Jump to content

Ух ты

Маска Нганга из коллекции Бруклинского музея.

Нганга банганга (мн. или кимбанда ) духовный целитель , прорицатель и специалист по ритуалам в традиционной конголезской религии . [1] Эти эксперты также существуют в африканской диаспоре в странах, куда люди Конго и Мбунду были перевезены во время атлантической работорговли , таких как Бразилия , юг США , Гаити и Куба .

Этимология

[ редактировать ]

Нганга означает «эксперт» на языке киконго . Португальское искажение значения было «фетишер». [2] Оно также могло быть получено от -ganga , что на протобанту означает «лекарство». Поскольку этот термин является множественным отражением корня протобанту, во всем бантуязычном мире существуют небольшие вариации этого термина. [ нужна ссылка ]

Центральная Африка

[ редактировать ]
Иньянга из Йоханнесбурга, Южная Африка.

В Королевстве Конго и Королевстве Ндонго опытные целители, известные как банганга , прошли обширную подготовку, чтобы общаться с предками в духовных сферах и искать у них руководства. [2] Они обладали умением общаться с предками в духовной сфере, или Ку Мпемба , а также предугадывать причины болезней, несчастий и социального стресса и готовить меры по их устранению, часто с помощью сверхъестественных средств и священной медицины, или минкиси . [2]

Они также отвечали за зарядку нкиси , или физических объектов, предназначенных быть вместилищем духовных сил, исцеляющих и защищающих своего владельца. Когда Конго принял христианство в конце пятнадцатого века, термин «нганга» использовался для перевода христианского священника, а также традиционных духовных посредников. [3] В современном христианстве Конго священников часто называют «Нганга а Нзамби» или «священниками Бога». [ нужна ссылка ] Владельцем и управляющим нкиси , который передавал свои полномочия другим, был нганга . [4]

Английский миссионер описывает, как выглядит нганга во время своего исцеления:

Толстые белые круги вокруг глаз, красное пятно на лбу, широкие желтые полосы тянутся по щекам, красные, белые или желтые полосы стекают по рукам и груди... Его платье состоит из размягченные шкуры диких животных, целиком или полосками, перья птиц, сушеные волокна и листья, украшения из зубов леопарда, крокодила или крысы, маленькие звенящие колокольчики, погремушки стручков... [4] [5]

Этот дикий внешний вид был призван создать устрашающий эффект, или кимбулуа на языке Конго . Костюм нганги часто создавался по образцу его нкиси . Надевание костюма само по себе было частью представления; все участники были отмечены красными и белыми полосами, называемыми макила , для защиты. [4]

«Белые круги вокруг глаз» относятся к линиям мамони (от глагола мона — видеть). Эти линии указывают на способность видеть скрытые источники болезней и зла. [4]

Ёмбе нганга часто носил белые маски, цвет которых олицетворял дух умершего человека. Белый также ассоциировался со справедливостью, порядком, правдой, неуязвимостью и проницательностью: всеми добродетелями, связанными с нгангой. [ нужна ссылка ]

Нганга обучается составлению нконди , возможно, во сне, от определенного духа. В одном описании процесса банганги нганга затем срубает дерево, чтобы получить древесину, которую он / она будет использовать для строительства нконди. Затем он/она убивает курицу, что приводит к смерти охотника, которому удалось убить дичь и чья плененная душа впоследствии оживляет фигуру нконди. [6] Основываясь на этом процессе, Гелл пишет, что нконди — это фигура, показатель совокупной деятельности, «видимый узел, связывающий воедино невидимый клубок пространственно-временных отношений», о которых осознают участники ритуала. [7]

Южная Африка

[ редактировать ]
Нанга, недалеко от Великого Зимбабве.

В Южной Африке иньянга играет лечебную роль, в отличие от сангомы , которая занимается гаданием и духами предков , однако в некоторых областях различие стало размытым, и многие традиционные целители склонны практиковать оба искусства. [8] [9] На суахили « мганга» означает квалифицированного врача или народного целителя. [ нужна ссылка ]

Среди народа шона в Зимбабве н'анга — традиционный целитель , который использует сочетание трав, медицинских/религиозных советов и духовного руководства для исцеления людей. В Зимбабве нанги признаны и зарегистрированы в рамках ZINATHA (Национальной ассоциации традиционных целителей Зимбабве). [10] [11]

Считается, что они обладают религиозной способностью предсказывать судьбу, а также изменять, исцелять, благословлять или даже убивать людей. Традиционно Н'анги были основным источником помощи людям во всех жизненных вопросах. Они существовали десятилетиями, задолго до британской колониальной эпохи. Говорят, что лидеры партизан консультировались с Н'ангасом во время войны Буша в Родезии . [12]

Даже сегодня люди обращаются к Н'ангам за советом и исцелением от многих болезней. Иногда н'анги направляют своих пациентов к западным врачам и больницам в случае возникновения чрезвычайной ситуации или болезни, которую они не могут вылечить с помощью своего целительного духа. [13]

В Соединенных Штатах нганга, выступавшие в качестве духовных лидеров, играли ключевую роль в практиках худу , сочетавших в себе религию Конго, христианство и коренных американцев знания о травах . [2]

На Кубе термин «нганга» относится к глиняному горшку или железному котлу, который хранится в домах прорицателей Пало , называемых палерос. Подобно сумкам моджо в Соединенных Штатах, эти банганги содержали предметы из важных мест природы и духовные предметы, такие как лесная грязь, вулканический пепел, а также волосы, пепел или кости предков. Их рассматривали как средство почтения Нзамби, мпунго и мфумби (духов предков) и сил природы. [14]

Считается, что многие перевернутые позиции капоэйры , в том числе бананейра , ау , рабо де аррайя и другие, возникли в результате использования стойки на руках нганга, подражающей своим предкам, которые ходили на руках в духовном мире. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Деш-Оби 2008 , стр. 39.
  2. ^ Jump up to: а б с д Браун, Рас Майкл (2012). Афро-атлантические культуры и Лоукантри Южной Каролины (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 20, 96, 97, 103, 105. ISBN.  9781107024090 .
  3. ^ Джон Торнтон, «Развитие африканской католической церкви в Королевстве Конго, 1491-1750», Журнал африканской истории.
  4. ^ Jump up to: а б с д МакГаффи, Вятт (1993). Удивление и сила, Глаза понимания: Конго Минкиси . Национальный музей африканского искусства.
  5. ^ Уикс, Джон Х. (1914). Среди первобытных баконго . Лондон: Seeley, Service & Co. Ltd.
  6. ^ МакГаффи, Вятт (весна 2001 г.). «Удивление и липкость в искусстве Конго: теоретический прогресс». RES: Антропология и эстетика . 39 (39). Президент и члены Гарвардского колледжа, действующие через Музей археологии и этнологии Пибоди: 137–150. дои : 10.1086/RESv39n1ms20167526 . JSTOR   20167526 . S2CID   191219941 .
  7. ^ Гелл, А. (1999). Искусство антропологии . Лондон: Гуманитарная пресса.
  8. ^ Рихтер, Марлиз (2003). «Традиционная медицина и народные целители в Южной Африке» (PDF) . п. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 28 мая 2013 г.
  9. ^ ван Вик, Бен-Эрик; ван Оудсхорн, Босх; Герике, Найджел (1999). Лекарственные растения Южной Африки . Претория: Публикации Бризы. п. 10. ISBN  978-1-875093-37-3 .
  10. ^ «Культура Зимбабве» .
  11. ^ «Национальная ассоциация традиционных целителей Зимбабве (ЗИНАТХА)» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2014 г.
  12. ^ Ангус Шоу, (1993) Кандая, Другое время, Другое место, Baobab Books
  13. ^ Арковиц, М.С.; Мэнли, М. (июль 1990 г.). «Специализация и направление нанга (традиционных целителей) Зимбабве». Троп Док . 20 (3): 109–10. дои : 10.1177/004947559002000306 . ПМИД   2219419 . S2CID   6659696 .
  14. ^ Аппиа, Энтони; Гейтс-младший, Генри Луи (2005). Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Издательство Оксфордского университета. п. 538. ИСБН  978-0-19-517055-9 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Деш-Оби, М. Томас Дж. (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN  978-1-57003-718-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a711bfcce71b030d2f1a753748253416__1710183180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/16/a711bfcce71b030d2f1a753748253416.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nganga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)