Нджамбе (бог)
Нджамбе | |
---|---|
Бог творения | |
Почитается в | Мифология банту |
Символы | Солнце |
Этническая группа | Болоки • Помощь |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Юпитер |
Конголезский эквивалент | Нзамби Мпунгу |
эквивалент игбо | Бог |
Египетский эквивалент | Амон - Ра |
Эквивалент банту | Бог |
Будет эквивалентно | Бог |
Нджамбе – верховный бог-творец в традиционной религии народа Локи или Болоки , который в основном проживает в Демократической Республике Конго . [1] По мнению антрополога Джона Х. Уикса, Нджамбе также используется для обозначения божества, связанного с болезнью и смертью [2]. Он занимает видное место в мифах Болоки относительно происхождения смерти [1] [3].
Представительство
[ редактировать ]По словам Уикса, Нджамбе — одно из имен, используемых для обозначения верховного божества, которому поклоняются люди Болоки. В общей сложности Уикс обнаружил, что существует четыре часто используемых имени для обозначения фигуры верховного бога, которая может быть представлена разными или одними и теми же божествами: [2]
- Либанза описывается как создательница всего сущего. Либанза также является мифическим героем народа Болоки.
- Нзакомба описывается как мифологический персонаж, определяющий мысли и сердца людей и животных. Жители Луланги в Малваи также используют это имя для обозначения бога.
- Комбу описывается как бог-создатель людей с психическими заболеваниями и инвалидностью .
- Нджамбе описывается как бог, ответственный за болезни и смерть. Это слово может быть вариантом слова Нзамби или Ньямби, которое жители Бобанги используют по отношению к верховному божеству.
Имя Ньямбе также используется народом Куба в Демократической Республике Конго для описания своей высшей фигуры-творца. [3]
Легенды
[ редактировать ]Происхождение смерти
[ редактировать ]Говорят, что однажды Нджамбе принял облик маленького человека и предстал перед человеком. Человек — сельский житель, работавший в лесу. Когда Нджамбе встретил жителя деревни, он предложил ему два узла, которые он мог забрать домой. Первый пакет был большим и содержал такие безделушки, как ножи, бусы и зеркала. Второй сверток намного меньше, и внутри него была бессмертная жизнь. [4]
Житель деревни, который не знал, кто такой Нджамбе, сказал ему, что не может принять решение сам. Итак, он принес два свертка домой в свою деревню и спросил мнение других жителей деревни. Жительницы деревни увидели и опробовали безделушки из первого, большего по размеру узла. Позже второй комплект решили оставить. Таким образом, Нджамбе забрал сверток, уносивший бессмертную жизнь, и смерть стала состоянием, которое испытывают все люди. [1] [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-3133-7 .
- ^ Уикс, Джон Х. (1910). «Антропологические заметки о Бангале в верхнем течении реки Конго. (Часть III)» (PDF) . Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 40 : 360–427. дои : 10.2307/2843264 . ISSN 0307-3114 . JSTOR 2843264 .
- ^ Лугира, Алоизиус Муззанганда (2009). Африканская традиционная религия . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-2047-8 .
- ^ Jump up to: а б «Нджамбе: Два свертка» . Оксфордский справочник . Проверено 7 апреля 2021 г.