Jump to content

молоссы

(Перенаправлено из Молоссии )
Молоссия в древности.

Молоссы племен , ( греч . Μολοσσοί или Μολοττοί , латинизированное : Molossoi или Molottoi ) были группой древнегреческих в классической древности населявших регион Эпира . [1] [2] Вместе с хаонцами и феспротами они образовали основные племенные группировки северо-западной греческой группы. [3] На северной границе они соседствовали с хаонцами, а на южной границе — с царством феспротиев. Они образовали собственное государство около 370 г. до н. э. и входили в состав Эпирской лиги . Самым известным молоссским правителем был Пирр Эпирский , считавшийся одним из величайших полководцев древности. Молоссы выступили против Рима в Третьей македонской войне (171–168 до н. э.) и потерпели поражение. После войны регион стал свидетелем опустошения, в то время как значительное количество молоссцев и других эпиротов было порабощено и вывезено в Римскую республику , в основном на самом итальянском полуострове .

Древние источники

[ редактировать ]
Монета Молосси, 360–330/25 г. до н.э. Аверс: Вертикальная молния на щите, ΜΟΛΟΣΣΩΝ (молоссийцев) вокруг щита. Реверс: Молния в венке.

По мнению Страбона , молоссы, наряду с хаонцами и феспротами , были наиболее известными среди четырнадцати племен Эпира, которые когда-то правили всем регионом . Раньше Эпиром правили хаонцы, а впоследствии регионом контролировали феспротийцы и молоссы. Теспроты, хаонцы и молоссы были тремя основными группами греческих племен, вышедшими из Эпира и являвшимися самыми могущественными среди всех других племен. [4]

Молоссы также славились своими злобными гончими , которых пастухи использовали для охраны своих стад. Именно отсюда получила свое название порода собак Молоссоид , родом из Греции. Вергилий сообщает нам, что в Древней Греции более тяжелые молоссские собаки часто использовались греками и римлянами для охоты ( canis venaticus ) и для охраны дома и скота ( canis Pastoralis ). «Никогда, пока они настороже, — говорит Вергилий, — не нужно бояться за свои прилавки полуночного вора, или нападения волков, или иберийских разбойников за вашей спиной».

Страбон сообщает, что феспротийцы, молоссяне и македоняне называли стариков пелиями (πελιοί), а старух — пелиями (πελιαί) (< PIE *pel- , «серый»). См. Древнегреческий πέλεια peleia , « голубь », названный так из-за темно- серого цвета. Древнегреческое πελός pelos означало «серый». [5] Их сенаторов называли Пелигонами (Πελιγόνες), по аналогии с македонскими Пелиганами (Πελιγᾶνες). [6]

Молоссийская королевская семья

[ редактировать ]

Правящая династия Молоссов утверждала, что произошла от мифологического Молосса , одного из трех сыновей Неоптолема , сына Ахилла и Деидамии . После разграбления Трои Неоптолем и его армия обосновались в Эпире, где присоединились к местному населению. Молосс унаследовал царство Эпира после смерти Елена , сына Приама и Гекубы Трои, который женился на своей бывшей невестке Андромахе после смерти Неоптолема. По мнению некоторых историков, их первым царем был Фаэтон, один из тех, кто пришел в Эпир вместе с Пеласгом . По сообщению Плутарха , Девкалион и Пирра , установив поклонение Зевсу в Додоне , поселились там среди молоссов. [4] В то время среди писателей классической эпохи эти рассказы не вызывали сомнений. [7] По словам Йоханнеса Энгельса (2010) в «Оксфордском справочнике по Македонии», генеалогические связи через троянский цикл и другие мифы прочно связывали Эпир с остальной частью Греции, исключая серьезные дебаты о греческом происхождении эпиротов, включая молоссов. [8]

Самым известным представителем династии Молоссов был Пирр , прославившийся несколькими пирровыми победами в битвах над римлянами . Согласно Плутарху , Пирр был сыном Эакида Эпирского и гречанки из Фессалии по имени Фтия , дочери героя войны в Ламийской войне . Пирр был троюродным братом Александра Македонского . Более того, Олимпиада , мать Александра Македонского, была членом этого знаменитого суверенного дома.

Политическое устройство древнегреческого мира (VIII–V вв. до н.э.). Племенные социальные структуры выделены фиолетовым цветом.

Молоссское ядро

[ редактировать ]

В эпоху поздней бронзы молоссы, вероятно, обитали на большей части центральных и западных хребтов Пиндоса . [9] Они были среди известных греческих племен микенского периода (1600–1100 до н. э.) после раскола прото-греков . [10] Район Погони считался центром молосских племен из-за большого количества захоронений курганов, найденных в этом регионе, датируемых тем временем. [11] Первоначально они жили в небольших поселениях, не обнесенных стенами, ката комас , в основном разбросанных по речным долинам и прибрежным районам центрального Эпира. Среди этих поселений наиболее раскопанные располагались в Лиатовуни у слияния рек Аоос и Войдоматис в долине Коницы , основанной в 13–12 веках до н.э., и Витсы (с 9 века до н.э.). [12] При самом раннем захоронении в Лиатовуни было обнаружено микенское оружие. Это молоссское кладбище состоит из 103 захоронений и использовалось до конца V - начала IV века до нашей эры. [13] Большое молоссское кладбище также было обнаружено в Куцокрано, Погони. [14]

Молоссская экспансия

[ редактировать ]

Молоссы были также среди греческих колонистов, достигших Ионического побережья Малой Азии в период ее колонизации (1020–900 гг. до н. э.). [15] [16] Молоссская экспансия в Эпир, возможно, началась в начале VI века до нашей эры. Таким образом, они стали ведущей державой в регионе уже со времен историка Гекатея ( ок. 550–476 до н. э.). [17] Их экспансия была направлена ​​прежде всего в сторону феспротиев. Однако близлежащие хаонцы также потеряли некоторые пастбища, но сохранили контроль над территорией, простирающейся от Граммоса (древнего Бойона) до юго-запада Охрид-Преспы. [18]

Эпироты традиционно были в дружеских отношениях с коринфянами , однако в V веке до нашей эры в последние десятилетия правления Фарипса молоссы приняли проафинскую политику . Это изменение также сказалось на торговле. [19]

В 385 г. до н.э. Алькетас , свергнутый молоссийский царь, который был сослан ко двору Дионисия Сиракузского . с помощью иллирийцев , напал на свергнувшую его фракцию молосской династии и попытался захватить власть [20] Дионисий планировал контролировать все Ионическое море. Спарта вмешалась и изгнала иллирийцев, которыми руководил Бардиллис . [21] [22] [23] Даже с помощью 2000 греческих гоплитов и 500 комплектов греческих доспехов иллирийцы потерпели поражение от спартанцев (во главе с Агесилаем ), но не раньше, чем опустошили регион и убили 15 000 молоссцев. [23] Алькету в конце концов удалось восстановить свою власть и приблизить молоссское государство к Афинам (традиционному врагу Спарты).

Единый Эпир

[ редактировать ]

Правящей молосской династии Эакидов удалось создать первое централизованное государство в Эпире ок. 370 г. до н.э. , расширяя свою власть за счет соперничающих племен. Эакиды объединились со все более могущественным Македонским царством , отчасти против общей угрозы иллирийских набегов. [24] а в 359 г. до н. э. молоссийская царевна Олимпиада , племянница Ариббаса Эпирского , вышла замуж за царя Македонского Филиппа II (годы правления 359–336 до н. э.). Ей суждено было стать матерью Александра Македонского . После смерти Арибвы на престол взошел Александр Молоссянин , дядя Александра Македонского , с титулом царя Эпира . [25]

В 334 г. до н. э., когда Александр Великий пересек Азию, Александр I Молоссец возглавил экспедицию на юг Италии в поддержку греческих городов Великой Греции против близлежащих итальянских племен и зарождающейся Римской республики . После некоторых успехов на поле боя он потерпел поражение от коалиции италийских племен в битве при Пандосии в 331 г. до н. э.

Во время другого иллирийского нападения в 360 г. до н. э. молоссийский царь Аримбас (или Ариббас) эвакуировал свое мирное население в Этолию и позволил иллирийцам свободно грабить. Стратагема сработала, и молоссы напали на иллирийцев, обремененных добычей, и разгромили их. [23] [26]

В 330 г. до н. э., после смерти Александра Молоссянина, термин «Эпир» впервые появляется как единая политическая единица в древнегреческих записях под руководством молоссской династии. Впоследствии чеканка трёх основных племенных групп Эпиротов подошла к концу, и была выпущена новая чеканка с легендой Эпирот . [27]

После смерти Александра I Эакид Эпирский , сменивший его, поддержал дело Олимпиады против Кассандра , но был свергнут с престола в 313 г. до н. э.

Царствование Пирра

[ редактировать ]

Сын Эакида Пирр взошел на престол в 295 г. до н.э. Пирр, будучи опытным полководцем, был призван помочь грекам Тарента и решил начать крупное наступление на Итальянский полуостров и Сицилию . Благодаря своим превосходным боевым способностям армия Эпирота победила римлян в битве при Гераклее (280 г. до н.э.). Впоследствии войска Пирра почти дошли до окраин Рима, но были вынуждены отступить, чтобы избежать неравного конфликта с более многочисленной римской армией. В следующем году Пирр вторгся в Апулию (279 г. до н. э.), и две армии встретились в битве при Аскулуме, где эпироты одержали одноименную пиррову победу , дорогой ценой. [28]

В 277 году до нашей эры Пирр захватил карфагенскую крепость Эрикс на Сицилии. Это побудило остальные города, контролируемые Карфагеном, перейти на сторону Пирра. [29] Его итальянская кампания подошла к концу после безрезультатной битвы при Беневентуме (275 г. до н.э.). Потеряв подавляющую часть своей армии, он решил вернуться в Эпир, что в конечном итоге привело к потере всех его итальянских владений. Из-за его дорогостоящих побед термин « пиррова победа » часто используется для обозначения победы, которая обошлась победителю опустошительно. [30]

Койнон Эпиротский

[ редактировать ]

В 233 году до нашей эры был убит последний выживший член царского дома Эакидов Деидамия . Ее смерть привела к внезапному исчезновению королевской семьи Эпиротов и созданию федеративной республики. Причины быстрого падения династии Эакидов, вероятно, были сложными. Должно быть, свою роль сыграло этолийское давление, и союз с Македонией мог оказаться непопулярным; кроме того, возможно, существовала социальная напряженность. [31] Однако Эпир оставался значительной державой, объединенной под эгидой Эпиротской лиги как федеральное государство со своим собственным парламентом (или синедрионом ). [31]

В последующие годы Эпир столкнулся с растущей угрозой со стороны экспансионистской Римской республики , которая вела серию войн с Македонией. Лига оставалась нейтральной в первых двух македонских войнах . [32] Однако они встали на сторону антиримского македонско-иллирийского пакта в Третьей македонской войне (171–168 до н.э.). После победы римлян по решению римского сената в общей сложности 150 000 эпиротов, в основном молоссы, были порабощены и отправлены в Италию. Это решение является единственным подобным актом римского сената и крупнейшей операцией по охоте на рабов в римской истории. В последующие годы количество рабов-эпиротов в Италии превосходило по численности рабов другого происхождения, и большинство рабских браков заключалось между эпиротами. [33] В историографии решение сената стало предметом многочисленных споров, поскольку две основные антиримские державы того времени в этом регионе, македонцы и иллирийцы, понесли мало последствий в отличие от молоссов с точки зрения наказания. В прошлых исследованиях теория Говарда Хейса Скалларда была наиболее признанной теорией. Он связал меры, принятые римлянами, с Харопом Эпирским , членом конкурирующего племени хаонцев – союзником римлян – который, чтобы получить контроль над регионом, настаивал на истреблении молоссов. [34] Эта интерпретация основана на негативной оценке Харопса уже в древних источниках, поскольку Полибий называет его «самым диким и выродившимся из всех людей». Современная интерпретация событий больше фокусируется на структурных причинах, которые привели к этому решению римлян, а не на личной политике региональных игроков. [35] Чума 174 г. до н. э. привела к значительному сокращению доступной рабочей силы в Италии, которая почти исключительно обеспечивалась рабским трудом. В последующие годы охота на рабов стала центральной особенностью римских кампаний. Римский сенат, который представлял землевладельческую элиту, специально нацелился на молоссов, поскольку близость их территории к Брундизию и Таранто требовала гораздо меньших затрат на транспортировку. не менее 65 000 сардинцев и многих других племен. Для сравнения, в том же году порабощено [36] Однако недавние исследования и новые интерпретации масштабов разрушений поставили под сомнение эти традиционные взгляды некоторых современных авторов, поскольку утверждения о 70 разрушенных поселениях и 150 000 захваченных рабах были не точными, а символическими цифрами. [37] Хотя регион стал свидетелем широкомасштабных разрушений, греческий язык в Эпире в последующие столетия продемонстрировал замечательную жизнеспособность как в городах, так и за их пределами. [38]

Культура

[ редактировать ]
Карта древнегреческих диалектов.

Сегодня существует общее мнение, что молоссы были среди грекоязычного населения Эпира, говорящего на северо-западном дорическом диалекте древнегреческого языка , родственном диалекту Этолии, Фокиды и некоторых других регионов. [39] [40] об этом свидетельствуют и имеющиеся эпиграфические данные в Эпире. [41] Евгений Борза утверждает, что молоссы произошли от тех протогреческих племен, населявших северо-западную Грецию в ок. 2600 г. до н.э. [42] Лингвист Владимир Георгиев утверждает, что северо-западная Греция, включая Молоссию, была частью протогреческого региона до позднего бронзового века . миграций [43] После раскола протогреческого языка (около 1700 г. до н.э.) в Эпире говорили на северно-греческом диалекте. На греческом языке продолжали говорить в Эпире с начала микенского периода (ок. 1600 г.) и далее. [44] Таким образом, молоссы были среди 32 известных греческих племен микенской эпохи, особенно после раскола протогреков. [10] Н.Г.Л. Хаммонд (1982) утверждает, что молоссы и другие эпиротские племена говорили по-гречески, по крайней мере, с Темных веков (1100–800 до н.э.). [45] [46] Язык, на котором говорили эпироты, считался примитивным северо-западным греческим диалектом, но не было никаких сомнений в том, что это греческий язык. [8]

Более ранние историки ( Нильссон (1909 и 1951), Мейер (1878)) приводили доводы в пользу возможной частичной эллинизации доклассического Эпира, когда греческая элита правила населением негреческого происхождения. Однако такие взгляды основывались на субъективных древних свидетельствах и не подтверждаются самыми ранними эпиграфическими свидетельствами. [47]

Общество и взгляды греков

[ редактировать ]

В современных исследованиях возник вопрос о том, что составляло древнегреческую идентичность, причем образ жизни был основным критерием построения этнической принадлежности, независимо от того, на каком языке они говорили. В каждую данную историческую эпоху многие современные греки считали молоссов «варварами» не из-за языка, а из-за их племенного образа жизни, их организации и скотоводческого хозяйства. В этом контексте эпироты были больше похожи на македонцев и негреческих иллирийцев, чем на тех древних греков, которые были организованы в города-государства . [48] [8] Более широкий процесс эллинизации среди молоссов и других эпиротов продолжился после римского завоевания. [49] тем не менее, большинство ученых не возражают против того факта, что они были греками с точки зрения языка. [40] По мнению Ирада Малкина, последовавшего за Хаммондом, на греческом языке говорили, по крайней мере, с V века до нашей эры, и он отмечает, что это мог быть престижный язык, хотя сами молоссы не обязательно считались греками. [50] Более того, Малкин уточняет, что они говорили по-гречески, хотя другие греки не всегда считали их «греками». [51] Однако, по мнению Иоганна Энгельса, образ жизни в Эпире был более архаичным, чем в коринфских и керкирских колониях на побережье, но об их греческом происхождении никогда не шло речи. [8]

Древние историки и географы не следовали научным методам современных лингвистов, подробно фиксирующих речь изучаемых ими групп; их сведения основывались реже на личном опыте, а большей частью на впечатлениях каждого из их информантов, не имевших, как правило, ни филологического образования, ни сугубо лингвистических интересов. [52] Гораздо более надежным источником реальных взглядов греков на Эпир является список теородоков ( древнегреческий : θεωρόδοκοι или θεαροδόκοι ; священных посланников-приемников, чья обязанность заключалась в том, чтобы принимать и помогать теороям ( θεωροί, «зрители») перед Всегреческим игры и фестивали ), перечисляя греческие города и племена, которым крупные всеэллинские святилища посылали теороев в Эпидавре , куда входят все эпиротские племена. Вес этого доказательства имеет решающее значение, поскольку только грекам разрешалось участвовать в Всегреческих играх и фестивалях. [53] [54] В список, который был составлен в 360 году до нашей эры, вошли священные посланники (члены правящего рода каждого племени или подплемени) молоссов, кассопийцев , хаонов и феспротов . [55]

Оракул Додоны находился в центре родины молоссов, Молоссы, которая всегда считалась греческим оракулом, причем последний был хорошо известным религиозным святилищем Зевса, по крайней мере, с геометрической эпохи (ок. 1100 г.). –800 г. до н. э.). Аристотель утверждал, что « Эллада » располагалась вокруг Додоны и Ахелоя . Более того, по мнению Малкина, два из трех всеобъемлющих названий греков, используемых и по сей день ( Граики , эллины и ионийцы), связаны с Додоной и Эпиром. [56] Аристотель также считал регион вокруг Додоны местом происхождения эллинов. [57]

Местное греческое письмо

[ редактировать ]

Первые надписи происходят из коринфских колоний или посвящений Додоне и не являются репрезентативными для мест Эпира, хотя некоторые из ранних табличек Додоны могут быть связаны с Эпиром. [58] [59] Первые эпиграфические свидетельства в Эпире за пределами Додоны и близлежащих колоний датируются началом IV века до нашей эры. Молоссийские указы, изданные во время правления царя Неоптолема I (370–368 до н.э.), демонстрируют значительный опыт использования греческого языка. Они использовали греческий диалект, который не был заимствован близлежащими коринфскими колониями, а представлял собой особый северо-западный греческий диалект, похожий на акарнанский, этолийский и локрийский диалект, который также имел несколько уникальных особенностей. Таким образом, возможность быть заимствованным отвергается. [60] Большинство надписей относятся к поздней классической или эллинистической эпохе, когда они находились под влиянием северо-западного дорического диалекта, также используемого соседним населением. [61] Эпиграфический корпус, обнаруженный в последние десятилетия, также содержит большое количество ономастики греческого происхождения, родственной ономастическим областям Фессалии и Македонии. На основании этих пунктов можно легко отвергнуть возможность того, что греческий язык не был языком предков эпиротов. [62]

Историк Элизабет Мейер в 2013 году предложила новую хронологию некоторых надписей в Додоне (с начала 4 века до столетия спустя), если она точна, это будет иметь более серьезные последствия для местной истории. [63] [64] [65] но не всех историков убедят интерпретации, предложенные в этом отчете, и необходимы дальнейшие исследования. [65]

Бронзовая фигурка Зевса Керауниоса, несущего громовержца, из оракула Додоны . Национальный археологический музей, Афины .

В плане религии они поклонялись тем же богам, что и остальные греки. Никаких следов негреческих божеств не было обнаружено до эллинистической эпохи (с появлением восточных божеств в греческом мире). Их верховным божеством был Зевс , а Оракул Додоны, найденный в стране молоссов, привлекал паломников со всего греческого мира. Как и остальные Эпироты, они были включены в каталоги теародоков , где только грекам разрешалось участвовать во Всегреческих играх и фестивалях. [66]

Мифологическая королевская генеалогия

[ редактировать ]

В Древней Греции общее происхождение было подтверждено тщательными генеалогиями и основаниями легенд. Как таковой, местный царский двор, поселения и племена вели свое происхождение от ахейских мифических героев микенской эпохи. Подобные генеалогии были известны и широко приняты в Древней Греции по крайней мере с конца архаического периода , о чем свидетельствуют поэмы Пиндара ( ок. 518–438 до н.э.), посвященные ахейцу Неоптолему. [67] [68] Таким образом, чтобы повысить свой престиж, правящая династия молоссов в классической античности построила престижную генеалогию, восходящую к Троянской войне , а затем эти имена из Троянского цикла использовались для современных правителей династии, таких как Неоптолем и Пирр из Эпир .

Что касается молоссского правящего класса, философом, которому приписывают большую часть мифологической конструкции их происхождения, является Проксен из Атарнея (начало 4 века до н.э.). [69] Такое использование имен из «Илиады» противоречило древнегреческим обычаям классической античности, согласно которым имена из «Илиады» не давались живым людям. [69] Когда правящий класс молоссов начал строить такую ​​генеалогию, неясно. Различные теории относят его в хронологическом порядке от периода после Одиссеи к V веку до нашей эры. Первоначальные причины этого также обсуждаются.

Конфликт с фессалийскими племенами на востоке (которые утверждали, что они имеют такое же мифологическое происхождение, как и более поздние молоссы) и начало эллинизации молоссов в V веке до нашей эры считались факторами, способствовавшими созданию этих построек. [70] Важным моментом является то, что функция построения вымышленной генеалогии правящей династией молоссов заключалась не в эллинизации этнического происхождения своего народа, а в героизации их дома. [48] В этом контексте целью построенной генеалогии было предоставить молоссской династии «культурный паспорт греков» в их отношениях с другими правящими домами. [71] Эти генеалогические претензии молоссской правящей династии были частью запланированных ими усилий по использованию элементов греческой культуры в своих политических целях, чтобы доминировать в региональной борьбе за власть. [72]

Политика и офисы

[ редактировать ]

Плутарх пишет связанную с ним историю, согласно которой молоссийский царь Таррипас первым из своей династии прославился, поскольку организовал свои города по системе греческих обычаев, правил и постановлений. Вероятно, он был ответственен за самые ранние известные указы Молоссийского государства в 370–368 гг   . До н.э., во время правления его внука Неоптолема I; однако эти учреждения возникли гораздо раньше, и диалект, на котором они написаны, не является, как считалось, дорическим диалектом коринфских колоний, а северо-западным греческим диалектом с несколькими отличительными чертами, чтобы исключить случай его наличия. были заимствованы. [52] [73] В начале 4-го века до нашей эры ( ок. 370–368 до н. э.) молоссскими чиновниками были цари, простаты ( греч . προστάται ), буквально означающие «защитники», как и большинство греческих племенных государств того времени. [74] grammateus ) , ( греч . γραμματεύς означающий «секретарь», иеромнемоны (греч. ἱερομνήμονες), буквально означающие «священной памяти», и десять damiourgoi (греч. δημιουργοί), буквально означающие «творцы»; по одному от каждого из десяти племен, составлявших молоссскую группу (арктаны, триполии, келаэты, генуи, этнесты, трифилы, омфалы , оноперны и амимны). [75] Раз в году царь молоссов, принося жертву Зевсу Арейосу как богу войны, совершал формальный обмен клятвами с молоссскими племенами, клянясь править в соответствии с законами. [76] В более поздней надписи, датируемой, вероятно, периодом правления Неоптолема (незадолго до ) 360 г. до н.э. , молоссское государство названо «койноном молоссов» и упоминаются не только предыдущие десять племен, но и еще пять (среди них оресты и Паророй ) [75] — из области северного Пинда — области, которая, очевидно, вошла под власть Молоссов. Государственными чиновниками теперь были: король, простаты, секретарь (грамматеус) и совет из пятнадцати синархонтов ( греч . συνάρχοντες ), что буквально означает «соправители», вместо прежних десяти дамиургоев. Царь также занимал военное командование как « Эакид »; потомок Ахилла. [77]

Надпись IV века гласила (имеется в виду Александр I Эпирский ): [78]

Когда царем был Александр, когда простатасом Молоссов был Аристомах Омфалас, секретарем был Менедам Омфалас, решение было принято собранием Молоссов; Крестон является благотворителем, поэтому он дает гражданство Ктесону и родословную.

Святилище Додоны использовалось для демонстрации общественных решений. [79] Несмотря на то, что у молоссов была монархия, молоссы посылали князей в Афины, чтобы они изучали демократию, и они не считали некоторые аспекты демократии несовместимыми с их формой правления. [80] [81]

Типичной эмблемой, начертанной на молоссских монетах, была молоссская собака на щите с надписью Μολοσσοί . [82]

Список молоссов

[ редактировать ]

Генеалогическое древо царей Эпира

[ редактировать ]
Семья молоссианцев
ЭЦИДА
Таррипас
царь Эпира
430–392 до н.э.
Альсетас I
царь Эпира
390–370 до н.э.
Неоптолем I
царь Эпира
370–357 до н.э.
Ариббас
царь Эпира
370–343 до н.э.
Филипп II
царь Македонии
Олимпийские игры Александр I
царь Эпира
343/2–331 до н.э.
Троада Альсетас II
царь Эпира
313–306 гг. до н.э.
Эакид
царь Эпира
331–316, 313 г. до н.э.
Фтия
дочь
Менон IV Фарсалский
Александр Великий
царь Македонии
владыка Азии
Клеопатра Неоптолем II
царь Эпира
302–297 до н.э.
Дейдамия I Деметрий I Полиоркетес
царь Македонии
Фила
2. В Лане
дочь
Агафокл Сиракузский
король Сицилии
Пирр I
царь Эпира 306–302 до н.э. и 297–272 до н.э.,
Македонии 274–272 гг. до н. э.,
Сиракуз 278–276 до н.э.
∞ 3. Бирценна
1. Антигона
дочь
Филипп и Береника I
Антигон II Гонат
царь Македонии
(1) Птолемей
военный офицер
(2) Александр II
царь Эпира
272–242 до н.э.
(1) Олимпиада II
Деметрий II
царь Македонии
Фтия Пирр II
царь Эпира
242–238 гг. до н.э.
Птолемей
царь Эпира
238–235 гг. до н.э.
Нерей
Будь то
король Сиракуз
Дейдамия II
королева Эпира
235 – ок. 231 г. до н.э.
Пирр III
царь Эпира
235 г. до н.э.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Борза 1992 , стр. 62, 78, 98; Британская энциклопедия («Эпир»), 2013 г .; Эррингтон 1990 , с. 43; Хаммонд 1998 , с. 19; Хаммонд 1994 , стр. 430, 433–434; Хаммонд 1982 , с. 284; Уилкс 1995 , с. 104.
  2. ^ Хорнблауэр, Спофорт и Эйдинов, 2012 , стр. 966: « Молосси , общее название племен, образующих племенное государство (койнон) в Эпире, которое возникло в северном Пинде, включая Ореста, FGrH 1 F 107) и распространилось на юг, достигнув залива Амбрациоте (см. АМБРАКИЯ) около 370 г. до н.э. "
  3. ^ Эррингтон 1990 , с. 43.
  4. ^ Перейти обратно: а б Плутарх. Параллельные жизни , « Пирр ».
  5. ^ Лидделл и Скотт 1889 : πελός .
  6. ^ Лидделл и Скотт 1889 : πελιγᾶνες .
  7. ^ Хаммонд, ШФЛУ (1997). «Греческие герои и греческие колонии» . Эпир: 4000 лет греческой цивилизации и культуры . Экдотике Афинон: 46. ISBN.  9789602133712 . Предположение о том, что молоссийские цари около 500 г. до н. э. произошли от деда Ахилла, Аяка, родившегося примерно на 800 лет раньше, не подвергалось сомнению со стороны писателей классического периода.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Джозеф Ройсман; Ян Уортингтон (7 июля 2011 г.). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. стр. 83–84. ISBN  978-1-4443-5163-7 .
  9. ^ Дузугли и Пападопулос 2010 , с. 8
  10. ^ Перейти обратно: а б Катона, Ал. (2000). «Протогреки и курганная теория» (PDF) . Журнал индоевропейских исследований : 87. Протогреки постепенно раскололись... известны (молоссы...).
  11. ^ Пресса, Кембриджский университет (1994). Кембриджская древняя история: четвертый век до нашей эры . Издательство Кембриджского университета. п. 433. В Куцокрано в Погони, родине молоссийской группы племен, ведутся раскопки очень большого кладбища, насчитывающего, по оценкам, сотню курганов.
  12. ^ Пападопулос, Джон (31 августа 2016 г.). «Комаи, колонии и города в Эпире и Южной Албании» . Об одиссеях и странностях: масштабы и способы взаимодействия между доисторическими эгейскими обществами и их соседями . Книги Оксбоу: 444–446. ISBN  9781785702327 .
  13. ^ Пападопулос, Джон К. (2010). «Новый тип фибулы раннего железного века из Албании и северо-западной Греции» . Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 79 (2): 243–244. дои : 10.2972/hesp.79.2.233 . ISSN   0018-098X . JSTOR   40835486 . S2CID   59130541 . Проверено 20 декабря 2022 г.
  14. ^ Хаммонд 1994 , стр. 433.
  15. ^ Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1993). Сборник исследований . Адольф М. Хаккерт. п. 27. ISBN  9789025610500 .
  16. ^ Хаммонд 1967 , с. 411: «Участие молоссов в ионическом переселении (ок. 1020–900 до н.э.)».
  17. ^ Хаммонд, 1997, с. 55
  18. ^ Хаммонд, 1997, с. 56: «Молоссийская экспансия происходила особенно за счет теспротской группы. Хаонцы, возможно, потеряли некоторые пастбища, но они сохранили контроль над ними на зеленокаменной формации, которая тянется от Граммоса до юго-западной стороны озерного края (по Мосхополису). и Шипиша). Они также понесли потери от таулантиев и поселенцев Аполлонии, которые захватили южную часть прибрежной равнины, Малакастру».
  19. ^ Вокотопулу, Джулия (1997). «Археология и искусство» . Эпир: 4000 лет греческой цивилизации и культуры . Экдотике Афинон: 64. ISBN.  9789602133712 . Благодаря мирной торговле с молоссами эпироты всегда были друзьями коринфян, вплоть до последних десятилетий пятого века до нашей эры. э., когда царь молоссов Фарипс приступил к проафинской политике.
  20. ^ Хаммонд 1986 , с. 479.
  21. ^ Диодор Сицилийский Библиотека , 15.13.1 .
  22. ^ Хаммонд 1986 , с. 470.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Хаммонд 1994 , с. 428.
  24. ^ Энсон 2010 , с. 5.
  25. ^ Хаммонд 1994 , с. 438.
  26. ^ Диодор Сицилийский Библиотека , 14.92, 15.2, 16.2.
  27. ^ Хаммонд 1994 , с. 442.
  28. ^ Franke 1989 , стр. 462–479. .
  29. ^ Франке 1989 , стр. 477–480. .
  30. ^ Франке 1989 , с. 468 .
  31. ^ Перейти обратно: а б Уоллбанк 1984 , с. 452 .
  32. ^ «Линейное письмо А и линейное письмо Б» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия Inc. Проверено 3 марта 2016 г.
  33. ^ Циолковский 1986 , с. 79.
  34. ^ Циолковский 1986 , с. 71.
  35. ^ Циолковский 1986 , с. 80.
  36. ^ Циолковский 1986 , с. 75.
  37. ^ Суха 2020 , с. 31.
  38. ^ Филос 2017 , с. 242.
  39. ^ Филос 2017 , с. 224: «В настоящее время существует общее мнение, что грекоязычное население Эпира, несмотря на его раздробленность на крупные ( Молоссы , Теспротои , Хаоны ) и второстепенные... племена, говорило на северо-западном дорическом языке, родственном языку многочисленных соседние популяции центральной и западной Греции (Эттолия, Акарнания, Фокида, Дорида, ср. также определенное сходство с диалектами Элиды и Македонии), хотя, очевидно, существовали некоторые неизбежные местные особенности... контакт с негреческим населением ( иллирийцы) в северной части Эпира, возможно, еще больше усилили субдиалектные вариации, по крайней мере, в этой части региона (например, лексикон), хотя у нас нет каких-либо конкретных доказательств, особенно за пределами области ономастики...»
  40. ^ Перейти обратно: а б Виннифрит, Том (2002). Бесплодные земли, пограничные земли: история Северного Эпира/Южной Албании . Дакворт. п. 47. ИСБН  978-0-7156-3201-7 . У нас остается спорный вопрос, на каком языке говорили там эпиротские племена. Греческие ученые, за которыми следует большинство людей на Западе, хотели бы, чтобы они говорили по-гречески.
  41. ^ Филос 2017 , с. 221: «...эпиграфические свидетельства позднего архаического периода (6-5 вв. до н.э.) и далее указывают на то, что население собственно Эпира, по крайней мере, говорило на диалектной разновидности, родственной так называемому «северо-западному (северо-западному) дорическому языку». ' (или 'Северо-Западный Греческий')..."
  42. ^ Шир, Т. Лесли; Вандерпул, Юджин (1982). Исследования аттической эпиграфики, истории и топографии: представлено Юджину Вандерпулу . АСКСА. п. 7. ISBN  978-0-87661-519-5 .
  43. ^ Георгиев, Владимир Иванов (1981). Введение в историю индоевропейских языков . Издательство Болгарской академии наук. стр. 156–157. ISBN  9789535172611 . Протогреческий регион... Молоссия, Молоттия, производное от племенного имени Молоссой и личного имени Молоссос,
  44. ^ ван Бик, Люсьен (2022). «Греческий» (PDF) . В Оландере, Томас (ред.). Индоевропейская языковая семья: филогенетическая перспектива . стр. 173, 189. doi : 10.1017/9781108758666.011 . ISBN  9781108758666 .
  45. ^ Трудгилл, Питер (16 апреля 2020 г.). Тысячелетия языковых изменений . Издательство Кембриджского университета. п. 5. ISBN  978-1-108-47739-0 . «Протогреческий язык был обнаружен Георгиевым (1981) на северо-западе Греции... около 2500 г. до н.э.
  46. ^ Hammond 1982 , стр. 284, 285: «Греческую речь племен в Эпире не следует приписывать влиянию греческих колоний на побережье. На самом деле греческие колонии нигде не переводили народы больших внутренних районов на греческую речь. ... Если эти племена внутренних районов говорили по-гречески, то это потому, что они делали это до Темных Веков. В этой главе мы видим консолидацию грекоязычного населения на севере, что позволяет им выполнять свою будущую роль. защищать границы цивилизации города-государства, а затем вести эту цивилизацию на более широкие территории».
  47. ^ Филос 2017 , с. 222: «... предположил возможную (частичную) эллинизацию доклассического Эпира, когда греческая элита правила негреческим населением; ср. также Нильссон (1909) [...] Тем не менее, такие взгляды, которые в значительной степени опираются на субъективные древние свидетельства, не подкреплены самыми ранними (и не только) эпиграфическими текстами».
  48. ^ Перейти обратно: а б Дузугли и Пападопулос 2010 , с. Более того, по образу жизни племена эпиротов были больше похожи на иллирийцев, чем на греков, живших в полисах.
  49. ^ Виннифрит, Том (1983). Греки и римляне . Спрингер. п. 73. ИСБН  1349051233 .
  50. ^ Дузугли и Пападопулос 2010 , с. 7
  51. ^ Малкин, Ирад (30 ноября 1998 г.). Возвращение Одиссея: колонизация и этническая принадлежность . Издательство Калифорнийского университета. п. 142. ИСБН  978-0-520-92026-2 . В Эпире вовлеченные народы, похоже, были грекоязычными, и другие греки не считали их «греками».
  52. ^ Перейти обратно: а б Хацопулос 1997 , с. 141.
  53. ^ Hatzopoulos 1997 , стр. 140–141: «Также неоспоримо, что племена Эпиротов исповедовали ту же религию, что и другие греки. Верховным богом Эпиротов был Зевс, и его святилище в Додоне привлекало верующих со всего греческого мира. Иностранные божества не засвидетельствованы... Однако наиболее убедительным доказательством того, что эпироты прочно принадлежали к религиозному сообществу Греции, является каталог теародоков, в котором перечислены греческие города и племена, в которые основные эллинские святилища отправляли теороев. ..только грекам разрешалось участвовать в общеэллинских играх и фестивалях».
  54. ^ Филос 2017 , с. 219
  55. ^ Дэвис 2002 , с. 247.
  56. ^ Моллой, Барри (31 августа 2016 г.). Об одиссеях и странностях: масштабы и способы взаимодействия между доисторическими эгейскими обществами и их соседями . Книги Оксбоу. п. 464. ИСБН  978-1-78570-234-1 . В центре всего этого... настоящего греческого происхождения были Эпироты.
  57. ^ Хаммонд 1986 , с. 77: «Согласно Аристотелю, первоначальным домом эллинов была «Эллада», территория вокруг Додоны в Эпире. В «Илиаде» это был дом эллинов Ахилла».
  58. ^ Филос 2017 , с. 233.
  59. ^ Филос 2017 , с. 222: «...большинство эпиграфических текстов относятся к позднему классическому/эллинистическому периоду, то есть ко времени, когда влияние надрегиональной северо-западной дорической койны уже ощущалось, хотя аттико-ионический койне в конечном итоге утвердился в этом регионе в более позднее время. , то есть примерно в 1 веке нашей эры».
  60. ^ Хацопулос 1997 , с. 141: «...датируются не концом, а началом четвертого века до нашей эры. И ясно, что составители молоссских указов, высеченных в царствование Неоптолема Алкетского между 370 и 368 годами, уже имели значительный опыт в Во-вторых, установлено, что диалект, на котором они написаны, не является, как мы полагали, дорическим коринфским диалектом, а северо-западным диалектом, родственным другим из того же семейства (акарнанскому, этолийскому, локрийскому). и т. д.), но обладающий рядом отличительных особенностей, исключающих возможность его заимствования».
  61. ^ Филос 2017 , с. 222.
  62. ^ Хацопулос 1997 , с. 141: «Эпиграфические свидетельства последних десятилетий также дали огромное количество личных имен. Существуют не только чисто греческие с самого начала... Действительно, обнаруживается сходство не с ономастиконом коринфских колоний, но с именами Македония и Фессалия. Таким образом, уже нет никаких сомнений в том, что родовая речь жителей Эпира была греческой».
  63. ^ Наккас, Яннис (2014). «МОлоссия - (EA) Мейер. Надписи Додоны и новая история Молоссии» . Классический обзор . 64 (2). дои : 10.1017/S0009840X14000055 . S2CID   231892260 .
  64. ^ Смит, Филип (2014). «Надписи Додоны и новая история Молоссии. Гейдельбергские древние исторические вклады и эпиграфические исследования (HABES), 54» . Классический обзор Брин Мора .
  65. ^ Перейти обратно: а б Д'Алессандро, Адель (2015). «Элизабет А. Мейер, Надписи Додоны и новая история Молоссии» . Клио . 97 (2): 769. doi : 10.1515/klio-2015-0052 . S2CID   193681863 . Надпись была датирована Кабанесом периодом до 330/328 г. до н. э., последними годами правления Александра Иса. М., кажется, верит в восстановление Хаммондом имени царя (Неоптолема, сына Александра) в последней строке надписи: в самом деле, весьма маловероятно (уникум, во всех эпиграфических источниках в Эпире), что имя король будет указан после имени простата и других чиновников (политических, по мнению обычных ученых, или религиозных, как предполагает М.).
  66. ^ Hatzopoulos 1997 , стр. 140–141: «Также неоспоримо, что племена Эпиротов исповедовали ту же религию, что и другие греки. Верховным богом Эпиротов был Зевс, и его святилище в Додоне привлекало верующих со всего греческого мира. Иностранные божества не засвидетельствованы... Однако наиболее убедительным доказательством того, что эпироты прочно принадлежали к религиозному сообществу Греции, является каталог теародоков, в котором перечислены греческие города и племена, в которые основные эллинские святилища отправляли теороев. ..только грекам разрешалось участвовать в общеэллинских играх и фестивалях».
  67. ^ Карри, доцент кафедры классических языков и литературы Бруно; Карри, Бруно (2005). Пиндар и культ героев . Издательство Оксфордского университета. п. 342. ИСБН  978-0-19-927724-7 .
  68. ^ Хацопулос 1997 , с. 141: «Общее происхождение было продемонстрировано не антропометрическими исследованиями или анализом крови, а с помощью генеалогий и легенд об основании городов и племен. И известно, что только царские дома, но также племена и города Эпира проследили свое происхождение. или их основанием являются ахейские герои микенского периода. Эти генеалогии были известны и приняты самое позднее в конце архаического периода и представлены в работах Пиндара как полностью установленные и неоспоримые».
  69. ^ Перейти обратно: а б Дузугли и Пападопулос 2010 , с. 7: «Нильссон убедительно доказывает, что смелые мифологические изобретения были обязаны Проксену, который польстил царскому дому непревзойденным и чрезмерным злоупотреблением мифологией, и что, кроме местных имен Тарипса и Аррибаса, «все остальные члены дома мужского пола имели имена взяты из троянского мифа (...) Такое разграбление мифических имен противоречит принципам греческой номенклатуры классической эпохи, когда героические имена не давались живым людям. Вся эта история показывает преувеличенное стремление варварского дома выдать себя за героических греков».
  70. ^ Дузугли и Пападопулос 2010 , с. 6
  71. ^ Дэвис 2002 , с. 242.
  72. ^ Дэвис 2002 , с. 237 На самом деле, не нужды, амбиции или любопытство греков в конечном итоге устранили барьеры, а скорее расчетливые усилия правящей династии одного эпейротского народа, молоссов, занять доминирующее положение в регионе. (..) Один грузовик был культурным – представить себя греками (с предками Троянской войны), чтобы взять из греческой культуры то, что можно было использовать в политических целях, и манипулировать греческим политическим процессом в своих собственных интересах, насколько это было возможно.
  73. ^ Хаммонд 1967 , стр. 507–508: «Они рассказывают, — говорит Плутарх, представляя Пирра, — что Фарипс был первым, кто прославился, поскольку он организовал государства на основе системы греческих обычаев, а также правил и постановлений гуманного типа» . что Фарипс был ответственен за письменные правила и постановления , которые мы находим в самых ранних известных указах Молоссийского государства в 370–368 гг. До н. э. Но эти институты, конечно, возникли гораздо раньше».  
  74. ^ Хорсли 1987 , с. 243; Хорнблауэр 2002 , с. 199.
  75. ^ Перейти обратно: а б Пляков, 2007, с.
  76. ^ Хаммонд 1994 , с. 431.
  77. ^ Хаммонд 1994 , стр. 431.
  78. ^ Брок и Ходкинсон 2000 , с. 250.
  79. ^ Брок и Ходкинсон 2000 , с. 257.
  80. ^ Алкок и Осборн 2007 , с. 392.
  81. ^ Брок и Ходкинсон 2000 , с. 256.
  82. ^ Хаммонд, ШФЛУ (1997). «Сродство эпиротских племен с их соседями в Центральных Балканах» . Эпир: 4000 лет греческой цивилизации и культуры . Экдотике Афинон: 59. ISBN.  9789602133712 . Его эмблемой была молоссская гончая, а выдавший ее орган, Молоссой, был начертан вокруг молоссского щита и сопровождался чеканкой из бронзы, которая просуществовала до ок. 330 г. до н.э.
  83. ^ Хижины, Эпир 534.1.
  84. ^ IG IV², 1 95, строка 31.
  85. ^ Вудбери 1979 , стр. 95–133.
  86. ^ Хижины, Эпир 540.4.
  87. ^ Смит 1844 , с. 191: «АНТИНОС (Άντίνους), вождь молоссов в Эпире, который против своей воли участвовал в войне Персея, царя Македонии, против римлян».

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef944a0605161928c3a28acdd2717510__1722072960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/10/ef944a0605161928c3a28acdd2717510.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Molossians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)