Мальбранше». FUP (Florence UP), итальянское издание 2002 г., английское издание 2009 г.
  • Фиш, Макс и Томас Г. Бергин , пер. Жизнь Джамбаттисты Вико (Автобиография Джамбаттисты Вико). 1735–41. Итака: Корнеллский университет, 1963.
  • Джаннантонио, Валерия. За пределами Вико - идентичность прошлого в Неаполе и Милане между 18 и 19 веками , Carabba Editore, Ланчано, 2009.
  • Гулд, Ребекка Рут. « Демократия и народное воображение в плебейской филологии Вико », History of Humanities 3.2 (2018): 247–277.
  • Грасси, Эрнесто. Вико и гуманизм: очерки Вико, Хайдеггера и риторики. Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990.
  • Хёсле, Витторио. «Вико и идея культурных исследований» в «Принципах новой науки об общей природе народов» , под ред. В. Хёсле и К. Йерманн, Гамбург: Ф. Майнер, 1990, стр. XXXI-CCXCIII.
  • Левин, Джозеф. Джамбаттиста Вико и спор между древними и современными. Журнал истории идей 52.1 (1991): 55-79.
  • Лилла, Марк. ГБ Вико: Создание антимодерна. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1993.
  • Маццотта, Джузеппе. Новая карта мира: поэтическая философия Джамбаттисты Вико. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1999.
  • Майнер, Роберт. Вико, специалист по генеалогии современности. Нотр-Дам: Издательство Университета Нотр-Дам, 2002.
  • Шеффер, Джон. Sensus Communis: Вико, риторика и пределы релятивизма . Дарем: Duke UP, 1990.
  • Верен, Дональд. Наука воображения Вико . Итака: Корнеллский университет, 1981.
  • Верен, Молли Блэк «Вико: Библиография произведений на английском языке с 1884 по 1994 год». Центр философской документации, 1994.
  • Ален Понс, Жизнь и смерть народов. Читая новую науку Джамбаттисты Вико , L'Esprit de la Cité, Галлимар, 2015 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ca9d421af3fb2be0001a771a0bf765a__1718536380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/5a/5ca9d421af3fb2be0001a771a0bf765a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giambattista Vico - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)