Нунук Раганг


Нунук Раганг — это место, традиционно считающееся местом первоначального проживания предков туземцев Кадазан-Дусун, населяющих большую часть северного Борнео . Участок, расположенный недалеко от деревни Тампиас, расположен на пересечении левого (Ливагу Когибанган) и правого (Ливагу Ковананан) рукавов реки Ливагу к востоку от Ранау и Тамбунан в Сабахе . Два рукава реки соединились, впали в реку Лабук и впали в море Сулу. На этом месте, под гигантским баньяном, было основано поселение, получившее название Нунук Раганг. Говорят, что гигантский баньян мог дать тень длинному дому, в котором жили 10 семей. Легенда о Нунук Раганге передавалась через устные традиции молодому поколению. Никаких археологических раскопок для подтверждения правдивости легенды не проводилось.
В 2004 году квазиправительственная группа Культурная ассоциация Кадазан-Дусун (KDCA) установила мемориал недалеко от Тампиаса на месте, которое, по их мнению, было первоначальной деревней. Слово «тампиас» означает «окропленный» или «рассеянный». Мемориал построен в виде огромного фигового дерева. Ассоциация ежегодно проводит паломничества к этому месту, приуроченные к инаугурации своего верховного вождя, Хугуон Сиу.
Этимология
[ редактировать ]Название Нунук Раганг происходит от двух Кадазан-Дусун слов нунук , которые относятся к баньяновому дереву, и раганг , что может означать «новорожденный ребенок» или является сокращенной формой слова араганг, которое означает «красный цвет». Таким образом, эти два слова вместе, возможно, относятся либо к «новорожденному баньяну», либо к «баньяну красного цвета». С ботанической точки зрения не существует баньянового дерева с красными листьями или стволом. Этот факт еще больше усугубил тайну, окружающую Нунук Раганг, но наиболее логичной причиной названия поселения «красный баньян» является то, что поселенцы, пытаясь привлечь внимание к своему присутствию, намеренно заставили баньян казаться красным. Кадазан-Дусун любит загадывать загадки, давать названия местам, вещам и действиям в терминах, отличных от реальных. [ 1 ]
Религиозная и культурная жизнь
[ редактировать ]В поселении Нунук Раганг зародилась система верований и культура Кадазан-Дусун. У древних Кадазан-Дусун не было слова «религия», и для них это было просто своего рода отношения между видимым и невидимым. Некоторые люди приравняли бы это к анимизму . Эта система верований в основном сосредоточена на их средствах к существованию и ритуалах, призванных поддерживать баланс, порядок и гармонию между ними, а также между ними и окружающей средой, что, следовательно, обеспечивает условия для обильного выращивания и сбора урожая, а также для дальнейшего существования расы. [ 2 ] [ 3 ] В поселении также зародился момолианизм , философская система, которая в сочетании с системой верований направляла жизнь народа Кадазан-Дусун до наших дней. [ 4 ] Окруженный густым девственным лесом, изобилующим дикой природой, природа и воспитание стали основой для зарождения и развития системы верований и культурного наследия Кадазан-Дусун.
Продовольственные и материальные потребности
[ редактировать ]Народы, говорящие на душунском языке, потомки первопроходцев Нунук-Раганга, сегодня занимаются земледелием, и посадка риса является обычным занятием среди них. [ 5 ] Но согласно устным традициям, переданным от старейшин, жители Нунук Раганг занимались овощеводством. Веговодство — это выращивание и размножение растительной пищи с использованием побегов таких растений, как ямс, сладкий картофель и маниока, что устраняет необходимость в семенах и постоянном хранении, что способствует быстрой миграции. Бамбук и ротанг были основными материалами, используемыми для всех видов деятельности, связанных со строительством и хранением домов. Для разжигания костра поселенцы использовали высушенную ватную кору, соскобленную с полодской пальмы. Металл, используемый для изготовления дангола (короткого мачете) и пай (разделочных ножей), уже был доступен, скорее всего, через бартерную торговлю с прибрежными народами. Поселенцы Нунук-Раганг также адаптировались к окружающей среде, став охотниками-собирателями и звероловами. Соль, важный пищевой усилитель и консервант, была доступна лишь изредка из отдаленного прибрежного региона, что побудило поселенцев Нунук-Раганг искать сосопон (натуральный солонец), часто посещаемый дикими животными. Эта постоянная нехватка соли также привела к появлению двух важных методов консервирования мяса и рыбы: «меманги» и «маналау». В Меманги производят «пинонгиан» или «босоу» (мясо или рыбу, консервированные с использованием мясистых ядер семян дерево Pangium Edule ) и маналау, копченое мясо под названием «синалау».
Лидерство и социальная иерархия
[ редактировать ]Руководство хугуань-сиу, уникальное положение для защиты культуры, прав, идентичности и достоинства Кадазан-Дусун, не существовало в Нунук Раганге. Эта руководящая должность, зародившаяся в Гуунсинге, Пенампанг, была официально закреплена только после образования Малайзии в 1963 году. [ 6 ] Хотя общество Нунук Раганг было эгалитарным, во времена испытаний или кризисов их возглавляли воины, которые, в свою очередь, руководствовались словами боболианцев, как было показано в божественном откровении духов. Эти боболианцы в основном были женщинами, исполнявшими роль жриц. Таким образом, женщины играют важную роль в раннем обществе Нунук Раганг.
Исход и рассеяние
[ редактировать ]Через несколько лет крупный кризис, названный « Миноритский толчок» , привел к тому, что Кадазан-Дусун полностью покинули это место. Считалось, что движущей силой перемещения и расселения Кадазан-Дусун из Нунук Раганга были минориты, легендарные крошечные духовные существа, выходящие из-под земли, чтобы усилить свою практику детоубийства. Этот исход и расселение привели к заселению каждой территории Северного Борнео. Каждая заселенная территория имела свою особую привлекательность или притяжение для населения, например, тяга Минкокук к равнине Тамбунан и тяга Гомала к нагорью Кундасанг/Бунду Тухан. Неизвестно, почему предки не смогли отбиться от миноритов, но в свете любви Кадазан-Дусун к практике загадки, [ 7 ] и формулирование табуированных терминов альтернативными словами и фразами, легенда о меньшинствах, скорее всего, представляет собой составное повествование о нескольких природных явлениях и антропогенной деятельности, которые со временем превратились в причину переселения из Нунук-Раганга. Наиболее вероятными кандидатами являются оспа и снижение плодородия почвы в результате появления инвазивных трав лалланга. В этой связи слово «минорит» заслуживает пояснения. Согласно исследованию, проведенному IHNEvans, слово минорит используется Дусуном в двух фразах, а именно: «минорит О'пака», относящемся к огромному морю лаланга, инвазивно растущему в недавно вырубленном лесу, как это видно в Темпасуке и Матунггонге . Другое использование этого слова - во фразе «минорит О'ласу», обозначающей кожное заболевание с пятнами одинакового размера, разбросанными по всему телу. Таким образом, наступление Минорита можно объяснить либо деградацией земель в Нунук Раганге из-за потери плодородия, поскольку виды травы, трава лалланг вторгаются на землю после вырубки леса, либо появлением эпидемии оспы среди людей. Пандемия оспы, начавшаяся в 1588 году нашей эры в Европе, уничтожила до трети населения. Население Нунук Раганга в тот год составляло всего около 180 человек. Раса Кадазан-Дусун не возникла бы как народ, если бы предки не ушли и не рассеялись. У жителей Нунук Раганга никогда не было возможности воспользоваться практикой Вариоляция (также известная как прививка), хотя этот метод профилактики оспы был впервые изобретен в Китае около 1500 года. Нунук-Раганг, идеальное место у слияния рек Ливагу-Когибанган и Ливагу-Каванан, впадающих в море Сулу через реку Лабук, имело большинство ингредиентов для возникновения речной цивилизации Кадазан-Дусун. [ 8 ] К сожалению, расселение Кадазан-Дусун способствовало неспособности расы подняться над культурой и достичь статуса цивилизации. Слово Ливагу происходит от фразы Кадазан-Дусун «мули вагу», что означает «снова вернуться домой». Предки мужского пола так и не смогли вернуться на родину (возможно, на Тайвань). Отрезанные от своего наследия, потомки максимально использовали среду, в которой они родились, тем самым породив уникальную культуру Кадазан-Дусун. Сегодняшние лидеры Кадазан-Дусун предлагают представителям каждого субэтнического племени расы Кадазан-Дусун ежегодно проводить «мули вагу» / возвращение на родину в Нунук Раганг в качестве дополнительного туристического продукта для развития своего общего дома.
Минорит как метафора
[ редактировать ]Термин минорит является метафорой возникновения монокультурализма в общине Кадазан-Дусун, истощения природных ресурсов в Нунук-Раганге и экстремальной численности населения там. Это связано с религией предков Кадазан-Дусун, которые в то время практиковали анимизм и поклонялись Кинорохингану как Богу и Хуминодуну, как в Бамбарайоне (духу источников пищи и их спасителю). После того, как в общине Кадазан-Дусун было введено выращивание риса, Бамбарайон стал ассоциироваться с рисовыми духами. В будущем везде, где кадазан-душуны построят новые поселения, монокультурализм и праздник сбора урожая станут частью их культуры.
В рассказе Миноритов говорится, что во времена Кадазан-Дусун предки жили в ранних поселениях в Нунук Раганге, произошло нападение, выходившее из почвы в виде маленьких существ. Неизвестно, использовали ли миноритские существа оружие. Антрополог взял интервью у нескольких человек, которые утверждали, что крошечные духовные существа миноритов вынуждали общину Нунук Раганг следовать их практике уничтожения новорожденных, если у ребенка проявлялись признаки аномального роста. Меньориты отбирали своих младенцев, которые, очевидно, были очень маленькими, только с целью сократить потребление ими пищи и обеспечить, чтобы тела людей в Нунук Раганге были «всеми одинаковыми» по размеру.
«Миноритский толчок» действительно является метафорическим изображением социального кризиса в Нунук Раганге, поскольку он относится к некоему неопределенному существу, которого сегодня не существует. Однако это стало революцией, вынудившей общину начать массовую эвакуацию Нунук Раганга.
Конвергенция
[ редактировать ]Возможность дальнейшего определения точного происхождения Кадазан-Дусун до поселения Нунук Раганг была дополнительно освещена во время официального визита министра Совета коренных народов Тайваня Икаянга Парода в начале июня 2017 года. Масиди Манджун, министр туризма штата Сабах, «Культура и окружающая среда» указывала на многочисленные сходства, особенно в этнических языках, между коренными народами Тайваня и Кадазан-Дусун. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фи, Ли Йок и Лоу Кок Он. (2012). Исследование взаимосвязи между представлениями Кадазандусуна о рисовых духах, загадках времени жатвы и Sundait, связанным с рисом. . UKM: Журнал общих исследований Юго-Восточной Азии. стр.92-96.
- ^ Беринай, Джуди (2013). Литургическая инкультурация в англиканском богослужении в свете духовности коренных народов Сабаха. Оксфордский центр миссионерских исследований, Оксфорд. п. 62-67
- ^ Патрик Сегунда (2004). Биоразнообразие Малайзии в книге «Священная Земля: Религия, Природа, Окружающая среда» . Рутледж: Нью-Йорк с.180-185.
- ^ Патрик, Трейси. (2017) Книга об образе жизни кадазанцев выпущена в Daily Express, 30 мая 2017 г., стр. 4.
- ^ Гида, Мэри Эллен. (2001). Архетипы в космогонических мифах австралийских аборигенов и кадазан-дусунов Сабаха. Кота-Кинабалу: Universiti Malaysia Sabah Press
- ^ Пуйок, Арнольд и Баганг Париди (2011) Этническая принадлежность, культура и лидерство коренных народов в современной политике: случай Кадазан-Дусун в Сабахе, Восточная Малайзия . Технологический университет МАРА, Сабах. стр. 190-193
- ^ Он, Лоу Кок и Ли Фук Фи (2012). Исследование связи между верованиями Кадазандусуна и рисовыми духами, загадками времени жатвы и воскресным рисом, связанным с рисом . Журнал общих исследований Юго-Восточной Азии: стр. 71-94.
- ^ http://www.rivervalleycivilizations.com/html . [ только URL ]
- ^ Чин, Мэри (2017). Возможность изучить племенные связи Тайбэя . Daily Express, стр. 10. 2 июня 2017 г. Кота-Кинабалу: Издательство Sabah.
- Раттер, Оуэн. (1922). Британский Северный Борнео: отчет о его истории, ресурсах и коренных племенах . Лондон: Констебль и Компания Лимитед. стр. 56–65
- Гида, Мэри Эллен (2001). Архетипы в космогонических мифах австралийских аборигенов и кадазандусунов Сабаха . Кота-Кинабалу: Университет Малайзии Сабах Пресс.
- Беринай, Джуди (2013). Литургическая инкультурация в англиканском богослужении в свете духовности коренных народов Сабаха . Оксфордский центр миссионерских исследований, Оксфорд. п. 62–67
- Моника Глин-Джонс (1953). Деревня на равнинах Пенампанг , 2 тт. Лондон, с. 117.
- IHN Evans , (1953) Религия темпасук-дусунов Северного Борнео, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 187–88;
- Бенедикт Топин, (nd) «Происхождение Кадазан/Дусун: популярные теории и легендарные сказки» в журнале « Наше культурное наследие» , Кадазанская культурная ассоциация, стр. 73–77.
- http://www.pensabah.gov.my/SETIA/artikel/lagenda_nunuk_ragang.htm Легенда о Нунук Раганге на малайском языке.
- Нунук Раганг и мистическое происхождение народа Сабаха, по состоянию на 30 апреля 2006 г.
- Аллан Дамбонг, «Расширение прав и возможностей молодежи Кадазандусуна в Нунук Раганге» (2007) [ указать ]
5 ° 43' с.ш., 116 ° 51' в.д. / 5,717 ° с.ш., 116,850 ° в.д.