Гимнопедия
Гимнопедия Спарте была ежегодным фестивалем, отмечавшимся исключительно в древней , который помог определить спартанскую идентичность. [1] [2] В нем участвовали поколения обнаженных спартанских мужчин, участвовавших в военных танцах и хоровом пении, с большим упором на возрастные группы и группы поколений. Считается, что празднование этого праздника началось в 668 году до нашей эры в честь победы спартанцев в Тирее . [3] Фестиваль, вероятно, со временем развивался, чтобы праздновать другие спартанские победы, такие как победа над аргивянами в битве чемпионов . [4] Гимнопедия была посвящена прежде всего Аполлону , но также прославляла Артемиду и Лето , которые служили символами детства, которое вскоре осталось позади юных участников. [5] Хотя фестиваль был ритуальным, его не обязательно следует интерпретировать как религиозный. [6] Павсаний описывает Гимнопедию как «праздник, к которому лакедемоняне относятся серьезнее всякого другого» (Павсаний 3.11.9). [7]

Этимология
[ редактировать ]Слово Гимнопедия происходит от древнегреческого Γυμνοπαιδίαι , состоящего из слов γυμνός ( гимнос , «обнаженный» или «безоружный») и παιδιά «педиа» от παῖς ( паис , «ребенок» или «юноша»). [8]
Параметр
[ редактировать ]Время и дата
[ редактировать ]Гимнопедия проходила каждый год примерно в июле. Июль был первым месяцем года для спартанцев, поскольку их календарь вращался вокруг летнего солнцестояния. [5] Фестиваль стал первым публичным собранием спартанцев в новом году. Гимнопедия прославляла Аполлона, достойную дань уважения, поскольку он также был богом гражданских воссоединений, таких как собрания, и это было первое большое собрание в году. [5] Существуют противоречивые сведения о том, сколько дней длилась «Гимнопедия», но считается, что она длилась не менее трех дней. [5] Каждый из этих дней спартанцы принимали участие в фестивале от заката до рассвета. [2] Фестиваль завершился во время полнолуния, которое приходилось ближе всего к гелиакическому восходу звезды Сириус , видимой в Спарте. [4] Фестиваль проходил в самое жаркое время года в Спарте, а это означало, что большая часть мероприятий проходила под очень палящим солнцем. [5]
Расположение
[ редактировать ]
Фестиваль длился несколько дней и проходил на разных площадках, поскольку в разных источниках описываются разные места деятельности Гимнопедии. [5] Павсаний пишет об участке спартанской агоры, известном как хорос или «танцующая площадка» из-за значительной роли, которую он играл в Гимнопедии. Чорос , вероятно, находился на востоке агоры, где, как известно, исполнялись танцы хора. [9] Павсаний сообщает, что недалеко от этой местности стояли статуи Аполлона Пифея, Артемиды и Лето (Паус 3.11.9). [7] Геродот (Hdt. 6.67.3), Ксенофонт (Xen. Hell . 6.4.16) и Плутарх (Plut. Ages. 29.2), каждый отмечает толпу, собирающуюся в «театре» или «смотровом месте» во время фестивалей в Спарте. ; Вероятно, это было место, где публика собиралась на склоне, чтобы посмотреть выступления на ровной площадке внизу. [5] [10] [11] [12] Из-за того, как мало осталось построек и достопримечательностей в Древней Спарте, мы не можем быть уверены в точном местонахождении агоры или потенциальных «театров».
Торжества
[ редактировать ]Основным элементом празднования во время Гимнопедии были песни и танцы, исполняемые хорами обнаженных мужчин в рамках соревнований. Главным направлением фестиваля были юноши, которым предстояло вступить во взрослую жизнь. Поскольку состязания носили скорее символический, чем чисто спортивный характер, их можно интерпретировать как церемониальную и инициационную часть агоге . [13]
Поскольку вся Спарта собиралась, чтобы принять участие или посмотреть события Гимнопедии, это помогло развить общинную идентичность и чувство принадлежности к единой группе. [14]
Хоровая песня и танец
[ редактировать ]Хоровые коллективы танцевали обнаженными. Песни, которые пели молодые люди, привлекали внимание к физической зрелости, которой они достигли. [5] Физические способности были важным аспектом получения гражданства во многих древнегреческих полисах , но Спарта была единственным полисом, который отмечал это так заметно. [5] Эти праздничные танцы проходили в определенном месте на агоре.
Практика пения и танца была доступна не только молодым людям. В другом районе города три группы хоров собирались, чтобы вместе исполнять традиционные песни. Они чтили Аполлона песнями и исполняли песни, отражающие этапы жизни. [9] [5] Песни наверняка были написаны известными спартанскими поэтами. [15] Хотя на фестивале не было демонстраций силы или поднятия оружия, песни все равно имели милитаристский характер. [5] Исполняя песни такого качества, спартанцы могли связать фестиваль со своими военными подвигами. [16] Они пели песни «хвастливого» тона, написанные трехстопным ямбом . Каждый год использовались одни и те же песни. [5]
Хоры были разделены на три группы: одну для молодых мужчин или мальчиков, достигающих зрелости, одну для мужчин в расцвете сил и одну для стариков. Сохранилось мало свидетельств того, какие песни и танцы будут исполняться, но Плутарх пишет, что по крайней мере один элемент представления включал пение стариков: «Когда-то мы совершали доблестные дела и были сильными молодыми людьми», на что мужчины в расцвете сил пели: «Мы такие теперь, и если хочешь, смотри и смотри», после чего мальчики пели: «Когда-нибудь мы будем намного более могущественными людьми, чем оба» (Plut. Lyc. 21.2). [17] Три группы, конкурирующие и взаимодействующие друг с другом, помогли сделать акцент на спартанцах как на коллективе, а не как на индивидуальных соперниках. [2] Ученые считают действия Гимнопедии одновременно важной частью спартанского образования и проверкой на выносливость детей, достигающих совершеннолетия. [18] Таковым оно считалось из-за чрезвычайно жарких условий и точного исполнения танцевальных движений. [14]
Этот аспект фестиваля был таким зрелищем, что неспартанцы посещали Спарту во время Гимнопедии только для того, чтобы увидеть его. [6]

Специальная одежда
[ редактировать ]Руководители каждой хоровой группы носили головной убор, известный как «корона из перьев» или «тиреатическая корона». [19] Эти короны были сделаны из пальмовых листьев и назывались «коронами из перьев» из-за сходства листьев с перьями. Спартанцы использовали эти короны и на других праздниках. [5]
Историческая значимость
[ редактировать ]Древняя Спарта
[ редактировать ]Царь Леотихид использовал собрание Гимнопедии, чтобы оскорбить недавно свергнутого царя Демарата , спросив его через посланника, каково это - занимать государственные посты после того, как стал царем. Он спокойно ответил, что у него есть опыт в обоих случаях, в отличие от самого Леотихида, а также сказал, что этот вопрос станет началом либо великой удачи, либо великого зла для Спарты. Затем он покинул фестиваль и принес жертву Зевсу. (Гит. 6.67). [20]
Гимнопедия была настолько важна для спартанцев, что они не стали покидать город, даже если бы их призвали. Фукидид объясняет этот случай в «Истории Пелопоннесской войны» (Фук. 5.82). [21] Аргосские демократы знали, насколько важен фестиваль для спартанцев, и ждали его начала, чтобы атаковать правящих олигархов, которые были союзниками Спарты. Спартанцы в конце концов отложили Гимнопедию, но олигархи к этому времени уже были побеждены. [6]
Фестиваль имел такое большое значение для спартанцев, что в нем участвовал даже царь Агесилай , несмотря на свою хромоту, но он был спрятан в задней части группы, чтобы никто не мог видеть его физические недостатки. [22] Ксенофонт пишет, что Агесилай был чрезвычайно предан религии (Ксен. Века. 3.2), поэтому в этом участии он видел бы свой долг. [23]
Весть о поражении спартанцев в битве при Левктре достигла Спарты в последний день Гимнопедии. [12] Несмотря на большой негативный эффект, который эта новость оказала бы на власть Спарты, эфоры не позволили отменить танцы или изменить празднования. Когда об этом сообщили семьям погибших воинов, эфоры завершили праздник (Плут. Века. 29. 2-3). [24] Ксенофонт развивает эту информацию, говоря, что эфоры поручили семьям погибших молча переносить свое горе, чтобы не сорвать праздник. На следующий день всех потерявших родственников можно было увидеть улыбающимися и веселыми на публике. Те, у кого были еще живы члены семьи, участвовавшие в битве, печалились и переживали за своих близких (Ксен. Ад. 6.4). [25]
Плутарх говорит, что Лихас, богатый спартанец, прославился тем, что развлекал многих незнакомцев на «празднике гимнастики мальчиков» (Плутарх. Цим. 10, 5). [26] интерпретировал Этот праздник Ксенофонт как Гимнопедию. [27]
Древняя Греция
[ редактировать ]Плутарх упоминает, что во время Гимнопедии город был «полон незнакомцев», предполагая, что неспартанцы и, возможно, периойки также будут присутствовать на фестивале. (Плут. Века . 29.2). [12]
Платон упоминал, восхваляя влияние гимнопедических песен и ритуалов , по-видимому, в своем труде «Законы» (Plat. Laws 633c) . [28] [29]
См. также
[ редактировать ]- О пирровом танце, военном танце, распространенном по всей Древней Греции, см. Корибантес.
- Гимнопедия - музыка и поэзия XIX века, относящиеся к гимнопедии; особенно три фортепианные композиции французского композитора Эрика Сати .
- Гиацинтия – еще один древнеспартанский праздник
- Спартанская педерастия
- Карнея – еще один древний спартанский праздник.
- Лаконофилия - близость к спартанской истории и культуре.
- Агора – главные общественные места Древней Греции
- Агесилай II – царь Спарты.
- Аполлон — греческий бог и один из 12 олимпийских богов.
- Лето — мифологическая мать Аполлона и Артемиды.
- Артемида — греческая богиня и одна из 12 олимпийских богов.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Робертсон, Ноэль. Фестивали и легенды . стр. 147–166. ISBN 978-1-4426-7485-1 . OCLC 1013950783 .
- ^ Jump up to: а б с Пауэлл, Антон; Флауэр, Майкл А. (2018). «Спартанская религия». Товарищ Спарты . Уайли-Блэквелл. стр. 425–451. ISBN 978-1-4051-8869-2 . OCLC 1029549436 .
- ^ Уэйд-Гери, ХТ (1949). «Заметка о происхождении спартанских гимнопаидий» . Классический ежеквартальный журнал . 43 (1/2): 79–81. дои : 10.1017/S0009838800027774 . ISSN 0009-8388 . JSTOR 637221 . S2CID 170294020 .
- ^ Jump up to: а б Дэниел, Огден (февраль 2010 г.). Спутник греческой религии . ISBN 978-1-4443-3417-3 . OCLC 460062268 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ноэль, Робертсон (1996). Фестивали и легенды: формирование греческих городов в свете общественного ритуала . унив. из Торонто Пресс. стр. 147–165. ISBN 0-8020-5988-0 . OCLC 830654658 .
- ^ Jump up to: а б с Флауэр, Майкл А., «СПАРТАНСКАЯ «РЕЛИГИЯ» И ГРЕЧЕСКАЯ «РЕЛИГИЯ» » , Спарта , The Classical Press of Wales, стр. 193–230, doi : 10.2307/j.ctvvnb97.8 , ISBN 978-1-910589-33-5 , получено 2 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Павсаний, Описание Греции, Лакония, глава 11, раздел 9» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «γυμνοπαιδίαι — Древнегреческий (LSJ)» . lsj.gr. Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Константиниду, Сотерула (1998). «Дионисийские элементы в спартанских культовых танцах» . Феникс . 52 (1/2): 15–30. дои : 10.2307/1088242 . ISSN 0031-8299 . JSTOR 1088242 .
- ^ «Геродот, «История», книга 6, глава 67, раздел 3» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Ксенофонт, Элленика, Книга 6, глава 4, раздел 16» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Плутарх, Агесилай, глава 29, раздел 2» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Фрэнсис., Скэнлон, Томас (2002). Эрос и греческая легкая атлетика . Издательство Оксфордского университета. стр. 82–83. ISBN 0-19-513889-9 . OCLC 905444618 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кристесен, Пол; Дональд, Дж. Кайл (2014). «Спорт и общество в Спарте». Спутник спорта и зрелищ в греческой и римской древности . Джон Уайли и сыновья, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-118-61004-6 . OCLC 1162072582 .
- ^ Кристесен, Пол (20 октября 2017 г.), «Спарта и легкая атлетика» , « Спутник Спарты » , Чичестер, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd, стр. 543–564, doi : 10.1002/9781119072379.ch21 , ISBN 978-1-119-07237-9 , получено 2 апреля 2021 г.
- ^ Пауэлл, Антон; Кеннелл, Найджел (2018). «Спартанская культурная память в римский период». Товарищ Спарты . Уайли-Блэквелл. стр. 643–652. ISBN 978-1-119-07238-6 . OCLC 1048356605 .
- ^ «Плутарх, Ликург, глава 21, раздел 2» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ ПАПАПОСТОЛОУ, МЕТАКСИЯ; КОНСТАНТИНАКОС, ПАНТЕЛИС; МУНТАКИС, КОСТАС; ГЕОРГИАДИС, КОСТАС (май 2010 г.). «Обряды перехода и их роль в социализации спартанской молодежи» . Хорегия . 6 (1): 43–52. дои : 10.4127/ч.2010.0044 .
- ^ Уэйд-Гери, ХТ (январь 1949 г.). «Заметка о происхождении спартанских гимнопаидий» . Классический ежеквартальный журнал . 43 (1–2): 79–81. дои : 10.1017/s0009838800027774 . ISSN 0009-8388 . S2CID 170294020 .
- ^ «Геродот, «История», книга 6, глава 67» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Фукидид, Пелопоннесская война, книга 5, глава 82, раздел 1» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Бэйлисс, Эндрю Дж. (2020). Спартанцы . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. ISBN 9780198853084 .
- ^ «Ксенофонт, Агесилай, глава 3, раздел 2» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Плутарх, Агесилай, глава 29, раздел 3» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ «Ксенофонт, Элленика, Книга 6, глава 4» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Плутарх, Кимон, глава 10» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ «Ксенофонт, Памятные вещи, Книга 1, глава 2, раздел 61» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Платон, Законы, стр. 633» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Павлидес, Николетт (2018). «СВЯТИЛИЩИ АПОЛЛОНА МАЛЕАТАСА И АПОЛЛОНА ТИРИТАСА В ЛАКОНИИ: РЕЛИГИЯ В СПАРТАНСКО-ПЕРИОИКСКИХ ОТНОШЕНИЯХ» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 113 : 279–305. дои : 10.1017/S0068245417000089 . ISSN 0068-2454 . S2CID 193985766 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Для получения дополнительной информации об изучении древней спартанской религии и проблемах ее изучения см.: «Спартанская религия» Сары М. Норвелл.
Более подробную информацию о Древней Спарте можно найти в книге «Спутник Спарты» под редакцией Антона Пауэлла.
Более подробную информацию о древнегреческой религии можно найти в книге «Спутник греческой религии» под редакцией Дэниела Огдена.

