Бобохизан
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2014 г. ) |

Часть серии о |
Антропология религии |
---|
![]() |
Социальная и культурная антропология |
Бобохизан духовный (термин Тангаа Кадазан) или Боболиан (термин Бунду Ливан Дусун) - это верховная жрица, специалист по ритуалам и медиум в языческих обрядах Кадазан-Дусун . [1] Канцелярия Бобохизан или Боболиан также является главным хранителем момолианства , то есть философии и образа жизни народа Кадазан-Дусун.
Одна из основных задач Бобохизана — умилостивить дух риса Бамбаазон во время праздника урожая или Кааматан . Во время мероприятия она возглавит процессию жителей своей деревни через рисовое поле под полной луной, чтобы выразить благодарность и добиться обильного урожая для народа Кадазан-Дусун, выращивающего рис. [2] Бобохизан также играет роль посредника между духами и людьми. Одна из самых распространенных обязанностей бобохизана — лечить болезни с помощью трав и обрядов.
Источник
[ редактировать ]Бобохизан Говорят, что происходит от первых предков народа Кадазан-Дусун , Киноингана и его жены Суминунду . [3] Неизвестно, существовало ли прозвище Бобохизан ( боболиан на диалекте Бунду-Ливан) до или после поселения предков в Нунук Раганге . Спустя долгое время после того, как первые предки перешли на Хибабу (Небеса), обряды, молитвы и заклинания ( Ринаит или Инаит ) были потеряны и забыты. Именно тогда Суминунду послал на землю дух, чтобы рассказать людям о ринайте . Дух приходил каждый вечер, призывая любого, кто достаточно смел, чтобы учиться. Призыв повторялся годами, но ни у кого не хватило смелости выступить, пока однажды смелая женщина не вышла и не встретила дух в темноте. Вскоре она научилась искусству ринит и обрядам от духа и передала их другим женщинам в деревне. Согласно легенде, из-за женщины, которая оказалась достаточно смелой, чтобы встретиться с духом, весь Бобохизан в Пенампанге по обычаю был состоять только из женщин.
Роли
[ редактировать ]Бобохизан играл ключевую роль в повседневной жизни народа Кадазан до появления христианства . Это варьируется от умиротворения духа риса во время фестивалей Кааматан и Магавау до умиротворения духов черепа во время празднования Маганг, [4] умиротворение и принесение жертв духам священных кувшинов ( гуси ) и изгнание злых духов. Бобохизаны также занимаются заговорами , чтением примет и, в меньшей степени, предсказаниями . [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кит Джин, Оой (2009). Исторический словарь Малайзии . Пугало Пресс. п. 37. ИСБН 978-0810863057 .
- ^ «Последний из шаманов, Звезда, 6 июня 2009 г.» . Thestar.com . Архивировано из оригинала 24 февраля 2019 года . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ Лупинг, Герман (8 июня 2013 г.). «Взгляд на истоки бобохизана» . Дейли Экспресс Сабах .
- ^ Фелан, Питер (2001). Охота за головами и церемония Маганг в Сабахе . Публикация естествознания (Борнео). ISBN 9838120456 .
- ^ Раттер, Оуэн (1929). Язычники Северного Борнео (Первое изд.). Hutchinson & Co (Publishers) Ltd, Лондон. стр. 227–245.