Традиционные религии Сабахана
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
Момолианство — система верований народа Кадазан-Дусун в штате Сабах .
Момолианство утверждает, что земля — это дар творца, земля — это центр вселенной и что земля соединяет их с прошлым, настоящим и будущим. Эта система верований, унаследованная от их предков, была передана через бобохизанских ( Кадазан термин ) или боболианских ( термин Дусун ) жриц.
Источник
[ редактировать ]Момолианство берет свое начало во взаимодействии первых предков с природной и духовной средой Нунук Раганга , легендарной прародины Кадазан -Дусун . Эта система верований была неотъемлемой частью жизни Кадазан-Дусун до появления организованной религии .
Центральное место в момолианстве занимает вера в то, что Кадазан-Дусун живут в среде, состоящей из «видимого материального мира» ( Помогунан Тулун ) и «невидимого духовного мира» ( Помогунан Тосунду ). Последователи считали, что очень важно обеспечить непрерывность баланса и порядка между природной и духовной средой. [1] [ нужна проверка ] Некоторые ученые приравняли бы это к анимизму .
Основное убеждение
[ редактировать ]Божества
[ редактировать ]Момолианство обычно считает, что божества Киноинган и Сумунду играют взаимодополняющую роль в создании мира и всего его содержимого. [2] Однако, по мнению Тан Шри Германа Лупинга, имя Бога-Творца в Кадазандусуне — Минамангун , тогда как Киноинган в этом смысле был введен католическими миссионерами. Для него Киноинган относится к легендарному первому мужчине, существовавшему вместе со своей коллегой-женщиной Суминунду. [3]
Связь с духовным миром
[ редактировать ]В момолианстве жители духовного мира и мира риниба (человеческого) всегда пытаются общаться друг с другом. Для облегчения общения был создан боболиан. Боболиан — женщина, обладающая особыми дарами и способностями, которые позволяют ей общаться со своими собратьями в духовном мире. Эти двойники духовного мира называются сусукуон или «эталонным духовным существом». Способность боболианцев и сусукуон общаться друг с другом описывается как ких гимбаран или осунду (обладание духовной силой). Когда сообщество сталкивается с кризисом, боболиан дает ему духовное руководство со стороны сусукуона.
Чтобы инициировать общение с сусукуоном , боболиан должен сначала одарить духа дарами. Эти дары включают в себя готовую еду (вареное куриное мясо и яйцо) и напитки (ферментированный сладкий тапай / лихинг ).
Сусукуон также может контактировать с обычными людьми посредством органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса. Например, человек, идущий по дороге, может быть предупрежден сусукуоном о надвигающейся опасности. Это предупреждение могло принять форму крика птицы локиу ( дятла ) или лонтуги ( гигантской многоножки ), сидящей посреди дороги. Предупрежденный таким образом, человек разворачивался и уходил обратно. Эта практика называется кокопио-он .
Преступление и наказание
[ редактировать ]Согласно момолианству, мир риниба был создан Кинорохинганом (богом), могущественным духом, живущим на Либабу (небесах). Кинорохинган ожидает, что люди будут следовать пантангу (правилам) и адату (обычаям) и избегать таких грехов, как сумбанг (брак между членами семьи), прелюбодеяние, мониндаат (убийство других людей с помощью черной магии ). Это нарушения баланса между ринибой и духовными мирами.
Момолианство утверждает, что с сообществом произойдут плохие вещи, если оно не накажет преступника. Вместо этого Кинорохинган накажет всех инфекционными заболеваниями , стихийными бедствиями и неурожаями .
Чтобы предотвратить это коллективное наказание , вождь деревни/клана/племени ( Молохингон ) накажет нарушителя. Вождь сначала консультируется с Дивато (посланником духовной формы Кинорохингана), используя боболиана в качестве модератора.
- Незначительное правонарушение потребует проведения согита . Согит ( жертвоприношения животных ) приносятся духам как символ мира. Например, человек расчищает участок земли, не попросив сначала боболиана выполнить Адат Мансалуд , чтобы «спросить разрешения» у лесного духа. Чтобы вернуть себе расположение мира духов и общества, он должен предложить Согита.
- За серьезное правонарушение требовалось изгнание или привязка к плоту, брошенному по реке.
Спасение
[ редактировать ]Момолианство описывает опыт спасения, который обеспечил выживание расы Кадазан-Дусун.
В этом случае людям грозило вымирание из-за голода . Хуминодун , человеческая девица, дочь Кинорингана и его жены Сумунунду, позволила принести себя в жертву. Части ее тела затем рассеялись по земле, чтобы позже прорасти в пищевые растения, спасая людей. В результате жертвоприношение Хуминодуна ежегодно отмечается на Тадау Кааматан, или Празднике урожая.
Мертвые
[ редактировать ]В момолианстве мертвые переходят в другое царство жизни. Они переезжают в новый дом Набаху или Акинабалу (от слова «аки», означающего «старик»), позже официально названный горой Кинабалу .
Останки следует похоронить как можно скорее (также называемые «лисок» , или «спрятать»), чтобы предотвратить вторжение инородных духов. Дух умершего (называемый «кодудуо» или «ваш секундант») выгоняется из гроба сильным ударом об пол.
На седьмой день после похорон семья проводит церемониальный попули («пригласить домой»), чтобы кодудуо мог вернуться в земной дом и «забрать все забытые вещи». Эта церемония включает в себя момисок или выключение света, чтобы не спугнуть кодудуо. Роль народа Кадазан в этой церемонии заключается в том, чтобы обеспечить кодудуо правильную отправку .
Традиционное лечение
[ редактировать ]Момолианство тесно связано с традиционным целительством, потому что все боболианцы являются традиционными целителями. Процесс исцеления в момолианстве называется «манампаси». Это в чем-то похоже на спасение, только оно включает в себя процесс ритуальных переговоров с сусукуон, «чтобы временно отклонить вход кодудуо (духа) в Набаху.
Эволюция момолианства
[ редактировать ]Момолианство зародилось как система убеждений, которая направляла раннее небольшое сообщество поселенцев в жизненном взаимодействии с густо засаженной деревьями природной средой Нунук Раганга. Поскольку окружающая среда изменилась из-за эксплуатации человека, система верований также претерпела изменения, чтобы приспособиться к новой реальности общественной жизни.
- Лесная фаза
Необходимость избежать кризиса перенаселения на территории и чрезмерной эксплуатации лесных ресурсов в Нунук-Раганге привела к введению концепции миноритов (крошечных духовных существ), чтобы стимулировать миграцию и расселение. Совет боболианцев воинскому руководству Нунук Раганга начать оставление Нунук Раганга был полностью выполнен людьми, ведущими миграцию вверх по рекам Ливагу Когибанган (левая развилка) и Ливагу Ковананан (правая развилка). Это указывает на сильное влияние момолианства в обеспечении дальнейшего существования и роста населения кадазан-душунского народа.
- Фаза выращивания риса
После введения рисовых посадок община подверглась еще одному серьезному кризису, связанному с серьезным неурожаем и последующим голодом. Это привело к введению концепции поклонения Кинорохингану и Хуминодуну (традиционному фестивалю Тадау Кааматан). Эта фаза эволюции момолианства не могла произойти в Нунук Раганге. Жители Нунук Раганга не занимались выращиванием рисовых полей, а занимались овощеводством, то есть выращиванием и размножением ямса, сладкого картофеля и маниоки с помощью отводков и черенков. Этническая группа руманау была первой кадазань-душунской , овладевшей навыками посадки влажного риса. Отсюда и их название «Руманау», что означает «тот, кто выращивает влажный рис».
- Фаза культа Гуси
Поклонение кувшинам зародилось среди туаранцев кадазан-душунов.
- Фаза культа Гуритома
Почитание черепов в Сунсуроне. Эта фаза развивалась одновременно с появлением фазы охоты за головами среди Кадазан-Дусун. В Нунук Раганге семьи Кадазан-Дусун, будучи небольшой общиной, жили в мире друг с другом, а Гуритом не существовало. Гуритом (дом черепов) в Сунсуроне, Тамбунан, был демонтирован, а черепа переданы в музей Сабаха. Другое место в Согиндае, Ранау, ранее использовалось как Гуритом. Фаза Гуритома возникла в результате отсутствия Закона и как попытка представить визуальное предупреждение любой стороне, отклоняющейся от нормы в отношениях между потомками поселенцев Нунук Раганг.
- Синкретическая фаза
Приход европейского влияния оказал большое влияние на момолианство. В значительной степени толерантная католическая религия позволяла существовать бок о бок двойной практике момолианства и христианской веры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сегунда, Патрик (2004) «Биоразнообразие в Малайзии» в книге «Священная Земля: религия, природа, окружающая среда ». Нью-Йорк: Рутледж. стр.180-185
- ^ «КДКА Сабах» . kdca.org.my. Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ «Вопрос Киноингана | Daily Express Online - ведущий новостной портал Сабаха» . www.dailyexpress.com.my . Проверено 30 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беринай, Джуди (2013). Литургическая инкультурация в англиканском богослужении в свете духовности коренных народов Сабаха). Оксфорд: Оксфордский центр миссионерских исследований. Там, где это уместно, затрагивается религия Кадазандусун.
- Эванс, Айвор Хью Норман (1953). Религия темпасук-душунов Северного Борнео. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Гида, Мэри Эллен (2001). Архетипы в космогенных мифах австралийских аборигенов и кадазандусунов Сабаха. Кота-Кинабалу: Университет Пенербит, Малайзия, Сабах.
- Лоу, Кок Он; Ли, Йок Фи (2012). «Исследование взаимосвязи между верованиями Кадазандусуна о рисовых духах, загадках времени сбора урожая и мороженым, связанным с рисом». МАЛИМ: Журнал Пенгаджян Умум Азия Тенгара.
- Фелан, Питер Р. (2001). Охота за головами и церемония Маганг в Сабахе (Борнео). Кота-Кинабалу: Публикации по естествознанию.
- Раттер, Оуэн (1929). Язычники Северного Борнео. Лондон: Hutchinson & Co, Ltd.