Маба Диаху Ба
Мамаду Диаху Ба также известный как Маба Джаху Ба, был мусульманским лидером в Западной . веке 1809 ( — июль 1867) , Африке в 19 Он был учеником братства Тиджания и стал Алмами Салума суфийского .
Маба Диаху Ба объединила политические и религиозные цели, пытаясь реформировать или свергнуть предыдущие анимистические монархии и противостоять французскому вторжению. Он следует традициям лидеров джихада Фулани , которые произвели революцию в государствах Западной Африки во времена колониализма.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Потомок династии Фулани Денианке , Маба родился в 1809 году в семье Ба из региона Рип, также известного как Бадибу . Его дед иммигрировал из Фута Торо , и вся семья была преподавателями Корана . Маба учился в Кайоре и преподавал в Королевстве Джолоф , где женился на члене королевской семьи, а затем вернулся в Рип около 1850 года. [ 1 ] После встречи с Эль Хаджем Умаром Таллом он провел десять лет, преподавая и проповедуя в деревне Кеур Маба Диаху недалеко от Каолака .
В это время французские войска под командованием губернатора Файдерба проводили политику выжженной земли против сопротивления их экспансии в Сенегамбии , с разрушением деревень и изгнанием населения после каждой победы.
Начало джихада
[ редактировать ]Короля Бадибу (Рипа) в 1850-х годах звали Манса Джериба. Он был слабым правителем, и его воины часто совершали набеги на деревни марабутов в этом районе. Маба был придворным марабутом, часто делал амулеты и молился за короля, но также пытался ослабить его магическими средствами и накапливал оружие. [ 2 ] Когда марабуты нанесли ответный удар воинам седдо (анимистам) за набег, король попытался сокрушить их, но Маба и его талибы (ученики) победили их. Этот успех привлек больше сторонников, и к 1861 году Маба контролировал весь Рип. В этот момент он начал свой джихад на территории Серера и вскоре контролировал большую часть Салума и часть Ниуми . [ 3 ] В качестве своей столицы он основал город Ниоро Эль-Хаджа Умара , названный в честь столицы . [ 4 ]
Экспансия и война
[ редактировать ]В 1862 году Дамель Кайор . Лат Диор была свергнута соперником, которого поддерживала Франция Маба Диаху Ба предложила ему убежище и обратила Диора и его солдат из традиционного анимизма Тьеддо в ислам. Хотя его обращение могло быть вызвано скорее политическими, чем духовными причинами, Лат Диор стал могущественным союзником. При его поддержке движение Мабы переросло в нечто большее, чем просто гражданскую войну в Салуме, и распространилось по всему региону. [ 3 ] Маба также обратил бы в ислам Олбури Ндиайе , буура королевства Джолоф . Это стало решающим поворотным моментом в истории ислама среди волофов . [ 5 ]
Войска Мабы вскоре столкнулись с французами и, несмотря на поражение, продолжали привлекать новых рекрутов. Его армия насчитывает до 11 000 воинов. В 1864 году французы признали его как Альмами Баддибу и Салума, но его растущая мощь угрожала объединить Сенегамбию против них. [ 5 ] Весной 1865 года Лат Диор повел армию на завоевание королевства Джолоф , встревожив французов. [ 6 ] Встревоженный французский губернатор Эмиль Пине-Лапрад двинулся на Салум во главе 1600 регулярных войск, 2000 кавалеристов и 4000 добровольцев и пехотинцев. Однако в битве при Пате-Бадиане недалеко от Ниоро силы марабу во главе с Лат Диором отбросили французов обратно к Каолаку . [ 7 ]
Исламизация и реформы
[ редактировать ]Помимо обращения традиционных государств и их населения в ислам , силы Маба Диаху Ба стремились отменить традиционную кастовую систему аристократических государств Волоф и Серер . Объединившись с другими мусульманскими силами, западноафриканские государства джихада стремились положить конец правлению небольших региональных королевств, которые держали этот регион в состоянии постоянной войны, а также классы земледельцев и ремесленников в рабских условиях. Эта централизация вызвала трения в его королевстве, поскольку народ мандинка у реки Гамбия возмущался, что им управляют судьи-волофы с севера. [ 5 ] Империя Тукулёр Эль -Хаджа Умара Талла в Мали возникла примерно в то же время и преследовала во многом те же цели, а сам Умар Талль находился в контакте с силами Маба Диаху Ба и вербовался среди них. [ 8 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]В 1867 году Маба Диаху Ба вторглась в Королевство Сине , которым все еще руководил -анимист Серер правитель Кумба Ндоффене Диуф . Внезапной атакой он захватил и сжег столицу Диахао , прежде чем встретиться с армиями Серера в битве при Фандане-Тиутиуне . Ливень сделал мусульманское оружие бесполезным, войска Мабы были разбиты, а сам он был убит. [ 7 ]
Из-за продолжающегося сопротивления Сине большая часть территории Серера оставалась анимистской или христианской в 20 веке. Синусное сопротивление, вероятно, было столь же националистическим, как и религиозным: мусульмане и анимисты сражались по обе стороны этой борьбы. [ 9 ]
Маба Диаху Ба является важным звеном в традиции сенегальских марабутов, ведущих свою родословную от Умара Талля . Эта традиция продолжается и по сей день с такими выдающимися личностями, как Эль-Хадж Саиду Нуру Талл (бывший великий марабут Французской Западной Африки ), Тивауана семья Си из Эль-Хаджа Малика Си (1855–1922) и семья Ниасс из Абдулайя. Ньяссе (1840–1922) и его сын Ибрагим в Каолаке. Тивауан на севере среди волофов и Каолак среди сереров стали двумя центрами суфийского учения Тиджания в Сенегале, и оба были основаны как прямой результат недолгого существования Мабы Диаху Ба. [ 9 ] : 67–68
Он был похоронен в деревне Фанден (или Мбель Фандане), а его могила, ставшая местом паломничества, находится в районе , департамент Фатик Диакхао , Сине-Салум , Сенегал.
См. также
[ редактировать ]- Маад и Синиг Кумба Ндоффене Остановка понимания
- Битва при Фандане-Тиутиуне
- Братья-мусульмане Сенегала
- Расширение Тиджании в Западной Африке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чарльз 1977 , стр. 53.
- ^ Галлоуэй, Уинифред (1975). История Вули с тринадцатого по девятнадцатый век (доктор философии). Университет Индианы. п. 297-8.
- ^ Jump up to: а б Чарльз 1977 , стр. 54.
- ^ Монтей 1963 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с Исичей, Элизабет (1977). История Западной Африки с 1800 года . Нью-Йорк: Издательская компания Africana. п. 51 . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Чарльз 1977 , стр. 58.
- ^ Jump up to: а б Барри 1998 , стр. 199.
- ^ Брэдфорд Г. Мартин. Братья-мусульмане в Африке девятнадцатого века . Кембридж (2003 г.), ISBN 0-521-53451-8 стр.78
- ^ Jump up to: а б Леонардо Альфонсо Вильялон. Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике. Кембридж (1995) ISBN 0-521-46007-7 . стр. 61–63.
Библиография
[ редактировать ]- (на французском языке) Атлас Сенегала Ибы Дер Тиама и Мбайе Гея, издание Jeune Afrique, 2000 г.
- Барри, Бубакар (1998). Сенегамбия и работорговля в Атлантике . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Чарльз, Юнис А. (1977). Доколониальный Сенегал: Королевство Джолоф, 1800-1890 гг . Бруклин, Массачусетс: Центр африканских исследований Бостонского университета . Проверено 15 июля 2023 г.
- (на французском языке) Эпос о Мабе Диаку Ба дю Рип , магистерская диссертация, Дакар, Дакарский университет, факультет литературы и гуманитарных наук, факультет современной литературы, 1996. Мбайе, АК
- (на французском языке) «Маба Диаху Ба в Рипе и Салуме (1861–1867) , магистерская диссертация, Дакар, Дакарский университет, 1970. Кейта, Келетиги С.
- Карри, Жинетт, В поисках Мабы: эпос XIX века из Сенегамбии, Западная Африка (Предисловие к пьесе Эдриса Макварда, заслуженного профессора африканской литературы, Университет Висконсина, США), JustFiction Editions, Англия, 2024 г. [Категория: Драма ].
- Карри, Жинетт, В поисках Мабы: Сенегамбийский эпос XIX века в Западной Африке, Editions Muse, Лондон, 2023 [Категория: Театральная пьеса].
- Монтей, Винсент (1963). «Лат-Диор, дамель дю Кайор (1842-1886) и исламизация волофов» . Архив социологии религий . 8 (16): 77–104. дои : 10.3406/асср.1963.2004 . JSTOR 30127542 . Проверено 1 июня 2023 г.