Хорошие
Общая численность населения | |
---|---|
3,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Нунавут | |
Языки | |
Инуктитут [ нужна ссылка ] | |
Религия | |
Христианство, религия инуитов | |
Родственные этнические группы | |
Медные инуиты |
Киваллирмиут , также называемый карибу-инуитами ( инуктитут : Киваллирмиут /ᑭᕙᓪᓕᕐᒥᐅᑦ), на карибу на бесплодной земле охотники , — это инуиты , которые живут к западу от Гудзонова залива в регионе Киваллик , Нунавут , между 61° и 65° северной широты и 90° и 102° западной долготы в Северная Канада .
Датская карибу Пятая экспедиция Туле 1921–1924 годов под руководством Кнуда Расмуссена назвала их эскимосами - . [1] [2] Киваллирмиут — самая южная подгруппа центральных инуитов . [3] [4]

Группы
[ редактировать ]- Ахялмиут
Ахиармиут (Ахиалмиут) полагался на карибу круглый год . Лето они проводили на местах отела Каманирджуак на озере Каманирджуак («огромное озеро, примыкающее к реке с обоих концов»), а зиму следовали за стадом на север. [5]
- Акилинирмиут
Акилинирмиут были расположены в районе реки Телон у холмов Акилиник ( А-ки , что означает «другая сторона») к северу от озера Беверли, а также были видны над озером Абердин. Некоторые жили к северо-западу от озера Бейкер ( Камани'тууак ) вместе с Каирнирмиутом и Хауниктурмиутом. Многие переехали на озеро Абердин из-за голода или возможности получить образование. [6] [7] [8] [9]
- Ханнингаюрмиут
Ханнингажурмиут , или Ханнингарукмиут, или Ханнингажулинмиут («люди местности, лежащей напротив») жили у озера Гарри , к югу от Уткухиксалингмиута. Многие Ханнингажурмиут умерли от голода в 1958 году, когда карибу обошли свои традиционные охотничьи угодья, но 31 выживший был переселен в Бейкер. Большинство из них так и не вернулись в Гарри-Лейк навсегда. [10] [11] [12] [13]
- Харвактуурмиут
Харвактуурмиут — северная группа, расположенная в районе реки Казань, озера Яткиед , реки Кунвак , озера Беверли и реки Дубаунт . К началу 1980-х годов большинство из них проживало на озере Бейкер . [2] [14]
- Хауниктуурмиут
Хаунэктормиут , или Хауниктуурмиут, или Кангиклиникмиут, («жители, где много костей») — небольшая группа, жившая недалеко от побережья, к югу от Кайрнирмиутса, вокруг рек Уилсон и Фергюсон . К 1980-м годам они были объединены в подгруппы в Китовой бухте и заливе Рэнкин . [4] [14] [15]
- Ахиармиут
Ахиармиут («люди извне» или «захолустные жители») располагались на берегах реки Казань , озера Эннадай , озера Малый Дубаунт ( Камиликуак ) и к северу от Тлевиазы ( Кугджуак ; «Большая река "). Переселение в 1950-х годах включало озеро Хеник , Китовую бухту , а к 1980-м годам большинство из них находились в Эскимо-Пойнт , ныне Арвиат. [4] [14] [16] [17] [18] [19] [20]
- Пааллирмиут
Пааллирмиут («люди ивы»), или Падлермиут («люди из региона реки Падлей »), или Падлеймиут были самой густонаселенной группой. Они располагались к югу от полос Хауниктуурмиут и Харвактуурмиут. Пааллирмиут были разделены на подгруппу, посещающую побережье (Арвиат), которая проводила охотничий сезон в нижнем течении реки Магузе , и внутреннюю подгруппу, которая круглый год оставалась в районе от озера Яткиед до озера Дубаунт . После того, как Компании Гудзонова залива в 1790 году корабли прекратили торговлю с побережьем Киватина , Пааллирмиут отправился в форт принца Уэльского для торговли. Национальный исторический памятник Арвиаджуак и Кикиктаарджук является историческим местом летнего кемпинга группы. К 1980-м годам большинство из них проживало в Эскимо-Пойнт (Арвиат). [4] [14] [15] [21] [22]
- Кернермиут
Кэрнермиут («жители равнины»), или Каирнирмиут («коренные люди»), или Кинипету ( Франц Боас , 1901), Кенепету, или Кенипиту, северная группа, располагались от морского побережья между заливом Честерфилд и заливом Ранкин. через их основную территорию вокруг озера Бейкер, а некоторые даже до озера Беверли . К началу 1980-х годов большинство из них проживало на озере Бейкер. [2] [4] [14] [15]
- Уткухиксалингмиут
Уткухиксалингмиут («люди, у которых есть кастрюли») располагались в районе залива Чантри вокруг реки Бэк , недалеко от озера Бейкер. Они делали свои горшки ( уткусик ) из мыльного камня местного , отсюда и их название. Их диалект представляет собой вариант нацилингмиутут , на котором говорят нетсилики . [6] [23] [24]
Источник
[ редактировать ]Из-за отсутствия ранней письменности предыстория Киваллирмиута неясна. Существует три основные теории: [25] [26]
- Киваллирмиут являются потомками внутренней эскимосской культуры, распространившейся в Арктике Северной Америки и Гренландии . (Биркет-Смит, 1930; Расмуссен, 1930; Чонка, 1995)
- Киваллирмиут — потомки народа Туле , мигрировавшего с Аляски . (Матиассен, 1927 г.)
- Киваллирмиут были потомками мигрирующей подгруппы медных инуитов с арктического побережья в 17 веке . (Taylor, 1972; Burch, 1978). Хотя это самая актуальная гипотеза, она все еще не доказана. (Чонка, 1998)
История
[ редактировать ]Предки киваллирмиутов первоначально ходили туда и обратно между Степными землями, чтобы охотиться на стада карибу Беверли и Каманирджуак («Каминуриак») во время сезонных миграций; и Гудзонов залив ( Тариурджуак ) для китобойного промысла и рыбалки зимой. Чипевьян также охотились на Сайиси Дене карибу, но круглый год оставались в глубине страны. Из-за сокращения популяции карибу в течение длительных периодов времени, включая 18 век, дене покинули этот район, и киваллирмиут начали жить внутри страны круглый год, собирая достаточно карибу, чтобы пережить зимы, не полагаясь на прибрежную жизнь. [27]
Регулярные контакты между киваллирмиутами и европейскими исследователями и миссионерами начались примерно в 1717 году после основания постоянного поселения в Черчилле, Манитоба . Контакт включал в себя доступ к оружию, а также ознакомление с отловом и китобойным промыслом. Отец Альфонс Гасте, христианский миссионер, сделал дневниковые записи о мирных отношениях между оседлым Киваллирмиутом и кочевым дене, которых он встретил на реке Казань в конце XIX века. Исследователь Джозеф Тиррелл подсчитал, что численность «эскимосов-карибу» насчитывает около 2000 человек, когда он возглавлял экспедиции Геологической службы канадских бесплодных земель в 1893 и 1894 годах. Юджин Арима классифицирует хауниктуурмиут, ха'вактуурмиут, пааллирмиут и кайрнирмиут как киваллирмиут «южных, последних «отряды: до конца 19-го века они были в основном прибрежными охотниками в морской воде, но с боеприпасами для огнестрельного оружия от коммерческих китобоев они могли круглый год жить внутри страны, охотясь на карибу, не дополняя свой рацион морской жизнью. (Арима, 1975) [1] [3] [27]
Регулярная торговля датируется началом 20-го века, и вскоре после этого прибыли миссионеры, разработавшие письменный язык, столкнувшийся с множеством правил произношения и именования. Арктической весной 1922 года исследователь/антрополог Кай Биркет-Смит и Расмуссен встретились и рассказали о жизни Харвактуурмиута и Пааллирмиута. Некоторые годы охоты были лучше, чем другие, поскольку стада местных карибу и мигрирующих стад росли или сокращались, но популяция киваллирмиутов за десятилетия сократилась. Голод не был редкостью. пробирались к аванпостам Компании Гудзонова залива В мрачный период 1920-х годов некоторые из киваллирмиутов самостоятельно и небольшим, разбросанным деревням. В начале 1950-х годов канадские СМИ сообщили о голодной смерти 60 киваллирмиутов. [28] Правительство действовало медленно, но в 1959 году переселило выживших 60 из примерно 120, живших в 1950 году, в такие поселения, как Бейкер-Лейк и Эскимо-Пойнт. [28] Это положило начало усилиям канадского правительства по созданию арктических поселений, в ходе которых инуитов, живущих на севере, поощряли отказаться от своего традиционного образа жизни и поселиться в деревнях и аванпостах Северной Канады . [28] Автор/исследователь Фарли Моват посетил Ихалмиут в 1940-х и 1950-х годах и много писал об Ихалмиутах. [6] [17] [29] [30]
Этнография
[ редактировать ]
Киваллирмиуты были кочевниками, и лето было временем переселения в поисках другой дичи и торговли. Помимо охоты, они ловили рыбу в местных озерах и реках ( куук ). Северные банды Киваллирмиута издалека, вплоть до реки Дубонт, совершали торговые поездки в Черчилль через реку Тлевиаза за дополнительными припасами. Кочевой характер превратил людей и их собак в сильных пешеходов и саней, которые везли с собой грузы инвентаря, постельных принадлежностей и палаток. Каяки перевозили людей и багаж по рекам и озерам. [2] [20]
Байдарки также использовались для охоты на водных переправах во время ежегодных миграций. Раненых животных связывали вместе, вывозили на берег и там убивали, чтобы избежать борьбы с перетаскиванием мертвых животных. Каждая часть карибу была важна. Рога использовались для изготовления инструментов, таких как улу («нож») и снежные очки ( инуктитут : илгаак или иггаак ), чтобы предотвратить снежную слепоту . Шкуры использовались для изготовления камика (обуви) и одежды, в том числе курток и амаути карибу , с использованием сухожилий для соединения изделий и ношения в несколько слоев. Рукавицы были подбиты мехом, пухом и мхом. В то время как шкуры карибу, собранные весной, были тонкими, гладкими и красивыми, шкуры карибу, собранные летом, были прочнее и теплее. Шкуры также использовались для изготовления палаток, инструментов и контейнеров. [2] [3] [14] [31] [32]
Киваллирмиут жил в рамках патрилокальной социальной единицы . Старейшина-мужчина, ихуматак («лидер группы»), был централизованной властью. Никакой другой формы власти внутри подгрупп или внутри Киваллирмиута в целом не существовало. Как и другие инуиты, Киваллирмиут исповедовали анимистическую религию, включая убеждения, что все имеет душу или энергию с характером или индивидуальностью. Защитницей была Пинга , женская фигура, объект табу, приносящая умерших в Адливун . Высшей силой была Хила («воздух»), мужская фигура и источник несчастий. Христианские миссионеры основали посты в Бесплодных землях между 1910 и 1930 годами, обратив ( сиккитик ) большинство инуитов из традиционной религии инуитов в христианство, хотя некоторые, тем не менее, сохраняют остатки своих традиционных шаманских верований. [1] [33]
Киваллирмиут - носители инуктитута . В инуктитуте шесть диалектов, из которых киваллирмиут говорят на диалекте киваллик , который далее делится на субдиалекты: ахиармиут, хауниктурмиут, пааллирмиут и каирнирмиут. Диалект уткухиксалингмиут, Уткухиксалингмиутут , похож на диалект нацилингмиутут их соседей, но отличается от него . Как и другие жители центральной канадской Арктики, киваллирмиут участвовали в нипаквиит («играх со звуками или шумами»). В жанре Киваллирмиут отсутствовал типичный катаджак («звуки горла»), но было добавлено повествование, отсутствующее среди других групп инуитов. [14] [34] [35]
Современная адаптация
[ редактировать ]- Переселение
Есть несколько книг, посвященных трудностям и переселению Киваллирмиута федеральным правительством в 1950-х годах. С переселением в прибрежные общины образ жизни нуунамиутов («людей земли») закончился, и Киваллирмиут присоединился к тареумиутам («людям моря»), при этом морские инуиты стали более стабильной группой. Даже при наличии федеральной помощи адаптация к перемещению в меньшем количестве и более крупных городах оказалась трудной, что привело к высокому уровню безработицы, домашнему насилию, сексуальному насилию, наркозависимости, самоубийствам и пренебрежению со стороны родителей.
- Язык
С приобретением английского языка утрата родного языка становится основной угрозой их культурному выживанию, при этом ни один из языков не осваивается. [36]
- Искусство
Ремесленные навыки развивались, и Киваллирмиут, такие как Джесси Унарк , известны своими фигурками животных. Еще одно средство искусства инуитов , связанное с религиозными верованиями, также считающееся игрой, включает в себя фигурки из струн ( аджарак / аджакаат [множественное число]). [36] [37] [38]
- Население
Сегодня существует около 3000 киваллирмиутов, расположенных в заливе Честерфилд , заливе Рэнкин , Китовой бухте , Арвиате и озере Бейкер . [1]
Библиография
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Карибу-инуиты» . Страны и их культуры . www.evercultura.com . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Арима, Евгений (1 января 1994 г.). «Каяки инуитов Карибу и Иглулик» . Арктика . 47 (2). дои : 10.14430/ARCTIC1289 . ISSN 0004-0843 . Викиданные Q57481536 .
- ^ Jump up to: а б с Камминс, Брайан (2004). Лица Севера: этнографическая фотография Джона Хонигмана . Торонто: Природное наследие/Естественная история. стр. 149–151. ISBN 1-896219-79-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и Иссенман, Бетти Кобаяши (1997). Силы выживания: живое наследие одежды инуитов . Ванкувер: UBC Press. стр. 136–142. ISBN 978-0-7748-4189-4 .
- ^ «История и культура: Каманирджу что?» (PDF) . Том. 3, нет. 2. Черчилль, Манитоба: Hudson Bay Post. Октябрь 2007. стр. 10–11. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2008 года . Проверено 12 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Кит, Даррен. «Бейкер Лейк» . InuitArtEskimoArt.com . Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ «Заповедник дикой природы Телон» . Парки и особые места Нунавута . Правительство Нунавута – Департамент окружающей среды . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «Гамлет из Бейкер-Лейка» . BakerLake.org . Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ «Звуки предков Тухаалрууктут» . VirtualMuseum.ca . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Тестер, Ф.Дж.; Кульчиский П. (1 января 1994 г.). Из Таммарниита (Ошибки), Переселение инуитов в Восточную Арктику, 1939-1936 гг. Ванкувер: UBC Press. ISBN 978-0-7748-0452-3 . Архивировано из оригинала 29 ноября 2007 года . Проверено 9 марта 2008 г.
- ^ «Ханна Кигусюк» . www.spiritwrestler.com . Проверено 9 марта 2008 г.
- ^ Дайк, CJ; Бриггс, Дж. Л. (16 мая 2004 г.). «Историческое развитие фонологии Уткухиксалика» (PDF) . utoronto.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2009 года . Проверено 9 марта 2008 г.
- ^ «Озеро Бейкер, Нунавут» . edu.nu.ca. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 9 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бушар, Мишель. «Инуиты или эскимосы» . Университет Арктики. Архивировано из оригинала 7 июля 2014 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «Инуитская карта канадской Арктики» . jimmymacdonald.com. Архивировано из оригинала 1 ноября 2007 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ Моват, Фарли (2001). Прогулка по земле . Южный Роялтон, Вермонт: Steerforth Press. ISBN 1-58642-024-0 . OCLC 45667705 .
- ^ Jump up to: а б Мэдсен, Кирстен. «Проект Карибу» (PDF) . Уайтхорс, территория Юкон: Департамент окружающей среды Юкона. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2007 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ Моват, Фарли (2005). Ничейная река . Нью-Йорк: Издательство Кэрролл и Граф. п. 24. ISBN 0-7867-1692-4 . Проверено 24 декабря 2007 г.
- ^ «Вспоминая Киккика» . nunatsiaq.com. 21 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2008 года . Проверено 22 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Лэйман, Билл. «Ну-тель-тин-ту-э и река Тлевиаза, Земля Киваллирмиут и Бесплодная земля Карибу Дене» . Churchillrivercanoe.com. Архивировано из оригинала 6 декабря 2007 года . Проверено 24 декабря 2007 г.
- ^ «Профиль сообщества» (PDF) . NativeAccess.com. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2006 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ «Одежда, обувь и территория карибу-инуитов» . aaanativearts.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2011 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ «Звуки предков Тухаалрууктут» . virtualmuseum.ca. Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ «Канадский институт исследований языковых меньшинств» . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Кейт, Даррен (2004). «Карибу, река и океан: организация и ориентация ландшафта Харвактуурмиут» (PDF) . Этюды инуитских исследований . 28 (2): 39. дои : 10.7202/013195АР . ISSN 0701-1008 . JSTOR 42870182 . S2CID 129307018 . Викиданные Q57481538 .
- ^ Биркет-Смит, Кай (1930). «Вопрос о происхождении эскимосской культуры: ответ» . Американский антрополог . Новая серия. 32 (4): 608–624. дои : 10.1525/aa.1930.32.4.02a00030 . JSTOR 661409 .
- ^ Jump up to: а б «Река Казань» . chrs.ca. Архивировано из оригинала 10 ноября 2007 года . Проверено 31 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Кость 2013 , с. 412
- ^ Старейшина, Сара (июнь 2002 г.). «Дневник Падлей, 19S0. Отчет об эскимосах Падлеймиут в округе Киватин к западу от Гудзонова залива в первые месяцы 1950 года, как они были засвидетельствованы». Американский антрополог . 104 (2). anthrosource.net: 657–659. дои : 10.1525/aa.2002.104.2.657 .
- ^ Люди Оленя . АСИН 0770420796 .
- ^ «Киваллик (инуиты)» . приглашениеproject.ca. Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 года . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ «Хотите согреться? Попробуйте костюм карибу» . athropolis.com . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ Берч, Эрнест С. младший; Чонка, Ивон (1999). «Карибу-инуиты» . У Ричарда Б. Ли; Ричард Дейли (ред.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Издательство Кембриджского университета. п. 59. ИСБН 978-0-5215-7109-8 .
- ^ «Детка, за пределами иглу холодно» . blogspot.com. 24 января 2007 года . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ «Начало 8.0 диалектов Инуктитут» . LanguageGeek.com . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Моран, Э.Ф. (2002). Адаптивность человека: введение в экологическую антропологию (pdf) . Боулдер, Колорадо: Westview Press. п. 116. ИСБН 0-8133-1254-Х . Проверено 27 декабря 2007 г.
- ^ Проберт, Мартин. «Музеи и другие учреждения, имеющие артефакты в виде струнных фигур» . lineone.net. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Уайт, Дарлин Кауард. «Художественная галерея Виннипега» (PDF) . wag.mb.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2008 года . Проверено 6 января 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Арима, EY (1975). Контекстуальное исследование эскимосского каяка карибу . Оттава: Национальный музей человека, Меркурий, серия 25. OCLC 1918154 .
- Боун, Роберт М. (2013). Региональная география Канады . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-900242-9 . - Всего страниц: 510
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биркет-Смит, Кай (1976). Эскимосы-карибу: материальная и социальная жизнь и их культурное положение . АМС Пресс. ISBN 978-0-404-58300-2 .
- Буйкстра, Джейн Э. (1 ноября 1976 г.). «Эскимосы-карибу: общие и специфические заболевания». Американский журнал биологической антропологии . 45 (3 PT 1): 351–367. дои : 10.1002/AJPA.1330450303 . ISSN 0002-9483 . ПМИД 998764 . Викиданные Q47663741 .
- Гордон, Брайан ХК (1996). Люди солнечного света, Люди звездного света: археология пустошей на северо-западных территориях Канады . Канадский музей цивилизации. ISBN 978-0-660-15963-8 .
- Оукс, Джилл Э. (1991). Производство одежды из кожи инуитов из меди и карибу . Канадский музей цивилизации. ISBN 978-0-660-12909-9 .
- Расмуссен, Кнуд (1976) [1930]. Эскимосские тексты иглюлик и карибу . Нью-Йорк: AMS Press.
- Стенховен, Герт ван ден (1957). Отчет об исследовании закона эскимосов Карибу (2-е изд.). Гаага: Г. ван ден Стенховен.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии
- Мужчина несет каяк и весло карибу-инуитов, 1894 г. Архивировано 12 января 2011 г. в Wayback Machine.
- Старуха Падлермиут, 1924 год - Архив Смитсоновского института
- Парки Hauneqtormiut и статуэтка - Музей МакКорда
- Пожилая женщина из Кэрнермиута на борту шхуны, Гудзонов залив, 1906 год.
- Женщина и сын Кэрнермиута, Гудзонов залив, ок. 1897-1912 гг.
- Проект словаря инуктитут Уткухиксалингмиут