Армянская мифология
Армянская мифология | |
---|---|
Часть серии о |
Культура Армении |
---|
История |
Люди |
Языки |
Мифология |
Кухня |
Армянская мифология возникла в древних индоевропейских традициях, особенно в протоармянских , и постепенно включила в себя хурро - урартские , месопотамские , иранские и греческие верования и божества. [1] [2]
Формирование армянской мифологии [ править ]
Пантеон армянских богов, которому первоначально поклонялись протоармяне , унаследовал свои существенные элементы от религиозных верований и мифологий протоиндоевропейцев и народов Армянского нагорья . Историки выделяют значительную часть слов индоевропейского языка , которые использовались в армянских языческих обрядах. Считается, что древнейшие культы поклонялись создателю по имени Ар. [3] [ ненадежный источник? ] (или, возможно, Ара), воплощенный в виде солнца (Арев или Арег); древние армяне называли себя «детьми солнца». К наиболее древним видам поклонения индоевропейского происхождения относятся также культы орлов, львов и неба. [4]
После установления иранского господства в Армении в I тысячелетии до нашей эры зороастризм оказал большое влияние на армянскую религию. До позднепарфянского периода на армянских землях придерживалась синкретической формы маздеизма, смешавшей иранские религиозные представления с традиционными армянскими верованиями. [5] Например, верховный бог армянского пантеона Ванатур позже был заменен Арамаздом ( парфянская форма Ахура Мазды ). [5] Однако армянская версия Арамазда сохранила многие исконно армянские аспекты. Точно так же традиционная армянская богиня плодородия Нар была заменена Анаит , которая, возможно, произошла от персидской Анахиты , хотя армянская богиня полностью отличалась от своего иранского аналога.
В эпоху эллинизма (3-1 века до н. э.) древнеармянские божества отождествлялись с древнегреческими божествами: Арамазд с Зевсом , Анаит с Артемидой , Ваагн с Гераклом , Астлик с Афродитой , Нане с Афиной , Михр с Гефестом , Тир с Аполлоном .
После формального принятия христианства в 4 веке нашей эры, столкнувшись с многочисленными гонениями, древние мифы и верования стали более тесно соответствовать христианским верованиям. [6] Библейские персонажи взяли на себя функции архаичных богов и духов. Например, Иоанн Креститель унаследовал некоторые черты Ваагна и Тира, а архангел Гавриил взял на себя элементы Ваагна.
Основные сведения об армянских языческих традициях сохранились в трудах древнегреческих авторов, таких как Платон , Геродот , Ксенофонт и Страбон , византийского учёного Прокопия Кесарийского, а также средневековых армянских писателей, таких как Мовсес Хоренаци , Агафангел , Езник Кольбский , Себеос , и Анания Ширакаци , а также в устных народных традициях.
Пантеон [ править ]
Пантеон дохристианской Армении менялся на протяжении веков. Первоначально исконно армянский по своей природе пантеон был модифицирован под влиянием хурро - урартских , семитских , иранских и греческих влияний.
Одним из общих мотивов, охватывающих многие или все языческие армянские пантеоны, была вера в правящую триаду верховных богов, обычно состоящую из главного бога-творца, его сына бога-громовержца и богини-матери.
Ранний армянский [ править ]
Считается, что эти боги были коренными армянскими богами, которым поклонялись в самые ранние эпохи армянской истории ( протоармянские ). Считается, что многие, если не все, из них произошли от протоиндоевропейской религии . Вероятно также влияние местных верований Армянского нагорья .
- Арег (Арев) или Ар , бог Солнца, сравнимый с месопотамским Уту . [7] Вероятно, также известный как Ара или превратившийся в него. Этот бог, вероятно, упоминался на Двери Мехера урартской эпохи (как Ара или Арваа). [8] Лингвисты Мартин Э. Хульд и Биргит Анетт Олсен утверждают, что слово arew является родственным индийскому имени Рави , которое также означает «солнце». [9] [10] Эта этимологическая связь, утверждает Г. Мартиросян, указывает на унаследованное армяно-арийское поэтическое выражение. [11]
- Астлик , [12] родственник месопотамской богини Инанны , отождествляемой с Венерой . Богиня плодородия и супруга Ваагна , разделившая с ним храм в городе Аштишат . [1] Праздник Вардавар изначально был в честь Астик. Имя «Астɫик» происходит от слова astɫ «звезда» от протоиндоевропейского *h₂stḗr плюс армянского уменьшительного суффикса -ik . [13]
- Айг , богиня зари. [14] [15]
- Ангел - «Невидимый» (буквально: «невидимый»), бог подземного мира. [16] Главный храм Ангела находился в Ангел-туне (Доме Ангела), что, возможно, соответствовало Ингалове хеттских и Ингелене/Ингилена греческих и латинских записей, вероятно, расположенному недалеко от современного Эгиля . [17] Сравним с Нергалом и Аидом .
- Торк Ангех – «Данный Ангелом». Правнук Айка. [18] Чудовищный и уродливый герой. Бросил массивные валуны, чтобы потопить вражеские корабли в Черном море . [19] Иногда приравнивается к Тору , Полифему и, возможно, Таркунне .
- Аманор — «Податель новых плодов» (бог нового года Навасард ). Возможно, это был тот же бог, что и Ванатур, а мог и не быть. [20]
- Ванатур . Ванатур, означающий «повелитель Вана » или «дающий убежище», был богом гостеприимства. Возможно, он был тем же богом, что и Аманор, а мог и не быть. [20] Позже приравнивался к Арамазду и Зевсу .
- Нвард ( Классический армянский : Нуард) — супруга Ара. Сравнимо с Нане и Инанной (Иштар). Вероятно, превратилась в Анаит. [21]
- Цовинар — «Нар моря», богиня вод и океана. Возможно, также богиня молний. Стала супругой Ваагна. [22] Возможно, связан с Инарой .
- Анддайин Одж , «Бездонный Змей», живший в черных водах, окружающих мировое древо . [23]
Фонд [ править
Мифология |
---|
Хотя точная связь между бронзового века царством Хаяса-Аззи и армянами неясна, многие ученые полагают, что связь существует (сравните Хаяса с армянскими эндонимами Айастан и Хай). О пантеоне Хаясан известно немногое, но некоторые имена сохранились в хеттских записях. В триаду могли входить Угур, Инанна и Таруму. [24]
- Угур — главный бог пантеона Хаясан. Представлен в хеттских записях божественной идеограммой У.ГУР, которая отождествляется с шумерским богом Нергалом . Имя этого бога неизвестно, но, возможно, это был Ангел, Айк, Ар или вариант хаттского бога Шуликатте . Вероятно, отец Тереттитунниса и Таруму. Возможно, также был связан с семитским Эль ( Элькунирша по-хеттски). [25]
- Инанна — супруга главного бога Хаясы. Как и ее муж, ее имя не сохранилось, но предполагается, что она была ранней формой Анаит и ассоциировалась с хеттским Асерту . [24]
- Териттитуннис — возможно, ранняя форма имени Ваагн. Возможно, связано с греческим Тритоном . [26]
- Таруму — шестой бог пантеона Хаясан. Возможно, связано с Тарху . [26]
- Балтайк — возможно, богиня, связанная с западносемитским Баалат ( Астарта ), с вероятным армянским уменьшительным суффиксом -ик (такой, который присутствует в имени богини «Астɫик»). [26] С другой стороны, этимологически оно могло произойти от протоиндоевропейского *bʰel- (что означает «яркий») через форму *bʰel-to . [27]
- Иззистан (?) - Предлагаемая реконструкция поврежденного имени «с/т-ан-ну-ус». Возможно, версия Хаттиана Эстана ( Эцци Эстан : «хороший Эстан»). [26]
- Унаг-астуас или Унагастас — божество, упомянутое в договоре с хеттами, но с неизвестными качествами. Вероятно, этимологически связано с Аствацем (классический армянский язык: Астуас), именем, которое продолжает использоваться сегодня для обозначения Бога в армянском христианстве . Возможно, был формой субарского бога Астувану (Аступину), которого приравнивают к шумерскому Нергалу . [28]
Урартский [ править ]
Боги урартского пантеона в основном были заимствованы из хеттской и лувийской , хурритской , семитской и индоиранской религий.
- Халди или Халди — главный бог Урарту. Аккадское греко - божество (с возможным армянским или армянским именем — сравните с Гелиосом ), не представленное в урартском пантеоне до правления Ишпуини . [29] Образовал триаду со своими сыновьями Артинисом и Тейшебой. [1] Приравнивается к Баалу и Митре/Михру. Иногда также связан с Айком.
- Арубани — жена Халди. Богиня плодородия и искусства. Возможно, ранняя форма Анаит. [30]
- Багварти или Багмашту (Багбарту) - жена Халди. Возможно, региональный вариант (армянского или индоиранского происхождения) Арубани или, возможно, совершенно другая богиня.
- Тейспа или Тейшеба - бог грозы, сын Халди, вместе с которым он образовал ведущую триаду богов. Разновидность хурритского Тешуба . [1]
- Шивини или Артинис — бог Солнца, сын Халди, вместе с которым он образовал ведущую триаду богов. [1] От протоиндоевропейского и хеттского бога Сиу (ср. с Зевсом, Деусом и др.). Артинис — армянская форма, буквально означающая «бог солнца» и, возможно, связанная с Ара.
- Селарди (или Меларди ) — бог или богиня Луны. Возможно, сестра Артиниса (от армянского siela «сестра»; ardi «бог солнца»). [1] [31]
- Сарис — Вероятно, искажение Иштар . [1]
- Хуба — жена Феиспа. Версия Хебат .
- Кеура - Возможно, бог земли.
- Шебиту . Об этом боге мало что известно, но Руса III утверждал, что был его слугой.
Иранское влияние [ править ]
Зороастрийское влияние проникло в армянскую культуру во времена империи Ахеменидов , хотя обращение было неполным и синкретическим, а персы и армяне, похоже, никогда не идентифицировали себя друг с другом как единоверцы. [1] несмотря на то, что оба называют себя «поклонниками Mazda». [2]
- Арамазд — родственник иранского Ахура Мазды (или Ормазда ), возможно, смешанный с Ара или Арамом. Глава пантеона, отождествляемый с Зевсом в интерпретации graeca , с которым он разделял множество титулов. [1] [2] Вместе с Анаит и Ваагном образовалась ведущая триада. [1] Приравнивается к Ванатуру, Араму и Ара, от которых он взял аспекты. Со временем положительные функции Баал Шамина были переняты Арамаздом. [2]
- Анадатус — армянская форма зороастрийского Амеша Спента Амеретат . [1]
- Анаит — родственница иранского Анахита . Вероятно, первоначально был связан с шумерской Инанной и вавилонской Анунит (Иштар, Астарта) до иранского присутствия в регионе. Богиня плодородия и рождения, дочь или жена Арамазда, Анаит также отождествляется с Артемидой и Афродитой . Храмы, посвященные Анаит, были созданы в Ани-Каммахе , Армавире , Арташате , Аштишате . Ани , вероятно, является производным или альтернативной формой Анаит.
- Михр — родственник иранского Митры . Бог солнца и света, сын Арамазда , брат Анаит и Нане . Исторически, несмотря на его высокое место в пантеоне, поклонение Михру затмило Ваагна. [1] (действительно, поклонение Миру, судя по всему, дополняло поклонение Ваагну). [32] ), и о его поклонении мало что известно, кроме сходства с иранским Митрой и отсутствия митраистских мистерий . [1] и более поздние авторы отождествляли Михра с Гефестом Мовсес Хоренаци . [2] Его центр поклонения находился в Багахариче, [1] и храм Гарни был посвящен ему.
- Оманос — армянская форма зороастрийского Воху Манах . [1]
- Спандарамет — родственник иранского Спента Армаити , [1] [33] дочь Арамазда и хтоническая богиня плодородия, виноградников [1] и подземный мир. [33] Спандарамет был выбран переводчиками некоторых армянских Библий, чтобы передать значение Διόνυσος ) во 2 Маккавеям 6:7. Иногда называется Сандарамет [1] или Сантамарет [33] обозначая связь с преступным миром, уникальную для армянского богословия, даже в христианских писаниях. [1] Говорят, что в ее королевстве обитают злые духи, называемые Сантараметаканами . [34]
- Тир или Тиур — родственник либо иранского Тира (или Тиштря ) , либо (через армянский « дпир » «писец») вавилонского Набу . В любом случае подвижный бог мудрости, письменности, культуры и науки; посланник богов [1] [2] [35] и психопомп . [2] [36] Отождествляется с греческим Аполлоном . [1] Роль Тира как психопомпа, возможно, была заимствована у лувийского бога грома Тархунды , чье имя использовалось для перевода имени месопотамского бога подземного мира Нергала . [2] Храм Тира находился недалеко от Арташата .
- Ваагн – А «кадж» (храбрый). Этимологически происходит от иранского Веретрагна (через Вахрам -> Врам -> Вам + -агн ), однако армянский Ваагн имел мало общего со своим иранским тезкой. [37] Бог бури и убийца драконов, отождествляемый с греческим Гераклом . Эта идентификация прошла полный круг, когда армянские переводчики Библии использовали Ваагна для перевода Ἡρακλῆς во 2 Маккавеям 4:19. [1] Иногда его называют Цовеаном, особенно в роли бога морей. [22] Ваагн, возможно, первоначально был богом Хаясана Териттитунни. [38] перенявший некоторые черты хурро-урартского бога бури Тешуба / Тейшебы . Христианский фольклор впитал роль Ваагна как бога бури или погоды в архангела Гавриила . [2] В Дерике располагался центральный храм Ваагна.
Посталександрийские влияния
- Барсамин — бог неба и погоды, происходящий от семитского бога Баал-Шамина . [1]
- Нане - родственник эламского Нане (через вавилонское Наня ), [1] [39] также ассимилируя аспекты Фригийской Кибелы . [40] Дочь Арамазда, сестра Анаит и Мира. Богиня материнства, войны и мудрости. Отождествляется с Афиной . [39] Ее культ был связан с Анаит , оба их храма располагались недалеко друг от друга в Гаваре .
Монстры и духи [ править ]
- Аль - Ал - злой дух-карлик, который нападает на беременных женщин и крадет новорожденных детей. Его описывают как полуживотное-получеловек, его зубы сделаны из железа, а гвозди из латуни или меди. Обычно он носит остроконечную шляпу, покрытую колокольчиками, и может становиться невидимым. [41] [42]
- Аралез - Аралезнер - Старейшие боги армянского пантеона, Аралез - собачьи существа (созданные по образцу Гампра ), обладающие способностями реанимировать павших воинов и воскрешать мертвых, зализывая раны.
- Аждаак
- Девы - Девы - это состоящие из воздуха духовные существа, происходящие из зороастрийской мифологии ( Дэвы ), и имеющие много общего с ангелами и демонами. Они обитают в каменистых местах и руинах и обычно держатся особняком. [42]
- Шахапет - Шахапет (Շահապետ), также называемый Хшатрапти, Шавод, Шойтрапаити, Шваз и Швод, обычно был дружелюбными духами-хранителями в армянской, славянской и персидской мифологии , которые обычно появлялись в форме змей. Они населяли дома, сады, поля, леса и кладбища, а также другие места. Тип Шваза был более земледельчески ориентирован, а Швод был хранителем домашнего очага. Швод, с которым хорошо обращаются, может наградить жителей дома золотом, но если с ним плохо обращаться, он может вызвать раздор и уйти. [42]
- Нханг . Нханг был речным змеем-монстром, способным изменять форму, часто связанным с более традиционными армянскими драконами. Существо могло превратиться в тюленя или заманить мужчину, превратившись в женщину, а затем затащить и утопить жертву, чтобы выпить ее кровь. Слово «Нханг» иногда используется как общее обозначение морского чудовища в древнеармянской литературе. [42]
- Пиатек — Пиатек — крупное млекопитающее, похожее на бескрылого грифона.
- Вишап — дракон, тесно связанный с водой, похожий на Левиафана. Обычно его изображают в виде крылатой змеи или с сочетанием элементов разных животных. До иранского господства в Армении драконов, возможно, называли «гел». [43] Возможно, был связан с хурритским Улликумми и хеттским Иллуянкой . [43]
Герои и легендарные монархи [ править ]
Эти фигуры в основном известны из постхристианских источников, но принадлежали к дохристианской мифологии. [40] Многие из них, по-видимому, происходят из протоиндоевропейской мифологии и религиозных традиций. Предполагается, что Айк, Ара и Арам изначально были божествами, возможно, из старейшего армянского пантеона. [44]
- Ара Красивый , сын Арама. Красивый воин, убитый в войне против Семирамиды , в некоторых версиях возвращенный к жизни ее молитвами. Возможно, первоначально это была персонифицированная версия бога солнца Ара (Арева), вероятно, упомянутого на Двери Мехера урартской эпохи. [8]
- Арам , убийца гиганта Барсамина , возможно, изначально бога войны, известного как Аремениус. [45] Отец Ара. Имя Арам, вероятно, армянское, произошедшее от протоиндоевропейского *rēmo- , что означает «черный». [46] Имя связано с индуистским Рамой . [а]
- Айк , легендарный праотец армян , который возглавил успешное восстание против вавилонского царя по имени Бэл . [40] [48] Когда Бел и его армия преследовали Айка и его людей, Айк выпустил стрелу через поле битвы, убив Бела и отпугнув его войска. [48] Говорят, был гигантом. Возможно, изначально это был бог грома. [49] Приравнивается к Халди , Митре и Ориону . Имя Айк может происходить от протоиндоевропейского *poti- (господин, господин, патриарх). [50]
- Карапет — дохристианский армянский мифологический персонаж, отождествляемый с Иоанном Крестителем после принятия армянами христианства. Карапета обычно изображают в виде блестящего длинноволосого бога-громовержца с пурпурной короной и крестом.
- Нимрод , правнук Ноя и царь Сеннаара , Нимрод изображен в Библии одновременно как человек, обладающий властью на земле, и как могучий охотник.
- Санасар и Багдасар , два брата, основали город Сасон , положив начало одноименному государству. Санасар считался родоначальником нескольких поколений героев Сассуна. Говорят, что их мать чудесным образом забеременела, выпив воду из некоего источника. [51]
- Саргис — герой, связанный с дохристианскими мифами, позднее отождествляемый с христианскими святыми, носившими то же имя. Его изображают высоким, стройным и красивым рыцарем на белом коне. Саркис способен поднимать ветер, бури и метели и обращать их против врагов.
- Шамирам , легендарная царица Неоассирийской империи , которая вела войну, чтобы заполучить Ара.
- Ерваз и Ерванд ( классический армянский : Эруаз и Эруанд ), мифические близнецы, рожденные от женщины из династии Аршакидов в Армении , отличавшиеся огромными чертами лица и сверхчувствительностью.
Библиография [ править ]
- Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- Петросян, Армен (2007). «Государственный пантеон Великой Армении: древнейшие источники». Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 174–201. ISSN 1829-1376 .
- Ахян, Степан (1982). «Ранняя история Армении и три индоевропейские функции». Обзор истории религий . 199 (3): 251–271. дои : 10.3406/rhr.1982.4670 .
- Гельцер, Генрих (1896). «Об армянском учении о богах» . Отчеты о переговорах Королевского саксонского общества наук в Лейпциге : 99–148. OCLC 665221528 .
См. также [ править ]
- Протоиндоевропейская мифология
- Хеттская мифология и религия
- Зороастризм в Армении
- Индуизм в Армении
- Персидская мифология
- Златоголовая рыба
- История Зулвизии
Сноски [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «Армения (Ваник)» А.Х. Сейса , стр.793-4; «Армения (зороастрийская)» М.(ардироса). Г. Ананикян, стр.794-802; в Энциклопедии религии и этики , изд. Джеймс Гастингс , т. 1 , 1908 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рассел, Джеймс Р. (15 декабря 1986 г.). «АРМЕНИЯ И ИРАН iii. Армянская религия» . Энциклопедия Ираника . Проверено 3 июля 2014 г.
- ^ Геруни, Пэрис М. (2004). Армяне и древняя Армения: археоастрономия, лингвистика, древнейшая история . Издательство Тигран Мец. п. 127. ИСБН 9789994101016 .
- ^ Беттигер, Луи Анджело (1918). Армянские легенды и праздники . Университет Миннесоты.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэри Бойс. Зороастрийцы: их религиозные верования и практики Psychology Press, 2001 г. ISBN 0415239028 стр. 84
- ^ Ананикян, Мардирос Харотион (1925). Армянская [мифология] . Археологический институт Америки: Компания Маршалла Джонса.
- ^ Мартиросян, Грач Происхождение и историческое развитие армянского языка (2014). стр. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кембриджская древняя история: III Часть 1: Предыстория Балкан, Ближнего Востока и Эгейского мира, десятый-восьмой века до нашей эры. Издательство Кембриджского университета. 1971. с. 335.
- ^ Хульд, Мартин Э. (1986). «Прото- и постиндоевропейские обозначения слова «Солнце». ". Журнал сравнительных языковых исследований . 99 (2): 194–202. JSTOR 40848835 . . Доступ 8 дек. 2022.
- ^ Олсен, Биргит Аннете. Существительное в библейском армянском языке. Происхождение и словообразование с особым упором на индоевропейское наследие . Берлин, Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер, 1999. с. 109. ISBN 9783110801989 .
- ^ Мартиросян, Грач. Этимологический словарь армянской унаследованной лексики . Лейден, Нидерланды: Брилл, 23 ноября 2009 г., стр. 136–137. дои : 10.1163/9789047426837
- ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса (2002). стр. 68.
- ^ Мартиросян, Грач. Происхождение и историческое развитие армянского языка (2014).
- ^ Мартиросян, Грач. Этимологический словарь армянской унаследованной лексики . Лейден, Нидерланды: Брилл, 23 ноября 2009 г., стр. 54–56. дои: https://doi.org/10.1163/9789047426837
- ^ Мартиросян, Грач, Армянский теоним индоевропейского происхождения: Айг «Богиня рассвета» . В: Арамадз: Армянский журнал ближневосточных исследований (2014). стр. 219-224.
- ^ Петросян, Армен, индоевропейский *вел- в армянской мифологии . В: Журнал индоевропейских исследований (2016). стр. 132.
- ^ Марчак, Михал (2017). Софена, Гордиена и Адиабена: три Регны Миноры Северной Месопотамии между Востоком и Западом . БРИЛЛ. стр. 43–4. ISBN 978-90-04-35072-4 .
- ^ Петросян, Армен, индоевропейский *вел- в армянской мифологии . В: Журнал индоевропейских исследований (2016). стр. 132.
- ^ Петросян, Армен. Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса (2002), стр. 29.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мовсес Хоренаци ; Томсон, Роберт В. (1976). История армян . СУНИ Пресс. п. 493. ИСБН 978-0-87395-323-8 .
- ^ Кавукджян, Мартирос Армения, Субарту и Шумер [1] Монреаль. (1987) стр. 71-72.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Ваагн» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Infobase, 2009. стр.991.
- ^ Мартиросян, Грач (2018). «Армянский Анддайин Одж и ведический Ахи-Будхня-«Бездонный змей» ». Фарна: Индоиранские и индоевропейские исследования : 191–197.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [2] (2002), стр. 130.
- ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [3] (2002), стр. 128-131.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [4] (2002), стр. 106.
- ^ Матиосян, Вартан (2009). «Аззи-Хаяса на Черном море? Еще одна загадка армянского происхождения». В: Ованнисян, Ричард Г. (ред.). Армянский Понт: Трапезундско-Черноморские общины. Серия Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по истории и культуре Армении. п. 77.
- ^ Кавукджян, Мартирос Армения, Субарту и Шумер [5] Монреаль. (1987) стр. 136
- ^ Зиманский, Пол (2012). «Представляя Халди» . Истории давно минувших дней: Festschrift для Майкла Роуфа : 714.
- ^ Пиотровский, Борис Б. (1969) Древняя цивилизация Урарту: археологическое приключение. Книжная компания Коулз. ISBN 9780214667930
- ^ Ерванд Грекян. «Урартская государственная мифология». Ереванский институт археологии и этнографии. 2018. с. 34. https://www.researchgate.net/publication/351107801_Biaynili-Owrartu_Astvacner_tacarner_pastamunk_BIAINILI-URARTU_GODS_TEMPLES_CULTS
- ^ «Михр» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Infobase, 2009. стр.671
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Сантамарет» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Информационная база, 2009. стр.861.
- ^ Коултер, Чарльз Рассел. Тернер, Патрисия. «Энциклопедия древних божеств» McFarland & Co., Routledge, 2012; стр. 438.
- ^ Геруни, Париж (2004). Армяне и Старая Армения . Ереван. стр. 8, 133. ISBN. 9789994101016 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Тиур (Тур)» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Информационная база, 2009. стр.959
- ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [6] (2002), стр. 36.
- ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [7] (2002), стр. 41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Нане (Ханеа)» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Информационная база, 2009. стр.703.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Армянская мифология» в «Оксфордском справочнике мировой мифологии » Дэвида Лиминга, Oxford University Press, 17 ноября 2005 г., стр.29
- ^ История Армении Ваана М. Куркджяна.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Глава 11. Армянская мифология» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петросян, Армен, индоевропейский *вел- в армянской мифологии Журнал индоевропейских исследований. [8] (2016). стр. 134-135.
- ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [9] (2002), стр. 57.
- ^ «Арам» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Infobase, 2009. стр.96
- ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [10] (2002), стр. 73.
- ^ Петросян, Армен. « Армяно-индийские эпические параллели ». В: Журнал индоевропейских исследований (JIES). Том 45, номера 1 и 2, весна/лето 2017 г., стр. 174, 178–180 и сноска №. 4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Айк» в «Фактах о файловой энциклопедии мировой мифологии и легенд», третье издание , Энтони Меркананте и Джеймс Доу, Информационная база, 2009. стр. 452.
- ^ Петросян, Арменские проблемы армянской предыстории. Миф, язык, история [11] (2009), стр. 7, 12.
- ^ Петросян, Армен Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса [12] (2002), стр. 58.
- ^ Хугасиан-Вилла, Сьюзи. 100 армянских сказок и их фольклорное значение . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. 1966. с. 506.