Лингир
![]() | |
Королевские титулы | |
Ламане (также религиозный ) | |
Земля | |
Маад а Синиг | |
Маад Салум | |
Стригущий лишай | |
Лингир | |
Линия преемственности | |
Бум | |
Тилас | |
Лул Религиозные титулы | |
Салтиг | |
Лингир (также: Лингер или Лингер ) — титул, присваиваемый матери или сестре короля . [1] в Серерских королевствах Сине , Салум и ранее Королевстве Баол ; и волофов королевства Кайор , Джолоф , Баол и Ваало в доколониальном Сенегале . Слово «Лингир» означает «королева» или « принцесса » на языках серер и волоф . [2] Лингир считалась «великой принцессой королевского двора». [3] В этих королевствах использовалась двойная система, поскольку кандидат на королевский сан не мог унаследовать трон, если он не был членом правящей материнской линии, и, таким образом, материнская линия Лингира была очень значимой. Аналогичным образом, кандидат не мог унаследовать трон в качестве короля, если он не был членом благородных правящих патрикланов. Это было особенно справедливо среди сереров, которые сохранили большую часть своей старой культуры, обычаев и традиционной религии , где женщины играли значительную роль по сравнению с волофами, принявшими ислам. [4] [5] Различные Лингиры были известны своими усилиями по сопротивлению колониальным завоеваниям.
Классификация
Хотя королевский титул Лингир обычно давался матери или сестре короля, а иногда и первой жене короля ( «Лингир-Аво» ), этот титул также мог означать королевскую принцессу . В данном случае это означало женщину, которая могла проследить королевское происхождение как по отцовской , так и по материнской линии . В традициях волофов и сереров женщина, которая могла проследить королевское происхождение как по отцовской, так и по материнской линии, автоматически становилась лингиром. Мужским эквивалентом был Гарми (человек, который мог проследить королевское происхождение как по отцовской, так и по материнской линии). Именно на этих Лингирах (женщинах чистой королевской крови) король хотел жениться. Сам король был членом класса Гарми.
Характеристики и полномочия
Историки стараются не преуменьшать ее влияние в доколониальный период; Говорят, что Лингир одновременно создает и свергает королей. [6] В государстве волофов политическое значение Лингира традиционно включало: контроль над частью королевских земель, [7] которым они будут управлять, используя пленников; обеспечение продовольствием и содержанием своих слуг; и интеграция в клановую систему. Членам сообщества необходимо было очаровать и убедить лингира, если они надеялись сделать политическую карьеру. [8]
В королевствах Серер Сине и Салуме Лингир обладал значительной властью и был коронован Лингиром Маад а Синиг и Маад Салум (королем Сине и Салума соответственно) после его собственной церемонии коронации. [9] В экономической сфере, как и ее коллега-волоф, общества Лингир Серер контролировали несколько деревень, вклады которых она могла свободно использовать. Жители таких деревень традиционно возделывали поле зерна для своего Лингира.
Многие знатные семьи отправляли своих дочерей последователями Лингира; однако пленники часто выполняли и эту роль.
Лингира сопровождала женщина- гевел , профессиональная певица или музыкант, известная в регионе как гриот . Гевел усыпляла слушателей ночью и будила их утром. [10] В честь суверенитета Лингира поются следующие типы песен: taggate, màdd, woy u lingeer и buur. [10]
Властная позиция, которую занимала Лингир, была двух-, а иногда и трехпалатной: ее руководящая деятельность осуществлялась на высшем уровне, в качестве сомонарха. [11] В случае конфликта между Лингиром и королем Лингир иногда создавал новые политические союзы.
К концу семнадцатого века на многих землях волофов были установлены отношения между лингирами и Идав аль-Хадж , обширной группой иммигрантов из Сахары, которые создали коммерческую сеть, связывающую Сенегамбию с Северной Африкой и западной Сахарой. [12] В этих случаях Идав аль-Хадж выступал в качестве религиозных советников королевы.
История
Хотя о многих Лингирах больше ничего не известно, некоторые из этих женщин вошли в историю благодаря своему лидерству, а в более поздних случаях - сопротивлению колониальным вторжениям.
Одним из самых ранних известных Лингиров является Лингир Фатим Бей ( ок. 1335), матриарх материнской династии Йоос . Она была принцессой Серер и королевой Сине . Когда-то она была замужем за королем Маадом Синиг Майса Вали . Она является ранним предком всех Джу, которые впоследствии правили Ваало , таких как ее внучка Лингир Ндойе Демба (ок. 1367 г.). Лингир Ндойе Демба, также родом из Серера , основала материнскую династию Джус в волоф королевстве Ваало как королева региона и принцесса Сине . Лингир Фатумата Салл была матерью возможно мифического монарха Ндиадиан Ндиайе , который был императором Джолофов в 1360-х годах. [13] [14] [15]
Роль Лингира иногда сводилась к свержению нынешнего короля. В 1673 году Ндяи Сал или Сар , марабут, вероятно, по происхождению Тукулур , получил предложение жениться и военный союз от Лингира, который недавно был свергнут новым королем. Вместе они победили и убили короля. Затем они приступили к выбору нового кандидата, королевского по рождению, но потенциально более податливого для их контроля. [16]
Историки приводили случаи, когда роль Лингира распространялась на переговоры об отношениях между королевствами Волоф и Серер. Одним из таких примеров является Лингир Джембет (много вариаций: Джембет, Нджембот Мбодж ). В 1833 году Джембет вышла замуж за короля Трарзы (в Мавритании ) Мохамеда Эль-Хабиба. Этот политический брак предоставил паре контроль над Ваало и Трарза . Альянс был вызван не угрозой мавританской экспансии (позиция, которую поощряла оппозиция), а скорее созданием более устойчивого блока против колониального вторжения. Брак столкнулся с немалой оппозицией внутри Ваало, но был осуществлен Джембетом, чтобы остановить политическую экспансию Франции в регионе. В 1841 году она выбрала короля, который станет преемником Фара Пенды Адама Сала после его смерти. [8]
Ндате Ялла Мбодж была сестрой Джембета и сменила ее в 1846 году. Ее политическая деятельность была столь же важной и противоречивой; она известна своим отказом от французского союза. Она помешала своему сыну оспорить восшествие на престол сына Джембета. Один ученый объясняет этот выбор желанием Н'Даате Яалы «не разрушать власть единого королевства». [8]
Литературные и кинематографические представления
Персонаж Лингира был показан в сенегамбийской литературе. Жинетт Ба-Карри пишет о присутствии Лингир в Шейха Хамиду Кейна романе «Двусмысленное приключение »: «Самая королевская леди — это женская фигура, принадлежащая доисламскому обществу, напоминающая «Лингере»... Она является отражением исторического героини сенегальского прошлого, такие как наследница престола Ваало Лингир Джомбот, которая отвечала за политические дела региона Ваало, и ей наследовала ее сестра Наде Ялла, жена Марозо, принца Каджура». [3]
В художественном выражении Серера, особенно в устной поэзии и культуре традиционного гриотта, исполнители изображают персонажа Лингира как играющего важную роль в функционировании их общества. [17]
В таких фильмах, как Абдеррахмана Сиссако » «Тимбукту (2014), присутствует персонаж Лингира. [18] В фильме Джибриля Диопа Мамбети «Гиен » (1992) главным героем является персонаж Лингере Рамату. Ее имя представляет собой альтернативное написание Лингир, и на самом деле ее описывают как своего рода королевскую особу: киноведы пишут, что она «изгой-королева, которая сидит, созерцая горизонт». [19]
Могильник
Все коронованные сереры Сине похоронены в Тиупане , Диакао (на территории современного Сенегала). Историческая деревня Тиупане была местом, где Маад а Синиг проживала коронованная лингир, обычно мать . Короли Серер похоронены в другом месте Сине. В Тиупане похоронены только задержали. Некоронованные лингиры также похоронены в Тиупане, но в другом участке кладбища, вдали от коронованных лингиров. Как и могилы королей Серер, могилы лингеров также отмечены, и на месте есть историк, который рассказывает их генеалогию и историю. [20] [21] [22] Как и другие исторические и священные места Серер, место захоронения Тиупане было добавлено в список объектов исторического значения Министерством культуры Сенегала (постановление 2006 года). [22]
Список задерживающихся
- Белье Фатима Бея (ок. 1335 г.)
- Лингир Ндойе Демба (ок. 1367) (внучка Фатима Бея)
- Лингир Нгоне Дьее , королева 17 века и королева-мать Кайора и Баола, мать Дамеля Лат Сукабе Фолла.
- Лингир Джембет или Нджембот Мбодж (действовал в 1830-х годах; умер в сентябре 1846 года). [23]
- Лингир Ндате Ялла Мбодж сменила свою сестру в 1846 году. [24]
- Лингир Селбе Ндоффене Джуф (фр. Selbé Diouf), дочь короля Сине — Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джуф . Она была похищена сенгамбийскими мусульманскими силами во время внезапного нападения на Мбин-о-Нгор (или Кеур-Нгор ). Это внезапное нападение на народ серер в Сине ускорило битву при Фандане-Тиутиуне в 1867 году, в которой силы Кумбы Ндоффене разгромили мусульманских марабутов, убив их лидера Мабу Диаху Ба . После похищения принцев Серер ее насильно выдали замуж за Абдулая Ули Ба — одного из братьев Мабы, без разрешения отца. После победы Кумбы Ндоффене при Фандане-Тиутиуне король отдал приказ кастрировать Абдулая Ули Ба за его смелость выдать свою дочь замуж по принуждению. [25] [26]
См. также
Примечания
- ^ Шелдон, Кэтлин Э., «Исторический словарь женщин в Африке к югу от Сахары » , том. 1, Scarecrow Press , 2005, стр. 148. ISBN 0-8108-5331-0
- ^ Кляйн, Мартин А. «Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум , 1847–1914». Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. 11–15 и 262, ISBN 0-85224-029-5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ба-Карри, Жинетт (июль 2008 г.). «Африканские женщины, традиции и перемены в неоднозначном приключении шейха Хамиду Кейна и столь длинном письме Мариамы Ба» . bsc.chadwyck.com . Итибари М. Зулу . Проверено 29 ноября 2016 г.
- ^ Мвакикагиле, Годфри , Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии: земля, люди и культура, (2010), стр. 231, ISBN 9987932223
- ^ Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914. Издательство Эдинбургского университета (1968), с. 13, ISBN 0852240295 . Цитата: «Сереры определяют происхождение как по материнской, так и по отцовской линии, но матрилиния играет более важную роль в жизни Сереров».
- ^ «Зависимость и развитие: положение женщин в современной Африке». Африканские заметки . № 139. 1973.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Зукарелли, Франсуа (1 января 1973 г.). «От традиционного вождества к кантону: эволюция колониального кантона в Сенегале, 1855–1960 гг. (Эволюция колониального «кантона» (округа) в Сенегале, 1885–1960 гг.)». Тетради по Африке . 13 (50): 213–238. дои : 10.3406/cea.1973.2710 . JSTOR 4391209 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Криви, Люси (1 января 1996 г.). «Ислам, женщины и роль государства в Сенегале». Журнал религии в Африке . 26 (3): 268–307. дои : 10.2307/1581646 . JSTOR 1581646 .
- ^ Сарр, Алиун , История Сине-Салума. Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, том 46, серия B, № 3–4, 1986–1987, стр. 28-30
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пенна-Дио, Лусиана (1 января 2014 г.). Песни женщин-волофов . Издательство Университета Индианы. стр. 124–135. ISBN 9780253010179 . JSTOR j.ctt16gznkv.10 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Бури Мбоуп, Самба (2008). «Противоречивые парадигмы лидерства в Африке: необходимость перспективы африканского возрождения1». Международный журнал исследований африканского возрождения - мульти-, меж- и трансдисциплинарность . 3 (1): 94–112. дои : 10.1080/18186870802321608 .
- ^ Джеймс Л.А. Уэбб-младший (1 января 1995 г.). «Эволюция коммерческой диаспоры Идав аль-Хадж». Тетради по Африке . 35 (138/139): 455–475. дои : 10.3406/cea.1995.1456 . JSTOR 4392604 .
- ^ Фейдж, Джон Д. , Оливер, Роланд , «Кембриджская история Африки: с 1600 по 1790 год», стр. 486, ISBN 0-521-20981-1
- ^ Глинга, Вернер, Диоп, Папа Самба, «Сенегалский форум». Издательство IKO по межкультурной коммуникации, 1996. стр. 110, ISBN 3-88939-431-0
- ^ Anyidoho, Кофи, «Перекрестные ритмы», Том 1, Случайные статьи по африканскому фольклору, стр. 118, Trickster Press (1983)
- ^ Колвин, Люси Галлистел (1 января 1974 г.). «Ислам и государство Каджур: пример успешного сопротивления джихаду». Журнал африканской истории . 15 (4): 587–606. дои : 10.1017/s002185370001389x . JSTOR 180992 .
- ^ Ндиай, Шейх М. (1 января 2006 г.). «История и мифы страны Серер в поэзии Леопольда Седара Сенгора». Новые франкофонные исследования . 21 (2): 23–32. JSTOR 25701974 .
- ^ Барле, Оливье; Такуэй, Мелисса (2015). «FESPACO 2015: После перехода, что дальше?». Черная камера . 7 (1): 238–250. дои : 10.2979/blackcamera.7.1.238 . JSTOR 10.2979/blackcamera.7.1.238 .
- ^ Барле, Оливье; Такуэй, Мелисса (2015). «FESPACO 2015: После перехода, что дальше?». Черная камера . 7 (1): 238–250. дои : 10.2979/blackcamera.7.1.238 . JSTOR 10.2979/blackcamera.7.1.238 .
- ^ Ава Йомбе Яде, Функционирование правосудия коренных народов в Круге Сине-Салум с 1903 по 1931 год , Университет Шейха Анта Диопа, 2001, стр. 12
- ^ Бюллетень Французского института черной Африки: гуманитарные науки, том 34 , IFAN, 1972, стр. 742
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Республика Сенегал, Официальный журнал МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ, ЗАСЕКРЕТНО : ПРИКАЗ МИНИСТРА № 2711 mcphc-dpc от 3 мая 2006 г. (30 сентября 2006 г.) [1]
- ^ Шелдон, Кэтлин Э., «Исторический словарь женщин в странах Африки к югу от Сахары », том 1, Scarecrow Press , 2005, стр. 148 ISBN 0-8108-5331-0
- ^ Аданде, Алексис Б.А., и Аринзе, Эммануэль, «Место женщин в музее Сен -Луи» , [в] Музеи и городская культура в Западной Африке , Международный институт Африки, Оксфорд , 2002, стр. 145-146 ISBN 0-85255-276-9
- ^ Диуф, Ниохобайе. Хроника королевства Сине. Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). стр. 726–729 (PDF: стр. 16–18)
- ^ Сарр, стр. 37-38.
Библиография
- Ба-Карри, Жинетт (июль 2008 г.). «Африканские женщины, традиции и перемены в неоднозначном приключении шейха Хамиду Кейна и столь длинном письме Мариамы Ба». Журнал панафриканских исследований, июль 2008 г., том 2, № 5.
- Сарр, Алиун , «История Сине-Салума» (Сенегал), (Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера), версия, слегка переработанная по сравнению с той, которая появилась в 1986–87 годах.
- Шелдон, Кэтлин Э., «Исторический словарь женщин в Африке к югу от Сахары», том. 1, Scarecrow Press, 2005, стр. 148. ISBN 0-8108-5331-0
- Кляйн, Мартин А. «Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914». Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. 11–15 и 262, ISBN 0-85224-029-5
- Глинга, Вернер, Диоп, Папа Самба, «Форум Сенегала. Издательство IKO по межкультурной коммуникации, 1996. стр. 110, ISBN 3-88939-431-0
- Анидохо, Кофи, «Перекрестные ритмы», Том 1, Случайные статьи по африканскому фольклору, стр. 118, Trickster Press (1983)
- Шелдон, Кэтлин Э., «Исторический словарь женщин в странах Африки к югу от Сахары, том 1, Scarecrow Press, 2005, стр. 148». ISBN 0-8108-5331-0
- Аданде, Алексис Б.А., и Аринзе, Эммануэль, «Место женщин в музее Сен-Луи», [в] Музеи и городская культура в Западной Африке, Международный институт Африки, Оксфорд, 2002, стр. 145–146. ISBN 0-85255-276-9
- Фейдж, Джон Д. , Оливер, Роланд , «Кембриджская история Африки: с 1600 по 1790 год», стр. 486, ISBN 0-521-20981-1
- Диуф, Ниохобайе. Хроника королевства Сине. Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). стр. 726–729 (PDF: стр. 16–18)
Внешние ссылки
- «linguère, linguer» в Женевьеве Н'Диайе Корреар (реж.), « Слова наследия: Сенегал» , ред. Современные архивы, Париж; Университетское агентство франкофонии, Париж, Монреаль, 2006 г., стр. 327–328 ISBN 2-914610-33-5