Jump to content

Агоге

Художественное изображение XIX века , на котором спартанские мальчики тренируются, а девочки насмехаются над ними.

Агоге дорическом ( греч . ἀγωγή , транслит.   ágōgḗ на аттическом греческом языке или ἀγωγά , ágōgá на греческом языке ) была обязательным условием программы обучения для получения статуса спартиата (гражданина). Мальчики из спартиатского класса поступали в него в возрасте семи лет и выходили из него в 30. По стандартам того времени это считалось жестоким и иногда приводило к летальному исходу.

Агоге были разделены на три возрастные группы: пайдес, паидиской и хебонтес, что примерно соответствует мальчикам (7–12 лет), подросткам (12–20 лет) и молодым мужчинам (20–30 лет). Агоге намеренно лишали мальчиков еды , сна и крова. Оно включало в себя воспитание лояльности к Спарте посредством военной подготовки (например, терпимости к боли), охоты, танцев, пения и риторики . [1] Судя по всему, имело место ритуальное избиение . Это была острая конкуренция, и мальчиков поощряли применять насилие друг к другу; по словам Плутарха, это включало сексуальное насилие со стороны хебонтеса в отношении пайдов, [2] в то время как Ксенофонт говорит, что эти отношения широко, но ошибочно считались сексуальными. Участники должны были жить под открытым небом или в бараках, им запрещалось контактировать с биологическими семьями или женами.

Участниками были сыновья спартиатов и матерей спартиатского класса (то есть те, кто имел право на статус граждан, что составляло примерно от 1/10 до 1/32 населения). Девочки из спартиатского класса (которые не могли стать гражданами) не участвовали в агоге , хотя они, возможно, получили аналогичное образование, спонсируемое государством. [3] [4] Илоты (рабы), мотакс (свободные неграждане, считавшиеся детьми в результате изнасилования рабов спартиатами) и другие свободнорожденные мальчики, у которых не было двух родителей спартиатского класса, также были исключены. От налога освобождались первенцы правящих домов, Эврипонтид и Агиад ; по специальному разрешению приняли участие несколько трофимов (очень хорошо связанных метиков или периэков), а также синтрофосов (детей матерей-илотов, усыновленных спартиатами).

Слово агоге имело различные значения в древнегреческом языке и происходит от глагола ἄγω (вести). [5] Нет никаких свидетельств того, что оно использовалось для обозначения спартанской системы образования до III века до нашей эры, но до этого оно часто использовалось для обозначения обучения, руководства или дисциплины. [4] Источники неясны относительно точного происхождения агоге . По мнению Ксенофонта , он был введен полумифическим спартанским законодателем Ликургом , а современные ученые датируют его возникновение VII или VI веком до нашей эры. [4] [3] [6] [1] Тем не менее, структура и содержание агоге со временем менялись, поскольку эта практика впадала в популярность на протяжении эллинистического периода . [6] В римский период он стал туристической достопримечательностью для римлян.

Классический Агоге

[ редактировать ]

Структура

[ редактировать ]

Агоге (15–19 лет делились на три возрастные категории: пайдес (около 7–14 лет), паидиской ) и хебонтес (20–29 лет). [4] Мальчики были далее разделены на группы, называемые агелаи (единственное число agelē , что означает «стая»), с которыми они спали, и возглавлялись старшим мальчиком ( eirēn ), которого, как утверждает Плутарх , выбрали сами мальчики. [7] [8] Они подчинялись пайдономосу, или «мальчику-пастуху», чиновнику из высшего сословия, которому было поручено контролировать всю спартанскую систему образования. [9] [10]

Оплаченный

[ редактировать ]

Пайде обучали основам чтения и письма, но даже на ранних этапах образования основное внимание уделялось развитию навыков, которые способствовали бы военному мастерству. [11] [12] Мальчики соревновались в спортивных соревнованиях, таких как бег и борьба, а также в хоровых танцевальных выступлениях. [13] Примечательно, что пайде должны были воровать еду для себя и своих эйренов , и, вероятно, их недокармливали, чтобы поощрить это. [4] Однако воровство не осталось безнаказанным, поскольку Ксенофонт сообщает, что пойманных будут избивать, и этот урок, по его словам, преподал мальчикам скрытность и находчивость. [14] Были и другие трудности: мальчиков заставляли участвовать в агоге босиком , якобы для того, чтобы закалить ноги и улучшить ловкость, а начиная с 12 лет мальчикам давали только один предмет одежды - плащ на каждого. год. [15] [16] Плутарх сообщает, что мальчики спали вместе с другими членами своей агеле , строя кровати из тростника, вытащенного вручную из реки Евротас . [17]

Кроме того, пайды обучались лаконизму — искусству говорить короткими остроумными фразами. По словам французского историка Жана Дуката, Аристотель считал, что важно, чтобы спартанец научился подшучивать над своими сверстниками и чтобы он сам мог принять поддразнивания. [4]

Примерно в 12 лет мальчик часто вступал в институциональные отношения с молодым взрослым мужчиной-спартанцем, которые продолжались, когда он становился паидиско . [11] [18] Плутарх описал эту форму спартанской педерастии (эротических отношений) как форму, в которой старшие воины (как эрасты ) вовлекали многообещающую молодежь ( эроменос ) в длительные отношения с поучительным мотивом. [19] Ксенофонт же утверждает, что законы Ликурга строго запрещали сексуальные отношения с мальчиками, хотя и признает, что это необычно по сравнению с другими греческими городами-государствами. [20]

Пайдиской

[ редактировать ]

Дукат рассматривает стадию пайдиской как переходную фазу между ребенком и взрослым, когда спартанских мальчиков из высшего сословия поощряли интегрироваться во взрослое общество. [4] В этот момент лояльность перешла от agelē к syssition , обычному беспорядку, в котором взрослые спартиаты всех возрастов должны были вместе есть и общаться. Ученые предположили, что одна из ролей эрастов заключалась в том, чтобы выступать в качестве «спонсора», посредством которого эромены могли получить доступ к одной и той же системе . [11] [4] С повышенной интенсивностью продолжились физкультурно-спортивные соревнования. [13]

Хебонтес

[ редактировать ]

В возрасте 20 лет молодой спартанец окончил ряды паидискоев и стал хебонтесом и стал известен как эйрен . Если бы он продемонстрировал достаточные лидерские качества на протяжении всего обучения, его могли бы выбрать руководителем агеле . [4]

Термин hēbōntes означает: «те, кто достиг физической зрелости». [21] Именно в этом возрасте спартанские мужчины получали право на военную службу и могли голосовать в собрании, хотя они еще не считались полноправными взрослыми гражданами и все еще находились под властью пайдономоса . [10] [11] [4] Те хебонты , которые произвели наибольшее впечатление на своих старших во время обучения, могли быть выбраны в Криптею , тип «Тайной полиции», которой было поручено поддерживать контроль над населением илотов посредством насилия. В то время как такие ученые, как Пьер Видаль-Наке, предполагают, что Криптея служила ритуалом инициации при переходе во взрослую жизнь, другие, такие как Дэвид Додд, полагают, что она использовалась в первую очередь как инструмент террора. Плутарх и Платон также расходятся в своих рассказах о Криптее: Плутарх упоминает жестокие убийства, совершенные Криптеей в « Жизни Ликурга» , а Платон вообще не упоминает убийства в «Законах» . [22] [23] [3] [11]

Кроме того, 300 хебонтов были выбраны для присоединения к гиппеям , уважаемой пехотной когорте (несмотря на то, что название подразумевает кавалерию). [11] Ксенофонт описывает процесс отбора как публичное мероприятие, на котором каждый из трех гиппагретов (командиров) выбирает 100 человек, предположительно, чтобы вызвать соперничество между каждой группой, поскольку каждый человек будет верен гиппагрету , который его выбрал, и будет обижен на двух других. . Он утверждает, что это побудило группировки сообщать о случаях правонарушений своих соперников, эффективно держа всю группу под контролем. [24]

Спартанец мог окончить агоге в 30 лет, и в это время ожидалось, что его примут в систему и ему будет разрешено иметь семью. [4] Он также получил бы клерос , участок земли, обрабатываемый илотами . [25] Те, кто не был принят в систему, не становились спартиатами (гражданами). Возможно, они стали гипомейонами .

По словам Плутарха, основная цель агоге заключалась в том, чтобы спартанские мальчики прошли интенсивные физические испытания, чтобы подготовить свои тела к суровости войны. [26] Соревновательный характер спортивных соревнований поощрял упорный труд и заслуги. [10] Однако у агоге , вероятно, была вторая цель: привить маленьким детям коллективную спартанскую идентичность. Агоге держали спартанских мальчиков подальше от своих семей на протяжении большей части их детства, что, по мнению Стивена Ходкинсона, научило их отдавать предпочтение потребностям всего населения, а не потребностям отдельного человека. Поскольку годы становления спартанского мужчины были полностью проведены в постоянном соревновании за заслуги (как физические, так и социальные), их поощряли подчиняться спартанским законам и социальным нормам. [10] Завершение агоге также послужило определением того, что значит быть спартанским гражданином: человеком, доказавшим свое мастерство как в физической силе, так и в социальных условностях. [11] [4] [27]

был инициативный компонент Возможно, в агоге , особенно в его ранней истории. Обучение совпадало с ритуальной деятельностью в Святилище Артемиды Орфии , где паидискои заставляли воровать с алтаря под угрозой избиения, если их поймают, возможно, как часть обряда инициации при переходе к хебонте . [13] [6] Кроме того, на фестивале «Гимнопедия» проводились хоровые и спортивные соревнования между группами обнаженной молодежи, и, возможно, ожидалось, что мальчики будут участвовать в агоге . [13] [6] [4]

После классического периода

[ редактировать ]

Популярность агоге уменьшилась к первой половине III века до нашей эры, возможно, в результате сокращения спартанского населения, но была успешно возобновлена ​​Клеоменом III в 226 году до нашей эры. [28] Он был отменен менее чем сорок лет спустя Филопеменом , когда Спарта была вынуждена вступить в Ахейский союз в 188/9 г. до н.э., но был восстановлен после того, как Спарта перешла во владение Рима в 146 г. до н.э. [4] [29]

Римская Спарта характеризовалась стремлением подражать традиционным институтам архаического прошлого, и это в основном выражалось через агоге . По иронии судьбы, агоге в этот период почти наверняка отличался от агоге классического периода. [29] Например, возможно, изменилось разделение мальчиков по возрасту; Плутарх (писавший во II веке н. э.) упоминает только две группы: младшие пайды и старшие неои . [11] Кроме того, термин boua , по-видимому, заменяет классическое agelē в качестве названия групп мальчиков. [4]

Однако культ Артемиды Орфии продолжал играть свою роль. Цицерон описывает ритуал инициации, во время которого обнаженных мальчиков жестоко избивали плетью у алтаря этой богини, а на многочисленных стелах упоминаются состязания хорового пения и танцев, которые, возможно, прославляют Артемиду и охоту. [29] [28] [30] Вероятно, примерно в это же время была разработана игра под названием Platanistas (хотя она могла существовать и в классический период), действие которой происходило на небольшом острове и представляло собой жестокую физическую борьбу с целью заставить противоборствующую сторону спуститься в воду. [13] Это состязание, вероятно, носило ритуальный характер, поскольку перед началом мероприятия были совершены два жертвоприношения. [4] Характеристика агоге римской эпохи как особенно жестокого укрепила мнение римской общественности о том, что спартанцы традиционно были суровым и воинственным народом. [29]

Пайдономос

[ редактировать ]

Пайдономос был магистратом , отвечающим за надзор за агоге в целом. По словам Ксенофонта, эта должность так же стара, как и сам агоге , и в то же время была создана Ликургом. [31] Будучи высшим органом власти в спартанской системе образования, пайдономос отвечал за назначение наказаний, но, вероятно, не нес прямой ответственности за их применение; это должно было быть поручено mastigophoroi , отряду хебонтов, вооруженных кнутами. [31] [11] Плутарх отмечает, что пайдономос наблюдал за наказанием эйреном младших мальчиков в его агеле , чтобы оценить, приемлемо ли это. [32]

Ксенофонт подчеркивает разницу между пайдономосом , свободным магистратом высокого ранга, и пайдагогоями (репетиторами), встречающимися в других полисах, которые были рабами. [33]

В древности

[ редактировать ]

Точная природа образования в агоге не была скрыта от остального греческого мира. Об этом свидетельствует количество неспартанских источников, писавших об агоге : Фукидид указывает, что агоге был хорошо известен по всей Греции в классический период, и и Платон , и Аристотель восхваляли его как часть идеального города-государства. [34] [35]

Дальнейшее свидетельство этому исходит от слова трофимои , которое используется для описания иностранцев, получивших образование в агоге . [4] Историк Ксенофонт является ярким примером этого, поскольку его сыновья, как сообщается, принимали участие в агоге, несмотря на то, что были афинянами. Такие трофеи, вероятно, спонсировались и принимались спартанской семьей; Сам Ксенофонт был другом царя Агесилая II . [4] Эта практика, вероятно, продолжалась и в эллинистический период. Предположительно, Пирр Эпирский скрывал свое намерение свергнуть Спарту, утверждая, что одной из причин его похода на Пелопоннес было желание обучить своих сыновей агоге . [36] [37]

Плутарх, писавший после Ксенофонта и в римскую эпоху, когда Агоге был восстановлен, критиковал это образование. Он писал, что чтение и письмо изучаются только из практических соображений и что все остальные формы обучения в городе-государстве запрещены. [38] Плутарх также подчеркивал жестокость и идеологическую обработку спартанской системы образования. [39]

19 – 21 века

[ редактировать ]

В начале 20-го века спартанскую систему образования сравнивали с Королевскими прусскими кадетами в Германии , восхваляя суровое образование как движущую силу военного мастерства кадетов. [40] В 1900 году Пауль фон Щепанский опубликовал свой роман Spartanerjünglinge ( «Спартанские юноши ») о своем образовании в одной из таких кадетских школ в конце 19 века. Помимо названия, в книге есть и другие упоминания о спартанском обучении, которые, по мнению Хелен Рош, являются показателем того, что мальчиков в этих школах учили ассоциировать себя с молодыми спартанцами. [41] [40]

В Веймарской Германии после поражения в Первой мировой войне многие ученые связывали это с жертвоприношением спартанского царя Леонида в Фермопилах, чтобы оправдать смерть тех, кто погиб на войне. Умственная сила Леонида и 300 человек частично объяснялась их воспитанием в агоге . [42] В 1930-х годах профессор Гельмут Берве, связанный с нацистами, хвалил спартанский стиль образования, в частности, за его способность отсеивать тех, кого считали «непригодными» для общества, и создавать сообщество единых воинов. Он утверждал, что нацистские лидеры должны использовать Спарту как пример своего идеального общества, идеи, Гитлер . с которыми якобы соглашался сам [43] [42] [44] В школе Адольфа Гитлера в Веймаре, Германия, школьников учили, что Спарта сохраняет свою власть, производя сильных, агоге образованных воинов. [42]

В 21 веке агоге известен прежде всего в контексте интенсивных физических испытаний. Американская компания Spartan Race Inc. проводит по всему миру множество соревнований на выносливость, самое сложное из которых называется «Агоге». Это физическое испытание, а не спонсируемое государством образование. [45] В научной фантастике Red Rising содержит программу обучения, основанную на греческих учреждениях, таких как агоге, в форме государственной системы военного образования, в которой используются греческие имена и символы; программа подчеркивает спартанскую дисциплину против афинской демократии. [46]

В американском боевике « 300 спартанцев » (2007) Леонидас изображен посещающим Агоге в детстве и выполняющим различные физические и психические испытания, от драк с другими детьми до порки в качестве формы дисциплинарного наказания.

Историк Брет Деверо сравнил спартанский агоге с идеологической обработкой детей-солдат в современных обществах в своем блоге «Сборник откровенного педантизма». [47]

В , выпущенной Sony Santa Monica Studio PlayStation игре God of War Ragnarok , главный герой Кратос рассказывает о своем воспитании вместе со своим братом в агоге , отмечая жестокие и жестокие методы, используемые для обучения детей, и то, как он старался избегать этого со своим вторым ребенком. Атрей. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Ходкинсон, Стивен (1996). «Агоге». В Хорнблауэре, Саймоне (ред.). Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета .
  2. Плутарх говорит «νέοι» (вероятно, старше 20, но младше 30) и что у большинства мальчиков такие отношения возникают к 12 годам.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Картледж, Пол (2001). Спартанские размышления . Лондон: Дакворт. ISBN  0-7156-2933-6 . OCLC   45648270 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Дукат, Жан (2006). Спартанское воспитание: молодежь и общество в классический период . Эмма Стаффорд, Памела-Джейн Шоу, Антон Пауэлл. Суонси: Классическая пресса Уэльса. ISBN  1-905125-07-0 . OCLC   76892341 .
  5. ^ ἀγωγή . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Скэнлон, Томас Фрэнсис (2002). Эрос и греческая легкая атлетика . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-534876-7 . OCLC   316719681 .
  7. ^ «Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон, ἀγέλ-η» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 22 марта 2021 г.
  8. ^ Плутарх, Жизни. Лиц. 17.2
  9. ^ Зен. Конституция лакедемонян, 2.2.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Ходкинсон, Стивен (2003). Социальный порядок и конфликт ценностей в классической Спарте. В Спарте , изд. Майкл Уитби. Тейлор и Фрэнсис. стр.104-130. ISBN   978-0-415-93957-7
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ричер, Николас (2017). Спартанское образование в классический период. В «Товарище Спарты», ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 525-542.
  12. ^ Плут. Жизни. Лиц. 16,6
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Кристесен, Пол (2017). Спарта и легкая атлетика . В «Товарище Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 534-564. ISBN   978-1-119-07237-9
  14. ^ Зен. Конституция лакедемонян, 2.8.
  15. ^ Плут. Жизни. Лиц. 16.6-7
  16. ^ Зен. Конституция лакедемонян, 2.3-4.
  17. ^ Плут. Жизни. Лиц. 16,7
  18. ^ Плут. Жизни. Лиц. 17.1
  19. ^ Плут. Жизни. Ликург, 17-18.
  20. ^ Зен. Конституция лакедемонян, 2.13-14.
  21. ^ Тазелаар, CM (1967). «ΠAIΔEΣ КАЙ ЭФХБОИ» . Мнемозина . 20 (2): 127–153. дои : 10.1163/156852567X01473 . ISSN   0026-7074 .
  22. ^ Додд, Дэвид (2013). Подростковое посвящение в мифы и трагедии: переосмысление Черного охотника . Рутледж. стр. 71–84. ISBN  978-1-135-14365-7 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  23. ^ Видаль-Наке, Пьер (1981). Черный охотник: формы мышления и формы общества в греческом мире . Париж: Ф. Масперо. ISBN  2-7071-1195-3 . OCLC   7658419 .
  24. ^ Зен. Конституция лакедемонян. 4.1-4
  25. ^ Фигейра, Томас (2017). Гелотаж и спартанская экономика . В «Товарище Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 565–595. ISBN   978-1-119-07237-9
  26. ^ Плут. Жизни. Лиц. 16
  27. ^ Зен. Конституция лакедемонян. 10,7
  28. ^ Перейти обратно: а б Кеннелл, Найджел М. (1995). Гимназия добродетели: образование и культура в древней Спарте . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  0-585-03877-5 . OCLC   42854632 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Кеннелл, Найджел (2017). Спартанская культурная память в римский период. В «Товарище Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 643-662.
  30. ^ Цицерон Затем 2,34, 2,46, 5,77
  31. ^ Перейти обратно: а б Зен. Конституция лакедемонян. 2.2
  32. ^ Плутарх. Жизни. Ликург . 18.2-3
  33. ^ Зен. Конституция лакедемонян. 2.1
  34. ^ Пауэлл, Антон (2017). Спарта: реконструкция истории с учетом тайны, лжи и мифов. В «Спутнике Спарты» под ред. Антон Пауэлл. стр. 1-28. ISBN   978-1-119-07237-9
  35. ^ Aristot. Pol. 8.1337a
  36. ^ Плут. Жизни. Пирр. 26.9-11
  37. ^ Стюарт, Дэниел (2017). От Леуктры до Набиса, 371–192. В «Товарище Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 374-402.
  38. ^ «Плутарх • Обычаи спартанцев» . penelope.uchicago.edu . Проверено 21 мая 2021 г.
  39. ^ «Плутарх • Обычаи спартанцев» . penelope.uchicago.edu . Проверено 7 июня 2021 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Рош, Хелен (2013). Немецкие дети Спарты — идеал древней Спарты в Королевском прусском кадетском корпусе, 1818–1920 годы, и в националистически-социалистических элитных школах («Наполе»), 1933–1945 годы . Суонси: Классическая пресса Уэльса. стр. 32–35. ISBN  978-1-910589-17-5 . OCLC   1019630468 .
  41. ^ Щепанский, Пол Фон (2018). Спартанские юнлинги: кадетская история в письмах . Забытые книги. ISBN  978-0-332-04519-1 .
  42. ^ Перейти обратно: а б с Ребенич, Стефан (2017). Прием Спарты в Германии и немецкоязычной Европе . В «Спутнике Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley and Sons, Ltd., стр. 685-703. ISBN   978-1-119-07237-9
  43. ^ Демандт, Александр (2002). «Классическая музыка как клише: Гитлер и древний мир» . Исторический журнал . 274 (2): 281–313. дои : 10.1524/hzhz.2002.274.jg.281 . ISSN   0018-2613 . JSTOR   27634462 . S2CID   164535845 .
  44. ^ Берве, Гельмут (1937). Спарта . Маленькие справочники Мейера, 7. Лейпциг: Библиографический институт AG.
  45. ^ «Гонки с полосой препятствий Spartan Race Inc.» . Спартанская гонка . Проверено 7 июня 2021 г.
  46. ^ Пирс., Браун, Красный восходящий. , ISBN  978-1-4712-7396-4 , OCLC   1232110559 , получено 7 июня 2021 г.
  47. ^ Деверо, Брет (16 августа 2019 г.). «Коллекции: Это. Не. Спарта. Часть I: Спартанская школа» . Сборник откровенного педантичности . Проверено 19 марта 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Картледж, Пол (2001). Спартанские размышления . Лондон: Дакворт. ISBN   0-7156-2933-6 . ОСЛК 45648270
  • Кристесен, Пол (2017). Спарта и легкая атлетика . В «Товарище Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 534-564. ISBN   978-1-119-07237-9
  • Демандт, Александр (2002). «Классическая музыка как клише: Гитлер и древний мир». Исторический журнал . 274 (2): 281–313. ISSN 0018-2613.
  • Деверо, Брет (16 августа 2019 г.) . « Коллекции: Это. Не. Спарта. Часть I: Спартанская школа» . Сборник откровенного педантизма. Проверено 19 марта 2021 г.
  • Додд, Дэвид (2013). Подростковое посвящение в мифы и трагедии: переосмысление Черного охотника . В посвящении в древнегреческих ритуалах и повествованиях: новые критические перспективы . Рутледж. стр. 71–84. ISBN   978-1-135-14365-7 .
  • Дукат, Жан (2006). Спартанское воспитание: молодежь и общество в классический период . Эмма Стаффорд, Памела-Джейн Шоу, Антон Пауэлл. Суонси: Классическая пресса Уэльса. ISBN   1-905125-07-0 . ОСЛК 76892341
  • Фигейра, Томас (2017). Гелотаж и спартанская экономика . В «Товарище Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 565–595. ISBN   978-1-119-07237-9
  • Ходкинсон, Стивен (1996). «Агоге». В Хорнблауэре, Саймоне (ред.). Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета .
  • Ходкинсон, Стивен (2003). Социальный порядок и конфликт ценностей в классической Спарте. В Спарте , изд. Майкл Уитби. Тейлор и Фрэнсис. стр.104-130. ISBN   978-0-415-93957-7
  • Кеннелл, Найджел (2017). Спартанская культурная память в римский период. В «Товарище Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 643-662. ISBN   978-1-119-07237-9
  • Кеннелл, Найджел М. (1995). Гимназия добродетели: образование и культура в древней Спарте . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN   0-585-03877-5 . ОСЛК 42854632.
  • Пауэлл, Антон (2017). Спарта: реконструкция истории с учетом тайны, лжи и мифов. В «Спутнике Спарты» под ред. Антон Пауэлл. стр. 1-28. ISBN   978-1-119-07237-9
  • Ребенич, Стефан (2017). Прием Спарты в Германии и немецкоязычной Европе . В «Спутнике Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley and Sons, Ltd., стр. 685-703. ISBN   978-1-119-07237-9
  • Ричер, Николас (2017). Спартанское образование в классический период. В «Товарище Спарты», ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 525–542. ISBN   978-1-119-07237-9
  • Рош, Хелен (2013). Немецкие дети Спарты — идеал древней Спарты в Королевском прусском кадетском корпусе, 1818–1920 годы, и в националистически-социалистических элитных школах («Наполе»), 1933–1945 годы . Суонси: Классическая пресса Уэльса. стр. 32–35. ISBN   978-1-910589-17-5 . ОСЛК 1019630468.
  • Скэнлон, Томас Фрэнсис (2002). Эрос и греческая легкая атлетика . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-534876-7 . ОСЛК 316719681.
  • Стюарт, Дэниел (2017). От Леуктры до Набиса, 371–192. В «Товарище Спарты» под ред. Антон Пауэлл. John Wiley & Sons, Ltd., стр. 374-402. ISBN   978-1-119-07237-9
  • Тазелаар, CM (1967). «ΠAIΔEΣ КАЙ ЭФХБОИ». Мнемозина . 20 (2): 127–153. дои : 10.1163/156852567X01473. ISSN 0026-7074.
  • Видаль-Наке, Пьер (1981). Черный охотник: формы мышления и формы общества в греческом мире . Париж: Ф. Масперо. ISBN   2-7071-1195-3 . ОСЛК 7658419.

Первоисточники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7279340966bd6ecd288edcae69a4f25__1721579280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/25/c7279340966bd6ecd288edcae69a4f25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agoge - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)