Jump to content

Нунук Раганг

Координаты : 5 ° 43' с.ш., 116 ° 51' в.д.  /  5,717 ° с.ш., 116,850 ° в.д.  / 5,717; 116 850

Вход в Нунук Раганг.
Нунук Раганг, вид с улицы.

Нунук Раганг — это место, традиционно считающееся местом первоначального проживания предков туземцев Кадазан-Дусун, населяющих большую часть северного Борнео . Участок, расположенный недалеко от деревни Тампиас, расположен на пересечении левого (Ливагу Когибанган) и правого (Ливагу Ковананан) рукавов реки Ливагу к востоку от Ранау и Тамбунан в Сабахе . Два рукава реки соединились, впали в реку Лабук и впали в море Сулу. На этом месте, под гигантским баньяном, было основано поселение, получившее название Нунук Раганг. Говорят, что гигантский баньян мог дать тень длинному дому, в котором жили 10 семей. Легенда о Нунук Раганге передавалась через устные традиции молодому поколению. Никаких археологических раскопок для подтверждения правдивости легенды не проводилось.

В 2004 году квазиправительственная группа Культурная ассоциация Кадазан-Дусун (KDCA) установила мемориал недалеко от Тампиаса на месте, которое, по их мнению, было первоначальной деревней. Слово «тампиас» означает «окропленный» или «рассеянный». Мемориал построен в виде огромного фигового дерева. Ассоциация ежегодно проводит паломничества к этому месту, приуроченные к инаугурации своего верховного вождя, Хугуон Сиу.

Этимология

[ редактировать ]

Название Нунук Раганг происходит от двух Кадазан-Дусун слов нунук , которые относятся к баньяновому дереву, и раганг , что может означать «новорожденный ребенок» или является сокращенной формой слова араганг, которое означает «красный цвет». Таким образом, эти два слова вместе, возможно, относятся либо к «новорожденному баньяну», либо к «баньяну красного цвета». С ботанической точки зрения не существует баньянового дерева с красными листьями или стволом. Этот факт еще больше усугубил тайну, окружающую Нунук Раганг, но наиболее логичной причиной названия поселения «красный баньян» является то, что поселенцы, пытаясь привлечь внимание к своему присутствию, намеренно заставили баньян казаться красным. Кадазан-Дусун любит загадывать загадки, давать названия местам, вещам и действиям в терминах, отличных от реальных. [ 1 ]

Религиозная и культурная жизнь

[ редактировать ]

В поселении Нунук Раганг зародилась система верований и культура Кадазан-Дусун. У древних Кадазан-Дусун не было слова «религия», и для них это было просто своего рода отношения между видимым и невидимым. Некоторые люди приравняли бы это к анимизму . Эта система верований в основном сосредоточена на их средствах к существованию и ритуалах, призванных поддерживать баланс, порядок и гармонию между ними, а также между ними и окружающей средой, что, следовательно, обеспечивает условия для обильного выращивания и сбора урожая, а также для дальнейшего существования расы. [ 2 ] [ 3 ] В поселении также зародился момолианизм , философская система, которая в сочетании с системой верований направляла жизнь народа Кадазан-Дусун до наших дней. [ 4 ] Окруженный густым девственным лесом, изобилующим дикой природой, природа и воспитание стали основой для зарождения и развития системы верований и культурного наследия Кадазан-Дусун.

Продовольственные и материальные потребности

[ редактировать ]

Народы, говорящие на душунском языке, потомки первопроходцев Нунук-Раганга, сегодня занимаются земледелием, и посадка риса является обычным занятием среди них. [ 5 ] Но согласно устным традициям, переданным от старейшин, жители Нунук Раганг занимались овощеводством. Веговодство — это выращивание и размножение растительной пищи с использованием побегов таких растений, как ямс, сладкий картофель и маниока, что устраняет необходимость в семенах и постоянном хранении, что способствует быстрой миграции. Бамбук и ротанг были основными материалами, используемыми для всех видов деятельности, связанных со строительством и хранением домов. Для разжигания костра поселенцы использовали высушенную ватную кору, соскобленную с полодской пальмы. Металл, используемый для изготовления дангола (короткого мачете) и пай (разделочных ножей), уже был доступен, скорее всего, через бартерную торговлю с прибрежными народами. Поселенцы Нунук-Раганг также адаптировались к окружающей среде, став охотниками-собирателями и звероловами. Соль, важный пищевой усилитель и консервант, была доступна лишь изредка из отдаленного прибрежного региона, что побудило поселенцев Нунук-Раганг искать сосопон (натуральный солонец), часто посещаемый дикими животными. Эта постоянная нехватка соли также привела к появлению двух важных методов консервирования мяса и рыбы: «меманги» и «маналау». В Меманги производят «пинонгиан» или «босоу» (мясо или рыбу, консервированные с использованием мясистых ядер семян дерево Pangium Edule ) и маналау, копченое мясо под названием «синалау».

Лидерство и социальная иерархия

[ редактировать ]

Руководство хугуань-сиу, уникальное положение для защиты культуры, прав, идентичности и достоинства Кадазан-Дусун, не существовало в Нунук Раганге. Эта руководящая должность, зародившаяся в Гуунсинге, Пенампанг, была официально закреплена только после образования Малайзии в 1963 году. [ 6 ] Хотя общество Нунук Раганг было эгалитарным, во времена испытаний или кризисов их возглавляли воины, которые, в свою очередь, руководствовались словами боболианцев, как было показано в божественном откровении духов. Эти боболианцы в основном были женщинами, исполнявшими роль жриц. Таким образом, женщины играют важную роль в раннем обществе Нунук Раганг.

Исход и рассеяние

[ редактировать ]

Через несколько лет крупный кризис, названный « Миноритский толчок» , привел к тому, что Кадазан-Дусун полностью покинули это место. Считалось, что движущей силой перемещения и расселения Кадазан-Дусун из Нунук Раганга были минориты, легендарные крошечные духовные существа, выходящие из-под земли, чтобы усилить свою практику детоубийства. Этот исход и расселение привели к заселению каждой территории Северного Борнео. Каждая заселенная территория имела свою особую привлекательность или притяжение для населения, например, тяга Минкокук к равнине Тамбунан и тяга Гомала к нагорью Кундасанг/Бунду Тухан. Неизвестно, почему предки не смогли отбиться от миноритов, но в свете любви Кадазан-Дусун к практике загадки, [ 7 ] и формулирование табуированных терминов альтернативными словами и фразами, легенда о меньшинствах, скорее всего, представляет собой составное повествование о нескольких природных явлениях и антропогенной деятельности, которые со временем превратились в причину переселения из Нунук-Раганга. Наиболее вероятными кандидатами являются оспа и снижение плодородия почвы в результате появления инвазивных трав лалланга. В этой связи слово «минорит» заслуживает пояснения. Согласно исследованию, проведенному IHNEvans, слово минорит используется Дусуном в двух фразах, а именно: «минорит О'пака», относящемся к огромному морю лаланга, инвазивно растущему в недавно вырубленном лесу, как это видно в Темпасуке и Матунггонге . Другое использование этого слова - во фразе «минорит О'ласу», обозначающей кожное заболевание с пятнами одинакового размера, разбросанными по всему телу. Таким образом, наступление Минорита можно объяснить либо деградацией земель в Нунук Раганге из-за потери плодородия, поскольку виды травы, трава лалланг вторгаются на землю после вырубки леса, либо появлением эпидемии оспы среди людей. Пандемия оспы, начавшаяся в 1588 году нашей эры в Европе, уничтожила до трети населения. Население Нунук Раганга в тот год составляло всего около 180 человек. Раса Кадазан-Дусун не возникла бы как народ, если бы предки не ушли и не рассеялись. У жителей Нунук Раганга никогда не было возможности воспользоваться практикой Вариоляция (также известная как прививка), хотя этот метод профилактики оспы был впервые изобретен в Китае около 1500 года. Нунук-Раганг, идеальное место у слияния рек Ливагу-Когибанган и Ливагу-Каванан, впадающих в море Сулу через реку Лабук, имело большинство ингредиентов для возникновения речной цивилизации Кадазан-Дусун. [ 8 ] К сожалению, расселение Кадазан-Дусун способствовало неспособности расы подняться над культурой и достичь статуса цивилизации. Слово Ливагу происходит от фразы Кадазан-Дусун «мули вагу», что означает «снова вернуться домой». Предки мужского пола так и не смогли вернуться на родину (возможно, на Тайвань). Отрезанные от своего наследия, потомки максимально использовали среду, в которой они родились, тем самым породив уникальную культуру Кадазан-Дусун. Сегодняшние лидеры Кадазан-Дусун предлагают представителям каждого субэтнического племени расы Кадазан-Дусун ежегодно проводить «мули вагу» / возвращение на родину в Нунук Раганг в качестве дополнительного туристического продукта для развития своего общего дома.

Минорит как метафора

[ редактировать ]

Термин минорит является метафорой возникновения монокультурализма в общине Кадазан-Дусун, истощения природных ресурсов в Нунук-Раганге и экстремальной численности населения там. Это связано с религией предков Кадазан-Дусун, которые в то время практиковали анимизм и поклонялись Кинорохингану как Богу и Хуминодуну, как в Бамбарайоне (духу источников пищи и их спасителю). После того, как в общине Кадазан-Дусун было введено выращивание риса, Бамбарайон стал ассоциироваться с рисовыми духами. В будущем везде, где кадазан-душуны построят новые поселения, монокультурализм и праздник сбора урожая станут частью их культуры.

В рассказе Миноритов говорится, что во времена Кадазан-Дусун предки жили в ранних поселениях в Нунук Раганге, произошло нападение, выходившее из почвы в виде маленьких существ. Неизвестно, использовали ли миноритские существа оружие. Антрополог взял интервью у нескольких человек, которые утверждали, что крошечные духовные существа миноритов вынуждали общину Нунук Раганг следовать их практике уничтожения новорожденных, если у ребенка проявлялись признаки аномального роста. Меньориты отбирали своих младенцев, которые, очевидно, были очень маленькими, только с целью сократить потребление ими пищи и обеспечить, чтобы тела людей в Нунук Раганге были «всеми одинаковыми» по размеру.

«Миноритский толчок» действительно является метафорическим изображением социального кризиса в Нунук Раганге, поскольку он относится к некоему неопределенному существу, которого сегодня не существует. Однако это стало революцией, вынудившей общину начать массовую эвакуацию Нунук Раганга.

Конвергенция

[ редактировать ]

Возможность дальнейшего определения точного происхождения Кадазан-Дусун до поселения Нунук Раганг была дополнительно освещена во время официального визита министра Совета коренных народов Тайваня Икаянга Парода в начале июня 2017 года. Масиди Манджун, министр туризма штата Сабах, «Культура и окружающая среда» указывала на многочисленные сходства, особенно в этнических языках, между коренными народами Тайваня и Кадазан-Дусун. [ 9 ]

  1. ^ Фи, Ли Йок и Лоу Кок Он. (2012). Исследование взаимосвязи между представлениями Кадазандусуна о рисовых духах, загадках времени жатвы и Sundait, связанным с рисом. . UKM: Журнал общих исследований Юго-Восточной Азии. стр.92-96.
  2. ^ Беринай, Джуди (2013). Литургическая инкультурация в англиканском богослужении в свете духовности коренных народов Сабаха. Оксфордский центр миссионерских исследований, Оксфорд. п. 62-67
  3. ^ Патрик Сегунда (2004). Биоразнообразие Малайзии в книге «Священная Земля: Религия, Природа, Окружающая среда» . Рутледж: Нью-Йорк с.180-185.
  4. ^ Патрик, Трейси. (2017) Книга об образе жизни кадазанцев выпущена в Daily Express, 30 мая 2017 г., стр. 4.
  5. ^ Гида, Мэри Эллен. (2001). Архетипы в космогонических мифах австралийских аборигенов и кадазан-дусунов Сабаха. Кота-Кинабалу: Universiti Malaysia Sabah Press
  6. ^ Пуйок, Арнольд и Баганг Париди (2011) Этническая принадлежность, культура и лидерство коренных народов в современной политике: случай Кадазан-Дусун в Сабахе, Восточная Малайзия . Технологический университет МАРА, Сабах. стр. 190-193
  7. ^ Он, Лоу Кок и Ли Фук Фи (2012). Исследование связи между верованиями Кадазандусуна и рисовыми духами, загадками времени жатвы и воскресным рисом, связанным с рисом . Журнал общих исследований Юго-Восточной Азии: стр. 71-94.
  8. ^ http://www.rivervalleycivilizations.com/html . [ только URL ]
  9. ^ Чин, Мэри (2017). Возможность изучить племенные связи Тайбэя . Daily Express, стр. 10. 2 июня 2017 г. Кота-Кинабалу: Издательство Sabah.
  • Раттер, Оуэн. (1922). Британский Северный Борнео: отчет о его истории, ресурсах и коренных племенах . Лондон: Констебль и Компания Лимитед. стр. 56–65
  • Гида, Мэри Эллен (2001). Архетипы в космогонических мифах австралийских аборигенов и кадазандусунов Сабаха . Кота-Кинабалу: Университет Малайзии Сабах Пресс.
  • Беринай, Джуди (2013). Литургическая инкультурация в англиканском богослужении в свете духовности коренных народов Сабаха . Оксфордский центр миссионерских исследований, Оксфорд. п. 62–67
  • Моника Глин-Джонс (1953). Деревня на равнинах Пенампанг , 2 тт. Лондон, с. 117.
  • IHN Evans , (1953) Религия темпасук-дусунов Северного Борнео, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 187–88;
  • Бенедикт Топин, (nd) «Происхождение Кадазан/Дусун: популярные теории и легендарные сказки» в журнале « Наше культурное наследие» , Кадазанская культурная ассоциация, стр. 73–77.
  • http://www.pensabah.gov.my/SETIA/artikel/lagenda_nunuk_ragang.htm Легенда о Нунук Раганге на малайском языке.
  • Нунук Раганг и мистическое происхождение народа Сабаха, по состоянию на 30 апреля 2006 г.
  • Аллан Дамбонг, «Расширение прав и возможностей молодежи Кадазандусуна в Нунук Раганге» (2007) [ указать ]

5 ° 43' с.ш., 116 ° 51' в.д.  /  5,717 ° с.ш., 116,850 ° в.д.  / 5,717; 116 850

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6bba9e6813cc6eca00c5064ee7a81cf7__1716232380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/f7/6bba9e6813cc6eca00c5064ee7a81cf7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nunuk Ragang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)