Джамбаттиста Вико
Джамбаттиста Вико | |
---|---|
Рожденный | Джован Баттиста Вико 23 июня 1668 г. |
Умер | 23 января 1744 г. Неаполь, Неаполитанское королевство | (75 лет)
Образование | Неаполитанский университет ( доктор юридических наук , 1694 г.) |
Заметная работа |
|
Эра | Философия XVIII века |
Область | |
Школа | |
Учреждения | Неаполитанский университет |
Основные интересы | Эпистемология , гуманитарные науки , юриспруденция , философия истории , философия науки , поэзия , политическая философия , риторика |
Известные идеи |
|
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Джамбаттиста Вико (урожденный Джован Баттиста Вико / ˈ v iː k oʊ / ; Итальянский: [ˈviko] ; 23 июня 1668 — 23 января 1744) — итальянский философ , ритор , историк и юрист эпохи итальянского Просвещения . Он критиковал расширение и развитие современного рационализма , находя картезианский анализ и другие типы редукционизма непрактичными для человеческой жизни, и он был апологетом классической античности и гуманитарных наук эпохи Возрождения , а также был первым излагателем основ социальных наук и семиотики . Он признан одним из первых деятелей контрпросвещения в истории.
Латинский афоризм Verum esse ipsum factum («истина сама по себе является чем-то созданным»), придуманный Вико, является ранним примером конструктивистской эпистемологии . [8] [9] Он открыл современную область философии истории , и, хотя термин «философия истории» не встречается в его трудах, Вико говорил об «истории философии, изложенной философски». [10] Хотя он не был историком , современный интерес к Вико обычно был мотивирован историцистами, такими как Исайя Берлин , философ и историк идей , [11] Эдвард Саид , литературный критик , и Хейден Уайт , метаисторик. [12] [13]
Вико Интеллектуальным выдающимся произведением является книга Scienza Nuova , или «Новая наука» (1725 г.), в которой делается попытка систематической организации гуманитарных наук как единой науки, которая записывала и объясняла исторические циклы, посредством которых общества поднимались и падали. [14]
Биография [ править ]
Джован Баттиста Вико родился в семье книготорговца в Неаполе посещал несколько школ, но плохое здоровье и неудовлетворенность схоластикой иезуитов привели , Италия. Он к тому, что он получил домашнее образование у наставников. Данные из его автобиографической работы указывают на то, что Вико, вероятно, был самоучкой, получившим образование под отцовским влиянием во время трехлетнего отсутствия в школе из-за случайного падения, когда мальчику было семь лет. [15] Формальное образование Джован Баттиста получил в Неаполитанском университете , который он окончил в 1694 году со степенью доктора гражданского и канонического права. [15]
В 1686 году, пережив приступ тифа , он устроился на работу репетитором в Ватолле, к югу от Салерно , что стало девятилетним профессиональным занятием, продлившимся до 1695 года. [15] Четыре года спустя, в 1699 году, Вико женился на Терезе Катерине Дестито, подруге детства, и занял кафедру риторики в Неаполитанском университете, которую занимал до выхода на пенсию по состоянию здоровья в 1741 году. [15] На протяжении всей своей академической карьеры Вико стремился занять более респектабельную кафедру юриспруденции , но так и не достиг ; , король Неаполя, назначил его королевским историографом с однако в 1734 году Карл III зарплатой, большей, чем он зарабатывал в качестве университетского профессора.
Риторика и гуманизм Вико [ править ]
Часть серии о |
Риторика |
---|
Вико Версия риторики является продуктом его гуманистических и педагогических взглядов. В вступительной речи 1708 года De Nostri Temporis Studiorum Ratione (« О порядке научных дисциплин нашего времени ») Вико сказал, что тот, кто «намеревается сделать карьеру в общественной жизни, будь то в судах, сенате или за кафедрой», должен обучаться «освоить искусство тем и [] защищать обе стороны спора, будь то о Природе, Человеке или политике, в более свободном и ярком стиле выражения, чтобы он мог научиться использовать те аргументы, которые наиболее вероятны». и обладают наибольшей степенью правдоподобия »; тем не менее, в Scienza Nuova Вико назвал защиту обеих сторон в спорах ложным красноречием .
Будучи королевским профессором латинского красноречия, Вико готовил студентов к высшему образованию в области права и юриспруденции ; таким образом, его уроки были посвящены формальным аспектам канона риторики, включая постановку и подачу аргументов. И все же он решил подчеркнуть аристотелевскую связь риторики с логикой и диалектикой , тем самым поместив цели (риторику) в их центр. Возражение Вико против современной риторики заключается в том, что она оторвана от здравого смысла ( sensus communis ), определяемого как «мирской смысл», общий для всех людей.
В лекциях и на протяжении всей своей работы риторика Вико начинается с центрального аргумента ( medius terminus ), который необходимо прояснить, следуя порядку вещей, возникающих в нашем опыте. Вероятность и обстоятельство сохраняют свою пропорциональную важность, а открытие , основанное на темах ( loci ), заменяет аксиомы, полученные посредством рефлексивного абстрактного мышления. В традициях классической римской риторики Вико намеревается обучить оратора (ритора) как передатчика oratio , речи, Ratio в центре которой находится (разум). Что существенно для ораторского искусства (греч. ῥητορική, rhētorikē ), так это упорядоченная связь между здравым смыслом и целью, соизмеримой с ораторским искусством; цель, которая не навязывается воображению сверху (в манере современников и догматического христианства), а вытекает из самого здравого смысла. В традиции Сократа и Цицерона истинный оратор Вико будет акушеркой в рождении «истинного» (как идеи) из «определенного», невежества в сознании ученика.
Повторное открытие «самой древней мудрости» чувств, мудрости humana stultitia («человеческой глупости»), акцент Вико на важности гражданской жизни и профессиональных обязанностях находится в гуманистической традиции. Он призывал к майевтическому ораторскому искусству, противоречащему современным привилегиям догматической формы разума, в том, что он называл «геометрическим методом» Рене Декарта и логиков аббатства Пор-Рояль-де-Шан .
на декартовский Ответ метод
Как он рассказывает в своей автобиографии, Вико вернулся в Неаполь из Ватоллы, чтобы найти «физику Декарта на пике своей известности среди признанных литераторов». Развитие как метафизики , так и естественных наук произошло в результате картезианства. Широко распространенный в «Логике Порт-Рояля» Антуана Арно и Пьера Николя , метод Декарта был основан на проверке: единственный путь к истине и, следовательно, к знанию лежал через аксиомы, полученные из наблюдения. Настойчивое утверждение Декарта о том, что «точное и несомненное» (или «ясное и отчетливое») должно составлять основу рассуждений, оказало очевидное влияние на преобладающие взгляды на логику и дискурс. Исследования в области риторики – да и вообще все исследования, связанные с гражданским дискурсом и сферой вероятных истин – встречали все большее пренебрежение.
Гуманизм и профессиональные интересы Вико вызвали очевидную реакцию, которую он будет развивать на протяжении всех своих работ: сферы поддающейся проверке истины и человеческой заботы лишь слегка пересекаются, однако рассуждение требуется в равной мере в обеих сферах. Одна из самых ясных и ранних форм этого аргумента доступна в De Italorum Sapientia , где Вико утверждает, что
Вводить геометрический метод в практическую жизнь — это «все равно что пытаться сойти с ума от правил разума», пытаться идти по прямой линии среди извилистостей жизни, как если бы человеческими делами не управляли капризность, безрассудство, возможности и случайность. . Точно так же построить политическую речь в соответствии с принципами геометрического метода равносильно лишению ее всех острых замечаний и произнесению ничего, кроме обыденных аргументов.
Позиция Вико здесь и в более поздних работах заключается не в том, что картезианский метод неуместен, а в том, что его применение не может быть распространено на гражданскую сферу. Вместо того, чтобы ограничивать разум набором поддающихся проверке аксиом, Вико предполагает (вместе с древними), что необходимо также обращаться к phronesis (φρόνησις или практической мудрости ), а также апеллировать к различным компонентам убеждения , составляющим риторику. Вико последовательно воспроизводил этот аргумент во всех своих работах и использовал его как центральный принцип Scienza Nuova .
Принцип Verum factum [ править ]
Вико наиболее известен своим принципом verum factum , впервые сформулированным в 1710 году как часть его мудрости итальянцев, обнаруженной в истоках латинского языка». De antiquissima Italorum sapientia, ex linguae latinae originibus eruenda (1710) («О древнейшей "). [16] Принцип гласит, что истина проверяется посредством творения или изобретения, а не, как по Декарту , посредством наблюдения: «Критерий и правило истины состоит в том, чтобы создать ее. Соответственно, наша ясная и отчетливая идея разума не может быть критерием сам ум, еще меньше других истин, ибо пока ум воспринимает себя, он не творит себя». Этот критерий истины позже сформировал историю цивилизации в опусе Вико « Новая наука» ( «Новая наука» , 1725), поскольку он утверждал, что гражданская жизнь, как и математика , полностью сконструирована.
Новая наука [ править ]
«Новая наука» (1725, Scienza Nuova ) — главная работа Вико. Он оказал большое влияние на философию истории и на таких истористов, как Исайя Берлин и Хайден Уайт.
Влияние [ править ]
Первой опубликованной работой Сэмюэля Беккета из подборки критических эссе о Джеймсе Джойсе под названием « Наше исследование вокруг его фактического подтверждения незавершенной работы » является «Данте... Бруно. Вико... Джойс». В нем Беккет видит глубокое влияние философии и поэтики Вико, а также циклической формы « Новой науки» — на авангардные композиции Джойса, и особенно на титульную «Работу в прогрессе», а именно. Поминки по Финнегану .
В книге «Знание и социальная структура» (1974) Питер Гамильтон назвал Вико «спящим партнером» эпохи Просвещения . [17] Несмотря на то, что идеи Вико были относительно неизвестны в XVIII веке и читались только в его родном Неаполе, они являются предшественниками идей интеллектуалов Просвещения. Более того, признание интеллектуального влияния Вико началось в XIX веке, когда французские историки-романтики использовали его произведения в качестве методологических моделей и руководств. [17]
В книге «Капитал: критика политической экономии » (1867) упоминание Карла Маркса о Вико указывает на их параллельные взгляды на историю, роль исторических действующих лиц и исторический метод повествования. [18] Маркс и Вико рассматривали социально-классовую войну как средство, с помощью которого люди достигают равенства прав ; Вико назвал это время «Веком мужчин». Маркс пришел к выводу, что такое положение дел является оптимальным завершением социальных изменений в обществе, однако Вико считал, что такое полное равенство прав приведет к социально-политическому хаосу и последующему распаду общества. В этом ключе Вико выдвинул идею социальной потребности в религии, в сверхъестественном божественном провидении, поддерживающем порядок в человеческом обществе. [19]
В «Ориентализме» (1978) Эдвард Саид признал свой ученый долг перед Вико: [20] чьи «идеи предвосхищают и позже проникают в линию немецких мыслителей, которую я собираюсь процитировать. Они принадлежат эпохе Гердера и Вольфа , за которыми позже последовали Гете , Гумбольдт , Дильтей , Ницше , Гадамер и, наконец, великий романтик двадцатого века. филологи Эрих Ауэрбах , Лео Спитцер и Эрнст Роберт Куртиус ». [20] Как гуманист и ранний филолог, Вико представлял «иную, альтернативную модель, которая была чрезвычайно важна для меня в моей работе», которая отличалась от господствующих западных предрассудков против Востока и доминирующей «стандартизации», которая пришла с современностью и достигла кульминации в Национальном Социализм . [20] Взаимозависимость человеческой истории и культуры облегчает задачу учёных «серьёзно отнестись к великому наблюдению Вико о том, что люди творят свою собственную историю, что то, что они могут знать, — это то, что они создали, и распространить это на географию. Как географические и культурные объекты — не говоря уже об исторических объектах — такие места, регионы и географические сектора, как «Восток» и «Запад», созданы человеком». [20]
Работает [ править ]
- Работы ГБ Вико . Фаусто Николини (редактор), Бари: Латерца, 1911–41.
- О причине исследований нашего времени (1708 г.)
- О древнейшей мудрости итальянцев, извлеченной из истоков латинского языка . 1710, Палмер, Л.М., пер. Итака: Корнеллский университет, 1988.
- Institutiones Oratoriae (Искусство риторики). 1711–1741, Пинтон, Джироджио и Артур В. Шиппи, пер. Амстердам: Editions Rodopi BV, 1984. * «О гуманистическом образовании», пер. Джорджио А. Пинтон и Артур В. Шиппи. Итака: Корнеллский университет, 1993.
- О методах исследования нашего времени , пер. Элио Джантурко. Итака: Корнеллский университет, 1990.
- Всеобщее право (Diritto Universale). Переведено с латыни и отредактировано Джорджио Пинтоном и Маргарет Диль. Амстердам/Нью-Йорк, Родопи, 2000 г.
- О древнейшей мудрости итальянцев: раскопанной из истоков латинского языка , пер. Л. М. Палмер. Итака, Корнеллский университет, 1988 г.
- Scienza Nuova (Первая новая наука). 1725, Помпа, Леон, пер. Кембридж: Кембриджский университет, 2002.
- Новая наука Джамбаттисты Вико (1744 г.). пер. Томас Г. Бергин и Макс Х. Фиш. Итака: Корнеллский университет, 2-е изд. 1968.
- Ребус-Жест Антония Карафаэя (1713×1715), пер. Джорджио А. Пинтон, Управление государством: Деяния Антонио Карафа (Питер Ланг, 2004), биография Антонио Карафа (ум. 1693).
См. также [ править ]
- Новые исследования Вико (Институт исследований Вико при Университете Эмори )
- Теория перепросмотра
- Поминки по Финнегану
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бертланд, Александр. «Джамбаттиста Вико (1668—1744)» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Гамбарота, Паола (2017). «Джамбаттиста Вико, народный язык и основы современной Италии». Неотразимые знаки . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 99–144. дои : 10.3138/9781442695269-004 . ISBN 9781442695269 .
- ^ Лоллини, Массимо (2011). «Больше, чем человеческий гуманизм Вико». Анналы итальянских исследований . 29 : 381–399. JSTOR 24016434 .
- ^ Тедеско, Сальваторе (2005). «Остроумная риторика Эмануэле Тезауро и проблема паралогизма». Лаборатория ISPF . Я : 257–266. ISSN 1824-9817 .
- ^ Б. Кроче, Estetica (Бари, Латерца, 1922), стр. 253-4; История эпохи барокко в Италии (Бари, Латерца, 1929), с. 228; Ф. Николини, Источники и исторические ссылки второй Новой науки (Бари, Латерца, 1931), I, 94.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Пиперно, Мартина (2018). «Конструктивный язык Джамбаттисты Вико и его послереволюционные читатели». Сравнительные критические исследования . 15 (2): 261–278. дои : 10.3366/ccs.2018.0292 . S2CID 149891225 .
- ^ «Вишианские теории языка, гениальности и истории в ФАУсте Гете | Сравнительная литература» .
- ^ Эрнст фон Глазерсфельд, Введение в радикальный конструктивизм .
- ^ Биззелл и Герцберг, Риторическая традиция , стр. 800.
- ^ Современная интерпретация Вико принадлежит Верен, Дональду Филипу. См.: «Джамбаттиста Вико» (2002), «Спутник ранней современной философии» , Стивен М. Надлер, изд. Лондон: издательство Blackwell, ISBN 0-631-21800-9 , с. 570.
- ^ Вико и Гердер: два исследования по истории идей
- ^ Джамбаттиста Вико (1976), «Темы истории: глубокая структура новой науки», в Джорджио Тальякоццо и Дональде Филиппе Верене, редакторы, Science of Humanity , Балтимор и Лондон: 1976.
- ^ Джамбаттиста Вико: Международный симпозиум . Джорджио Тальякоццо и Хайден В. Уайт, ред. Издательство Университета Джона Хопкинса: 1969. Попытки дать начало неисторицистской интерпретации Вико находятся в книге «Интерпретация: Журнал политической философии» [1] , весна 2009 г., Vol. 36,2, а весной 2010 г. 37,3; и в Historia Philosophica , Vol. 11, 2013 [2] .
- ^ Энциклопедия пингвинов (2006), Дэвид Кристал, изд., стр. 1409.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Костелло, Тимоти (осень 2022 г.). «Джамбаттиста Вико» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Его формулировка была «Verum et factum reciprocantur seu Convertuntur» («Истинное и сделанное конвертируются друг в друга»), идея, которую можно найти также в окказионализме и скотистской схоластике.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гамильтон, Питер (1974). Знания и социальная структура . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 4 . ISBN 978-0710077462 .
- ^ Маркс, Карл. Капитал, Книга 1 . с. Книга 1, часть IV, глава 13, н. 89 (сноска).
- ^ Ше-Рюи, Жюль-Мари. «Джамбаттиста Вико» . Британская энциклопедия . Проверено 6 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Саид, Эдвард (2003) [1978]. Ориентализм . Пингвинская классика. стр. XVIII, 4–5.
Ссылки [ править ]
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Фабиани, Паоло. «Философия воображения в Вико и Мальбранше». FUP (Florence UP), итальянское издание 2002 г., английское издание 2009 г.
- Гетч, Джеймс. Аксиомы Вико: Геометрия человеческого мира. . Нью-Хейвен: Йельский университет, 1995.
- Муни, Майкл. Вико в традиции риторики . Нью-Джерси: Принстон, UP, 1985.
- Помпа, Леон. Вико: Исследование новой науки . Кембридж: Кембриджский университет, 1990.
- «Джамбаттиста Вико» Запись в Стэнфордской энциклопедии философии.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Андреаккио, Марко. « Политико-теологическое значение эпистемологии в Джамбаттисте Вико » в Телосе . Том 185 (2019); стр. 105–27.
- Бедани, Джино. Возвращение к Вико: православие, натурализм и наука в Scienza Nuova . Оксфорд: Издательство Берг, 1989.
- Берлин, Исайя . Вико и Гердер. Два исследования по истории идей . Лондон, 1976 год.
- Берлин, Исайя. Три критика Просвещения: Вико, Хаманн, Гердер . Лондон и Принстон, 2000.
- Биззелл, Патрисия и Брюс Херцберг. Риторическая традиция: чтения от классических времен до наших дней . 2-е изд. Бейзингсток: Макмиллан; Бостон, Массачусетс: Bedford Books of St Martin's Press, 2001. Стр. Xv, 1673 г. (Первое изд. 1990 г.). 2001.
- Колилли, Пол. Вико и архивы герметического разума . Велланд, Онтарио: Editions Soleil, 2004.
- Кроче, Бенедетто. Философия Джамбаттисты Вико. Пер. Р. Г. Коллингвуд. Лондон: Говард Латимер, 1913.
- Данези, Марсель. Вико, Метафора и происхождение языка . Блумингтон: Индиана, 1993 г.
- Фабиани, Паоло, «Философия воображения в Вико и Мальбранше». FUP (Florence UP), итальянское издание 2002 г., английское издание 2009 г.
- Фиш, Макс и Томас Г. Бергин , пер. Жизнь Джамбаттисты Вико (Автобиография Джамбаттисты Вико). 1735–41. Итака: Корнеллский университет, 1963.
- Джаннантонио, Валерия. За пределами Вико - идентичность прошлого в Неаполе и Милане между 18 и 19 веками , Carabba Editore, Ланчано, 2009.
- Гулд, Ребекка Рут. « Демократия и народное воображение в плебейской филологии Вико », History of Humanities 3.2 (2018): 247–277.
- Грасси, Эрнесто. Вико и гуманизм: очерки Вико, Хайдеггера и риторики. Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1990.
- Хёсле, Витторио. «Вико и идея культурных исследований» в «Принципах новой науки об общей природе народов» , под ред. В. Хёсле и К. Йерманн, Гамбург: Ф. Майнер, 1990, стр. XXXI-CCXCIII.
- Левин, Джозеф. Джамбаттиста Вико и спор между древними и современными. Журнал истории идей 52.1 (1991): 55-79.
- Лилла, Марк. ГБ Вико: Создание антимодерна. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1993.
- Маццотта, Джузеппе. Новая карта мира: поэтическая философия Джамбаттисты Вико. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1999.
- Майнер, Роберт. Вико, специалист по генеалогии современности. Нотр-Дам: Издательство Университета Нотр-Дам, 2002.
- Шеффер, Джон. Sensus Communis: Вико, риторика и пределы релятивизма . Дарем: Duke UP, 1990.
- Верен, Дональд. Наука воображения Вико . Итака: Корнеллский университет, 1981.
- Верен, Молли Блэк «Вико: Библиография произведений на английском языке с 1884 по 1994 год». Центр философской документации, 1994.
- Ален Понс, Жизнь и смерть народов. Читая новую науку Джамбаттисты Вико , L'Esprit de la Cité, Галлимар, 2015 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Джамбаттисты Вико в Project Gutenberg
- Работы Джамбаттисты Вико или о нем в Internet Archive
- Институт исследований Вико
- Запись в Интернет-энциклопедии философии.
- Запись в Стэнфордской энциклопедии философии.
- Запись в «Путеводителе Джонса Хопкинса по теории литературы», заархивировано 20 мая 2002 г. в Wayback Machine.
- Верен, Дональд Филипп. Эссе о гуманизме Вико в Wayback Machine (архивировано 20 мая 2002 г.), заархивировано из издательства Johns Hopkins University Press.
- Поэтическая философия Вико в культурной идентичности Европы, Эмануэль Л. Папарелла. Архивировано 9 июня 2023 г. в Wayback Machine.
- Леон Помпа, Теория причин исторических изменений Вико , из архива Института культурных исследований.
- Портал Вико - Портал Вико
- Текст Новой науки в нескольких форматах
- Очерки творческого влияния Вико на «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса
- Эссе Сэмюэля Беккета о Вико и Джойсе
- Творческое влияние Вико на книгу Ричарда Джеймса Аллена «Выход из последнего цикла»
- Историческая мифология Вико
- Рафферти, Майкл (1913). «ВИКО (1668-1744)». В Макдонелле, Джон ; Мэнсон, Эдвард Уильям Донохью (ред.). Великие юристы мира . Лондон: Джон Мюррей. стр 345-389 . . Проверено 11 марта 2019 г. - из Интернет-архива.
- Джамбаттиста Вико
- 1668 рождений
- 1744 смерти
- Итальянские педагоги 17 века
- Итальянские писатели-мужчины XVII века
- Итальянские философы XVII века.
- Неаполитанцы 17 века
- Католики 17 века
- Итальянские педагоги XVIII века
- Итальянские писатели-мужчины XVIII века
- Итальянские философы XVIII века.
- Неаполитанцы XVIII века
- Философы XVIII века
- Католики XVIII века
- Эпоха Просвещения
- Афористы
- Католические философы
- Христианские гуманисты
- Контрпросвещение
- Философы Просвещения
- Эпистемологи
- Итальянские историки философии
- Интеллектуальная история
- Итальянские логики
- Итальянские писатели-публицисты
- Итальянские риторы
- Итальянские католики
- Итальянские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Метафизики
- Писатели-метафизики
- Онтологи
- Философы культуры
- Философы образования
- Философы истории
- Философы языка
- Философы права
- Философы логики
- Философы разума
- Философы науки
- Философы социальных наук
- Ученые философии
- Философия истории
- Философия социальных наук
- Итальянские политические философы
- Теоретики риторики
- Социальные философы
- Историки-теоретики
- Теоретики западной цивилизации
- Теоретики тропов
- Выпускники Неаполитанского университета имени Федерико II
- Академический состав Неаполитанского университета имени Федерико II
- Писатели о религии и науке
- Мировые историки