Эристик
Часть серии о |
Риторика |
---|
В философии и риторике , эристика (от Эриды , древнегреческой богини хаоса, раздора и раздора) относится к аргументу целью которого является успешное оспаривание чужого аргумента, а не поиск истины . По словам Т. Ирвина , «для эристики характерно думать о некоторых аргументах как о способе победить другую сторону, показывая, что оппонент должен согласиться с отрицанием того, во что он изначально верил». [1] Эристик определяется Рэнкином как спор ради конфликта, а не как разрешение конфликта. [2]
Использование в образовании
[ редактировать ]Эристик был своего рода «вопросом и ответом». [3] метод обучения, популяризированный софистами , такими как Евтидем и Дионисиодор . Студенты выучили эристические аргументы, чтобы «опровергнуть своего оппонента, независимо от того, [сказал ли он] да или нет в ответ на их первоначальный вопрос». [4]
Платон противопоставлял этот тип аргументации диалектике и другим более разумным и логичным методам (например, в «Государстве» 454а). В диалоге «Евтидем » Платон высмеивает эристику. Это больше, чем убеждение, и это больше, чем дискурс. Это комбинация, которая побеждает в споре независимо от истины. Платон считал, что эристический стиль «не представляет собой метод аргументации», поскольку эристический спор означает сознательное использование ошибочных аргументов, что, следовательно, ослабляет свою позицию. [5]
В отличие от Платона, Исократ (часто считавшийся софистом) не отличал эристику от диалектики. [6] Он считал, что в обоих случаях отсутствует «полезное приложение… которое создавало бы ответственных граждан». [7] которые недобросовестные учителя использовали для «обогащения за счет молодежи». [8]
Философская эристика
[ редактировать ]Шопенгауэр считает, что только логика стремится к истине. Для него диалектика , софистика и эристика имеют в виду не объективную истину, а лишь видимость ее; он считал, что они ищут не самой истины, а победы. Эти три последних метода он называет «эристической диалектикой (спорным аргументом)». [9]
По мнению Шопенгауэра , «эристическая диалектика» в основном занимается составлением таблиц и анализом нечестных уловок. [10] чтобы их можно было сразу признать и победить, чтобы продолжить продуктивную диалектическую дискуссию. Именно по этой причине эристическая диалектика должна, по общему признанию, брать победу, а не объективную истину, ради своей эгоистичной цели и задачи.
Теория аргументации
[ редактировать ]Теория аргументации — это область исследования, которая задает критические вопросы об эристических аргументах и других типах диалога.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ирвин, TH «Возражение Платона софистам». Греческий мир. Лондон: Рутледж, 1995. С. 585. Печать.
- ^ HD Ранкин (1983). Софисты, сократики и циники. Стр. 233–237.
- ^ Александр Нехамас. «Эристика, антилогика, софистика, диалектика: платоновское разграничение философии от софистики». (стр. 6)
- ^ Ирвин, TH «Возражение Платона софистам». Греческий мир. Лондон: Рутледж, 1995. 583. Печать.
- ^ Александр Нехамас. «Эристика, антилогика, софистика, диалектика: платоновское разграничение философии от софистики». (стр. 7).
- ^ «Платон, Республика, книга 5, раздел 454а» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Марш, Чарльз. Классическая риторика и современные связи с общественностью: изократовская модель. Нью-Йорк: Рутледж, 2013. С. 121.
- ^ «Исократ, Антидоз, раздел 45» . www.perseus.tufts.edu .
- ↑ «Спорная диалектика» . Архивировано 15 июля 2007 г. на сайте Wayback Machine на CoolHaus.de, по состоянию на 19 января 2008 г.
- ↑ В своей «Диалектике Эристики» Шопенгауэр представляет 38 эристических стратегем.
Ссылки
[ редактировать ]- Шопенгауэр, Артур. Эристическая диалектика , 1830.
- Британская энциклопедия дает определение эристики.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Артура Шопенгауэра Эристическая диалектика :