Нзамбичи
Нзамбичи | |
---|---|
Мать Луны, Земли и Неба | |
Почитается в | Религия Конго |
Планета | Земля |
Символы | Луна , Земля |
Этническая группа | Конго |
Супруга | Нзамби Мпунгу |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Юнона • Луна |
Египетский эквивалент | Амунет • Исида |
Нубийский эквивалент | Он сказал |
эквивалент игбо | Земля |
Будет эквивалентно | Земля Да |
Нзамбичи (также называемый Нзамби ) — вечный Бог Сущности, а также Мать Луны, Земли и Неба в религии Баконго . Она также является женским аналогом создателя бога - Конго Нзамби Мпунгу .
История
[ редактировать ]К 17 веку значение Нзамбичи, похоже, уменьшилось. Устная традиция того периода гласит, что Нзамби Мпунгу был окружен меньшими духами, включая Нзамбичи. Историки сходятся во мнении, что такое низведение духов природы до низших духов произошло из-за португальского влияния монотеизма и их избегания «идолов». [1] В то время как Нзамбичи и Нзамби Мпунгу когда-то были «чудом из чудес», [2] Нзамби Мпунгу начал существовать независимо от Нзамбичи и считался верховным Богом-Творцом, подобным христианскому Богу португальских колонизаторов. [1]
Конго космология
[ редактировать ]Устная традиция утверждает, что вначале времени, места и пространства не существовало. Была только круглая пустота, называемая мбунги . Однажды «Суверенный Мастер» Нзамби Мпунгу вызвал искру огня, называемую калунга , которая набрала энергию и горела до тех пор, пока ее пламя не заполнило мбунги. Когда стало слишком жарко, куски мусора вылетели за пределы круга. Эти кусочки летели повсюду во всех направлениях, пока не остановились. Когда они остыли, они превратились в звезды и планеты, которые образовали Вселенную. Затем Нзамби Мпунгу стал Калунгой , богом огня и перемен. [3]
Годчи и Всемогущий Бог
[ редактировать ]Часть серии о |
Конго Религия |
---|
![]() |
![]() |
Желая расширить свое творение, некоторые устные традиции говорят, что Нзамби Мпунгу создал своего женского аналога по имени Нзамбичи, бога сущности. Другие устные традиции говорят, что Нзамбичи всегда существовала рядом с Нзамби Мпунгу как самостоятельная вечная богиня.
Тем не менее, они жили как один, наблюдая за всем, что создали. Так было до тех пор, пока Нзамбичи не украла часть его огня, или калунги , и не обрела собственную силу. Говорят, что чтобы наказать ее, Нзамби Мпунгу создал землю и отправил ее туда. Но не сумев слишком долго оставаться вдали от нее, он вернулся на землю и женился на Нзамбичи. На земле они создали воды, землю и животных. [3] Впоследствии она стала «богом на земле, великой принцессой, матерью всех животных, той, кто обещает свою дочь животному, которое принесет ей огонь с небес». [4] [2]
Затем Нзамбичи и Нзамби создали первого человека из Конго , или мунту . [5] Нзамбичи также стала великой загадкой земли, «матерью прекрасной дочери, дающей человечеству все законы, постановления, искусства, игры и музыкальные инструменты». Она «улаживает ссоры между животными, и в рассказах, дающих ей решение, заключено огромное количество законов Фьорта». [2] Чтобы вести человека, Нзамбичи и Нзамби Мпунгу создали духов природы — симби , нкиси , нкита и килунду — и отделили физический мир, называемый Нсеке , от духовного мира, называемого Мпемба , границей воды, называемой линией калунга . Между мирами пролегал мистический лес мфинда , где духи природы и предки могли путешествовать из одного мира в другой и давать советы живым. [2] Нзамбичи и Нзамби Мпунгу покинули землю и заняли свое место на небесах, решив больше не взаимодействовать с человеком. Человек знал Нзамбичи как землю и луну, а Нзамби Мпунгу как солнце. [3] [5] Из-за двойственности Нзамбичи и Нзамби жители Конго считали, что правая сторона тела принадлежит мужчине, а левая сторона — женской. [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Браун, Рас Майкл (2012). Афро-атлантические культуры и Лоукантри Южной Каролины (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 119–121. ISBN 9781107668829 .
- ^ Jump up to: а б с д Шойб, Гарольд (2000). Словарь африканской мифологии: Создатель мифов как рассказчик (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 92, 93, 114, 115. ISBN. 9780195124569 .
- ^ Jump up to: а б с Асанте, Тысяча Левитов; Мазама, Мать (2009). Энциклопедия африканской религии (1-е изд.). Публикации SAGE. стр. 100-1 стр. 120–124, 165, 166, 361. ISBN. 9781412936361 .
- ^ «Нзамби Мпунгу и гонка между Луной и Солнцем» . Оксфордский справочник . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Луялука, Киатесуа Лубанзадио (2017). «Спираль как основная семиотика религии Конго, Буконго» . Журнал исследований чернокожих . 48 (1): 91–112. дои : 10.1177/0021934716678984 . ISSN 0021-9347 . JSTOR 26174215 . S2CID 152037988 .
- Африканские божества
- Африканские богини
- Богини-животные
- Божества банту
- Религия банту
- Божества-создатели
- Богини-создатели
- Земные божества
- Богини земли
- Культура Конго
- Лунные божества
- Лунные богини
- Божества неба и погоды
- Богини неба и погоды
- Традиционные африканские религии
- Божества-покровители
- Богини-покровители
- Религия Конго