Криптея
Криптея греч , также называемая Криптея или Круптея ( . κρυπτεία krupteía от κρυπτός kruptós , «скрытый, секретный»; члены были κρύπται kryptai ), была древним спартанским государственным учреждением. Крипты служили либо главным образом разыскивали и убивали илотов в Лаконии и Мессении в рамках политики террора и запугивания порабощенного населения, либо они в основном занимались военной подготовкой, либо они преимущественно переносили лишения в качестве испытания инициации, либо Криптеи сочетание всех этих целей, возможно, меняющееся со временем. [ 1 ] Криптея была элементом системы воспитания детей спартанского государства для мужчин из высшего сословия. [ 2 ]
Современные историки часто переводят «Криптею» как « тайную полицию ». [ нужна ссылка ] или « секретная служба », [ 3 ] но его точная структура обсуждается. [ 2 ]
Обзор
[ редактировать ]Большая часть споров вокруг Криптеи возникает из-за разных версий, представленных в немногих сохранившихся классических текстах, в которых упоминается Криптея, а также из-за того факта, что Ксенофонта » в «Конституции лакедемонян о ней не упоминается.
Этот раздел необходимо обновить . ( июнь 2024 г. ) |
Плутарх и Гераклид Лембус (оба, возможно, используют в качестве источника утраченный труд Аристотеля), [ нужна ссылка ] а некоторые ученые (например, Анри-Александр Валлон (1812-1904)) рассматривали Криптею как своего рода тайную полицию — силы государственной безопасности, организованные классом Спарты правящим для патрулирования сельской местности Лаконии и террора илотов . совершение тайных убийств. [ 4 ] Другие, в том числе Герман Кёхли (1815–1876) и Вильгельм Ваксмут (1784–1866), видели в этом форму военной подготовки, подобную афинской эфебии . [ 5 ] [ 6 ]
В ряды Криптеи входили молодые спартанские мужчины из высшего сословия, вероятно, в возрасте от 21 до 30 лет. [ 2 ] возможно, выбраны как «те, кого считают наиболее умными». [ 2 ] [ нужна цитата для проверки ] Эти люди были известны как hêbôntes , одна из многих социальных категорий, которые предшествовали полному спартиатскому гражданству, и завершили свое воспитание в агоге с таким успехом, что спартанские чиновники отметили их как потенциальных будущих лидеров . [ 7 ]
По словам Платона, криптаи зимой не носили обуви и спали без крова. Платон описывает их как людей, находящихся без присмотра и выживающих только в своих силах. Может показаться, что описание Платона подразумевает, что криптои были вынуждены быть независимыми, но некоторые ученые полагают, что в определенное время у них могли быть помощники, которые присматривали за ними. [ 8 ] [ нужна цитата для проверки ]
Продолжительность службы в Криптее также в значительной степени неизвестна, но было высказано предположение, что один год службы, возможно, был всем, что требовалось от мужчин. [ 9 ] [ нужна цитата для проверки ] [ 10 ] на основе схолии Платона Законов (см. ниже).
История и функции
[ редактировать ]Согласно Аристотелю , Криптеи были основаны легендарным спартанским законодателем Ликургом . [ 11 ] Однако дата его создания неизвестна. [ 12 ] Каждую осень спартанские эфоры объявляли войну илотам , что позволяло им охотиться за илотами, не опасаясь наказания. [ 13 ] Затем выбранных криптаев отправляли в сельскую местность, вооруженных кинжалами, с инструкциями убивать любого илота, которого они встречали, путешествуя по дорогам и обрабатывая поля, которые они считали слишком многочисленными. Им было специально приказано убить сильнейшего и взять с собой всю необходимую еду. [ 8 ]
Причиной принятия этой практики могло быть желание уменьшить подавляемую агрессию хебонтов. [ нужны разъяснения ] [ 8 ] Однако чаще всего считается, что он был принят, чтобы предотвратить угрозу восстания илотов и держать их население под контролем. Согласно некоторым источникам, криптои преследовали деревни илотов и прилегающую сельскую местность, шпионя за рабским населением. [ 14 ] Их миссией было предотвращение и подавление волнений и восстаний.
Еще одним спорным моментом является время суток, в которое работала Криптея. Платон описывал их движение как путешествие днем и ночью. [ 15 ] Напротив, Плутарх утверждает, что они прятались днем и путешествовали ночью, стремясь затем убить всех встреченных илотов. [ 16 ] Это говорит о том, что илотам, возможно, приходилось соблюдать законы о комендантском часе, введенные спартанцами. [ 17 ]
Назойливые илоты могли быть казнены без суда и следствия. Столь жестокие репрессии против илотов позволили спартанской элите успешно контролировать подневольное аграрное население. Возможно, это также способствовало укреплению репутации спартанцев как скрытных людей, поскольку криптес (κρύπτης) был наказан поркой. пойманный [ 14 ]
Несколько столетий спустя Плутарх частично не поверил утраченному рассказу Аристотеля. Плутарх, который предоставил большую часть того, что известно из рассказа Аристотеля, не был убежден, что Ликург включил бы такие суровые обычаи в спартанскую конституцию, и вместо этого считал, что Криптея была введена, если вообще была введена, только после восстания илотов, вызванного землетрясением в Спарте в середине 460-х годов до нашей эры. [ 2 ] [ 16 ] В событиях, предшествовавших десятилетнему конфликту между спартанцами и мессенцами, возникшему в результате восстания илотов, спартанское руководство тайно убило две тысячи илотов, участвовавших в войне. Считается, что Криптеи были главными виновниками резни или, по крайней мере, каким-то образом участвовали в ее проведении. [ 17 ]
Военная принадлежность
[ редактировать ]В «Клеомене » Плутарх описывает Криптею как подразделение спартанской армии. [ 18 ] Однако Криптея действовала не так, как солдаты -гоплиты . Солдаты-гоплиты были бронированы и действовали в составе фаланги, в то время как члены Криптеи действовали самостоятельно, часто отдыхали в течение дня и, скорее всего, были обнажены и вооружены только кинжалом. [ 2 ] Во время битвы при Селласии спартанский царь Клеомен III «позвал Дамотелеса, командира Криптеи, и приказал ему наблюдать и узнать, как обстоят дела в тылу и на флангах его армии». [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Различные ученые размышляли о функции Криптеи как части армии, поскольку отчет Плутарха дает совершенно иное понимание их роли по сравнению с отчетами Аристотеля и Платона. [ 22 ] Рассказ Плутарха привел к тому, что Криптию описали как подразделение разведки, специальных операций или даже военной полиции . [ 21 ] [ 22 ] Однако Жан Дука утверждает, что источник больше не должен ассоциироваться с пониманием Криптеи, известным от Аристотеля и Платона. Он предполагает, что понимание Криптеи как части армии — это всего лишь отдельное понимание, определяющее Криптею как корпус в спартанской армии. [ 23 ]
В рассказе Плутарха о Криптее организация описывается как воинская часть с командиром, что отличается от интерпретации Аристотеля и Платона, поскольку Криптея описывается как независимая и не имеющая надзирателей. Дукат также занимается поиском информации о Криптее, указанной в рассказе Плутарха. [ 22 ] Опять же, это отличается от интерпретации Аристотеля и Платона тем фактом, что мандат Криптеи заключался не в наблюдении или предоставлении разведданных, а в целенаправленном поиске и убийстве илотов. В отличие от своего неизвестного происхождения, битва при Селласии считается потенциальной датой роспуска Криптеи. [ 24 ] Когда спартанская революция оказалась под угрозой, Клеомен III начал освобождать илотов в обмен на деньги, а затем на военную службу. [ 25 ] С освобождением многих илотов и последующим поражением спартанцев при Селласии илотаж прекратил свое существование, а без населения илотов по мандату Криптея также должна была прекратить свое существование. Однако роспуск Криптеи после этой битвы — всего лишь предположение. [ 26 ]
Ритуальная деятельность
[ редактировать ]Французский историк Анри Жанмер указывает, что неструктурированная и скрытная деятельность Криптеи отличается от дисциплинированной и упорядоченной общественной жизни спартанских гоплитов (см. Гомонойя ). Жанмэр предполагает, что Криптея была обрядом посвящения , возможно, предшествовавшим классической военной организации, и, возможно, сохранилась благодаря легендарному религиозному консерватизму Спарты. Он проводит сравнение с ритуалами инициации некоторых африканских тайных обществ (людей-волков и людей-леопардов ). [ 27 ] Члены Криптеи, возможно, не имели той общности со спартанскими гоплитами, которую описывает Жанмэр во время их службы в качестве части учреждения, но в конечном итоге они вернулись в свои сообщества и были снова интегрированы в сложную спартанскую социальную систему. [ 7 ]
Классические источники
[ редактировать ]Несколько сохранившихся классических источников, относящихся к нескольким разным векам, описывают или упоминают, или, по крайней мере, некоторые классицисты считают, что они ссылаются на Криптею.
5 век до н.э.
[ редактировать ]Некоторые полагают, что Геродот имел в виду Криптею, когда писал: «Лакедемоняне казнили ночью всех, кого они казнили, но ни одного человека днем». [ 28 ]
Некоторые также полагают, что Фукидид имеет в виду Криптею, когда пишет в своем отчете о восьмом году Пелопоннесской войны :
Лакедемоняне также были рады иметь предлог для отправки некоторых илотов из страны, опасаясь, что нынешнее положение дел и занятие Пилоса могут побудить их к переезду. Действительно, страх перед их численностью и упрямство даже побудили лакедемонян к действию, о котором я сейчас расскажу, поскольку их политика во все времена определялась необходимостью принятия против них мер предосторожности. Илотам было предложено выбрать из своего числа тех, кто утверждал, что наиболее отличился в борьбе с врагом, чтобы они могли получить свободу; цель заключалась в том, чтобы испытать их, поскольку считалось, что первыми, кто потребует своей свободы, будут самые решительные и наиболее склонные к восстанию. Соответственно было выбрано до двух тысяч, которые увенчались венцом и обошли храмы, радуясь своей новой свободе. Однако спартанцы вскоре после этого покончили с ними, и никто так и не узнал, как погиб каждый из них.
- Thuc 4.80, «История Пелопоннесской войны» , Фукидид , книга четвертая, раздел 80. Перевод Ричарда Кроули.
Столетия спустя Плутарх упоминает рассказ Фукидида сразу после того, как открыто говорит о Криптее (см. Ниже).
4 век до н.э.
[ редактировать ]есть мимолетная ссылка на Криптею в одном предложении, сделанная воображаемым спартанцем в вымышленном диалоге. Платона» В «Законах [ 29 ] [ 2 ]
более того, «Криптея», 1 как это называется, дает чудесную суровую подготовку к выносливости, так как зимой мужчины ходят босиком, спят без одеял и без сопровождающих, а сами ждут себя и бродят по всей сельской местности как ночью, так и днем.
[цитата в переводе гласит:] 1 Или «Секретная служба». Молодые спартанцы контролировали страну, подавляя восстания среди илотов.- Платона Законы 633b, перевод из Платона» «Законы , Платон в двенадцати томах , тт. 10 и 11 в переводе Р. Г. Бери. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1967 и 1968 гг.
К этому тексту также имеется схолия .
2 век
[ редактировать ]Во фрагменте александрийского Гераклида Лемба (Heraclides fr. 10 Dilts) упоминается Криптея, вероятно, описывающая ее как учрежденную Ликургом : ;
Говорят, что он… также основал [к]риптею, благодаря которой и по сей день люди выходят из города, чтобы днем и ночью прятаться с оружием [...] и убивать илотов, как они считают необходимым .
- Гераклид фр. 10 Дилтов. Руководство по переводу 2006, стр. 284 [ 30 ]
Гераклид, как и Плутарх (см. ниже), возможно, использовал утерянный труд Аристотеля в качестве источника .
1 век нашей эры
[ редактировать ]Плутарх в своей «Жизни Ликурга » дает длинное описание Криптеи. [ 31 ]
Возможно, «Криптия» (если бы это было одно из говорит постановлений Ликурга, как Аристотель ) дала и ему, и Платону это [негативное] мнение как о законодателе, так и о его правительстве. Согласно этому постановлению, магистраты время от времени тайно отправляли в страну некоторых из самых способных молодых людей [ νέων , neon], вооруженных только кинжалами и взяв с собой немного необходимых припасов; днем они прятались в труднодоступных местах и лежали близко, а ночью выходили на большие дороги и убивали всех илотов, на которых могли напасть; иногда они нападали на них днем, когда они работали в поле, и убивали их. Точно так же Фукидид в своей истории Пелопоннесской войны сообщает нам, что многие из них, после того как спартанцы выделили их за храбрость, надели гирляндами, как получившие избирательное право, и в знак этого вели по всему храму. почестей, вскоре после того, как они внезапно исчезли, насчитывалось около двух тысяч; и ни один человек ни тогда, ни впоследствии не мог объяснить, как они пришли к своей смерти. И Аристотель, в частности, добавляет, что эфоры, как только вступали в свою должность, обычно объявляли им войну, чтобы их можно было убить без нарушения религии. По общему признанию, спартанцы расправлялись с ними очень жестко.
— Плут. Лиц. 28.2, Плутарха «Жизнь Ликурга» , перевод 1859 г.
Есть еще одно возможное упоминание о Криптее или, по крайней мере, о человеке, который командовал ею во время битвы при Селласии Плутарха , в «Жизнеописаниях» : [ 32 ] [ 20 ] [ 21 ]
Поэтому он [спартанский царь Клеомен III ] призвал Дамотелеса, командующего отрядом секретной службы: 1 [καλέσας δὲ Δαμοτέλη τὸνἐπὶ τῆς κρυπτείας τεταγμένον] и приказал ему наблюдать и узнавать, как обстоят дела в тылу и на флангах его отряда. Но Дамотелес (которого предварительно подкупил, как нам говорят, Антигон) велел ему не беспокоиться о флангах и тылу, ибо там все было хорошо, а обратить свое внимание на тех, кто напал на него спереди, и дать им отпор. .
[сноска в переводе:] 1 Сельская полиция, в обязанности которой входит наблюдение за илотами, или рабским населением.— Плут. Клео. 28.3, Плутарх. Жизнеописания Плутарха. Перевод Бернадота Перрена, 1921 год. [ 20 ] перевод 1859 года )
Современный прием
[ редактировать ]В популярной культуре
[ редактировать ]Криптея (как «Криптея») являются ключом к инди-фильму ужасов «Залог» , который переносит греческое тайное общество в современный мир, выступая в роли братства, охотящегося на новые обещания первокурсников. [ 33 ]
Криптея кратко упоминается в серии комиксов «Три» Кирона Гиллена. Они впервые появляются в первом выпуске из трех и изображены обнаженными, вооруженными только кинжалами, нападающими на группу ничего не подозревающих илотов, ухаживающих за своим посевом. Гильен использовал Криптею, чтобы подчеркнуть суровость спартанской системы, и описывает ее функцию как «обряд перехода в жизнь, где все профессии запрещены, кроме одной. Раз в год мастера объявляют войну илотам. Если они окровавят свои руки , они не осквернены, поэтому они вольны делать все необходимое, чтобы держать илотов на коленях». [ 34 ] Один из ведущих историков Спарты, Стивен Ходкинсон, известен как исторический консультант, нанятый Гилленом на протяжении всего сериала. Ходкинсон описывает изображение Криптеи, сделанное Гиллиеном, как «идеальное сочетание» информации, доступной в двух исходных традициях; это « Законы Плутарха . Платона» и «Жизнь Ликурга» [ 34 ] Причина этого, по мнению Хокинсона, заключается в том, что эти два источника изображают Криптею по-разному, почти противоречиво. В рассказе Аристотеля, взятом из Плутарха, криптаи изображены охотящимися на илотов, в то время как в рассказе Платона не упоминается убийство илотов, а Криптея рассматривается как способ тренировки выносливости. Ходкинсон утверждает, что разные версии побудили современных ученых принять «комплексное» понимание Криптеи. [ 34 ]
Криптеи также упоминаются в книге « Врата огня» . Их описывают как «тайное общество среди пэров (полноправных граждан)». [ нужна ссылка ] Их также описывают как убийц и «безжалостных, как железо». Автор также упоминает, что они самые молодые и самые сильные из спартанских военных.
Спартанская гонка
[ редактировать ]Spartan Race , серия гонок с препятствиями, называет своих лидеров соревнований «Криптея». [ 35 ]
Золотая Заря
[ редактировать ]маниотов Лидеры крайне правой греческой политической партии «Золотая заря » восстановили Криптею в рамках принятия спартанских идеологий. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Картледж 2001 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Нафиси, Массимо (2018). Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Уайли Блэквелл. п. 109.
- ^ Картледж 2001 , с. 4.
- ^ Валлон, Анри (1850). Объяснение отрывка Плутарха о законе Ликурга под названием «Криптия» (фрагмент «Истории политических учреждений Греции») . Париж: Дюпон.
Гроте [...], отказываясь, подобно Мюллеру и Тирлваллю, видеть в этом учреждении периодическую и официальную резню, также сводит его в лучшем случае к системе шпионажа, распространяемой эфорами в городских перииках, как и в деревнях илотов. : система, иногда отмеченная убийствами, которые оставались неизвестными. ["Грот отказывается, подобно Мюллеру и Тирлваллю, видеть в этом учреждении периодическую и официальную резню и даже сводит его к шпионской системе, развернутой эфорами как против городов периойков , так и против деревень илотов: система иногда примечателен убийствами, которые остаются секретными]
- ^ Кёхли, Герман (1835). Комментарий к склепу Лакедемонян . Лейпциг
- ^ Ваксмут, Вильгельм (1844–46). Эллинская древность из истории государства (части 1 и 2) .
- ^ Jump up to: а б Ричер, Николас (2018). Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Уайли-Блэквелл. п. 530.
- ^ Jump up to: а б с Кеннелл, Найджел (2010). Спартанцы: Новая история . Уайли-Блэквелл. п. 268.
- ^ Фигейра, Томас (2018). Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Уайли-Блэквелл. п. 569.
- ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. п. 297.
- ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Перевод Стаффорда, Эммы; Шоу, ПиДжей; Пауэлл, Антон. Классическая пресса Уэльса. п. 284.
- ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. п. 307.
- ^ «Плутарх • Жизнь Ликурга» . penelope.uchicago.edu . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Пол Картледж, Спарта и Лакония: региональная история 1300–362 гг. До н.э. , 2-е издание, Routledge, 2001 г.
- ^ «Платон, Законы, Книга 1, раздел 633в» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Плутарх, Ликург, глава 28» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), CRYPTEIA» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. стр. 293–294.
- ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. п. 293.
- ^ Jump up to: а б с «Плутарх, Клеомен, глава 28» . www.perseus.tufts.ed . Перевод Бернадота Перрена. Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс; William Heinemann Ltd., Лондон. 1921 год . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Брэндон Д. Росс Криптея: форма древней партизанской войны
- ^ Jump up to: а б с Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. п. 294.
- ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. п. 295.
- ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. п. 307.
- ^ Африка, Томас В. (1968). «Клеомен III и илоты» . Калифорнийские исследования классической античности . 1 :1–11. дои : 10.2307/25010562 . JSTOR 25010562 – через JSTOR.
- ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. п. 307.
- ↑ Анри Жанмер, Лакедемонская криптия , Revue des études françaises, 26, 1913.
- ↑ Истории (Геродот) , Книга 4, раздел 146, предложение 2: Wikisource: История Геродота (Маколей)/Книга IV
- ^ Законы , Платон в двенадцати томах, тт. 10 и 11 в переводе Р. Г. Бери. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1967 и 1968 гг.
Цитата : «Более того, «Криптея», [1] как ее называют, дает удивительно суровую подготовку к выносливости, поскольку мужчины зимой ходят босиком, спят без одеял и не имеют обслуживающего персонала, а ждут только себя и бродят. через всю местность и ночью, и днем». [цитата в переводе гласит: «[1] Или «Секретная служба». Молодые спартанцы контролировали страну, чтобы подавить восстания среди илотов».]» - ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. п. 284.
- ^ Плут. Лиц. 28.2 Wikisource: Жизни Плутарха (Клаф) / Жизнь Ликурга , перевод 1859 г.
- ^ Дукат, Жан (2006). Спартанское образование: молодежь и общество в классический период . Классическая пресса Уэльса. п. 293.
- ^ « 'Залог': Рецензия на фильм» . Голливудский репортер . 09.01.2019 . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Гиллан, Кирон (2013). Три . Image Comics, Inc., стр. 26 и страницы 5–6 выпуска № 1.
- ^ «Что такое ураганная жара?» . Спартанские США: часто задаваемые вопросы . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Гарднер, Челси AM (2019). «Истоки и эволюция древней спартанской идентичности на полуострове Мани, Греция» . Терсит . 10 : 199. doi : 10.34679/thersites.vol10.148 .
Источники
[ редактировать ]- Картледж, Пол (2001), Спартанские размышления , Лондон: Дакворт, ISBN 0-7156-2966-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Валлон (1850 г.) как в отсканированной, так и в HTML-версии.