Праздник
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Сламетан селаметан (или , символизирующий , сламатан и селаматан ) — общинный праздник из Явы социальное единство участвующих в нем. Клиффорд Гирц считал это основным ритуалом яванской религии , в частности варианта абангана . [1] Праздник распространен среди близкородственных яванцев , сунданцев и мадурцев .
Сламетан можно подарить в честь практически любого события, включая рождение , свадьбу , смерть , переезд в новый дом и так далее. В зависимости от намерения настроение и акценты могут несколько меняться, но основная структура одна и та же. [1] Гирц делит их на четыре основных типа: [2]
- Те, которые касаются жизненных кризисов: рождения, обрезания , брака и смерти.
- Связанные с событиями исламского календаря
- Берсих деса («очистка деревни»), направленная на социальную интеграцию деревни.
- Проводятся нерегулярно в зависимости от необычных событий: отъезда в дальнюю поездку, переезда места жительства, смены личных имен, исцеления от болезней, выздоровления от воздействия колдовства и т.д.
Церемония получила свое название от яванского слова slamet , от арабского : salam , что означает мирное состояние невозмутимости, в котором ничего не произойдет. Это то, что хозяин желает как для себя, так и для своих гостей, испытывая на себе эгалитарную структуру сламетана и просьбы о сверхъестественной защите от духов. [3]
В ходе полевых исследований Гирца в Моджокуто в 1950-х годах он обнаружил, что стоимость сламетанов варьируется от 3 до 5000 индонезийских рупий , в зависимости от типа и относительного богатства хозяина.
Процедура
[ редактировать ]Сламетаны обычно проводятся вечером, после вечерней молитвы окончания . Дата определяется либо событием, которое она празднует (например, рождения и смерти), либо благоприятными днями яванского календаря . Гости, всегда мужчины, всегда являются близкими соседями, и отбор гостей основан исключительно на близости, а не на том, друзья они или родственники. Их вызывает посланник хозяина (обычно его ребенок) всего за пять или десять минут до сламетана , и им приходится отказаться от всего, что они делают, чтобы прийти. начала [4]
По прибытии гости сидят на ковриках вокруг еды, поставленной в центре, а комнату наполняют благовония. Церемония начинается с официальной речи ( уджуб ) на высоком яванском языке . В речи участников благодарят за приход, излагают причину сламетана, объявляют о его намерениях и просят духов обеспечить ему и его гостям состояние невозмутимости ( сламет , отсюда и название ритуала) и, наконец, приносят извинения за любые ошибки. в его речи и скромной недостаточности еды. Во время пауз в речи аудитория отвечает торжественным «инггих» («да»). [5]
После выступления кто-то из присутствующих произносит молитву-распев на арабском языке. Многие не знают, как это сделать, но хозяин удостоверяется, что кто-то посещал религиозную школу (обычно кяи ); в особых случаях он может даже пригласить деревенского религиозного специалиста ( модина ). Чаще всего используются фрагменты Аль-Корана , особенно Аль-Фатихи , хотя можно использовать и специальные молитвы, если они известны. В паузах публика говорит «аамиин» . Молитвенный руководитель получает небольшую плату ( ваджиб ). [6]
Наконец еда подается. Хотя церемония предназначена исключительно для мужчин, приготовление еды ложится на женщин в семье, которые для более крупных церемоний могут привлекать родственников для помощи в приготовлении. [4] Каждый гость получает чашку чая и блюдо из банановых листьев, содержащее все виды продуктов, в центре комнаты. Еда более изысканная, чем обычно, и каждый ее вариант имеет символическое значение, которое иногда объясняется в речи. Сам хозяин не ест и не подает еду, что делают один или двое гостей. Когда у всех есть блюдо, хозяин приглашает их поесть, что они и делают быстро, не говоря ни слова. Через несколько минут, прежде чем съесть большую часть еды, гости извиняются и заканчивают есть у себя дома, со своими женами и детьми. Вся церемония обычно длится всего десять-пятнадцать минут. [6]
Сроки и характеристики
[ редактировать ]События жизненного цикла
[ редактировать ]Вокруг рождения выделяют четыре главных сламетана и ряд второстепенных. Четыре основных из них: [7]
- Тингкебан примерно на седьмом месяце беременности (проводится только для первого ребенка матери или отца)
- Бабаран или брококан , при самом рождении
- Пасаран , пять дней после рождения, включая наречение ребенка
- Питонан , семь «месяцев» после рождения (месяц — 35-дневный цикл яванского календаря)
Сламетан обрезания ( исламам или сунатан , проводимый для мальчиков в возрасте от десяти до четырнадцати лет) и свадебный сламетан ( кепангихан ) схожи по своей церемонии и предлагаемым блюдам, и их можно рассматривать как церемонии достижения совершеннолетия для мальчиков и девочек. , соответственно. [8]
Похороны ( лайатан ) обычно происходят как можно скорее после смерти, и в них обязательно участвует религиозный специалист ( модин ) деревни. Сламетаны проводятся в день смерти, а затем повторяются в увеличенном размере (как по количеству гостей, так и по продолжительности пения) через три, семь, сорок и 100 дней после смерти, в первую и вторую годовщину и через 1000 дней после смерти. смерть. Последний из них является самым сложным и, как полагают, отмечает момент, когда тело полностью превратилось в прах. [9]
Исламские праздники
[ редактировать ]Самые важные из календарных сламетанов относятся к дню рождения Пророка ( мулудан , 12 раби аль-авваля ) и ближе к концу Рамадана ( малеман ). Другие известные праздники редко бывают сламетанами, а Сату Суро , Новый год (1 Мухаррам ), отмечают те, кто сознательно является мусульманином. Поскольку эти даты общие для всех, сламетаны обычно посещают многие соседи подряд. По этой причине они, как правило, относительно небольшие и основаны, в частности, на принципе приглашения соседей. [10]
Общественные праздники
[ редактировать ]Берсих деса всегда проводится в Зу аль-Кида ( Села ), одиннадцатого месяца, в разные дни в соответствии с деревенской традицией. Этот сламетан дарят на месте захоронения дханьянга деса , духа-хранителя деревни. В деревнях сантри оно может проходить в мечети и полностью состоять из мусульманских молитв. Ожидается, что для этого типа сламетана все семьи в деревне будут вносить еду, при этом взрослый глава каждой семьи обязан присутствовать. [11]
Персональные застолья
[ редактировать ]Последняя категория сламетанов по Гирцу, возникающая периодически и зависящая от конкретной ситуации, встречается несколько реже и, как правило, представляет собой меньшие события. К причинам проведения этих сламетанов относятся смена места жительства, смена имени, путешествие, плохие сны (это может предотвратить страшное событие), предотвращение или поощрение дождя, юбилеи клубов и организаций, колдовство, целительство и другие. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- Гирц, Клиффорд. Религия Явы . Гленко, Иллинойс: Свободная пресса, 1960.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Герц, 11.
- ^ Гирц, 30.
- ^ Гирц, 14.
- ^ Jump up to: а б Гирц, 12.
- ^ Гирц, 12-13.
- ^ Jump up to: а б Гирц, 13.
- ^ Гирц, 38, 47.
- ^ Гирц, 51.
- ^ Гирц, 58-72.
- ^ Гирц, 77-80.
- ^ Гирц, 81-82.
- ^ Гирц, 83-84.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрю Битти. «Адам, Ева и Вишну: синкретизм в яванском сламетане» Журнал Королевского антропологического института , Vol. 2, № 2 (июнь 1996 г.), стр. 271-288.
- Александр Хокинс. «Сламетан в Южном Калимантане» в книге «Создание индонезийской культуры» , Пол Александр, изд. Сидней: Публикации Океании, 1989.
- Ян Ньюберри. «Ритуалы правления в управляемом сообществе: новый взгляд на яванский сламетан». Современные азиатские исследования . Опубликовано в Интернете в январе 2007 г.
- Марк Р. Вудворд. «Сламетан»: текстовые знания и ритуальные действия в исламе Центральной Явана». История религий , Vol. 28, № 1 (август 1988 г.), стр. 54-89.