Jump to content

Пангул

Серер ( ) и Кангин в единственном числе: Фангол вар: и Фангол Фангол , [1] Это древние святые и духи предков народа Серер в Сенегале , Гамбии и Мавритании . Пангулы играют решающую роль в религии и истории Серер . В религиозном смысле они выступают посредниками между живым миром и высшим существом Ругом или Куксом . [2] В историческом смысле считалось, что основателей древней деревни Серер и города по имени Ламанес сопровождала группа пангулов, когда они путешествовали в поисках земли для эксплуатации. Эти Ламанес стали хранителями религии Серер и создали святыни в честь Пангула, став таким образом хранителями «культа Пангула». [примечание 1] [3]

В религии Серер существует несколько пангулов, и каждый из них связан с определенным атрибутом, имеет свое священное место поклонения , средства поклонения и т. д. Символом пангула является змей , представленный двумя свернувшимися кольцами змеями. [4]

Этимология и терминология

[ редактировать ]
  • Фангул – единственное число от Пангул.
  • Пангул - группа Фангул
  • О Яал Пангул (вар: yaal pangool ) — «мастера культа Пангула», т. е. класс жрецов Серер — Салтигес , ранее ламанический класс . [5]
  • Пангул ке – предки [6]

Этимология слова фангул происходит от фразы Серера Fang Qool , что означает священный змей. [7] множественное число которого — пангул . Фангул означает змей. [8]

Существует два основных типа Пангулов: Пангул-нечеловек и Пангул-человек. Оба священны и древние, но первый, как правило, более древний. Нечеловеческие Пангулы включают в себя древние священные места с жизненной духовной энергией и персонализированные как таковые. [8] Эти Пангулы обычно являются олицетворением природных сил. [9] С другой стороны, люди-пангулы стали пангулами после того, как были канонизированы после смерти. Таким образом, одни из них древние, другие — средневековые . Благодаря своему заступничеству с божественным они образуют связь, передающую жизненные энергии. Не каждый умерший древний предок канонизирован как Пангул. [8] [10]

Пангул можно разделить на:

1. те Пангулы, которые известны и почитаются в определенном регионе, например, гробницы древних королей и королев Серер. [11] (см. древнюю историю Серера и миф о создании Серера )
2. те пангулы, которых знают и почитают в конкретной деревне или городе, например, основатели деревни или города Серер. [11]
3. те Пангулы, которых знают, почитают и почитают на определенной площади, например, основатель площади. [11]
4. Фангул стал известен отдельному лицу и, таким образом, стал личным Фангулом данного лица, [11] такие как Фангул Гинаару (личный Фангул Маада а Синиг Майса Вали Джаксатех Маннех , вар: Майса Ваали Дион, [12] первый Геловара король Сине , правил: 1350–1370 гг. [13] ).
5. те пангулы, чьи имена затеряны в истории или не раскрыли свою личность, но хорошо известны определенными событиями в истории Серера, такими как захват определенных исторических личностей и т. д. [11]

В дополнение к этому, Пангулов можно разделить на следующие категории в зависимости от их характера и природы, например:

1. Кровавый или красный Пангул : те, кто требует приношения в жертву домашних животных (например, крупного рогатого скота ) в знак почитания или употребления алкоголя. [14]
2. Молочный Пангул : те, кому нужны подношения молока. [14]
3. Водяной Пангул : те, кто живет в воде и т. д., [14]

Кровь - признак жизни в космогонии Серера. [14] и эти типы Пангулов играют жизненно важную роль в обществе Серер и считаются одними из самых древних и могущественных. Фангул Нголум Джуф (вар: Нголум Диуф) — один из таких кровных Пангулов . [14] подношение алкоголя, а не жертвоприношение домашних животных приносят Во многих случаях этим кровным Пангулам . [14] В отличие от кровных Пангулов , молочные Пангулы, такие как Мусса Сарр, Нджеме (вар: Ндиеме) из Лангуэма и Ньоксона и т. д., являются теми Пангулами, которые миролюбивы по своей природе и характеру. Они даже отвергают все, что символизирует насилие или вещи, которые могут вызвать разрушение или смерть, например, железо, оружие, порох, кровь и красный цвет. Обычно они являются защитниками городов Серер и защитниками слабых. [14]

Ранняя история

[ редактировать ]

История почитания Пангула находится в герменевтике религии Серер, устных традициях и археологических открытиях. До широкого почитания Пангула религиозная привычка древних Сереров включала проведение молитв в начале сезона дождей. Ветви дерева Нджамбаяргин ( bauhinia rufescens). [15] ) были привезены этими древними людьми, потому что они верили, что дерево содержит элементы, которые ускоряют рост их урожая и дают много фруктов. Ритуальные молитвы возносились верховному духу Ругу (или Куксу среди кангинов ), что полностью отличалось от молитв, которые позже стали возноситься другим духовным существам Сереров, таким как Пангул. [16] В космогонии Серера деревья играют жизненно важную роль в повествовании о творении , поскольку они были первыми вещами, созданными на Земле божественными силами, а затем животными (не людьми ). [17] [18] Точную дату, когда почитание Пангула стало широко распространенным, невозможно установить с достаточной степенью точности.

Средневековая эпоха

[ редактировать ]

Ламане Джеган Джуф, основатель Тукара ок. Сообщается, что в 11 веке его сопровождала группа Пангулов, когда он мигрировал из Ламбая со своим братом Ндиком после разногласий со своим родственником, королем Ламбая. [19] [20] После своей миграции он основал Тукар, ранее находившийся в доколониальном королевстве Серер Сине . [21] теперь часть независимого Сенегала . Тукар является одним из святых мест Серер , и связанные с ним Пангулы преданно почитаются в религиозном календаре Серер, например, фестиваль Раан , который проводится один раз в году во второй четверг после новолуния в апреле. Потомки Ламане Джегана Джуфа ( семья Джуфов Тукара) играют жизненно важную роль в этом религиозном деле.

Религия Серер

[ редактировать ]

Пангулы связаны с превосходством божественного. В доме Сереров алтарь Пангула не может скрыть алтарь божественного. [22]

Пангулы обеспечивают жизненную энергию, связанную с реалиями народа Серер, особенно тех сил, которые находятся вне контроля человечества. Религиозные практики и представления Пангулов помогают народу Серер доминировать над враждебными силами природы, отсюда и возникновение почитания Пангулов. [23] Благодаря своему священному заступничеству перед божественным, эти Пангулы действуют как защитники и передатчики жизненной энергии в мир живых. Это могут быть люди, растения, животные, места, сверхъестественные существа и т. д. [23] [24] Животные и деревья рассматриваются Серерами как дальние родственники людей, поскольку они произошли из одной и той же божественной плаценты во время коронации .

Многие пангулы — это духи умерших предков. Они представляют как пангулов по отцовской линии ( пангул о куркала ), так и по материнской линии ( пангул о ƭeen yaay ). Эти предки направляют и защищают своих потомков. Во многих семьях Серер есть Мастер Пангула, который знает, как вызвать предка. Ранние Пангулы были не людьми, а высшими существами, созданными Ругом во время создания людей. Считалось, что они были созданы божеством, чтобы помочь человечеству. Именно по этой причине термины Пангул и Нгуус (слово Серер, обозначающее джинна) [25] ) иногда используются как взаимозаменяемые. [10] Поскольку некоторые Пангулы связаны с линиями Серер, только глава линии, обученный ритуалам, может совершить возлияние соответствующему Пангулу или Фангулу (предку). [26]

В другом мире предки являются фактическими носителями трансцендентных священных энергий. Однако Пангулы имеют превосходство по титулу, потому что они не были преобразованы в священную энергию. Таким образом, различие между фангулом (нечеловеком) и человеком-предком заключается в способе их участия в трансцендентном. В любом случае Руг является первым источником трансцендентности священных энергий. [27] [28]

Подношения фруктов, овощей, сельскохозяйственных культур, молока или принесения в жертву домашних животных совершаются Пангулу в разных местах, например: у подножия деревьев, в лесу, в общественных святилищах и т. д. Есть Пангулы, сфера действия которых является терапевтической, те, кто вершит правосудие (см. также Тахар – дух справедливости) и те, кто является личным Пангулом [29]

Список Серер Пангула

[ редактировать ]

В следующей таблице представлены образцы Пангулов, их атрибуты и часть страны Серер, которую они защищают :

Имя Фангула Защитник Атрибуты/комментарии
Покинуть Ндонг Департамент Фаундьюн ( Джилор и Пити) Канонизированный король Пангулов во время правления Маада Синиг Ваасила Фэй. [30] (король Сине , в 15 веке [31] ). Ему воздали дань уважения на фестивале Туру Пейти , одном из религиозных праздников в календаре Серер . [32] Почитание возглавляет матриклан Таабур (вар: Табор ). [26]
Ньоксона Деревня Нахар в Нахаре Деревня, основанная Яаном Фаде [33] представленный питоном . Посвящение во главе клана Джаан. [34] Нджоксона – это молочный фангул . [14]
Миндисс (где: Миндис ) Фатикский регион Женщина-защитница региона Фатик, приносящая подношение реке Сине . Она предстает перед людьми в образе ламантина . [35] один из самых известных фангулов. Она обладает атрибутами типичного водного Фангула , но в то же время она кровный Фангул. [36]
Джуланг Джуф и Нгоджил Джуф [37] Нгол и некоторые другие Муж и жена-защитники Нгола и нескольких деревень и городов в его окрестностях, где совершаются церемонии и подношения священному дереву Наавул (вар: Наавул), которое считается священным деревом этих двоих. [38] Возглавляет семью Джооф . [34]
Нголум Джуф (вар: Нголум Диуф, собственное: Нголум Джуф) Няня Подношения совершаются в деревне Нианиан (основанной Нохор Чоро Джуфом). [14] [39] ) к дереву Нгане и баобабу . [14] Возглавляет семья Джооф. [34] и матриклан Каре-Каре . [26] Он кровавый Фангул . [14]
Лунгун Джуф (собственно Серер: Лунгун Юф) [40] Ф.А. Ойе, Нгуе и Тукар . Типичный фангул, который вершит справедливость и имеет много приверженцев. Канонизирован во времена Ламане Джегана Джуфа . [41] Возглавляет семью Джооф.
Гинаару Персональный Личный Фангол Маада а Синиг Майса Вали Джадатех Маннех (вар: Майса Уолли Дион), [12] король Сине , правил: 1350–1370. [13]
Нджеме (вар: Ндиеме) язык Нджеме — один из молочных пангулов . [14]
Мусса Сарр (или: Саар) ? Молочный Фангул . [14]
Харвак Файл [42] Почитание возглавляет матриклан Кофаан . [26]
Нажмите «Огонь» Ндиоб Согласно устной традиции Серера, во время правления Маада Синиг Букара Тджиласа Маэ Сум Джуфа [43] (король Сине , ок. 1750 – 1763), Маад а Синиг вступил в конфликт с великим фангулом Ндиоба – Тамба Файе. [44]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ [RP Cretan, Sereer-Французский словарь, Дакар, CLAD, т. 1, с. 1 (1972), т. 1. 2 (1973), т. 2 (1973), т. 2 (1973), т. 2 (1973), вып. 3 (1974), т. 3. 4 (1975), вып. 5 (1976), т. 5 (1976), т. 5 (1976), т. 5 (1976), вып. 6 (1977), passim.] и [аббат Л. Диуф, Человек в мире (Vision sereer), сообщение к Африканским теологическим дням, полиграфия, дата, с. 6.] [в] Мартин и Беккер, «Культовые места и известные места в странах Серир», стр. 7–8.
  2. ^ Гравран, Генри , "La Civilization Sereer - Pangool", том 2, Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal, (1990), стр. 278, ISBN   2-7236-1055-1
  3. ^ Гальван, Деннис Чарльз, «Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурно устойчивое развитие в Сенегале», Беркли, University of California Press (2004), стр. 53, 185.
  4. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 9.
  5. ^ Калис, стр. 300.
  6. ^ Калис, стр. 122.
  7. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 311.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гравранд, «Пангул», стр. 313.
  9. ^ Гранвранд, «Пангул», стр. 327.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Калис, стр. 122–123.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и (на французском языке) RP Crétois, «Dictionnaire Sereer-Français», Дакар, CLAD, t. 1 (1972), т. 1. 2 (1973), т. 2. 3 (1974), т. 3. 4 (1975), т. 4. 5 [в] Мартин и Беккер (стр. 7–8)
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 344.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарр, Алиун , « История Сине-Салума » (Сенегал), Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Версия немного переработанная по сравнению с той, которая появилась в 1986–87 годах. стр. 19
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Гравранд, «Пангул», стр. 338.
  15. ^ (на французском языке) Лериколле, Андре, «Гибель деревьев в Собе, в стране Серир» (Сенегал), стр. 3–5 [1]
  16. ^ Гравранд, «Пагул», стр. 283–4.
  17. ^ Ниангоран-Буа, Жорж, «Вселенная Акан весов для взвешивания золота: веса в обществе», Новые африканские издания – MLB, (1987), стр. 25, ISBN   2723614034
  18. ^ Университет Франкфурта-на-Майне , Институт Фробениуса, Немецкое общество культурной морфологии, Общество Фробениуса, «Пайдеума: сообщения о культурных исследованиях, тома 43–44», Ф. Штайнер (1997), стр. 144–5, (Генри Гравранд, « Ла цивилизация Серир-Пангул" [в]) ISBN   3515028420
  19. ^ Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурно-устойчивое развитие в Сенегале, University of California Press, Беркли (2004), стр. 109–111, 80, 2–281. ISBN   9780520235915
  20. ^ Брессерс, Ганс, Розенбаум, Уолтер А., Достижение устойчивого развития: проблема управления в социальных масштабах, Greenwood Publishing Group, (2003) стр. 151 ISBN   0275978028
  21. ^ Гравранд, "Пангул", стр. 241.
  22. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 305.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 307–8.
  24. Фэй, Луи Дьен , «Смерть и рождение в мире мира», Les Nouvelles Editions Africaines (1983), стр. 43, ISBN   2-7236-0868-9
  25. ^ Калис, стр. 153.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гравранд, «Пангул», 352 г.
  27. ^ Калис, стр. 123-4.
  28. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 330.
  29. ^ Гравранд, "Пангул", стр. 342-4.
  30. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 363.
  31. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 386.
  32. ^ (на французском языке) Ньянг, Мор Садио, «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ТОРЖЕСТВА», [в] Ethiopiques n тот 31 социалистический обзор черноафриканской культуры, 3-й квартал (1982 г.) [2]
  33. Гравранд, «Пангул», стр. 320.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с (на французском языке) Мартин, Виктор и Беккер, Чарльз, «Культовые места и знаменитые места в странах Серер» (Сенегал), опубликовано в Бюллетене Фондового института черной Африки , том 41, серия B, № 1, Январь 1979 г., с. 133-189 (стр. 15–34) [3] Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
  35. ^ Калис, стр. 123.
  36. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 327.
  37. ^ Вариант: Диуланг Диуф и Нгоджил Диуф (французское написание в Сенегале соответственно), фамилия Джуф (английское написание в Гамбии ) или Диуф (французское написание в Сенегале) пишется Juuf или Juf на языке серер . Джуф — правильное написание фамилии Джоф/Диуф.
  38. ^ Гравранд, "Пангул", стр. 332-3.
  39. ^ Вариант: Нохор Тиоро Диуф
  40. ^ Вар: легкие Диуфа
  41. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 342–3, 349.
  42. ^ Гравранд, «Пангул», стр. 344 и 352.
  43. ^ Вариант: Букар Тджилас Маэ Сум Диуф
  44. ^ (на французском языке) Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине», за которым следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). стр. 723 (стр. 14)

Примечания

[ редактировать ]
  1. Сереры не называют свои религиозные практики культами. Они называют этих сверхъестественных существ просто пангулами , в единственном числе — фангулами . Слово «культ» имеет негативный и уничижительный оттенок, особенно когда речь идет о духовных верованиях и традициях других людей.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гравран, Генри , «La Civilization Sereer – Pangool », том 2, Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal, (1990), ISBN   2-7236-1055-1
  • Гравран, Генри, «Цивилизация Сиреров, ТОМ 1, Косаан : истоки», Nouvelles Editionsafricaines (1983), ISBN   2723608778
  • Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала» – Знание ночи, L'Harmattan (1997), ISBN   2-7384-5196-9
  • Фэй, Луи Дьен , «Смерть и рождение в мире мира», Les Nouvelles Editions Africaines (1983), ISBN   2-7236-0868-9
  • Гальван, Деннис Чарльз, «Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале», Беркли, University of California Press (2004)
  • Лериколле, Андре, «Гибель деревьев в Собе, в стране Серир» (Сенегал), стр. 3–5 [4]
  • Ниангоран-Буа, Жорж, «Вселенная Акан гирь для взвешивания золота: гири в обществе», Новые африканские издания - MLB, (1987), ISBN   2723614034
  • Университет Франкфурта-на-Майне , Институт Фробениуса, Немецкое общество культурной морфологии, Общество Фробениуса, «Пайдеума: сообщения о культурных исследованиях, тома 43–44», Ф. Штайнер (1997), стр. 144–5, (Генри Гравран, «La цивилизация Сирир-Пангул" [в]) ISBN   3515028420
  • Брессерс, Ганс, Розенбаум, Уолтер А., Достижение устойчивого развития: проблема управления в социальных масштабах, Greenwood Publishing Group, (2003), стр. 151 ISBN   0275978028
  • Ньянг, Мор Садио, «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ПРАЗДНИКИ», [в] Ethiopiques n тот 31 социалистический обзор черной африканской культуры, 3-й квартал (1982 г.) [5]
  • Мартин, Виктор и Беккер, Чарльз, «Культовые места и знаменитые места в странах Серир» (Сенегал), опубликовано в Бюллетене Фондового института черной Африки , том 41, серия B, № 1, январь 1979 г., стр. . 133–189 (с. 15) [6]
  • Критский RP, Серер-Французский словарь, Дакар, CLAD, т. 1, с. 1 (1972), т. 1. 2 (1973), т. 2 (1973), т. 2 (1973), т. 2 (1973), вып. 3 (1974), т. 3. 4 (1975), вып. 5 (1976), т. 5 (1976), т. 5 (1976), т. 5 (1976), вып. 6 (1977), пассим. [в] Мартин, Виктор и Беккер, Чарльз, «Культовые места и знаменитые места в странах Серира»
  • Аббат Л. Диуф, Человек в мире (Vision sereer), сообщение к Дням африканской теологии, отпечатано на мимеографе, дата, с. 6. [в] Мартин, Виктор и Беккер, Чарльз, «Культовые места и знаменитые места в странах Серира»
  • Сарр, Алиун , « История Сине-Салума » (Сенегал), Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Версия немного переработанная по сравнению с той, которая появилась в 1986–87 годах. стр. 19
  • Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине», за которой следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). стр. 723 (стр. 14)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1874527bae34268eacb6df56846957e3__1665909300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/e3/1874527bae34268eacb6df56846957e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pangool - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)