Jump to content

Маба Диаху Ба

(Перенаправлено с Маба Диаху Ба )

Мамаду Диаху Ба также известный как Маба Джаху Ба, был мусульманским лидером в Западной . веке 1809 ( — июль 1867) , Африке в 19 Он был учеником братства Тиджания и стал Алмами Салума суфийского .

Маба Диаху Ба объединила политические и религиозные цели, пытаясь реформировать или свергнуть предыдущие анимистические монархии и противостоять французскому вторжению. Он следует традициям лидеров джихада Фулани , которые произвели революцию в государствах Западной Африки во времена колониализма.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Потомок династии Фулани Денианке , Маба родился в 1809 году в семье Ба из региона Рип, также известного как Бадибу . Его дед иммигрировал из Фута Торо , и вся семья была преподавателями Корана . Маба учился в Кайоре и преподавал в Королевстве Джолоф , где женился на члене королевской семьи, а затем вернулся в Рип около 1850 года. [ 1 ] После встречи с Эль Хаджем Умаром Таллом он провел десять лет, преподавая и проповедуя в деревне Кеур Маба Диаху недалеко от Каолака .

В это время французские войска под командованием губернатора Файдерба проводили политику выжженной земли против сопротивления их экспансии в Сенегамбии , с разрушением деревень и изгнанием населения после каждой победы.

Начало джихада

[ редактировать ]

Короля Бадибу (Рипа) в 1850-х годах звали Манса Джериба. Он был слабым правителем, и его воины часто совершали набеги на деревни марабутов в этом районе. Маба был придворным марабутом, часто делал амулеты и молился за короля, но также пытался ослабить его магическими средствами и накапливал оружие. [ 2 ] Когда марабуты нанесли ответный удар воинам седдо (анимистам) за набег, король попытался сокрушить их, но Маба и его талибы (ученики) победили их. Этот успех привлек больше сторонников, и к 1861 году Маба контролировал весь Рип. В этот момент он начал свой джихад на территории Серера и вскоре контролировал большую часть Салума и часть Ниуми . [ 3 ] В качестве своей столицы он основал город Ниоро Эль-Хаджа Умара , названный в честь столицы . [ 4 ]

Экспансия и война

[ редактировать ]

В 1862 году Дамель Кайор . Лат Диор была свергнута соперником, которого поддерживала Франция Маба Диаху Ба предложила ему убежище и обратила Диора и его солдат из традиционного анимизма Тьеддо в ислам. Хотя его обращение могло быть вызвано скорее политическими, чем духовными причинами, Лат Диор стал могущественным союзником. При его поддержке движение Мабы переросло в нечто большее, чем просто гражданскую войну в Салуме, и распространилось по всему региону. [ 3 ] Маба также обратил бы в ислам Олбури Ндиайе , буура королевства Джолоф . Это стало решающим поворотным моментом в истории ислама среди волофов . [ 5 ]

Войска Мабы вскоре столкнулись с французами и, несмотря на поражение, продолжали привлекать новых рекрутов. Его армия насчитывает до 11 000 воинов. В 1864 году французы признали его как Альмами Баддибу и Салума, но его растущая мощь угрожала объединить Сенегамбию против них. [ 5 ] Весной 1865 года Лат Диор повел армию на завоевание королевства Джолоф , встревожив французов. [ 6 ] Встревоженный французский губернатор Эмиль Пине-Лапрад двинулся на Салум во главе 1600 регулярных войск, 2000 кавалеристов и 4000 добровольцев и пехотинцев. Однако в битве при Пате-Бадиане недалеко от Ниоро силы марабу во главе с Лат Диором отбросили французов обратно к Каолаку . [ 7 ]

Исламизация и реформы

[ редактировать ]

Помимо обращения традиционных государств и их населения в ислам , силы Маба Диаху Ба стремились отменить традиционную кастовую систему аристократических государств Волоф и Серер . Объединившись с другими мусульманскими силами, западноафриканские государства джихада стремились положить конец правлению небольших региональных королевств, которые держали этот регион в состоянии постоянной войны, а также классы земледельцев и ремесленников в рабских условиях. Эта централизация вызвала трения в его королевстве, поскольку народ мандинка у реки Гамбия возмущался, что им управляют судьи-волофы с севера. [ 5 ] Империя Тукулёр Эль -Хаджа Умара Талла в Мали возникла примерно в то же время и преследовала во многом те же цели, а сам Умар Талль находился в контакте с силами Маба Диаху Ба и вербовался среди них. [ 8 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

В 1867 году Маба Диаху Ба вторглась в Королевство Сине , которым все еще руководил -анимист Серер правитель Кумба Ндоффене Диуф . Внезапной атакой он захватил и сжег столицу Диахао , прежде чем встретиться с армиями Серера в битве при Фандане-Тиутиуне . Ливень сделал мусульманское оружие бесполезным, войска Мабы были разбиты, а сам он был убит. [ 7 ]

Из-за продолжающегося сопротивления Сине большая часть территории Серера оставалась анимистской или христианской в ​​20 веке. Синусное сопротивление, вероятно, было столь же националистическим, как и религиозным: мусульмане и анимисты сражались по обе стороны этой борьбы. [ 9 ]

Маба Диаху Ба является важным звеном в традиции сенегальских марабутов, ведущих свою родословную от Умара Талля . Эта традиция продолжается и по сей день с такими выдающимися личностями, как Эль-Хадж Саиду Нуру Талл (бывший великий марабут Французской Западной Африки ), Тивауана семья Си из Эль-Хаджа Малика Си (1855–1922) и семья Ниасс из Абдулайя. Ньяссе [ фр ] (1840–1922) и его сын Ибрагим в Каолаке. Тивауан на севере среди волофов и Каолак среди сереров стали двумя центрами суфийского учения Тиджания в Сенегале, и оба были основаны как прямой результат недолгого существования Мабы Диаху Ба. [ 9 ] : 67–68 

Он был похоронен в деревне Фанден (или Мбель Фандане), а его могила, ставшая местом паломничества, находится в районе , департамент Фатик Диакхао , Сине-Салум , Сенегал.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чарльз 1977 , стр. 53.
  2. ^ Галлоуэй, Уинифред (1975). История Вули с тринадцатого по девятнадцатый век (доктор философии). Университет Индианы. п. 297-8.
  3. ^ Jump up to: а б Чарльз 1977 , стр. 54.
  4. ^ Монтей 1963 , с. 98.
  5. ^ Jump up to: а б с Исичей, Элизабет (1977). История Западной Африки с 1800 года . Нью-Йорк: Издательская компания Africana. п. 51 . Проверено 31 мая 2023 г.
  6. ^ Чарльз 1977 , стр. 58.
  7. ^ Jump up to: а б Барри 1998 , стр. 199.
  8. ^ Брэдфорд Г. Мартин. Братья-мусульмане в Африке девятнадцатого века . Кембридж (2003 г.), ISBN   0-521-53451-8 стр.78
  9. ^ Jump up to: а б Леонардо Альфонсо Вильялон. Исламское общество и государственная власть в Сенегале: ученики и граждане в Фатике. Кембридж (1995) ISBN   0-521-46007-7 . стр. 61–63.

Библиография

[ редактировать ]
  • (на французском языке) Атлас Сенегала Ибы Дер Тиама и Мбайе Гея, издание Jeune Afrique, 2000 г.
  • Барри, Бубакар (1998). Сенегамбия и работорговля в Атлантике . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  • Чарльз, Юнис А. (1977). Доколониальный Сенегал: Королевство Джолоф, 1800-1890 гг . Бруклин, Массачусетс: Центр африканских исследований Бостонского университета . Проверено 15 июля 2023 г.
  • (на французском языке) Эпос о Мабе Диаку Ба дю Рип , магистерская диссертация, Дакар, Дакарский университет, факультет литературы и гуманитарных наук, факультет современной литературы, 1996. Мбайе, АК
  • (на французском языке) «Маба Диаху Ба в Рипе и Салуме (1861–1867) , магистерская диссертация, Дакар, Дакарский университет, 1970. Кейта, Келетиги С.
  • Карри, Жинетт, В поисках Мабы: эпос XIX века из Сенегамбии, Западная Африка (Предисловие к пьесе Эдриса Макварда, заслуженного профессора африканской литературы, Университет Висконсина, США), JustFiction Editions, Англия, 2024 г. [Категория: Драма ].
  • Карри, Жинетт, В поисках Мабы: Сенегамбийский эпос XIX века в Западной Африке, Editions Muse, Лондон, 2023 [Категория: Театральная пьеса].
  • Монтей, Винсент (1963). «Лат-Диор, дамель дю Кайор (1842-1886) и исламизация волофов» . Архив социологии религий . 8 (16): 77–104. дои : 10.3406/асср.1963.2004 . JSTOR   30127542 . Проверено 1 июня 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13884d36bb79c07ee42c9bbe6f6d8999__1723481760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/99/13884d36bb79c07ee42c9bbe6f6d8999.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maba Diakhou Bâ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)