Jump to content

Бросаться

Бросаться
Общая численность населения
3,000
Регионы со значительным населением
Нунавут
Языки
Inuktitut [ Цитация необходима ]
Религия
Христианство, религия инуитов
Связанные этнические группы
Медные инуиты

Кивалимир из Карибского бассейна анонса : Kevoirs of ), коричневый губернатор и ° , также 65 Kivalliq W в ° ( N и 90 ° и 102 северной Канаде .

Данная Кнудом пятая экспедиция Туле 1921–1924 гг. Во главе с Расмуссеном Карибу назвала их эскимосом . [ 1 ] [ 2 ] Kivallirmiut - самая южная подгруппа центральной инуиты . [ 3 ] [ 4 ]

Приблизительное местоположение групп Kivallirmiut в конце 19 -го века
Тревога

Ahiarmiut (Ahialmiut) полагался на Caribou круглый год. Они провели лето на территории оштрафля Каманиржуака на озере Каманиржуак («Огромное озеро, примыкающее к реке с обоих концов») и потратили зимы после стада на север. [ 5 ]

Упомянуть

Akilinirmiut были расположены в районе реки Телон на холмах Акилиник ( A-Ki , что означает «другая сторона») к северу от озера Беверли, а также виден над озером Абердин. Некоторые жили к северо -западу от озера Бейкер ( Qamani'tuuaq ) вместе с Qairnirmiut и Hauniqturmiut. Многие переехали на озеро Абердин из -за голодания или образования. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Ханшир

Hanningajurmiut , или hanningaruqmiut, или hanningajulinmiut {«Народ того места, который находится через«}, жили на озере Гарри , к югу от Утокхиксалингмиута. Многие Ханнингаджурмиут голодали в 1958 году, когда Карибу обходил свои традиционные охотничьи площадки, но 31, которые выжили, были перенесены в Бейкер. Большинство никогда не возвращались навсегда на озеро Гарри. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]

Гарвас

Harvaqtuurmiut были северной группой, расположенной в регионе реки Казань, озеро Яткид , река Кунвак , озеро Беверли и реку Дубант . К началу 1980 -х годов большинство жили на озере Бейкер . [ 2 ] [ 14 ]

Хуна

Hauneqtormiut , или hauniqtuurmiut, или kangiqliniqmiut («жители, где изобилуют кости») были меньшей группой, которая жила недалеко от побережья, к югу от Qairnirmiuts, вокруг реки Уилсон и реки Фергюсон . К 1980 -м годам они были поглощены подгруппами в китовой бухте и Ранкине . [ 4 ] [ 14 ] [ 15 ]

Ахиарми

Ahiarmiut («люди из-за пределов» или «издалеки-жители») были расположены на берегах реки Казань , озеро Эннадай Литтл , озеро Дубаунт ( Камиликук ) и к северу от Тлюйаза ( Кугджуак ; «Большая река "). В 1950 -х годах в 1950 -х годах было включено в озеро Хеник , кит -бухта , и к 1980 -м годам большинство были в Эскимо -Пойнт , ныне Арвиат. [ 4 ] [ 14 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]

Баллас

Paallirmiut («Люди Уиллоу»), или Padlermiut («Люди из региона реки Падлей »), или Падлеймиут были самой густонаселенной группой. Они были расположены к югу от групп Hauniqtuurmiut и Harvaqtuurmiut. Паалльмьит были разделены на подгруппу на побережье (Арвиат), которая провела охотник на реку Нижней волшебной реки , и подгруппа интерьера, которая оставалась круглый год в озере Йоткисед в районе озера Дубант . После того, как Компания Hudson's Bay Company прекратила торговлю на побережье Кеватина в 1790 году, Пааллрмийт отправился в форт Принца Уэльса на торговлю. Национальный исторический сайт Arvia'juaq и Qikiqtaarjuk - исторический летний кемпинг. К 1980 -м годам большинство жили в Эскимо -Пойнт (Арвиат). [ 4 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 21 ] [ 22 ]

Qaernermi

Qaerermiut («обитатели плоской земли»), или Qairnirmiut («люди коллеги»), или Kinipetu ( Franz Boas , 1901), Kenepetu, или Kenipitu, северная группа, находились от морского побережья между Честерфилдом до входа Ранкин. через их основной район вокруг озера Бейкер и некоторых даже в Беверли -Лейк . К началу 1980 -х годов большинство жили на озере Бейкер. [ 2 ] [ 4 ] [ 14 ] [ 15 ]

Otkogexale of

Utkuhiksalingmiut («Люди, у которых есть горшки»), были расположены в районе Чантри в районе вокруг реки , недалеко от озера Бейкер. Они сделали свои горшки ( Уткусик ) из мыльного камня в районе, поэтому их имя. Их диалект представляет собой вариант Natsilingmiutut , на котором говорится Netsilik . [ 6 ] [ 23 ] [ 24 ]

Источник

[ редактировать ]

Отсутствие раннего письменного языка, предварительная история Kivallirmiut неясна. Есть три основные теории: [ 25 ] [ 26 ]

  1. Kivallirmiut являются потомками внутренней эскимовой культуры, которая распространилась в Арктике Северной Америки и Гренландии . (Birket-Smith, 1930; Rasmussen, 1930; Czonka, 1995)
  2. Kivallirmiut - потомки людей Туле , которые мигрировали с Аляски . (Mathiassen, 1927)
  3. Киваллирмии были потомками 17 -го века миграционной подгруппы медного инуита с Арктического побережья . (Taylor, 1972; Burch, 1978). Хотя это самая современная гипотеза, она все еще остается недоказанной. (Czonka, 1998)

Предки Kivallirmiut изначально ходили между Барренлендами, чтобы охотиться на стада Беверли и Каманиржуак («Каминурияк») карибу во время сезонных миграций; и залив Гудзона ( Tariurjuaq ) для китобойного промысла и ловить рыбу во время зимы. Чипвьян также были охотниками за Сайзи Дене карибу, но они оставались в стране круглый год. Из-за снижения популяций Карибу в течение длительных периодов, в том числе 18-го века, Дене отошел от этого района, и Киваллирмит начал жить в годовом годовом годовом исчислении, чтобы добраться до достаточно карибу, чтобы преодолеть зимы, не полагаясь на прибрежную жизнь. [ 27 ]

Регулярный контакт между Kivallirmiut и европейскими исследователями и миссионерами начался около 1717 года после установления постоянного поселения в Черчилле, штат Манитоба . Контакт включал доступ к оружию, а также введение в ловушку и китобой. Отец Альфонс Гасте, христианский миссионер, сделал дневниковые заметки о мирных отношениях между устроенным Киваллирмитом и миграционным деном, с которыми он встретил вдоль реки Казань в конце 19 -го века. Исследователь Джозеф Тиррелл подсчитал, что «эскимос" Карибу "насчитывал почти 2000 человек, когда он руководил геологическими обследованиями бесплодных земельных экспедиций 1893 и 1894 годов. Евгений Арима классифицирует Hauniqtuurmiut, Ha'vaqtuurmiut, Paallirmiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut. «Группы: до конца 19-го века они были в основном охотниками за морскими водами, но с боеприпасами огнестрельного оружия от коммерческих китободов они смогли жить в круглогодичной охоте на круглый год, не увеличивая свою диету на морской жизни. (Арима 1975) [ 1 ] [ 3 ] [ 27 ]

Регулярные торговые даты до начала 20 -го века и миссионеры вскоре после этого появились, разрабатывая письменный язык, оспариваемый различными произношениями и правилами именования. В арктической весне 1922 года исследователь/антрополог Кай Биркет-Смит и Расмуссен встретились и сообщили о жизни Harvaqtuurmiut и Paallirmiut. Некоторые годы охоты были лучше, чем другие, так как резидентные карибу и мигрирующие стада росли или снизились, но популяции Kivallirmiut сократились в течение десятилетий. Голод был не редкостью. В мрачный период в 1920 -х годах некоторые из Kivallirmiut попали в форпосты компании Hudson's Bay и небольшие, разбросанные деревни самостоятельно. В начале 1950 -х годов канадские СМИ сообщили о смерти от голода в 60 Kivallirmiut. [ 28 ] Правительство не спешилось действовать, но в 1959 году выжившие 60 человек, примерно 120, которые были живы в 1950 году, в такие поселения, как Бейкер -Лейк и Эскимо -Пойнт. [ 28 ] Это вызвало арктическое урегулирование правительства Канады, где инуитам, проживающим на севере, было предложено отказаться от традиционного образа жизни и поселиться в деревнях и аванпостах Северной Канады . [ 28 ] Автор/исследователь Фарли Моват посетил Ihalmiut в 1940 -х и 1950 -х годах, подробно написав о Ihalmiut. [ 6 ] [ 17 ] [ 29 ] [ 30 ]

Этнография

[ редактировать ]
Начало 20 -го века Инуит Парка

Kivallirmiut были кочевыми, а лето - время переезда, чтобы достичь другой игры и торговать. В дополнение к охоте, они рыбачили в местных озерах и реках ( Куук ). Kivallirmiut Northern Bands от того, что река Дубаунт отправилась в торговые поездки в Черчилль через реку Тлевиаза, чтобы получить дополнительные запасы. Кочевая природа превратила людей и их собак в сильных ходоков и катания на шнатах, которые несли множество орудий, постельных принадлежностей и палаток. Каяки портают людей и багаж в реках и озерах. [ 2 ] [ 20 ]

Каяки также использовались для охоты на водных переездах во время ежегодной миграции. Раненные животные были связаны вместе, собрали на берег и убили там, чтобы избежать борьбы за тащи мертвых животных. Каждая часть карибу была важна. Рога использовались для инструментов, таких как Ulu («нож») и снежные очки ( Inuktitut : Ilgaak или Iggaak ), чтобы предотвратить снежную слепоту . Шрамы использовались для камика (обуви) и одежды, включая анорак и амаути , используя Shinew Caribou , чтобы собрать статьи вместе и носить во многих слоях. Перватки были выровнены мехом, вниз и мхом. В то время как шкуры карибу с весенней камерой были тонкими, гладкими, а красивые шкуры карибу с летом были сильнее и теплее. Шрамы использовались также для палаток, инструментов и контейнеров. [ 2 ] [ 3 ] [ 14 ] [ 31 ] [ 32 ]

Kivallirmiut жил в патрилокальной социальной единице . Старейшина -мужчины, Ihumataq («лидер группы»), был централизованным авторитетом. Не было никакой другой формы авторитета в подгруппах или в киваллирмии в целом. Как и другие инуиты, Kivallirmiut практиковал анимистскую религию, включая убеждения, что у всего была душа или энергия с расположением или личностью. Защитником был пинга , женская фигура, объект табу, который приносит мертвых в Адливун . Высшей силой была Хила («Воздух»), мужская фигура и источник несчастья. Христианские миссионеры создали посты в бесплодных землях в период между 1910 и 1930 годами, конвертируя ( Siqqitiq ), большинство из традиционных религии инуитов в христианство, хотя некоторые, тем не менее, поддерживают остатки своих традиционных шаманистических убеждений. [ 1 ] [ 33 ]

Kivallirmiut - это носители . Инукитут имеет шесть диалектов, из которых Киваллирмит говорит на диалекте Киваллика , и это далее делится на суб -диалекты, ахиармиут, hauniqturmiut, paallirmiut и qairnirmiut. Диалект Utkuhiksalingmiut, Utkuhiksalingmiutut , похож на то, что отличается от Natsilingmiutut их соседей . Как и другие центральные канадские арктические люди, Kivallirmiut участвовал в Nipaquhiit («Игры, сделанные со звуками или с шумами»). В жанре Kivallirmiut отсутствовал типичный катаджак («звуки горла»), но добавил повествование, отсутствующее среди других групп инуитов. [ 14 ] [ 34 ] [ 35 ]

Современная адаптация

[ редактировать ]
Переизбыток

Есть несколько книг, написанных о трудностях и федеральном правительстве 1950-х годов, переосмыслившего Киваллирмит. С переосмыслением для прибрежных общин, кочевые нуунамиты («народ земли») закончился, и Киваллирмьит присоединился к Тариумиуту («Люди моря»), приморская инуита была более стабильной группой. Даже при федеральной помощи адаптация к перемещению в меньшем количестве и более крупных городах оказалось трудным, что привело к высокой безработице, насилию в семье, сексуальном насилии, наркомании, самоубийстве и пренебрежению родителей.

Язык

С приобретением английского языка потеря на местном языке является основной угрозой их культурного выживания, в то время как ни один язык не освоен. [ 36 ]

Искусство

Навыки ремесленника развивались, и Kivallirmiut, такие как Джесси Оонарк , примечательны своими статуэтками животной жизни. Другая среда инуита, связанная с религиозными убеждениями, также считается игрой, включает в себя струнные фигуры ( Ajaraaq / Ajaqaat [множественное число]). [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]

Население

Сегодня существует около 3000 Kivallirmiut, расположенных в Честерфилдском входе , Ранкин Инлет , китовой бухте , Арвиат и Бейкер -Лейк . [ 1 ]

Библиография

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Caribou Inuit" . Страны и их культуры . Каждый культура.com . Получено 27 декабря 2007 года .
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Арима, Юджин (1 января 1994 г.). "Карибу и Иглулик Инуиты Каяки " Арктика 47 (2). Doi : 10.144430/ arctic1 ISSN   0004-0 Wikidata   Q57481536
  3. ^ Jump up to: а беременный в Камминс, Брайан (2004). Лица Севера: этнографическая фотография Джона Хонигмана . Торонто: природное наследие/естественная история. С. 149–151. ISBN  1-896219-79-9 .
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Иссенман, Бетти Кобаяши (1997). Синусы выживания: живое наследие одежды инуитов . Ванкувер: UBC Press. С. 136–142. ISBN  978-0-7748-4189-4 .
  5. ^ "История и культура: каманирджу что?" (PDF) . Тол. 3, нет. 2. Черчилль, Манитоба: пост Гудзон Бэй. Октябрь 2007 г. с. 10–11. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2008 года . Получено 12 февраля 2008 года .
  6. ^ Jump up to: а беременный в Кит, Даррен. "Бейкер -озеро" . Inuitarteskimoart.com . Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года . Получено 27 декабря 2007 года .
  7. ^ «Святилище дикой природы Телона» . Нунавут Парки и особые места . Правительство Нунавута - Департамент окружающей среды . Получено 22 июля 2021 года .
  8. ^ «Гамлет из озера Бейкер» . Bakerlake.org . Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Получено 1 января 2008 года .
  9. ^ «Tuhaalruuqtut наследственные звуки» . Virtualmuseum.ca . Получено 22 июля 2021 года .
  10. ^ Тесер, FJ; Кулчиски П. (1 января 1994 г.). Tammarniit (ошибки), перемещение инуитов в Восточной Арктике, 1939-6 Ванкувер: UBC Press. ISBN  978-0-7748-0452-3 Полем Архивировано с оригинала 29 ноября 2007 года . Получено 9 марта 2008 года .
  11. ^ "Ханна Кигусиук" . Spiritwrestler.com . Получено 9 марта 2008 года .
  12. ^ Dyck, CJ; Бриггс, JL (16 мая 2004 г.). «Исторические события в фонологии Utkuhiksalik» (PDF) . utoronto.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2009 года . Получено 9 марта 2008 года .
  13. ^ «Бейкер -озеро, Нунавут» . edu.nu.ca. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Получено 9 марта 2008 года .
  14. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Бушар, Мишель. "Инуиты или эскимо" . Университет Арктики. Архивировано из оригинала 7 июля 2014 года . Получено 27 декабря 2007 года .
  15. ^ Jump up to: а беременный в «Карта инуитов канадской Арктики» . Jimmymacdonald.com. Архивировано с оригинала 1 ноября 2007 года . Получено 27 декабря 2007 года .
  16. ^ Mowat, Farley (2001). Прогулка по земле . Южный Роялтон, VT.: Steerforth Press. ISBN  1-58642-024-0 Полем OCLC   45667705 .
  17. ^ Jump up to: а беременный Мэдсен, Кирстен. «Проект карибу» (PDF) . Уайтхорс, Юкон Территория: Юкон Департамент окружающей среды. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2007 года . Получено 27 декабря 2007 года .
  18. ^ Mowat, Farley (2005). Никакая река Человека . Нью -Йорк: издатели Carroll & Graf. п. 24. ISBN  0-7867-1692-4 Полем Получено 24 декабря 2007 года .
  19. ^ «Вспоминая Киккик» . Nunatsiaq.com. 21 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2008 года . Получено 22 декабря 2007 года .
  20. ^ Jump up to: а беременный Лейбл, Билл. «Nu-thel-tin-tu-eh и река Тлевиаза, земля Киваллирмита и бесплодного земли Карибу Дене» . Churchillrivercanoe.com. Архивировано из оригинала 6 декабря 2007 года . Получено 24 декабря 2007 года .
  21. ^ «Профиль сообщества» (PDF) . nativeaccess.com. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2006 года . Получено 27 декабря 2007 года .
  22. ^ «Одежда, обувь и территория инуитов карибу» . aaanativearts.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2011 года . Получено 1 января 2008 года .
  23. ^ «Tuhaalruuqtut наследственные звуки» . virtualmuseum.ca. Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Получено 29 декабря 2007 года .
  24. ^ «Канадский институт исследований лингвистических меньшинств» . Получено 1 января 2008 года .
  25. ^ Кейт, Даррен (2004). «Карибу, река и океан: ландшафтная организация и ориентация Harvaqtuurmiut» (PDF) . Etudes Инуитские исследования . 28 (2): 39. DOI : 10.7202/013195AR . ISSN   0701-1008 . JSTOR   42870182 . S2CID   129307018 . Wikidata   Q57481538 .
  26. ^ Биркет-Смит, Кадж (1930). «Вопрос о происхождении эскимовой культуры; возражение» . Американский антрополог . Новая серия. 32 (4): 608–624. doi : 10.1525/aa.1930.32.4.02a00030 . JSTOR   661409 .
  27. ^ Jump up to: а беременный "Казанский река" . Chrs.ca. Архивировано с оригинала 10 ноября 2007 года . Получено 31 декабря 2007 года .
  28. ^ Jump up to: а беременный в Bone 2013 , p. 412
  29. ^ Старейшина, Сара (июнь 2002 г.). «Дневник Падли, 19S0. Отчет об эскимоде Падлеймита в районе Кеватин к западу от залива Гудзон в первые месяцы 1950 года, как свидетельствуют». Американский антрополог . 104 (2). Anthrosource.net: 657–659. doi : 10.1525/aa.2002.104.2.657 .
  30. ^ Люди оленей . ASIN   0770420796 .
  31. ^ "Киваллик (инуит)" . InvitationProject.ca. Архивировано с оригинала 12 сентября 2012 года . Получено 29 декабря 2007 года .
  32. ^ «Хотите согреться? Попробуйте костюм карибу» . Athropolis.com . Получено 29 декабря 2007 года .
  33. ^ Берч, Эрнест С. младший; Csonka, Yvon (1999). "Карибу инуиты" . В Ричарде Б. Ли; Ричард Дейли (ред.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Издательство Кембриджского университета. п. 59. ISBN  978-0-5215-7109-8 .
  34. ^ «Детка, за холодным холодно» . blogspot.com. 24 января 2007 г. Получено 27 декабря 2007 года .
  35. ^ «Начало 8,0 диалектов inuktitut» . LanguageGeek.com . Получено 29 декабря 2007 года .
  36. ^ Jump up to: а беременный Моран, EF (2002). Адаптируемость человека: введение в экологическую антропологию (PDF) . Боулдер, Колорадо.: Westview Press. п. 116. ISBN  0-8133-1254-х Полем Получено 27 декабря 2007 года .
  37. ^ Проверт, Мартин. «Музеи и другие учреждения с артефактами струнной фигуры» . lineone.net. Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 1 января 2008 года .
  38. ^ Уайт, Дарлин Трус. «Художественная галерея Виннипега» (PDF) . wag.mb.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2008 года . Получено 6 января 2008 года .
  • Арима, EY (1975). Контекстуальное исследование эскимового каяка Caribou . Оттава: Национальный музей Человека, Меркурий Серия 25. OCLC   1918154 .
  • Bone, Robert M. (2013). Региональная география Канады . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-900242-9 Полем - Общая страница: 510

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2950704c876b122f1a691fc0637bf98__1726607280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/98/b2950704c876b122f1a691fc0637bf98.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kivallirmiut - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)