Салтиг
Часть серии о |
Сереры и религия Сереров |
---|
![]() ![]() |
![]() | |
Королевские титулы | |
Ламане (также религиозный ) | |
Земля | |
Маад а Синиг | |
Маад Салум | |
Стригущий лишай | |
Лингир | |
Линия преемственности | |
Бум | |
Тилас | |
Лул Религиозные титулы | |
Салтиг | |
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
![]() |
Saltigue . (другое написание: Saltigué , Saltigui или Saltigi в Серере) [1] [2] ), являются Серер первосвященниками и жрицами , которые руководят религиозными церемониями и делами народа Серер, такими как церемония Сой (или Сой ), крупнейшее событие в религиозном календаре Серер. Обычно они происходят из древних отцовских семей Серер, и титул наследуется по праву рождения. [3] [4] В стране Серер Салтиги всегда являются прорицателями .
Среди фула Фута Торо термин Силатиги или Сатиги также использовался из Манде . , заимствованный фула [5]
Этимология
[ редактировать ]В Серере и его saltigue варианты написания происходят от двух слов Serer: «sal» и «tigui»; Сал означает «место встречи двух путей, место, где одна ветвь разветвляется на две другие. И по аналогии, балка, на которой покоится крыша хижины». Тигуи означает «опирание крыши хижины». Сочетание этих двух терминов и дало название «saltigue» (метафоре). [2] Сообщается также, что этот термин имеет происхождение от Серера и означает «прорицатель». [6] В обществе Серер этот термин зарезервирован для тех, кто общается с невидимым миром. [6]
В манде используется термин «силатиги», который, по мнению Умара Кейна, происходит от термина манде «сили», означающего дорогу, и «тиги», означающего хозяина или лидера. Таким образом, в Манде «силатиги» — это тот, кто ведет сообщество по правильному пути, физическому или духовному. [5] Фула заимствовали этот термин у манде. [7]
Среди народа Серер Палор (подгруппа Серер) термин «Сили» или «Сили-Сили» является названием их языка Палор , который является одним из языков Серер Кангин . На их языке «Сили» означает Серер . [8] [9] [10]
Роль Салтигов в обществе Серер
[ редактировать ]Салтиги отвечали за предсказание будущего королей, погоды, любых стихийных бедствий или политических катастроф, которые могли случиться со страной, и т. д. Таким образом, с ними часто советовались короли Серер ( Маад , Маад а Синиг и Маад Салум). , а ранее Тейн ) [11] желательно в начале сезона дождей. [12]
Прежде чем король начал войну, он советовался с великим собранием Салтигов, чтобы предсказать исход битвы. [13] [14] [15] [16]
Собрание Салтига предсказывало исход, давало советы по мерам предосторожности относительно того, когда начинать атаку, как следует идти на поле битвы, какие животные должны быть принесены в жертву и т. д. Роль Салтига не была политической. Они были не министрами или политиками, а духовными наставниками и старейшинами. Это «наследственные жрецы дождя» Серер – хранители религии и обычаев Серер , права первородства, которое они унаследовали от своих древних ламанических предков Серер. [12] [17]
Фестиваль Раан
[ редактировать ]В доколониальный период во время фестиваля Раан , который проводится в Тукаре ежегодно во второй четверг после наступления новолуния в апреле, короли (в период Геловара , 1350-1969 гг. и с 2019 г. по настоящее время) посещали фестиваль, пробираются из столицы Диахао . Король был чрезвычайно осторожен и никогда не приходил раньше Ламане, и всегда избегал прямых столкновений с Ламаном Тукара. Пока Ламане был занят медитацией, совершал поездку по Тукару и делал подношения пангулу , Джеган Джуф, вождь Салтиг и его соратники . все утро перед Фестивалем пили алкоголь Сообщается, что употребление суммы-сум улучшает видение Салтигами будущего и сверхъестественного мира. Достаточно подготовившись, Салтиг и его ближайшие соратники покидают дом и садятся на лошадей, а затем отправляются в путешествие по некоторым священным местам страны. Тур Салтиге запрограммирован так, чтобы следовать за королем, но в конечном итоге пересечь его путь в месте, известном как «Ненем». В этой локации король, зная о приближении Салтига, останавливает королевскую свиту. Король и королевская свита должны дождаться прохождения Салтига и его спутников. После того, как эти первосвященники и жрицы проходят, король дает сигнал королевской свите, чтобы они прошли к следующему пункту назначения. Именно такое уважение оказывают Салтигу. [18]
Некоторые известные Серер Салтиг
[ редактировать ](До и после обретения независимости Сенегалом)
- Мэй Диатт, Сине-Салум , независимый Сенегал (после 1960 г.). Член Центра МАЛАНГО (организация, работающая с Serer saltigues). [19]
- Хане Диуф, Сине-Салум, независимый Сенегал. Одна из самых почитаемых Салтиг своего поколения (по состоянию на 2011 год). [19]
- Лаба Дьен Нгом , один из самых известных Салтигов из Сиина , во время правления Маада а Синиг Кумба Ндоффене фа Маак Джооф (1853–1871). Он был одним из великих сальтигов Сине, предсказавших возможный исход битвы при Фандане-Тиутиуне перед битвой в 1867 году. [20]
- Кошмар, Сине-Салум, независимый Сенегал. Штаб-квартира Центра МАЛАНГО (по состоянию на 2011 г.). [19]
- Бирам Нджаай из Поксаама, Королевство Сине, во время правления Маада Синиг Махекора Джофа (1924–1969), (июнь 1969: принимал участие в церемонии Ксуй в Нджаанджаай ( Ндиайе-ндиайе ) в Фатике. [21]
- Спасибо, НДжей, целитель. [22]
- Бирам Пуйе из Диобасса (16 сентября 1940 г. - 9 февраля 2019 г.), член этнической группы Серер Саафи . [23]
- Лат Мосу Саар, — Королевство Сине . Дедушка Нджугу Яасин Саар. [24]
- Малик Саар, предок Нджугу Ясина Саара [24]
- Мбиссин Саар из Сине-Салума, Сенегал , 26 июля 1975 года в Нбудж-Нааксаре. [24]
- Нджоогу Яасин Саар, великий Салтиг из Сине-Салума, Сенегал. 1975: принимал участие в церемонии Xooy NGAlan в Мбил-Буре. Хранитель Мбил-Бре и Гуд-коа [25]
- Вассали Сене, Королевство Сине, во время правления Маада а Синиг Кумба Ндоффене фа Маак Джооф (1853–1871) (как Джараф) [26]
Силатиги среди фула
[ редактировать ]Правители Империи Великого Фуло были известны как Силатиги . По мнению Кейна, этот термин, похожий на этимологически родственный Saltigue, первоначально означал религиозного лидера, посвященного в высшие тайны инициации и которому было поручено проводить ритуалы, необходимые для умилостивления духов. [5]
См. также
[ редактировать ]- Религия Серер
- Блюдо
- Миф о создании Серера
- Серер люди
- Серер древняя история
- Государства, возглавляемые Серером Ламанесом
- Хогон
Примечания
[ редактировать ]- ^ Католическая церковь. Архиепископия Киншасы (Заир), Межмонастырская помощь, Католическая церковь. Монашеская жизнь и инкультурация в свете африканских традиций и ситуаций: материалы международной конференции, Киншаса, 19-25 февраля 1989 г. , Архиепископия Киншасы (Конго), Архиепископия Киншасы (1989), с. 121
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Центр изучения цивилизаций, Записные книжки мифов, выпуски 4–5 , Новые африканские издания. (1978), с. 21
- ^ Анри Гравран. Цивилизация Провидцев. Пангул. Опубликовано издательством Les Nouvelles Edition Africaines du Senegal (1990). ISBN 2-7236-1055-1
- ^ Калис, Симона, «Религия традиционной медицины и гадание среди провидцев Сенегала», L'Harmattan (1997), стр. 11–297, ISBN 2-7384-5196-9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кейн, Умар (2021). «Формирование Королевства Кинги Джаалало Тенгеллой». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. п. 44-5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уврие, Эшли, «Медицинские исследования в Африке: этнография сенегальской лабораторной деревни». Лекарства мира (Соавторы: Венцель Гейсслер, Анн-Мари Мулен). KARTHALA Editions (2014), с. 200, ISBN 9782811111199
- ^ Осень, Мамаду (2021). «Исторические терруары и Сонинке-Пуш». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. стр. 18, 22.
- ^ Пол, Льюис М., изд. (2009). «Палур». Этнолог: Языки мира (16-е изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- ^ Уильямс, Гордон (1994). «Разборчивость и языковые границы кангинов Сенегала» [1] (PDF) . Журнал западноафриканских языков. 24 (1): 47–67.
- ^ Ндиай, Усман Сему, «Разнообразие и уникальность Серера: пример региона Тьес». Эфиопы (1991). 7 (54).
- ^ На Серер языке Маад и очень редко используемый Маат (хотя и правильный) означают «король». Ламанов , – древних королей Серера и землевладельцев – не следует путать с Ламанесами после Геловара которые были просто землевладельцами и вождями провинций, подотчетными королю. В хронологии Серера есть два типа ламанов: ламаны до Геловара (первоначальные ламаны, короли и землевладельцы) и ламаны во время и после периода Геловара (1350–1969) (простые вожди и землевладельцы).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарр 1986 , с. 31.
- ^ Сарр 1986 , с. 31-8.
- ^ Диуф, Махава, Историческая справка: пример Сиина. Обзор негро-африканской культуры Ethiopiques n°54, проводимый раз в два года. Новая серия, том 7, 2-е полугодие 1991 г.
- ^ Диуф, Ниохобайе, Хроники Королевства Сине , IFAN, комментарии Чарльза Беккера и Виктора Мартина (1972)
- ^ Кляйн, Мартин А., Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914. Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. 91.
- ^ Гальван, с. 202
- ^ Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале. Беркли, Калифорнийский университет Press (2004). стр. 202–204
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сенегальский архив
- ^ Сарр, Алиун, История Сине-Салума. Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, том 46, серия B, № 3–4, 1986–1987 гг. стр. 38
- ^ Фэй, Дьен Фэй , «Смерть и рождение в мире провидцев». Les Nouvelles Editions Africaines, 1983, стр. 59, ISBN 2-7236-0868-9
- ^ Фэй, Дьен Фэй, «Смерть и рождение в мире провидцев». Les Nouvelles Editions Africaines, 1983, стр. 61, ISBN 2-7236-0868-9
- ^ Ресурсный центр Seereer, Seereer Radio и Seereer Heritage Press, «Наша особая дань уважения Салтиги Бирам Пуйе». 16 сентября 1940 г. (Сангхе, Джооаас) - 2 февраля 2019 г. (Сангхе) [в] Seereer Radio (9 февраля 2019 г.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фэй, Дьен Фэй, «Смерть и рождение в видимом мире». Les Nouvelles Editions Africaines (1983), с. 60. ISBN 2-7236-0868-9
- ^ Фэй, Луи Дьен, Mort et Naissance le monde Sereer , Les Nouvelles Editions Africaines, 1983, стр. 59-61 ISBN 2-7236-0868-9
- ^ Диуф, Махава, Историческая справка: пример Сиина. Обзор негро-африканской культуры Ethiopiques n°54, проводимый раз в два года. Новая серия, том 7, 2-е полугодие 1991 г.
Библиография
[ редактировать ]- Сарр, Алиун (1986). «История Сине-Салума. (Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера)». Бюллетень ИФАН (на французском языке). 46 Б (3–4).
- Католическая церковь. Архиепископия Киншасы (Заир), Межмонастырская помощь, Католическая церковь. «Монашеская жизнь и инкультурация в свете африканских традиций и ситуаций: материалы международной конференции», Киншаса, 19-25 февраля 1989 г., Архиепископия Киншасы (Конго), Архиепископия Киншасы (1989), с. 121
- Центр изучения цивилизаций, «Тетради мифа». Выпуски 4–5, Новые африканские издания. (1978), с. 21
- Гравран, Анри , «Цивилизация провидцев: Пангул». Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990). ISBN 2-7236-1055-1
- Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала», L'Harmattan (1997), стр. 11–297, ISBN 2-7384-5196-9
- Кейн, Умар (2021). «Формирование Королевства Кинги Джаалало Тенгеллой». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. п. 44-5.
- Уврие, Эшли, «Медицинские исследования в Африке: этнография сенегальской лабораторной деревни». Лекарства мира (Соавторы: Венцель Гейсслер, Анн-Мари Мулен). KARTHALA Editions (2014), с. 200, ISBN 9782811111199
- Осень, Мамаду (2021). «Исторические терруары и Сонинке-Пуш». Осенью, Мамаду; Осень, Рохая; Мане, Мамаду (ред.). Биполяризация Сенегала в 16-17 веках (на французском языке). Дакар: издания HGS. стр. 18, 22.
- Пол, Льюис М., изд. (2009). «Палур». Этнолог: Языки мира (16-е изд.). Даллас, Техас: SIL International.
- Уильямс, Гордон (1994). «Разборчивость и языковые границы среди кангинских народов Сенегала». (PDF). Журнал западноафриканских языков. 24 (1): 47–67.
- Ндиайе, Усман Сему, «Большое разнообразие и уникальность: пример региона Тьес». Эфиопы (1991). 7 (54).
- Диуф, Махава, «Историческая справка: пример Сиина». Обзор негро-африканской культуры Ethiopiques n°54, проводимый раз в два года. Новая серия, том 7, 2-й семестр (1991).
- Диуф, Ниохобайе, «Хроника царства Сине». IFAN, комментарии Чарльза Беккера и Виктора Мартина (1972)
- Кляйн, Мартин А., «Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914». Издательство Эдинбургского университета (1968), с. 91
- Гальван, Деннис Чарльз, «Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале». Беркли, Калифорнийский университет Press (2004). стр. 202–204
- Фэй, Дьен Фэй , Смерть и Рождение, мир Серира. Les Nouvelles Editions Africaines, 1983, стр. 59-61 ISBN 2-7236-0868-9