Диалог о спикерах
Dialogus de oratoribus — небольшой труд, приписываемый Тациту , в форме диалога об искусстве риторики . Дата его составления неизвестна, хотя посвящение Луцию Фабию Юсту указывает на то, что его публикация датируется примерно 102 годом нашей эры.
Краткое содержание
[ редактировать ]Сам диалог, действие которого происходит в 70-х годах нашей эры, следует традиции речей Цицерона о философских и риторических аргументах. [1] Действие происходит в доме Куриация Матерна два ведущих юриста того времени, Марк Апер и Юлий Секунд , одного из ораторов, к которому пришли , чтобы обсудить недавнее событие; четвертый оратор, Луций Випстан Мессалла , прибывает позже. Все четверо являются засвидетельствованными историческими личностями. Начало произведения – речь в защиту красноречия и поэзии. Затем речь идет об упадке ораторского искусства, причиной которого считается упадок образования будущего оратора как в семье, так и в школе. Образование не такое точное, как раньше; учителя не подготовлены, а бесполезная риторика часто заменяет общую культуру.
После пробела Диалог . заканчивается речью Матерна, в которой сообщается мнение, которое, по мнению некоторых, является мнением Тацита Матернус считает, что великое ораторское искусство было возможно при свободе от любой власти, точнее, в условиях анархии, которая характеризовала Римскую республику во время гражданских войн. Это стало анахронизмом и невыполнимым в спокойном и упорядоченном обществе, возникшем в результате учреждения Римской империи . Мир, гарантированный Империей, должен быть принят без сожаления о предыдущей эпохе, которая была более благоприятна для широкого распространения грамотности и роста великой личности.
Критическая оценка
[ редактировать ]Часть серии о |
Риторика |
---|
Некоторые полагают, что в основе всего творчества Тацита лежит признание Империи единственной силой, способной спасти государство от хаоса гражданских войн. Империя сократила пространство ораторов и политических деятелей, но реальной альтернативы ей нет. Тем не менее Тацит не принимает имперское правительство апатично и показывает, как в « Агриколе», остающуюся возможность делать выбор, достойный и полезный для государства.
Дата публикации « Диалога» неизвестна, но, вероятно, он был написан после « Агриколы» и « Германии» . Многие характеристики отличают его от других произведений Тацита настолько, что его подлинность может быть подвергнута сомнению, даже если он всегда группируется с « Агриколой» и « Германией» в рукописной традиции . Манера речи в «Диалоге» кажется более близкой к модели Цицерона, изысканной, но не многословной, вдохновившей учение Квинтилиана ; в нем отсутствуют несоответствия, типичные для основных исторических произведений Тацита. Возможно, оно было написано, когда Тацит был молод; Таким образом, в его посвящении Фабию Юсту указана дата публикации, но не дата написания. Скорее всего, необычный классический стиль можно объяснить тем, что « Диалог» представляет собой риторическое произведение. Для этого жанра обычными образцами были структура, язык и стиль Цицерона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таррант, Р.Дж. (1987), Гарвардские исследования по классической филологии, том 90 , издательство Гарвардского университета, стр. 235 , ISBN 978-0-674-37937-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с Диалогом об ораторах, в Wikisource
- Аудиокнига , являющаяся общественным достоянием, «Диалог о ораторском искусстве» на LibriVox