Геловар
Геловар (или Гелваар в Серере ), также пишется как Гелвар , Гуелвар, Гуэлвар, Гуэлвар или Гуеловар, был материнской династией в доколониальных Серер королевствах Сине и Салум (в Сенегамбии , но главным образом в западной части современной территории). Сенегал ). Они были представителями этнической группы мандинка . Потомки женщин мандинка и мужчин сереров стали королями Сине и Салума. Династия просуществовала с середины 14 века до 1969 года, года смерти обоих королей. [1] [2] [3] [4] [5]
Термин «Гелвар», англизированный или франконизированный до «Гелварс», представляет собой форму множественного числа. Единственное число — «Келвар» (в Серере). [6]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Семья Геловар произошла из Каабу (центр современной Гвинеи -Бисау ) в 14 веке. Их устная традиция гласит, что они происходят от Мансы Тирамакана Траоре , двоюродного брата и генерала Мансы (короля) Сундиата Кейта из Мали , жившего в 13 веке . Манса Тирамакан Траоре (также пишется во многих вариантах: Тирамакан Травалли, Тирамахан Траоре и т. д.) завоевал народ байнуков и убил последнего великого короля байнуков, короля Кикикора, а затем перед своей смертью в 1265 году переименовал страну в Каабу. Он был основателем. и Манса из Каабу. В их устной традиции также говорится, что они являются потомками Мансы Бала Диакхи и Майсаты Йембе Каме Гелавара (короля и королевы провинции Каабу). Другие говорят, что они происходят от королевской ветви принцессы Тенембы. Мандинки, основавшие Каабу, женились на представителях знатных семей Байнуков. Мандинки также изменили свои имена и приняли фамилии Байнук. [7]
Каабу управлялся благородными кланами по отцовской линии «Санне» и «Манне» (варианты: Сане и Мане ), а также благородными кланами по материнской линии Наанко и Геловар. Однако почти все короли Каабу происходили из материнского клана Наанко. Геловары были дальними родственниками Наанко по материнской линии и одной из самых больших угроз трону. [7]
Миграция в регионы Серер
[ редактировать ]Генри Гравранд сообщил устную традицию, описывающую то, что он назвал «Битвой при Трубанге», династической войной между двумя материнскими королевскими домами Наанко и Геловаром, ответвлением и родственниками материнской династии Наанко ( Ньянтио или Ньянко ) Каабу , в современном -день Гвинеи-Бисау . [8] [9]
Здесь Гравран не заметил, что на самом деле это описание битвы при Кансале 1867 (или 1865) года , хотя уход геловаров, вероятно, можно объяснить войной или конфликтом за престолонаследие. [10]
Какова бы ни была причина, они покинули Каабу около 1335 года. [11] Согласно устной традиции, они представляли собой смесь мандинка , потомков Манса Тираманг Травалли (много вариаций: Тирамахан Траоре , Тира Маканг Травалли , Тирамангхан Травалли или Тираманг Траоре ) из Мали и знати Байнуков , из отцовской линии Санне и Манне ( Санэ или Мане ). [9] [12] Геловары мигрировали в Королевство Сине и получили убежище от Великого Совета Ламанес (дворянство Серер). [13] Браки между отцовскими кланами Серер, такими как Фэй и Джуф , с женщинами Гуелвар, создали отцовские династии Серер и материнскую династию Геловар, которая заменила старую материнскую династию Вагаду . [14] Маад а Синиг Майса Вали Джаксатех Манне (много вариантов написания: Маисса Вали , Маисса Уолли, также известная как Майса Вали Джон или Майса Вали Дион ) - (годы правления в 1350 г.) [15] был первым королем геловаров Сине-пост-Трубанга (1335 г.). Проработав несколько лет юридическим советником Великого Совета Ламанов и ассимилировавшись с культурой Серер, он был избран и коронован первым королем Геловара Сине в (1350 г.). [13] [16] Его сестры и племянницы были выданы замуж за дворянство Серер и являются потомками этих союзов, где стали короли Сине, а затем Салума ( Маад Синиг и Маад Салум соответственно). [13] [16] [17] [18]
Основная точка зрения заключалась в том, что мандинка геловарс из Каабу завоевал и подчинил себе народ Серер . Устная традиция Серер говорит не о военном завоевании, а о союзе, основанном на браке; брак между благородным материнским кланом Геловар и благородным отцовским кланом Серер, потомками старого ламанического класса Серер . Почти все короли Сине и Салума носили фамилии Серер, а не Мандинка. Потомки Майсы Вали по отцовской линии не правили Сине и Салумом. Правили потомки по отцовской линии древнего класса Серер-Ламанизма. Язык, культура, религия и традиции серер также преобладали в Сине и Салуме, а не в Мандинке. Геловары были включены в общество Сереров и считали себя Серерами. [19] [20]
Хотя культура волофов также очень сильна в Салуме, так же, как и культура серер, люди волофы были мигрантами в королевство Серер Салум . Королевство Сине было этнически Серером. Королевство Салум было смешанным, но население, не относящееся к Сереру, было мигрантами. [21] [22]
Сенегамбийские короли из материнского клана Геловар
[ редактировать ]некоторые из королей Сенегамбии, Ниже приведены принадлежащих к материнскому клану Геловар. Маад означает король на языке серер-сине . Маад а Синиг и Маад Салум означают «король Сине» и «король Салума» соответственно. Есть много вариантов написания Маада . Иногда оно пишется как Маад , Маат и т. д. Маад также иногда используется как синоним для обозначения древних королей Серер – Ламанов – которые были королями и землевладельцами . [23]
Королевство Сине
[ редактировать ]- Маад а Синиг Вагаан Тенин Джом Фэй [23]
- Возраст Фэй [23]
- Ласук Художница Фэй [23]
- Маад и Санмун Фэй [23]
- Маад а Синиг Ниохобайе Мане Ньян Джуф [24]
- Маад из Синиг Гехопал [24]
- Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фамак Джоф , король Сине (годы правления: 1853–1871)
- Маад а Синиг Кумба Ндоффене Фа Ндеб Джуф , король Сине (годы правления: 1898–1924) [25]
- Маад а Синиг Мбаке Коду Нджие (М'Баке Мак), король Сине (годы правления: 1884–1885) [25]
- Маад а Синиг Махекор Джуф , король Сине (годы правления: 1924–1969)
Королевство Салум
[ редактировать ]- Маад Салум Мбеган Ндур , король Салума (годы правления: 1493 г.) [26]
- Маад Салум Малаотан Джуф, король Салума (годы правления: 1567 г.) [26]
- Маад Салум Баллех Нджугу Ндав (Балле Хордиа Ндав), король Салума (годы правления: 1825–1853) [25]
- Маад Салум Бала Адам Нджие, король Салума (годы правления: 1853–1856) [25]
- Маад Салум Кумба Н'Дама Мбодж, король Салума (годы правления: 1856–1859) [25]
- Маад Салум Самба Лаобе Лацука Фаал, король Салума (годы правления: 1859–1864) [25]
Королевство Кайор и Баол
[ редактировать ]- Дамель Макоду Янде Мбару Джуф Фаал, король Баола ( Тейн ) и Кайора ( Дамеля ). Годы правления: 1832 в Баоле, 1860—1861 в Кайоре . Умер в июне 1863 года в Салуме (родина его матери). [23] [27]
Королевство Джолоф
[ редактировать ]- Бурба Мбанье Пате, король Джолофа (годы правления в 1846 г.). Убит в битве при Диахабуре (1846 г.). [23] [28]
- Бурба Бирам Пенда, король Джолофа (годы правления в 1846 г.). Убит в 1846 году. [23] [28]
Остальная часть Сенегамбии
[ редактировать ]- Мама Тамба Джамме, король Йиллияссы (в Гамбии ), потомок Лингира Кааса Менге (Кааса Менге) из Салума. [23]
Примерно в 17 веке в королевствах Серер существовало три основные ветви материнского клана Геловар. Их основали три сестры. Это были лингиры (королевы или принцессы), чьи имена используются для обозначения их потомков по материнской линии. Они включают в себя:
- 1. Клан Кевей Бегай (английское написание в Гамбии или Кев Биги — французское написание в Сенегале )
- 2. Клан Хораджа Бегай ( Хоредиа Бигуи в Сенегале)
- 3. Клан Джогоп Бегай ( Диогоп Бигуи в Сенегале)
Принцы, принадлежавшие к этим трем материнским кланам, вели несколько войн в Сенегамбии, чтобы обеспечить преемственность своего материнского клана. Принцы Серер, принадлежащие кланам Кевей Бегай и Джогоп Бегай, вели постоянные сражения. [29]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Guelwaar , фильм Усмана Сембена (1992), заимствовавший это название.
См. также
[ редактировать ]- Королевство Сине
- Королевство Салум
- Серер люди
- История Серера (от средневековья до наших дней)
- Хронология истории Серера
- История Сенегала
- История Гамбии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сарр, Алиун , История Сине-Салума (Сенегал). Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Немного переработанная версия по сравнению с опубликованной в 1986-87 гг. стр.21
- ^ Гай Тилманс, Сир Декамп, Абдулай Камара, Сенегалия, исследования наследия Западной Африки: дань уважения Гаю Тилмансу , Сепия (2006). ISBN 2-84280-122-9 . стр. 220-221
- ^ Мартин А. Кляйн . Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914 , Издательство Эдинбургского университета (1968). р XV
- ^ Майкл Дж. Шеридан, Селия Ньямверу. Священные рощи Африки: экологическая динамика и социальные изменения . Джеймс Карри, 2008. ISBN 0-8214-1789-4 . стр. 141
- ^ (на французском языке) Паркур [1]
- ^ Диуф, Марсель Махава, «Мужские копья: Леопольд Седар Сенгор и традиции Серер». Центр лингвистических и исторических исследований через устную традицию (1996), с. 247
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нгом, Бирам: Вопрос Гельваара и история Сиина , Дакар, Университет Дакара, 1987 г.»
- ^ Иннес, Гордон, Psychology Press, 1974, « Сунджата : три версии мандинка» , стр. 128, Psychology Press, ISBN 0-7286-0003-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фейдж, Дж. Д., Оливер, Роланд Энтони, Кембриджская история Африки , стр. 282, Cambridge University Press, 1975. ISBN 0-521-20413-5
- ^ Сарр, Алиун , История Сине-Салума (Сенегал) Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. 1986-87, с. 235.
- ^ Сарр, Алиун , История Сине-Салума (Сенегал) Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. 1986-87, стр. 19.
- ^ Иннес, Гордон; Сусо, Бамба; Кануте, Мужчины; Кануте, Дембо, Сунджата: три версии мандинка . The Psychology Press, 1974. ISBN 0-7286-0003-X
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нгом, Бирам ( Бабакар Седих Диуф ). Вопрос Гельваара и история Сиина , Дакар, Университет Дакара, 1987, 69 стр.
- ^ О старых отцовских династиях Серер, таких как семья Джуф и т. Д., И материнской династии Вагаду, включая Королевство Баол - старое Королевство Серер, см.: (Нинг и Сайн, 1972) [в] Колвин, Люси Галлистел, Исторический словарь. Сенегала , Scarecrow Press/Metuchen. Нью-Джерси – Лондон (1981) ISBN 0-8108-1885-X
- ^ О правлении Майсы Вали см.: Сарр, Алиун, История Сине-Салума (Сенегал) (введение, библиография и примечания Чарльза Беккера), в Bulletin de l'IFAN, том 46, серия B, №№ 3-4, 1986–1987. стр. 19. См. также: (на французском языке) Éthiopiques, Volume 2, стр. 100–101, Grande Imprimerie Africaine (1984).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сарр, Алиун, «История Сине-Салума» (Сенегал) (введение, библиография и примечания Чарльза Беккера), в Bulletin de l'IFAN, том 46, серия B, №№ 3–4, 1986–1987. стр. 19
- ^ Гравран, Анри, Ле Габу в устных традициях Нгабу , специальный выпуск Éthiopiques 28 No, социалистический журнал черной африканской культуры (1981)
- ^ Сарр, Алиун, стр. 19.
- ^ Сарр, Алиун: История Сине-Салума (Сенегал). Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. Немного переработанная версия по сравнению с опубликованной в 1986-87 гг. стр. 19
- ^ Нгом, Бирам ( Бабакар Седик Диуф ): Вопрос Гельваара и история Сиина , Дакар, Дакарский университет, 1987, стр. 69
- ^ Кляйн, Мартин А: Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847-1914. Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. 7.
- ^ Дианж, Пате. Королевства Серер, Африканское присутствие, № 54 (1965) . стр. 142-172
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ндиайе, Фата: Сага о народе Серере и история Сине. Ethiopiques n°54, обзор культуры черных африканских стран, проводимый раз в два года. Новая серия, том 7, 2-й семестр 1991 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ниохобайе Диуф: Хроника королевства Сине. за которыми следуют «Заметки об устных традициях и письменных источниках, касающихся царства Сине». стр 712-733
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Кляйн, Мартин А: Ислам и империализм в Сенегале, Сине-Салум, 1847–1914. Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. XV
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ба, Абду Бури. Очерк истории Салума и Рипа. Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина. Опубликовано в Бюллетене Фундаментального института Черной Африки . стр. 10-27
- ^ Кляйн, Мартин А: Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847-1914. Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. 74-77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ночь, Умар. Джолофф и его Бурба (1966)
- ^ Кляйн, Мартин А: Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847-1914. Издательство Эдинбургского университета (1968), стр. 45, 75, 105, 157, 173.