Бросаться
Общая численность населения | |
---|---|
3,000 | |
Регионы со значительным населением | |
Нунавут | |
Языки | |
Inuktitut [ Цитация необходима ] | |
Религия | |
Христианство, религия инуитов | |
Связанные этнические группы | |
Медные инуиты |
Кивалимир из Карибского бассейна анонса : Kevoirs of ), коричневый губернатор и ° , также 65 Kivalliq W в ° ( N и 90 ° и 102 северной Канаде .
Данная Кнудом пятая экспедиция Туле 1921–1924 гг. Во главе с Расмуссеном Карибу назвала их эскимосом . [ 1 ] [ 2 ] Kivallirmiut - самая южная подгруппа центральной инуиты . [ 3 ] [ 4 ]

Группа
[ редактировать ]- Тревога
Ahiarmiut (Ahialmiut) полагался на Caribou круглый год. Они провели лето на территории оштрафля Каманиржуака на озере Каманиржуак («Огромное озеро, примыкающее к реке с обоих концов») и потратили зимы после стада на север. [ 5 ]
- Упомянуть
Akilinirmiut были расположены в районе реки Телон на холмах Акилиник ( A-Ki , что означает «другая сторона») к северу от озера Беверли, а также виден над озером Абердин. Некоторые жили к северо -западу от озера Бейкер ( Qamani'tuuaq ) вместе с Qairnirmiut и Hauniqturmiut. Многие переехали на озеро Абердин из -за голодания или образования. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
- Ханшир
Hanningajurmiut , или hanningaruqmiut, или hanningajulinmiut {«Народ того места, который находится через«}, жили на озере Гарри , к югу от Утокхиксалингмиута. Многие Ханнингаджурмиут голодали в 1958 году, когда Карибу обходил свои традиционные охотничьи площадки, но 31, которые выжили, были перенесены в Бейкер. Большинство никогда не возвращались навсегда на озеро Гарри. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
- Гарвас
Harvaqtuurmiut были северной группой, расположенной в регионе реки Казань, озеро Яткид , река Кунвак , озеро Беверли и реку Дубант . К началу 1980 -х годов большинство жили на озере Бейкер . [ 2 ] [ 14 ]
- Хуна
Hauneqtormiut , или hauniqtuurmiut, или kangiqliniqmiut («жители, где изобилуют кости») были меньшей группой, которая жила недалеко от побережья, к югу от Qairnirmiuts, вокруг реки Уилсон и реки Фергюсон . К 1980 -м годам они были поглощены подгруппами в китовой бухте и Ранкине . [ 4 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Ахиарми
Ahiarmiut («люди из-за пределов» или «издалеки-жители») были расположены на берегах реки Казань , озеро Эннадай Литтл , озеро Дубаунт ( Камиликук ) и к северу от Тлюйаза ( Кугджуак ; «Большая река "). В 1950 -х годах в 1950 -х годах было включено в озеро Хеник , кит -бухта , и к 1980 -м годам большинство были в Эскимо -Пойнт , ныне Арвиат. [ 4 ] [ 14 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
- Баллас
Paallirmiut («Люди Уиллоу»), или Padlermiut («Люди из региона реки Падлей »), или Падлеймиут были самой густонаселенной группой. Они были расположены к югу от групп Hauniqtuurmiut и Harvaqtuurmiut. Паалльмьит были разделены на подгруппу на побережье (Арвиат), которая провела охотник на реку Нижней волшебной реки , и подгруппа интерьера, которая оставалась круглый год в озере Йоткисед в районе озера Дубант . После того, как Компания Hudson's Bay Company прекратила торговлю на побережье Кеватина в 1790 году, Пааллрмийт отправился в форт Принца Уэльса на торговлю. Национальный исторический сайт Arvia'juaq и Qikiqtaarjuk - исторический летний кемпинг. К 1980 -м годам большинство жили в Эскимо -Пойнт (Арвиат). [ 4 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 21 ] [ 22 ]
- Qaernermi
Qaerermiut («обитатели плоской земли»), или Qairnirmiut («люди коллеги»), или Kinipetu ( Franz Boas , 1901), Kenepetu, или Kenipitu, северная группа, находились от морского побережья между Честерфилдом до входа Ранкин. через их основной район вокруг озера Бейкер и некоторых даже в Беверли -Лейк . К началу 1980 -х годов большинство жили на озере Бейкер. [ 2 ] [ 4 ] [ 14 ] [ 15 ]
- Otkogexale of
Utkuhiksalingmiut («Люди, у которых есть горшки»), были расположены в районе Чантри в районе вокруг реки , недалеко от озера Бейкер. Они сделали свои горшки ( Уткусик ) из мыльного камня в районе, поэтому их имя. Их диалект представляет собой вариант Natsilingmiutut , на котором говорится Netsilik . [ 6 ] [ 23 ] [ 24 ]
Источник
[ редактировать ]Отсутствие раннего письменного языка, предварительная история Kivallirmiut неясна. Есть три основные теории: [ 25 ] [ 26 ]
- Kivallirmiut являются потомками внутренней эскимовой культуры, которая распространилась в Арктике Северной Америки и Гренландии . (Birket-Smith, 1930; Rasmussen, 1930; Czonka, 1995)
- Kivallirmiut - потомки людей Туле , которые мигрировали с Аляски . (Mathiassen, 1927)
- Киваллирмии были потомками 17 -го века миграционной подгруппы медного инуита с Арктического побережья . (Taylor, 1972; Burch, 1978). Хотя это самая современная гипотеза, она все еще остается недоказанной. (Czonka, 1998)
История
[ редактировать ]Предки Kivallirmiut изначально ходили между Барренлендами, чтобы охотиться на стада Беверли и Каманиржуак («Каминурияк») карибу во время сезонных миграций; и залив Гудзона ( Tariurjuaq ) для китобойного промысла и ловить рыбу во время зимы. Чипвьян также были охотниками за Сайзи Дене карибу, но они оставались в стране круглый год. Из-за снижения популяций Карибу в течение длительных периодов, в том числе 18-го века, Дене отошел от этого района, и Киваллирмит начал жить в годовом годовом годовом исчислении, чтобы добраться до достаточно карибу, чтобы преодолеть зимы, не полагаясь на прибрежную жизнь. [ 27 ]
Регулярный контакт между Kivallirmiut и европейскими исследователями и миссионерами начался около 1717 года после установления постоянного поселения в Черчилле, штат Манитоба . Контакт включал доступ к оружию, а также введение в ловушку и китобой. Отец Альфонс Гасте, христианский миссионер, сделал дневниковые заметки о мирных отношениях между устроенным Киваллирмитом и миграционным деном, с которыми он встретил вдоль реки Казань в конце 19 -го века. Исследователь Джозеф Тиррелл подсчитал, что «эскимос" Карибу "насчитывал почти 2000 человек, когда он руководил геологическими обследованиями бесплодных земельных экспедиций 1893 и 1894 годов. Евгений Арима классифицирует Hauniqtuurmiut, Ha'vaqtuurmiut, Paallirmiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut, Louthermiut. «Группы: до конца 19-го века они были в основном охотниками за морскими водами, но с боеприпасами огнестрельного оружия от коммерческих китободов они смогли жить в круглогодичной охоте на круглый год, не увеличивая свою диету на морской жизни. (Арима 1975) [ 1 ] [ 3 ] [ 27 ]
Регулярные торговые даты до начала 20 -го века и миссионеры вскоре после этого появились, разрабатывая письменный язык, оспариваемый различными произношениями и правилами именования. В арктической весне 1922 года исследователь/антрополог Кай Биркет-Смит и Расмуссен встретились и сообщили о жизни Harvaqtuurmiut и Paallirmiut. Некоторые годы охоты были лучше, чем другие, так как резидентные карибу и мигрирующие стада росли или снизились, но популяции Kivallirmiut сократились в течение десятилетий. Голод был не редкостью. В мрачный период в 1920 -х годах некоторые из Kivallirmiut попали в форпосты компании Hudson's Bay и небольшие, разбросанные деревни самостоятельно. В начале 1950 -х годов канадские СМИ сообщили о смерти от голода в 60 Kivallirmiut. [ 28 ] Правительство не спешилось действовать, но в 1959 году выжившие 60 человек, примерно 120, которые были живы в 1950 году, в такие поселения, как Бейкер -Лейк и Эскимо -Пойнт. [ 28 ] Это вызвало арктическое урегулирование правительства Канады, где инуитам, проживающим на севере, было предложено отказаться от традиционного образа жизни и поселиться в деревнях и аванпостах Северной Канады . [ 28 ] Автор/исследователь Фарли Моват посетил Ihalmiut в 1940 -х и 1950 -х годах, подробно написав о Ihalmiut. [ 6 ] [ 17 ] [ 29 ] [ 30 ]
Этнография
[ редактировать ]
Kivallirmiut были кочевыми, а лето - время переезда, чтобы достичь другой игры и торговать. В дополнение к охоте, они рыбачили в местных озерах и реках ( Куук ). Kivallirmiut Northern Bands от того, что река Дубаунт отправилась в торговые поездки в Черчилль через реку Тлевиаза, чтобы получить дополнительные запасы. Кочевая природа превратила людей и их собак в сильных ходоков и катания на шнатах, которые несли множество орудий, постельных принадлежностей и палаток. Каяки портают людей и багаж в реках и озерах. [ 2 ] [ 20 ]
Каяки также использовались для охоты на водных переездах во время ежегодной миграции. Раненные животные были связаны вместе, собрали на берег и убили там, чтобы избежать борьбы за тащи мертвых животных. Каждая часть карибу была важна. Рога использовались для инструментов, таких как Ulu («нож») и снежные очки ( Inuktitut : Ilgaak или Iggaak ), чтобы предотвратить снежную слепоту . Шрамы использовались для камика (обуви) и одежды, включая анорак и амаути , используя Shinew Caribou , чтобы собрать статьи вместе и носить во многих слоях. Перватки были выровнены мехом, вниз и мхом. В то время как шкуры карибу с весенней камерой были тонкими, гладкими, а красивые шкуры карибу с летом были сильнее и теплее. Шрамы использовались также для палаток, инструментов и контейнеров. [ 2 ] [ 3 ] [ 14 ] [ 31 ] [ 32 ]
Kivallirmiut жил в патрилокальной социальной единице . Старейшина -мужчины, Ihumataq («лидер группы»), был централизованным авторитетом. Не было никакой другой формы авторитета в подгруппах или в киваллирмии в целом. Как и другие инуиты, Kivallirmiut практиковал анимистскую религию, включая убеждения, что у всего была душа или энергия с расположением или личностью. Защитником был пинга , женская фигура, объект табу, который приносит мертвых в Адливун . Высшей силой была Хила («Воздух»), мужская фигура и источник несчастья. Христианские миссионеры создали посты в бесплодных землях в период между 1910 и 1930 годами, конвертируя ( Siqqitiq ), большинство из традиционных религии инуитов в христианство, хотя некоторые, тем не менее, поддерживают остатки своих традиционных шаманистических убеждений. [ 1 ] [ 33 ]
Kivallirmiut - это носители . Инукитут имеет шесть диалектов, из которых Киваллирмит говорит на диалекте Киваллика , и это далее делится на суб -диалекты, ахиармиут, hauniqturmiut, paallirmiut и qairnirmiut. Диалект Utkuhiksalingmiut, Utkuhiksalingmiutut , похож на то, что отличается от Natsilingmiutut их соседей . Как и другие центральные канадские арктические люди, Kivallirmiut участвовал в Nipaquhiit («Игры, сделанные со звуками или с шумами»). В жанре Kivallirmiut отсутствовал типичный катаджак («звуки горла»), но добавил повествование, отсутствующее среди других групп инуитов. [ 14 ] [ 34 ] [ 35 ]
Современная адаптация
[ редактировать ]- Переизбыток
Есть несколько книг, написанных о трудностях и федеральном правительстве 1950-х годов, переосмыслившего Киваллирмит. С переосмыслением для прибрежных общин, кочевые нуунамиты («народ земли») закончился, и Киваллирмьит присоединился к Тариумиуту («Люди моря»), приморская инуита была более стабильной группой. Даже при федеральной помощи адаптация к перемещению в меньшем количестве и более крупных городах оказалось трудным, что привело к высокой безработице, насилию в семье, сексуальном насилии, наркомании, самоубийстве и пренебрежению родителей.
- Язык
С приобретением английского языка потеря на местном языке является основной угрозой их культурного выживания, в то время как ни один язык не освоен. [ 36 ]
- Искусство
Навыки ремесленника развивались, и Kivallirmiut, такие как Джесси Оонарк , примечательны своими статуэтками животной жизни. Другая среда инуита, связанная с религиозными убеждениями, также считается игрой, включает в себя струнные фигуры ( Ajaraaq / Ajaqaat [множественное число]). [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
- Население
Сегодня существует около 3000 Kivallirmiut, расположенных в Честерфилдском входе , Ранкин Инлет , китовой бухте , Арвиат и Бейкер -Лейк . [ 1 ]
Библиография
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый "Caribou Inuit" . Страны и их культуры . Каждый культура.com . Получено 27 декабря 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Арима, Юджин (1 января 1994 г.). "Карибу и Иглулик Инуиты Каяки " Арктика 47 (2). Doi : 10.144430/ arctic1 ISSN 0004-0 Wikidata Q57481536
- ^ Jump up to: а беременный в Камминс, Брайан (2004). Лица Севера: этнографическая фотография Джона Хонигмана . Торонто: природное наследие/естественная история. С. 149–151. ISBN 1-896219-79-9 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Иссенман, Бетти Кобаяши (1997). Синусы выживания: живое наследие одежды инуитов . Ванкувер: UBC Press. С. 136–142. ISBN 978-0-7748-4189-4 .
- ^ "История и культура: каманирджу что?" (PDF) . Тол. 3, нет. 2. Черчилль, Манитоба: пост Гудзон Бэй. Октябрь 2007 г. с. 10–11. Архивировано из оригинала (PDF) 16 февраля 2008 года . Получено 12 февраля 2008 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Кит, Даррен. "Бейкер -озеро" . Inuitarteskimoart.com . Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года . Получено 27 декабря 2007 года .
- ^ «Святилище дикой природы Телона» . Нунавут Парки и особые места . Правительство Нунавута - Департамент окружающей среды . Получено 22 июля 2021 года .
- ^ «Гамлет из озера Бейкер» . Bakerlake.org . Архивировано из оригинала 19 октября 2007 года . Получено 1 января 2008 года .
- ^ «Tuhaalruuqtut наследственные звуки» . Virtualmuseum.ca . Получено 22 июля 2021 года .
- ^ Тесер, FJ; Кулчиски П. (1 января 1994 г.). Tammarniit (ошибки), перемещение инуитов в Восточной Арктике, 1939-6 Ванкувер: UBC Press. ISBN 978-0-7748-0452-3 Полем Архивировано с оригинала 29 ноября 2007 года . Получено 9 марта 2008 года .
- ^ "Ханна Кигусиук" . Spiritwrestler.com . Получено 9 марта 2008 года .
- ^ Dyck, CJ; Бриггс, JL (16 мая 2004 г.). «Исторические события в фонологии Utkuhiksalik» (PDF) . utoronto.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2009 года . Получено 9 марта 2008 года .
- ^ «Бейкер -озеро, Нунавут» . edu.nu.ca. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Получено 9 марта 2008 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Бушар, Мишель. "Инуиты или эскимо" . Университет Арктики. Архивировано из оригинала 7 июля 2014 года . Получено 27 декабря 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный в «Карта инуитов канадской Арктики» . Jimmymacdonald.com. Архивировано с оригинала 1 ноября 2007 года . Получено 27 декабря 2007 года .
- ^ Mowat, Farley (2001). Прогулка по земле . Южный Роялтон, VT.: Steerforth Press. ISBN 1-58642-024-0 Полем OCLC 45667705 .
- ^ Jump up to: а беременный Мэдсен, Кирстен. «Проект карибу» (PDF) . Уайтхорс, Юкон Территория: Юкон Департамент окружающей среды. Архивировано из оригинала (PDF) 12 октября 2007 года . Получено 27 декабря 2007 года .
- ^ Mowat, Farley (2005). Никакая река Человека . Нью -Йорк: издатели Carroll & Graf. п. 24. ISBN 0-7867-1692-4 Полем Получено 24 декабря 2007 года .
- ^ «Вспоминая Киккик» . Nunatsiaq.com. 21 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2008 года . Получено 22 декабря 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный Лейбл, Билл. «Nu-thel-tin-tu-eh и река Тлевиаза, земля Киваллирмита и бесплодного земли Карибу Дене» . Churchillrivercanoe.com. Архивировано из оригинала 6 декабря 2007 года . Получено 24 декабря 2007 года .
- ^ «Профиль сообщества» (PDF) . nativeaccess.com. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2006 года . Получено 27 декабря 2007 года .
- ^ «Одежда, обувь и территория инуитов карибу» . aaanativearts.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2011 года . Получено 1 января 2008 года .
- ^ «Tuhaalruuqtut наследственные звуки» . virtualmuseum.ca. Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Получено 29 декабря 2007 года .
- ^ «Канадский институт исследований лингвистических меньшинств» . Получено 1 января 2008 года .
- ^ Кейт, Даррен (2004). «Карибу, река и океан: ландшафтная организация и ориентация Harvaqtuurmiut» (PDF) . Etudes Инуитские исследования . 28 (2): 39. DOI : 10.7202/013195AR . ISSN 0701-1008 . JSTOR 42870182 . S2CID 129307018 . Wikidata Q57481538 .
- ^ Биркет-Смит, Кадж (1930). «Вопрос о происхождении эскимовой культуры; возражение» . Американский антрополог . Новая серия. 32 (4): 608–624. doi : 10.1525/aa.1930.32.4.02a00030 . JSTOR 661409 .
- ^ Jump up to: а беременный "Казанский река" . Chrs.ca. Архивировано с оригинала 10 ноября 2007 года . Получено 31 декабря 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Bone 2013 , p. 412
- ^ Старейшина, Сара (июнь 2002 г.). «Дневник Падли, 19S0. Отчет об эскимоде Падлеймита в районе Кеватин к западу от залива Гудзон в первые месяцы 1950 года, как свидетельствуют». Американский антрополог . 104 (2). Anthrosource.net: 657–659. doi : 10.1525/aa.2002.104.2.657 .
- ^ Люди оленей . ASIN 0770420796 .
- ^ "Киваллик (инуит)" . InvitationProject.ca. Архивировано с оригинала 12 сентября 2012 года . Получено 29 декабря 2007 года .
- ^ «Хотите согреться? Попробуйте костюм карибу» . Athropolis.com . Получено 29 декабря 2007 года .
- ^ Берч, Эрнест С. младший; Csonka, Yvon (1999). "Карибу инуиты" . В Ричарде Б. Ли; Ричард Дейли (ред.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Издательство Кембриджского университета. п. 59. ISBN 978-0-5215-7109-8 .
- ^ «Детка, за холодным холодно» . blogspot.com. 24 января 2007 г. Получено 27 декабря 2007 года .
- ^ «Начало 8,0 диалектов inuktitut» . LanguageGeek.com . Получено 29 декабря 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный Моран, EF (2002). Адаптируемость человека: введение в экологическую антропологию (PDF) . Боулдер, Колорадо.: Westview Press. п. 116. ISBN 0-8133-1254-х Полем Получено 27 декабря 2007 года .
- ^ Проверт, Мартин. «Музеи и другие учреждения с артефактами струнной фигуры» . lineone.net. Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 1 января 2008 года .
- ^ Уайт, Дарлин Трус. «Художественная галерея Виннипега» (PDF) . wag.mb.ca. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2008 года . Получено 6 января 2008 года .
Ссылки
[ редактировать ]- Арима, EY (1975). Контекстуальное исследование эскимового каяка Caribou . Оттава: Национальный музей Человека, Меркурий Серия 25. OCLC 1918154 .
- Bone, Robert M. (2013). Региональная география Канады . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-900242-9 Полем - Общая страница: 510
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биркет-Смит, Кадж (1976). Эскимосы Карибу: материальная и социальная жизнь и их культурная позиция . AMS Press. ISBN 978-0-404-58300-2 .
- Buikstra, Джейн Э. (1 ноября 1976 г.). «Эскимос Caribou: общее и специфическое заболевание». Американский журнал биологической антропологии . 45 (3 пт 1): 351–367. doi : 10.1002/ajpa.1330450303 . ISSN 0002-9483 . PMID 998764 . Wikidata Q47663741 .
- Гордон, Брайан Х.К. (1996). Люди солнечного света, люди Starlight: Археология Барренленда на северо -западных территориях Канады . Канадский музей цивилизации. ISBN 978-0-660-15963-8 .
- Oakes, Jill E. (1991). Медная и карибу инуитская кожная одежда . Канадский музей цивилизации. ISBN 978-0-660-12909-9 .
- Расмуссен, Кнуд (1976) [1930]. Иглулик и эскимовые тексты . Нью -Йорк: Ams Press.
- Steenhoven, Geert van Den (1957). Исследовательский отчет о законодательстве Caribou Eskimo (2 -е изд.). Гаага: Г. Ван Ден Стинховен.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фото
- Человек, несущий каяк и весло Caribou, 1894 г. Архивировал 12 января 2011 года на машине Wayback
- Padlermiut Old Woman, 1924 - Архив Смитсоновского института
- Hauneqtormiut parkas и фигурок - музей Маккорда
- Qaerermiut Пожилая женщина на борту шхуны, Гудзон Бэй, 1906 [узурпировал]
- Qaernermiut Woman and Son, Гудзон Бэй, Калифорния. 1897-1912
- Юткогекслянский индийский словарь проекта