*Больной
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Корёс . ( праиндоевропейское : «армия, отряд, отряд воинов») [ 1 ] ) относится к теоретическому протоиндоевропейскому братству воинов, в котором неженатые молодые мужчины служили в течение нескольких лет в качестве обряда посвящения в мужественность, прежде чем они полностью интегрировались в общество .
Такие ученые, как Ким Маккоун [ 2 ] и Герхард Мейзер [ 1 ] выдвинули теорию существования корё на основе более поздних индоевропейских традиций и мифов, которые показывают связи между безземельными молодыми мужчинами, воспринимаемыми как возрастной класс, еще не полностью интегрированный в сообщество женатых мужчин; их служба в отрядах, отправленных на часть года в дикую природу (где они охотились на животных и совершали набеги на иностранные общины) [ нужна ссылка ] , затем защищая принимающее общество до конца года; их мистическое самоотождествление с волками и собаками как символами смерти, беззакония и воинской ярости; и идея пограничной связи между уязвимостью и смертью, с одной стороны, и молодостью и взрослостью, с другой стороны.
Этимология и название
[ редактировать ]![]() | Этот раздел , возможно, содержит обобщение материала , который достоверно не упоминает и не относится к основной теме. ( Август 2023 г. ) |
Гипотетическое протоиндоевропейское существительное *kóryos обозначает «народ под оружием» и переводится как «армия, боевой отряд, отряд воинов». [ 3 ] или как «отряд, военный отряд». [ 4 ] Оно происходит от существительного *kóro- «разрезание, раздел, разделение», которое в древнеперсидском языке встречается как kāra «народ, армия» ( персидский : کاروان , латинизировано : Караван , букв. «Труппа») и в литовском как kãras «война», армия». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Термин *kóryos имеет потомков в балтийском * kāryas «армия», [ примечание 1 ] Кельтский *koryos 'отряд, племя', [ примечание 2 ] и германский *harjaz 'хозяин, отряд, армия, набеговая группа'. [ примечание 3 ] [ 11 ] [ 4 ] [ 12 ] В западно-центральных индоевропейских диалектах [ примечание 4 ] обозначение *koryonos , означающее «предводитель *kóryos » (здесь присоединено к суффиксу -nos «повелитель»), также засвидетельствовано: древнегреческий koíranos «вождь армии», древнескандинавский Herjan (< PGmc *harjanaz «армия» -лидер») и бриттское Coriono-totae «люди полководца». [ 13 ] [ 5 ] [ 14 ] [ 9 ]
Галльские (« три племена Уо-корри («две армии»), Три-кории армии») и Петру-кории («четыре армии») предположительно образовались из союзов бродячих военных банд. [ 9 ] [ 14 ] Существительное *harja- также входит в состав сложных имен в германских языках. [ 15 ] такие как Херигаст ( Heregast ), возможно, засвидетельствованный как Харикаст на шлеме Негау . [ 16 ] Некоторые топонимы в Западной Европе, такие как Шербур во Франции или Херлен в Нидерландах, могут происходить от исторических этнических групп, название которых содержало кельтское существительное *koryo- «армия, отряд», как предложил Пьер-Ив Ламбер . [ 17 ]
Кроме того, астурийское личное имя Вакория (похожее на галльское Вокориус ) интерпретируется как происходящее от кельтского этнического имени * (d)uo-korio «обладающий двумя армиями», [ 18 ] и галльское племенное имя Coriosolites, означающее «те, кто наблюдает за войском», [ 19 ] или «те, кто покупает солдат или наемников». [ 17 ] Древние палео-испаноязычные ономастики также подтверждают это существительное, хотя и в форме *koro , с тем же значением. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
В индоевропейских исследованиях современный немецкий термин Männerbund (буквально «союз мужчин») часто используется для обозначения *kóryos. [ 24 ] Однако это может ввести в заблуждение, поскольку в отряды входили мужчины-подростки, а не взрослые мужчины. Некоторые ученые предложили термины Bruderschaft («братство») или Jungmannschaft («молодые [группы] мужчин») в качестве предпочтительных альтернатив. [ 25 ] [ 26 ]
Историография
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2023 г. ) |
Концепция Männerbund была разработана в начале 20 века такими учеными, как Генрих Шурц (1902), Ганс Блюхер (1917), Лили Вайзер-Аалл (1927), Жорж Дюмезиль (1929), Рихард Вольфрам (1932), Роберт Штумпфль. (1934), Отто Хёфлер (1934), Стиг Викандер (1938) и Анри Жанмэр (1939). [ 27 ] [ 28 ]
Эти теории повлияли на немецкие фолькишские движения в период 1900–1920-х годов, а затем на нацистские круги в 1930–1940-х годах. Исследования конца 20-го века указали на крайне правые идеологические основы большинства ранних работ, но также предоставили новые доказательства, подтверждающие существование братств воинов в Скандинавии периода Венделя . [ 28 ]
Стандартный сравнительный обзор этой темы — книга Кима Маккоуна « Собака, волк и воин среди индоевропейцев» , опубликованная в 1987 году. [ 29 ] Другое исследование - книга Присциллы К. Кершоу « Одноглазый Бог: Один и (индо)германские Männerbünde» (1997). [ 28 ]
Описание
[ редактировать ]Обряд посвящения
[ редактировать ]Корё предположительно состояли из юношей-подростков (предположительно в возрасте от 12–13 до 18–19 лет), обычно происходящих из известных семей и вместе инициированных в мужественность как когорта возрастного класса. [ 30 ] [ не удалось пройти проверку – см. обсуждение ] Пройдя болезненные испытания, чтобы войти в группу, их отправили жить в дикой природе в качестве безземельных воинов в течение нескольких лет в группе от двух до двенадцати человек. Молодые мужчины остались без всякого имущества, кроме оружия, живя на окраинах принимающего общества. [ 31 ] Поэтому члены корё терпимо относились к обычно запрещенному социальному поведению, такому как воровство, набеги или сексуальное насилие над женщинами, до тех пор, пока злонамеренные действия не были направлены на принимающее общество. [ 32 ] Их деятельность носила сезонный характер, и часть года они жили вместе со своей родной общиной. [ 33 ] Их жизнь была сосредоточена на военных обязанностях, охоте на диких животных и грабеже поселений с одной стороны; и на чтении героических стихов, рассказывающих о подвигах прошлых героев и легендах о краже скота с другой стороны. [ 31 ] [ 34 ] Традиция эпической поэзии, прославляющая героических и жестоких воинов, завоевывающих добычу и территории (которые изображались как имущество, которое хотели им иметь боги), вероятно, способствовала утверждению насилия среди корё. Лидер банды, * корёнос , был определен с помощью игры в кости, и результат был принят как выбор богов. Остальные участники поклялись умереть за него и убить за него. [ 35 ] Он считался их хозяином в обряде посвящения, но также и их «работодателем», поскольку молодые воины служили его телохранителями и защитниками. [ 36 ]
Период инициации в корёс воспринимался как переходный этап, предшествующий статусу взрослого воина, и обычно завершался бракосочетанием. [ 37 ] Корё символически ассоциировались со смертью и пограничностью, а также с плодовитостью и сексуальной распущенностью. [ 31 ] Ким Маккоун утверждал, что члены * kóryos первоначально служили молодыми, неженатыми мужчинами, не имеющими имущества, прежде чем они в конечном итоге были включены в *tewtéh 2 - («племя, люди под оружием»), состоящее из владеющих собственностью и женатых взрослых мужчин. [ 38 ]
По словам Дэвида В. Энтони и Доркаса Р. Брауна, корёс, возможно, служили «организацией, способствующей групповой сплоченности и эффективности в бою, инструментом внешней территориальной экспансии и регулирующим механизмом в экономике, в основном ориентированной на праздники». [ 39 ]
В Европе эти связанные клятвой инициативные военные отряды в конечном итоге были поглощены все более могущественными покровителями и королями в течение железного века , тогда как в древней Индии их статус был понижен с появлением касты брахманов , что привело к их постепенному упадку. [ 26 ]
Роль в индоевропейских миграциях
[ редактировать ]
Ученые утверждают, что институт корёс сыграл ключевую роль во время индоевропейских миграций и распространения индоевропейских языков на большей части западной Евразии. [ 41 ] Набеги, возглавляемые этими молодыми воинами, могли привести к основанию новых поселений на чужих землях, подготавливая почву для более масштабного переселения целых племен, включая стариков, женщин и детей. [ 42 ] Этот сценарий подтверждается археологическими данными ранней культуры одиночных могил и шнуровой керамики в Ютландии , где 90 процентов всех захоронений принадлежали мужчинам, что, по-видимому, является «колониальной» экспансией на территории культуры воронкообразных кувшинов . [ 33 ]
Корё , вероятно, вынуждали людей, не защищенных индоевропейским социальным зонтиком, переезжать под него, чтобы получить безопасность или возмещение ущерба от воровства и набегов. Таким образом, они могли служить стимулом для вербовки посторонних на социальные позиции, которые предлагали вертикальную мобильность, горизонтальную взаимность и возможность бессмертия через восхваляющую поэзию, которая стала более привлекательной благодаря щедрости на публичных пирах, спонсируемых покровителями. [ 43 ]
Атрибуты
[ редактировать ]Волчье поведение
[ редактировать ]Боевые отряды состояли из воинов, меняющих форму (в символическом и метафорическом смысле), носивших шкуры животных, принимавших облик волков или собак. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Члены корё переняли волчье поведение и носили имена, содержащие слова «волк» или «собака», каждое из которых было символом смерти и потустороннего мира . в индоевропейских верованиях [ 47 ] Идеализированные атрибуты корё действительно были заимствованы из образов, окружающих волка: насилие, хитрость, быстрота, огромная сила и ярость воина. [ 48 ] Отождествляя себя с дикими животными, члены корёс воспринимали себя физически и юридически перемещенными за пределы человеческого мира и, следовательно, больше не сдерживаемыми человеческими табу . Вернувшись к своей нормальной жизни, они не будут испытывать угрызений совести за нарушение правил своего родного общества, потому что они не были людьми или, по крайней мере, не жили в культурном пространстве принимающего общества, когда эти правила были нарушены. [ 35 ]
Воин-ярость
[ редактировать ]Конфликт между смертью и неуязвимостью обусловлен атрибутами, обычно ассоциируемыми с корё: огромной силой, устойчивостью к боли и отсутствием страха. [ 36 ] Типичное состояние ярости или безумия воина должно было увеличивать его силу сверх естественных ожиданий, при этом экстатические выступления подчеркивались танцами и, возможно, употреблением наркотиков. [ 49 ] [ 50 ] Индоевропейский термин, обозначающий «безумную атаку» ( *eis ), является общим для ведической, германской и иранской традиций. [ 51 ] Германские берсерки изображались как практикующие боевую ярость («берсерки», berserksgangr ), в то время как боевая ярость древнегреческих воинов называлась лисса , производное от lykos («волк»), как будто солдаты временно становились волками. в своей безумной ярости. [ 50 ] [ 52 ] [ 53 ]
Таким образом, молодые мужчины воспринимались как опасность даже для принимающего их общества. Маруты . , группа грозовых божеств ведической традиции, изображались как полезные, так и опасные существа [ 36 ] Ирландский герой Кухулин становится ужасающей фигурой среди жителей столицы Эмайн Маха после того, как он обезглавил трех соперников из своего народа ( Улайд ). Стремясь успокоить его ярость, они решают схватить его и погрузить тело в резервуар с водой, чтобы «охладить». Ирландские источники также описывают некоторые отряды воинов как дикарей ( díberg ), живущих как волки, грабя и убивая. Точно так же некоторые греческие отряды воинов назывались гибридистами (ὑβριστή) и изображались как жестокие и наглые группы выкупщиков и грабителей. [ 54 ] [ 55 ]
Нагота
[ редактировать ]Многие курганные стелы, найденные в Причерноморско-Каспийской степи , которые связаны с протоиндоевропейской культурой , изображают высеченного на камне обнаженного воина-мужчину, имеющего лишь пояс и оружие. В более поздних индоевропейских традициях налетчики корёс также носили пояс, который связывал их со своим лидером и богами, и ничего больше. [ 57 ]
В древнегреческих и римских литературных источниках германские и кельтские народы часто изображались сражающимися обнаженными или полуобнаженными, вооруженными только легким оружием. [ 46 ] [ 49 ] Сообщается, что в битве при Теламоне (225 г. до н.э.) галльские воины носили только брюки и накидки. [ 58 ] В скандинавской традиции берсерки обычно презирали использование доспехов, предпочитая шкуры животных, а иногда говорили, что они сражались обнаженными. [ 49 ] Древние италийские племена также имели в своих рядах воинов-берсерков, сражавшихся обнаженными, босыми, с распущенными волосами и часто в единоборствах. [ 59 ] Точно так же молодые ведические мальчики во время посвящения в корьос носили только пояс и шкуру животного. [ 60 ]
Кельтиберийские статуэтки V–III веков до нашей эры изображают обнаженных воинов с мечом, небольшим круглым щитом ( caetra ), «силовым поясом», а иногда и шлемом. [ 58 ] Традиция курганных стел с изображением воинов с поясом распространена и в скифских культурах . [ 57 ] По мнению военного историка Майкла П. Шпайделя , сцена 36 «Колонны Траяна» , где изображены обнаженные по пояс, босые молодые люди, носящие только щит, могла быть изображением германских берсерков . [ 61 ]
Тьма
[ редактировать ]Корёс обычно ассоциируется с черным или, по крайней мере, темным цветом. [ 46 ] и с мобилизацией хтонических сил. [ 62 ] В индоевропейской литературе часто упоминаются «черная земля» или «темная ночь», а ночная охота и бои, по-видимому, были одной из отличительных особенностей корё. [ 63 ] [ 62 ]
В ведической традиции последователи Индры и Рудры носили черную одежду, а юных героев Средневековой Армении называли «черными юношами» ( t'ux manuks ). «Черный» Арам — это идеализированная фигура вождя корёса в армянских мифах , и говорят, что его армии внезапно атакуют противников «перед рассветом» на окраинах Армении. [ 63 ]
Афинские эфебы традиционно носили черную хламиду. [ 62 ] а древнегреческая традиция включала ритуал инициации, налагаемый на молодых мужчин, в ходе которого «черных охотников» отправляли на границу для совершения военных подвигов. [ 64 ] Действительно, греческая модель черного охотника Мелеагра названа в честь слова «черный» ( мелас ), [ 65 ] а армянское имя Арам происходит от корня *rē-mo- («грязь, сажа»). [ 66 ]
Римский историк Тацит (I в. н.э.) также упоминает германских Харий (чье имя могло происходить от *kóryos ) как «дикарей», носящих черные щиты, красящих свои тела и выбирающих темные ночи для битвы. [ 67 ] [ 68 ] Кершоу предположил, что Харии были корё соседнего племени Лугии . [ 69 ]
Сертификаты
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . Никакого обсуждения того, как эти факты подтверждают гипотезу. ( Август 2023 г. ) |
Индийская традиция
[ редактировать ]Некоторые ведические семьи начали давать посвящение мальчикам в возрасте 8 лет, изучая героическую поэзию о прошлых предках и практикуя свои охотничьи и боевые навыки. В 16 лет их инициировали в отряд воинов во время ритуала зимнего солнцестояния (Экастака), во время которого мальчики впадали в экстатическое состояние, а затем ритуально умирали, чтобы переродиться в боевых псов. [ 60 ] После того, как их лидер был определен с помощью игры в кости, посвященные молодые люди были выброшены в дикую природу на четыре года, чтобы жить как собаки, воруя животных, женщин, товары и территории, пока летнее солнцестояние не завершило сезон набегов. [ 70 ] Затем молодые воины вернулись в свою лесную резиденцию, где совершили жертвоприношение Вратьястома, чтобы поблагодарить богов за свой успех. [ 71 ] В конце четырехлетнего посвящения было совершено последнее жертвоприношение Вратьястома, чтобы превратить собаку-воина в ответственного взрослого мужчину, затем вновь инициированные самцы сбросили свою старую одежду, чтобы снова стать людьми, готовыми вернуться в свою семью и жить по правилам принимающего сообщества. [ 72 ]
Вратья («собаки-жрецы») были известны тем, что проводили церемонию Экастака во время зимнего солнцестояния, когда, Индра как говорят, родился , бог войны, со своей группой Марутов . Термин Врата используется, в частности, в Ригведе для описания Марутов. [ 73 ] [ 74 ]
Греческая традиция
[ редактировать ]В Древней Греции традиционные боевые отряды утратили некоторые атрибуты безумия, характерные для оборотней в других индоевропейских культурах, но они все еще сохранили внушающий ужас внешний вид и хитрую военную тактику оригинальных *kóryos. [ 75 ]
С 17 до 20 лет афинский эфеб должен был прожить 2 года в эфебее (ἐφηβεία). [ 76 ] [ 77 ] Отнесенные к периферии общества, они получили маргинальный статус без полного гражданства. Их обязанностью было охранять границы своего сообщества в мирное время, обычно в качестве охраны полей, лесов и садов. Во время войны эфебы возглавляли засады и стычки, носили черные туники и были легко вооружены. [ 76 ] [ 77 ] Существенной частью их обучения была традиционная охота, проводившаяся в ночное время с использованием силков и капканов. В случае спартанской криптеи это была даже охота на людей. [ 78 ]
Армянская традиция
[ редактировать ]Мануки Айке ») упоминаются в рассказе о легендарном основателе Армении («молодые воины . Его потомок Арам, интерпретируемый как «второй образ Айка», возглавляет армию из 50 000 воинов-норати («юношей»), расширяющих границы территории во все стороны, чтобы создать новую, превосходящую Армению. [ 79 ] В отличие от Айка, который сражается со своим противником на территории Армении, Арам ведет войну в приграничных районах и за пределами Армении. По мнению Армена Петросяна, это говорит о том, что молодых воинов Арама можно интерпретировать как рефлекс корёса, а солдаты Айка могут быть изображением взрослых мужчин с оружием в руках. [ 63 ]
См. также
[ редактировать ]- Берсерк , Оборотень
- Индоевропейские миграции
- Протоиндоевропейское общество
- Обряд посвящения
- См. Сакрам , Эфеб , Криптея , Фианна , Маруты.
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Старопрусское kargis «армия» и caryago «военная кампания»; литовское kãrias 'война, армия, полк'; Латышский karš 'война, армия'. [ 7 ]
- ^ Галльский corios 'отряд, армия'; Среднеирландское cuire «отряд, хозяин»; Валлийский шнур «племя, клан». [ 8 ] [ 9 ]
- ^ Готический harjis 'армия'; Древнескандинавское герр «армия»; Древнеанглийское здесь «армия»; Древневерхненемецкое hari 'армия, толпа'; Старосаксонское гери «армия». [ 10 ]
- ^ Ученый Белая Мэри Проспер цитирует иранское личное имя Κηρπáτης найденное в Галатии. , Название, вероятно, происходит от составного слова *kār(i̯)a-pati «повелитель отряда».
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б Мэллори 2006 .
- ^ Себриан 2010 .
- ^ Мэллори и Адамс 2006 , стр. 278, 282, 284.
- ^ Jump up to: а б с Ринге 2006 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Мэллори и Адамс 2006 , с. 284.
- ^ Кроонен 2013 , с. 212.
- ^ Дерксен 2015 , с. 226.
- ^ Матасович 2009 , стр. 218.
- ^ Jump up to: а б с Деламар 2003 , с. 126.
- ^ Кроонен 2013 , с. 211.
- ^ Кершоу 1997 , с. 22.
- ^ Мэллори и Адамс 2006 , с. 282.
- ^ Кершоу 1997 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Запад 2007 , с. 449.
- ^ Гисселинг, Мауриц (1990). «Эрбийон (Жюль). Названия муниципалитетов Валлонии» . Бельгийский журнал филологии и истории . 68 (2): 464–467.
- ^ Хаубрихс, Вольфганг; Питц, Мартина (2009). «Ономастическая традиция и мифостроение. Названия прологов Салического закона». Новый журнал ономастики . 51 (1): 131–166. дои : 10.3406/onoma.2009.1513 .
- ^ Jump up to: а б Ламбер, Пьер-Ив (2008). «Галлы Солитумарос» . Кельтские исследования . 36 (1): 96. doi : 10.3406/ecelt.2008.2303 .
- ^ Проспер, Бланка Мария (2014). Гарсиа Алонсо, Хуан Луис (ред.). Континентальное кельтское словообразование: ономастические данные . Издания Университета Саламанки. п. 184. ИСБН 978-84-9012-383-6 .
- ^ Фалилеев, Александр (2010). Словарь континентальных кельтских топонимов: кельтский спутник Атласа Баррингтона греческого и римского мира . КМКС. запись 1002б. ISBN 978-0955718236 .
- ^ Проспер, Белая Мэри. «Varia Palaeohispanica Occidentalia:, III. Индоевропейская *kor(y)o- «армия» в Испании». В: Palaeohispánica: Журнал языков и культур древней Испании, № 1. 4, 2004, с. 183-1 ISSN 1578-5386
- ^ Сантос, Мария Жуан Коррейя. «Наскальные надписи в Северном Флуминенсе: новые данные и проблемы». В: Sylloge Epigraphica Barcinonensis (SEBarc) VIII, 2010, стр. 141 (сноска № 28) ISSN 2013-4118
- ^ Руис, Хосе Мария Вальехо. «Композиция ан антропонимии антигуа Иберийского полуострова». В: Palaeohispánica: Revista sobre linguas yculturals de la Hispania Antigua Nº. 5, 2005 г. (Акты IX беседы о палеохиспанских языках и культурах (Барселона, 20-24 октября 2004 г.)). стр. 103-104, 115-116. ISSN 1578-5386
- ^ Проспер, Белая Мэри. «Просеивание доказательств: новые интерпретации кельтских и некельтских личных имен западной Испании в свете фонетики, состава и суффиксации». В: Континентально-кельтское словообразование: ономастические данные . Коорд. Хуан Луис Гарсиа Алонсо, 2013. стр. 183-186. ISBN 978-84-9012-378-2
- ^ Сержант 2003 , с. 12.
- ^ Фальк 1986 .
- ^ Jump up to: а б Энтони и Браун 2019 , с. 101.
- ^ Сержант 2003 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б с Нордвиг, Матиас (2022). «От варвара к лорду: влияние теорий Мэннербунда на альтернативных правых» . Журнал религиоведения . 74 : 743–763. дои : 10.7146/rt.v74i.132138 . ISSN 1904-8181 .
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 31.
- ^ Маккоун 1987 , с. 107–108; Мэллори 2006 , с. 93; Кристиансен и др. 2017 , с. 339; Энтони и Браун 2019 , с. 111
- ^ Jump up to: а б с Энтони и Браун 2019 , с. 111.
- ^ Серджент 2003 , с. 16; Мэллори 2006 , с. 94; Энтони и Браун 2019 , с. 111
- ^ Jump up to: а б Кристиансен и др. 2017 , с. 339.
- ^ Себриан 2010 , с. 343.
- ^ Jump up to: а б Энтони и Браун 2019 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Сержант 2003 , с. 16.
- ^ Серджент 2003 , с. 16; Лома 2019 , с. 3
- ^ Маккоун 1987 , с. 111–114.
- ^ Энтони и Браун 2019 , с. 117.
- ^ Гиббонс, Энн (21 февраля 2017 г.). «Тысячи всадников, возможно, ворвались в Европу бронзового века, изменив местное население» . Наука .
- ^ Сержант 2003 , с. 23; Энтони и Ринге, 2015 , с. 214; Кристиансен и др. 2017 , с. 339
- ^ Серджент 2003 , с. 23; Энтони и Браун 2019 , с. 111
- ^ Энтони и Ринге, 2015 , с. 214.
- ^ Кершоу 1997 , стр. 257, 262.
- ^ Себриан 2010 , с. 355.
- ^ Jump up to: а б с Мэллори 2006 , с. 94.
- ^ Энтони и Браун 2019 , с. 111; Запад 2007 , с. 450; Лома 2019 , с. 2
- ^ Сержант 2003 , с. 16; Энтони и Ринге, 2015 , с. 213; Рим 2019 , с. 3
- ^ Jump up to: а б с Себриан 2010 , с. 344.
- ^ Jump up to: а б Вест 2007 , стр. 449–450.
- ^ Спейдель 2002 , с. 277.
- ^ Линкольн 1991 , с. 131.
- ^ Себриан 2010 , с. 346.
- ^ Иванчик 1993 , с. 313.
- ^ Сержант 2003 , стр. 18–19.
- ^ Спейдель 2002 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б с Энтони 2007 , с. 364–365.
- ^ Jump up to: а б Шпайдель 2002 , с. 264.
- ^ Спейдель 2002 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б Кершоу 1997 , стр. 203–210.
- ^ Speidel 2002 , стр. 266–267.
- ^ Jump up to: а б с Сержант 2003 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с Петросян 2011 , с. 345.
- ^ Видаль-Наке 1986 .
- ^ Видаль-Наке 1986 , с. 119.
- ^ Петросян 2011 , с. 348.
- ^ Кершоу 1997 , стр. 66–67.
- ^ Себриан 2010 , с. 347.
- ^ Кершоу 1997 , с. 68.
- ^ Кершоу 1997 , с. 251.
- ^ Кершоу 1997 , с. 209.
- ^ Кершоу 1997 , с. 63.
- ^ Кершоу 1997 , с. 231.
- ^ Энтони и Браун 2019 , с. 112.
- ^ Себриан 2010 , с. 356.
- ^ Jump up to: а б Сержант 2003 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Себриан 2010 , с. 352.
- ^ Себриан 2010 , с. 353.
- ^ Петросян 2011 , стр. 343–344.
Библиография
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691058870 .
- Энтони, Дэвид В .; Ринге, Дональд (2015). «Индоевропейская родина с лингвистической и археологической точек зрения» . Ежегодный обзор лингвистики . 1 (1): 199–219. doi : 10.1146/annurev-linguist-030514-124812 .
- Энтони, Дэвид В.; Браун, Доркас Р. (2019). «Жертвоприношения собак в середине зимы позднего бронзового века и посвящения воинов в Красносамарском, Россия». В Ольсене, Биргит А.; Оландер, Томас; Кристиансен, Кристиан (ред.). По следам индоевропейцев: новые данные археологии и исторической лингвистики . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-78925-273-6 .
- Себриан, Рейес Б. (2010). «Некоторые греческие свидетельства об индоевропейских молодежных контингентах оборотней» . Журнал индоевропейских исследований . 38 (3/4): 343–358. ISSN 0092-2323 .
- Дарьяи, Турадж (2018). «Возвращение к Иранскому Мэннербунду». Иран и Кавказ . 22 (1): 38–49. дои : 10.1163/1573384X-20180104 . ISSN 1573-384X .
- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Дерксен, Рик (2015). Этимологический словарь балтийской унаследованной лексики . Брилл. ISBN 978-90-04-27898-1 .
- Фальк, Гарри (1986). Братство и игра в кости: исследования истории развития ведических жертвоприношений (на немецком языке). Хедвиг Фальк. ISBN 978-3-925270-00-0 .
- Иванчик, Аскольд И. (1993). «Собаки-воины: оборотни и скифские вторжения в Малую Азию». Обзор истории религий . 210 (3): 305–330. дои : 10.3406/rhr.1993.1478 . ISSN 0035-1423 . JSTOR 23671794 .
- Кершоу, Присцилла К. (1997). Одноглазый Бог: Один и (индо-)германское Männerbünde . Серия монографий. Том. 36. Журнал индоевропейских исследований. ISBN 978-0941694742 .
- Кристиансен, Кристиан ; Аллентофт, Мортен Э.; Фрей, Карин М.; Иверсен, руна; Йохансен, Нильс Н.; Кроонен, Гус; Поспешный, Лукаш; Прайс, Т. Дуглас; Расмуссен, Саймон; Шегрен, Карл-Йоран; Сикора, Мартин (2017). «Ре-теоретизация мобильности и формирование культуры и языка среди культуры шнуровой керамики в Европе» . Древности . 91 (356): 334–347. дои : 10.15184/aqy.2017.17 . hdl : 1887/70150 . ISSN 0003-598X .
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. ISBN 9789004183407 .
- Линкольн, Брюс (1991). Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-48199-9 .
- Лома, Александр (2019). Проблемы хронологической и социальной стратификации в исторической антропономастике: Случай имен собственных «люпин» и «лошадь» у индоевропейских народов (PDF) . Личные имена и культурная реконструкция. Университет Хельсинки.
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Фицрой Дирборн. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Мэллори, Джеймс П. (2006). «Индоевропейская война». Журнал археологии конфликтов . 2 (1): 77–98. дои : 10.1163/157407706778942312 . ISSN 1574-0773 . S2CID 162297933 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Маккоун, Ким Р. (1987). «Собака, волк и воин у индоевропейцев». В Мейде, Вольфганг (ред.). Исследования по индоевропейской лексике (на немецком языке). Институт лингвистики. стр. 101–154. ISBN 978-3-85124-591-2 .
- МакКиллоп, Джеймс (2004). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860967-1 .
- Петросян, Армен (2011). «Армянская традиционная чернокожая молодежь: самые ранние источники» . Журнал индоевропейских исследований . 39 (3/4) (изд. 2019 г.): 155–164.
- Ринге, Дональд (2006). От протоиндоевропейского к протогерманскому . Лингвистическая история английского языка. Том. 1 (изд. 2017 г.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-153633-5 .
- Ройманс, Нико (2009). «Геркулес и построение батавской идентичности в контексте Римской империи». Ин Ройманс, Нико; Деркс, Тон (ред.). Роль власти и традиций . Издательство Амстердамского университета. стр. 219–238. ISBN 978-90-8964-078-9 . JSTOR j.ctt46n1n2.13 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Сержант Бернард (2003 г.). «Молодые мужские войска и индоевропейская экспансия». Диалоги древней истории . 29 (2): 9–27. дои : 10.3406/dha.2003.1560 .
- Спайдел, Майкл П. (2002). «Берсерки: история индоевропейских безумных воинов». Журнал всемирной истории . 13 (2): 253–290. ISSN 1045-6007 . JSTOR 20078974 .
- Видаль-Наке, Пьер (1986). Черный охотник: формы мысли и формы общества в греческом мире . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5951-9 .
- Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-928075-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дарьяи, Турадж. «Аспекты Männerbund древнеперсидской Анушии». В: Ахеменет. Двадцать лет спустя: исследования, предложенные Пьеру Бриану по случаю двадцатилетия программы Ахеменет . Под редакцией Агута-Лабордера Дэмьена, Бушарла Реми, Жоаннеса Франциска, Курта Амели и Столпера Мэтью В. ЛЕВЕНА; ПАРИЖ; БРИСТОЛЬ, Коннектикут: Peeters Publishers, 2021. стр. 73–78. По состоянию на 2 июля 2021 г. doi:10.2307/j.ctv1q26jhj.9.
- Это Рауль Петер; Мейзер, Герхард, ред. (2002). Регулируемая порывистость. Братства и молодежные объединения у древних индоевропейских народов . Издательство «Хемпен».
- Харрис, Джозеф К. (1993). «Любовь и смерть в Männerbund: эссе с особым упором на Бьяркамал и битву при Малдоне». Героическая поэзия в англосаксонский период: исследования в честь Джесса Б. Бессинджера . Университет Западного Мичигана, Публикации Института средневековья. ISBN 978-1879288287 .
- Маккоун, Ким (2021). Возрастные категории, ровесники, возрастные наборы и римские курии . Власть, гендер и мобильность: особенности индоевропейского общества. Университет Копенгагена.
- Пауэлл, Эрик А. (2013). «Волчьи обряды зимы». Археология . 66 (5): 33–36. ISSN 0003-8113 . JSTOR 24363683 .
- Рак, Карл Антон Пол (2019). «Посвященный Зверь: Ликантропия Геракла» . Афинский исторический журнал . 5 (4): 225–246. дои : 10.30958/ajhis.5-4-1 . ISSN 2407-9677 .
- Рассел, Джеймс Р. (1998). «Армянские святыни черной молодежи (t'ux manuk)». Ле Музеон . 111 (3–4): 319–343. дои : 10.2143/MUS.111.3.519500 .
- Сержис, Манолис Г. (2010). «Жертвоприношение собак в Древней и современной Греции: от ритуала жертвоприношения до пыток собак ( Киномартирион )» (PDF) . Фольклор . 45 : 61–88.
- Васильков Ю.В. (2019). «Армянский эпос «Сасунские смельчаки» и Махабхарата: сходство этнографического субстрата» . Археология, этнология и антропология Евразии (на русском языке). 47 (2): 140–147. дои : 10.17746/1563-0110.2019.47.2.140-147 . ISSN 1563-0110 .
- «Молодежка, мигранты и волки». В: Вукович, Крешимир. Волки Рима: Луперкалия с римской и сравнительной точек зрения . Берлин, Бостон: De Gruyter Oldenbourg, 2023. стр. 146–172. https://doi.org/10.1515/9783110690118-010
- Золлер, Клаус Питер (2017). «Традиции трансгрессивной сакральности (против богохульства) в индуизме» . Акта Ориенталия . 78 (78): 1–162. дои : 10.5617/ao.7265 . ISSN 0001-6438 .