Сантони
Расположение | Акры |
---|---|
Область | Сицилия |
Сантони — это коллекция статуй, высеченных в скале недалеко от Палаццоло Акрейде , древнего Акраи , на Сицилии .
Статуи являются остатками святилища одного из самых загадочных культов древности, культа Великой Матери . Хотя это место очень плохо сохранилось, оно уникально по своим масштабам и полноте скульптур. Считается, что он был главным центром культа богини Кибелы на Сицилии. [1]
По стилистическим соображениям и в результате археологических открытий в окрестностях святилище было датировано учеными примерно четвертым или третьим веком до нашей эры. [1]
Расположение
[ редактировать ]Холм, на котором был основан Акрай, был заселен с очень древних времен. Фактически, на его северном склоне в укрытии под скалой обнаружено множество свидетельств материала каменного века, который демонстрирует все характеристики верхнего палеолита и по сей день является старейшим надежно идентифицированным жилищем на всей Сицилии.
Фукидид сообщает, что Акрай был основан в 665/4 г. до н. э. сиракузянами на плато, ограниченном крутыми скалами и четырьмя ручьями, откуда можно было контролировать все пути доступа. [2] Город гарантировал свободное сообщение между Сиракузами, греческими городами на южном побережье Сицилии и сисельскими городами во внутренних районах.
В четвертом и пятом веках нашей эры Акраи упоминается как самый важный христианский центр восточной Сицилии после самих Сиракуз, о чем свидетельствуют обнаруженные там огромные катакомбы. Неизвестно, когда город прекратил свое существование, но историк Микеле Амари предположил, что его разрушение произошло в 827 году, во время исламского завоевания Сицилии . [3] Средневековый Палаццоло Акрейде, ближайшее к Акраю поселение, упоминается впервые в географии Эдриси . [4]
Описание
[ редактировать ]Большой комплекс святилищ расположен вдоль южной стороны холма Орбо, на скалистом обнажении с видом на тропу с двумя плоскими полукруглыми участками на каждом конце. Круглые камни, которые, вероятно, являются алтарями, видны в двух полукруглых областях и вдоль тропы.
Скульптуры находятся в двенадцати широких нишах, высеченных в скале: одиннадцать на одном уровне и еще одна на нижнем уровне. Другие ниши меньшего размера без изображений завершают структуру, имеющую правильный архитектурный дизайн, что указывает на то, что это было единое святилище, а не собрание вотивных рельефов. [1] Обнаружение ламп и небольших патер подтверждает идентификацию этого места как резиденции культа. [5]
В одиннадцати нишах изображен образ богини на троне в окружении других фигур. В двенадцатой нише она изображена стоящей на ногах в натуральную величину.
Идентификация богини в нишах как Кибелы (Magna Mater) происходит из сравнения иконографии с ее изображениями в других местах греческого мира, особенно в Афинах . [1] [5] Богиня изображена в плиссированном хитоне и гиматии, переброшенном через левое плечо и ниспадающем до колен. Ее волосы уложены в стиле «дыни» с двумя длинными локонами, ниспадающими на плечи, и модием на голове. По бокам от нее изображены два льва в геральдических позах. на левой На правой руке некоторых скульптур хорошо видна патера, а тимпан — . В других скульптурах эти орудия не различимы, но общее сходство рельефов и легкие следы фигурного рельефа позволяют предположить, что они когда-то присутствовали.
Используются две иконографические позы: богиня, сидящая на своем троне, часто внутри наискоса (святилища), что характерно для североионических и южноэоловых изображений ; и изображение стоящей вертикально богини, что более типично для южной Ионии. Обе модели можно увидеть также во фригийской сельской скульптуре, а в некоторых частях Малой Азии очень похожие и почти современные изображения можно найти в сельских святилищах Великой Матери. Ближайшие параллели — святилище Метер Стеунене Айзаной Капикайи во Фригии, небольшое святилище близ Пергама и священный комплекс Панаджир Даг близ Эфеса .
Второстепенные фигуры изображены рядом с богиней Кибелой примерно в пяти нишах (плохая сохранность не позволяет исключить возможность того, что изначально этих второстепенных фигур было больше). К ним относятся Гермес , Аттис , Геката , Диоскуры , Галлы и Корибанты . Хотя связь этих фигур с богиней можно реконструировать по многим литературным, эпиграфическим и монументальным источникам, одновременное присутствие всех их является совершенно уникальной особенностью Сантони, не известной ни в одном другом примере. [1] В сочетании этих второстепенных фигур можно распознать три иконографические схемы, каждая из которых связана с конкретными религиозными мотивами, известными из эллинистических и римских памятников.
Первая схема используется в пяти рельефах и характеризуется галли (мифическими и ритуальными жрецами богини) и корибантами (мифическими спутниками галлов), изображенными в виде двух маленьких фигур по обе стороны от головы Кибелы. Они носят туники, часто с плащом и фригийским колпаком , и несут свои опознавательные символы: тимпан в левой руке и жезл в правой.
Комбинация Кибелы, Гермеса и Аттиса, увиденная на другом рельефе, является второй иконографической схемой, известной по другим греческим изображениям. На этом рельефе, который практически нетронут, Кибела находится в необычной позе: она стоит, вытянув руки, положив левую руку на голову Аттиса, а правую руку на голову Гермеса в защитном жесте. Гермеса и Аттиса можно узнать по их атрибутам ( кадуцей и пастушеский посох соответственно) и по скрещенным ногам.
Справа от Аттиса изображена женская особь, сохранившаяся очень плохо - хорошо различимы только ее широкие контуры и некоторая драпировка. Кажется, что она идет и держит в левой руке какой-то предмет, который может быть длинным факелом, вроде тех, что несла Геката Дадофора. Это связано с третьей иконографической схемой, известной из эллинистических и римских памятников: божественной триадой Кибелы, Гермеса и Гекаты.
В этом рельефе стоит отметить еще один элемент: две личности верхом на крупных конях — вероятно, Диоскуры, которые также связаны с Великой Матерью и ее мистериями в эпиграфических и художественных источниках.
Таким образом, по богатству и сложности своих изображений Сантони представляют собой своего рода синтез иконографии и религиозных идей, связанных с культом Великой Матери. Уникальность памятника заключается прежде всего в наличии множества личностей, связанных с ним в разрозненных литературных, эпиграфических и художественных источниках. Ни в одном другом известном случае в одной композиции не обнаружено такого количества. [1]
Раскопки и стипендия
[ редактировать ]Сантони были впервые упомянуты Игнацио Патерно Кастелло , принцем Бискари, в его книге 1781 года « Путешествие ко всем древностям Сицилии». [6] и снова несколько лет спустя французский художник Жан-Пьер Уэль, который предоставил описание и классические реконструкции. [7] Изображения Уэля неточны и, наряду с его интерпретацией Сантони как погребальных скульптур, привели более поздних ученых к ошибочным выводам. Например, на изображении Уэля справа львы, стоящие по бокам богини, вместо этого изображены в виде собак (что побуждает зрителя идентифицировать ее как Артемиду).
Надлежащие археологические исследования начались в девятнадцатом веке с работы барона Габриэле Юдики , королевского хранителя древностей в Валле-ди -Ното , который отправился на поиски гробниц, опубликованных Уэлем, и нашел другие группы скульптур, мощеную дорожку и такие предметы, как лампы и небольшие патеры. [8] Юдика разделяла интерпретацию Уэля, считая скульптуры погребальными памятниками.
В 1840 году Доменико Ло Фасо, герцог Серрадифалько, опубликовал описание этого места с иллюстрациями Франческо Саверио Каваллари и, следуя интерпретации Сантони как погребальных памятников, определил главную фигуру как Исиду -Персефону. Этой теории в следующем столетии последовали Паоло Орси и Пейс, которые интерпретировали скульптуры как Деметру и Кору – два превосходных сицилийских божества .
Авторитет двух последних ученых надолго превзошел альтернативное мнение Александра Конзе , который, используя иллюстрации Каваллари, впервые установил связь между Сантони и анатолийскими и греческими изображениями Кибелы. [9]
В ходе раскопок, проведенных Управлением древностей в 1953 году, Розарио Карта создала точные иллюстрации скульптур, а профессор Луиджи Бернабо Бреа сделал фотографии, которые были опубликованы в сборнике, который позволил увидеть святилище в более широком контексте распространения культа Кибела в греко-римском мире. [5]
Однако признание единой структуры этого места было установлено только благодаря детальному изучению профессора Джулии Сфамени Гаспарро, которая путем сравнения широкого ряда документов, относящихся к религиозному и историческому контексту, к которому принадлежит святилище, реконструировала значение святилища, насколько позволяет его плохая сохранность, в ее книге I Culti Orientali in Sicilia .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джулия Сфамени Гаспарро, «Восточные культы на Сицилии», Лейден, Э.Дж. БРИЛЛ, 1973. Гл. II, стр. 126–149 и табл. LXVI-CIV. ISBN 9004035796 .
- ^ Фукидид 6.5
- ^ Мишель Амари, «История мусульман на Сицилии», Флоренция, 1854 г.
- ^ «Италия описана в «Книге короля Роджера», составленной Эдриси», перевод М. Амари и К. Скиапарелли, Рим, 1883 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Луиджи Бернабо Бреа, Акраи, Ла Картотекника, Катания, 1956 год.
- ^ Игнацио Патерно Принчипе ди Бискари, Путешествие ко всем древностям Сицилии, Неаполь, 1781 г. (3-е изд., Палермо, 1817 г.).
- ^ Жан-Пьер Уэль, «Питторескское путешествие по островам Сицилии, Мальте и Липари», 4 тома, Париж, 1787, Том III, 1785, стр. 112-114 и табл. 196-198.
- ^ Габриэле Юдика, королевский хранитель древностей Валь-ди-Ното, Древности Акры, обнаруженные, описанные и проиллюстрированные , Мессина, 1819 г.
- ^ Александр Конзе, «Гермес Кадмил», арх. Зейт. 38, 1880, стр. 1–10.
Библиография
[ редактировать ]- Амари, Мишель. История мусульман на Сицилии , Флоренция, 1854 г.
- Бернабо Бреа, Луиджи. Акраи , Ла Картотекника, Катания, 1956 год.
- Конзе, Александр. «Гермес Кадмил», арх. Зейт . 38, 1880, стр. 1–10.
- Уэль, Жан. Живописное путешествие по островам Сицилия, Мальта и Липари , 4 т., Париж, 1787, Т. III, 1785, стр. 112–114 и таблицы 196–198.
- Юдика, Габриэле, королевский хранитель древностей Валь-ди-Ното, Древности Акры, обнаруженные, описанные и проиллюстрированные , Мессина, 1819 г.
- Патерно, Игнацио, принц Бискари. Путешествие по всем древностям Сицилии , Неаполь, 1781 г. (3-е изд., Палермо, 1817 г.).
- Сфамени Гаспаро, Джулия, Восточные культы на Сицилии , Лейден, Э.Дж. БРИЛЛ, 1973. Гл. II, стр. 126–149 и таблицы LXVI-CIV. ISBN 9004035796 .
- «Италия описана в «Книге короля Роджера», составленной Эдриси», перевод М. Амари и К. Скиапарелли, Рим, 1883 г.