Джаму
![]() Различные виды джаму в бутылках, Соло , Центральная Ява | |
Тип | Традиционная медицина |
---|---|
Материал | Специи , Куркума |
Место происхождения | Индонезия |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Альтернативная медицина |
---|
![]() |
Джаму ( яванский : ꦗꦩꦸ ) — средство традиционной медицины из Индонезии . Это преимущественно лекарственные травы , изготовленные из натуральных материалов, таких как корни, кора, цветы, семена, листья и плоды. [1] материалы, полученные от животных, такие как мед , маточное молочко , молоко и местные куриные яйца Также часто используются .
Джаму | |
---|---|
Страна | Индонезия |
Домены | Оздоровительная культура |
Ссылка | 01972 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2023 |
Список | Представительский список |
![]() |
официально признало джаму одним из нематериальных культурных наследий Индонезии В 2019 году Министерство образования и культуры Индонезии . [2] Впоследствии, в декабре 2023 года, оздоровительная культура Джаму официально признана нематериальным культурным наследием Индонезии ЮНЕСКО. [3]
Джаму можно найти по всей Индонезии; тем не менее, оно наиболее распространено на Яве , где Мбок Джаму , традиционная каин кебайя , яванская женщина от молодых до средних лет, несущая бамбуковую корзину, наполненную бутылками джаму на спине, путешествует по деревням и городским переулкам, предлагая ей традиционные блюда. травяные лекарства, можно найти. Во многих крупных городах лекарственные травы джаму продаются на улице разносчиками и несут освежающий напиток, обычно горький, но подслащенный медом или пальмовым сахаром.
Фитопрепараты также производятся на заводах крупных компаний, таких как Air Mancur , Djamu Djago или Sido Muncul , и продаются в различных аптеках в упаковке-саше. Упакованный сушеный джаму перед употреблением следует растворить в горячей воде. В настоящее время фитопрепараты также продаются в форме таблеток, каплет и капсул. Эти бренды джаму объединены в Индонезийскую ассоциацию трав и традиционной медицины, известную в местном масштабе как Gabungan Pengusaha Jamu (GP Jamu). [4] Сегодня джаму — это растущая местная индустрия фитотерапии стоимостью в миллионы долларов. В 2014 году общий объем продаж jamu составил 3 триллиона рупий (73,29 миллиона долларов США). [4]
Этимология
[ редактировать ]Слово джаму имеет яванское происхождение. Оно происходит от яванских слов джава ( ꦗꦮ , « яванский » или « Ява ») и нграму ( ꦔꦿꦩꦸ , «смешивание» или «сбор» (ингредиентов)). Это примерно переводится как «смесь, приготовленная яванцами» или «смесь, происходящая с Явы».
Другая теория предполагает, что слово джаму происходит от древнего яванского термина джампи ( Аксара Джава : ꦗꦩ꧀ꦥꦶ , «магическая формула»), относящегося к мантрам, читаемым дукунами (местными шаманами ) для зелья. Также считается, что джаму изначально использовалось дукунами как одно из духовных требований для практик черной магии . [5] [6]
Традиционные производственные центры
[ редактировать ]Несмотря на популярность джаму по всей Индонезии, похоже, что культура джаму наиболее распространена на Яве . Травяная культура джаму распространена в яванских королевских дворах Джокьякарты и Суракарты , где древние книги по фитотерапии хранятся в королевской библиотеке, а лекарство джаму прописывают членам королевской семьи и знати в яванских кератонах . Согласно яванской традиции, знаменитая красота путри кератон (принцессы и дворцовые дамы) обязана джаму и лулуру (традиционному лосьону). [7]
В частности, Сукохарджо на Центральной Яве считается одним из центров традиции джаму. [8] Многие из продавцов Мбок Джаму Джаму родом из этого города. Традиционные торговцы травами джаму в Сукохарджо установили статую продавца джаму как олицетворение Сукохарджо в Булакреджо. Обычно называемая «статуей продавца трав джаму», она изображает фермера и травника джаму гендонг, несущих ее товары. Районы Сукохарджо, особенно субрайон Нгутер, [9] известен как место происхождения травника Мбок Джаму гендонг во многих крупных городах, таких как Джакарта, Бандунг, Богор и Сурабая. [10]
История
[ редактировать ]
Считается, что Джаму возник в эпоху Королевства Матарам , ок. 1300 лет назад. Каменная ступка и пестик с длинной цилиндрической каменной ступкой — тот тип, который сегодня обычно используется в традиционном приготовлении джаму, — были обнаружены на археологическом участке Лиянган на склонах горы Сундоро , Центральная Ява . Это место и реликвии датируются эпохой Королевства Матарам , примерно с 8 по 10 века, что позволяет предположить, что к тому времени традиция фитотерапии джаму уже укоренилась. [11] барельефах Боробудура На массажистки изображены люди, которые что-то перемалывают каменной ступкой и пестиком, продавцы напитков, врачи и , лечащие своих клиентов. [7] Все эти сцены можно интерпретировать как традиционное лечение травами и оздоровительные процедуры на древней Яве. В надписи Мадхавапуры периода Маджапахита упоминается особая профессия смешивателя и комбинатора трав ( травника ), называемая Ачараки . [7] Медицинская книга из Матарама, датированная примерно 1700 годом, содержит 3000 записей о рецептах джаму, а в яванской классической литературе Серат Чентини (1814 г.) описаны некоторые рецепты травяных отваров джаму. [7]

Несмотря на сильное влияние Аюрведы из Индии, Индонезия представляет собой обширный архипелаг с многочисленными местными растениями, не встречающимися в Индии, и включает растения, похожие на растения Австралии за линией Уоллеса . Джаму может варьироваться от региона к региону, а рецепты часто не записаны, особенно в отдаленных районах страны. [12]
Джаму практиковался (и до сих пор) как одно из духовных требований местных врачей ( дукунов ). Однако его обычно готовят и прописывают женщины, которые продают его на улицах. Как правило, различные рецепты джаму не записываются, а передаются из поколения в поколение. Однако некоторые ранние справочники сохранились. [13] Справочник по джаму, который использовался в домашних хозяйствах по всей Голландской Ост-Индии (современная Индонезия), был опубликован в 1911 году г-жой Клоппенбург-Верстег. [14]
Одним из первых европейских врачей, изучавших джаму, был Якоб Бонтиус (Якоб де Бондт), который работал врачом в Батавии (современная Джакарта ) в начале семнадцатого века. Его труды содержат информацию о местной медицине Явы . [15] Подробная книга по местной фитотерапии в Голландской Ост-Индии (современная Индонезия) была опубликована Румфиусом , который работал в Амбоне в начале восемнадцатого века. Он опубликовал книгу под названием Herbaria Amboinesis («Книга амбонских специй») . [16] В девятнадцатом веке европейские врачи проявляли большой интерес к джаму, поскольку часто не знали, как лечить заболевания, с которыми они сталкивались у своих пациентов в Голландской Ост-Индии (современная Индонезия). Немецкий врач Карл Вайц опубликовал на джаму в 1829 году. [17] В 1880-х и 1890-х годах А. Г. Вордерман опубликовал также обширные отчеты о джаму. Фармакологические исследования фитотерапии были проведены М. Грешоффом и В. Г. Боорсмой в фармакологической лаборатории Богорского ботанического сада. [18]
Популярность
[ редактировать ]Индонезийские врачи изначально не очень интересовались джаму. Во время второй конференции Индонезийской ассоциации врачей, состоявшейся в Соло в марте 1940 г., были сделаны два доклада по этой теме. Во время японской оккупации в 1944 году был сформирован Индонезийский комитет джаму. В последующие десятилетия популярность джаму возрастала, хотя мнения врачей о нем были довольно двойственные. [19]
Индонезия , где производятся весьма разнообразные продукты из трав, ожидает, что внутренние продажи фитопрепаратов и средств народной медицины, включая пищевые добавки и косметику, вырастут на 15 процентов к 2014 году до 15 триллионов рупий (1,23 миллиарда долларов США) по сравнению с 2013 годом из-за растущего спроса на здоровье. по данным Индонезийской ассоциации фитотерапии и традиционной медицины (Gabungan Pengusaha Jamu/GP Jamu), сознательная группа людей со средним доходом. Вклад Джаму в общий объем продаж составляет 3 триллиона рупий (73,29 миллиона долларов США). [4]
Несколько ведущих деятелей Индонезии известны как сторонники травяных продуктов джаму, в том числе бывшая первая леди Тьен Сухарто , бизнесмены Муряти Соедибё и Джая Супрана , а также президент Джоко Видодо . [1] Джоко признался, что в течение 17 лет употреблял лекарственные травы, известные как темулавак джахе (смесь имбиря и куркумы ), которые, по его мнению, помогли ему в повседневной деятельности, а также восстановили печень и функции пищеварения. [1]
Форма
[ редактировать ]Джаму часто продается в виде порошка, таблеток, капсул и питьевой жидкости. Магазины джаму, которые продают только ингредиенты или готовят джаму на месте в соответствии с требованиями покупателей, а также женщины, бродящие по улице, чтобы продать джаму, являются распространенным способом распространения джаму в Индонезии. В настоящее время джаму также производится и экспортируется массово. Часто возникают опасения по поводу качества, последовательности и чистоты не только распространяемых на месте, но и производимых форм.
Квази-здоровье
[ редактировать ]
Есть несколько квази-медицинских применений джаму, например, как ни странно, его рекламируют для повышения сексуального удовольствия, а также традиционно для лечения травм после родов. Существуют виды джаму для повышения сексуальной выносливости у мужчин, а также другие для сужения влагалища у женщин (с такими названиями, как Сари Рапат («Сущность упругости»), Рапат Ванги («Тугий и ароматный») и даже Эмпот Аям. («Тусый, как анус цыпленка»). [20] Некоторые экспортировались в Кению под названием Тонгкат аджимат мадура , или палочки мадура . См. также траву хи-ям (тайское травничество) .
Травы для фитотерапии
[ редактировать ]Существуют сотни трав для рецептов джаму, вот некоторые из них:

- Корневища :
- Бенгле (Zingiber brevifolium)
- Джахе Имбирь (Zingiber officinale)
- Галангал ароматный (Kaempferia galanga)
- Куркума Куркума ( Curcuma Domestica )
- Лемпуянг ( Zingiber zerumbet или Zingiber Aromaticum)
- Галангал или Лаосский Большой Галангал ( Alpinia galanga )
- Темулавак (Curcuma xanthorrhiza)
- Листья:
- Бротовали или братавали ( Tinospora cripsa или Tinospora tuberculata rumphii)
- Кровавый самбанг ( Excoecaria cochinchinensis или Excoecaria bicolor)
- Секанг ( Caesalpinia sappan )
- Семена:
- Адас ( Feniculum vulgare Mill)
- Фрукты:
- Тамариндовый тамаринд ( Tamarindus indica )
- Чеплуканская земляника ( Physalis angulata )
- Ключевой лайм ( Citrus aurantifolia Swingle)
- Ньямплунг или косамби ( Calophyllum inophyllum)
- Лает
- Каю Манис Корица ( Cinnamomum burmannii )
- Цветы
- Иногда Иланг-иланг (Cananga odorata)
- Мелати Жасмин (Jasminum sambac)
- Тростниковые травы (Gramineae)
Нерастительные элементы фитотерапии
[ редактировать ]нерастительные материалы, полученные от животных В смеси джаму также часто используются . Среди прочего:
- Насекомые
- Мед
- Маточное молочко
- Личинки пчел
- Некоторые виды насекомых, включая личинки
- Муравьиное гнездо
- Крупный рогатый скот и молочные продукты
- Птица
- Морские существа
- Сушеный морской конёк
- Сушеный морской огурец
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клэр Террелл (22 февраля 2023 г.). «Древний напиток, питающий Индонезию» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Джокови хвалит фитотерапию» . Джакарта Пост . Джакарта. 25 мая 2015 года . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ «Индонезийское наследие фитотерапии, нематериальное культурное наследие» . Культурное наследие, Министерство образования и культуры Республики Индонезия (Министерство образования и культуры Индонезии) . 1 января 2018 года . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ «Культура здоровья Джаму» . ich.unesco.org . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Правительство усилит качество «джаму» посредством идентификации» . Джакарта Пост . Джакарта. 18 ноября 2014 года . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Ньонджа Э. ван Гент-Детелле. Boekoe Medicines Voor [Sic] Toewa People and Children [Медицинская книга для взрослых и детей] (Джокьякарта: Бунинг, 1875); Ньонджа ван Блокланд, Доекуен Джава: Отава Буку Дари Роепа-Ропа Нджанг Медицина, используемая в Танах Джаве [Яванские шаманы: или Книга с различными видами лекарств, используемых на Яве] (Батавия Альбрехт и компания, 1899).
- ^ Лим, Майкл Антониус; Праната, Раймонд (2020). «Коварная угроза джаму и нерегулируемых традиционных лекарств в эпоху COVID-19» . Медицинский факультет Университета Пелиты Харапан . 14 (5): 895–896. дои : 10.1016/j.dsx.2020.06.022 . ПМК 7291970 . ПМИД 32563942 .
- ^ Jump up to: а б с д «Джаму и скрабы для тела, секреты красоты дворцовых принцесс» . Jogja Tribune (на индонезийском языке). 21 мая 2013 года . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Эсти Махарани, изд. (1 апреля 2015 г.). «Сукохарджо полон решимости стать регентством Джаму» . Republika Online (на индонезийском языке) . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Дези Сапутра, изд. (22 ноября 2012 г.). «Деревня Нгутер Сукохарджо теперь называется «деревней Джаму» » . Antara News.com (на индонезийском языке) . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Фариз Фардианто (12 июля 2014 г.). «Происхождение деревни фитотерапии в Сукохарджо и существование фитотерапии мбок» . Merdeka.com (на индонезийском языке) . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Индира Перманасари; Арио Висанггени (21 февраля 2012 г.). «Следы древнего Матарама на Синдоро» . Компас Экспедиция Огненного Кольца (на индонезийском языке). Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 4 ноября 2015 г.
- ^ Сьюзан-Джейн Бирс, Джаму: Древнее индонезийское искусство лечения травами (Гонконг: Periplus, 2001)
- ^ Ньонджа Э. ван Гент-Детелле. Boekoe Medicines Voor [Sic] Toewa People and Children [Медицинская книга для взрослых и детей] (Джокьякарта: Бунинг, 1875); Ньонджа ван Блокланд, Доекоен Джава: Отава Буку Дари Роепа-Ропа Нджанг Медицина, используемая в Танах Джаве [яванский Дукун или книга с различными видами лекарств, используемых на Яве] (Batavia Albrecht & Co., 1899).
- ^ Дж. Клоппенбург-Верстег, Советы и рекомендации по использованию индийских растений, фруктов и т. д. [Руководство и советы по использованию индийских растений, фруктов и т. д.], 2 тома. (Семаранг: GCT ван Дорп, 1911).
- ^ Бонтиус, Якобус, De medicina Indorum , Лейден: Франциск Хакиус, Lugduni Batavorum, 1642.
- ^ Георгиус Эверард Румфиус, Het Amboinsche Kruidboek (Herbarium Aboinense) Амстердам: Франсуа Чангион и Германус Уйтверф, 6 томов
- ^ FAC Waitz, Практические наблюдения по ряду яванских лекарств, Амстердам: CG Sulpke, 1829).
- ^ Ханс Полс, «Европейские ботаники и врачи, коренная фитотерапия в Голландской Ост-Индии (современная Индонезия ) и колониальные сети посредничества», Восточноазиатская наука, технологии и общество: Международный журнал 3, вып. 2–3 (2009): 173–208.
- ^ Сено Састроамиджоджо, Коренная индонезийская медицина (Джакарта: национальное издательство Пустака Ракджат Джакарта, 1948).
- ^ «Некоторые любят сухость» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 29 сентября 2009 г.