Пангул
Часть серии о |
Сереры и религия Сереров |
---|
![]() ![]() |
Серер ( ) и Кангин в единственном числе: Фангол вар: и Фангол Фангол , [1] Это древние святые и духи предков народа Серер в Сенегале , Гамбии и Мавритании . Пангулы играют решающую роль в религии и истории Серер . В религиозном смысле они выступают посредниками между живым миром и высшим существом Ругом или Куксом . [2] В историческом смысле считалось, что основателей древней деревни Серер и города по имени Ламанес сопровождала группа пангулов, когда они путешествовали в поисках земли для эксплуатации. Эти Ламанес стали хранителями религии Серер и создали святыни в честь Пангула, став таким образом хранителями «культа Пангула». [примечание 1] [3]
В религии Серер существует несколько пангулов, и каждый из них связан с определенным атрибутом, имеет свое священное место поклонения , средства поклонения и т. д. Символом пангула является змей , представленный двумя свернувшимися кольцами змеями. [4]
Этимология и терминология
[ редактировать ]- Фангул – единственное число от Пангул.
- Пангул - группа Фангул
- О Яал Пангул (вар: yaal pangool ) — «мастера культа Пангула», т. е. класс жрецов Серер — Салтигес , ранее ламанический класс . [5]
- Пангул ке – предки [6]
Этимология слова фангул происходит от фразы Серера Fang Qool , что означает священный змей. [7] множественное число которого — пангул . Фангул означает змей. [8]
Типы
[ редактировать ]Существует два основных типа Пангулов: Пангул-нечеловек и Пангул-человек. Оба священны и древние, но первый, как правило, более древний. Нечеловеческие Пангулы включают в себя древние священные места с жизненной духовной энергией и персонализированные как таковые. [8] Эти Пангулы обычно являются олицетворением природных сил. [9] С другой стороны, люди-пангулы стали пангулами после того, как были канонизированы после смерти. Таким образом, одни из них древние, другие — средневековые . Благодаря своему заступничеству с божественным они образуют связь, передающую жизненные энергии. Не каждый умерший древний предок канонизирован как Пангул. [8] [10]
Пангул можно разделить на:
- 1. те Пангулы, которые известны и почитаются в определенном регионе, например, гробницы древних королей и королев Серер. [11] (см. древнюю историю Серера и миф о создании Серера )
- 2. те пангулы, которых знают и почитают в конкретной деревне или городе, например, основатели деревни или города Серер. [11]
- 3. те Пангулы, которых знают, почитают и почитают на определенной площади, например, основатель площади. [11]
- 4. Фангул стал известен отдельному лицу и, таким образом, стал личным Фангулом данного лица, [11] такие как Фангул Гинаару (личный Фангул Маада а Синиг Майса Вали Джаксатех Маннех , вар: Майса Ваали Дион, [12] первый Геловара король Сине , правил: 1350–1370 гг. [13] ).
- 5. те пангулы, чьи имена затеряны в истории или не раскрыли свою личность, но хорошо известны определенными событиями в истории Серера, такими как захват определенных исторических личностей и т. д. [11]
В дополнение к этому, Пангулов можно разделить на следующие категории в зависимости от их характера и природы, например:
- 1. Кровавый или красный Пангул : те, кто требует приношения в жертву домашних животных (например, крупного рогатого скота ) в знак почитания или употребления алкоголя. [14]
- 2. Молочный Пангул : те, кому нужны подношения молока. [14]
- 3. Водяной Пангул : те, кто живет в воде и т. д., [14]
Кровь - признак жизни в космогонии Серера. [14] и эти типы Пангулов играют жизненно важную роль в обществе Серер и считаются одними из самых древних и могущественных. Фангул Нголум Джуф (вар: Нголум Диуф) — один из таких кровных Пангулов . [14] подношение алкоголя, а не жертвоприношение домашних животных приносят Во многих случаях этим кровным Пангулам . [14] В отличие от кровных Пангулов , молочные Пангулы, такие как Мусса Сарр, Нджеме (вар: Ндиеме) из Лангуэма и Ньоксона и т. д., являются теми Пангулами, которые миролюбивы по своей природе и характеру. Они даже отвергают все, что символизирует насилие или вещи, которые могут вызвать разрушение или смерть, например, железо, оружие, порох, кровь и красный цвет. Обычно они являются защитниками городов Серер и защитниками слабых. [14]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]История почитания Пангула находится в герменевтике религии Серер, устных традициях и археологических открытиях. До широкого почитания Пангула религиозная привычка древних Сереров включала проведение молитв в начале сезона дождей. Ветви дерева Нджамбаяргин ( bauhinia rufescens). [15] ) были привезены этими древними людьми, потому что они верили, что дерево содержит элементы, которые ускоряют рост их урожая и дают много фруктов. Ритуальные молитвы возносились верховному духу Ругу (или Куксу среди кангинов ), что полностью отличалось от молитв, которые позже стали возноситься другим духовным существам Сереров, таким как Пангул. [16] В космогонии Серера деревья играют жизненно важную роль в повествовании о творении , поскольку они были первыми вещами, созданными на Земле божественными силами, а затем животными (не людьми ). [17] [18] Точную дату, когда почитание Пангула стало широко распространенным, невозможно установить с достаточной степенью точности.
Средневековая эпоха
[ редактировать ]Ламане Джеган Джуф, основатель Тукара ок. Сообщается, что в 11 веке его сопровождала группа Пангулов, когда он мигрировал из Ламбая со своим братом Ндиком после разногласий со своим родственником, королем Ламбая. [19] [20] После своей миграции он основал Тукар, ранее находившийся в доколониальном королевстве Серер Сине . [21] теперь часть независимого Сенегала . Тукар является одним из святых мест Серер , и связанные с ним Пангулы преданно почитаются в религиозном календаре Серер, например, фестиваль Раан , который проводится один раз в году во второй четверг после новолуния в апреле. Потомки Ламане Джегана Джуфа ( семья Джуфов Тукара) играют жизненно важную роль в этом религиозном деле.
Религия Серер
[ редактировать ]Пангулы связаны с превосходством божественного. В доме Сереров алтарь Пангула не может скрыть алтарь божественного. [22]
Пангулы обеспечивают жизненную энергию, связанную с реалиями народа Серер, особенно тех сил, которые находятся вне контроля человечества. Религиозные практики и представления Пангулов помогают народу Серер доминировать над враждебными силами природы, отсюда и возникновение почитания Пангулов. [23] Благодаря своему священному заступничеству перед божественным, эти Пангулы действуют как защитники и передатчики жизненной энергии в мир живых. Это могут быть люди, растения, животные, места, сверхъестественные существа и т. д. [23] [24] Животные и деревья рассматриваются Серерами как дальние родственники людей, поскольку они произошли из одной и той же божественной плаценты во время коронации .
Многие пангулы — это духи умерших предков. Они представляют как пангулов по отцовской линии ( пангул о куркала ), так и по материнской линии ( пангул о ƭeen yaay ). Эти предки направляют и защищают своих потомков. Во многих семьях Серер есть Мастер Пангула, который знает, как вызвать предка. Ранние Пангулы были не людьми, а высшими существами, созданными Ругом во время создания людей. Считалось, что они были созданы божеством, чтобы помочь человечеству. Именно по этой причине термины Пангул и Нгуус (слово Серер, обозначающее джинна) [25] ) иногда используются как взаимозаменяемые. [10] Поскольку некоторые Пангулы связаны с линиями Серер, только глава линии, обученный ритуалам, может совершить возлияние соответствующему Пангулу или Фангулу (предку). [26]
В другом мире предки являются фактическими носителями трансцендентных священных энергий. Однако Пангулы имеют превосходство по титулу, потому что они не были преобразованы в священную энергию. Таким образом, различие между фангулом (нечеловеком) и человеком-предком заключается в способе их участия в трансцендентном. В любом случае Руг является первым источником трансцендентности священных энергий. [27] [28]
Подношения фруктов, овощей, сельскохозяйственных культур, молока или принесения в жертву домашних животных совершаются Пангулу в разных местах, например: у подножия деревьев, в лесу, в общественных святилищах и т. д. Есть Пангулы, сфера действия которых является терапевтической, те, кто вершит правосудие (см. также Тахар – дух справедливости) и те, кто является личным Пангулом [29]
Список Серер Пангула
[ редактировать ]В следующей таблице представлены образцы Пангулов, их атрибуты и часть страны Серер, которую они защищают :
Имя Фангула | Защитник | Атрибуты/комментарии |
---|---|---|
Покинуть Ндонг | Департамент Фаундьюн ( Джилор и Пити) | Канонизированный король Пангулов во время правления Маада Синиг Ваасила Фэй. [30] (король Сине , в 15 веке [31] ). Ему воздали дань уважения на фестивале Туру Пейти , одном из религиозных праздников в календаре Серер . [32] Почитание возглавляет матриклан Таабур (вар: Табор ). [26] |
Ньоксона | Деревня Нахар в Нахаре | Деревня, основанная Яаном Фаде [33] представленный питоном . Посвящение во главе клана Джаан. [34] Нджоксона – это молочный фангул . [14] |
Миндисс (где: Миндис ) | Фатикский регион | Женщина-защитница региона Фатик, приносящая подношение реке Сине . Она предстает перед людьми в образе ламантина . [35] один из самых известных фангулов. Она обладает атрибутами типичного водного Фангула , но в то же время она кровный Фангул. [36] |
Джуланг Джуф и Нгоджил Джуф [37] | Нгол и некоторые другие | Муж и жена-защитники Нгола и нескольких деревень и городов в его окрестностях, где совершаются церемонии и подношения священному дереву Наавул (вар: Наавул), которое считается священным деревом этих двоих. [38] Возглавляет семью Джооф . [34] |
Нголум Джуф (вар: Нголум Диуф, собственное: Нголум Джуф) | Няня | Подношения совершаются в деревне Нианиан (основанной Нохор Чоро Джуфом). [14] [39] ) к дереву Нгане и баобабу . [14] Возглавляет семья Джооф. [34] и матриклан Каре-Каре . [26] Он кровавый Фангул . [14] |
Лунгун Джуф (собственно Серер: Лунгун Юф) [40] | Ф.А. Ойе, Нгуе и Тукар . | Типичный фангул, который вершит справедливость и имеет много приверженцев. Канонизирован во времена Ламане Джегана Джуфа . [41] Возглавляет семью Джооф. |
Гинаару | Персональный | Личный Фангол Маада а Синиг Майса Вали Джадатех Маннех (вар: Майса Уолли Дион), [12] король Сине , правил: 1350–1370. [13] |
Нджеме (вар: Ндиеме) | язык | Нджеме — один из молочных пангулов . [14] |
Мусса Сарр (или: Саар) | ? | Молочный Фангул . [14] |
Харвак | Файл [42] | Почитание возглавляет матриклан Кофаан . [26] |
Нажмите «Огонь» | Ндиоб | Согласно устной традиции Серера, во время правления Маада Синиг Букара Тджиласа Маэ Сум Джуфа [43] (король Сине , ок. 1750 – 1763), Маад а Синиг вступил в конфликт с великим фангулом Ндиоба – Тамба Файе. [44] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ [RP Cretan, Sereer-Французский словарь, Дакар, CLAD, т. 1, с. 1 (1972), т. 1. 2 (1973), т. 2 (1973), т. 2 (1973), т. 2 (1973), вып. 3 (1974), т. 3. 4 (1975), вып. 5 (1976), т. 5 (1976), т. 5 (1976), т. 5 (1976), вып. 6 (1977), passim.] и [аббат Л. Диуф, Человек в мире (Vision sereer), сообщение к Африканским теологическим дням, полиграфия, дата, с. 6.] [в] Мартин и Беккер, «Культовые места и известные места в странах Серир», стр. 7–8.
- ^ Гравран, Генри , "La Civilization Sereer - Pangool", том 2, Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal, (1990), стр. 278, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ Гальван, Деннис Чарльз, «Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурно устойчивое развитие в Сенегале», Беркли, University of California Press (2004), стр. 53, 185.
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 9.
- ^ Калис, стр. 300.
- ^ Калис, стр. 122.
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 311.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гравранд, «Пангул», стр. 313.
- ^ Гранвранд, «Пангул», стр. 327.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Калис, стр. 122–123.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и (на французском языке) RP Crétois, «Dictionnaire Sereer-Français», Дакар, CLAD, t. 1 (1972), т. 1. 2 (1973), т. 2. 3 (1974), т. 3. 4 (1975), т. 4. 5 [в] Мартин и Беккер (стр. 7–8)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 344.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарр, Алиун , « История Сине-Салума » (Сенегал), Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Версия немного переработанная по сравнению с той, которая появилась в 1986–87 годах. стр. 19
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Гравранд, «Пангул», стр. 338.
- ^ (на французском языке) Лериколле, Андре, «Гибель деревьев в Собе, в стране Серир» (Сенегал), стр. 3–5 [1]
- ^ Гравранд, «Пагул», стр. 283–4.
- ^ Ниангоран-Буа, Жорж, «Вселенная Акан весов для взвешивания золота: веса в обществе», Новые африканские издания – MLB, (1987), стр. 25, ISBN 2723614034
- ^ Университет Франкфурта-на-Майне , Институт Фробениуса, Немецкое общество культурной морфологии, Общество Фробениуса, «Пайдеума: сообщения о культурных исследованиях, тома 43–44», Ф. Штайнер (1997), стр. 144–5, (Генри Гравранд, « Ла цивилизация Серир-Пангул" [в]) ISBN 3515028420
- ^ Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурно-устойчивое развитие в Сенегале, University of California Press, Беркли (2004), стр. 109–111, 80, 2–281. ISBN 9780520235915
- ^ Брессерс, Ганс, Розенбаум, Уолтер А., Достижение устойчивого развития: проблема управления в социальных масштабах, Greenwood Publishing Group, (2003) стр. 151 ISBN 0275978028
- ^ Гравранд, "Пангул", стр. 241.
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 305.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гравранд, «Пангул», стр. 307–8.
- ↑ Фэй, Луи Дьен , «Смерть и рождение в мире мира», Les Nouvelles Editions Africaines (1983), стр. 43, ISBN 2-7236-0868-9
- ^ Калис, стр. 153.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гравранд, «Пангул», 352 г.
- ^ Калис, стр. 123-4.
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 330.
- ^ Гравранд, "Пангул", стр. 342-4.
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 363.
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 386.
- ^ (на французском языке) Ньянг, Мор Садио, «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ТОРЖЕСТВА», [в] Ethiopiques n тот 31 социалистический обзор черноафриканской культуры, 3-й квартал (1982 г.) [2]
- ↑ Гравранд, «Пангул», стр. 320.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с (на французском языке) Мартин, Виктор и Беккер, Чарльз, «Культовые места и знаменитые места в странах Серер» (Сенегал), опубликовано в Бюллетене Фондового института черной Африки , том 41, серия B, № 1, Январь 1979 г., с. 133-189 (стр. 15–34) [3] Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Калис, стр. 123.
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 327.
- ^ Вариант: Диуланг Диуф и Нгоджил Диуф (французское написание в Сенегале соответственно), фамилия Джуф (английское написание в Гамбии ) или Диуф (французское написание в Сенегале) пишется Juuf или Juf на языке серер . Джуф — правильное написание фамилии Джоф/Диуф.
- ^ Гравранд, "Пангул", стр. 332-3.
- ^ Вариант: Нохор Тиоро Диуф
- ^ Вар: легкие Диуфа
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 342–3, 349.
- ^ Гравранд, «Пангул», стр. 344 и 352.
- ^ Вариант: Букар Тджилас Маэ Сум Диуф
- ^ (на французском языке) Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине», за которым следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). стр. 723 (стр. 14)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сереры не называют свои религиозные практики культами. Они называют этих сверхъестественных существ просто пангулами , в единственном числе — фангулами . Слово «культ» имеет негативный и уничижительный оттенок, особенно когда речь идет о духовных верованиях и традициях других людей.
Библиография
[ редактировать ]- Гравран, Генри , «La Civilization Sereer – Pangool », том 2, Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal, (1990), ISBN 2-7236-1055-1
- Гравран, Генри, «Цивилизация Сиреров, ТОМ 1, Косаан : истоки», Nouvelles Editionsafricaines (1983), ISBN 2723608778
- Калис, Симона, «Традиционная медицина, религия и гадание среди провидцев Сенегала» – Знание ночи, L'Harmattan (1997), ISBN 2-7384-5196-9
- Фэй, Луи Дьен , «Смерть и рождение в мире мира», Les Nouvelles Editions Africaines (1983), ISBN 2-7236-0868-9
- Гальван, Деннис Чарльз, «Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале», Беркли, University of California Press (2004)
- Лериколле, Андре, «Гибель деревьев в Собе, в стране Серир» (Сенегал), стр. 3–5 [4]
- Ниангоран-Буа, Жорж, «Вселенная Акан гирь для взвешивания золота: гири в обществе», Новые африканские издания - MLB, (1987), ISBN 2723614034
- Университет Франкфурта-на-Майне , Институт Фробениуса, Немецкое общество культурной морфологии, Общество Фробениуса, «Пайдеума: сообщения о культурных исследованиях, тома 43–44», Ф. Штайнер (1997), стр. 144–5, (Генри Гравран, «La цивилизация Сирир-Пангул" [в]) ISBN 3515028420
- Брессерс, Ганс, Розенбаум, Уолтер А., Достижение устойчивого развития: проблема управления в социальных масштабах, Greenwood Publishing Group, (2003), стр. 151 ISBN 0275978028
- Ньянг, Мор Садио, «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ И ПРАЗДНИКИ», [в] Ethiopiques n тот 31 социалистический обзор черной африканской культуры, 3-й квартал (1982 г.) [5]
- Мартин, Виктор и Беккер, Чарльз, «Культовые места и знаменитые места в странах Серир» (Сенегал), опубликовано в Бюллетене Фондового института черной Африки , том 41, серия B, № 1, январь 1979 г., стр. . 133–189 (с. 15) [6]
- Критский RP, Серер-Французский словарь, Дакар, CLAD, т. 1, с. 1 (1972), т. 1. 2 (1973), т. 2 (1973), т. 2 (1973), т. 2 (1973), вып. 3 (1974), т. 3. 4 (1975), вып. 5 (1976), т. 5 (1976), т. 5 (1976), т. 5 (1976), вып. 6 (1977), пассим. [в] Мартин, Виктор и Беккер, Чарльз, «Культовые места и знаменитые места в странах Серира»
- Аббат Л. Диуф, Человек в мире (Vision sereer), сообщение к Дням африканской теологии, отпечатано на мимеографе, дата, с. 6. [в] Мартин, Виктор и Беккер, Чарльз, «Культовые места и знаменитые места в странах Серира»
- Сарр, Алиун , « История Сине-Салума » (Сенегал), Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Версия немного переработанная по сравнению с той, которая появилась в 1986–87 годах. стр. 19
- Диуф, Ниохобайе, «Хроника королевства Сине», за которой следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). стр. 723 (стр. 14)