Андокид
Андокиды ( / ˌ æ n ˈ d ɒ s ɪ d iː z / ; [1] Греческий : Ἀνδοκίδης , Андокид ; в. 440 – ок. 370 г. до н.э. [ нужна ссылка ] ) был логографом (спичрайтером) в Древней Греции. Он был одним из десяти аттических ораторов, включенных в «Александрийский канон», составленный Аристофаном Византийским и Аристархом Самофракийским в третьем веке до нашей эры.
Жизнь
[ редактировать ]Андокид был сыном Леогора и родился в Афинах около 440 г. до н. э. [2] Он принадлежал к древней Евпатридской семье Кериков , которая проследила свою родословную до Одиссея и бога Гермеса . [3] [4] [5] [6]
В юности Андокид, кажется, неоднократно работал послом в Фессалии , Македонии , Молоссии , Феспротии , Италии и Сицилии . [7] Хотя его часто подвергали нападкам за его политические взгляды, [8] он сохранял свою позицию до тех пор, пока в 415 г. до н.э. не стал фигурантом обвинения, выдвинутого против Алкивиада за осквернение мистерий и изувечение Гермов накануне отбытия афинской экспедиции на Сицилию . Представлялось особенно вероятным, что Андокид был соучастником последнего из этих преступлений, которое считалось предварительным шагом к свержению демократической конституции, поскольку Герм, стоявший недалеко от его дома в Эгейском стиле , был среди очень немногих, кто не сделал этого. был ранен. [9] [10]
Андокид соответственно был схвачен и брошен в тюрьму, но через некоторое время восстановил свою свободу, пообещав, что станет информатором и раскроет имена настоящих виновников преступления; и по предложению некоего Хармида или Тимея, [4] [11] он упомянул четверых, все из которых были казнены. Говорят также, что он обвинил своего отца в осквернении тайн, но снова спас его в час опасности - обвинение, которое он категорически отрицал. [12] Но так как Андокид не смог оправдаться от обвинения, он был лишен прав гражданина и покинул Афины. [13] [14]
Андокид путешествовал по различным частям Греции и занимался главным образом коммерческим предпринимательством и установлением связей с влиятельными людьми. [15] Средства, которые он использовал, чтобы завоевать дружбу с влиятельными людьми, иногда были самыми постыдными; услуга, оказанная им принцу на Кипре . среди которых особо упоминается [16]
В 411 г. до н. э. Андокид вернулся в Афины после создания олигархического правительства Четырехсот , надеясь, что определенная услуга, которую он оказал афинским кораблям на Самосе, обеспечит ему желанный прием. [17] Но как только олигархи были проинформированы о возвращении Андокида, их лидер Пейсандр приказал схватить его и обвинил в поддержке оппозиционной им партии на Самосе. Во время суда Андокид, почувствовав охватившее его раздражение, прыгнул к алтарю, стоявшему во дворе, и принял там позу просителя. Это спасло ему жизнь, но он был заключен в тюрьму. Однако вскоре после этого он был освобожден или сбежал из тюрьмы. [18] [19]
Затем Андокид отправился на Кипр, где какое-то время наслаждался дружбой с Эвагором ; но по тем или иным обстоятельствам он рассердил своего друга и был отправлен в тюрьму. Здесь он снова бежал и после восстановления демократии в Афинах и упразднения Четырехсот отважился еще раз вернуться в Афины; но так как он все еще страдал от приговора к лишению гражданских прав, он пытался с помощью взяток убедить пританцев позволить ему присутствовать на народном собрании. Последний, однако, изгнал его из города. [19] Именно по этому случаю, в 411 г. до н.э., Андокид произнес дошедшую до нас речь «О своем возвращении», в которой просил разрешения проживать в Афинах, но тщетно. В своем третьем изгнании Андокид поселился в Элиде . [16] и во время его отсутствия в родном городе его дом там занимал Клеофонт , ведущий демагог . [20]
сверг тиранию Тридцати , не Андокид оставался в изгнании до тех пор , пока Фрасибул когда объявленная тогда всеобщая амнистия дала ему надежду, что ее выгоды будут распространены и на него. Сам он говорит, что вернулся в Афины с Кипра, [21] где он утверждал, что имеет большое влияние и значительную собственность. [22] Благодаря всеобщей амнистии ему разрешили остаться в Афинах, он наслаждался миром в течение следующих трех лет и вскоре восстановил свое влиятельное положение. По словам Лисия , не прошло и десяти дней после его возвращения, как он предъявил обвинение Архиппу или Аристиппу , которое, однако, отказался, получив определенную сумму денег. В этот период Андокид стал членом буле , в котором он, по-видимому, обладал большим влиянием, а также в народном собрании. Он был гимназиархом в Гефесте , его посылали в качестве архитеора на Истмийские и Олимпийские игры , и ему даже была доверена должность хранителя священной сокровищницы.
Но в 400 г. до н.э. Каллий II , поддержанный Кефизием , Агиррием , Мелетом и Эпихаром , настаивал на необходимости помешать Андокиду присутствовать на собрании, поскольку он никогда не был формально освобожден от гражданского бесправия. Каллий II также обвинил его в нарушении законов, касающихся храма в Элевсине . [23] Оратор изложил свою точку зрения в дошедшей до нас речи «О мистериях» (περὶ τῶν μυστηρίων), в которой он утверждал, что не был причастен к осквернению мистерий или увечью герм, что он не нарушал по законам Элевсинского храма, что он так или иначе получил обратно свое гражданство в результате амнистии и что на самом деле Каллием двигал частный спор с Андокидом по поводу наследства. Он был оправдан. После этого он снова наслаждался миром до 394 г. до н. э., когда его отправили послом в Спарту относительно мира, который должен был быть заключен вследствие победы Конона у Книда . По возвращении его обвинили в незаконном поведении во время пребывания в посольстве. К этому делу относится дошедшая до нас речь «О мире с лакедемонянами» (περὶ τῆς πρὸς Λακεδαιμονίους εἰρήνης). Он был доставлен в 393 г. до н. э. (хотя некоторые ученые относят его к 391 г. до н. э.). Андокида признали виновным и в четвертый раз отправили в ссылку. После этого он так и не вернулся и, похоже, умер вскоре после этого удара.
Андокид, похоже, не имел детей, поскольку в возрасте 70 лет он описан как бездетный. [24] хотя схолиаст Аристофана упоминает Антифона как сына Андокида. Большое состояние, которое он унаследовал от отца или приобрел в результате своих коммерческих предприятий, в последние годы его жизни значительно уменьшилось. [25] [26]
Ораторское искусство
[ редактировать ]Как оратор Андокид, похоже, не пользовался большим уважением у древних, поскольку он редко упоминается, хотя говорят, что Валерий Теон написал комментарий к его речам. [27] Мы не знаем, чтобы он обучался в какой-либо софистической школе того времени и, вероятно, развил свои таланты в практической школе народного собрания. Следовательно, в его речах нет никакой манерности, и они действительно, как говорит Плутарх, просты и свободны от всякой риторической помпезности и украшений. [28]
Иногда, однако, его стиль расплывчат, становится утомительным и неясным. Лучшей среди его речей является речь «О мистериях»; но для истории того времени все они имеют величайшее значение.
Помимо трех уже упомянутых речей, которые, несомненно, подлинны, есть четвертая речь против Алкивиада (κατὰ Ἀλκιβιάδου), которая, как говорят, была произнесена Андокидом во время остракизма 415 г. до н. э.; но это, вероятно, подделка, хотя, похоже, содержит подлинный исторический материал. Некоторые учёные приписывали его Феаксу , принимавшему участие в остракизме, по мнению Плутарха . Но более вероятно, что это риторическое упражнение начала четвертого века до нашей эры, поскольку во время остракизмов не произносились официальные речи, а обвинение или защита Алкивиада были постоянной риторической темой. [29] Помимо этих четырех речей, мы располагаем лишь несколькими фрагментами и весьма смутными намеками на другие речи. [30]
Список дошедших до нас выступлений
[ редактировать ]- О мистериях ( см. также « De Mysteriis »). Защита Андокида от обвинения в нечестии при осквернении Элевсинских мистерий и нанесении увечий Гермам .
- По возвращении « ( Де Редиту »). Просьба Андокида о его возвращении и устранении гражданских недостатков.
- О мире со Спартой « ( Де Паче »). Аргументы в пользу мира со Спартой.
- Против Алкивиада ( Κατὰ Ἀλκιβιάδου « Против Алкивиадема »). Обычно считается ложным.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Андоцид» . Электронная энциклопедия Колумбии , 6-е изд., издательство Колумбийского университета, 2012 г.
- ^ Брилла Новый Поли против Андоцидеса
- ^ Псевдо-Плутарх , Жизни десяти ораторов
- ^ Jump up to: а б Плутарх , Алкивиад 21
- ^ Андокид, De Mysteriis § 141
- ^ Андокид, По возвращении § 26
- ^ Андокид, Против Алкивиада § 41
- ^ Андокид, Против Алкивиада § 8
- ^ Корнелий Непос , Алкивиад 3
- ^ Ян Отто Слейтер, lectiones Andocideae c. 3.
- ^ Андокид, De Mysteriis § 48
- ^ Андокид, О тайнах
- ^ Андокид, По возвращении § 25
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Андокид, De Mysteriis § 137
- ^ Jump up to: а б Фотий I Константинопольский , Библиотека.
- ^ Андокид, По возвращении §§ 11,12
- ^ Андокид, По возвращении § 15
- ^ Jump up to: а б Лисий , Против Андокида § 29
- ^ Андокид, De Mysteriis § 146
- ^ Андокид, De Mysteriis § 132
- ^ Андокид, О тайнах § 4
- ^ Андокид, De Mysteriis § 110
- ^ Андокид, De Mysteriis §§ 146,148
- ^ Андокид, De Mysteriis § 144
- ^ Лисий , Против Андокида § 31
- ^ Suda , s.v. Θέων
- ^ Комп. Дионис Хэл. из Лиса. 2, Фукида. Джуд 51
- ^ Гриббл. 1999. Алкивиад и Афины гл.2 прил.2
- ^ Ян Отто Слейтер, lectiones Andocideae p. 239 и т. д.
- Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Андоцид ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 965. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Шмитц, Леонард (1870). «Андоцид» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. п. 168.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В греческом Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Андокид.
- Выступления на проекте «Персей»