Jump to content

Кайор

Королевство Кайор
Каджур
1549–1879
Флаг Королевства Кайор
Реконструированный флаг
Кайор в красном, ок. 1850.
Кайор в красном, ок. 1850.
Статус Королевство
Капитал Мбул (традиционный)
Общие языки Волоф
Религия
ислам
Правительство Монархия
сделай это  
• 1549
Десе Фу Нджогу (первый)
• 1883-1886
Самба Лаубе Фал (последний)
История  
• Кайор побеждает Джолофа в битве при Данки
1549 1549
• Французская колонизация
1886 1879
Валюта
Предшественник
Преемник
Империя Волофов
Французская Западная Африка

Кайор ( волоф : Каджор ; арабский : كاجور ) был с 1549 по 1876 год самым большим и могущественным королевством, которое отделилось от Империи Джолоф на территории современного Сенегала . Кайор был расположен в северном и центральном Сенегале, к юго-востоку от Ваало , к западу от королевства Джолоф и к северу от Баола и королевства Сине .

Этимология

[ редактировать ]

Кайор (также пишется Кайор, Кадиор, Кадиор, Каджор, Нкадюр, Кадьур, Энкалхор и другие) происходит от волофов эндонима , обозначающего жителей, «Ваадьор», что означает «люди джура » , плодородной почвы, найденной на севере Кайора. [1] : 321  Это отличает жителей Кайора от их соседей, которые и по сей день называют себя, удваивая название своего родного региона (например, Ваало-Ваало, Салум-Салоум). [2]

Письменных источников о ранней истории Кайора нет, и даже устные предания скудны. Легенда о Ндиадиане Ндиайе , первом Буурбе Джолофе , утверждает, что правитель Кайора добровольно подчинился ему, но это, скорее всего, более позднее изобретение, призванное прославить единство империи. Кайор определенно существовал до его интеграции в империю, поскольку списки королей, сохранившиеся в устной истории, восходят к списку Джолофа. [3]

При гегемонии Джолофа Кайором правил Великий Ламане , традиционно избираемый другими Ламанесами из семьи Фолл Палене Дед, который утверждал, что происходит от Усмана Буне Афала, товарища Мухаммеда, через Вагаду . Каждый год этот Великий Ламане возглавил большую делегацию в Джолоф, чтобы отдать дань уважения тамошним Буурбам . [4] : 6 

Независимость и Амари Нгоне

[ редактировать ]

В 1549 году девица ( dammeel по -волофски , [5] часто переводится на европейские языки как «король») Десе Фу Ньогу отправить дань Буурбе Лелефулифаку , не сумев в течение нескольких лет своего сына Амари Нгоне Собель Фалла , послал для этого . Амари с помощью своего дяди, , повел Тейна Баола армию к озеру под названием Данки и оставил ее там, чтобы отправиться ко двору Буурбы с небольшим эскортом. Плохо принятый Лелефулифаком, он заявил, что его страна не нуждается в таком лидере. Джолоф-Жолоф преследовали их до Данки, где силы Кайора разгромили их и убили Лелефулифака. [4] : 9 

Битва при Данки ознаменовала конец власти Империи Джолоф над Кайором. Во время последовавших празднований Десе Фу Нджогу погиб в результате несчастного случая, а Амари Нгоне стала девушкой. Вскоре после этого умер его дядя, и таким образом он стал первым Дамель-Теном, правившим как Кайором, так и Баолом. [4] : 10  Он провозгласил новую конституцию королевства и основал новую, более центральную столицу — Мбул. За годы после своего воцарения Джолоф несколько раз вторгался, пытаясь восстановить свою гегемонию, но терпел поражение. Они не осмелились бы снова атаковать Кайора до смерти Амари, после 44-летнего правления. [4] : 11 

Марабутские войны

[ редактировать ]

В разгар движения Тубенаан в конце 17 века марабуты по всему региону впервые начали стремиться к политической власти, выступая за восстановление традиционных исламских ценностей. Фута Торо упал первым. В Кайоре могущественный марабут Ндиай Салл объединился с Ясин Бубу, которую недавно, что вызвало неоднозначную реакцию, отстранил от занимаемой должности ее племянник, Дамель Детье Марам. Они объединили свои силы, чтобы свергнуть его, возведя на трон другого племянника Ясина Бубу, Ма Фали Гуйе. Салла за употреблением алкоголя Однако шесть месяцев спустя Гуйе был пойман талибами и убит. [1] : 328  Ясин Бубу, решивший защитить власть королевской семьи и не дать Саллу установить теократию, созвал тайное собрание знатных людей, чтобы обратиться к Махоредиа Диуфу, Бууру из Салума , за поддержкой против марабутов. [6] [1] : 329  Им удалось победить Салла, но нестабильность сохранялась еще долгие годы.

В 1693 году аристократия, которой теперь угрожал Буур Салума, обратилась к тейну соседнего Баола , Лат Сукаабе Фолл за помощью . Он взял на себя управление Кайором и объявил себя Дамель-Тень , установив гегемонию своей материнской линии, Гидж, над ранее доминирующими Доробе и Гуелваар матрикланами . Он также укрепил центральную власть, привлек марабутов к королевским назначениям и часто конфликтовал с французами из-за их попыток навязать королевству торговую монополию. [7]

В 18 веке под руководством Дамеля Майсы Тейнде Уэджи Кайор аннексировал Королевство Баол , но после своей смерти был втянут в спор о престолонаследии. Баол восстановил свою независимость в 1756 году. [8] В течение 1750-х и 60-х годов Кайор неоднократно участвовал в войнах против Ваало и Джолофа , при этом Буурба правил под именем Дамеля в 1759-60 годах. Силы эмирата Трарза помогли Майсе Биге Нгоне Фалл вернуть трон в обмен на ежегодную дань и разрешение совершать набеги на Кайор один месяц в году. [9] : 41–2 

В 1776 году, вдохновленные возвышением имамата Фута Торо , марабуты Кайора снова начали агитировать за политическую власть под руководством Маламина Сарра. Дамель Амари Нгуне Ндела Кумба предупредил нападение, схватил сына Сарра и продал его в рабство. В ответ некоторые священнослужители сделали то же самое с агентами короны. В решающей схватке марабуты были побеждены, Сарр был убит, а многие снова были проданы в рабство. [10] : 599  Выжившие марабуты сыграли важную роль в основании республики Лебу на полуострове Кап-Вер . [2]

Вскоре после этого Альмами Фута Торо Абдул Кадер присоединился к Буурбе Джолофа, чтобы отомстить священнослужителям и восстановить свое влияние на Кайора. Когда армия вторжения пересекала пустыню Ферло , дама убрала запасы продовольствия и отравила колодцы, чтобы измученные Тородбе не могли пополнить свои запасы. В битве при Банксое Амари Нгуне Ндела уничтожил силы Футанке и захватил самого Абдула Кадера. [11] : 95  Он обращался с ним хорошо, как с уважаемым религиозным лидером, а затем отправил его домой с подарками после того, как Тородбе избрал нового алмами. [10] : 601 

После этой решающей победы старого светского порядка над исламистами-реформистами напряженность между духовенством и знатью продолжала возрастать. В этот период современные писатели впервые начали называть правящий класс «языческим», хотя они по-прежнему идентифицировали себя как мусульмане. [10] : 601 

Ла Жор и французы

[ редактировать ]

Бирима Нгоне Латир был коронован как дама который воспитал его после того, как его отец Макоду Кумба, Тейн Баола в 1855 году, сменив своего дядю , , был изгнан в изгнание. [4] : 31 

Французский Луи губернатор Файдерб , живший в Сен-Луи , призвал священнослужителей к новому восстанию. В 1859 году марабуты провинции Ндиамбур воспользовались слухами о смерти молодой и слабой девушки для этого . Макоду Кумба вернулся из ссылки, чтобы помочь подавить восстание. [12] [10] : 604  В результате разразилась жестокая война, когда правящий тен Тье Ясин Нгоне Деген пришел поддержать марабутов, пообещав стать дамелью . После победы в битвах при Мбуле и Мехе и двухлетнего конфликта Бирима Нгоне Латир разгромил армию Баол-Баола, и Макоду Кумба был восстановлен в должности тейне . Однако вскоре Латир умер, и Макоду оставил Баола, чтобы стать преемником своего сына в качестве дамы . [4] : 32 

Макоду столкнулся с сопротивлением со стороны материнской стороны своего сына, которая хотела вместо этого возвести на трон сводного брата Биримы Нгоне Лат Джора . Макоду разгромил оппозицию при Бери-Нгарафе, и Лат Джор подчинился. Он нарушил договор, подписанный с французами, о строительстве железной дороги через Кайор, поэтому в 1861 году французы вторглись и заменили его Ма-Дьодьо. [4] : 33  [13] Лат Джор и знать возмущались как суровым правлением Ма-Дьёдио, так и внешним вмешательством. военного успеха в 1863 году он был вынужден укрыться у альмаами Салума После некоторого первоначального Мабы Диаху Ба в начале следующего года. [14] [15]

Французы попытались аннексировать страну, но это в конечном итоге оказалось невозможным. [16] В 1868 году Лат Джор и его войска вернулись в Кайор, чтобы восстановить независимость. Он объединился с шейхом Амаду Ба и победил французов в битве при Мехе 8 июля 1869 года. [17] К 1871 году французы согласились на его восстановление на должности дамы . Однако вмешательство Амаду Ба в дела Кайора вскоре положило конец их партнерству. [18] В течение следующих нескольких лет Лат Джор пытался установить свою власть над Баолом и помог французам победить и убить Амаду в 1875 году. [19]

Этот союз был разорван в 1881 году, когда Лат Жор начал восстание, сопротивляясь строительству Дакар Сен-Луи железной дороги через Кайор. Сообщается, что Диор сказал французскому губернатору Серватиусу:

« Пока я жив, будьте уверены, я буду всеми силами противиться строительству этой железной дороги ». [20]

В 1883 году Лат Джор попытался заменить могущественного Фарба Демба Военного Салла, который перешел на сторону Самбы Лаобе Фолла, племянника Лат Джора и соперника-претендента на трон. [4] : 36  При поддержке Франции Самба вскоре взял на себя управление Кайором. Он правил 3 года, прежде чем поссориться с Олбури Ндиайе , Бурбой из Джолофа, и вторгнуться, несмотря на договор, обещающий проинформировать французов, прежде чем начать войну. Олбури атаковал, пока измученные войска Фолла пытались разбить лагерь, разгромив войска Ваадджора и ранив Фолла. Французы потребовали от дамы выплатить репарации, но он отказался. На последовавших переговорах в Тивауане 6 октября 1886 года завязалась драка, в результате которой он был убит французским лейтенантом. [4] : 37–8  Вскоре после этого Лат Джор погиб в бою, и королевство Кайор перестало существовать как независимое единое государство. [21]

Культура

[ редактировать ]

Общество Кайора было сильно расслоено. Дамелы и дворяне ( Гарми ) находились на вершине иерархии, за ними следовали свободные люди (включая сельских жителей и марабутов ), которые были известны как Джамбур . Ниже джамбура располагались ньеноо , члены наследственных и эндогамных каст, таких как мастера по металлу, портные, гриоты , резчики по дереву и т. д. Низшую группу иерархии составляли дьяамы , или рабы. К рабам, как правило, относились хорошо, и те, кто принадлежал королевству, часто пользовались военной и политической властью, например, военный сал Фарба Демба. [22]

Класс Тайддо представлял собой воинов, которых обычно набирали среди рабынь дамы . Яростно выступая против строгой практики ислама, пропагандируемой марабутами, они были известными пьяницами, храбрыми бойцами и заядлыми рейдерами, в том числе в Кайоре. Их грабежи во многом привели к возникновению беспорядков и распространению ислама среди населения. [2] Крестьяне Кайора, как правило, намеренно производили меньше еды, чем могли, поскольку богатство было приглашением для рейдеров; когда колониальное правление положило конец набегам, производство и экспорт продуктов питания резко возросли. [9] : 39 

Правительство

[ редактировать ]

Помимо Кайора, дамы также правили районом Лебу в Кап-Верт (где находится современный Дакар ), и они часто правили как « Тейны » (правители) соседнего королевства Баол . В 1445 году венецианский путешественник Альвизе Кадамосто сообщил, что в окружении короля были берберские и арабские священнослужители. [23] Хали консультировал короля и был официальным представителем духовного класса при дворе. [10] : 590 

Традиционно сама дама не передавалась чисто по наследству, а назначалась советом из четырех человек, состоящим из:

  • Жорин Буль ( Диаврин-Буль ), потомственный вождь Джамбура («свободные люди»; французский Диамбур ) и президент совета
  • Калау ( Чьялав ), глава кантона Джамбаньян ( Диамбаньян )
  • Ботал ( Bôtale ), глава кантона Иоп ( Диоп ), и
  • Баже ( Баджи ), глава кантона Гатени ( Гатень ).

Девушка . выдвинула несколько других важных политических позиций Лингир обычно была самой старой женщиной правящей материнской линии, часто матерью, сестрой или двоюродной сестрой короля. Замена Ясин Бубу на посту ее младшей сестры стала важным катализатором ее восстания. [1] : 324  Она контролировала свою собственную армию рабов-солдат и клиентов и получала налоговые поступления от провинции. [1] : 328  Кангамы были губернаторами и министрами провинций. Дьямбор и близким служил наместником короля и был гарми родственником дамы . Некоторыми деревнями управляли принцессы по имени Дай . [4] : 7 

Транссахарские торговцы принесли ислам в регион в VIII веке, и он быстро стал доминирующей традицией среди волофов до такой степени, что историки не могут найти никаких следов доисламской организованной религии. [1] : 323  Однако практика ислама была синкретизирована с местными обычаями во многом так же, как христианство было адаптировано к основному языческому контексту в Европе. [10] : 593  Это привело к дебатам среди ученых, некоторые из которых характеризуют дворянство Кайора и других сенегамбийских королевств как «языческое» (несмотря на их самоидентификацию как мусульман) в отличие от более строго мусульманского класса марабут . Ислам был официальной религией государства и всего населения. Когда в 1848 году христианские миссионеры попросили у дамы разрешения на обращение в веру, он отказался, заявив, что, будучи мусульманами, ваджуры уже знали Бога; Вместо этого он послал их обратить Серера в свою веру . [10] : 603 

Большинство марабутов в Кайоре были фула из Фута Торо , но со временем интегрировались в популяцию волофов. [10] : 594  Существовало четкое разделение между клерикальными и дворянскими классами, хотя дворяне и свободные люди могли присоединиться к классу марабут в качестве талибе (учеников). [10] : 589  Принятие Лат Джором покровителя-марабута в Мабе (иногда называемое его обращением в ислам) привело к быстрому отходу от более синкретизированных исламских практик среди жителей Кайора в целом. [24] [10] : 605 

Список правителей

[ редактировать ]

Имена и даты взяты из книги Джона Стюарта «Африканские государства и правители » (1989). [25]

  1. Детье Фу-Ндиогу (1549 г.)
  2. Амари Фолл (1549-1593)
  3. Самба Фолл (1593-1600)
  4. Осень Хуредья (1600-1610 гг.)
  5. Бирам Манга Падение (1610-1640)
  6. Дэвид Демба Фолл (1640-1647)
  7. Дёр Фолл (1647-1664)
  8. Брайма Ясин-Бубу Фолл (1664–1681)
  9. Детье Марам Н'Галгу Фолл (1681–1683)
  10. Счастливое падение (1683–1684)
  11. Хуредья Кумба Фолл (1684–1691)
  12. Падение королей (1691–1693)
  13. Дяхерская осень (1693 г.)
  14. Детиало Фолл (1693–1697)
  15. Осенний сахарный латынь (1697–1719)
  16. Иса-Тенде Фолл (1719–1748)
  17. Иса Бидж Н'Гон Фолл (1758–1759) (первое правление)
  18. Бирайма Ямб Фолл (1759–1760)
  19. Иса Биге Н'Гон Фолл (1760–1763) (Второе правление)
  20. Дёр Яасин Иса Фалл (1763–1766)
  21. Кодекс осени (1766–1777)
  22. Браяма Фатим-Пенда Фолл (1777–1790)
  23. Амари Фолл (1790–1809)
  24. Бираяма Фатма Фолл (1809–1832)
  25. Иса Тен-Дёр Фолл (1832–1855)
  26. Бираяма-Фолл (1855–1859)
  27. Коды падения (1859 – май 1861)
  28. Ма-Дёдьо Фолл (май 1861 - декабрь 1861) (Первое правление)
  29. Лат-Дьор Диоп (1862 – декабрь 1863) (первое правление)
  30. Ма-Дёдьо Фолл (январь 1864–1868) (Второе правление)
  31. Лат-Дьор Диоп (1868 – декабрь 1872) (Второе правление)
  32. Амари Фолл (январь 1883 г. - август 1883 г.)
  33. Самба Фолл (1883–1886)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Томас, Дуглас Х. (2021). «Джихад Лингира: вызов мужскому нормативному прочтению африканской истории» (PDF) . История в Африке . 48 : 309–336. дои : 10.1017/hia.2021.10 . S2CID   246702643 . Проверено 27 октября 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Монтей 1963 , с. 78.
  3. ^ Булег 2013 , с. 46-7.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Падение, Танор Лацукабе (1974). «Сборник из жизни девиц» . Бюллетень Фундаментального института Черной Африки . 36 (1) . Проверено 25 декабря 2023 г.
  5. ^ Папа Самба Диоп, Глоссарий сенегальского романа , L'Harmattan, Париж, 2010, с. 140-143
  6. ^ Барри 1998 , с. 52.
  7. ^ Барри 1998 , с. 82-3.
  8. ^ Барри, Бубакар (1972). Королевство Ваало: Сенегал до завоевания . Париж: Франсуа Масперо. п. 195-6.
  9. ^ Перейти обратно: а б Уэбб, Джеймс (1995). Граница пустыни: экологические и экономические изменения в Западном Сахеле, 1600-1850 гг . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 29. ISBN  0299143309 . Проверено 25 декабря 2023 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Колвин, Люси Галлистел (1974). «Ислам и государство Каджур: пример успешного сопротивления джихаду» (PDF) . Журнал африканской истории . xv (4): 587–606. дои : 10.1017/S002185370001389X . S2CID   146699555 . Проверено 4 декабря 2023 г.
  11. ^ Булег, Жан (1999). «Политический конфликт и идентичность в Сенегале: битва при Банксое (ок. 1796 г.)» . История Африки: проблемы памяти (на французском языке). Париж: Картала. п. 93-99.
  12. ^ Searing 2002 , с. 32.
  13. ^ Searing 2002 , с. 38.
  14. ^ Монтей 1963 , с. 91.
  15. ^ Льюис 2022 , с. 57-58.
  16. ^ Чарльз 1977 , стр. 55.
  17. ^ Гайе, Халифа Бабакар. «СЕГОДНЯ: 8 июля 1869 года Лат-Диор и Шейху Амаду Ба выигрывают битву при Мехе» . Новости Сене . Проверено 15 июля 2023 г.
  18. ^ Чарльз 1977 , стр. 74.
  19. ^ Чарльз 1977 , стр. 78.
  20. ^ Би-би-си. История Африки: Железные дороги.
  21. ^ Монтей 1963 , с. 92-93.
  22. ^ Льюис 2017 , с. 167-8.
  23. ^ Мота, Тьяго Х. (2021). «Мусульмане волофы и мандинга в раннем атлантическом мире: африканское происхождение, миссионерские споры и социальная экспансия ислама до джихада фулани» . Атлантические исследования . 20 : 150–176. дои : 10.1080/14788810.2021.2000835 . ISSN   1478-8810 . S2CID   244052915 .
  24. ^ Льюис 2017 , с. 167, 172.
  25. ^ Стюарт, Джон (1989). Африканские государства и правители . Лондон: МакФарланд. п. 150. ИСБН  0-89950-390-Х .

Источники

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ab72a38cf0404101b0d7e3c54e49895__1710665760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/95/3ab72a38cf0404101b0d7e3c54e49895.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cayor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)