Исократ

Исократ ( / aɪ ˈ s ɒ k r ə t iː z / ; древнегреческий : Ἰσοκράτης [isokrátɛ̂ːs] ; 436–338 до н. э.) — древнегреческий ритор , один из десяти аттических ораторов . Среди самых влиятельных греческих риторов своего времени Исократ внес большой вклад в риторику и образование посредством своего преподавания и письменных работ.
Греческая риторика обычно восходит к Кораксу Сиракузскому , который впервые сформулировал набор риторических правил в пятом веке до нашей эры. Его ученик Тисий риторики оказал влияние на развитие судебной и, по некоторым сведениям, был учителем Исократа. За два поколения риторика стала важным искусством, ее рост обусловлен социальными и политическими изменениями, такими как демократия и суды. Исократ заморил себя голодом за два года до своего 100-летия. [1]
Ранняя жизнь и влияния
[ редактировать ]Исократ родился в зажиточной семье в Афинах на пике могущества Афин, незадолго до начала Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н.э.). Суда пишет, что Исократ был сыном Феодора, владевшего мастерской по изготовлению авлосов . Его мать звали Хедуто. У него была сестра и три брата; Двумя братьями были Тисипп ( древнегреческий : Τίσιππος) и Феомнест (древнегреческий: Θεόμνηστος). [2] [3]
Исократ получил первоклассное образование. «Сообщается, что он учился у нескольких выдающихся учителей, включая Тисия (одного из традиционных основоположников риторики), софистов Продика и Горгия , а также умеренного олигарха Ферамена , и общался с Сократом , но эти отчеты могут отражать более поздние взгляды. его интеллектуальных корней больше, чем исторический факт». [2]
Он провел свою юность в период после смерти Перикла , время, когда «богатство – как государственное, так и частное – было растрачено», а «политические решения были непродуманными и жестокими», согласно Британской энциклопедии 2020 года. Исократу было бы 14 лет, когда демократия проголосовала за убийство всех мужчин-граждан небольшого фракийского города Сциона . [4] Есть сведения, в том числе о самом Исократе, [5] заявив, что Пелопоннесская война уничтожила поместье его отца, и Исократ был вынужден зарабатывать на жизнь. [6]
В конце жизни он женился на женщине по имени Платана (дочь софиста Гиппия ) и усыновил Афарея (писателя) , одного из ее сыновей от предыдущего брака. [2]
Карьера
[ редактировать ]Нет никаких свидетельств участия Исократа в общественной жизни во время Пелопоннесской войны (431–404 гг.). [2]
Говорят, что его профессиональная карьера началась с логографии : он был нанятым спичрайтером для зала суда . Афинские граждане не нанимали адвокатов; юридическая процедура требует самопредставительства. Вместо этого они нанимали таких людей, как Исократ, чтобы они писали для них речи. У Исократа был большой талант к этому и он накопил немалое состояние. По словам Плиния Старшего ( NH VII.30), он мог продать одну речь за двадцать талантов . Однако его слабый голос означал, что он сам не был хорошим оратором. Он не играл прямого участия в государственных делах, но опубликовал множество брошюр, которые оказали влияние на общественность и дали существенное представление об основных политических проблемах того времени. [7]
Педагогика
[ редактировать ]Около 392 г. до н. э. Исократ основал при Лицее собственную школу риторики . До Исократа преподавание состояло из софистов первого поколения, таких как Горгий и Протагор , которые ходили из города в город в качестве странствующих людей и учили всех людей, интересующихся политическими занятиями, тому, как быть эффективными в публичных выступлениях. [8] Исократ поощрял своих учеников бродить и наблюдать за общественным поведением в городе (Афинах), чтобы учиться через подражание. Его ученики стремились научиться служить городу. [8] «В основе его учения лежало аристократическое понятие arete («добродетель, совершенство»), которого можно было достичь, занимаясь философией – не столько диалектическим изучением абстрактных предметов, как эпистемология и метафизика , которые Платон называл «философией», сколько изучение и практическое применение этики, политики и публичных выступлений ». [2] Философ Платон (соперник Исократа) основал собственную академию в ответ на основание Исократа. [8]
Исократ принимал не более девяти учеников одновременно. Многие из них впоследствии стали выдающимися философами, законодателями, историками, ораторами, писателями, военными и политическими лидерами. [2] [9] Первыми учениками школы Исократа были афиняне. Однако после того, как он опубликовал Панегирик в 380 г. до н. э., его репутация распространилась на многие другие части Греции . [10] Среди его учеников были Исей , Ликург , Гиперид , Эфор , Феопомп , Спевсипп и Тимофей . Многие из этих учеников оставались под руководством Исократа в течение трех-четырех лет. Тимофей настолько ценил Исократа, что воздвиг в Элевсине статую и посвятил ее ему. [10]
Философия риторики
[ редактировать ]Часть серии о |
Риторика |
---|
![]() |
По словам Джорджа Норлина, Исократ определял риторику как внешнее чувство и внутреннюю мысль, состоящую не только из выражения, но и из разума, чувства и воображения. Как и большинство тех, кто изучал риторику до и после него, Исократ считал, что ее используют для убеждения себя и других, а также для управления общественными делами. Исократ описывал риторику как «то качество нашей человеческой природы, которое возвышает нас над простым животным состоянием и позволяет нам жить цивилизованной жизнью». [10] Исократ однозначно определил свой подход в речи « Против софистов ». [11] Эта полемика была написана с целью объяснить и рекламировать обоснования и образовательные принципы, лежащие в основе его новой школы. Он продвигал широкое образование, выступая против двух типов учителей: эристики , которые спорили по теоретическим и этическим вопросам, и софистов , которые обучали методам политических дебатов. [9] Кроме того, хотя многие считают Исократа ритором и практикующим риторику, он называет свое исследование философией , которое он называет своим собственным. «Против софистов» — первая опубликованная работа Исократа, в которой он излагает философию. Его главный метод — противопоставить свои способы преподавания софизму. Хотя Исократ не выступает против софистского метода обучения в целом, он подчеркивает свое несогласие с плохой софистической практикой. [12]
В программе риторического образования Исократа подчеркивалась способность использовать язык для решения практических проблем, и он называл свое учение скорее философией, чем школой риторики. Он подчеркнул, что учащимся необходимо учиться трем вещам: природным способностям, которые являются врожденными, профессиональной подготовкой знаний, предоставляемой учителями и учебниками, и прикладной практикой, разработанной педагогами. [9] Он также подчеркнул важность гражданского образования и подготовки студентов к служению государству. Студенты попрактиковались в составлении и произнесении речей на различные темы. Он считал естественные способности и практику более важными, чем правила или принципы риторики. Вместо того, чтобы очерчивать статические правила, Исократ подчеркивал «пригодность к случаю», или кайрос (способность ритора адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и ситуациям). Его школа просуществовала более пятидесяти лет, во многом заложив основу гуманитарного образования, каким мы его знаем сегодня, включая ораторское искусство, композицию, историю, гражданство, культуру и мораль. [9]
Публикации
[ редактировать ]

Из 60 речей от его имени, доступных во времена Римской империи, 21 оставалась в передаче к концу средневекового периода. Самые ранние рукописи, датированные девятым или десятым веками, а копии первых трех речей Исократа вплоть до четвертого века, были найдены в одном кодексе во время раскопок 1990-х годов в Келлисе , месте в оазисе Дахла в Египте . [13] [14] У нас есть девять букв его имени, но подлинность четырех из них подвергается сомнению. [ кем? ] Говорят, что он составил трактат « Искусство риторики», но его копия неизвестна. Другие сохранившиеся работы включают его автобиографический «Антидоз» и образовательные тексты, такие как «Против софистов» .
Исократ написал сборник из десяти известных речей, три из которых были адресованы правителям Саламина на Кипре. В «К Никоклу » Исократ сначала предлагает, как лучше всего править новому царю. [15] В остальной части речи Исократ советует Никоклу способы улучшить его природу, например, использовать образование и изучать лучших поэтов и мудрецов. В заключение Исократ приходит к выводу, что, находя золотую середину, лучше потерпеть неудачу, чем переборщить. Его вторая речь о Никокле была посвящена правителям Саламина на Кипре; это было написано для короля и его подданных. Исократ еще раз подчеркивает, что самый верный признак хорошего понимания — это образование и умение хорошо говорить. Король использует эту речь, чтобы сообщить людям, чего именно он от них ожидает. Исократ подчеркивает, что смелость и ум не всегда хороши, а умеренность и справедливость. Третья речь о Кипре — это восхваление Евагора, отца Никокла. Исократ некритически аплодирует Евагору за то, что тот насильственно занял трон Саламина и продолжал править до своего убийства в 374 г. до н.э. [16]
Через два года после завершения трех речей Исократ написал речь для Архидама, принца Спарты. Исократ считал поселение фиванских колонистов в Мессене нарушением Анталкидского мира. Больше всего его беспокоил тот факт, что это испытание восстановит не истинных мессенцев, а скорее илотов, которые, в свою очередь, сделают этих рабов хозяевами. Исократ считал, что справедливость важнее всего, что обеспечивало спартанские законы, но, похоже, он не признавал прав илотов. Десять лет спустя Исократ написал письмо Архидаму, ныне царю Спарты, призывая его примирить греков, прекратить их войны друг с другом, чтобы они могли положить конец наглости персов. [16]
В конце Социальной войны в 355 г. до н. э. 80-летний Исократ написал речь, адресованную афинскому собранию, под названием « О мире»; Аристотель назвал это « О Конфедерации» . Исократ написал эту речь для читающей публики, прося, чтобы обе стороны были выслушаны беспристрастно. Те, кто выступает за мир, никогда не причиняли несчастий, в то время как те, кто выступал за войну, терпели множество бедствий. Исократ критиковал льстецов, которые разрушили их общественные дела. [16]
Антидоз
[ редактировать ]Панатенейкус
[ редактировать ]В «Панатинаике» Исократ спорит с учеником о грамотности спартанцев . В разделе 250 студент утверждает, что самые умные из спартанцев восхищались копиями некоторых речей Исократа и владели ими. Подразумевается, что некоторые спартанцы имели книги, могли их читать и хотели это сделать. Однако спартанцам нужен был переводчик, чтобы прояснить любые недоразумения, связанные с двойным смыслом, которые могли скрываться под поверхностью сложных слов. Этот текст указывает на то, что некоторые спартанцы не были неграмотными. Этот текст важен для понимания учеными грамотности в Спарте, поскольку он указывает на то, что спартанцы умели читать и что они часто использовали письменные документы в своих общественных делах.
Основные речи
[ редактировать ]- К демоническому
- Николму
- Давайте посмотрим
- Бусирис
- Миром
- Эвагорас
- Елена
- Никоклес
- панегирик
- Филип
Наследие
[ редактировать ]
Из-за нападок Платона на софистов школа Исократа, берущая свои корни, если не всю свою миссию, в риторике, сфере софистов, стала рассматриваться как неэтичная и лживая. Однако многие критические замечания Платона трудно обосновать реальными работами Исократа; в конце «Федра» Платон даже показывает, как Сократ восхваляет Исократа (хотя некоторые учёные сочли это сарказмом). Исократ видел идеального оратора как человека, который должен обладать не только риторическим даром, но и широкими познаниями в философии, науке и искусстве. Он продвигал греческие идеалы свободы, самоконтроля и добродетели; в этом он оказал влияние на нескольких римских риторов, таких как Цицерон и Квинтилиан , а также на основные концепции гуманитарного образования . [ нужна ссылка ]
Хотя Исократ в истории философии был в значительной степени маргинален, [17] его вклад в изучение и практику риторики привлек больше внимания. Томас М. Конли утверждает, что благодаря влиянию Исократа на Цицерона, чьи сочинения по риторике наиболее широко и постоянно изучались до нашей эры, «можно сказать, что Исократ из всех греков был величайшим». [18] С нео-аристотелевским поворотом в риторике работа Исократа иногда воспринимается как простой предшественник систематического изложения Аристотеля в « О риторике» . [19] Однако Екатерина Хаскинс рассматривает Исократа как стойкое и достойное противодействие аристотелевской риторике. Вместо аристотелевской позиции относительно риторики как нейтрального инструмента, Исократ понимает риторику как деятельность по формированию идентичности, которая активирует и поддерживает гражданскую идентичность. [19] Позицию Исократа в отношении риторики можно считать древним предшественником концепции теоретика двадцатого века Кеннета Бёрка о том, что риторика коренится в идентификации. [20] Работу Исократа также называют протопрагматической из -за его утверждения, что риторика использует вероятные знания с целью решения реальных проблем в мире. [17] [21]
Новшества Исократа в искусстве риторики уделяли больше внимания выражению и ритму, чем любой другой греческий писатель, хотя, поскольку его предложения были настолько сложными и артистичными, он часто жертвовал ясностью. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филлипс, Дэвид Д. (27 марта 2003 г.). «Биографии ораторов» . stoa.org . Стоа . Проверено 7 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Исократ (2004). Исократ II . Перевод Терри Л. Папийона. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70245-5 – через ProQuest Ebook Central.
- ^ «Поиск SOL: йота,652» . Энциклопедия SUDA . Университет Кентукки . Проверено 7 сентября 2020 г. - через cs.uky.edu.
- ^ Коуквелл, Дж. Лоу. (27 августа 2020 г.). «Исократ» . Британская энциклопедия .
- ^ Исократ. Антидоз . Том. Раздел 161 . Проверено 7 сентября 2020 г. - через perseus.tufts.edu.
В Пелопоннесской войне я потерял наследие, оставшееся мне от того, что потратил мой отец...
- ^ Добсон, Дж. Ф. «Глава 6: Исократ» . Греческие ораторы . Проверено 7 сентября 2020 г. - через perseus.tufts.edu.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коуквелл, Джордж Лоу (1998). «Исократ» . У Саймона Хорнблауэра; Энтони Спофорт (ред.). Оксфордский спутник классической цивилизации . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860165-4 . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Митчелл, Гордон. «Исократ» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2014 года . Проверено 1 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Матсен, Патрисия, Филип Роллинсон и Марион Соуза. Чтения классической риторики . Южный Иллинойс: 1990.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Норлин, Джордж (1928). Исократ . Лондон В. Хайнеманн. стр. ix – xlvii.
- ^ Чтения по классической риторике Томаса В. Бенсона, Майкла Х. Проссера. страница 43 . ISBN 0-9611800-3-X
- ^ Ливингстон, Найл (2007). «Написание политики: философская риторика Исократа». Риторика: Журнал истории риторики . 25 (1): 15–34.
- ^ «Древний Келлис» . Lib.monash.edu.au. 2 октября 1998 года. Архивировано из оригинала 20 апреля 2012 года . Проверено 9 июля 2012 года .
- ^ Мирхади, Дэвид К. и Юн Ли Ту, Исократ I , Техасский университет, 2000 г.
- ^ Августи, Андреас (2023). «Домашнее хозяйство в политической мысли Исократа» . Европейский журнал политической теории . 22 (4): 523–541. дои : 10.1177/14748851211073728 . ISSN 1474-8851 . S2CID 246303666 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бек, Сандерсон. Греция и Рим до 30 г. до н.э. (Том 4-е изд.). Этика цивилизации.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэтсон, Висконсин (1957). «Исократ Прагматик». Обзор метафизики . 10 (3): 423–427. ISSN 0034-6632 . JSTOR 20123586 .
- ^ Конли, Томас М. (1990). Риторика в европейской традиции . Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 0-8013-0256-0 . ОКЛК 20013261 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаскинс, Екатерина В. (2010). Логос и власть у Исократа и Аристотеля . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-57003-873-0 . OCLC 632088737 .
- ^ Хаскинс, Екатерина (июль 2006 г.). «Выбор между Исократом и Аристотелем: дисциплинарные предположения и педагогические последствия» . Ежеквартальный журнал Риторического общества . 36 (2): 191–201. дои : 10.1080/02773940600605552 . ISSN 0277-3945 . S2CID 145521219 .
- ^ Мишель Кеннерли; Дэмиен Смит Пфистер, ред. (2018). Древняя риторика и цифровые сети . Таскалуса: Издательство Университета Алабамы. ISBN 978-0-8173-9157-7 . OCLC 1021296931 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенуа, Уильям Л. (1984). «Исократ о риторическом образовании». Коммуникативное образование . 33 (2): 109–119. дои : 10.1080/03634528409384727 .
- Биззелл, Патрисия; Герцберг, Брюс, ред. (2001). Риторическая традиция: Чтения от классических времен до наших дней (2-е изд.). Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина. ISBN 978-0-312-14839-3 .
- Бери, Дж. Б. (1913). История Греции . Макмиллан: Лондон.
- Ойкен, Кристоф (1983). Исократ: Его позиции в дискуссии с современными философами (на немецком языке). Берлин: В. де Грюйтер. ISBN 978-3-11-008646-1 .
- Голден, Джеймс Л.; Берквист, Гудвин Ф.; Коулман, Уильям Э. (2007). Риторика западной мысли (9-е изд.). Дубьюк, Айова: Кендалл / Хант. ISBN 978-0-7575-3838-4 .
- Грубе, GMA (1965). Греческие и римские критики . Лондон: Метуэн.
- Хаскинс, Екатерина В. (2004). Логос и власть у Исократа и Аристотеля . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-57003-526-5 .
- Исократ (1752 г.), «Речи и послания » в переводе Джошуа Динсдейла (Лондон, напечатано для Т. Уоллера)
- Исократ (2000). Исократ I. Дэвид Мирхади, Юн Ли Ту, пер. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-75237-5 .
- Исократ (2004). Исократ II . Перевод Терри Л. Папийона. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70245-5 .
- Исократ . Классическая библиотека Леба . Перевод Джорджа Норлина; Лару ван Хук. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. 1968. ISBN 978-0-674-99231-3 .
- Ливингстон, Найл (2001). Комментарий к «Бусирису» Исократа . Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-12143-0 .
- Мьюир, младший (2005). «Неужели наша история философии образования в основном неверна?: Случай Исократа». Теория и исследования в образовании . 3 (2): 165–195. дои : 10.1177/1477878505053300 . S2CID 145489575 .
- Мьюир, младший (2018). Наследие Исократа и платоновская альтернатива . Лондон: Рутледж.
- Мьюир, младший (2022) Изократ: историография, методология и достоинства педагогов. Чам, Швейцария: Springer.
- Папийон, Терри (1998). «Исократ и греческая поэтическая традиция» (PDF) . Схолия . 7 : 41–61. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пулакос, Такис (1997). Выступая за полис: риторическое образование Исократа . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-57003-177-9 .
- Пулакос, Такис; Депью, Дэвид Дж., ред. (2004). Исократ и гражданское образование . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70219-6 .
- Уотерфилд, Робин (2002). "Примечания". Платон «Федр» . Издательство Оксфордского университета.
- Ромилли, Жаклин де (1985). Магия и риторика в Древней Греции . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-54152-8 .
- Смит, Роберт В.; Брайант, Дональд С., ред. (1969). Древнегреческие и римские риторы: Биографический словарь . Колумбия, Миссури: Artcraft Press.
- Тоже Юн Ли (1995). Риторика идентичности у Исократа: текст, власть, педагогика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-47406-1 .
- Тоже, Юн Ли (2008). Комментарий к «Антидосу» Исократа . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-923807-1 .
- Усенер, Сильвия (1994). Исократ, Платон и их аудитория: слушатели и читатели литературы IV века до н.э. до нашей эры (на немецком языке). Тюбинген: Дурак. ISBN 978-3-8233-4278-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

