Jump to content

Армянская мифология

Армянская мифология
Бронзовая голова Афродиты из Саталы, которую иногда называют Анаит.

Армянская мифология возникла в древних индоевропейских традициях, особенно в протоармянских , и постепенно включила в себя хурро - урартские , месопотамские , иранские и греческие верования и божества. [1] [2]

Формирование армянской мифологии [ править ]

Вид сбоку на храм Гарни .

Пантеон армянских богов, которому первоначально поклонялись протоармяне , унаследовал свои существенные элементы от религиозных верований и мифологий протоиндоевропейцев и народов Армянского нагорья . Историки выделяют значительную часть слов индоевропейского языка , которые использовались в армянских языческих обрядах. Считается, что древнейшие культы поклонялись создателю по имени Ар. [3] [ ненадежный источник? ] (или, возможно, Ара), воплощенный в виде солнца (Арев или Арег); древние армяне называли себя «детьми солнца». К наиболее древним видам поклонения индоевропейского происхождения относятся также культы орлов, львов и неба. [4]

После установления иранского господства в Армении в I тысячелетии до нашей эры зороастризм оказал большое влияние на армянскую религию. До позднепарфянского периода на армянских землях придерживалась синкретической формы маздеизма, смешавшей иранские религиозные представления с традиционными армянскими верованиями. [5] Например, верховный бог армянского пантеона Ванатур позже был заменен Арамаздом ( парфянская форма Ахура Мазды ). [5] Однако армянская версия Арамазда сохранила многие исконно армянские аспекты. Точно так же традиционная армянская богиня плодородия Нар была заменена Анаит , которая, возможно, произошла от персидской Анахиты , хотя армянская богиня полностью отличалась от своего иранского аналога.

В эпоху эллинизма (3-1 века до н. э.) древнеармянские божества отождествлялись с древнегреческими божествами: Арамазд с Зевсом , Анаит с Артемидой , Ваагн с Гераклом , Астлик с Афродитой , Нане с Афиной , Михр с Гефестом , Тир с Аполлоном .

После формального принятия христианства в 4 веке нашей эры, столкнувшись с многочисленными гонениями, древние мифы и верования стали более тесно соответствовать христианским верованиям. [6] Библейские персонажи взяли на себя функции архаичных богов и духов. Например, Иоанн Креститель унаследовал некоторые черты Ваагна и Тира, а архангел Гавриил взял на себя элементы Ваагна.

Основные сведения об армянских языческих традициях сохранились в трудах древнегреческих авторов, таких как Платон , Геродот , Ксенофонт и Страбон , византийского учёного Прокопия Кесарийского, а также средневековых армянских писателей, таких как Мовсес Хоренаци , Агафангел , Езник Кольбский , Себеос , и Анания Ширакаци , а также в устных народных традициях.

Пантеон [ править ]

Пантеон дохристианской Армении менялся на протяжении веков. Первоначально исконно армянский по своей природе пантеон был модифицирован под влиянием хурро - урартских , семитских , иранских и греческих влияний.

Одним из общих мотивов, охватывающих многие или все языческие армянские пантеоны, была вера в правящую триаду верховных богов, обычно состоящую из главного бога-творца, его сына бога-громовержца и богини-матери.

Ранний армянский [ править ]

Считается, что эти боги были коренными армянскими богами, которым поклонялись в самые ранние эпохи армянской истории ( протоармянские ). Считается, что многие, если не все, из них произошли от протоиндоевропейской религии . Вероятно также влияние местных верований Армянского нагорья .

  • Арег (Арев) или Ар , бог Солнца, сравнимый с месопотамским Уту . [7] Вероятно, также известный как Ара или превратившийся в него. Этот бог, вероятно, упоминался на Двери Мехера урартской эпохи (как Ара или Арваа). [8] Лингвисты Мартин Э. Хульд и Биргит Анетт Олсен утверждают, что слово arew является родственным индийскому имени Рави , которое также означает «солнце». [9] [10] Эта этимологическая связь, утверждает Г. Мартиросян, указывает на унаследованное армяно-арийское поэтическое выражение. [11]
  • Астлик , [12] родственник месопотамской богини Инанны , отождествляемой с Венерой . Богиня плодородия и супруга Ваагна , разделившая с ним храм в городе Аштишат . [1] Праздник Вардавар изначально был в честь Астик. Имя «Астɫик» происходит от слова astɫ «звезда» от протоиндоевропейского *h₂stḗr плюс армянского уменьшительного суффикса -ik . [13]
  • Айг , богиня зари. [14] [15]
  • Ангел - «Невидимый» (буквально: «невидимый»), бог подземного мира. [16] Главный храм Ангела находился в Ангел-туне (Доме Ангела), что, возможно, соответствовало Ингалове хеттских и Ингелене/Ингилена греческих и латинских записей, вероятно, расположенному недалеко от современного Эгиля . [17] Сравним с Нергалом и Аидом .
  • Торк Ангех – «Данный Ангелом». Правнук Айка. [18] Чудовищный и уродливый герой. Бросил массивные валуны, чтобы потопить вражеские корабли в Черном море . [19] Иногда приравнивается к Тору , Полифему и, возможно, Таркунне .
  • Аманор — «Податель новых плодов» (бог нового года Навасард ). Возможно, это был тот же бог, что и Ванатур, а мог и не быть. [20]
  • Ванатур . Ванатур, означающий «повелитель Вана » или «дающий убежище», был богом гостеприимства. Возможно, он был тем же богом, что и Аманор, а мог и не быть. [20] Позже приравнивался к Арамазду и Зевсу .
  • Нвард ( Классический армянский : Нуард) — супруга Ара. Сравнимо с Нане и Инанной (Иштар). Вероятно, превратилась в Анаит. [21]
  • Цовинар — «Нар моря», богиня вод и океана. Возможно, также богиня молний. Стала супругой Ваагна. [22] Возможно, связан с Инарой .
  • Анддайин Одж , «Бездонный Змей», живший в черных водах, окружающих мировое древо . [23]

Фонд [ править

Хотя точная связь между бронзового века царством Хаяса-Аззи и армянами неясна, многие ученые полагают, что связь существует (сравните Хаяса с армянскими эндонимами Айастан и Хай). О пантеоне Хаясан известно немногое, но некоторые имена сохранились в хеттских записях. В триаду могли входить Угур, Инанна и Таруму. [24]

  • Угур — главный бог пантеона Хаясан. Представлен в хеттских записях божественной идеограммой У.ГУР, которая отождествляется с шумерским богом Нергалом . Имя этого бога неизвестно, но, возможно, это был Ангел, Айк, Ар или вариант хаттского бога Шуликатте . Вероятно, отец Тереттитунниса и Таруму. Возможно, также был связан с семитским Эль ( Элькунирша по-хеттски). [25]
  • Инанна — супруга главного бога Хаясы. Как и ее муж, ее имя не сохранилось, но предполагается, что она была ранней формой Анаит и ассоциировалась с хеттским Асерту . [24]
  • Териттитуннис — возможно, ранняя форма имени Ваагн. Возможно, связано с греческим Тритоном . [26]
  • Таруму — шестой бог пантеона Хаясан. Возможно, связано с Тарху . [26]
  • Балтайк — возможно, богиня, связанная с западносемитским Баалат ( Астарта ), с вероятным армянским уменьшительным суффиксом -ик (такой, который присутствует в имени богини «Астɫик»). [26] С другой стороны, этимологически оно могло произойти от протоиндоевропейского *bʰel- (что означает «яркий») через форму *bʰel-to . [27]
  • Иззистан (?) - Предлагаемая реконструкция поврежденного имени «с/т-ан-ну-ус». Возможно, версия Хаттиана Эстана ( Эцци Эстан : «хороший Эстан»). [26]
  • Унаг-астуас или Унагастас — божество, упомянутое в договоре с хеттами, но с неизвестными качествами. Вероятно, этимологически связано с Аствацем (классический армянский язык: Астуас), именем, которое продолжает использоваться сегодня для обозначения Бога в армянском христианстве . Возможно, был формой субарского бога Астувану (Аступину), которого приравнивают к шумерскому Нергалу . [28]

Урартский [ править ]

Боги урартского пантеона в основном были заимствованы из хеттской и лувийской , хурритской , семитской и индоиранской религий.

  • Халди или Халди — главный бог Урарту. Аккадское греко - божество (с возможным армянским или армянским именем — сравните с Гелиосом ), не представленное в урартском пантеоне до правления Ишпуини . [29] Образовал триаду со своими сыновьями Артинисом и Тейшебой. [1] Приравнивается к Баалу и Митре/Михру. Иногда также связан с Айком.
  • Арубани — жена Халди. Богиня плодородия и искусства. Возможно, ранняя форма Анаит. [30]
  • Багварти или Багмашту (Багбарту) - жена Халди. Возможно, региональный вариант (армянского или индоиранского происхождения) Арубани или, возможно, совершенно другая богиня.
  • Тейспа или Тейшеба - бог грозы, сын Халди, вместе с которым он образовал ведущую триаду богов. Разновидность хурритского Тешуба . [1]
  • Шивини или Артинис — бог Солнца, сын Халди, вместе с которым он образовал ведущую триаду богов. [1] От протоиндоевропейского и хеттского бога Сиу (ср. с Зевсом, Деусом и др.). Артинис — армянская форма, буквально означающая «бог солнца» и, возможно, связанная с Ара.
  • Селарди (или Меларди ) — бог или богиня Луны. Возможно, сестра Артиниса (от армянского siela «сестра»; ardi «бог солнца»). [1] [31]
  • Сарис — Вероятно, искажение Иштар . [1]
  • Хуба — жена Феиспа. Версия Хебат .
  • Кеура - Возможно, бог земли.
  • Шебиту . Об этом боге мало что известно, но Руса III утверждал, что был его слугой.

Иранское влияние [ править ]

Зороастрийское влияние проникло в армянскую культуру во времена империи Ахеменидов , хотя обращение было неполным и синкретическим, а персы и армяне, похоже, никогда не идентифицировали себя друг с другом как единоверцы. [1] несмотря на то, что оба называют себя «поклонниками Mazda». [2]

  • Арамазд — родственник иранского Ахура Мазды (или Ормазда ), возможно, смешанный с Ара или Арамом. Глава пантеона, отождествляемый с Зевсом в интерпретации graeca , с которым он разделял множество титулов. [1] [2] Вместе с Анаит и Ваагном образовалась ведущая триада. [1] Приравнивается к Ванатуру, Араму и Ара, от которых он взял аспекты. Со временем положительные функции Баал Шамина были переняты Арамаздом. [2]
  • Анадатус — армянская форма зороастрийского Амеша Спента Амеретат . [1]
  • Анаит — родственница иранского Анахита . Вероятно, первоначально был связан с шумерской Инанной и вавилонской Анунит (Иштар, Астарта) до иранского присутствия в регионе. Богиня плодородия и рождения, дочь или жена Арамазда, Анаит также отождествляется с Артемидой и Афродитой . Храмы, посвященные Анаит, были созданы в Ани-Каммахе , Армавире , Арташате , Аштишате . Ани , вероятно, является производным или альтернативной формой Анаит.
  • Михр — родственник иранского Митры . Бог солнца и света, сын Арамазда , брат Анаит и Нане . Исторически, несмотря на его высокое место в пантеоне, поклонение Михру затмило Ваагна. [1] (действительно, поклонение Миру, судя по всему, дополняло поклонение Ваагну). [32] ), и о его поклонении мало что известно, кроме сходства с иранским Митрой и отсутствия митраистских мистерий . [1] и более поздние авторы отождествляли Михра с Гефестом Мовсес Хоренаци . [2] Его центр поклонения находился в Багахариче, [1] и храм Гарни был посвящен ему.
  • Оманос — армянская форма зороастрийского Воху Манах . [1]
  • Спандарамет — родственник иранского Спента Армаити , [1] [33] дочь Арамазда и хтоническая богиня плодородия, виноградников [1] и подземный мир. [33] Спандарамет был выбран переводчиками некоторых армянских Библий, чтобы передать значение Διόνυσος ) во 2 Маккавеям 6:7. Иногда называется Сандарамет [1] или Сантамарет [33] обозначая связь с преступным миром, уникальную для армянского богословия, даже в христианских писаниях. [1] Говорят, что в ее королевстве обитают злые духи, называемые Сантараметаканами . [34]
  • Тир или Тиур — родственник либо иранского Тира (или Тиштря ) , либо (через армянский « дпир » «писец») вавилонского Набу . В любом случае подвижный бог мудрости, письменности, культуры и науки; посланник богов [1] [2] [35] и психопомп . [2] [36] Отождествляется с греческим Аполлоном . [1] Роль Тира как психопомпа, возможно, была заимствована у лувийского бога грома Тархунды , чье имя использовалось для перевода имени месопотамского бога подземного мира Нергала . [2] Храм Тира находился недалеко от Арташата .
  • Ваагн – А «кадж» (храбрый). Этимологически происходит от иранского Веретрагна (через Вахрам -> Врам -> Вам + -агн ), однако армянский Ваагн имел мало общего со своим иранским тезкой. [37] Бог бури и убийца драконов, отождествляемый с греческим Гераклом . Эта идентификация прошла полный круг, когда армянские переводчики Библии использовали Ваагна для перевода Ἡρακλῆς во 2 Маккавеям 4:19. [1] Иногда его называют Цовеаном, особенно в роли бога морей. [22] Ваагн, возможно, первоначально был богом Хаясана Териттитунни. [38] перенявший некоторые черты хурро-урартского бога бури Тешуба / Тейшебы . Христианский фольклор впитал роль Ваагна как бога бури или погоды в архангела Гавриила . [2] В Дерике располагался центральный храм Ваагна.

Посталександрийские влияния

Монстры и духи [ править ]

Аралес на поле боя.
  • Аль - Ал - злой дух-карлик, который нападает на беременных женщин и крадет новорожденных детей. Его описывают как полуживотное-получеловек, его зубы сделаны из железа, а гвозди из латуни или меди. Обычно он носит остроконечную шляпу, покрытую колокольчиками, и может становиться невидимым. [41] [42]
  • Аралез - Аралезнер - Старейшие боги армянского пантеона, Аралез - собачьи существа (созданные по образцу Гампра ), обладающие способностями реанимировать павших воинов и воскрешать мертвых, зализывая раны.
  • Аждаак
  • Девы - Девы - это состоящие из воздуха духовные существа, происходящие из зороастрийской мифологии ( Дэвы ), и имеющие много общего с ангелами и демонами. Они обитают в каменистых местах и ​​руинах и обычно держатся особняком. [42]
  • Шахапет - Шахапет (Շահապետ), также называемый Хшатрапти, Шавод, Шойтрапаити, Шваз и Швод, обычно был дружелюбными духами-хранителями в армянской, славянской и персидской мифологии , которые обычно появлялись в форме змей. Они населяли дома, сады, поля, леса и кладбища, а также другие места. Тип Шваза был более земледельчески ориентирован, а Швод был хранителем домашнего очага. Швод, с которым хорошо обращаются, может наградить жителей дома золотом, но если с ним плохо обращаться, он может вызвать раздор и уйти. [42]
  • Нханг . Нханг был речным змеем-монстром, способным изменять форму, часто связанным с более традиционными армянскими драконами. Существо могло превратиться в тюленя или заманить мужчину, превратившись в женщину, а затем затащить и утопить жертву, чтобы выпить ее кровь. Слово «Нханг» иногда используется как общее обозначение морского чудовища в древнеармянской литературе. [42]
  • Пиатек — Пиатек — крупное млекопитающее, похожее на бескрылого грифона.
  • Вишап — дракон, тесно связанный с водой, похожий на Левиафана. Обычно его изображают в виде крылатой змеи или с сочетанием элементов разных животных. До иранского господства в Армении драконов, возможно, называли «гел». [43] Возможно, был связан с хурритским Улликумми и хеттским Иллуянкой . [43]

Герои и легендарные монархи [ править ]

Шамирам смотрит на труп Ара Прекрасного (картина Вардгеса Суренянца , 1899).

Эти фигуры в основном известны из постхристианских источников, но принадлежали к дохристианской мифологии. [40] Многие из них, по-видимому, происходят из протоиндоевропейской мифологии и религиозных традиций. Предполагается, что Айк, Ара и Арам изначально были божествами, возможно, из старейшего армянского пантеона. [44]

  • Ара Красивый , сын Арама. Красивый воин, убитый в войне против Семирамиды , в некоторых версиях возвращенный к жизни ее молитвами. Возможно, первоначально это была персонифицированная версия бога солнца Ара (Арева), вероятно, упомянутого на Двери Мехера урартской эпохи. [8]
  • Арам , убийца гиганта Барсамина , возможно, изначально бога войны, известного как Аремениус. [45] Отец Ара. Имя Арам, вероятно, армянское, произошедшее от протоиндоевропейского *rēmo- , что означает «черный». [46] Имя связано с индуистским Рамой . [а]
  • Айк , легендарный праотец армян , который возглавил успешное восстание против вавилонского царя по имени Бэл . [40] [48] Когда Бел и его армия преследовали Айка и его людей, Айк выпустил стрелу через поле битвы, убив Бела и отпугнув его войска. [48] Говорят, был гигантом. Возможно, изначально это был бог грома. [49] Приравнивается к Халди , Митре и Ориону . Имя Айк может происходить от протоиндоевропейского *poti- (господин, господин, патриарх). [50]
  • Карапет — дохристианский армянский мифологический персонаж, отождествляемый с Иоанном Крестителем после принятия армянами христианства. Карапета обычно изображают в виде блестящего длинноволосого бога-громовержца с пурпурной короной и крестом.
  • Нимрод , правнук Ноя и царь Сеннаара , Нимрод изображен в Библии одновременно как человек, обладающий властью на земле, и как могучий охотник.
  • Санасар и Багдасар , два брата, основали город Сасон , положив начало одноименному государству. Санасар считался родоначальником нескольких поколений героев Сассуна. Говорят, что их мать чудесным образом забеременела, выпив воду из некоего источника. [51]
  • Саргис — герой, связанный с дохристианскими мифами, позднее отождествляемый с христианскими святыми, носившими то же имя. Его изображают высоким, стройным и красивым рыцарем на белом коне. Саркис способен поднимать ветер, бури и метели и обращать их против врагов.
  • Шамирам , легендарная царица Неоассирийской империи , которая вела войну, чтобы заполучить Ара.
  • Ерваз и Ерванд ( классический армянский : Эруаз и Эруанд ), мифические близнецы, рожденные от женщины из династии Аршакидов в Армении , отличавшиеся огромными чертами лица и сверхчувствительностью.

Библиография [ править ]

  • Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN  9780941694810 .
  • Петросян, Армен (2007). «Государственный пантеон Великой Армении: древнейшие источники». Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 174–201. ISSN   1829-1376 .
  • Ахян, Степан (1982). «Ранняя история Армении и три индоевропейские функции». Обзор истории религий . 199 (3): 251–271. дои : 10.3406/rhr.1982.4670 .
  • Гельцер, Генрих (1896). «Об армянском учении о богах» . Отчеты о переговорах Королевского саксонского общества наук в Лейпциге : 99–148. OCLC   665221528 .

См. также [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ Армен Петросян утверждает, что и армянский Арам , и индийский Рама происходят из «общего» индоевропейского мифа о герое, имя которого означает черный ( PIE *h₂reh₁mo- ), побеждающем врага по имени «яркий, белый, серебряный» (PIE *h₂erg- ). [47]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «Армения (Ваник)» А.Х. Сейса , стр.793-4; «Армения (зороастрийская)» М.(ардироса). Г. Ананикян, стр.794-802; в Энциклопедии религии и этики , изд. Джеймс Гастингс , т. 1 , 1908 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рассел, Джеймс Р. (15 декабря 1986 г.). «АРМЕНИЯ И ИРАН iii. Армянская религия» . Энциклопедия Ираника . Проверено 3 июля 2014 г.
  3. ^ Геруни, Пэрис М. (2004). Армяне и древняя Армения: археоастрономия, лингвистика, древнейшая история . Издательство Тигран Мец. п. 127. ИСБН  9789994101016 .
  4. ^ Беттигер, Луи Анджело (1918). Армянские легенды и праздники . Университет Миннесоты.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэри Бойс. Зороастрийцы: их религиозные верования и практики Psychology Press, 2001 г. ISBN   0415239028 стр. 84
  6. ^ Ананикян, Мардирос Харотион (1925). Армянская [мифология] . Археологический институт Америки: Компания Маршалла Джонса.
  7. ^ Мартиросян, Грач Происхождение и историческое развитие армянского языка (2014). стр. 13.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кембриджская древняя история: III Часть 1: Предыстория Балкан, Ближнего Востока и Эгейского мира, десятый-восьмой века до нашей эры. Издательство Кембриджского университета. 1971. с. 335.
  9. ^ Хульд, Мартин Э. (1986). «Прото- и постиндоевропейские обозначения слова «Солнце». ". Журнал сравнительных языковых исследований . 99 (2): 194–202. JSTOR   40848835 . . Доступ 8 дек. 2022.
  10. ^ Олсен, Биргит Аннете. Существительное в библейском армянском языке. Происхождение и словообразование с особым упором на индоевропейское наследие . Берлин, Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер, 1999. с. 109. ISBN   9783110801989 .
  11. ^ Мартиросян, Грач. Этимологический словарь армянской унаследованной лексики . Лейден, Нидерланды: Брилл, 23 ноября 2009 г., стр. 136–137. дои : 10.1163/9789047426837
  12. ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса (2002). стр. 68.
  13. ^ Мартиросян, Грач. Происхождение и историческое развитие армянского языка (2014).
  14. ^ Мартиросян, Грач. Этимологический словарь армянской унаследованной лексики . Лейден, Нидерланды: Брилл, 23 ноября 2009 г., стр. 54–56. дои: https://doi.org/10.1163/9789047426837
  15. ^ Мартиросян, Грач, Армянский теоним индоевропейского происхождения: Айг «Богиня рассвета» . В: Арамадз: Армянский журнал ближневосточных исследований (2014). стр. 219-224.
  16. ^ Петросян, Армен, индоевропейский *вел- в армянской мифологии . В: Журнал индоевропейских исследований (2016). стр. 132.
  17. ^ Марчак, Михал (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три Регны Миноры Северной Месопотамии между Востоком и Западом . БРИЛЛ. стр. 43–4. ISBN  978-90-04-35072-4 .
  18. ^ Петросян, Армен, индоевропейский *вел- в армянской мифологии . В: Журнал индоевропейских исследований (2016). стр. 132.
  19. ^ Петросян, Армен. Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса (2002), стр. 29.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мовсес Хоренаци ; Томсон, Роберт В. (1976). История армян . СУНИ Пресс. п. 493. ИСБН  978-0-87395-323-8 .
  21. ^ Кавукджян, Мартирос Армения, Субарту и Шумер [1] Монреаль. (1987) стр. 71-72.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ваагн» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Infobase, 2009. стр.991.
  23. ^ Мартиросян, Грач (2018). «Армянский Анддайин Одж и ведический Ахи-Будхня-«Бездонный змей» ». Фарна: Индоиранские и индоевропейские исследования : 191–197.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [2] (2002), стр. 130.
  25. ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [3] (2002), стр. 128-131.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [4] (2002), стр. 106.
  27. ^ Матиосян, Вартан (2009). «Аззи-Хаяса на Черном море? Еще одна загадка армянского происхождения». В: Ованнисян, Ричард Г. (ред.). Армянский Понт: Трапезундско-Черноморские общины. Серия Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по истории и культуре Армении. п. 77.
  28. ^ Кавукджян, Мартирос Армения, Субарту и Шумер [5] Монреаль. (1987) стр. 136
  29. ^ Зиманский, Пол (2012). «Представляя Халди» . Истории давно минувших дней: Festschrift для Майкла Роуфа : 714.
  30. ^ Пиотровский, Борис Б. (1969) Древняя цивилизация Урарту: археологическое приключение. Книжная компания Коулз. ISBN   9780214667930
  31. ^ Ерванд Грекян. «Урартская государственная мифология». Ереванский институт археологии и этнографии. 2018. с. 34. https://www.researchgate.net/publication/351107801_Biaynili-Owrartu_Astvacner_tacarner_pastamunk_BIAINILI-URARTU_GODS_TEMPLES_CULTS
  32. ^ «Михр» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Infobase, 2009. стр.671
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Сантамарет» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Информационная база, 2009. стр.861.
  34. ^ Коултер, Чарльз Рассел. Тернер, Патрисия. «Энциклопедия древних божеств» McFarland & Co., Routledge, 2012; стр. 438.
  35. ^ Геруни, Париж (2004). Армяне и Старая Армения . Ереван. стр. 8, 133. ISBN.  9789994101016 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. ^ «Тиур (Тур)» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Информационная база, 2009. стр.959
  37. ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [6] (2002), стр. 36.
  38. ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [7] (2002), стр. 41.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Нане (Ханеа)» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Информационная база, 2009. стр.703.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Армянская мифология» в «Оксфордском справочнике мировой мифологии » Дэвида Лиминга, Oxford University Press, 17 ноября 2005 г., стр.29
  41. ^ История Армении Ваана М. Куркджяна.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Глава 11. Армянская мифология» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 г.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петросян, Армен, индоевропейский *вел- в армянской мифологии Журнал индоевропейских исследований. [8] (2016). стр. 134-135.
  44. ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [9] (2002), стр. 57.
  45. ^ «Арам» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Infobase, 2009. стр.96
  46. ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [10] (2002), стр. 73.
  47. ^ Петросян, Армен. « Армяно-индийские эпические параллели ». В: Журнал индоевропейских исследований (JIES). Том 45, номера 1 и 2, весна/лето 2017 г., стр. 174, 178–180 и сноска №. 4.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Айк» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Информационная база, 2009. стр. 452.
  49. ^ Петросян, Арменские проблемы армянской предыстории. Миф, язык, история [11] (2009), стр. 7, 12.
  50. ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [12] (2002), стр. 58.
  51. ^ Хугасиан-Вилла, Сьюзи. 100 армянских сказок и их фольклорное значение . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. 1966. с. 506.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a6dc9d9129500abe17f53e949be5b72__1719261180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/72/8a6dc9d9129500abe17f53e949be5b72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenian mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)