Эфор
Часть серии о |
Спарта |
---|
Спартанская конституция |
|
Правительство |
Социальные группы |
Общество |
Культы |
Фестивали |
Наследие |
Эфоры — совет из пяти магистратов в древней Спарте . Они обладали широким спектром судебных, религиозных, законодательных и военных полномочий и могли определять внутренние и внешние дела Спарты.
Слово « эфоры » ( древнегреческое ἔφοροι éphoroi , форма множественного числа от ἔφορος éphoros ) происходит от древнегреческого ἐπί epi , «на» или «над», и ὁράω horaō , «видеть», т. е. «тот, кто наблюдает» или «надзиратель». [1] Эфоры представляли собой совет из пяти спартанских мужчин, избираемых ежегодно и ежемесячно приносивших клятву от имени государства. Однако спартанские цари клялись от своего имени. [2]
Эфорам не приходилось преклонять колени перед царями Спарты, и граждане пользовались большим уважением из-за важности их полномочий и священной роли, которую они зарабатывали, выполняя свои функции. [3]
Несколько других греческих городов-государств со спартанским происхождением также имели эфоры, такие как Тарас или Кирена .
История
[ редактировать ]Создание
[ редактировать ]В древних источниках существуют две разные версии происхождения эфората. Самый ранний отчет встречается в «Историях » Геродота , который ведет свое происхождение от мифического спартанского законодателя Ликурга — версии, которой следуют Ксенофонт , Платон или Исократ . [4] [5] [6] [7] Другая версия впервые появляется в «Политике» , написанной в середине 4-го века до н.э. Аристотелем , который сообщает, что эфорат был создан спартанским царем Теопомпом . [8] Эта версия затем более распространена у последующих авторов, таких как Цицерон и особенно Плутарх . [9] [10] Современные ученые определили источник второй версии в утерянном труде, написанном Агиадов царем Павсанием после того, как он был вынужден отречься от престола и отправиться в изгнание в 394 году до нашей эры. В этом логосе Павсаний, вероятно, опубликовал законы Ликурга, в том числе « Ретру» , в которой подробно описаны различные элементы спартанской конституции ( цари , герусия , экклесия ), но не упоминаются эфоры. Поэтому было высказано предположение, что Павсаний был враждебно настроен по отношению к эфорам, которым он, возможно, приписал свое изгнание, и опубликовал «Ретру», чтобы дискредитировать их должность. [11] Хотя содержание этого логоса и мотивы Павсания остаются спорными, большинство современных ученых полагают, что эфоры были созданы во времена Феопомпа, во время Мессенских войн . [12] [13]
По мнению Плутарха, эфорат возник из-за необходимости в лидерах, пока цари Спарты отсутствовали в течение длительного времени во время Мессенских войн . [14] Эфоры избирались народным собранием , и право на это имели все граждане. Должность эфора была единственной политической должностью, открытой для всего дамоса (населения) мужчин в возрасте от 30 до 60 лет, поэтому подходящие спартанцы очень стремились к этой должности. [15] Им было запрещено переизбираться, и они обеспечивали баланс для двух королей, которые редко сотрудничали. Платон называл эфоров тиранами , которые управляли Спартой как деспоты, в то время как цари были не более чем генералами. [16] До двух эфоров сопровождали царя в длительных военных кампаниях в знак контроля, и они имели право объявлять войну в некоторые периоды спартанской истории. [17]
Поскольку политические и экономические решения принимались большинством голосов, политика Спарты могла быстро измениться, когда менялся голос одного эфора. Например, в 403 г. до н.э. Павсаний убедил трех эфоров послать армию в Аттику , что полностью изменило политику Лисандра. [18] По мнению Аристотеля, эфоры часто происходили из бедности, потому что эту должность мог занимать любой спартанский гражданин, и это было не только уделом высшего класса. Аристотель утверждал, что из-за этого они часто подвергались коррупции. [19] Были времена, когда законная власть эфора использовалась в своих интересах, например, когда Алкивиад использовал Эндия , который убедил спартанцев позволить Алкивиаду взять под свой контроль мирную миссию Спарты в Афинах в 420 году до нашей эры. [20]
Клеомен III отменил должность эфора в 227 г. до н.э. и заменил ее должностью, называемой патрономосом . Переворот Клеомена привел к гибели четырех из пяти эфоров, а также десяти других граждан. [21] Отмена эфоризма позволила ему закрепить свою роль короля и помешать кому-либо остановить его политические реформы. Однако эфорат был восстановлен македонским царем Антигоном III Досоном после битвы при Селласии в 222 году до нашей эры. [22] Хотя Спарта попала под власть Рима в 146 г. до н. э., это положение существовало до 2 века н. э., когда оно, вероятно, было упразднено римским императором Адрианом и заменено имперским управлением как часть провинции Ахея . [23]
Выборы
[ редактировать ]Выборы эфоратов происходили ближе к осеннему равноденствию , поскольку срок действия эфоров соответствовал спартанскому году, который начинался с первого полнолуния после равноденствия, следовательно, конца сентября или октября.
Вероятно, для избрания эфора требовался возраст не менее 30 лет, возраст, начиная с которого спартанский гражданин больше не считался эроменосом . [24]
Спартанская конституция известна главным образом благодаря трудам Аристотеля, который подробно описывает выборы геронтов (членов Герусии), но не эфоров. По-прежнему предполагается, что процедура выборов была аналогичной. [25] Кандидаты проходили один за другим перед собравшимися гражданами, которые кричали по своему усмотрению, а несколько заседателей, запертых в здании без окон, объявляли победителями пять кандидатов с самыми громкими криками. Как и в случае с геронтами, эту систему голосового голосования Аристотель считал «ребяческой», поскольку влиятельные люди могли легко манипулировать результатами, оказывая давление на присяжных. [26]
Цари играли заметную роль во время избирательных кампаний, отдавая предпочтение своим кандидатам, хотя известен лишь один случай такой практики, когда в 243/2 Лисандр был избран эфором с помощью царя Агиса IV . Тот факт, что влиятельные цари, такие как Клеомен I или Агесилай II, не сообщали о конфликте с эфорами, подтверждает мнение о том, что они могли решать, кто будет эфорами. [27] Некоторые эфоры были избраны благодаря известному поступку, сделавшему их известными среди избирателей. Например, Леон, эфор в 419/8, выиграл гонку квадриги на Олимпийских играх в 440, а его сын Анталкид заключил договор с Персией в 387, прежде чем стать эфором в 370/69. [28] Знаменитый полководец Брасид был избран в 431 году сразу после победы над Афинами при Мефоне . [29]
Одноименный эфор
[ редактировать ]Один из эфоров был одноимённым, т. е. дал своё имя году, подобно одноименному архонту в Афинах. Вероятно, во время выборов он был обозначен как кандидат с самыми громкими криками в целом. [30] Никакой дополнительной власти по сравнению со своими коллегами одноимённый эфор не имел; это была всего лишь престижная должность. [31] Таким образом, в 413/2 обычный эфор Эндиос описан Фукидидом как обладающий большим влиянием в коллегии, хотя одноименным эфором был Ономантиос. [32]
Поскольку одноименные эфоры использовались в качестве дат, список их имен существовал в Спарте и упоминается Полибием. Этот список, возможно, был опубликован Аполлодоросом и Сосикратом , чьи утраченные труды были использованы Диогеном Лаэртием . Список доходил как минимум до 556 г. (год эфората Хилона) и, возможно, до 754 г. (во время правления Феопомпа, как полагали древние авторы). Однако Диоген жил в III веке нашей эры, и даже его источники датируются эллинистической эпохой, намного позже событий. [33]
Юридическая сила
[ редактировать ]Эфоры выполняли многочисленные обязанности в законодательных, судебных, финансовых и исполнительных вопросах. [ нужна ссылка ] После «Астеропа» Ликурга в 620 г. до н. э. (увеличение власти эфората) эфоры стали послами Спарты. [34] Они решали все вопросы, связанные с международными отношениями, включая заключение договоров с иностранными державами. [35] и встреча с эмиссарами для обсуждения внешней политики. Они держали власть в Спарте, выступая в качестве председателей собрания и судей высшего гражданского суда, а также контролируя состав армии. [34] Эфорам требовалось большинство голосов, чтобы принимать решения, обязательные для исполнения, а решения меньшинства или несогласные решения не принимались собранием. [36]
По мнению Плутарха , [37] Каждую осень в криптее эфоры формально объявляли войну илотам , чтобы любой спартанский гражданин мог убить илота, не опасаясь кровавой вины. Это было сделано для того, чтобы держать под контролем большую популяцию илотов. [38] Плутарх также заявил, что каждые восемь лет эфоры будут наблюдать за небом в безлунную ночь. Если случались падающие звезды, эфоры должны были решить, нарушил ли один или оба короля в своих отношениях с богами. Преступлением могло быть любое поведение, позорящее греческий пантеон . Если оракул из Дельф или Олимпии не утверждал иного, эфоры имели возможность свергнуть провинившегося царя или царей. [39] Плутарх также заявил, что эфоры рассматривали дела, связанные с договорами между гражданами. Далее он сообщил, что каждый эфор специализировался на своем типе спорного контракта. [40]
По словам Павсания, эфоры служили вместе с Герусиями в Верховном уголовном суде Спарты. Это включало рассмотрение дел об измене, убийстве и других преступлениях, за которые влекло серьезное наказание. Эти наказания включали ссылку, смерть и лишение избирательных прав. [41]
Эфорс имел право созывать регулярные собрания собрания и председательствовать на них в пятом веке до нашей эры. [42] Первоначально эта власть предоставлялась только королям в первые годы. Однако с кончиной Великой Ретры регулярные собрания стали обязательными. К концу шестого века до нашей эры эфоры приобрели полномочия контролировать собрание и могли использовать эту власть против царей Спарты. Например, они использовали эту власть, чтобы заставить царя Анаксандрида II изменить свои супружеские отношения в свою пользу. Жена царя Анаксандрида была бесплодна, но он отказался развестись с ней, поэтому эфоры заставили его жениться на второй жене, чтобы родить наследников. [43]
Два эфора всегда отправлялись в военные экспедиции, чтобы убедиться, что король действовал согласно правилам, а в противном случае могли предать короля суду. [44] Эфоры предали суду многих царей, в том числе Леотихида , который, как было установлено, принял взятку от фессалийцев во время своей военной экспедиции в Фессалию . [44] [45]
Эфоры, наряду с Герузией , обладали большей частью власти в спартанском правительстве, поскольку двум царям приходилось консультироваться либо с эфорами, либо с Герусией практически по любому официальному вопросу. Эфоры также имели власть над илотами и периэками . Они контролировали Криптею , тайную полицию, репрессировавшую илотов , и даже смогли приговорить Периоеков к смертной казни без суда.
Прочие обязанности
[ редактировать ]Конгресс Пелопоннесского союза всегда возглавлял эфор. [46]
Эфоры также имели право ежегодно выбирать трех гиппагретов (командиров гвардии) из мужчин старше тридцати лет. Затем выбранные гиппагреты выбирали триста лучших гебонтов, чтобы сформировать гиппеев . [47] Эфоры также отвечали за наказание за неповиновение в армии штрафами. [48]
Эфоры могли вмешиваться и в случаях «нарушения спокойствия». Это включало косвенное наказание несовершеннолетних спартанцев за их преступления против Спарты. мальчиков Эта форма возмездия будет включать в себя наказание эрастов (взрослых любовников). [49] Когда мужчины в возрасте от двадцати до тридцати лет (известные как хебонтес ) совершали правонарушения, они предстали перед пайдономосом , магистратом, которому поручено контролировать обучение молодежи в агоге . Посредством этой системы эфоры могли напрямую наказывать хебонтов , налагая на них большие штрафы. [50]
Эфоры уделяли пристальное внимание образованию молодых спартанцев и играли значительную роль в обеспечении того, чтобы образование было на должном уровне. [51] По словам Элиана , они осматривали обнаженные тела мальчиков каждые десять дней, чтобы убедиться, что они имеют правильный цвет лица и физическую форму и не перекормлены, а также ежедневно проверяли одежду мальчиков, чтобы убедиться, что она подходит. [52]
У эфоров была своя сиссития — общая трапеза спартанских граждан. [53]
Известные эфоры
[ редактировать ]До конца третьего века до нашей эры по именам известны только 67 эфоров из потенциально 3000. [54]
- Брасидас : Происходил из семьи высшего сословия (служил в 431/0 г. до н. э.). [56]
- Леон: стал эфором в более старшем возрасте, был основателем спартанской колонии и победителем Олимпийских игр (служил в 419/8 г. до н. э.). [57]
- Анталкид : известен как участник переговоров по мирному договору, названному в его честь (служил в 387/6 г. до н.э.). [58]
- Стенелаидас : известен тем, что вызывает физическое разделение в процессе голосования, заставляя избирателей стоять в отдельных местах, чтобы выразить голоса «за» или «против». Это устранило тайну процесса голосования. [59] (служил в 432 г. до н.э.). [44]
- Клеандрид : известен тем, что отказался от вторжения в Афины и вернулся на Пелопоннес в 446 г. до н.э. [60] Он добровольно отправился в ссылку , причем спартанцы заочно приговорили его к смерти . [61]
- Лисандр: был отправлен послом к царю Агесилаю II в нескольких кампаниях, но столкнулся с спором с королем Агесилаем по поводу лояльности ему местных жителей. Лисандр вернулся домой по окончании срока в должности эфора (служил в 243 г. до н.э.). [62]
- Навсиклеид: сопровождал и поддерживал царя Павсания в экспедиции (служил в 403 г. до н.э.). [18]
- Эпитадей : [63] Введен закон, который разрушил равное распределение земли, установленное Лукургосом в четвертом веке до нашей эры. [64]
- Хилон : служил в 556/5 г. до н.э. [65]
- Агесилаос : Назван одноименным эфором своим племянником Агисом IV и ему было поручено реализовать новый законопроект, который включал списание долгов и перераспределение земли. [66]
Другие греческие полисы с эфорами
[ редактировать ]- Эуэсперид ( Бенгази , Ливия): Город был колонией Кирены и в результате перенял ее институты. Поэтому считались эфоры и герусия. [67]
- Гераклея ( Лукания , Италия): одноименный магистрат города был эфором, поскольку воспроизводил институты своего метрополия Тараса. [68]
- Кирена (Ливия): Кирена с давних времен имела герусию и правление из пяти эфоров. Это был фундамент Теры. [69]
- Мессена (Пелопоннес): Мессена получила независимость от Спарты в 370/69 году, но сохранила некоторые из своих институтов, такие как эфоры, которые упоминаются около 295 года. [70]
- Тарас ( Таранто , Италия): Эфорат засвидетельствован в III веке, но, учитывая, что в его колонии Гераклея также были эфоры, у Тараса, вероятно, эфоры были еще с архаической эпохи . Офис был одноименным в III веке. [71]
- Тера (остров Санторини): совет из трех эфоров был одноименными магистратами города. [72]
Эфоры в современной культуре
[ редактировать ]Концепция эфората продолжает использоваться некоторыми современными организациями, которым требуется монархический элемент в демократических рамках. Одной из таких организаций является Эфорат негодяев , негодяев и негодяев , американское братское исследовательское общество. [73]
В состав Министерства культуры и спорта Греческой Республики входят несколько региональных эфоратов, которые осуществляют управление археологическими исследованиями в своих регионах. [74]
Конституция Неаполитанской Республики 1799 года, написанная Франческо Марио Пагано , предусматривала то, что сейчас можно было бы назвать конституционным судом , eforato , но республика просуществовала всего шесть месяцев.
В экранизации Зака Снайдера 2007 года «Битва при Фермоплиях, 300 » эфоры изображены как класс жрецов, которые осуществляют власть, интерпретируя слова Оракула. В фильме они изображены как пожилые прокаженные с бледной кожей и поражениями. В начале фильма показано, как Леонид посещает эфоров и предлагает им военную стратегию. Затем эфоры консультируются с Оракулом и отказываются от плана Леонида, показывая, что их подкупил Ксеркс I. Таким образом, царь Леонид ведет своих 300 «телохранителей» в Фермопли без их одобрения. [75]
В фильме Рудольфа Мате 1962 года «300 спартанцев» также изображена роль эфората в битве при Фермопилах . Показано, что они конфликтуют с царем Леотихидом из-за решения отложить битву до окончания религиозного праздника урожая в Карнее . Эфоры решают отложить битву, но под видом частных телохранителей царь Леонид вступает в бой с 300 спартанцами. Эфоры упоминаются позже в фильме, когда Леонид получает письмо от своей жены, в котором сообщается, что у эфоров остальная часть спартанской армии не присоединится к нему. Ксенатон - названный эфор в фильме. [76]
Эфоры появились в «Огненных вратах» Стивена Прессфилда 1998 года , историческом фантастическом романе, повествующем о битве при Фермопилах. В главе 15 эфоры появляются, когда делегация матерей и жен идет на совет с просьбой разрешить им присоединиться к битве. [77]
В Кирона Гиллена « графическом романе Три » эфоры упоминаются, когда Гиллен описывает Криптею и пишет: «Раз в году мастера объявляют войну илотам». Эфоры отвечали за Криптею и объявили войну илотам, чтобы держать их в страхе и под контролем. Следующая сцена изображает эфора Эврита, которого его солдаты ведут в общину илотов, где они требуют гостеприимства. Эврит убит в результате восстания илотов, и единственный выживший солдат возвращается в Спарту, чтобы сообщить об этом оставшимся четырем эфорам. Эфоры посылают солдат убить илотов, убивших Эврита, заявляя: «Единственное, что более немыслимо, чем илот, убивающий эфора, - это то, что илот избегает наказания». [78]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "эфор, н.". ОЭД онлайн. Март 2021 г. Издательство Оксфордского университета. https://www.oed.com/view/Entry/63224?redirectedFrom=ephor (по состоянию на 4 апреля 2021 г.).
- ^ Ксенофонт , Конституция Спарты . 15.7. [1]
- ^ Дональд Каган , Начало Пелопоннесской войны . стр. 29. Итака/Нью-Йорк, 1969 г., ISBN 0-8014-9556-3 .
- ^ Ксенофонт, Конституция лакедемонян , 8, 11.
- ^ Платон, Послания , viii. 354б.
- ^ Исократ, Панафинейкус , 153, 154.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 21–24.
- ^ Аристотель, Политика , т. 11, 1313a.
- ^ Цицерон , De re publica , ii. 33, 58; О законах , iii. 7, 15, 16
- ^ Плутарх, Клеомен , 10; Ликург , 7, 29; Моралия , 779Э.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 34, 35, 42, 43.
- ^ Хаксли, Ранняя Спарта , стр. 38, 39, «Маловероятно, что Эфорат был введен до двадцатых годов восьмого века».
- ^ Картледж, Спарта и Лакония , с. 115; хотя он пишет стр. 117, что отсутствие эфоров в Ретре могло быть результатом их незначительности в то время.
- ^ «Плутарх • Жизнь Клеомена; 10» . penelope.uchicago.edu . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Фигейра, Томас (2018). «Элотаж и спартанская экономика». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Блэквелл. п. 579.
- ^ «Платон, Законы, Книга 4, стр. 712» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ Николас Ричер (1998). Эфоры. Исследования по истории и образу Спарты (VIII-III вв. до н. э.). Древняя и средневековая история 50 . Университет Пантеон-Сорбонна . п. 636. ИСБН 2-85944-347-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рузе, Франсуаза (2018). «Империя спартанцев (404-371)». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 323.
- ^ Пол. 1270 б 7-10
- ^ Гриббл, Дэвид (2012). «Алкивиад на Олимпийских играх: выступления, политика и гражданская идеология». Классический ежеквартальный журнал . 62 (1): 45–71. дои : 10.1017/S0009838811000486 . S2CID 145098635 – через JSTOR.
- ^ «Плутарх, Клеомен, глава 8, раздел 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ Миллендер, Эллен (2018). «Царство: история, власть и прерогативы «божественной» диархии спартанцев». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 455.
- ^ Кеннелл, Найджел (2018). «Спартанская культурная память в римский период». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. стр. 643–662.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 252, 253, 291.
- ^ Ричер, Эфоры , с. 296.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 296, 297.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 298, 299.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 277, 278, 300.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 275–277, 300.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 320–322.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 313–320.
- ^ Ричер, Эфоры , с. 317.
- ^ Ричер, Эфоры , стр. 72, 73.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сахлинс, Маршалл (2011). «Рожденный-близнец с величием: двойное царствование Спарты». Журнал этнографической теории . 1 (1): 63–101. дои : 10.14318/hau1.1.003 . S2CID 170346238 .
- ^ Миллендер, Э. (2001). Возвращение к спартанской грамотности. Классическая античность, 20 (1), 121–164. два : 10.1525/ca.2001.20.1.121
- ^ Ксенофонт, Элленика . 2.3.34
- ^ Жизнь Ликурга , 28, 3–7.
- ^ Ксенофонт, Конституция Спарты 15.6; Ксенофонт, Элленика 2.3.9–10; Плутарх, Агис 12.1, 16.2; Платон, Законы 3.692; Аристотель, Политика 2.6.14–16; ЭХМ Джонс, Спарта
- ^ Миллендер, Эллен Г. (2018). «Царство: история, власть и прерогативы «божественной» диархии спартанцев». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Блэквелл. п. 463.
- ^ Ван Вис, Ганс (2018). «Роскошь, строгость и равенство в Спарте». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 212.
- ^ Павсаний. Описание Греции. 3.5.2
- ^ Тук. 1.67.3
- ^ Хдт. 5.40.1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эсу, Альберто (2017). «Разделенная власть и эйномия: совещательные процедуры в древней Спарте» . Классический ежеквартальный журнал . 67 (2): 353–373. дои : 10.1017/S0009838817000544 .
- ^ Лупи, Марчелло (2018). «Спарта и Персидские войны 499-478 гг.». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 282.
- ^ Сте. Круа, «Истоки Пелопоннесской войны» , с. 111.
- ^ «Ксенофонт, Конституция лакедемонян, глава 4, раздел 3» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ «Ксенофонт, Конституция лакедемонян, глава 4, раздел 6» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ «Элиан: Различные истории. Книга III» . penelope.uchicago.edu . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Ксенофонт, Конституция лакедемонян 4.6
- ^ Ричер, Николас (2018). «Спартанское образование в классический период». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Блэквелл. п. 532.
- ^ «Элиан: Различные истории. Книга XIV» . penelope.uchicago.edu . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Пауэлл (ред.), Товарищ по Спарте , стр. 53 (примечание 45).
- ^ Пол Картледж , «Спартанское правосудие? Или «государство эфоров»?», Dike , № 3, 2000, стр. 14.
- ^ Так. 8.6.3
- ^ Ксенофонт, Хелленика. 2.3.10
- ^ Ксенофонт. Хелленика . 2.3.10
- ^ Плутарх. Возраст. 32,1
- ^ Тук. 1.87.1-2
- ^ Так. 1.114.3
- ^ Плутарх. Пер. 22
- ^ Ксенофонт, Элленика . 3.4.10
- ^ Плутарх. Агис . 5.3-5
- ^ ван Вис, Ганс (2018). «Роскошь, строгость и равенство в Спарте». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 205.
- ^ Павсаний. Описание Греции. 3.16.4
- ^ Стюарт, Дэниел (2018). «От Леуктры до Набиса, 371–192». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Хобокен: Уайли Блэквелл. стр. 390–391.
- ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 1243.
- ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 259, 260.
- ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 1245.
- ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 563.
- ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 300, 301.
- ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 783.
- ^ Конституция Эфората RR&R
- ^ «Министерство-Структура» . www.cultural.gov.gr . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Снайдер, Зак. «300 (2007)». AllMovie . Архивировано 27 января 2019 года. Проверено 26 января 2019 года.
- ^ Мате, Рудольф. 300 спартанцев, 1962, 20th Century Fox.
- ^ Прессфилд, Стивен (1998). Врата Огня . Австралия: Даблдей. ISBN 978-0-385-49251-5 .
- ^ Гиллен, Кирон (2014). Три . 2001 Центр-стрит, Шестой FI, Беркли, Калифорния: Image Comics Inc.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Аристотель , Политика .
- Цицерон , «О республике» , «О законах» .
- Исократ , Панафиней .
- Платон , Послания .
- Плутарх , Параллельные жизни ( Клеомен , Ликург ), Моралия .
- Ксенофонт , Конституция лакедемонян .
Современные источники
[ редактировать ]- Пол Картледж , Спарта и Лакония, Региональная история 1300–362 до н. э. , Лондон, Рутледж, 2002 г. (первоначально опубликовано в 1979 г.). ISBN 0-415-26276-3
- GEM де Сте. Круа , Истоки Пелопоннесской войны , Лондон, Дакворт, 1972. ISBN 0-7156-0640-9
- Могенс Герман Хансен и Томас Хейне Нильсен, Опись архаических и классических полисов , Oxford University Press, 2004.
- Г.Л. Хаксли, Ранняя Спарта , Лондон, Faber & Faber, 1962. ISBN 0-389-02040-0
- Антон Пауэлл (редактор), Товарищ по Спарте , Хобокен, Уайли, 2018. ISBN 978-1-4051-8869-2