Эрикс (Сицилия)
Эрикс ( греческий : Ἔρυξ , Эрикс ; пунический : 𐤀𐤓𐤊 , ʾRK ) [1] [2] [3] древний город и гора Великой Греции на западе Сицилии , примерно в 10 км от Дрепаны (современная Трапани ) и в 3 км от морского побережья. Он располагался на месте современного Эриче .

Гора Эрикс
[ редактировать ]Гора, [4] ныне называемая Монте-Эрисе , представляет собой совершенно изолированную вершину, возвышающуюся посреди невысокой холмистой местности, из-за чего ее высота кажется гораздо более значительной, чем она есть на самом деле, так что она считалась как в древние, так и в современные времена самой высокая вершина на всем острове рядом с Этной , [5] хотя его реальная высота не превышает 2184 английских футов. [6] Поэтому мы находим Эрикс, упоминаемый Вергилием и другими латинскими поэтами как гору первого порядка величины и связанный с Афоном , Этной и т. д. [7] На его вершине стоял знаменитый храм Венеры или Афродиты , основанный, согласно нынешней легенде, Энеем . [8] откуда богиня получила фамилию Венеры Эрикиной, под которой ее часто упоминают латинские писатели. [9]
Легенды
[ редактировать ]Другая легенда, за которой последовал Диодор , приписывала основание храма и города одноименному герою по имени Эрикс . [10] который, как говорят, принял Геракла во время его визита в эту часть Сицилии и сражался с этим героем в борцовском поединке, но был побежден им. Этот Эрикс был сыном Афродиты и Бута , царя страны, и поэтому Вергилий неоднократно упоминает его как брата Энея, хотя этот поэт не упоминает его как основателя города. [11] Легенды, связывавшие его с Энеем и троянским вождем по имени Элим, очевидно, указывали на то, что мы узнаем от Фукидида , как на исторический факт, что Эрикс, как и Сегеста, был городом элимов , сицилийского племени, которое представлено почти всеми древними писатели троянского происхождения. [12]
Еще одну версию представил Аполлоний Родосский в своей эпопее «Аргонавтика» . В данном случае Бутс был аргонавтом из Афин, который в восторге упал за борт, слушая сирены . Его спасло от утопления, когда Киприда (Афродита) сжалилась над ним. Она отнесла его в Эрикс, где правила, и поселила его на мысе Лилибей. [13]
История
[ редактировать ]Родное поселение
[ редактировать ]Судя по всему, он никогда не был греческой колонией, но постепенно эллинизировался, как и большинство других городов Сицилии, в значительной степени, хотя Фукидид (460–395) до сих пор говорит об элимиях, включая жителей Эрикса и Сегесты, как о варварах. . Ничего не известно о его истории до этого периода, но кажется вероятным, что он по большей части последовал примеру более могущественного города Сегесты и после провала афинской экспедиции стал зависимым союзником карфагенян .
Циклопическая кладка или финикийские стены, а также их части, позже измененные или построенные элимийцами, когда-то окружали границу Эриче. [14]
Пуническая колония
[ редактировать ]В 406 г. до н.э. в районе Эрикса произошел морской бой между карфагенским и сиракузским флотом, в котором последний одержал победу. [15] Во время великой экспедиции Дионисия I Сиракузского на запад Сицилии в 397 г. до н.э. Эрикс был одним из городов, присоединившихся к сиракузскому деспоту незадолго до осады Мотии он был быстро возвращен Гимилько . , но в следующем году [16] Оно вновь попало в руки Дионисия незадолго до его смерти. [17] но, должно быть, снова был возвращен карфагенянами и, вероятно, оставался под их властью до экспедиции Пирра (278 г. до н.э.). В тот раз он был занят сильным гарнизоном, что в сочетании с естественной силой позиции позволило ему противостоять энергичному сопротивлению царю Эпира . Однако он был взят штурмом, причем сам Пирр возглавил атаку и воспользовался возможностью продемонстрировать свое личное мастерство достойного потомка Геракла. [18]
В Первой Пунической войне (264–241 гг. до н. э.) мы снова находим Эрикс в руках карфагенян, а в 260 г. до н. э. их полководец Гамилькар разрушил город, переселив жителей на соседний мыс Дрепанум, где основал город имя. [19] Однако старое место, похоже, не было полностью заброшено, поскольку несколько лет спустя нам говорят, что римский консул Л. Юний неожиданно завладел и храмом, и городом. [20] Первый, по-видимому, был хорошо укреплен и, учитывая свое положение на вершине горы, представлял собой очень сильный военный пост. Вероятно, поэтому Гамилькар Барка , внезапно оставив единственную позицию, которую он так долго занимал на горе Эркте , перебросил свои силы на Эрикс, как на еще более неприступную цитадель. Но хотя он застал врасплох город Эрикс, расположенный примерно на полпути к вершине горы, и овладел им, ему не удалось захватить храм и крепость на вершине, римский гарнизон которого смог противостоять всем его усилиям. Тем временем Гамилькар сохранял свое положение в городе, остальных жителей которого он перевел в Дрепанум; и хотя он, в свою очередь, был осаждён или блокирован римской армией у подножия горы, он сохранил связь с морем и был вынужден оставить владение Эриксом и Дрепанумом только после великой морской победы Г. Лутация Катула над Карфагеняне заставили этот народ просить мира, 241 г. до нашей эры. [21]
Более поздняя история
[ редактировать ]С этого времени город Эрикс теряет свое значение, и можно даже сомневаться, что он когда-либо был восстановлен. Цицерон (106–43 до н. э.) намекает на храм, но никогда не обращает внимания на город; и Страбон говорит о том, что в его время он был почти необитаем. Плиний действительно относит Эрицины к муниципальным общинам Сицилии; обстоятельство но упомянутое Тацитом , что именно сегестанцы обратились к Тиберию с просьбой о восстановлении храма, по-видимому, указывает на то, что святилище в то время зависело в муниципальном смысле от Сегесты. [22] Никаких следов последующего существования города Эрикс не обнаружено; Остальные жители, судя по всему, поселились на вершине холма, где современный город Эриче на месте храма вырос . Никаких остатков древнего города не сохранилось; но, по-видимому, он занимал место, где сейчас находится монастырь Санта-Анна, примерно на полпути вниз по горе. [23]
Анагогия и Катагогия
[ редактировать ]Анагогия (ἀναγώγια) — праздник, отмечавшийся в Эриксе в честь Афродиты. Местные жители верили, что в определенное время года богиня уходила в Африку и что все голуби города и окрестностей также улетали сопровождать ее. [24]
Девять дней спустя, в так называемой катагогии (καταγώγια, что означает «возвращение»), один голубь вернулся и вошел в храм, за ним последовали и остальные. Это было сигналом к всеобщему ликованию и пиршеству. Говорят, что в это время вся местность пахла маслом, что жители считали знаком возвращения Афродиты. [24]
Храм
[ редактировать ]
Храм, как уже говорилось, вообще был связан народным преданием с троянскими поселениями в этой части Сицилии; если бы этим традициям можно было придать какое-либо значение, они бы указали на то, что это древнее место поклонения пеласгов , а не финикийского происхождения, как полагают многие авторы. Даже те авторы, которые считают его основанным до Энея, рассказывают, что его посетил этот герой и украсил его великолепными подношениями. [25] Несомненно, святилищу посчастливилось пользоваться с одинаковым почтением финикийцами, карфагенянами, греками и римлянами. Еще во время афинской экспедиции на Сицилию (415 г. до н. э.) мы узнаем от Фукидида, что она была богата сосудами и другими подношениями из золота и серебра, которые сегестанцы использовали, чтобы ввести в заблуждение афинских послов, заставив их поверить в свою богатство. [26] Карфагеняне, по-видимому, отождествляли Венеру Эрикину с финикийской богиней Астартой и поэтому выказывали ей большое почтение; в то время как римляне воздавали чрезвычайные почести как богине, так и ее храму из-за их предполагаемой связи с Энеем. Они действительно были не в состоянии помешать своим галльским наемникам разграбить храм во время его захвата Юнием; [27] но, по-видимому, это был единственный случай, когда он пострадал, и его потери были быстро возмещены, поскольку Диодор говорит о нем как о процветающем и богатом состоянии. Римские магистраты, назначенные в правительство Сицилии, никогда не преминули нанести почетный визит в это знаменитое святилище; для его охраны был назначен отряд почетного караула, а семнадцати главным городам Сицилии было приказано платить ежегодную сумму золота за его украшение. [28] Несмотря на это, упадок города и ухудшение состояния этой части Сицилии в целом, по-видимому, привели к тому, что храм также оказался в запустении: поэтому в 25 году сегестанцы обратились к Тиберию с просьбой о его восстановлении, на что тот император, согласно Тациту, с готовностью обещал предпринять, но не осуществил, оставив Клавдию выполнить это на более позднем этапе. [29] Это последнее упоминание о нем, встречающееся в истории; и период его окончательного распада или разрушения неизвестен.
К XII веку на месте храма находился замок, переоборудованный в тюрьму; небольшая часть построек, сложенных из очень больших и массивных камней, — это все, что осталось от древнего здания; но некоторые прекрасные гранитные колонны, все еще существующие в других частях города, несомненно, изначально принадлежали храму. Уже упоминалось, что сам храм был окружен укреплениями, чтобы представлять собой мощную крепость или цитадель, совершенно отличную от города внизу: монета, отчеканенная К. Консидием Нонианом (I век до н. э.), представляет сам храм. , с этим укрепленным периболом, охватывающим значительную часть горы, на которой он стоит; но от точности разграничения можно мало зависеть. был также храм, В Риме посвященный Венере Эрикиной, который стоял сразу за Коллинскими воротами; [30] но изображение на только что процитированной монете, очевидно, представляет собой изображение первоначального сицилийского храма. Монеты города Эрикс имеют типы, намекающие на поклонение Венере, тогда как другие представляют собой близкую аналогию с монетами Агриджентума (современный Агридженто ), указывая на связь между двумя городами, которой мы не находим никакого объяснения в истории. [31]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Руководитель и др. (1911) , с. 877.
- ^ Филигедду (2006) , стр. 158–159.
- ^ Слоуш, Нахум (1942). Тезаурус финикийских надписей (на иврите). Двир. п. 134.
- ^ «Гора Эрикс», Плиний III. 8. с. 14; но «Гора Эрик», Цицерон в Верреме II. 4. 7; Тацит Энн. iv. 43.
- ^ Пол. я. 55; Помпоний Мела II. 7. § 17; Гай Юлий Солин 5. § 9.
- ^ Уильям Генри Смит , Сицилия , с. 242.
- ^ Вергилий Энеида xii. 701; Вал. Флакк. ii. 523.
- ^ Страбон , xiii. п. 608 : «...а другие говорят, что он высадился в Эгесте на Сицилии вместе с троянцем Элимом и овладел Эриксом и Лилибеем, и дал названия Скамандер и Симой рекам около Эгесты,...»; Вирг. Энеида v. 759.
- ^ Гораций Карм. я. 2. 33; Овидий , Героид. 15. 57 и т. д.
- ^ «ЭРИКС – сицилийский король греческой мифологии» . www.theoi.com . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ Диод. iv. 23, 83; Вергилий Энеида v. 24, 412 и т. д.; Сервиус ad loc.
- ^ Фукидид VI. 2; Страбон XIII. п. 608
- ^ WH Race, Apollonius Rhodius: Argonautica , Классическая библиотека Леба (2008), 4.912–919, стр.402
- ^ «Финикийские стены Эриче» .
- ^ Диод. xiii. 80.
- ^ Там же. xiv. 48, 55.
- ^ Там же. хв. 73.
- ^ Диод. хх. 10, Искл. Х. п. 498.
- ^ Там же. xxiii 9.
- ^ Id. xxiv. 1; Pol. i. 55; Zonar. viii. 15.
- ^ Pol. i. 58; Diod. xxiv. 8. p. 509; Livy xxi. 10, xxviii. 41.
- ^ Страбон VI-2 , с. 272: «Последняя и самая длинная сторона тоже не густонаселена, но все же она довольно хорошо заселена; фактически, Алаэса, Тиндарис, торговый центр Эгеста и Кефалоэдис123 — все это города, а в Панорме есть также римское поселение. Эгестея была основаны, как говорят, теми, кто переправился с Филоктетом на территорию Кротона, как я сказал в своем отчете об Италии, они были отправлены им в Сицилию вместе с Эгестом Троянцем»; Цицерон , В Верреме II. 8, 47; Плиний III. 8. с. 14; Тацит Энн. iv. 43.)
- ^ Уильям Генри Смит , Сицилия , с. 243.
- ^ Перейти обратно: а б Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), Анагогия
- ^ Диод. iv. 83; Дионис я. 53.
- ^ Фукидид VI. 46.
- ^ Pol. ii. 7.
- ^ Диод. iv. 83; Страбон вп 272; Цицерон в Верреме II. 8.
- ^ Тацит Энн. iv. 43; Светоний Клавдий 25
- ^ Strabo v. p. 272.
- ^ Экхель , том. ИП 208; Торремуцца, Num. Так. пл. 30
Библиография
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1854–1857). Словарь греческой и римской географии . Лондон: Джон Мюррей.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )- Филигедду, Паоло (2007), «Топонимы Средиземноморья в финикийской и пунической традиции», Ugarit Research: Международный ежегодник древности Сирии и Палестины , том. 38 2006, Мюнстер: Угарит Верлаг, стр. 149–266 . (на немецком языке)
- Руководитель, Барклай; и др. (1911), «Zeugitana» , Historia Numorum (2-е изд.), Оксфорд: Clarendon Press, стр. 877–882 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Livius.org: Эрикс (Эрис), заархивировано 19 июля 2013 г. в Wayback Machine.