Jump to content

Хорошие

(Перенаправлено с Карибу-инуитов )

Хорошие
Общая численность населения
3,000
Регионы со значительной численностью населения
Нунавут
Языки
Инуктитут [ нужна ссылка ]
Религия
Христианство, религия инуитов
Родственные этнические группы
Медные инуиты

Киваллирмиут , также называемый карибу-инуитами ( инуктитут : Киваллирмиут /ᑭᕙᓪᓕᕐᒥᐅᑦ), на карибу на бесплодной земле охотники , — это инуиты , которые живут к западу от Гудзонова залива в регионе Киваллик , Нунавут , между 61° и 65° северной широты и 90° и 102° западной долготы в Северная Канада .

Датская карибу Пятая экспедиция Туле 1921–1924 годов под руководством Кнуда Расмуссена назвала их эскимосами - . [1] [2] Киваллирмиут — самая южная подгруппа центральных инуитов . [3] [4]

Примерное расположение банд Киваллирмиут в конце XIX века.
Ахялмиут

Ахиармиут (Ахиалмиут) полагался на карибу круглый год . Лето они проводили на местах отела Каманирджуак на озере Каманирджуак («огромное озеро, примыкающее к реке с обоих концов»), а зиму следовали за стадом на север. [5]

Акилинирмиут

Акилинирмиут были расположены в районе реки Телон у холмов Акилиник ( А-ки , что означает «другая сторона») к северу от озера Беверли, а также были видны над озером Абердин. Некоторые жили к северо-западу от озера Бейкер ( Камани'тууак ) вместе с Каирнирмиутом и Хауниктурмиутом. Многие переехали на озеро Абердин из-за голода или возможности получить образование. [6] [7] [8] [9]

Ханнингаюрмиут

Ханнингажурмиут , или Ханнингарукмиут, или Ханнингажулинмиут («люди местности, лежащей напротив») жили у озера Гарри , к югу от Уткухиксалингмиута. Многие Ханнингажурмиут умерли от голода в 1958 году, когда карибу обошли свои традиционные охотничьи угодья, но 31 выживший был переселен в Бейкер. Большинство из них так и не вернулись в Гарри-Лейк навсегда. [10] [11] [12] [13]

Харвактуурмиут

Харвактуурмиут — северная группа, расположенная в районе реки Казань, озера Яткиед , реки Кунвак , озера Беверли и реки Дубаунт . К началу 1980-х годов большинство из них проживало на озере Бейкер . [2] [14]

Хауниктуурмиут

Хаунэктормиут , или Хауниктуурмиут, или Кангиклиникмиут, («жители, где много костей») — небольшая группа, жившая недалеко от побережья, к югу от Кайрнирмиутса, вокруг рек Уилсон и Фергюсон . К 1980-м годам они были объединены в подгруппы в Китовой бухте и заливе Рэнкин . [4] [14] [15]

Ахиармиут

Ахиармиут («люди извне» или «захолустные жители») располагались на берегах реки Казань , озера Эннадай , озера Малый Дубаунт ( Камиликуак ) и к северу от Тлевиазы ( Кугджуак ; «Большая река "). Переселение в 1950-х годах включало озеро Хеник , Китовую бухту , а к 1980-м годам большинство из них находились в Эскимо-Пойнт , ныне Арвиат. [4] [14] [16] [17] [18] [19] [20]

Пааллирмиут

Пааллирмиут («люди ивы»), или Падлермиут («люди из региона реки Падлей »), или Падлеймиут были самой густонаселенной группой. Они располагались к югу от полос Хауниктуурмиут и Харвактуурмиут. Пааллирмиут были разделены на подгруппу, посещающую побережье (Арвиат), которая проводила охотничий сезон в нижнем течении реки Магузе , и внутреннюю подгруппу, которая круглый год оставалась в районе от озера Яткиед до озера Дубаунт . После того, как Компании Гудзонова залива в 1790 году корабли прекратили торговлю с побережьем Киватина , Пааллирмиут отправился в форт принца Уэльского для торговли. Национальный исторический памятник Арвиаджуак и Кикиктаарджук является историческим местом летнего кемпинга группы. К 1980-м годам большинство из них проживало в Эскимо-Пойнт (Арвиат). [4] [14] [15] [21] [22]

Кернермиут

Кэрнермиут («жители равнины»), или Каирнирмиут («коренные люди»), или Кинипету ( Франц Боас , 1901), Кенепету, или Кенипиту, северная группа, располагались от морского побережья между заливом Честерфилд и заливом Ранкин. через их основную территорию вокруг озера Бейкер, а некоторые даже до озера Беверли . К началу 1980-х годов большинство из них проживало на озере Бейкер. [2] [4] [14] [15]

Уткухиксалингмиут

Уткухиксалингмиут («люди, у которых есть кастрюли») располагались в районе залива Чантри вокруг реки Бэк , недалеко от озера Бейкер. Они делали свои горшки ( уткусик ) из мыльного камня местного , отсюда и их название. Их диалект представляет собой вариант нацилингмиутут , на котором говорят нетсилики . [6] [23] [24]

Источник

[ редактировать ]

Из-за отсутствия ранней письменности предыстория Киваллирмиута неясна. Существует три основные теории: [25] [26]

  1. Киваллирмиут являются потомками внутренней эскимосской культуры, распространившейся в Арктике Северной Америки и Гренландии . (Биркет-Смит, 1930; Расмуссен, 1930; Чонка, 1995)
  2. Киваллирмиут — потомки народа Туле , мигрировавшего с Аляски . (Матиассен, 1927 г.)
  3. Киваллирмиут были потомками мигрирующей подгруппы медных инуитов с арктического побережья в 17 веке . (Taylor, 1972; Burch, 1978). Хотя это самая актуальная гипотеза, она все еще не доказана. (Чонка, 1998)

Предки киваллирмиутов первоначально ходили туда и обратно между Степными землями, чтобы охотиться на стада карибу Беверли и Каманирджуак («Каминуриак») во время сезонных миграций; и Гудзонов залив ( Тариурджуак ) для китобойного промысла и рыбалки зимой. Чипевьян также охотились на Сайиси Дене карибу, но круглый год оставались в глубине страны. Из-за сокращения популяции карибу в течение длительных периодов времени, включая 18 век, дене покинули этот район, и киваллирмиут начали жить внутри страны круглый год, собирая достаточно карибу, чтобы пережить зимы, не полагаясь на прибрежную жизнь. [27]

Регулярные контакты между киваллирмиутами и европейскими исследователями и миссионерами начались примерно в 1717 году после основания постоянного поселения в Черчилле, Манитоба . Контакт включал в себя доступ к оружию, а также ознакомление с отловом и китобойным промыслом. Отец Альфонс Гасте, христианский миссионер, сделал дневниковые записи о мирных отношениях между оседлым Киваллирмиутом и кочевым дене, которых он встретил на реке Казань в конце XIX века. Исследователь Джозеф Тиррелл подсчитал, что численность «эскимосов-карибу» насчитывает около 2000 человек, когда он возглавлял экспедиции Геологической службы канадских бесплодных земель в 1893 и 1894 годах. Юджин Арима классифицирует хауниктуурмиут, ха'вактуурмиут, пааллирмиут и кайрнирмиут как киваллирмиут «южных, последних «отряды: до конца 19-го века они были в основном прибрежными охотниками в морской воде, но с боеприпасами для огнестрельного оружия от коммерческих китобоев они могли круглый год жить внутри страны, охотясь на карибу, не дополняя свой рацион морской жизнью. (Арима, 1975) [1] [3] [27]

Регулярная торговля датируется началом 20-го века, и вскоре после этого прибыли миссионеры, разработавшие письменный язык, столкнувшийся с множеством правил произношения и именования. Арктической весной 1922 года исследователь/антрополог Кай Биркет-Смит и Расмуссен встретились и рассказали о жизни Харвактуурмиута и Пааллирмиута. Некоторые годы охоты были лучше, чем другие, поскольку стада местных карибу и мигрирующих стад росли или сокращались, но популяция киваллирмиутов за десятилетия сократилась. Голод не был редкостью. пробирались к аванпостам Компании Гудзонова залива В мрачный период 1920-х годов некоторые из киваллирмиутов самостоятельно и небольшим, разбросанным деревням. В начале 1950-х годов канадские СМИ сообщили о голодной смерти 60 киваллирмиутов. [28] Правительство действовало медленно, но в 1959 году переселило выживших 60 из примерно 120, живших в 1950 году, в такие поселения, как Бейкер-Лейк и Эскимо-Пойнт. [28] Это положило начало усилиям канадского правительства по созданию арктических поселений, в ходе которых инуитов, живущих на севере, поощряли отказаться от своего традиционного образа жизни и поселиться в деревнях и аванпостах Северной Канады . [28] Автор/исследователь Фарли Моват посетил Ихалмиут в 1940-х и 1950-х годах и много писал об Ихалмиутах. [6] [17] [29] [30]

Этнография

[ редактировать ]
инуитов начала 20 века. Парка

Киваллирмиуты были кочевниками, и лето было временем переселения в поисках другой дичи и торговли. Помимо охоты, они ловили рыбу в местных озерах и реках ( куук ). Северные банды Киваллирмиута издалека, вплоть до реки Дубонт, совершали торговые поездки в Черчилль через реку Тлевиаза за дополнительными припасами. Кочевой характер превратил людей и их собак в сильных пешеходов и саней, которые везли с собой грузы инвентаря, постельных принадлежностей и палаток. Каяки перевозили людей и багаж по рекам и озерам. [2] [20]

Байдарки также использовались для охоты на водных переправах во время ежегодных миграций. Раненых животных связывали вместе, вывозили на берег и там убивали, чтобы избежать борьбы с перетаскиванием мертвых животных. Каждая часть карибу была важна. Рога использовались для изготовления инструментов, таких как улу («нож») и снежные очки ( инуктитут : илгаак или иггаак ), чтобы предотвратить снежную слепоту . Шкуры использовались для изготовления камика (обуви) и одежды, в том числе курток и амаути карибу , с использованием сухожилий для соединения изделий и ношения в несколько слоев. Рукавицы были подбиты мехом, пухом и мхом. В то время как шкуры карибу, собранные весной, были тонкими, гладкими и красивыми, шкуры карибу, собранные летом, были прочнее и теплее. Шкуры также использовались для изготовления палаток, инструментов и контейнеров. [2] [3] [14] [31] [32]

Киваллирмиут жил в рамках патрилокальной социальной единицы . Старейшина-мужчина, ихуматак («лидер группы»), был централизованной властью. Никакой другой формы власти внутри подгрупп или внутри Киваллирмиута в целом не существовало. Как и другие инуиты, Киваллирмиут исповедовали анимистическую религию, включая убеждения, что все имеет душу или энергию с характером или индивидуальностью. Защитницей была Пинга , женская фигура, объект табу, приносящая умерших в Адливун . Высшей силой была Хила («воздух»), мужская фигура и источник несчастий. Христианские миссионеры основали посты в Бесплодных землях между 1910 и 1930 годами, обратив ( сиккитик ) большинство инуитов из традиционной религии инуитов в христианство, хотя некоторые, тем не менее, сохраняют остатки своих традиционных шаманских верований. [1] [33]

Киваллирмиут - носители инуктитута . В инуктитуте шесть диалектов, из которых киваллирмиут говорят на диалекте киваллик , который далее делится на субдиалекты: ахиармиут, хауниктурмиут, пааллирмиут и каирнирмиут. Диалект уткухиксалингмиут, Уткухиксалингмиутут , похож на диалект нацилингмиутут их соседей, но отличается от него . Как и другие жители центральной канадской Арктики, киваллирмиут участвовали в нипаквиит («играх со звуками или шумами»). В жанре Киваллирмиут отсутствовал типичный катаджак («звуки горла»), но было добавлено повествование, отсутствующее среди других групп инуитов. [14] [34] [35]

Современная адаптация

[ редактировать ]
Переселение

Есть несколько книг, посвященных трудностям и переселению Киваллирмиута федеральным правительством в 1950-х годах. С переселением в прибрежные общины образ жизни нуунамиутов («людей земли») закончился, и Киваллирмиут присоединился к тареумиутам («людям моря»), при этом морские инуиты стали более стабильной группой. Даже при наличии федеральной помощи адаптация к перемещению в меньшем количестве и более крупных городах оказалась трудной, что привело к высокому уровню безработицы, домашнему насилию, сексуальному насилию, наркозависимости, самоубийствам и пренебрежению со стороны родителей.

Язык

С приобретением английского языка утрата родного языка становится основной угрозой их культурному выживанию, при этом ни один из языков не осваивается. [36]

Искусство

Ремесленные навыки развивались, и Киваллирмиут, такие как Джесси Унарк , известны своими фигурками животных. Еще одно средство искусства инуитов , связанное с религиозными верованиями, также считающееся игрой, включает в себя фигурки из струн ( аджарак / аджакаат [множественное число]). [36] [37] [38]

Население

Сегодня существует около 3000 киваллирмиутов, расположенных в заливе Честерфилд , заливе Рэнкин , Китовой бухте , Арвиате и озере Бейкер . [1]

Библиография

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Карибу-инуиты» . Страны и их культуры . www.evercultura.com . Проверено 27 декабря 2007 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Арима, Евгений (1 января 1994 г.). «Каяки инуитов Карибу и Иглулик» . Арктика . 47 (2). дои : 10.14430/ARCTIC1289 . ISSN   0004-0843 . Викиданные   Q57481536 .
  3. ^ Jump up to: а б с Камминс, Брайан (2004). Лица Севера: этнографическая фотография Джона Хонигмана . Торонто: Природное наследие/Естественная история. стр. 149–151. ISBN  1-896219-79-9 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Иссенман, Бетти Кобаяши (1997). Силы выживания: живое наследие одежды инуитов . Ванкувер: UBC Press. стр. 136–142. ISBN  978-0-7748-4189-4 .
  5. ^ «История и культура: Каманирджу что?» (PDF) . Том. 3, нет. 2. Черчилль, Манитоба: Hudson Bay Post. Октябрь 2007. стр. 10–11. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2008 года . Проверено 12 февраля 2008 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Кит, Даррен. «Бейкер Лейк» . InuitArtEskimoArt.com . Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
  7. ^ «Заповедник дикой природы Телон» . Парки и особые места Нунавута . Правительство Нунавута – Департамент окружающей среды . Проверено 22 июля 2021 г.
  8. ^ «Гамлет из Бейкер-Лейка» . BakerLake.org . Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Проверено 1 января 2008 г.
  9. ^ «Звуки предков Тухаалрууктут» . VirtualMuseum.ca . Проверено 22 июля 2021 г.
  10. ^ Тестер, Ф.Дж.; Кульчиский П. (1 января 1994 г.). Из Таммарниита (Ошибки), Переселение инуитов в Восточную Арктику, 1939-1936 гг. Ванкувер: UBC Press. ISBN  978-0-7748-0452-3 . Архивировано из оригинала 29 ноября 2007 года . Проверено 9 марта 2008 г.
  11. ^ «Ханна Кигусюк» . www.spiritwrestler.com . Проверено 9 марта 2008 г.
  12. ^ Дайк, CJ; Бриггс, Дж. Л. (16 мая 2004 г.). «Историческое развитие фонологии Уткухиксалика» (PDF) . utoronto.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2009 года . Проверено 9 марта 2008 г.
  13. ^ «Озеро Бейкер, Нунавут» . edu.nu.ca. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 9 марта 2008 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бушар, Мишель. «Инуиты или эскимосы» . Университет Арктики. Архивировано из оригинала 7 июля 2014 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
  15. ^ Jump up to: а б с «Инуитская карта канадской Арктики» . jimmymacdonald.com. Архивировано из оригинала 1 ноября 2007 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
  16. ^ Моват, Фарли (2001). Прогулка по земле . Южный Роялтон, Вермонт: Steerforth Press. ISBN  1-58642-024-0 . OCLC   45667705 .
  17. ^ Jump up to: а б Мэдсен, Кирстен. «Проект Карибу» (PDF) . Уайтхорс, территория Юкон: Департамент окружающей среды Юкона. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2007 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
  18. ^ Моват, Фарли (2005). Ничейная река . Нью-Йорк: Издательство Кэрролл и Граф. п. 24. ISBN  0-7867-1692-4 . Проверено 24 декабря 2007 г.
  19. ^ «Вспоминая Киккика» . nunatsiaq.com. 21 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2008 года . Проверено 22 декабря 2007 г.
  20. ^ Jump up to: а б Лэйман, Билл. «Ну-тель-тин-ту-э и река Тлевиаза, Земля Киваллирмиут и Бесплодная земля Карибу Дене» . Churchillrivercanoe.com. Архивировано из оригинала 6 декабря 2007 года . Проверено 24 декабря 2007 г.
  21. ^ «Профиль сообщества» (PDF) . NativeAccess.com. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2006 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
  22. ^ «Одежда, обувь и территория карибу-инуитов» . aaanativearts.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2011 года . Проверено 1 января 2008 г.
  23. ^ «Звуки предков Тухаалрууктут» . virtualmuseum.ca. Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Проверено 29 декабря 2007 г.
  24. ^ «Канадский институт исследований языковых меньшинств» . Проверено 1 января 2008 г.
  25. ^ Кейт, Даррен (2004). «Карибу, река и океан: организация и ориентация ландшафта Харвактуурмиут» (PDF) . Этюды инуитских исследований . 28 (2): 39. дои : 10.7202/013195АР . ISSN   0701-1008 . JSTOR   42870182 . S2CID   129307018 . Викиданные   Q57481538 .
  26. ^ Биркет-Смит, Кай (1930). «Вопрос о происхождении эскимосской культуры: ответ» . Американский антрополог . Новая серия. 32 (4): 608–624. дои : 10.1525/aa.1930.32.4.02a00030 . JSTOR   661409 .
  27. ^ Jump up to: а б «Река Казань» . chrs.ca. Архивировано из оригинала 10 ноября 2007 года . Проверено 31 декабря 2007 г.
  28. ^ Jump up to: а б с Кость 2013 , с. 412
  29. ^ Старейшина, Сара (июнь 2002 г.). «Дневник Падлей, 19S0. Отчет об эскимосах Падлеймиут в округе Киватин к западу от Гудзонова залива в первые месяцы 1950 года, как они были засвидетельствованы». Американский антрополог . 104 (2). anthrosource.net: 657–659. дои : 10.1525/aa.2002.104.2.657 .
  30. ^ Люди Оленя . АСИН   0770420796 .
  31. ^ «Киваллик (инуиты)» . приглашениеproject.ca. Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 года . Проверено 29 декабря 2007 г.
  32. ^ «Хотите согреться? Попробуйте костюм карибу» . athropolis.com . Проверено 29 декабря 2007 г.
  33. ^ Берч, Эрнест С. младший; Чонка, Ивон (1999). «Карибу-инуиты» . У Ричарда Б. Ли; Ричард Дейли (ред.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Издательство Кембриджского университета. п. 59. ИСБН  978-0-5215-7109-8 .
  34. ^ «Детка, за пределами иглу холодно» . blogspot.com. 24 января 2007 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
  35. ^ «Начало 8.0 диалектов Инуктитут» . LanguageGeek.com . Проверено 29 декабря 2007 г.
  36. ^ Jump up to: а б Моран, Э.Ф. (2002). Адаптивность человека: введение в экологическую антропологию (pdf) . Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 116. ИСБН  0-8133-1254-Х . Проверено 27 декабря 2007 г.
  37. ^ Проберт, Мартин. «Музеи и другие учреждения, имеющие артефакты в виде струнных фигур» . lineone.net. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 1 января 2008 г.
  38. ^ Уайт, Дарлин Кауард. «Художественная галерея Виннипега» (PDF) . wag.mb.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2008 года . Проверено 6 января 2008 г.
  • Арима, EY (1975). Контекстуальное исследование эскимосского каяка карибу . Оттава: Национальный музей человека, Меркурий, серия 25. OCLC   1918154 .
  • Боун, Роберт М. (2013). Региональная география Канады . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-900242-9 . - Всего страниц: 510

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d010fd15d56c085ba1d506000b8ed466__1702320420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/66/d010fd15d56c085ba1d506000b8ed466.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kivallirmiut - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)