Люди Неминки
Общая численность населения | |
---|---|
10,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Языки | |
Серер , французский | |
Религия | |
Ислам , религия Серер , анимизм |
Народ Ниоминка (также называемый Ниоминка или Нёминка ) — этническая группа в Сенегале, проживающая на островах дельты реки Салум . В настоящее время они классифицируются как подгруппа Серер .
Население
[ редактировать ]Территория Неминки называется Гандуль . Большая часть Неоминки проживает в одиннадцати крупных деревнях, в число которых входят Ниодиор , Дионевар и Фалия . Они составляют чуть менее 1% населения Сенегала.
Будучи жителями островов, они участвуют как в сельском хозяйстве, так и в аквакультуре. Основная сельскохозяйственная продукция — рис , просо и арахис . Что касается аквакультуры, мужчины ловят рыбу, а женщины собирают моллюсков, хотя экологические проблемы стали угрозой для аквакультуры.
Неминка также начинают заниматься туризмом.
История
[ редактировать ]Происхождение Неминки неясно и неопределенно. Хотя в настоящее время они классифицируются вместе с народом Серер , их название происходит от Мандинка , что означает «прибрежный народ» (Ниуми = побережье и Нка = люди), и, как известно, ими управлял манса ( Мандинка означает «король»), предполагая, что изначально они могли быть либо народом мандинка , который позже был «сереризирован» мигрантами с севера, либо, наоборот, народом серер, который в течение некоторого времени был «мандинкирован» своими соседями с юга. [1] Их упустили из виду в процессе «организации» королевств Сине и Салум через династию Мандинка Геловар в 14 веке. Теории предполагают, что изначально они не были ни серерами, ни мандинками, а совершенно другим народом, вероятно, родственным народу джола и носителям языка бак , населявшим берега реки Гамбия , пока они не были вытеснены снизу миграцией мандинка с юга. и на восток в 13 веке только для того, чтобы натолкнуться на барьер мигрирующих людей Серер с севера, и в результате оказался втиснутым в угол дельты, к югу от реки Салум . [2] Дополнительная теория предполагает, что они не были самостоятельным народом, а, скорее, просто разрозненной группой неопределенных аборигенов, речных жителей и мигрантов, беженцев и беглецов из соседних штатов Мандинка и Серер, которые стекались в этот относительно недоступный и неуправляемый угол дельты и в основном жили там. независимое существование. [3]
Неминка были в значительной степени неорганизованными, с эгалитарной социальной структурой, совершенно непохожей на их соседей. Номинальное господство Ниоминки, похоже, колебалось между Мандинка Манса Барры на юге и королем Серер Салума на севере. Неоминка переняла некоторые культурные и экономические элементы от обоих, например, выращивание проса из Серера, риса из Мандинки, но также обладает элементами, весьма самобытными, в первую очередь речным рыболовством. Считается, что ниоминка были единственным народом, традиционно занимавшимся аквакультурой, на участке западноафриканского побережья к югу от мыса Верт и к северу от Биссагоса .
Старые тексты иногда идентифицируют Ниоминка как «Ниуми Бато», в отличие от их южных соседей, «Ниуми Банта» (предков мандинка Барры). [4] На протяжении большей части своей истории Ниуми Бато (Ниоминка), Ниуми Банта и близлежащий Джокаду находились под властью одного и того же лорда Мандинка, известного как «Ниумиманса». [5] Серер неоднократно пытался Однако король Салума применить свою власть над Ниоминкой. Ниоминка (Ниуми Бато) контролировала участок побережья примерно от южного берега реки Салум до немного выше мыса Барра, включая устья рек Диомбос, Баньяла и Джиннак и связанные с ними острова в дельте; Ниуми из Барры (Ниуми Банта) жили ниже них, на северных берегах реки Гамбия . Ниоминка, Пироги возможно, курсировали по побережью и рекам южнее (включая Гамбию, возможно, до реки Казаманс ).
По мнению историков, ниоминка, вероятно, несут ответственность за убийство португальского исследователя и работорговца Нуну Тристана в 1446 году. [6] Тристан отважился подняться по реке Диомбос на баркасе со своей командой, намереваясь найти местное поселение для совершения набега, когда португальцы были пойманы в ловушку каноэ Ниоминка и убиты. Мемуары Диогу Гомеша предполагают, что каноэ Ниоминка вышли в море, сокрушили оставшихся португальцев в ожидающей каравелле и продолжили тащить корабль вверх по реке, чтобы разобрать его, а его якорь позже был найден во владении Ниумимансы. Уже в следующем году «Ниумиманса» приказал атаковать другую португальскую исследовательскую группу рабов, возглавляемую Эстеваном Афонсу , хотя это, вероятно, было осуществлено южнее, ближе к берегу Гамбии, «Ниуми Банта» (из Барры) (португальцы снова взошли на борт и сбежал). [7] В следующем году в этом районе произошло еще два нападения на португальских исследователей: одно на Альваро Фернандеса , массированная атака на каноэ, аналогичная атаке на Тристан (хотя Фернандес сбежал); еще одно нападение на десант под руководством датского капитана Валарте (который был убит).
Серия нападений ниоминки (и их соседей) на португальских исследователей в районе Салума и Гамбии побудила португальского принца Генриха Мореплавателя приостановить все португальские экспедиции к югу от мыса Верт в 1448 году. В частности, дельта Салума с ее речушками и Входы, пройденные судном «Ниоминка» на каноэ, были сочтены слишком опасными для прохода португальских кораблей. Когда новая экспедиция, возглавляемая Альвизе Кадамосто , наконец осмелилась снова отправиться в этот район в 1455 году, один из его десантных отрядов был убит в устье Салума (возможно, снова Ниоминка), а собственный корабль Кадамосто атаковал и отбился в устье. Гамбии Ниуми Банта. Кадамосто сообщает, что жестокость народа Ниуми основывалась на их вере в то, что португальцы были каннибалами, которые пришли ловить чернокожих людей, чтобы поесть. Но уже в следующем году (1456 г.), когда Кадамосто вернулся, прием был совсем другим, и Кадамосто мирно отправился вверх по Гамбии и даже дружелюбно встретился с самим Ниумимансой. Что вызвало такое изменение взглядов, неясно. В своих (недостоверных) воспоминаниях португальский капитан Диогу Гомеш сообщает, что он лично отвечал за переговоры по мирному договору c. 1456 г. (возможно, немного позже) с Ниумимансом и даже о крещении его как христианина.
В начале 1860-х годов, когда народы Гамбии подняли восстание против аристократии Мандинка марабутом Тукулера Маба Диаху Ба , Ниуми не были застрахованы. Ниумиманса умерла в 1861 году, и в прибрежной зоне возникло ответвление марабу. Когда Маба Ба начал нападение на королевство Салум , и говорящий на мандинке Ниуми из Барры, и говорящий на серере Ниоминка присягнули марабутам и присоединились к нападению на сереров Салума. [8]
Фильмография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейшейра да Мота, стр.59, 64-65; Кормье-Салем, 1999: стр.176.
- ^ Кляйн, стр.7-8; Кормье-Салем, 1999: стр.176; Брукс, 1993 г.
- ^ Кормье-Салем, 1999: стр.176.
- ^ Тейшейра да Мота, 1946: стр.60; Райт, 1976 г.
- ^ Райт, 1976
- ^ Тейшейра да Мота (1946), ч.1.
- ^ Тейшейра да Мота, часть 2, стр.284 и далее.
- ^ Кляйн, 1968: стр.73
Библиография
[ редактировать ]- Дж. Э. Брукс (1993) Арендодатели и незнакомцы: экология, общество и торговля в Западной Африке, 10:00–16:30 Вествью.
- (на французском языке) MC Кормье-Салем (1999) Реки Юга: общества Западной Африки и мангровые заросли , том 1
- Вирджиния Кулон (весна 1973 г.). «Украшения Неоминских пирог». Африканское искусство . 6 (3): 26–31. дои : 10.2307/3334691 . JSTOR 3334691 .
- Джозеф Керхаро; Жак Г. Адам (1964). «Лекарственные, ядовитые и магические растения Ниоминки и Сосе островов Салум (Сенегал)». Acta Tropica (на французском языке) (8): 279–334.
- М. А. Кляйн (1968) Ислам и империализм в Сенегале: Sine-Saloum, 1847-1914 .
- Ф. Лафон (1938). «Гандуль и Неоминки». Бюллетень Комитета исторических и научных исследований АОФ . XXI (на французском языке) (3): 385–450.
- Ассане Ниан (1995). Ниоминка от мусульманского наступления в 1863 году до установления французского протектората в 1891 году: Гандун под контролем королевства Саалум (на французском языке). Дакар: Университет Шейха Анта Диопа. п. 81.
- (на португальском языке) А. Тейшера да Мота (1946) «Открытие Гвинеи», Boletimcultural da Guiné Portuguesa , Vol. 1 (1), p. 11-68, (2), с. 273-326; (3), с. 457-509.
- Р. Ван Чи Боннардел (1977). «Пример интегрированных многообразных миграций: миграции Нёминки (сенегальские острова Бас-Салум)». Вестник ИФАН . Б (на французском языке). 39 (4): 837–889.
- Д. Райт (1976) Ниуми: история западного штата Мандинка в восемнадцатом веке . Блумингтон: Университет Индианы.