Jump to content

Религия Конго

Религия Конго ( киконго : Буконго или Баконго ) включает в себя традиционные верования народа баконго . Благодаря высокоцентрализованному положению Королевства Конго его лидеры смогли влиять на большую часть традиционных религиозных практик в бассейне Конго . [1] В результате многие другие этнические группы и королевства в Западной и Центральной Африке , такие как чокве и мбунду , переняли элементы духовности баконго. [2] [3]

Духовность основана на сложной анимистической системе и пантеоне духов . Главным Богом-Творцом мира является Нзамби Мпунгу , верховный хозяин, и его женский аналог Нзамбичи . [2] Хотя Нзамби Мпунгу, породивший вселенную и населяющих ее духов, жизненно важен для духовности, почитание предков является основным принципом. [4]

Космос Баконго разделен на два мира: верхняя половина представляет физический мир, или кунсэкэ , и нижняя половина, представляющая духовный мир, или кумпемба . [2] Опытные целители, известные как Банганга , проходят обширную подготовку, чтобы общаться с предками в духовных сферах и обращаться к ним за советом. [1]

убеждения Общие

Религия Конго очень сложна. По словам историков Джона К. Торнтона и Линды М. Хейвуд , «центральноафриканцы, вероятно, никогда не соглашались между собой относительно того, в чем состоит их космология в деталях, продукт того, что я назвал процессом непрерывного откровения и нестабильного священства...» [5] У народа Конго были разнообразные взгляды, при этом традиционная религиозная мысль лучше всего развита в северной части региона, говорящей на языке киконго. [5] В записях христианских миссионеров и колониальной эпохи имеется множество описаний религиозных идей Конго, но, как утверждает Торнтон, «они написаны с враждебным уклоном, и их надежность сомнительна». [5]

Как правило, эти традиции носят скорее устный, чем библейский характер , и передаются из поколения в поколение посредством народных сказок, песен и фестивалей. [6] [7] [8] включают веру в множество высших и низших богов, иногда включая верховного творца или силу, веру в духов, почитание мертвых , использование магии и традиционной африканской медицины . Мифологию Конго, наряду с другими близлежащими традиционными религиями, можно охарактеризовать как анимистическую. [9] [10] с различными политеистическими и пантеистическими аспектами. [2] [8] [11] Сюда входит поклонение божествам-покровителям , поклонение природе , поклонение предкам и вера в загробную жизнь . Хотя некоторые религии приняли пантеистическое мировоззрение, большинство придерживается политеистической системы с различными богами, духами и другими сверхъестественными существами . [12]

Сотворение и космология [ править ]

История создания Конго

По словам исследователя Молефи Кете Асанте , «еще одной важной характеристикой космологии баконго является Солнце и его движения. Восход, пик, заход и отсутствие Солнца составляют основу религиозной культуры баконго. Эти «четыре мгновения солнца» соответствуют четырем стадиям жизни: зачатию, рождению, зрелости и смерти. Для баконго все проходит через эти стадии: планеты, растения, животные, люди, общества и даже идеи. Этот жизненный цикл изображается кругом с крестом внутри. В этой космограмме Йова или дикенга точка встречи двух линий креста является самой мощной точкой и местом, где стоит человек». [2]

Сотворение Вселенной [ править ]

Баконго верят, что вначале существовала лишь круглая пустота, называемая мбунги , в которой не было жизни. Великий Дух, Нзамби Мпунгу, вызвал искру огня, или Калунгу , которая росла, пока не заполнила мбунги. [2] Когда Калунга стал слишком большим, он превратился в великую силу энергии и высвободил горячие элементы по пространству, сформировав вселенную с Солнцем, звездами, планетами и т. д. [2] По этой причине калунга рассматривается как источник жизни и сила движения. Баконго верят, что жизнь требует постоянных изменений и вечного движения. Нзамби Мпунгу также называют Калунгой, Богом перемен. [2] сходства между верой баконго в Калунгу и теорией большого взрыва . Были изучены [13]

Сотворение Земли [ править ]

Как и при сотворении вселенной, баконго верят, что вначале мир представлял собой круглую пустоту (или мбунги ) без жизни. Затем великая сила огня (или калунга ) возникла и заполнила этот пустой круг. Калунга нагрела содержимое мбунги, а когда оно остыло, образовалась Земля. [2] Земля, отправная точка огня, затем стала зеленой планетой, пройдя четыре стадии. Первый этап – возникновение огня. Вторая стадия — красная стадия, когда планета все еще горит и не сформировалась. [2] Третья стадия — это серая стадия, когда планета остывает, но на ней не возникла жизнь. Эти планеты голые, сухие и покрыты пылью. Заключительная стадия — зеленая стадия — это когда планета полностью созрела, потому что она дышит и несет жизнь. [2] Поскольку баконго считают, что это часть вселенского порядка, все планеты должны пройти через этот процесс. [2] [13]

Человеческое творение [ править ]

Также считается, что создание человека баконго , или мунту , следует за четырьмя моментами Солнца, которые играют значительную роль в его развитии. [2] Мусони — это время, когда мунту зачат как в духовном мире, так и в утробе женщины баконго. Кала — это время, когда мунту рождается в физическом мире. Это время также рассматривается как восход Солнца. Тукула — это время зрелости, когда мунту учится овладевать всеми аспектами жизни, от духовности до цели и личности. Последний период времени — лувемба , когда мунту физически умирает и входит в духовный мир, или Ку Мпемба , с предками, или бакулу . [2] [14] Поскольку люди баконго обладают « двойственной душой-разумом », или мвела-нгинду , они способны существовать и жить в обоих мирах в разные моменты своей жизни. Даже находясь в Ку Мпембе, мунту по-прежнему живут полноценной жизнью, снова готовясь к времени Кала. [2] Правая сторона тела также считается мужской, а левая — женской, что создает дополнительный слой двойной идентичности мунту. [13]

Космограмма Конго [ править ]

космограмма Конго

Природа Калунги также духовна. Когда Калунга заполнил мбунги, Калунга превратился в водоем, который действовал как линия, разделяющая круг пополам. Верхняя половина представляет физический мир, или Ку Нсеке , а нижняя половина представляет духовный мир предков, известный как Ку Мпэмба . Круг мбунги, который больше не был пустотой, стал вселенной с Солнцем в центре. [2]

Линия Калунга разделяет эти два мира, и все живое существует по ту или иную сторону. Симби Считается, что духи переносят жителей Конго между двумя мирами при рождении и смерти. Затем процесс повторяется, когда человек перерождается. Вместе Калунга и круг мбунги образуют космограмму Конго , также называемую Крестом Йова или Дикенга . [2]

На космограмме Конго представлены четыре стадии жизни: мусони, или зачатие; кала , или рождение; тукала , или зрелость; и лувемба , или смерть. Считается, что они соотносятся с четырьмя моментами Солнца: полночь, или дингу-а-нси; восход солнца, или ндиния ; полдень, или мбата; и закат, или нмина , а также четыре времени года (весна, лето, осень и зима) и четыре классических элемента ( вода , огонь , воздух и земля ). [13]

Бог орлов Бог орлов и

До европейской колонизации Нзамби Мпунгу и его коллега-женщина Нзамбичи воспринимались как один Великий Дух , который существовал повсюду одновременно и давал жизнь всему сущему. [1] Нзамби Мпунгу был «суверенным хозяином», богом солнца (огня) и перемен. [2] Считалось, что Нзамби Мпунгу/Нзамбичи создал вселенную, духовный мир ( Ку Мпемба ) и физический мир ( Ку Нсеке ). Вопреки тому, что подразумевает титул «Великий Дух», Нзамби Мпунгу/Нзамбичи и духовная природа народа Конго не существовали в тех же рамках иерархии, что и всемогущий Бог монотеистических авраамических религий (христианства, иудаизма и ислама ). Считалось, что все духи в духовности Конго имеют равный статус и каждый имеет свою собственную цель в обоих мирах. [1]

После введения португальцами католицизма были предприняты огромные усилия по обращению жителей Центральной Африки путем создания связей между христианством и их традиционными религиями. , это было в значительной степени неудачей Хотя для этнических групп, таких как мбунду , португальцы смогли обмануть народ баконго, убедив их, что Нзамби Мпунгу был христианским Богом , и отделив божество от Нзамбичи и других духов. [1] Этот акт не только открыл путь для более легкого обращения народа баконго в христианство, но и создал иерархию в духовности баконго, которая низвела таких духов, как Нзамбичи, симби и нкиси , до «меньших духов», которые больше не имели значимого голоса в духовных вопросах. Они стали подобны ангелам и, таким образом, стали подчиняться Нзамби Мпунгу, или Богу. [1] Возможно, это также сыграло свою роль в том, что Королевство Конго стало обществом, в котором доминируют мужчины. [1] маргинализация веры в двойную мужскую и женскую идентичность всех людей баконго [13] и создание гендерной иерархии, основанной на португальской культуре, где мужчины традиционно находились в центре духовных вопросов. [1]

Другие духи [ править ]

К началу 17 века устная традиция утверждала, что Нзамби Мпунгу был окружен меньшими духами природы, которые были настолько могущественны, что им давали индивидуальные имена. Историки сходятся во мнении, что такое сведение духов природы к меньшим духам произошло из-за влияния португальцев монотеизма и их избегания «идолов». [1] В этот период Нзамби Мпунгу начал существовать как отдельный дух от своего женского аналога Нзамбичи . [13] и был замечен Богом-Творцом , в то время как Нзамбичи считался его женой, «Богом-сущностью, богом на земле, великой принцессой, матерью всех животных, той, кто обещает свою дочь животному, которое принесет ей огонь с небес». [15] Ее также называют Нзамби , тайна земли, «мать прекрасной дочери, дает человечеству все законы, постановления, искусства, игры и музыкальные инструменты. Нзамби улаживает ссоры между животными, и в историях дает ей решение заложено огромное количество законов Фьорта». [16]

Тем не менее, считается, что духи Конго были созданы в основном для того, чтобы люди баконго могли понять окружающий их природный мир. Большинство из них имеют связь с землей, водой, небом, огнем и звездами. «Земля вечна. Земля увядает в засушливые сезоны, но расцветает с приходом дождей. Небо несет ветры, которые приносят дожди, и перемещает облака, чтобы скрыть, а затем открыть солнечные лучи... река Нзади течет навсегда... чтобы в конечном итоге присоединиться к огромному морю». [1]

В центре религии Конго находятся предки, или бакула , которые, как полагают, поддерживают духовное существование в физическом мире ( Ку Нсеке ) после смерти посредством «двойственной души-разума» ( мвела-нгинду ). [2] [1] Из-за этого предки рассматриваются как духи, которые наблюдают за народом баконго и направляют силу духовного мира ( Ку Мпемба ) для их защиты. Считается, что эти духи предков обитают в водоемах, известных как калунга (также называемых н'лангу или м'бу) , и в лесу, известном как мфинда. [1]

Хорошее настроение [ править ]

Нзази — природный дух грома, а Лусимо — природный дух молнии. [16] Духовные знатоки, посвятившие себя Нзази, получили титул Нганга Нзази ( Нганга означает эксперт на языке Киконго) и призывали его силу вызывать гром, молнии и дождь в засушливый сезон с помощью освященных предметов, называемых нкиси . Считалось, что Нганга Нзази также мог использовать силу грома и молнии в качестве духовного оружия. Эта сила активировалась, когда Нганга Нзази имитировал звук грома, сбивая вместе две освященные скульптуры, называемые битеке . [1]

Нгонде — дух Луны и менструации, а его брат Нтангу — дух времени и Солнца. Говорят, что брат изначально жил у моря, и однажды Нтангу вызвал Нгонде на состязание в беге, полагая, что он сможет победить своего брата. Однако Нгонде добился успеха и победил Нтангу. Считается, что именно по этой причине Луну можно увидеть днем ​​вместе с Солнцем, но нельзя увидеть Солнце ночью. [16]

Чикамасси-чинуинджи – повелитель морей и океанов. Мпулу Бунци – богиня дождя и урожая. В некоторых деревнях Конго Бунзи — это дух мужского пола по имени Пхулу Бунзи , который считается главным кузнецом и повелителем вод. [15] [16] Мбумба — радуга и водяная змея, достигшая неба, карабкаясь по деревьям. [16]

Сталь [ править ]

Симби (мн. бисимби) — это водный дух , который, как полагают, обитает в водоемах и скалах и обладает способностью вести бакулу или предков вдоль реки Калунга в духовный мир после их смерти. [17] [18] Их считают хранителями природы и посредниками между физическим миром живых и духовным миром предков. Бисимби также считаются духовными наставниками, использующими рассказывание историй и устные традиции, чтобы связать живых с предками и их историей. [19] Духовные лидеры, называемые банганга (поет. нганга ), прошли обширный процесс инициации, чтобы узнать положение Солнца во время его вращения вокруг Земли, чтобы получить руководство от предков и бисимби. [1] , эти водные духи присутствовали во время крещения афроамериканских христиан Согласно традиции Худу . [17] [18]

Медицина, медицина и [ править] медицина

Мужская фигура власти (Нкиси), конголезский художник и нганга, конец 19 – середина 20 века, Демократическая Республика Конго.

Сверхъестественные объекты, которые португальцы свели к уничижительному термину « фетиши» , считались населенными духами природы или обожествленными людьми, которые воплощали необычайную силу духовного мира. Эти предметы или духи имели разные названия в зависимости от региона. В Королевстве Лоанго и в нижнем течении реки Нзади на севере их называли нкиси (мн. ч. бакиси , микиси или минкиси ). Это духи природы, одушевленные объекты. Они населяют определенные районы, где расположены их семьи и деревни, и обычно имеют особую связь с людьми, живущими в этих регионах, которые их почитают. [1]

В восточном регионе Королевства Конго духов природы называли нкита (также нкита ) в честь части народа баконго, называвшей себя аквакита , а их духовные лидеры носили титул Нганганчита . Эта группа кимпаси была объектом многочисленных набегов римско-католических священников, которые получили поддержку от короля Конго, чтобы ворваться в их молитвенные дома, или нзо а кимпази , и уничтожить все следы идолопоклонства вместе со зданиями. Вера в нкиту сохранялась, и духи даже давали народу баконго силу из духовного мира для создания священных лекарств, называемых минкиси . [1]

В королевстве Ндонго в Анголе духов природы называли килунду . Они существовали в том же контексте, что и нкиси и нкита. Однако, как и бисимби, килунду считались духами, которые когда-то были живыми людьми, которые превратились в духов после того, как вошли в духовный мир. Это создало свидетельства объединяющей концепции двух миров и четырех моментов жизни среди этнических групп как в Конго , так и в Анголе . Это также подтвердило, что даже духи природы должны были пройти жизненный цикл. [1] Устная традиция 17 века повествует историю двух килунду по имени Навиеза и Кассумба, которые покинули свою родину в регионе Верхняя Гангела, спасаясь от болезней. По пути они укрылись в «изолированной хижине» в Кисаме. Там они умирали, попадали в духовный мир и превращались в духов природы, целью которых стала защита от болезней тех, кто их почитал. [1]

Эта концепция преобразования духа человека в природу также была зафиксирована в Королевстве Конго в 20 веке. Говорят, что человек по имени Мбола умер и превратился в водного духа симби, который обитал в ручье и учил живых, как использовать свою духовную силу для исцеления и создания священных лекарств, которые стали известны как мбола . [1]

В отличие от других, нконди специально использовались как средство причинения боли тем, кто выступал против королевства. [20]

Мфинда [ править ]

Великая Мфинда (лес)

Как упоминалось ранее, природа имеет важное значение для духовности Конго. Хотя позже духи природы стали больше ассоциироваться с водой, или калунгой , также известно, что они обитали в лесу, или мфинда ( финда в худу ). В Королевстве Конго использовался термин чибила , обозначающий священные рощи, где поклонялись этим лесным духам. [21] Жители Конго также верили, что некоторые предки населяли лес после смерти и сохраняли свое духовное присутствие в жизни своих потомков. Считалось, что эти конкретные предки умерли, отправились в Мпембу, а затем возродились как бисимби. Таким образом, Великая Мфинда существовала как место встречи физического и духовного мира. Живые видели в нем источник физического питания через охоту и духовного питания через контакт с предками. Один эксперт по религии Конго, доктор Фу-Киау, даже описал некоторые доколониальные космограммы Конго, где мфинда была мостом между двумя мирами. [1]

Амулеты [ править ]

В 17 веке народ баконго расширил понятие нкиси , включив в него освященные предметы или обереги, содержащие сущность духов природы и их духовные силы. Эти минкиси (син. нкиси) использовались для защиты и исцеления. [1] Минкиси также использовались для изготовления сумок моджо или колдовства . Эти сумки моджо представляли собой небольшие сумки, в которых обычно хранились магические предметы. Считалось также, что они содержат духовную силу нкиси. [22] Нганга создавала сумки моджо для отдельных людей, используя ингредиенты, связанные с конкретным симби , чтобы вызвать дух в сумку моджо. Духовная философия баконго повлияла на создание сумок моджо, в которые чернокожие американцы включали определенные натуральные ингредиенты или кости животных, чтобы разместить в сумке дух симби или дух предков для защиты или исцеления. [23]

Америка [ править ]

Из-за работорговли в Атлантике религия баконго была перенесена в Америку вместе с ее порабощенными последователями. Некоторые сохранившиеся традиции включают заклинание, сны, владение мертвыми, чтобы научиться мудрости от предков, традиционное исцеление и работу с минкиси. К духовным традициям и религиям, сохранившим традиции Конго, относятся Худу , Пало Монте , Лумбалу , Кумина , гаитянский вуду , кандомбле банту и венесуэльский юйю. [24] [25] [22]

США [ править ]

Концепция мфинда как духовного пространства также возникла в колониальных Соединенных Штатах в результате трансатлантического рабства и стала известна на местном уровне как находка . часто фиксировали наблюдения духов-цимби Затем находка стала священным местом, где чернокожие американцы . Сегодня находка по-прежнему является значимым элементом в Худу . [1]

Бразилия [ править ]

В Бразилии калунга воплощает идею о том, что в мире живых мы стоим прямо, но в мире предков все происходит наоборот. Обитатели преисподней (или царства предков) перевернуты по сравнению с нами, если смотреть с нашей зеркальной точки зрения. Имея такое особое мировоззрение, практикующие африканские боевые искусства намеренно меняют свою физическую форму, чтобы подражать предкам и черпать силу и мощь из царства предков. [26]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Браун, Рас Майкл (2012). Афро-атлантические культуры и Лоукантри Южной Каролины (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 26, 27, 90–102, 106–110, 119–121, 123. ISBN.  978-1-107-66882-9 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии Публикации SAGE. стр. 100-1 120–124, 165–166, 361. ISBN.  978-1412936361 .
  3. ^ «Этнография НПС: афроамериканское наследие и этнография» . www.nps.gov . Проверено 03 января 2023 г.
  4. ^ Муйинги, Мбангу Анисет (2 июля 2014 г.). «Место африканской традиционной религии в Демократической Республике Конго с момента появления христианства» . Средиземноморский журнал социальных наук . 5 (14): 539. ISSN   2039-2117 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хейвуд, Линда М. (2002). «Религиозная и церемониальная жизнь в районах Конго и Мбунду». Центральноафриканцы и культурные трансформации в американской диаспоре . Издательство Кембриджского университета. стр. 73–74. ISBN  978-0-521-00278-3 .
  6. ^ Юргенсмейер, Марк (2006). Оксфордский справочник глобальных религий . ISBN   0-19-513798-1 .
  7. ^ С. Мбити, Джон (1991). Введение в африканскую религию. ISBN   0-435-94002-3 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Муйинги, доктор философии, Мбангу Анисет (06 августа 2020 г.). «Место африканской традиционной религии в Демократической Республике Конго с момента появления христианства» . Средиземноморский журнал социальных наук . 5 (14).
  9. ^ Киммерле, Хайнц (11 апреля 2006 г.). «Мир духов и уважение к природе: к новому пониманию анимизма» . Журнал трансдисциплинарных исследований в Южной Африке . 2 (2): 15. дои : 10.4102/td.v2i2.277 . ISSN   2415-2005 .
  10. ^ Вонтресс, Клеммонт Э. (2005), «Анимизм: основа традиционного исцеления в странах Африки к югу от Сахары» , Интеграция практик традиционного исцеления в консультирование и психотерапию , SAGE Publications, Inc., стр. 124–137, doi : 10.4135/9781452231648 , ISBN  9780761930471 , получено 31 октября 2019 г.
  11. Африканская история BBC. Архивировано 2 ноября 2015 года в Wayback Machine .
  12. ^ Киммерле, Хайнц (11 апреля 2006 г.). «Мир духов и уважение к природе: к новому пониманию анимизма» . Журнал трансдисциплинарных исследований в Южной Африке . 2 (2): 15. дои : 10.4102/td.v2i2.277 . ISSN   2415-2005 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Луялука, Киатесуа Лубанзадио (2017). «Спираль как основная семиотика религии Конго, Буконго» . Журнал исследований чернокожих . 48 (1): 91–112. ISSN   0021-9347 .
  14. ^ Ван Винг, Дж. (1941). «Магия Баконго» . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 71 (1/2): 85–97. дои : 10.2307/2844403 . ISSN   0307-3114 . JSTOR   2844403 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Нзамби Мпунгу и гонка между Луной и Солнцем» . Оксфордский справочник . Проверено 10 мая 2023 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шойб, Гарольд (2000). Словарь африканской мифологии: Создатель мифов как рассказчик (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 92, 93, 114–115. ISBN  9780195124569 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Андерсон, Джеффри Э. (2008). Худу, вуду и колдовство: справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 114. ИСБН  9780313342226 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маниго-Брайант, ЛеРонда С. (2014). Разговор с мертвыми: религия, музыка и живая память среди женщин-гулл/гичи . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN  9780822376705 .
  19. ^ Адамс, Натали П. «Водные духи «Симби» из Беркли Сент-Джонс» (PDF) . Сеть археологов африканской диаспоры . Университет Иллинойса в Урбане-Шампейне. Проверено 10 мая 2023 г.
  20. ^ Боки, Саймон (1993). Смерть и невидимые силы: мир верований Конго . Издательство Университета Индианы. стр. 40–66. ISBN  978-0-253-31564-9 .
  21. ^ Деннетт, Ричард Эдвард (1906). В глубине души черного человека; Или «Записки о королевской канцелярии в Западной Африке» . Забытые книги. стр. 114–118. ISBN  9781605060118 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакКернин, Мэри Маргарет. «От Старого к Новому Свету: Трансформация Конго Минкиси в афроамериканском искусстве» . Университет Содружества Вирджинии (Компас ученых VCU) . п. 11 . Проверено 10 июля 2021 г.
  23. ^ Феннелл, Кристофер К. (2003). «Групповая идентичность, индивидуальное творчество и символическое поколение в диаспоре БаКонго» . Международный журнал исторической археологии . 7 (1): 1–31. дои : 10.1023/А:1023267019232 . ISSN   1092-7697 . JSTOR   20853014 . S2CID   16475959 .
  24. ^ «Религия Конго» . мета-религия.com .
  25. ^ Томпсон, Роберт Фаррис (1983). Вспышка духа: африканское и афроамериканское искусство и философия . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN  9780307874337 .
  26. ^ Камбон, доктор философии, Обаделе (2018). «Африканские = черные боевые формы, скрытые на виду: энголо / капоэйра, удары ногами и танцы с флагом Асафо» . Африкология: Журнал панафриканских исследований . 12 (4).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d55f7c47f55d9431907f11ecd96a8cd__1718297580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/cd/0d55f7c47f55d9431907f11ecd96a8cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kongo religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)