Бог Всемогущий
Нзамби Мпунгу | |
---|---|
Почитается в | Религия Конго |
Символ | Солнце |
Этническая группа | Конго |
Супруга | Нзамбичи |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Юпитер • Солнце |
эквивалент игбо | Бог |
Нубийский эквивалент | Апедемак |
Египетский эквивалент | Амон • Ра |
Эквивалент банту | Бог |
Нзамби а Мпунгу (также Нзамби и Нзамби Мпунгу ) — Верховный Бог , вечный Отец Неба и Бог Солнца (огня) в традиционной духовности Конго . [1] Его женский аналог — Нзамбичи , Мать Неба и Богиня Луны . У других центральноафриканских народов банту, таких как чокве , и в Королевстве Ндонго Нзамби Мпунгу также называли Калунгой , богом огня и перемен. Это может иметь связь с элементом космологии Баконго, называемым Калунга . Его считали искрой огня, породившей всю жизнь во Вселенной. [1] После португальской колонизации Нзамби Мпунгу стал синонимом христианского Бога и существовал главным образом как Бог-Творец . [2]
История
[ редактировать ]Нзамби Мпунгу было записано как имя Бога народа Конго еще в начале 16 века португальцами, посетившими Королевство Конго . [1] [2]
Европейские миссионеры вместе с интеллектуалами Конго (включая короля Конго Афонсу I ) намеревались передать европейские христианские религиозные концепции в Киконго, и они выбрали это имя для обозначения Бога. Миссионеры-иезуиты в 1540-х годах также отметили признание этой связи, и она, вероятно, была включена в ныне утерянный катехизис, составленный кармелитами в Киконго в 1557 году. лучших мастеров церкви» в Конго под руководством священника-иезуита Матеуса Кардозо. [ нужна ссылка ]
До европейской колонизации Нзамби Мпунгу и его коллега-женщина Нзамбичи воспринимались как «Чудеса из чудес», которые существовали повсюду одновременно и давали жизнь всему сущему. [2] Нзамби Мпунгу был «суверенным хозяином», богом солнца (огня) и перемен. [3] Считалось, что Нзамби Мпунгу/Нзамбичи создал вселенную, духовный мир ( Ку Мпемба ) и физический мир ( Ку Нсеке ). Вопреки тому, что подразумевает титул «Великий Дух», Нзамби Мпунгу/Нзамбичи и духовная природа народа Конго не существовали в тех же рамках иерархии, что и всемогущий Бог монотеистических авраамических религий (христианства, иудаизма и ислама ). Считалось, что все духи в духовности Конго одинаково значимы, и каждый из них имел свою собственную цель в обоих мирах. [2]
После введения португальцами католицизма были предприняты огромные усилия по обращению жителей Центральной Африки путем создания связей между христианством и их традиционными африканскими религиями. , это было в значительной степени неудачей Хотя для этнических групп, таких как мбунду в Королевстве Ндонго , португальцы смогли убедить многих баконго в Королевстве Конго , что Нзамби Мпунгу был христианским Богом и что другие духи были подобны ангелам, которые были подчинены Богу. Этот акт не только открыл путь для более легкого обращения народа баконго в христианство, но также создал иерархию в духовности баконго, которая низвела других духов, таких как Нзамбичи, симби и нкиси, до «меньших духов», которые больше не имели значимого голоса в духовных вопросах. . [2]
Одна из поговорок киконго звучит так: «Ку томби Нзамби ко, кади ка кена йе ниту ко». Это значит: «Не ищите Бога, у Него нет тела». [1]
Нзамби в африканской диаспоре
[ редактировать ]Часть серии о |
Конго Религия |
---|
Категория |
Кандомбле банту
[ редактировать ]В религии кандомбле банту Нзамби — «суверенный хозяин». Он создал землю, а затем ушел из мира. Нзамби Мпунгу по-прежнему несет ответственность за количество осадков и здоровье. [ нужна ссылка ]
Мне
[ редактировать ]В религии Кумина есть верховный бог-творец, известный как «Король Зомби», который является производным от Нзамби Мпунгу. [4]
Пало
[ редактировать ]В религии Пало «Нзамби» — бог, создавший вселенную и оживляющий ее. Нзамби обитает во всех природных вещах и духах мертвых. Давно умершие предки, ставшие духами, в течение длительного периода времени будут окутаны природными элементами и, следовательно, самим Нзамби. Природные силы Нзамби могут быть использованы Нгангом и в обычных церемониях. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Асанте, левит; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии, Том . ISBN 9781412936361 .
- ^ Jump up to: а б с д и Браун, Рас Майкл (2012). Афро-атлантические культуры и Лоукантри Южной Каролины (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 26, 27, 90–102, 106–110, 119–121, 123. ISBN. 978-1-107-66882-9 .
- ^ Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии Публикации SAGE. стр. 100-1 120–124, 165–166, 361. ISBN. 978-1412936361 .
- ^ Натаниэль Сэмюэл Мюррелл (2010). Афро-карибские религии: введение в их исторические, культурные и священные традиции . Издательство Университета Темпл. ISBN 9781439901755 .