Jump to content

Критика

Критика
Критий
Рожденный 460 г. до н. э.
Умер 403 г. до н.э. (55–56 лет)
Известный Ведущий член Тридцати тиранов

Критий ( / ˈ k r ɪ t i ə s / ; греч . Κριτίας , Критий ; ок . 460–403 до н. э.) был древним афинским поэтом, философом и политическим лидером. Сегодня он известен тем, что был учеником Сократа , известным писателем, и тем, что стал лидером Тридцати тиранов , которые правили Афинами в течение нескольких месяцев после завершения Пелопоннесской войны в 404/403 году.

Родословная

[ редактировать ]
Родственники Платона в сократовских диалогах
Родственники Платона в сократовских диалогах

Критий был отпрыском одной из знатных семей Афин. Доказательства его происхождения поступают из нескольких источников, и в их сообщениях есть множество пробелов. Реконструкция в «Афинских имущих семьях » Дэвиса является наиболее достоверной, и его обсуждение охватывает все неизвестные и предположения. [1] Не вдаваясь в детали неопределенностей, насколько нам известно, его предками были:

Прародителем семьи был Дропид, живший в VII веке до нашей эры. У него было два сына: Критий I и Дропид II. Последний был «родственником и близким другом» Солона , афинского законодателя. [2] Оба мужчины были в расцвете сил в начале VI века до нашей эры, а Дропид служил одноименным архонтом вскоре после того, как Солон занял эту должность в 594/3 году. [3] Солон умер в конце 560-х годов; предположительно, Дропид тоже.

Дропид II был отцом Крития II, жившего в конце VI века. Сыном Крития II был Леаид, который известен только по остракону 480-х годов, в котором «Критий [III] сын Леаида» назван злодеем, заслуживающим изгнания. Он был обнаружен в колодце возле дороги к юго-западу от Афинской агоры в 1936 году. [4] У Крития III, в свою очередь, был Каллесх, отец Крития IV, тирана.

Семья явно имела долгую и выдающуюся (хотя временами спорную) историю в афинской политике. Помимо связи с Солоном, они имели отношение к семье Платона , столь же прочно утвердившейся среди афинской элиты, а также к семье оратора Андокида . [5]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мало что известно о ранних годах Крития. Афиней сообщил, что он был опытным игроком на авлосе . [6] Лучше всего он проявил себя как поэт, на его счету множество форм: гекзаметры, элегии и драмы. Среди пьес, предварительно порученных ему, — «Теннис» , «Радамантис» , «Пириф» и сатирская пьеса «Сизиф» . Однако все это оспаривается как древними, так и современными учеными, причем Еврипид . наиболее вероятным альтернативным автором предлагается [7] Фрагмент Сизифа », предположительно, взят из пьесы сатиров, опять-таки приписываемой либо Критию, либо Еврипиду.)

Критий писал также прозу. Среди его наиболее важных работ была серия «Содружества» или трактаты о правительствах различных городов-государств. Афины, Лакедемония (Спарта) и Фессалия — конкретные упоминания в древних источниках. [8] Другие работы включают «Афоризмы» , «Лекции» , «О природе желаний или добродетелей » и « Прологи » для публичных выступлений . [9]

Он считал, что религия может сыграть важную роль в достижении послушания государству. [10] По мнению псевдо-Плутарха , он был среди тех, кто критиковал логографа Антифонта , [11] хотя существует мало свидетельств того, что он (или Антифон) участвовал в афинской политике в те годы, когда последняя была активна (430-е и 420-е гг.). То немногое, что есть, было предоставлено Цицероном , который называет его оратором наряду с Лисием и Фераменом .

На них (ораторов Перикла , Алкивиада и Фукидида [не историка]) напали Критий, Ферамен и Лисий. Многое было записано Лисием, кое-что — Критием; мы слышим о Ферамене. [12]

Что касается стиля, его описывали как «высокого чувства, а также гордости», «величественного, очень похожего на Антифона, и возвышенного, граничащего с величием, и много говорящего отрицательно, но довольно чистого по стилю». [13]

В целом он, похоже, оставался на заднем плане или, возможно, на периферии афинской политики – скорее балуясь, чем погружаясь с головой. Все это начало меняться в 415 году.

Ученик Сократа

[ редактировать ]

Философ Сократ был хорошо известен тем, что привлекал молодых людей из афинской элиты. Он поставил под сомнение демократию, традиционную мораль и бросил вызов той уверенности, с которой многие интеллектуалы излагали свои мысли, что вызвало любовь к нему мятежных подростковых умов молодого поколения. [14] Критий был среди тех, кто тяготел к нему, и между ними сложилась дружба, которая продлилась много лет, хотя в конечном итоге они расстались. Платон, который считал Сократа главным героем большинства своих диалогов, в двух из них включил Крития в качестве собеседника. [15] Хотя они были написаны спустя много лет после смерти Сократа и Крития, Платон не упомянул в них о деятельности, которая запятнала репутацию Крития в последние годы его жизни.

Увечье Герм

[ редактировать ]

Весной 415 года афиняне решили послать армаду на Сицилию, чтобы противостоять предполагаемой угрозе со стороны города Сиракузы. Незадолго до отплытия один из общественных клубов Афин устроил общегородской рейд, в ходе которого были изуродованы статуи бога Гермеса , стоявшие возле домов и в различных местах Афин. Горожане были возмущены и посчитали это событие плохим предзнаменованием. Несмотря на то, что флот отплыл по графику, поиск преступников впоследствии продолжался неустанно. Среди арестованных был Критий. Хотя многие обвиняемые были казнены без суда и следствия или покинули город, чтобы избежать судебного преследования, Критий в конечном итоге был реабилитирован, когда показания его обвинителя были дискредитированы Андокидом, а затем отозваны. Поскольку он был членом афинской элиты и учитывая его последующие действия, неясно, был ли он причастен к этому или нет, но, тем не менее, он был освобожден. [16]

Четыреста

[ редактировать ]

Провал сицилийской экспедиции в 413 году, в ходе которой десятки тысяч афинских солдат были убиты или взяты в плен, пошатнул политическую и социальную стабильность города. [17] В 411 году, когда афинское преследование Пелопоннесской войны продолжалось, хунта сторонников олигархов сумела захватить власть и положить конец войне. Им удалось убедить Афинское собрание в необходимости смены правительства и учредить вместо нее совет четырехсот . [18] Через несколько месяцев переворот был подавлен, и демократия постепенно восстановилась. [19]

Некоторые современные ученые подозревают Крития как члена «Четырехсот», но свидетельств этому мало. [20] Против такой возможности можно привести то, что в дни после их смещения он, как было записано, предложил перед воссозданным Собранием два указа: один о проведении посмертного суда над одним из виновников переворота, неким Фринихом, [21] другой — репатриировать своего друга Алкивиада, [22] который был сослан в начале сицилийской экспедиции за насмешки над Элевсинскими мистериями , самым священным религиозным культом в Афинах. [23] Генерал-плейбой в то время помогал афинскому флоту на Самосе и пытался снискать расположение тех, кто изгнал его несколькими годами ранее. [24] Эти два действия, хотя и не оправдывают Крития явно, показывают, что он был достаточно политически искушен, чтобы избавиться от клейма участия в перевороте, если он действительно это сделал.

Сближение Алкивиада со своими согражданами длилось недолго. В 407 году, командуя флотом в восточной части Эгейского моря, он временно передал некоторые из своих кораблей подчиненному, который начал спровоцировать, а затем проиграл столкновение со спартанским флотом в этом районе. Алкивиад был привлечен к ответственности и снова изгнан. [25] Как его защитник, Критий впоследствии также был изгнан, и следующие несколько лет он провел в Фессалии . [26]

сообщил, что находясь там, он Ксенофонт «устанавливал демократию в Фессалии и вооружал крепостных против их повелителей». [27] Кроме того, он «общался с людьми, подверженными беззаконию, а не чувству справедливости». [28] В ответ на это Филострат сказал: «Он сделал их олигархию еще более печальной, разговаривая с теми, кто там находился у власти, и нападая на всю демократию. Он оклеветал афинян, утверждая, что они из всего человечества заблуждались больше всего». [29]

Тирания Тридцати

[ редактировать ]

После битвы при Айгоспотами в 405 г. [30] в ходе которого афинский флот был уничтожен, город был осажден спартанцами и в конце концов капитулировал. Спартанцы потребовали, чтобы город снес стены, отозвал изгнанников (все сочувствовали олигархам) и восстановил древнее правительство, то есть демонтировал его демократию . По их «предложению» был выбран правящий орган из тридцати губернаторов, имитирующий правящий совет Спарты из тридцати человек, герусию . Критий вернулся из Фессалии в рамках отзыва изгнанников и теперь стал одним из лидеров «Тридцати » . [31] Один источник сообщил, что они также назначили пять человек для надзора за этой группой, названной эфорами в честь аналогичного органа в Спарте. Критий был одним из пяти. [32] Была назначена третья группа: «Три тысячи» — представители классов кавалерии ( гиппеи ) и пехоты ( гоплиты ), которым было разрешено сохранить свои доспехи и оружие после того, как остальные граждане были насильственно разоружены. Этот орган будет составлять «гражданство» новых Афин. Сократ и Ксенофонт (наш источник большей части этой истории) принадлежали к этой группе.

В течение следующих нескольких месяцев, по мере того как Тридцать укрепляли свою власть в государственных учреждениях, они арестовывали, конфисковывали собственность и казнили все больше и больше афинских граждан и проживающих в них иностранцев ( метиков ). На каждом этапе Критий был ведущим сторонником более крайнего уровня насилия, вплоть до того, что он встречал сопротивление даже внутри Тридцати. Ведущим «умеренным» был Ферамен , и его постоянные предостережения против продолжающихся разрушений в конечном итоге привели к его аресту и казни по указанию Крития. [33]

Отношения Крития с Сократом за эти месяцы ухудшились. В какой-то момент Тридцать вынудили Три тысячи начать арестовывать метиков, чтобы лишить их имущества и казнить – чтобы граждане стали соучастниками резни. С кровью на своих руках они с меньшей вероятностью попытаются свергнуть олигархию. Когда Сократу было приказано пойти с тремя другими, чтобы арестовать некоего Леона Саламинского, он проигнорировал приказ и просто «пошел домой». [34] Позже было записано, что он высказывал не столь косвенную критику Крития:

Мне кажется достаточно того, что пастух, который позволяет своему скоту уменьшаться и портиться, не должен сознаваться, что он бедный пастух; но еще более странно, что государственный деятель, когда он заставляет граждан уменьшаться и становиться плохими, не должен чувствовать стыда и считать себя плохим государственным деятелем. [35]

В другой момент его критика стала более личной. Ксенофонт рассказал, что Сократ отчитал своего старого друга за то, что он чрезмерно увлекся молодым человеком.

Критий, кажется, испытывает чувства свиньи: он не может держаться подальше от Евтидема, как свиньи не могут удержаться от того, чтобы тереться о камни. [36]

Репутация Сократа и всеобщая популярность защитили его от наказания, назначенного Ферамену. Тем не менее:

Теперь Критий за это затаил злобу на Сократа; и когда он… составлял законы вместе с Хариклом, он имел это в виду. Он вставил пункт, который объявлял незаконным «обучение искусству слова». Это было намеренное оскорбление Сократа, на которого он не видел другого способа напасть, кроме как приписать ему практику, постоянно приписываемую философам. [37] и это сделало его непопулярным. [38]

Когда Критий и Харикл предъявили Сократу новый закон, последний сделал то, что делал много раз прежде, и начал исследовать его действительный смысл. С кем он мог говорить или не говорить и о чем? Через несколько минут Сократ подвел итог:

«Тогда я должен избегать тем, которые эти иллюстрации служат иллюстрациями: справедливости, святости и так далее?»«Конечно, — сказал Харикл, — и пастухи тоже, иначе вы можете обнаружить, что скота станет меньше». [39]

Многие афиняне покинули город, когда начались атаки Тридцати. Весной 403 года они вернулись под предводительством Фрасибула и в конце концов захватили крепость под названием Мюнхения в Пирее , портовом городе Афин. Когда Тридцать привели свои войска в Пирей, чтобы искоренить их, две армии сражались на улицах. В ходе этого противостояния Критий был убит, в результате чего олигархи остались без сильнейшего лидера. Это означало гибель их правления, и вскоре они были свергнуты, а демократия восстановлена. [40]

Наследие

[ редактировать ]

Критий в древние времена подвергался критике за свою деятельность при Тридцати. Филострат в своих «Жизнеописаниях софистов» многое сказал о нем. Его самые осуждающие комментарии были:

По жестокости и кровожадности он превзошел Тридцать. Он также сотрудничал со спартанцами в абсурдном решении, чтобы Аттика, лишенная мужского стада, могла стать пастбищем для овец. Поэтому мне кажется, что он худший из всех людей, снискавших репутацию злодея…Некоторым кажется, что к концу своей жизни он стал хорошим человеком, поскольку он использовал тиранию в качестве своего покрова [погребального савана]. Но позвольте мне заявить с моей стороны, что никто из людей не умер хорошо из-за неправильного выбора. И мне кажется, что по этой причине мудрость этого человека и его мысли были восприняты греками менее серьезно. Если речь не соответствует характеру, нам будет казаться, что мы говорим на чужом языке, как если бы мы играли на флейте. [41]

Ксенофонт в своей критике приравнял Крития к своему другу Алкивиаду:

Критий и Алкивиад стали учениками Сократа и причинили городу много вреда. Ибо при олигархии Критий превратился в самого вороватого, жестокого и убийственного из всех, тогда как Алкивиад при демократии был из всех людей самым бесконтрольным, распутным и жестоким. Если они двое причинили городу вред, я не буду защищаться. [42]

Платон же не сказал ничего уничижительного непосредственно о Критии – ни о его изгнании в Фессалии, ни о пребывании в Тридцати. Тем не менее, философ не хотел присоединяться к олигархии из-за ее насильственных методов. В своем седьмом письме он сказал:

В дни моей юности мой опыт был таким же, как и у многих других. Я думал, что, как только я стану сам себе хозяином, я сразу же вступлю в общественную жизнь. Но так случилось, я обнаружил, что в политической ситуации произошли следующие изменения. В тогдашнем правительстве, как бы его многие ни ругали, произошла революция; а революцию возглавил пятьдесят один лидер, из которых одиннадцать находились в городе и десять в Пирее (каждая из этих секций занималась рынком и всеми муниципальными делами, требующими управления), а тридцать были признаны безответственными правителями всех. Некоторые из них действительно были моими связями и знакомыми; и действительно, они сразу же пригласили меня присоединиться к их администрации, думая, что это будет мне по душе . Чувства, которые я тогда испытывал по молодости, [43] ни в коей мере не были удивительны: ибо я воображал, что они будут управлять государством, выводя его из несправедливого образа жизни в справедливый, и поэтому очень старательно уделял им внимание, чтобы увидеть, что они будут делать. И действительно, я видел, как эти люди за короткое время заставили людей вспоминать прежнее правительство как золотой век; и, прежде всего, как они обошлись с моим старым другом Сократом, которого я едва ли постеснялся бы назвать самым справедливым из людей, живших в то время, когда они попытались послать его вместе с другими за одним из горожан, чтобы силой привести его, чтобы он могли быть казнены — их цель заключалась в том, чтобы Сократа, хотел он того или нет, можно было заставить участвовать в их политических действиях; он, однако, отказался подчиниться и вместо того, чтобы стать соучастником в их нечестивых делах, рисковал подвергнуться самым суровым наказаниям. [44] Поэтому, когда я увидел все эти и другие подобные тяжкие действия, я возмутился и отстранился от злых деяний, происходящих тогда. [45]

Несмотря на все осуждения, которые он получил от современников, Критий вскоре был забыт большинством людей. К концу IV века Аристотель мог написать:

Многие не требуют изложения дела, если хочешь превознести Ахилла, ибо все знают его дела; однако необходимо ими воспользоваться. Кроме того, если вы хотите превознести Крития, это необходимо. Ибо не многие знают его дела. [46]

Что касается усилий Крития как поэта и эссеиста, то, как свидетельствуют приведенные выше цитаты, его произведения сохранились на протяжении нескольких столетий, но его репутация как писателя со временем поблекла. Филострат, писавший в III веке нашей эры, сказал о Критиасе:

Он писал трагедии, элегии и прозы, которых сохранилось недостаточно, чтобы можно было с уверенностью оценить его талант. Им очень восхищались более поздние софисты, особенно Герод Аттик. [47]

Герод Аттик , римский сенатор и ритор II века н. э., предпринял попытку возродить труды Крития во II веке н. э. Среди своих обширных комментариев об Ироде Филострат включил следующее:

Ибо, хотя он посвятил себя изучению всех древних писателей, с Критием он был неразлучен и познакомил с ним греков, так как до сих пор о нем пренебрегали и не обращали внимания. [48]

Наш [ ВОЗ? ] Сегодняшнее суждение не сильно отличалось бы от суждения Филострата, поскольку дошедшие до нас труды Крития еще больше уменьшились. Те фрагменты, которые сохранились, были собраны немецким историком Германом Дильсом и впервые опубликованы в его книге «Die Fragmente der Vorsokratiker» в 1903 году – на греческом языке. Эта плодотворная работа позже несколько раз пересматривалась, последний раз Уолтером Кранцем в 1959 году. Обсуждение «Крития» и переводов его фрагментов на английский см. в работах Кэтлин Фриман и Розамунд Кент Спрэг, перечисленных в ссылках.

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвис, Джон К. Афинские семьи, владеющие собственностью , с. 322 (§ 8792)
  2. ^ Платон, Тимей , 20e.
  3. Афинский год начинался вскоре после летнего солнцестояния. Каждый год обозначался именем главного магистрата ( одноименного архонта ) года. Сегодня годы обозначаются двумя годами до нашей эры, охватываемыми афинским годом.
  4. ^ Вандерпул, Юджин. «Какие-то остраки с Афинской Агоры.», с. 399 (№12).
  5. ^ Андокид, О тайнах , i.47.
  6. ^ Athenaeus Deipnosophistae , iv.184d
  7. ^ Спрэг, Розамонд Кент, изд. Старшие софисты , с. 242.
  8. ^ Спрэг, с. 261 и далее.
  9. ^ Спрэг, с. 264 и далее.
  10. ^ Феодосиадис, Михаил; Вавурас, Элиас (сентябрь 2023 г.). «Религия как средство политического конформизма и послушания: от Крития до Томаса Гоббса» . Религии . 14 (9): 1180. doi : 10.3390/rel14091180 . ISSN   2077-1444 .
  11. ^ [Плутарх], Жизнеописания десяти ораторов , с. 832de (Антифон).
  12. ^ Цицерон, Об Ораторе , ii.23.93.
  13. ^ Цицерон и Гермоген, цитируется в Sprague, p. 248.
  14. ^ Платон (1967). Двенадцать томов, Лисий. Симпозиум. Горгий (3-е изд.). Гарвард: Издательство Гарвардского университета.
  15. ^ Хармид и Протагор .
  16. ^ Фукидид, iv.27.1-3; Андокид, I.47.
  17. ^ Фукидид, viii.1.1-4.
  18. ^ Фукидид, viii.61 и далее.
  19. ^ Фукидид, viii.92.ff.
  20. Единственное упоминание принадлежит псевдо-Демосфену, «Против Теокрина» , 6.
  21. ^ Ликург, Против Леократа , 113.
  22. ^ Фукидид, viii.97.3; Плутарх, Жизнь Алкивиада , 33.1.
  23. ^ Фукидид, VI.28 и далее.
  24. ^ Фукидид, viii.81 и далее.
  25. ^ Геродот, Hellenica , i.5.11-17.
  26. ^ Геродот, Hellenica , ii.3.15.
  27. ^ Ксенофонт, Hellenica , ii.3.36.
  28. ^ Зен. Памятные вещи , п.2.24.
  29. ^ Филострат, i.16
  30. ^ Ксенофонт, Hellenica , ii.1.17 и далее.
  31. ^ Ксенофонт, Hellenica , ii.2.10-ii.3.2.
  32. ^ Лисий, Против Эратосфена , xii.43.
  33. ^ Ксенофонт, Hellenica , ii.3.21-55.
  34. ^ Платон, Апология , 32г.
  35. ^ Ксенофонт, Памятные вещи , i.2.32.
  36. ^ Ксенофонт, Памятные вещи , i.2.30.
  37. ^ Правильнее было бы назвать «софистами».
  38. ^ Ксенофонт, Памятные вещи , i.2.31.
  39. ^ Ксенофонт, Памятные вещи, i.2.37.
  40. ^ Ксенофонт, Элленика . ii.4.10-19.
  41. ^ Филострат, Жизнеописания софистов , i.16.
  42. ^ Ксенофонт, Памятные вещи , i.2.12-13.
  43. Платону в то время было около двадцати лет. См. «Ногти», с. 243 и далее. за год его рождения 424.
  44. ^ См. выше, Извинение 32d.
  45. ^ Платон, Письмо 7 , 324b-325a.
  46. ^ Аристотель, Риторика , iii.16 (1416b26)
  47. ^ Филострат, Жития софистов , i.14, § 501.
  48. ^ Филострат, Жизнеописания, ii.1, § 565.

Общие ссылки

[ редактировать ]
  • Дэвис, Дж. К. (1971). Афинские имущественные семьи 600–300 гг . до н.э. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  • Дильс, Герман и Вальтер Кранц. Фрагменты досократиков, греческих и немецких авторов Германа Дильса, опубликовано девятое издание . Книжный магазин Вайдмана, 1959 год.
  • Фриман, Кэтлин. Помощница философам-досократикам: полный перевод фрагментов Дильса, Fragmente der Vorsokratiker . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. Пресс, 1948.
  • Фриман, Кэтлин. Философы-досократики: компаньон Дильса, Fragmente der Vorsokratiker . Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1946.
  • Гвозди, Д. (2002). Люди Платона: Просопография Платона и других сократиков . Кембридж: Издательство Hackett.
  • Розенмейер, Томас Г. (1949). «Семья Крития». Американский журнал филологии . 70 (4). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 404–410. дои : 10.2307/291107 . JSTOR   291107 .
  • Спрэг, Розамонд Кент, изд. Старшие софисты: полный перевод фрагментов из Die Fragmente der Vorsokratiker, выполненный несколькими руками . Индианаполис: Hackett Publishing Co., 2001.
  • Вандерпул, Юджин. «Какая-то острака с Афинской Агоры». Дополнения к Hesperia 8 (1949): 394–496. www.jstor.org/stable/1353914 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c9a96ef67c4c3cd6d3ae13d03ca9831__1715858040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/31/7c9a96ef67c4c3cd6d3ae13d03ca9831.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Critias - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)