Храм Юноны Лацинии (Кротоне)


Храм Юноны Гере Лацинии (как римской богини, первоначально Геры Лакинии ) — разрушенный древнегреческий храм в самом сердце святилища, посвященного , расположенного на Капо Колонна в Калабрии , Италия, недалеко от Кротоне (древнего Кротона). Главной сохранившейся особенностью является дорическая колонна с капителью высотой около 27 футов (8,2 м).
Это место расположено на мысе, ранее называвшемся Ласинион, в стратегическом положении вдоль прибрежных маршрутов, соединяющих Таранто с Мессинским проливом. Почитаемая богиня Гера Лациния была названа в честь этого места.
Позднее святилище было включено в состав более крупного римского города Лациниума .
История
[ редактировать ]


Самые старые (импортированные) керамические находки VIII века позволяют предположить, что территория мыса Лачинио была местом поклонения еще до прибытия греческих колонистов, но не имеют существенного значения для свидетельств посещений греков до колониальной фазы. [1] Эти находки из первой культовой зоны находились под «Зданием Б», датируемым началом VI века до нашей эры, о чем свидетельствуют богатые вотивные подношения, включая шедевры из золота, серебра и бронзы. [2] Самым важным зданием святилища позже стал большой дорический храм (А), построенный на другом участке у края скалы около 480-470 гг. до н.э. на вершине предыдущего архаического храма VII века.
Святилище зависело от древнего Кротона и было одним из самых важных в Великой Греции до 4 века до нашей эры. Этапы строительства относятся к эпохам с 6 века до н.э. по 3 век нашей эры.
( Священная дорога Великий процессионный путь) длиной 60 м и шириной более 8 м была проложена в IV веке до нашей эры, после чего были построены два огромных общественных здания для паломников. Они имели симметричные планы с внутренними дворами и перистилями: катагогион (гостиница для паломников) и гестиаторион (банкетное здание). Стена теменоса ( святилища), вероятно, датируется IV веком до нашей эры. [3]
Федеральная казна Италиотской лиги , объединившей всех греков Запада, была перенесена туда в V веке до нашей эры и оставалась там до переезда в Гераклею близ Тарента . [4]
Знаменитый художник Зевксис в конце V в. создал множество картин для Храма. некоторые из них сохранились до времен Цицерона (106–43 гг. до н. э.). [5] Его самая известная картина была « Елена Троянская», призванная изобразить идеальную женскую красоту. [6] Картина была позже привезена в Амбракию Пирром Эпирским (318–272 гг. до н.э.) после Пирровой войны . Когда римляне захватили Амбрацию в 189 г. до н.э., они привезли ее в Рим, где Плиний Старший увидел ее в портике Филиппа . [7]
Ганнибал разбил свой последний лагерь неподалеку перед эвакуацией из Италии в 206 г. до н.э. [8] пробыв там три зимы ближе к концу Второй Пунической войны , и установил там бронзовую доску с надписью на пуническом и греческом языках , подробно описывающую его достижения. [9]
Цицерон цитирует Целия Антипатра, говорящего, что в храме была золотая колонна. Ганнибал хотел узнать, было ли это чистое золото, просверлил отверстие и, определив, что оно твердое, решил отвезти его обратно в Карфаген . На следующую ночь ему во сне явилась Юнона и пригрозила потерей оставшегося здорового глаза, если он его отнимет. Ганнибал подчинился предупреждению; у него была небольшая статуя телицы , посвященная Юноне, отлитая из стружек буровой установки и установленная на вершине колонны. [10]
Роман был
[ редактировать ]В 173 г. до н.э., после того как римляне основали неподалеку колонию, цензор Квинт Фульвий Флакк снял мраморную плитку с крыши Храма Геры и использовал ее для строительства храма Фортуны Эквестрис в Риме, который он посвятил. Сенат распорядился вернуть изразцы, но, «так как не было никого, кто понимал бы , как заменить изразцы, они были оставлены на территории храма». В 172 г. до н. э., от горя из-за трагического известия о своих сыновьях, Флакк повесился. «[T] существовало общее мнение, что его свела с ума Юнона Лациния в ее гневе на то, что он ограбил ее храм». [11]
Дальнейшие грабежи произошли в I веке, вероятно, между 72 и 71 годами до нашей эры, киликийскими и критскими пиратами. [12] Храм, должно быть, оставался активным и полным подношений в течение нескольких десятилетий до 36 г. до н. э., когда римская колония была осаждена, а храм разграблен Секстом Помпеем. [13] бегство из Сицилии.
Между поздним республиканским и имперским периодами реставрация, вероятно, проводилась, по крайней мере, на крыше храма с мраморными элементами (например, сима с головой льва), а на территории святилища высечены плитки с именем К. Ларония , Агриппы. Русский легат, удостоенный консульства в 33 г. до н.э.
О продолжении преданности Гере Лацинии в имперскую эпоху между 98 и 105 годами нашей эры свидетельствует алтарь, посвященный имперским прокуратором Оэцием ( libertus procurator ) в пользу Ульпии Марцианы , сестры Траяна .
Говорят, что в 16 веке храм был еще довольно завершен, но был разрушен при строительстве епископского дворца в Кротоне. Одна из двух оставшихся колонн упала во время землетрясения 1638 года.
Описание
[ редактировать ]


Храм был описан как «возможно, самое великолепное [сооружение] на юге Италии». [ нужна ссылка ]
Святилище находилось в лесной зоне ( лукус )) [14] священный для богини. Гера в греческой мифологии величайшая из богинь, мать Зевса и других божеств и героев, а также величайшая защитница женщин и всех аспектов женской жизни, но ее также почитают как Мать-Природу, защитницу животных. и морских путешествий. Гера также особенно защищала скот, который свободно пасся в лесу. [15]
Дорический храм имел шесть колонн спереди ( гексастиль ), всего 48 колонн высотой более 8 м. Оставшаяся колонна опирается на остатки могучего стилобата. Крыша была покрыта черепицей из парийского мрамора . [16] Найденные архитектурные фрагменты демонстрируют использованную красочную терракотовую отделку.
Великий священный путь соединял святилище со священным лесом и береговыми точками высадки и, должно быть, продолжался дальше на восток и заканчивался своего рода площадью, где сходились религиозные процессии, вьющиеся вокруг этой величественной артерии, и где, возможно, находился алтарь. упоминается в источниках, но сильная эрозия края мыса, должно быть, разрушила эту часть.
Святилище включает в себя как минимум три других здания: «Б», «Н» и «К».
Корпус Б
[ редактировать ]Это здание вполне могло быть первым храмом, позже замененным более заметным классическим храмом. Его пропорции, несколько реконструкций, которые он претерпел за короткий период, и его близость к более позднему храму показывают его значительную важность как первого места поклонения в святилище.
Он был обнаружен в 1987 году и представляет собой большое здание прямоугольной формы (приблизительно 22 х 9 м), ориентированное под углом к более позднему храму. В здании, от которого сохранились ряды фундамента, широко использовался калькаренит, доступный непосредственно на мысе, измельченный в мелкие чешуйки на северной стороне здания.
Недавние раскопки обнаружили великолепные золотые, серебряные и бронзовые подношения богине. Среди них были шедевры, в том числе золотая диадема, которая, возможно, венчала идола богини. Великолепные бронзовые украшения (Сирена, Сфинкс и Горгона) были созданы под влиянием великих школ Греции по обработке бронзы. Так называемое ориентализирующее движение (7 в. до н.э.) также отражено в здании Б такими объектами, как скарабеи и страусиные яйца восточного происхождения. Есть свидетельства торговли с внутренними районами Луканы и маршрутами в Кампанию, Лациум и Этрурию, по которым доставлялись предметы из других регионов, такие как уникальная нурагическая лодка.
О святости здания свидетельствуют не только находки, но и наличие священного пограничного камня ( хорос ) на его южной стороне. Существовало как минимум три основных этапа строительства: первый, северной стены, датируется началом VI века до нашей эры. Фасад здания, скорее всего, был построен из сырцового кирпича, а крыша, возможно, из соломы и дерева. В начале V века до нашей эры при масштабной реконструкции трех сторон здания использовались прямоугольные калькаренитовые блоки. Квадратное основание в центре здания было расположено в слегка эксцентричном положении, чтобы подчеркнуть предыдущее священное сооружение, представленное тремя дисками дорических колонн. Это основание могло быть роскошной опорой культовой статуи или большим столом с подношениями, посвященным Гере, о чем свидетельствуют многочисленные вотивные подношения поблизости. Также был создан вход с восточной стороны.
Третий этап в первые двадцать пять лет V века до нашей эры включал заметное повторное использование материала монументального сооружения. Южная стена была двойной, против которой были помещены четыре блока-параллелепипеда, характеризующиеся прямоугольными и тщательно вырезанными анатирозами (подрезанными точеными полосами по краям блоков).
Здание просуществовало недолго, его разрушение датировано серединой V века до нашей эры.
Гестиаторион
[ редактировать ]Вдоль южной стороны Виа Сакра стоит гестиаторион , здание для священных банкетов на той же оси, что и большой дорический храм. Еще одним примером в регионе является застенное святилище Афродиты в Локрах (так называемая U-образная Стоа в районе Центокамеры, VI век до н.э.). Он имел почти квадратный план (26,3 х 29 м) и состоял из дворика с портиком, над которым возвышались 14 помещений, также квадратных в плане (4,7 х 4,7 м), расположенных симметрично в два ряда по 5 и 2 помещения. Обнаружение мебели, типичной для комнат, предназначенных для приема пищи, предполагает, что это было здание для банкетов или столовой и буфета для важных путешественников, а также священников. Он датируется 4 веком до нашей эры, когда храм уже приобрел большую известность. Помещения для клинаев (кушеток, используемых не только для отдыха, но и для приема пищи) будут состоять из 7 из них, всего 98 клинаев. [17] Остальные помещения предназначались для кухонь, складов и т. д.
Термин «священные банкеты» относится к коллективным ритуальным трапезам, аспекту поклонения, широко практиковавшемуся в греческую геометрическую и архаическую эпоху. Коллективные ритуальные церемонии были следствием жертвоприношений и были направлены на установление отношений между человеческим сообществом и божественным референтом, а также между отдельными лицами сообщества как сложное культовое действие, лежащее в основе тщательно продуманной политико-социальной операции. [18] В классическую эпоху ритуальный банкет обычно проводился в гестиаториях между концом VI и V веков. Использование гестиаторона и формы участия в ритуальном банкете изменились в эллинистическую эпоху со смещением центров власти от городов-государств к королевствам: монархии больше не нуждались в консолидации и периодическом утверждении городской власти. идентичность в святилищах. [19]
Катагогион
[ редактировать ]Вдоль северной стороны Священного пути находится катагогион , гостиница для привилегированных гостей, датируемая второй половиной IV века до нашей эры, возможно, использовавшаяся для приема делегаций на заседания Ахейского союза, в то время как их слугам приходилось довольствоваться гораздо меньшим. изысканные здания.
Он выходил на священный путь с дорическим портиком, который также продолжался вдоль Г-образной восточной стороны. Доступ осуществлялся через коридор, прямо в стою или перистиль, на который со всех четырех сторон выходили квадратные помещения (5,1×5,1 м). Ближайшее сравнение - с Леонидионом в Олимпии, который использовался как отель для делегаций Олимпийских игр. [20]
Другие здания
[ редактировать ]Некоторые декоративные терракоты и дарственная надпись Гере VI века до нашей эры, находившиеся в частном владении в Кротоне, были описаны в Notizie degli scavi 1876 года. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энцо Липполис, Валерия Паризи, «Археологические исследования и ритуальные проявления между мегаполисом и апоикиай», в Atti del 50% CSMG Taranto 2012, стр. 433-434
- ^ Национальный археологический парк и музей Капо Колонна https://musei.calabria.beniculturali.it/musei?mid=83&nome=museo-e-parco-archeologico-nazionale-di-capo-colonna
- ^ Святилище Геры Лацинии https://www.gruppoarcheologicokr.it/il-santuario-di-hera-lacinia/
- ^ Бек, Ганс; Фанк, Питер, ред. (31 октября 2015 г.). Федерализм в античной Греции . Издательство Кембриджского университета. п. 400. ИСБН 978-0-521-19226-2 . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ Цицерон, De Inventee (85 г. до н.э.), Книга II, Философские труды, 1-3
- ^ Джузеппе Челси, Зевзи и модели Кротона, Gruppo Archeologico Krotoniate (GAK) https://www.gruppoarcheologicokr.it/zeusi-e-le-modelle-di-kroton/
- ^ Плиний, Естественная история, 35, 66.
- ↑ Ливий, Из основанного города, 28.46.16.
- ^ Фишер, Грег (2016). Ганнибал и Сципион . Историческая пресса. ISBN 978-0-7509-6874-4 . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Цицерон, Марк Туллий; Йонг, Чарльз Дьюк (тр.) (1853). О гадании XXIV . Лондон: Х.Г. Бон. п. 165 . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Ливий; Робертс, Уильям Масфен (тр.). Аб Урбе Кондита . п. XL.28.
- ^ Плутарх, Параллельные жизни, IV, «Помпей» XXIX, 6.
- ^ Аппиан, Белл. Гражданское дело, т. 133
- ^ Ливий, Ab Urbe condita libri 14, 3
- ^ Национальный археологический парк и музей Капо Колонна https://musei.calabria.beniculturali.it/musei?mid=83&nome=museo-e-parco-archeologico-nazionale-di-capo-colonna
- ^ Ливий xlii.3
- ^ Роберта Белли Паскуа - Гестиатория в ритуальной традиции западных колоний (2012) https://www.gruppoarcheologicokr.it/biblioteca/roberta-belli-pasqua-hestiatoria-nella-tradizione-rituale-delle-colonie-doccidente-2012 /
- ^ Рита Сассу, «Гестиаторион в греческом святилище: интерпретационная и функциональная проблема», в Древнем Средиземноморье, XII, 1–2, 2009, 317–338.
- ^ Рита Сассу, «Ритуальная комменсальность в греческом святилище. Некоторые наблюдения о социальном значении кровавого жертвоприношения», в книге «Пища и священное. Традиции и символы», 2020, стр. 109.
- ^ Археологический парк Капо Колонна https://www.beniculturalicalabria.it/schede.php?id=22
- ^ фон Дун, Ф (1876). «Котроне — греческие древности Кротоне, Лачинии и некоторых других мест Брецио» . Новости раскопок древностей . 1897 : 343–384 . Проверено 16 марта 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Р. Колдевей и О. Пухштейн, Греческие храмы в Нижней Италии и Сицилии (Берлин, 1899, 41).