Дуализм души
Дуализм души , также называемый дуалистическим плюрализмом или множественными душами , представляет собой ряд убеждений, что человек имеет два или более вида душ . Во многих случаях одна из душ связана с функциями тела («телесная душа»), а другая может покидать тело («свободная душа» или «странствующая душа»). [1] [2] [3] [4] [5] [6] Иногда множество типов душ может быть еще более сложным. [7] [8] Иногда можно считать, что «свободная душа» шамана способна совершить духовное путешествие.
Примеры
[ редактировать ]австронезийский
[ редактировать ]Вера в дуализм душ присутствует в большинстве австронезийских шаманских традиций. Реконструированное протоавстронезийское слово, обозначающее «телесную душу», — *nawa («дыхание», «жизнь» или «жизненный дух»). Он расположен где-то в брюшной полости , часто в печени или сердце (протоавстронезийский *qaCay ). [9] [10] «Свободная душа» находится в голове. Его имена обычно происходят от протоавстронезийского *qaNiCu («призрак», «дух [мертвых]»), которые также применимы к другим нечеловеческим природным духам. «Свободная душа» также упоминается в именах, которые буквально означают «близнец» или «двойник», от протоавстронезийского *duSa («два»). [11] [12] Говорят, что добродетельный человек — это тот, чьи души находятся в гармонии друг с другом, а злой — тот, чьи души находятся в конфликте. [13]
Говорят, что «свободная душа» покидает тело и отправляется в духовный мир во время трансоподобных состояний , сна, бреда , смерти и безумия . [14] Двойственность также наблюдается в традициях врачевания австронезийских шаманов, где болезни рассматриваются как « потеря души », и, таким образом, чтобы исцелить больного, нужно «вернуть» «свободную душу» (которая могла быть украдена злым духом). или заблудился в духовном мире) в тело. Если «свободную душу» невозможно вернуть, больной умирает или навсегда сходит с ума. [15]
В некоторых этнических группах душ также может быть больше двух. Говорят, что среди тагбанва у человека есть шесть душ — «свободная душа» (которая считается «истинной» душой) и пять второстепенных душ с различными функциями. [9]
Китай
[ редактировать ]
Традиционная китайская культура различает двух Хунь и По духов или душ , которые соотносятся с Ян и Инь соответственно. В рамках этого дуализма души каждый человек имеет как эфирную хун — «духовную душу; дух; настроение», которая покидает тело после смерти, так и субстанциональную по — «физическую душу; дух; энергию», которая остается с трупом. Китайские традиции различаются по количеству душ хун и по в человеке, например, в даосизме есть санхунципо 三魂七魄 «три хун и семь по ».
Инуиты
[ редактировать ]Некоторые группы инуитов верят, что у человека более одного типа души. Один связан с дыханием, другой может сопровождать тело как тень. Концепции души разных групп инуитов разнообразны; они не похожи друг на друга. [16] В некоторых случаях это связано с шаманскими верованиями среди различных групп инуитов . [17] Также группы карибу-инуитов верили в несколько типов душ. [18]
Конго
[ редактировать ]В традиционной религии баконго каждый житель Конго имеет «двойную душу-разум», называемую мвела-нгинду , которая позволяет ему существовать в физическом мире ( Нсеке ) и духовном мире предков ( Мпемба ). [19] Вращение Солнца отмечает различные сезоны жизни человека Конго, поскольку они переходят между четырьмя моментами жизни: зачатием ( мусони ), рождением ( кала ), зрелостью ( тукула ) и смертью ( лувемба ). [19] [20] Правая сторона тела также считается мужской, а левая — женской, что создает дополнительный слой двойной идентичности народа Конго. [20]
Уральские народы
[ редактировать ]Представление о большем количестве душ можно найти также в мифологиях некоторых уральских народов . [4] [21] См. понятие тени-души (способности свободно покинуть тело), например, iz в венгерских народных верованиях . [21] [22] Концепция дуалистической души-тени, называемой ite , родственная венгерской концепции, также является частью финской и других финских мифологий . К эстонской концепции души подходили несколько авторов, некоторые из них использовали довольно сложные подходы. [8]
См. также
[ редактировать ]- Древнеегипетская концепция души , разделенной на пять или более частей.
- Обмен телами
- Дуализм в космологии
- История местонахождения души
- Дуализм разума и тела
- Душелов
- Потеря души
- Трехсторонний (теология)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джексон, Питер (2016). "Предисловие". В Джексоне, Питер (ред.). Горизонты шаманизма (PDF) . Издательство Стокгольмского университета. стр. xiv – xvii. ISBN 978-91-7635-024-9 .
- ^ Упс, Михай. «Культ природы в сибирском шаманизме» .
- ^ «Большой Индийский бассейн». Британская энциклопедия . 2007 . Проверено 28 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Хоппал 1975 , с. 225.
- ^ Хоппал 1994 , с. 13.
- ^ Диосеги 1962 , с. 27.
- ^ Меркурий 1985 .
- ^ Jump up to: а б Кулмар, Тармо. «Представления о душе в староэстонской религии» .
- ^ Jump up to: а б Тан, Майкл Л. (2008). Возвращаясь к моде, пасме, колдовству . Издательство Филиппинского университета. ISBN 9789715425704 .
- ^ Клиффорд Сатер (2018). «Работа любви: осознание и выражение эмоций в ритуале исцеления Борнео». У Джеймса Дж. Фокса (ред.). Выражения австронезийской мысли и эмоций . АНУ Пресс. стр. 57–63. ISBN 9781760461928 .
- ^ Ю, Хосе Видамор Б. (2000). Инкультурация менталитета филиппино-китайской культуры . Межрелигиозные и межкультурные исследования. Том. 3. Эдитрис Папский университет Грегориана. стр. 148–149. ISBN 9788876528484 .
- ^ Роберт Бласт; Стивен Трассел. «*ду». Австронезийский сравнительный словарь . Проверено 7 июля 2018 г.
- ^ Леонардо Н. Меркадо (1991). «Душа и дух в филиппинской мысли». Филиппинские исследования . 39 (3): 287–302. JSTOR 42633258 .
- ^ Дэйли, Эми. «Брак Близнецового Пламени – священное событие, благословленное Вселенной» .
- ^ Зевс А. Салазар (2007). «Исцеление верой на Филиппинах: историческая перспектива» (PDF) . Азиатские исследования . 43 (2т): 1–15.
- ^ Клейван и Зонне 1985 , стр. 17–18.
- ^ Меркур 1985 , стр. 61, 222–223, 226, 240.
- ^ Корк 1970 , с. 211.
- ^ Jump up to: а б Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии Публикации SAGE. стр. 100-1 120–124, 165–166, ISBN 978-1-4129-3636-1
- ^ Jump up to: а б Луялука, Киатесуа Лубанзадио (2017). «Спираль как основная семиотика религии Конго, Буконго». Журнал исследований чернокожих . 48 (1): 91–112. дои : 10.1177/0021934716678984 . ISSN 0021-9347 JSTOR 26174215 S2CID 152037988 .
- ^ Jump up to: а б Фодор 2005 , с. 16–17.
- ^ Динес 1975 , с. 83.
Источники
[ редактировать ]- Динес, Иштван (1975). «Венгры-оккупанты и их древние верования». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы / Культура и традиции наших языковых родственников [ название книги означает «Уральские народы / Культура и традиции наших языковых родственников»; глава означает «Венгры во время входа в Карпатский бассейн и их древние верования» ] (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 77–108. ISBN 963-13-0900-2 .
- Диосеги, Вилмош (1962). Шаманизм . Маленькая библиотека жизни и науки. Будапешт: Мысль.
- Фодор, Иштван (2005). «О древней венгерской религии». В Молнаре, Адам (ред.). Чудо-олень. Предыстория, религия и фольклор. Том I [ Название главы означает: «О древней венгерской религии»; Название книги означает: «Чудо-олень. Древняя история, религия и фольклорная традиция» ] (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Молнар. стр. 11–34. ISBN 963-218-200-6 .
- Габю, Жан (1970). Эскимосы-карибу (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Гондолат. Перевод оригинала: Габю, Жан (1944). Быт и обычаи эскимосов-карибу . Книготорговец Пайо Лозанна. В нем описывается жизнь групп карибу-эскимосов и падлермиутов.
- Хоппал, Михай (1975). «Верования уральских народов и шаманизм». В Хайду, Петер (ред.). Уральские народы. Культура и традиции наших языковых родственников [ Название книги означает: «Уральские народы / Культура и традиции наших языковых родственников»; название главы означает «Система верований уральских народов и шаманизм» ] (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Корвина. стр. 211–233. ISBN 963-13-0900-2 .
- Хоппал, Михай (1994). Шаманы. Души и символы [ «Шаманы / Души и символы» ]. Будапешт: Издательство Геликон. ISBN 963-208-298-2 .
- Клейван, Инге; Зонне, Б. (1985). «Арктические народы». Эскимосы. Гренландия и Канада . Институт религиозной иконографии. Иконография религий. Лейден, Нидерланды): Государственный университет Гронингена, через Э. Дж. Брилла. раздел VIII, выпуск 2. ISBN 90-04-07160-1 .
- Меркур, Дэниел (1985). Становление наполовину скрытым / Шаманизм и инициация среди инуитов . Acta Universitatis Stockholmiensis / Стокгольмские исследования в области сравнительного религиоведения. Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISBN 91-22-00752-0 .
- Йохансен, Улла (2005). «Шаманская философия: изменение представлений о душе в Туве». В Молнаре, Адам (ред.). Чудо-олень. Предыстория, религия и народная традиция [ Название главы означает: «Шаманская философия: представления души в Туве, меняющиеся во времени»; Название книги означает: «Чудо-олень. Древняя история, религия и фольклорная традиция» ] (на венгерском языке). Том I. Будапешт: Издательство Молнар. стр. 135–156. ISBN 963-218-200-6 .
- Остен, Ярих Г. (1997). «Космологические циклы и составляющие человека». В С.А. Мусалимасе (ред.). Арктическая экология и идентичность . Международное общество трансокеанских исследований. ISTOR Books 8. Будапешт, Венгрия; Лос-Анджелес, Калифорния: Академия Киадо. стр. 85–101. ISBN 963-05-6629-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кулмар, Тармо. «Представления о душе в староэстонской религии» . (также в разделе «Ссылки»)
- «Большой Индийский бассейн». Британская энциклопедия . 2007 . Проверено 28 марта 2007 г.