Исей
Исей ( греч . Ἰσαῖος Исайос ; начало 4 века до н.э.) был одним из десяти аттических ораторов согласно Александрийскому канону. Он был учеником Исократа. [1] в Афинах , а позже преподавал Демосфену [1] одновременно работая метическим логографом (спичрайтером) у других. Сохранилось только одиннадцать его речей и фрагменты двенадцатой. В основном они касаются наследства, один – гражданских прав . Дионисий Галикарнасский сравнил его стиль с Лисием , хотя Исей больше склонялся к софистике .
Жизнь
[ редактировать ]Время его рождения и смерти неизвестно, но все источники сходятся в том, что он процветал ( ἤκμασε ) в период между Пелопоннесской войной и воцарением Филиппа II Македонского , так что он жил между 420 и 348 годами до нашей эры. [2] Он был сыном Диагора и родился в Халкиде на Эвбее ; в некоторых источниках говорится, что он родился в Афинах , вероятно, только потому, что приехал туда в раннем возрасте и провел там большую часть своей жизни.
обучали Ораторскому искусству Лисий его и Исократ . [3] Впоследствии он занимался написанием судебных речей для других и основал риторическую школу в Афинах, в которой, как говорят, Демосфен был его учеником. Суда утверждает , что Исей обучал его бесплатно, тогда как Плутарх сообщает, что он получил 10 000 драхм ; [4] и далее говорят, что Исей сочинял для Демосфена речи против его опекунов или, по крайней мере, помогал ему в их составлении. Все подробности о его жизни неизвестны, и так было даже во времена Дионисия, поскольку Гермипп , написавший отчет об учениках Исократа , вообще не упомянул об Исее.
Работает
[ редактировать ]В древности было 64 речи, носившие имя Исея, но только пятьдесят были признаны древними критиками подлинными. [5] Из них до нас дошло только одиннадцать; но мы располагаем фрагментами и названиями 56 приписываемых ему речей. Все одиннадцать из сохранившихся до нас посвящены темам, связанным со спорным наследством; и Исей, по-видимому, был особенно хорошо знаком с законами, касающимися наследования.
Десять из этих речей были известны со времени возрождения литературы в эпоху Возрождения и были напечатаны в сборниках греческих ораторов; но одиннадцатый, « О наследии Менекла» ( περὶ τοῦ Μενεκλέους κλήρου ), был впервые опубликован в 1785 году на основе флорентийской рукописи Тирвитта , а затем Орелли в 1814 году. Кроме того, в 1815 году Май обнаружил и опубликовал большую половину речи Исея « О Κλεωνύμου κλήρου Наследие Клеонима ( περὶ τοῦ ).
Известно также, что Исей написал руководство по написанию речи под названием Technē или Idiai technai ( ἰδίαι τέχναι , «Личные навыки»), которое, однако, утеряно. [6]
Список дошедших до нас речей (доступен в цифровой библиотеке Персея )
- В поместье Клеонима
- В поместье Менекла
- В поместье Пирра
- В поместье Нистрата
- В поместье Дикеогена
- В поместье Филоктемона
- В поместье Аполлодора
- В поместье Цирона
- В поместье Астифила
- В поместье Аристарха
- В поместье Хагния
- От имени Евфилита
Ораторский стиль
[ редактировать ]Хотя его речи заняли пятое место в Александрийском каноне, тем не менее мы не слышим, чтобы кто-либо из грамматиков написал на него комментарии, за исключением Дидима Александрийского . [7] Но у нас еще есть критика Исея, написанная Дионисием Галикарнасским ; и путем сравнения дошедших до нас речей с мнениями Дионисия мы приходим к следующему заключению.
Ораторское искусство Исея во многом напоминает ораторское искусство его учителя Лисия : стиль обоих чист, ясен и краток; но в то время как Лисий одновременно прост и изящен, Исей, очевидно, стремится достичь более высокой степени отполированности и утонченности, нисколько, однако, не повреждая мощного и впечатляющего характера своего ораторского искусства. Тот же дух виден и в том, как он обращается со своими темами, особенно в их умелом разделении, и в той искусной манере, в которой он переплетает свои аргументы с различными частями изложения, благодаря чему его речи становятся подобны картине, в которой свет и тени распределяются с четким видом для создания определенных эффектов. Главным образом из-за такого способа управления ему завидовали и порицали современники, как будто он пытался обмануть и сбить с толку своих слушателей. Он был одним из первых, кто обратил внимание на научное развитие политического ораторского искусства; но мастерство в этой области искусства было достигнуто лишь во времена Демосфен .
Библиография
[ редактировать ]- Форстер, Э.С. (редактор, тр.) 1927, Исей (Кембридж, Массачусетс). ISBN 0-674-99222-9
- Руссель, П. (ред., тр.) 2003, Isée. Дискурс , 3-е изд. (1-е изд. 1922 г.; Париж). ISBN 2-251-00170-0
- Тальхейм, Т. (ред.) 1963, Речи Исайи с утраченными фрагментами , 2-е изд. (1-е изд. 1903 г.; Штутгарт). ISBN 3-598-71456-4
- Вайз, Уильям (1904). Речи Исея с критическими и пояснительными примечаниями . Кембридж: Университетское издательство.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джебб, Ричард Клаверхаус (1911). » В Чисхолме, Хью (ред.). энциклопедия Британская Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 860.
- ^ Дионисий, Исей 1; Плутарх, Жизнеописания десяти ораторов, с. 839; Анон., γένος Ἰσαίου .
- ^ Фотий, Библиотека трески. 263; Дионисий и Плутарх, лок. цитата .
- ^ См. Плутарх Славы. Ат . п. 350, гр.; Фотий лок. идти .
- ^ Плутарх, Жизнеописания десяти ораторов , лок. цит .
- ^ Плутарх, Жизнеописания десяти ораторов, с. 839; Эпист Дионисия . объявление Аммона . я.2.
- ^ Гарпократ, с.вв. свадьба , пир .
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Исей (1)». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .