Гамилья
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Хамаллайя или хамаллизм - это суфийский тарикат (порядок, путь), зародившийся в Западной Африке как результат и реакция против братства Тиджания . Он был основан в начале 20-го века мистиком Мухаммадом бен Амаду (ум. 1909) из Мора и Фулани как реформаторское движение практики Тиджания. Подчеркивая оппозицию иерархии и преуменьшая важность образования, движение распространилось в 1920-х годах учеником Амаду шейхом Хамахуллой бин Мухаммадом бин Умаром (1886–1943) на территории тогдашнего Французского Судана , современного Мали . Сначала оно пустило корни среди торговцев- волофов , живущих в Ниоро , но вскоре распространилось на рабскую касту мусульман в Мавритании и Мали.
Доктрина
[ редактировать ]Доктринальные изменения хаммалистов по сравнению с ритуалом Тиджания включали удаление некоторых произносимых упоминаний Пророка, отказ от изучения Корана и возглашение молитв во время группового поклонения. Хаммалисты были склонны подчеркивать традиционные западноафриканские ритуалы и отказ от традиционных иерархий, включая гендерные, возрастные и кастовые различия. [1]
Оппозиция и рост
[ редактировать ]В отличие от того, что он считал иерархией доминирующего в то время порядка Тиджания, хамаллизм перерос в движение социального протеста, особенно со стороны бедных или рабских общин, и выступал против как богатых среди африканцев, так и колониального правительства Французской Западной Африки . С 1920-х по 1940-е годы периодические вспышки протестов и насилия, приписываемые хамалистам, происходили на территории сегодняшних Мали, Мавритании, Буркина-Фасо , Кот-д'Ивуара и Нигера и подавлялись как французскими властями, так и местными лидерами Тиджании. Среди видных новообращенных в хамаллизм были Тьерно Бокар Салиф Талл , внучатый племянник доколониального военного и политического лидера государства Тиджания Джихад Эль-Хаджа Умара Талла в Мали; [2] и Якуба Силла в Мавритании. [3] Среди других известных приверженцев был Тьерно Бокар , учитель и духовный лидер Амаду Хампате Ба .
В Буркина-Фасо гамаллизм особенно присутствовал в общинах фульбе римайбе (рабовладельческая каста) в 1950-е годы. [4]
Подавление и выживание
[ редактировать ]Хамахулла бин Мухаммад бин Умар был сослан французскими властями из Ниоро в Мавретанию в 1933 году после столкновений между его последователями и местными лидерами. [5] затем в Кот-д'Ивуар и, наконец, во Францию, но движение пережило его смерть в изгнании. В конечном итоге движение было объявлено незаконным во Французской Западной Африке , но продолжалось, особенно среди сельской бедноты. Оно остается политической и религиозной силой в некоторых частях восточного Мали и западного Нигера, где оно укоренилось в традиционных туарегов раболепных кастовых сообществах , называемых Беллах . К 1970-м годам число последователей в Мали все еще насчитывало 50 000 человек. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джон Р. Хиннеллс (редактор). Новый словарь религий . (1995) ISBN 978-0-631-18139-2
- ^ Луи Бреннер. «Суфийское учение Тьерно Бокара Салифа Талля». Журнал религии в Африке , Vol. 8, Фаск. 3 (1976), стр. 208–226.
- ^ Шон Ханретта. «Гендер и влияние в истории западноафриканской суфийской общины: последователи Якубы Силлы». Сравнительные исследования в обществе и истории (2008), 50:478-508.
- ^ Карл Л. Дене. «Знания, отношение и практика, связанная с методами регулирования интервалов между детьми в Северной Буркина-Фасо». Архивировано 30 октября 2007 г. в Wayback Machine , Journal of Health, Population and Nutrition . Том. 21 № 1 марта 2003 г.
- ^ Всеобщая история Африки ЮНЕСКО , Том. VIII: Африка с 1935 года. Али А. Мазруи, Кристоф Вонди, Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории Африки, ред. Калифорнийский университет Press, (1999) ISBN 0-520-06703-7 стр.70-73
- Сэмюэл Декало. Исторический словарь Нигера (3-е изд.). Scarecrow Press, Бостон и Фолкстон, (1997) ISBN 0-8108-3136-8 стр. 158
- Кристофер Харрисон. Франция и ислам в Западной Африке, 1860-1960 гг . Издательство Кембриджского университета, (2003) ISBN 0-521-54112-3 passim, но особенно стр. 137–183.