Jump to content

Эфор

Эфоры совет из пяти магистратов в древней Спарте . Они обладали широким спектром судебных, религиозных, законодательных и военных полномочий и могли определять внутренние и внешние дела Спарты.

Слово « эфоры » ( древнегреческое ἔφοροι éphoroi , форма множественного числа от ἔφορος éphoros ) происходит от древнегреческого ἐπί epi , «на» или «над», и ὁράω horaō , «видеть», т. е. «тот, кто наблюдает» или «надзиратель». [1] Эфоры представляли собой совет из пяти спартанских мужчин, избираемых ежегодно и ежемесячно приносивших клятву от имени государства. Однако спартанские цари клялись от своего имени. [2]

Эфорам не приходилось преклонять колени перед царями Спарты, и граждане пользовались большим уважением из-за важности их полномочий и священной роли, которую они зарабатывали, выполняя свои функции. [3]

Несколько других греческих городов-государств со спартанским происхождением также имели эфоры, такие как Тарас или Кирена .

Создание

[ редактировать ]

В древних источниках существуют две разные версии происхождения эфората. Самый ранний отчет встречается в «Историях » Геродота , который ведет свое происхождение от мифического спартанского законодателя Ликурга — версии, которой следуют Ксенофонт , Платон или Исократ . [4] [5] [6] [7] Другая версия впервые появляется в «Политике» , написанной в середине 4-го века до н.э. Аристотелем , который сообщает, что эфорат был создан спартанским царем Теопомпом . [8] Эта версия затем более распространена у последующих авторов, таких как Цицерон и особенно Плутарх . [9] [10] Современные ученые определили источник второй версии в утерянном труде, написанном Агиадов царем Павсанием после того, как он был вынужден отречься от престола и отправиться в изгнание в 394 году до нашей эры. В этом логосе Павсаний, вероятно, опубликовал законы Ликурга, в том числе « Ретру» , в которой подробно описаны различные элементы спартанской конституции ( цари , герусия , экклесия ), но не упоминаются эфоры. Поэтому было высказано предположение, что Павсаний был враждебно настроен по отношению к эфорам, которым он, возможно, приписал свое изгнание, и опубликовал «Ретру», чтобы дискредитировать их должность. [11] Хотя содержание этого логоса и мотивы Павсания остаются спорными, большинство современных ученых полагают, что эфоры были созданы во времена Феопомпа, во время Мессенских войн . [12] [13]

По мнению Плутарха, эфорат возник из-за необходимости в лидерах, пока цари Спарты отсутствовали в течение длительного времени во время Мессенских войн . [14] Эфоры избирались народным собранием , и право на это имели все граждане. Должность эфора была единственной политической должностью, открытой для всего дамоса (населения) мужчин в возрасте от 30 до 60 лет, поэтому подходящие спартанцы очень стремились к этой должности. [15] Им было запрещено переизбираться, и они обеспечивали баланс для двух королей, которые редко сотрудничали. Платон называл эфоров тиранами , которые управляли Спартой как деспоты, в то время как цари были не более чем генералами. [16] До двух эфоров сопровождали царя в длительных военных кампаниях в знак контроля, и они имели право объявлять войну в некоторые периоды спартанской истории. [17]

Поскольку политические и экономические решения принимались большинством голосов, политика Спарты могла быстро измениться, когда менялся голос одного эфора. Например, в 403 г. до н.э. Павсаний убедил трех эфоров послать армию в Аттику , что полностью изменило политику Лисандра. [18] По мнению Аристотеля, эфоры часто происходили из бедности, потому что эту должность мог занимать любой спартанский гражданин, и это было не только уделом высшего класса. Аристотель утверждал, что из-за этого они часто подвергались коррупции. [19] Были времена, когда законная власть эфора использовалась в своих интересах, например, когда Алкивиад использовал Эндия , который убедил спартанцев позволить Алкивиаду взять под свой контроль мирную миссию Спарты в Афинах в 420 году до нашей эры. [20]

Клеомен III отменил должность эфора в 227 г. до н.э. и заменил ее должностью, называемой патрономосом . Переворот Клеомена привел к гибели четырех из пяти эфоров, а также десяти других граждан. [21] Отмена эфоризма позволила ему закрепить свою роль короля и помешать кому-либо остановить его политические реформы. Однако эфорат был восстановлен македонским царем Антигоном III Досоном после битвы при Селласии в 222 году до нашей эры. [22] Хотя Спарта попала под власть Рима в 146 г. до н. э., это положение существовало до 2 века н. э., когда оно, вероятно, было упразднено римским императором Адрианом и заменено имперским управлением как часть провинции Ахея . [23]

Выборы эфоратов происходили ближе к осеннему равноденствию , поскольку срок действия эфоров соответствовал спартанскому году, который начинался с первого полнолуния после равноденствия, следовательно, конца сентября или октября.

Вероятно, для избрания эфора требовался возраст не менее 30 лет, возраст, начиная с которого спартанский гражданин больше не считался эроменосом . [24]

Спартанская конституция известна главным образом благодаря трудам Аристотеля, который подробно описывает выборы геронтов (членов Герусии), но не эфоров. По-прежнему предполагается, что процедура выборов была аналогичной. [25] Кандидаты проходили один за другим перед собравшимися гражданами, которые кричали по своему усмотрению, а несколько заседателей, запертых в здании без окон, объявляли победителями пять кандидатов с самыми громкими криками. Как и в случае с геронтами, эту систему голосового голосования Аристотель считал «ребяческой», поскольку влиятельные люди могли легко манипулировать результатами, оказывая давление на присяжных. [26]

Цари играли заметную роль во время избирательных кампаний, отдавая предпочтение своим кандидатам, хотя известен лишь один случай такой практики, когда в 243/2 Лисандр был избран эфором с помощью царя Агиса IV . Тот факт, что влиятельные цари, такие как Клеомен I или Агесилай II, не сообщали о конфликте с эфорами, подтверждает мнение о том, что они могли решать, кто будет эфорами. [27] Некоторые эфоры были избраны благодаря известному поступку, сделавшему их известными среди избирателей. Например, Леон, эфор в 419/8, выиграл гонку квадриги на Олимпийских играх в 440, а его сын Анталкид заключил договор с Персией в 387, прежде чем стать эфором в 370/69. [28] Знаменитый полководец Брасид был избран в 431 году сразу после победы над Афинами при Мефоне . [29]

Одноименный эфор

[ редактировать ]

Один из эфоров был одноимённым, т. е. дал своё имя году, подобно одноименному архонту в Афинах. Вероятно, во время выборов он был обозначен как кандидат с самыми громкими криками в целом. [30] Никакой дополнительной власти по сравнению со своими коллегами одноимённый эфор не имел; это была всего лишь престижная должность. [31] Таким образом, в 413/2 обычный эфор Эндиос описан Фукидидом как обладающий большим влиянием в коллегии, хотя одноименным эфором был Ономантиос. [32]

Поскольку одноименные эфоры использовались в качестве дат, список их имен существовал в Спарте и упоминается Полибием. Этот список, возможно, был опубликован Аполлодоросом и Сосикратом , чьи утраченные труды были использованы Диогеном Лаэртием . Список доходил как минимум до 556 г. (год эфората Хилона) и, возможно, до 754 г. (во время правления Феопомпа, как полагали древние авторы). Однако Диоген жил в III веке нашей эры, и даже его источники датируются эллинистической эпохой, намного позже событий. [33]

[ редактировать ]
1862 г. воображение эфоров

Эфоры выполняли многочисленные обязанности в законодательных, судебных, финансовых и исполнительных вопросах. [ нужна ссылка ] После «Астеропа» Ликурга в 620 г. до н. э. (увеличение власти эфората) эфоры стали послами Спарты. [34] Они решали все вопросы, связанные с международными отношениями, включая заключение договоров с иностранными державами. [35] и встреча с эмиссарами для обсуждения внешней политики. Они держали власть в Спарте, выступая в качестве председателей собрания и судей высшего гражданского суда, а также контролируя состав армии. [34] Эфорам требовалось большинство голосов, чтобы принимать решения, обязательные для исполнения, а решения меньшинства или несогласные решения не принимались собранием. [36]

По мнению Плутарха , [37] Каждую осень в криптее эфоры формально объявляли войну илотам , чтобы любой спартанский гражданин мог убить илота, не опасаясь кровавой вины. Это было сделано для того, чтобы держать под контролем большую популяцию илотов. [38] Плутарх также заявил, что каждые восемь лет эфоры будут наблюдать за небом в безлунную ночь. Если случались падающие звезды, эфоры должны были решить, нарушил ли один или оба короля в своих отношениях с богами. Преступлением могло быть любое поведение, позорящее греческий пантеон . Если оракул из Дельф или Олимпии не утверждал иного, эфоры имели возможность свергнуть провинившегося царя или царей. [39] Плутарх также заявил, что эфоры рассматривали дела, связанные с договорами между гражданами. Далее он сообщил, что каждый эфор специализировался на своем типе спорного контракта. [40]

По словам Павсания, эфоры служили вместе с Герусиями в Верховном уголовном суде Спарты. Это включало рассмотрение дел об измене, убийстве и других преступлениях, за которые влекло серьезное наказание. Эти наказания включали ссылку, смерть и лишение избирательных прав. [41]

Эфорс имел право созывать регулярные собрания собрания и председательствовать на них в пятом веке до нашей эры. [42] Первоначально эта власть предоставлялась только королям в первые годы. Однако с кончиной Великой Ретры регулярные собрания стали обязательными. К концу шестого века до нашей эры эфоры приобрели полномочия контролировать собрание и могли использовать эту власть против царей Спарты. Например, они использовали эту власть, чтобы заставить царя Анаксандрида II изменить свои супружеские отношения в свою пользу. Жена царя Анаксандрида была бесплодна, но он отказался развестись с ней, поэтому эфоры заставили его жениться на второй жене, чтобы родить наследников. [43]

Два эфора всегда отправлялись в военные экспедиции, чтобы убедиться, что король действовал согласно правилам, а в противном случае могли предать короля суду. [44] Эфоры предали суду многих царей, в том числе Леотихида , который, как было установлено, принял взятку от фессалийцев во время своей военной экспедиции в Фессалию . [44] [45]

Схема спартанской конституции

Эфоры, наряду с Герузией , обладали большей частью власти в спартанском правительстве, поскольку двум царям приходилось консультироваться либо с эфорами, либо с Герусией практически по любому официальному вопросу. Эфоры также имели власть над илотами и периэками . Они контролировали Криптею , тайную полицию, репрессировавшую илотов , и даже смогли приговорить Периоеков к смертной казни без суда.

Прочие обязанности

[ редактировать ]

Конгресс Пелопоннесского союза всегда возглавлял эфор. [46]

Эфоры также имели право ежегодно выбирать трех гиппагретов (командиров гвардии) из мужчин старше тридцати лет. Затем выбранные гиппагреты выбирали триста лучших гебонтов, чтобы сформировать гиппеев . [47] Эфоры также отвечали за наказание за неповиновение в армии штрафами. [48]

Эфоры могли вмешиваться и в случаях «нарушения спокойствия». Это включало косвенное наказание несовершеннолетних спартанцев за их преступления против Спарты. мальчиков Эта форма возмездия будет включать в себя наказание эрастов (взрослых любовников). [49] Когда мужчины в возрасте от двадцати до тридцати лет (известные как хебонтес ) совершали правонарушения, они предстали перед пайдономосом , магистратом, которому поручено контролировать обучение молодежи в агоге . Посредством этой системы эфоры могли напрямую наказывать хебонтов , налагая на них большие штрафы. [50]

Эфоры уделяли пристальное внимание образованию молодых спартанцев и играли значительную роль в обеспечении того, чтобы образование было на должном уровне. [51] По словам Элиана , они осматривали обнаженные тела мальчиков каждые десять дней, чтобы убедиться, что они имеют правильный цвет лица и физическую форму и не перекормлены, а также ежедневно проверяли одежду мальчиков, чтобы убедиться, что она подходит. [52]

У эфоров была своя сиссития — общая трапеза спартанских граждан. [53]

Известные эфоры

[ редактировать ]

До конца третьего века до нашей эры по именам известны только 67 эфоров из потенциально 3000. [54]

  • Эндий : отпрыск богатой семьи, сын Алкивиада (служил в 413/2 г. до н. э.). [55]
Эфор Брасидас во время боя
  • Брасидас : Происходил из семьи высшего сословия (служил в 431/0 г. до н. э.). [56]
  • Леон: стал эфором в более старшем возрасте, был основателем спартанской колонии и победителем Олимпийских игр (служил в 419/8 г. до н. э.). [57]
  • Анталкид : известен как участник переговоров по мирному договору, названному в его честь (служил в 387/6 г. до н.э.). [58]
  • Стенелаидас : известен тем, что вызывает физическое разделение в процессе голосования, заставляя избирателей стоять в отдельных местах, чтобы выразить голоса «за» или «против». Это устранило тайну процесса голосования. [59] (служил в 432 г. до н.э.). [44]
  • Клеандрид : известен тем, что отказался от вторжения в Афины и вернулся на Пелопоннес в 446 г. до н.э. [60] Он добровольно отправился в ссылку , причем спартанцы заочно приговорили его к смерти . [61]
  • Лисандр: был отправлен послом к ​​царю Агесилаю II в нескольких кампаниях, но столкнулся с спором с королем Агесилаем по поводу лояльности ему местных жителей. Лисандр вернулся домой по окончании срока в должности эфора (служил в 243 г. до н.э.). [62]
  • Навсиклеид: сопровождал и поддерживал царя Павсания в экспедиции (служил в 403 г. до н.э.). [18]
  • Эпитадей : [63] Введен закон, который разрушил равное распределение земли, установленное Лукургосом в четвертом веке до нашей эры. [64]
  • Хилон : служил в 556/5 г. до н.э. [65]
  • Агесилаос : Назван одноименным эфором своим племянником Агисом IV и ему было поручено реализовать новый законопроект, который включал списание долгов и перераспределение земли. [66]

Другие греческие полисы с эфорами

[ редактировать ]
  • Эуэсперид ( Бенгази , Ливия): Город был колонией Кирены и в результате перенял ее институты. Поэтому считались эфоры и герусия. [67]
  • Гераклея ( Лукания , Италия): одноименный магистрат города был эфором, поскольку воспроизводил институты своего метрополия Тараса. [68]
  • Кирена (Ливия): Кирена с давних времен имела герусию и правление из пяти эфоров. Это был фундамент Теры. [69]
  • Мессена (Пелопоннес): Мессена получила независимость от Спарты в 370/69 году, но сохранила некоторые из своих институтов, такие как эфоры, которые упоминаются около 295 года. [70]
  • Тарас ( Таранто , Италия): Эфорат засвидетельствован в III веке, но, учитывая, что в его колонии Гераклея также были эфоры, у Тараса, вероятно, эфоры были еще с архаической эпохи . Офис был одноименным в III веке. [71]
  • Тера (остров Санторини): совет из трех эфоров был одноименными магистратами города. [72]

Эфоры в современной культуре

[ редактировать ]

Концепция эфората продолжает использоваться некоторыми современными организациями, которым требуется монархический элемент в демократических рамках. Одной из таких организаций является Эфорат негодяев , негодяев и негодяев , американское братское исследовательское общество. [73]

В состав Министерства культуры и спорта Греческой Республики входят несколько региональных эфоратов, которые осуществляют управление археологическими исследованиями в своих регионах. [74]

Конституция Неаполитанской Республики 1799 года, написанная Франческо Марио Пагано , предусматривала то, что сейчас можно было бы назвать конституционным судом , eforato , но республика просуществовала всего шесть месяцев.

В экранизации Зака ​​Снайдера 2007 года «Битва при Фермоплиях, 300 » эфоры изображены как класс жрецов, которые осуществляют власть, интерпретируя слова Оракула. В фильме они изображены как пожилые прокаженные с бледной кожей и поражениями. В начале фильма показано, как Леонид посещает эфоров и предлагает им военную стратегию. Затем эфоры консультируются с Оракулом и отказываются от плана Леонида, показывая, что их подкупил Ксеркс I. Таким образом, царь Леонид ведет своих 300 «телохранителей» в Фермопли без их одобрения. [75]

В фильме Рудольфа Мате 1962 года «300 спартанцев» также изображена роль эфората в битве при Фермопилах . Показано, что они конфликтуют с царем Леотихидом из-за решения отложить битву до окончания религиозного праздника урожая в Карнее . Эфоры решают отложить битву, но под видом частных телохранителей царь Леонид вступает в бой с 300 спартанцами. Эфоры упоминаются позже в фильме, когда Леонид получает письмо от своей жены, в котором сообщается, что у эфоров остальная часть спартанской армии не присоединится к нему. Ксенатон - названный эфор в фильме. [76]

Эфоры появились в «Огненных вратах» Стивена Прессфилда 1998 года , историческом фантастическом романе, повествующем о битве при Фермопилах. В главе 15 эфоры появляются, когда делегация матерей и жен идет на совет с просьбой разрешить им присоединиться к битве. [77]

В Кирона Гиллена « графическом романе Три » эфоры упоминаются, когда Гиллен описывает Криптею и пишет: «Раз в году мастера объявляют войну илотам». Эфоры отвечали за Криптею и объявили войну илотам, чтобы держать их в страхе и под контролем. Следующая сцена изображает эфора Эврита, которого его солдаты ведут в общину илотов, где они требуют гостеприимства. Эврит убит в результате восстания илотов, и единственный выживший солдат возвращается в Спарту, чтобы сообщить об этом оставшимся четырем эфорам. Эфоры посылают солдат убить илотов, убивших Эврита, заявляя: «Единственное, что более немыслимо, чем илот, убивающий эфора, - это то, что илот избегает наказания». [78]

  1. ^ "эфор, н.". ОЭД онлайн. Март 2021 г. Издательство Оксфордского университета. https://www.oed.com/view/Entry/63224?redirectedFrom=ephor (по состоянию на 4 апреля 2021 г.).
  2. ^ Ксенофонт , Конституция Спарты . 15.7. [1]
  3. ^ Дональд Каган , Начало Пелопоннесской войны . стр. 29. Итака/Нью-Йорк, 1969 г., ISBN   0-8014-9556-3 .
  4. ^ Ксенофонт, Конституция лакедемонян , 8, 11.
  5. ^ Платон, Послания , viii. 354б.
  6. ^ Исократ, Панафинейкус , 153, 154.
  7. ^ Ричер, Эфоры , стр. 21–24.
  8. ^ Аристотель, Политика , т. 11, 1313a.
  9. ^ Цицерон , De re publica , ii. 33, 58; О законах , iii. 7, 15, 16
  10. ^ Плутарх, Клеомен , 10; Ликург , 7, 29; Моралия , 779Э.
  11. ^ Ричер, Эфоры , стр. 34, 35, 42, 43.
  12. ^ Хаксли, Ранняя Спарта , стр. 38, 39, «Маловероятно, что Эфорат был введен до двадцатых годов восьмого века».
  13. ^ Картледж, Спарта и Лакония , с. 115; хотя он пишет стр. 117, что отсутствие эфоров в Ретре могло быть результатом их незначительности в то время.
  14. ^ «Плутарх • Жизнь Клеомена; 10» . penelope.uchicago.edu . Проверено 8 декабря 2021 г.
  15. ^ Фигейра, Томас (2018). «Элотаж и спартанская экономика». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Блэквелл. п. 579.
  16. ^ «Платон, Законы, Книга 4, стр. 712» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 14 ноября 2021 г.
  17. ^ Николас Ричер (1998). Эфоры. Исследования по истории и образу Спарты (VIII-III вв. до н. э.). Древняя и средневековая история 50 . Университет Пантеон-Сорбонна . п. 636. ИСБН  2-85944-347-9 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рузе, Франсуаза (2018). «Империя спартанцев (404-371)». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 323.
  19. ^ Пол. 1270 б 7-10
  20. ^ Гриббл, Дэвид (2012). «Алкивиад на Олимпийских играх: выступления, политика и гражданская идеология». Классический ежеквартальный журнал . 62 (1): 45–71. дои : 10.1017/S0009838811000486 . S2CID   145098635 – через JSTOR.
  21. ^ «Плутарх, Клеомен, глава 8, раздел 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 14 ноября 2021 г.
  22. ^ Миллендер, Эллен (2018). «Царство: история, власть и прерогативы «божественной» диархии спартанцев». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 455.
  23. ^ Кеннелл, Найджел (2018). «Спартанская культурная память в римский период». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. стр. 643–662.
  24. ^ Ричер, Эфоры , стр. 252, 253, 291.
  25. ^ Ричер, Эфоры , с. 296.
  26. ^ Ричер, Эфоры , стр. 296, 297.
  27. ^ Ричер, Эфоры , стр. 298, 299.
  28. ^ Ричер, Эфоры , стр. 277, 278, 300.
  29. ^ Ричер, Эфоры , стр. 275–277, 300.
  30. ^ Ричер, Эфоры , стр. 320–322.
  31. ^ Ричер, Эфоры , стр. 313–320.
  32. ^ Ричер, Эфоры , с. 317.
  33. ^ Ричер, Эфоры , стр. 72, 73.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сахлинс, Маршалл (2011). «Рожденный-близнец с величием: двойное царствование Спарты». Журнал этнографической теории . 1 (1): 63–101. дои : 10.14318/hau1.1.003 . S2CID   170346238 .
  35. ^ Миллендер, Э. (2001). Возвращение к спартанской грамотности. Классическая античность, 20 (1), 121–164. два : 10.1525/ca.2001.20.1.121
  36. ^ Ксенофонт, Элленика . 2.3.34
  37. ^ Жизнь Ликурга , 28, 3–7.
  38. ^ Ксенофонт, Конституция Спарты 15.6; Ксенофонт, Элленика 2.3.9–10; Плутарх, Агис 12.1, 16.2; Платон, Законы 3.692; Аристотель, Политика 2.6.14–16; ЭХМ Джонс, Спарта
  39. ^ Миллендер, Эллен Г. (2018). «Царство: история, власть и прерогативы «божественной» диархии спартанцев». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Блэквелл. п. 463.
  40. ^ Ван Вис, Ганс (2018). «Роскошь, строгость и равенство в Спарте». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 212.
  41. ^ Павсаний. Описание Греции. 3.5.2
  42. ^ Тук. 1.67.3
  43. ^ Хдт. 5.40.1
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эсу, Альберто (2017). «Разделенная власть и эйномия: совещательные процедуры в древней Спарте» . Классический ежеквартальный журнал . 67 (2): 353–373. дои : 10.1017/S0009838817000544 .
  45. ^ Лупи, Марчелло (2018). «Спарта и Персидские войны 499-478 гг.». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Том. 1. Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 282.
  46. ^ Сте. Круа, «Истоки Пелопоннесской войны» , с. 111.
  47. ^ «Ксенофонт, Конституция лакедемонян, глава 4, раздел 3» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 8 декабря 2021 г.
  48. ^ «Ксенофонт, Конституция лакедемонян, глава 4, раздел 6» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 8 декабря 2021 г.
  49. ^ «Элиан: Различные истории. Книга III» . penelope.uchicago.edu . Проверено 7 декабря 2021 г.
  50. ^ Ксенофонт, Конституция лакедемонян 4.6
  51. ^ Ричер, Николас (2018). «Спартанское образование в классический период». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Блэквелл. п. 532.
  52. ^ «Элиан: Различные истории. Книга XIV» . penelope.uchicago.edu . Проверено 7 декабря 2021 г.
  53. ^ Пауэлл (ред.), Товарищ по Спарте , стр. 53 (примечание 45).
  54. ^ Пол Картледж , «Спартанское правосудие? Или «государство эфоров»?», Dike , № 3, 2000, стр. 14.
  55. ^ Так. 8.6.3
  56. ^ Ксенофонт, Хелленика. 2.3.10
  57. ^ Ксенофонт. Хелленика . 2.3.10
  58. ^ Плутарх. Возраст. 32,1
  59. ^ Тук. 1.87.1-2
  60. ^ Так. 1.114.3
  61. ^ Плутарх. Пер. 22
  62. ^ Ксенофонт, Элленика . 3.4.10
  63. ^ Плутарх. Агис . 5.3-5
  64. ^ ван Вис, Ганс (2018). «Роскошь, строгость и равенство в Спарте». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Хобокен: Уайли Блэквелл. п. 205.
  65. ^ Павсаний. Описание Греции. 3.16.4
  66. ^ Стюарт, Дэниел (2018). «От Леуктры до Набиса, 371–192». Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Хобокен: Уайли Блэквелл. стр. 390–391.
  67. ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 1243.
  68. ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 259, 260.
  69. ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 1245.
  70. ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 563.
  71. ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 300, 301.
  72. ^ Хансен и Нильсен (ред.), Опись архаических и классических полисов , стр. 783.
  73. ^ Конституция Эфората RR&R
  74. ^ «Министерство-Структура» . www.cultural.gov.gr . Проверено 8 декабря 2021 г.
  75. ^ Снайдер, Зак. «300 (2007)». AllMovie . Архивировано 27 января 2019 года. Проверено 26 января 2019 года.
  76. ^ Мате, Рудольф. 300 спартанцев, 1962, 20th Century Fox.
  77. ^ Прессфилд, Стивен (1998). Врата Огня . Австралия: Даблдей. ISBN  978-0-385-49251-5 .
  78. ^ Гиллен, Кирон (2014). Три . 2001 Центр-стрит, Шестой FI, Беркли, Калифорния: Image Comics Inc. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )

Библиография

[ редактировать ]

Древние источники

[ редактировать ]

Современные источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3de612244f055e48c5c6597c1e885375__1719025620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/75/3de612244f055e48c5c6597c1e885375.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ephor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)