Королевство Сине
Королевство Сине Здесь | |
---|---|
— ок. 1335 г. (под названием Сине, ранее Сине был разделен на семь основных королевств или ламанатов под названием Ламане или Маад. –— 1969 г. (монархия восстановлена 8 февраля 2019 г. с коронацией Маада а Синига Ниохобайе Фату Дьена Диуфа - как короля Сине ( Маад а Синиг ). [1] [2] [3] [4] | |
![]() Карта Сине (ок. 1850 г.) | |
Капитал | Диахао |
Общие языки | Теплицы |
Религия | Религия Серер |
Правительство | Абсолютная монархия , затем конституционная монархия с 2019 г. по настоящее время. |
Маад и Синиг , Мясо | |
Историческая эпоха | Средневековый |
• Учредил | — ок. 1335 г. (под названием Сине, ранее Сине был разделен на семь основных королевств или ламанатов под названием Ламане или Маад. |
• Упразднено | - 1969 г. (монархия восстановлена 8 февраля 2019 г. с коронованием Маада а Синига Ниохобайе Фату Дьена Диуфа - короля Сине ( Маад а Синиг ). [1] [2] [3] [4] |
Королевство Сине (или Сиин в Серере , вариации: Син или Сиине ) было постклассическим королевством Серер вдоль северного берега реки Салум дельты в современном Сенегале . [5] Жителей называют Сиин-Сиин или Сине-Синум (форма множественного числа Серер или Серер- демоним , например, Бавол-Бавол и Салум-Салоум / Салуум-Салуум , жители Баола и Салума соответственно).
История
[ редактировать ]Историю Сине, которая на протяжении веков была заселена народом Серер, можно разделить на три основных исторических периода Серер (см. ниже). Хронологическую шкалу истории Серера и древней истории Серера см. в этих статьях.
Во времена ламанов Серер Сине не называли Сине. Вместо этого Синус был разделен на семь ламанических государств, управляемых ламанами, а именно: Нджафадж; Сa-UI; Джорал; Нгохе-Пофин; Хирена (к западу от Сине, на Малом Коте ); и Сингандум — который охватывает два берега долины Сине. [6] [7] Статья Чарльза Беккера и Виктора Мартина о поселении Сине до периода Геловара (ок. 1350 - 3 августа 1969 г., [8] [9] и с 8 февраля 2019 г. по настоящее время, после коронации нынешнего короля Сине Ниохобайе Фату Дьена Диуфа. [2] [1] ), утверждает, что в Сине было около шестидесяти деревень и всеми этими деревнями управляли ламаны. [6] Ниохобайе Диуф отмечает, что незадолго до прибытия геловаров в Сине было три известных правителя, носивших титул Серер ламан. [10] (Собственно Провидец: ламаан , сокращенно от Серер , произносимый лам — что означает наследовать [11] ). Они были:
- Лам Санго, иногда называемый Диарно Диуала (или Ярно Джоуала), проживающий в Пальмарине.
- Лам Дьеме Фадиал (или Лааан Джаме Фааджал) расположен в Фадиале.
- Лам Вал Сатим Ндок, проживающий в Ндоке (к востоку от нынешнего Сине). [10]
У этих лидеров были преемники после того, как на трон взошел Маисса Вали (первый король геловаров). Однако их сила и влияние ослабли. [10]
Вагадусы жили в 9 веке. [12] материнская династия происхождения Сонинке и ответвления Ганской империи [13] который управлял большей частью Сенегала, включая Такрур , вступая в брак с ламанскими семьями Серер, особенно с Джуфами , [12] [14] [15] Нгом, [14] [15] а позднее семья Нджие, особенно в Баоле , [12] [14] [15] среди других известных семей и задолго до династии Фаал Кайора и Баола в 16 веке, которая сменила патрикланов Джуфа, Нгома и Нджие. [14] [15] [13] Патриарх отцовской династии Фаал Кайора и Баола, Дамель - Тейн Амари Нгоне Собель Фаал был внуком по материнской линии Лингира Собел Джуфа (матери Лингира Нгоне Собель Нджие, матери Амари). Принцесса Собель Джуф происходила из королевской семьи Джуфов из Ламбайе (доколониальной столицы Баола) и принадлежала к матрилинии Вагаду, как и ее внук Амари. [16] Она была потомком Маада Ндаа Нджеме Джуфа по ветви Юнгари Ндаах Джуф. Семья Фаал просто продолжила старую династию посредством брака. Крах ламанической эры и, в большей степени, эры Вагаду совпал с приходом геловаров в 14 веке (ок. 1335 г.). [17] [18] Вагаду продолжали править в Баоле как правящая материнская династия в этой стране, хотя они и столкнулись с конкуренцией со стороны других появляющихся матрикланов, борющихся за власть, и к тому времени, когда Дамель - Тейн Лат Сукабе Нгоне Джайе Фаал взошел на трон в 18 веке. , они полностью потеряли власть. Лат Сукабе ввел в действие свой матриклан ( Гидж ). В Сине (а позже и в Салуме) их упадок был результатом прибытия геловаров, где ламанские семьи Серер заключили брачный союз с геловарами. [18] [19]
Вагадус все еще обитают в стране Серер, хотя после Геловара они утратили свою власть и господство. Теперь они склонны формировать союзы с матрикланами Джафун , а также с Цегандумом и Кагау , двумя старейшими матрикланами Серер. [20] [21] [22] Сенгандум (или Джегандум) связаны с традицией Серер Мбосе (или Мбоосе) и пангулом . [22] Мбосе — один из священных праздников Серер . Сообщество Серер Каолак , которое исторически было частью Королевства Салум , имеет свой собственный способ празднования Мбоссе и считает его мифическим защитником своего города. [23] Вагаду имеют тесные связи с Сенгандум и Кагау. [22] Разновидность змеи, называемая в Серере коком , является одним из тотемов Сенгандума. Тотемом Вагадусов является мбосовое дерево ( гардения тернифолия ). [24] чье происхождение можно найти в повествовании о творении Серера и классических учениях Ндута . [25] [26] Подробнее об этом см. «Материнские кланы Серер» и «Миф о создании Серер» .
Ламанийские семьи сохранили свои земли, богатство и титулы, хотя и потеряли власть с установлением нового порядка. Существует разница между ламанами до Геловара и ламанами после Геловара. Первые обладали реальной властью и богатством, были главами своих государств и были блюстителями-хранителями духовности Серер (Аат Роог) . Последние сохранили свое богатство и титулы, но были всего лишь вождями провинций. Однако из-за своей связи с религией Серер они сохранили некоторую власть и могли свергнуть правящего монарха, если бы ему угрожали. [27] [28] [29] Некоторые из известных ламанских семей Серер включали семью Сарр, семью Джуф , семью Нгом и т. д. Эти ламанские семьи образовали великий совет (Великий совет ламанов). [30] [31] [32] ) для разрешения споров. [33] Это было похоже на суд более высокой инстанции, где ламаны заседали для рассмотрения или рассмотрения споров, выносимых на их рассмотрение, чтобы они могли вынести решение. Это было последнее средство, если ламан из другой части страны Серер не мог принять решение по переданному ему делу или истец не был удовлетворен решением и нуждался в разрешении их спора Великим Советом Ламанов. [30] [31] [32] Этот Совет изберет одного из своих главой Совета. Во время прибытия Геловаров в Сине номинальным главой был Ламаан Джаме Нгом из Фаджаала, член семьи Нгом. Он был тем, кто короновал Майсу Вали, первого геловара, правившего в стране Серер, и произнес ему прокламационные слова или коронационную речь, чтобы он мог повторить ее во время церемонии коронации. Ламаан Джаме Нгом был известен организацией турниров по борьбе Серер в своей стране (Фаджаал). Именно на этих турнирах патриарх рода Файе , «великий борец Серер» Букар Джиллах Файе продемонстрировал свое мастерство и получил в жены руку принцессы. [34] [35]
Это было в эпоху Геловаров, когда Сине была названа «Синус» в честь Сине-о-Мео Манне (собственно Серер: Сиин о Мео Маане), сестры Майсы Вали Манне (того, кто назвал ее в честь своей сестры). [36] ). [36]
Серер Миграции Такрура
[ редактировать ]

Этническая группа Серер очень разнообразна и включает Серер Сикс (произносится как Сех или Си ); подгруппы сиков с их различными диалектами собственно серера; и сереры, говорящие на кангинском языке ; которые как группа в доколониальные времена считали своим домом весь регион Сенегамбии, как отмечает танзанийский историк и писатель Годфри Мвакикагиле , который пишет:
- ... Сереры пересекали огромные пространства территории в доколониальные времена и считали весь регион [регион Сенегамбии] своим домом, как ясно показывает история их миграции в этом районе. [37]
В 11 веке коренные жители Серера древнего Такрура (правопреемника Ганской империи ) подвергались преследованиям со стороны мусульман за отказ отказаться от религии Серер в пользу ислама. [38] [39] [40] [41] В 1030 году узурпатор [42] Войн Джаби пригласил мусульманина Альморавида Абдуллу ибн Ясина в Такрур и принял ислам. [39] [43] [42] К 1035 году он заставил уроженцев Такрура принять ислам, но уроженцы Серера отказались подчиниться исламу. [44] [42] Серер В частности, ламаны , которые были хранителями духовности Серер, лидерами и землевладельческим классом, оказали сильное сопротивление союзным мусульманским силам (черным африканским племенам, принявшим ислам, и их арабо-берберским союзникам), отчасти для того, чтобы сохранить свои религии, но и для сохранения своих активов и власти. Они потерпели поражение от мусульман. Внедрение ислама в Такруре привело к «исходу Сереров» из Такрура, позже региона Фута. [45] [46] В сочинениях ранних арабских источников, таких как Аль-Бакри, относящихся к Такруру, термины ламлам, лемлем или дамдам стали ассоциироваться с «неверующими» исламом в регионе. [47] [48] По мнению историков и авторов Ибрагимы Тиау (2013) и Абдулая Бара Диопа (1968), эти слова, возможно, были искажением титула Серера «Ламаан, который использовался для обозначения глав родов и общинных территорий», и предполагает, что Ламаны Серер, вероятно, были в авангарде сопротивления исламизации. [47] [48] После преследований сереры Такрура, говорящие на сексе (или сехе), языке серер, с которым язык фула наиболее тесно связан, направились на юг, чтобы присоединиться к своим родственникам серер на юге. Исход Сереров из Такрура затронул только Сереров Такрура, а не всю группу Сереров, которая очень разнообразна и распространена по всему региону. Древний Такрур был частью страны Серер. [49] [46] Хотя Такрур (позже регион Фута ) стал исламским, после исхода Серера он утратил свою идентичность Серера. [50] Подводя итог влиянию культуры, истории , религии и традиций Серера на регион Сенегамбии в своей статье «Исторические остатки, тремоины материальных средств прежних кланов les pays Sereer» (1993), историк и писатель профессор Чарльз Беккер пишет, что:
- Наконец, мы должны вспомнить важную реликвию под названием Серир в Футе, а также в бывших странах Ферло, Джолофа и Каджура , которая ознаменовала миграцию прото-Сирера, чей отпечаток на Футе был столь значительным и остается в памяти Халпулаарин [носители языка пулаар, такие как люди фула и тукулер]. [50]
По словам историка Дэвида Гальвана, «устные исторические записи, письменные отчеты первых арабских и европейских исследователей, а также физические антропологические данные позволяют предположить, что различные народы серер мигрировали на юг из региона Фута Тооро (долина реки Сенегал), начиная примерно с одиннадцатого века, когда Ислам впервые пришел в Сахару». [51] : стр.51 На протяжении поколений эти люди, возможно, первоначально пастухи, говорящие на пулаарском языке , мигрировали через районы волофов и вошли в долины рек Сийн и Салуум. Этот длительный период контактов Волоф-Серер оставил нас неуверенными в происхождении общей «терминологии, институтов, политических структур и практик». [51] : стр.52
Основание Сине и Империи Джолофа
[ редактировать ]Фактическое основание Королевства Сине неясно, но в 13 или 14 веке мигранты мандинка проникли в этот район с юго-востока. Их возглавлял матрилинейный клан, известный как Гельвар . Около Ниакара они столкнулись с Серерами, которые уже создали систему ламанических властей, и объединились, чтобы создать государство под руководством Гельвааров со столицей в ламанском поместье Серер в Мбиселе или рядом с ним . [51] : стр.54 [52] [53]
Отец Генри Гравранд сообщает устную традицию о том, что некий Маад Синиг Майса Вали Джаксате Манне бежал со своей семьей из Каабу после битвы в 1335 году, которую он называет битвой при Трубанге. [54]
Сенегальские поисках историки и авторы Бабакар Седих Диуф и Бирам Нгом отмечают, что династия Геловаров , произошедшая из Каабу , ответвлений династии Наанко Каабу, имела форму династической борьбы в Каабу, кульминацией которой стала миграция Геловаров на территорию Серер в убежище в Сине. [33] Серер, подвергшийся религиозным и этническим преследованиям несколькими столетиями ранее (и намного позже ), что привело к исходу Серера с севера ( Такрур ) в 11 веке, [55] [49] [56] согласился предоставить им убежище, убежище, санкционированное Советом Великих Ламанов (класс землевладельцев Серер). [33] В результате брака родился союз Серер-Геловар, в котором мужчины Серер из благородных семей Сине, а затем и Салума женились на женщинах Геловар, и потомки этих союзов правили как короли, а дети таких союзов и их потомки идентифицировали себя как Серер. , говорили на языке Серер, следовали религии и обычаям Сереров и считали себя Серерами. [18] [19] [57] О Майсе Вали, первом геловаре, правившем страной Серер, Диуф пишет:
- «Майса Вали был впервые назначен юрисконсультом Совета Великих Ламанов после его знаменитого приговора. Постепенно он укрепил свою власть и авторитет и в конечном итоге был признан королем». [33]
Чарльз Беккер отмечает, что Гравран не осознавал, что на самом деле это описание битвы при Кансале 1867 (или 1865 года), хотя он согласен с тем, что миграцию геловаров, вероятно, можно объяснить войной или конфликтом за престолонаследие. [58] Термин «трубанг» на языке мандинка означает «геноцид»; «стереть»; или «уничтожить» семью, клан или народ. [59] [60] [61] По сути, это намек на поражение (будь то в результате войны или конфликта) геловаров от правящей династии Наанко Каабу и/или они были вынуждены уйти, с чем историки в значительной степени согласны, кульминацией чего стал статус убежища первых. [59] [61] [62] Устная история Серера гласит, что после того, как Майса Вали ассимилировалась с культурой Серер, она служила юридическим советником ламанского совета избирателей . [63] Он был избран ламанами и народом для правления. [63] Он служил королем Сине с ок. 1350-1370.
Почти через десять лет после своей коронации Майса Вали избрал легендарного Ндиадиан Ндиайе (собственно Серер: Ньяаджаан Нджаай ) в ок. 1360 год — первый император Империи Джолоф . Он был первым королем современного Сенегала, который добровольно выразил свою преданность Ндиадиане Ндиайе и попросил других сделать это, тем самым сделав Сине вассалом Империи Джолоф. [64] Именно по этой причине ученые сходятся во мнении, что империя Джолофа была не империей, основанной путем завоевания, а путем добровольной конфедерации государств. [65] [66] Устная традиция Серера гласит, что Сине никогда не платил дань ни Ндиадиану Ндиайе, ни кому-либо из его потомков, что Империя Джолофа никогда не подчиняла королевство, а сам Ндиадиан Ндиайе (серер [64] [67] ) получил свое имя из уст Майсы Вали. [68] [64] [67] Историк Сильвиан Диуф утверждает, что «каждое вассальное королевство - Вало, Такрур, Кайор, Баол, Сине, Салум, Вули и Ниани - признало гегемонию Джолофа и заплатило дань». [69] Серерские королевства Сине и Салум первыми покинули Империю Джолоф, по крайней мере, за двадцать девять лет до знаменитой битвы при Данки в 1549 году. [70] битва, в которой другие королевства получили независимость от Джолофа. [70] [71] Серерские королевства Сине и Салум также просуществовали до 1969 года, в то время как другие королевства, такие как Ваало , Джолоф , Кайор , Баол и т. д., пали в 19 веке. Фута Торо рухнул после революции Фута 1776 года, вызванной исламистами, свергнувшими династию анимистов Денианке. [72] Хотя Фута попыталась восстановить свое положение после 1776 года под знаменем исламизма и исламского джихада, она снова рухнула, когда была включена в состав Французской колониальной империи . во второй половине XIX века [73]
Средний возраст
[ редактировать ]Мбегане Ндур был королем Сине на рубеже 16 века (ок. 1495-1514 гг.). [ нужна ссылка ] ). Лилиан Кестелут и Анья Вейрман выдвинули утверждение, что Мбегане победил Такрури марабута Муссу Эли Бана Салла, который в то время правил Салумом , отравив его гадюкой. [74] : 87 Затем авторы заявили, что Мбегане Ндур родилась в матрилинейном королевском клане, но вне брака и с относительно незначительным отцом. Они утверждают, что его брак с принцессой и жрицей Баола укрепил его легитимность, а также помог ему завоевать Салум. [74] : 89
Доколониальные королевства современного Сенегала, будь то королевства Серер, Волоф, Фула, Мандинка, Джола, Тукулер и т. д., не имеют истории рождения королей или королев вне брака. [75] Обратное верно для многих королевских семей Европы, которые на протяжении всей европейской династической истории произвели на свет множество «королевских ублюдков». [76]
Португальские исследователи в 15 веке называли Сине королевством Барбашим , искаженным словом «Бур-ба-Сине» ( волоф означает «король Сине»), а его жителей - Барбацинами (термин, который ранние авторы часто распространяли на Серер). люди в целом, в то время как другие настаивали на том, что серреос и барбацины были совершенно разными народами.) На старых европейских картах река Салум часто обозначается как «река барбацинов/барбацинов». [77] Альвизе Кадамосто мореплаватель, работорговец и летописец XV века , венецианский , ошибочно различал «серери» (народ серер) и «барбачини» , что, по-видимому, указывает на то, что он имел в виду двух разных людей, хотя на самом деле «Король Сине» («Барбачини»), то есть Маад Синиг . Королевство Сине было королевством Серер, где проживал [78] [79] Альвизе Кадамосто никогда не ступал в страну Серер. [79] Все, что он написал о серере, на самом деле исходило от его переводчиков-волофов. [79]
XIX век и колониализм
[ редактировать ]Как и большинство своих подданных в 19 веке, короли Серер Сине и Салума продолжали следовать религии Серер . 18 июля 1867 г. [80] плодовитый сенгальский мусульманский священнослужитель XIX века, джихадист и работорговец [81] [82] [83] Маба Дьяку Ба потерпел поражение в битве при Фандане-Тиутиуне, сражаясь против короля Сине Маада а Синиг Кумбы Ндоффене фа Маак Джуфа , когда он пытался начать джихад в Сине, но потерпел неудачу. Маба и его союзные войска, а именно Джолоф и Кайор, потерпели тяжелое поражение, и он был убит в этой битве. [84] [80]
Правители Сине сохраняли свой титул ( Маад а Синиг ) на протяжении всего колониального периода и не теряли официального признания до 1969 года после смерти Маада а Синиг Махекора Джуфа (последнего абсолютного монарха Сине, правил: 1924 — 1969). [85]
Пост-колониализм
[ редактировать ]В 2019 году народ Серер в Сине решил восстановить свою монархию, и Маад Синиг Ниохобай Фату Дьен Диуф (широко известный как Маа Синиг Ниохобайе Диуф Фат Дьен или Ниохобайе Фат Дьен Диуф) был коронован королем Сине ( Маад а Синиг ) 8 числа. Февраль 2019 года в Диакхао , доколониальной столице Сине. Он принадлежит Королевскому дому Сему Ньеке Джуф через ветвь Маад а Синиг Сему Маак Джуф и является членом матрилинии Геловар через свою мать Лингир Фату Дьен. 8 февраля 2020 года, через пятьдесят один год после смерти бывшего короля Махекора Джуфа, Ниохобай Диуф отпраздновал свою первую годовщину на троне. [1] [2] [3] [4] Поскольку Сине теперь является частью независимого Сенегала, Ниохобай Диуф является конституционным монархом , не имеющим официальных полномочий, по сравнению со своими предшественниками. Его роль просто церемониальная и дипломатическая. Тем не менее, он имеет большое влияние и смог использовать свое влияние на президента Сенегала (особенно Маки Салла ), а также старые приятные родственные связи между Серер и народами Джола, поддерживая связь с королем Уссуйе (Маан Сибилумбей Дьедиу). чтобы помочь добиться экономического и культурного развития, а также добиться мира в Казамансе после десятилетия конфликта в Казамансе , который преследует Гамбию , Сенегал и Гвинею-Бисау с 1982 года. [86] [3] [4] С 2023 года он открыто призывал к мирной передаче политической власти в рамках подготовки к президентским выборам в Сенегале 2024 года. [87]
Королевство Серер Салум также восстановило свою монархию в 2017 году, кульминацией которого стала спорная коронация короля Салума Тьерно Кумба Дага Ндао 21 мая 2017 года в Кахоне (доколониальной столице Салума). [88] Он дядя по материнской линии нынешнего короля Сине Ниохобайе Фату Дьена Диуфа. [87]
Экономика
[ редактировать ]Экономической основой Сине было сельское хозяйство и рыболовство. просо Выращивали и другие культуры. Сине очень неохотно выращивала арахис для французского рынка, несмотря на французские колониальные директивы. Он меньше зависел от арахиса, чем другие штаты. Глубоко укоренившиеся в консерватизме и религии Серер , в течение нескольких десятилетий в XIX веке фермеры Серер отказывались выращивать его, а когда и делали, то гарантировали, что их сельскохозяйственный цикл не ограничивается только производством арахиса. Их религиозная философия сохранения экосистемы повлияла на производство арахиса в Сине. в конце 19 века Даже после того, как позже было освоено массовое производство, борьба за престолонаследие между королевскими домами препятствовала производству. Однако Королевство Сине было менее подвержено голоду и долгам, и это наследие продолжалось вплоть до последнего абсолютного монарха Сине – Маада Синиг Махекора Джуфа . Люди из других государств часто мигрировали в королевства Серер Сине и Салум в поисках лучшей жизни. Жители Сине ( «Синус-Синус» ) мигрировал редко. [89]
Социальная организация
[ редактировать ]Некоторые элементы королевского правительства (или политической структуры Сине) включают: Ламанес (вождей провинций и обладателей титулов, не путать с древними Серер Ламанесами ); наследники , такие как Бууми , Тилас и Лоул (в таком порядке); Великий Фарба Каба (начальник армии); Фарба Бинда (министр финансов, полиции и королевского дворца) и Великий Джараф (советник короля и глава благородного совета выборщиков, ответственного за избрание королей из королевской семьи). [90] [91]
Политическая структура Сине
[ редактировать ]Следующий список дает сокращенную версию политической структуры Сине: [91]
Маад а Синиг (король Сине)
- Наследник
- Центральная иерархия
- Великий Джараф (глава благородного совета, ответственного за выборы королей; он эквивалент премьер-министра)
- Великий Фарба Каба (главнокомандующий армией)
- Фарба Мбинда (министр финансов)
- Лингир (царствующая королева / королева-мать, глава женского суда) - эквивалент министра по делам женщин, также судит дела, касающиеся женщин))
- Королевское окружение
- Паар-но-Маад (главный гриот короля, который был очень могущественным и влиятельным, обычно очень богатым/финансово обеспеченным благодаря своей профессии, знаниям и мастерству речи), в королевствах волоф их называют буур-гевил) )
- Семья
- Территориальное командование (обладатели титула)
- Ламане (обладатели дворянского титула и земли) — потомки древних ламаанов Серер (ламанических семей))
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Boursine.org (официальный сайт Королевского института синуса), «Intronisation du Maad sinig Niokhobaye Diouf» (опубликовано 12 февраля 2020 г.) [1] (дата обращения: 27 марта 2024 г.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Акту Сен, «Возведение на престол короля Диакхао Маада а Синига: 51 год спустя Синус восстанавливает корону». Автор: Матар Диуф (10 февраля 2020 г.) [2] (получено: 27 марта 2024 г.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ле Котидьен , «Караван мира: короли Уссуйе и Сине, апостолы доброго слова». Автор: Алиун Бадара Сисс (27 мая 2023 г.) [3] (получено: 27 марта 2024 г.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Суть : «Король Мадала Синик [Маад а Синиг] посещает посольство Сенегала в Гамбии». Адама Джаллоу (23 мая 2023 г.). [4] (дата обращения: 27 марта 2024 г.)
- ^ Мартин А. Кляйн , Ислам и империализм в Сенегале Сине-Салум, 1847–1914, Издательство Эдинбургского университета (1968). стр. 7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нгом, Бирам, «Вопрос Гельваара и история Сиина». Дакар, Дакарский университет, 1987, с. 7-8
- ^ Гравранд, Генри, «Цивилизация Серир: Косаан, Истоки». Новые африканские издания, (Дакар), 1983. стр. 55-6, 164, 192, ISBN 2-7236-0877-8
- ^ Сарр, Алиун, «История Сине-Салума». Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, Том 46, Серия B, № 3–4, 1986–1987, с. 238 (PDF)
- ^ Фэй, Луи Дьен , «Смерть и рождение в мире видения». Les Nouvelles Editions Africaines (1983), с. 59, ISBN 2-7236-0868-9
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Диуф, Ниохобайе, с. 705-6
- ^ Тиау, Исса Лей , «La femme Seereer (Сенегал)», L'Harmattan (2005), стр. 54, ISBN 9782747589079
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шаване, Бруно А., «Деревни древнего Текрура», Том. 2. Мужчины и общества. Африканские археологии, KARTHALA Editions, 1985, стр. 28-34, 38, ISBN 2-86537-143-3
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кестелут, Лилиан; Вейрман, Аня; «Мбоосе: основополагающий миф и защитный гений Каолака». ИФАН (2007), с. 43
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Филлипс, Люси Колвин, «Исторический словарь Сенегала», Scarecrow Press (1981), стр. 52–71, ISBN 0-8108-1369-6
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фундаментальный институт Черной Африки. «Бюллетень Фундаментального института Черной Африки». Том 38. ИФАН (1976), стр. 557–504.
- ^ Диуф, Мамаду, «Каджур в 19 веке: уступленная власть и колониальное завоевание». (Люди и общества, ISSN 0993-4294 ), Karthala Editions, (2014), стр. 306, ISBN 9782811112455
- ^ Сарр, Алиун. «История Сине-Салума». Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, Том 46, Серия B, № 3–4, 1986–1987, с. 235-6 (PDF)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нгом, Бирам, «Вопрос Гельваара и история Сиина». Дакар, Дакарский университет, 1987, стр. 13.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гальван, Деннис Чарльз, «Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале». Беркли, Калифорнийский университет Press (2004), с. 54 [5] (получено 28 марта 2024 г.)
- ^ «Бюллетень Фундаментального института Черной Африки: гуманитарные науки, том 45», Фундаментальный институт Черной Африки, IFAN (1983), стр. 387–401.
- ^ Гравран, Генри , "La Civilization Sereer - Cosaan", Nouvelles Editionsafricaines (1983), стр. 200, ISBN 2723608778
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кестелут, Лилиан; Вейрман, Аня; «Мбоосе: основополагающий миф и защитный гений Каолака». ИФАН (2007), с. 37
- ^ Кестелут, Лилиан; Вейрман, Аня; «Мбоосе: основополагающий миф и защитный гений Каолака». ИФАН (2007 г. - респ.), [в] Кретьен, Жан-Пьер; и Трио, Жан-Луи; «История Африки: проблемы памяти». Сборник «Человек и общества». Мужчины и общества. KARTHALA Editions (1999), стр. 83, ISBN 9782865379040 [6] (получено 29 марта 2024 г.)
- ^ Кестелут, Лилиан, Вейрман, Аня, «Мбоосе: основополагающий миф и защитный гений Каолака», IFAN (2006), стр. 36
- ^ Гравранд, «Козаан», стр. 200.
- ^ Гравранд, Генри, «Цивилизация Серир: Пангул». Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal (1990), стр. 284, ISBN 2-7236-1055-1
- ^ Нгом, Biram Éthiopiques (журнал), номер 54, новая серия, том. 7 семестра 1991 г.
- ^ Кестелут, Лилиан, Водные боги Сахеля: путешествие по мифам от Сета до Тьямабы, Л'Харматтан, Париж; ИФАН, Дакар, 2007, с. 123 ( ISBN 978-2-296-04384-8 )
- ^ Гальван, Деннис Чарльз. «Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале». Беркли, Калифорнийский университет Press (2004), стр. 53, 185.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нгом, Бирам (содержит заметки Бабакара Седиха Диуфа): «Вопрос Гельваара и история Сиина», Университет Дакара, Дакар (1987), стр. 13, 17
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гравран, Генри, «Пангул». п. 16
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Французское общество зарубежной истории, «Французский обзор зарубежной истории, том 68». 1982, с. 382-3
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д (Бабакар Седих Диуф) [в] Нгом, Бирам, «Вопрос Гельваара и история Китая». Дакар, Дакарский университет, 1987, стр. 69 (стр. 5–9 [в] Нгоме)
- ^ Беккер, Чарльз, Исторические останки, вещественные свидетели прошлого в странах Серир, CNRS-ORSTOM, Дакар, 1993, стр. 8
- ^ Нгом, Бирам (содержит заметки Бабакара Седиха Диуфа): «Вопрос Гельваара и история Китая», Университет Дакара, Дакар (1987), стр. 10-12 (PDF)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сарр, Алиун. «История Сине-Салума». Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, том 46, серия B, № 3–4, 1986–1987, стр. 239 (PDF)
- ^ Мвакикагиле, Годфри , «Гамбия и ее народ: этническая идентичность и культурная интеграция в Африке». (2010), стр. 136, ISBN 9987-16-023-9
- ^ Пейдж, Уилли Ф., «Энциклопедия африканской истории и культуры: африканские королевства (500–1500 гг.)». Том 2, Имеющиеся факты (2001), стр. 209, 676, ISBN 0-8160-4472-4
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стрейссгут, Томас, «Сенегал в картинках, визуальная география». Вторая серия, Книги XXI века (2009), с. 23, ISBN 1-57505-951-7
- ^ Оливер, Роланд Энтони; Фадж, доктор медицинских наук, «Журнал истории Африки», том 10, издательство Кембриджского университета (1969), стр. 367,
- ^ Мвакикагиле, Годфри, «Этническое разнообразие и интеграция в Гамбии: земля, люди и культура» (2010), стр. 11, ISBN 9987-9322-2-3
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Колвин, Люси Галлистел, «Исторический словарь Сенегала», Scare Crow Press Inc. (1981), стр. 18, ISBN 0-8108-1369-6
- ^ МакКлауд, Амина Беверли; Хиббард, Скотт В.; И Сауд, Лэйт; «Введение в ислам в 21 веке». Джон Уайли и сыновья, (2013), с. 218, ISBN 9781118273913
- ^ Фадж, Джей Ди ; Оливер, Роланд Энтони , «Кембриджская история Африки: от 500 г. до н.э. до 1050 г. н.э.», Cambridge University Press (1975), стр. 485, ISBN 9780521209816
- ^ Шаване, Бруно А., «Деревни древнего Текрура», Том. 2. Мужчины и общества. Африканские археологии, KARTHALA Editions (1985), с. 38, ISBN 2-86537-143-3
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беккер, Чарльз, «Исторические останки, материальные свидетели прошлого в странах Серира». CNRS-ORSTOM, Дакар, (1993), с. 2
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тиау, Ибрагима, «От реки Сенегал до Сиина: археология миграций сереров в северо-западной Сенегамбии». п. 107 [в] «Режимы миграции и членства в глобальной и исторической перспективе: вводные исследования в истории глобальной миграции». Авторы: Босма, Ульбе; Кесслер, Гийс; И Лукассен, Лео. БРИЛЛ (2013), ISBN 9004251154
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диоп, Абдулай Бара, «Землевладение в сельских волофах (Сенегал): история и текущие события». Африканские заметки, вып. 118, (апрель 1968 г.), ИФАН, Дакар, стр. 48–52
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шаване, Бруно А., «Деревни древнего Текрура», Том. 2. Мужчины и общества. Африканские археологии, стр. 10, KARTHALA Editions, 1985 г. ISBN 2-86537-143-3 [7] (получено 28 марта 2024 г.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беккер, Чарльз, Исторические останки, материальные свидетели прошлого в странах Серир, CNRS-ORSTOM, Дакар, 1993), с. 4
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гальван, Деннис Чарльз, Государство должно быть нашим хозяином огня: как крестьяне обеспечивают культурное устойчивое развитие в Сенегале, Беркли, University of California Press, 2004, стр. 51
- ^ Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале. Сине-Салум, 1847–1914 , Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. [8] ISBN 978-0804706216 стр.8
- ^ Ван де Валле, Этьен (2006). Африканские домохозяйства: переписи и обследования . Я Шарп. п. 80. ИСБН 978-0765616197 .
- ^ Сарр, Алиун. «История Сине-Салума». Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, том 46, серия B, № 3–4, 1986–1987, стр. 235, примечание 7 (PDF)
- ^ Нгом, Бирам, «Вопрос Гельваара и история Сиина». Дакар, Дакарский университет, 1987, с. 6-7
- ^ Беккер, Чарльз, «Исторические останки, вещественные свидетели прошлого в странах Серира». Дакар (1993 г.). CNRS – ОРС ТО М
- ^ Гравранд, Генри, «Габу в устных традициях Нгабу». Эфиопы 28, специальный выпуск № , социалистический журнал чернокожей африканской культуры (1981).
- ^ Сарр, Алиун , История Сине-Салума (Сенегал) Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера. 1986–87, с. 235.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фундаментальный институт Черной Африки, «Бюллетень Фундаментального института Черной Африки: гуманитарные науки. Серия B». ИФАН (1972), с. 747
- ^ «Африканское присутствие, выпуск 5». Editions du Seuil, стр. 836
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сарр, Алиун, «История Сине-Салума». Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, Том 46, Серия B, № 3–4, 1986–1987, с. 236 (PDF)
- ^ Нгом, Бирам, «Вопрос Гельваара и история Сиина». Дакар, Дакарский университет, 1987, с. 5
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нгом, Бирам: «Вопрос Гельваара и история Сиина», Дакарский университет, Дакар, 1987, стр. 69.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Диоп, Шейх Анта и Модум, Эгбуна П., «На пути к африканскому возрождению: очерки африканской культуры и развития», 1946–1960, стр. 28
- ^ Чарльз, Юнис А. Доколониальный Сенегал: Королевство Джолоф, 1800–1890. Центр африканских исследований, Бостонский университет, 1977. стр. 3.
- ^ Хэм, Энтони. Западная Африка. Одинокая планета. 2009. стр. 670. ( ISBN 1741048214 )
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Исследование африканской литературы, Том 37. Техасский университет в Остине. Центр африканских и афроамериканских исследований и исследований Техасского университета в Остине, стр. 8. Центр африканских и афроамериканских исследований и исследований Техасского университета (в Остине) (2006 г.)
- ^ Диуф, Ниохобайе. «Хроника Королевства Сине» , за которой следуют «Заметки об устных традициях и письменных источниках, касающихся Королевства Сине», написанные Чарльзом Беккером и Виктором Мартином. Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4, 1972. с. 706
- ^ Диуф, Сильвиан , Слуги Аллаха: африканские мусульмане, порабощенные в Америке (Нью-Йорк: New York University Press, 1998), 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чарльз, Юнис А., «Доколониальный Сенегал: Королевство Джолоф, 1800–1890», Бостонский университет, «Программа африканских исследований, африканские исследования, выпуски 12–14», (1977), стр. 3
- ^ Йоро Диау [в] Барри, Бубакар, «Королевство Ваало: Сенегал до завоевания», Diasporic Africa Press (2012), стр. 19, ISBN 9780966020113 [9]
- ^ Суре-Канале, Жан, «Очерки истории Африки: от работорговли до неоколониализма». Издательство C. Hurst & Co. (1988), с. 86, ISBN 9780905838434 - [10] (получено 11 апреля 2024 г.)
- ^ Оливер, Роланд; и Атмор, Энтони; «Африка с 1800 года». Издательство Кембриджского университета (2005), с. 77, ISBN 9781139443982
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кестелут, Лилиан; Вейрман, Аня (1999). «Место памяти без стелы и без экскурсии: культ Мбусе в Каолаке (Сенегал)» . История Африки: проблемы памяти (на французском языке). Париж: Картала. стр. 83–91. ISBN 978-2-86537-904-0 .
- ^ Райт, Дональд Р., «Устные традиции Гамбии: старейшины семьи». Центр международных исследований Университета Огайо, Африканская программа (1979), с. 48, ISBN 9780896800847
- ^ Боклерк-Дьюар, Питер де Вер; И Пауэлл, Роджер С., «Настоящие королевские ублюдки: плоды страсти». Пэрство и дворянство Берка (2006), стр. XX–2, ISBN 9780971196681 (вся книга посвящена «королевским ублюдкам» Европы).
- ^ Тейшейра да Мота (1946: Ч. 1, стр. 58). Подробное описание Королевства Сине на португальском языке в XVI веке см. В Almada (1594: Ch.2).
- ^ Булег, Жан. Ле Гран Жолоф (18-16 века). (Париж, Edition Façades), Картала (1987), стр. 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с *
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сарр, Алиун, «История Сине-Салума». Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, том 46, серия B, № 3–4, 1986–1987. стр. 37-39
- ↑ Отправка 175, 23 марта 1863 г., CO 87/76, TNA, Кью. [в] Кляйн, Мартин А., «Ислам и империализм в Сенегале, Сине-Салум, 1847–1914», Издательство Эдинбургского университета (1968).
- ^ Санне, Ламин О., «За пределами джихада: пацифистская традиция в западноафриканском исламе». Издательство Оксфордского университета (2016), с. 206, ISBN 9780199351619 [11] (получено 12 апреля 2024 г.)
- ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку; И Гейтс, профессор Генри Луис-младший , «Словарь африканской биографии, тома 1–6». ОУП США (2012), стр. 323-4, ISBN 9780195382075 [12] (получено 12 апреля 2024 г.)
- ^ Диуф, Ниохобайе. «Хроника Королевства Сине». Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972). стр. 727–729.
- ^ Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале, Сине-Салум, 1847–1914, Издательство Эдинбургского университета (1968). п. Х
- ^ Seneweb , «Касаманс: король Ниохобай Фату Дьен Диуф и король Сибилумбай Дьедиу культивируют мир». Автор: Абса Дионге (15 мая 2023 г.) [13] (получено: 27 марта 2024 г.)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сибаару, «Политическая ситуация: традиционные лидеры запрещают насилие». (24 февраля 2023 г.) [14] (получено 12 апреля 2024 г.)
- ^ Leral.net, «Гедель Мбодж и Тьерно Ндо введены в должность: один Салум, два Буура». (23 мая 2017 г.) [15] (получено 12 апреля 2017 г.)
- ^ Кляйн, стр. 134, 203–4.
- ^ Сарр, стр. 21–30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кляйн, Мартин А. Ислам и империализм в Сенегале, Сине-Салум, 1847–1914, издательство Эдинбургского университета (1968). стр. 12
Ссылки
[ редактировать ]- Сарр, Алиун . История Сине-Салума. Введение, библиография и примечания Чарльза Беккера, BIFAN, том 46, серия B, № 3–4, 1986–1987 гг.
- Нгом, Бирам (содержит заметки Бабакара Седиха Диуфа ): «Вопрос Гельваара и история Сиина», Университет Дакара, Дакар, 1987 г.
- Кляйн, Мартин А. , «Ислам и империализм в Сенегале, Сине-Салум, 1847–1914», Издательство Эдинбургского университета (1968). стр. 12
- Диуф, Ниохобайе. Хроника королевства Сине. Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4 (1972)
- Диоп, Шейх Анта и Модум, Эгбуна П. На пути к африканскому возрождению: очерки африканской культуры и развития, 1946–1960 гг.
- Гравранд, Генри : Сирер – цивилизация пангулов. Издано Les Nouvelles Editions Africaines du Senegal. 1990. ISBN 2-7236-1055-1 .
- Анри Гравран, La Civilization Sereer: Cosaan, Les Origines , Nouvelles Editionsafricaines, (Дакар), 1983. ISBN 2-7236-0877-8
- Алмада, Андре Альварес (1594 г.) Краткий трактат о реках Гвинеи в Кабо-Верде: от Рио-ду-Санага до низменностей Сант-Анна , издание 1841 г., Порту: Typographia Commercial Portuense. онлайн
- Западная Африка, выпуски 3600–3616. Паб Западной Африки. Компания Лтд., 1986 г.
- Кларк, Эндрю Ф. и Филлипс, Люси Колвин. Исторический словарь Сенегала , второе издание, опубликованное под номером 65 в Африканских исторических словарях (Метучен, Нью-Джерси: The Scarecrow Press, 1994), с. 246–247
- Диуф, Махава. Эфиопики № 54. Обзор негро-африканской культуры, проводимый два раза в год. Новая серия, том 7. 2 семестр 199.
- Тейшера да Мота, Авелино (1946) «Открытие Гвинеи», Boletimcultural da Guiné Portuguesa , стр. 1 в томе 1, № 1 (январь), с. 11–68.
- Булег, Жан. Ле Гран Жолоф (18-16 века). (Париж, Edition Façades), Картала (1987), стр. 16, 169.
- Исследование африканской литературы, Том 37. Техасский университет в Остине. Центр африканских и афроамериканских исследований и исследований Техасского университета в Остине, стр. 8. Центр африканских и афроамериканских исследований и исследований Техасского университета (в Остине) (2006 г.)
- Беккер, Чарльз, Исторические останки, вещественные свидетели прошлого в странах Серера, CNRS-ORSTOM, Дакар, 1993 г.
- Таал, Эбу Момар, Сенегамбийские этнические группы: общее происхождение и культурное сходство, факторы и силы национального единства, мира и стабильности. 2010 год
- Фольц, Уильям Дж., От Французской Западной Африки до Федерации Мали, Том 12 Йельских исследований по политологии, стр. 136. Издательство Йельского университета, 1965 г.
- Керр, Роберт, «Общая история путешествий и путешествий до конца XVIII века». Дж. Баллантайн и компания (1811), стр. 238–240.
- Верье, Фредерик, «Введение. Путешествие Альвизе Када Мосто по черной Африке (1455 и 1456)». Шандень, Париж (1994), с. 136.
- Рассел, Питер Э., «Принц Генрих Мореплаватель: жизнь». Нью-Хейвен, вклад: Издательство Йельского университета (2000), стр. 299–300.
- Чарльз, Юнис А., «Доколониальный Сенегал: Королевство Джолоф, 1800–1890», Бостонский университет, «Программа африканских исследований, африканские исследования, выпуски 12–14», (1977), стр. 3
- Барри, Бубакар, «Королевство Ваало: Сенегал до завоевания», Diasporic Africa Press (2012), стр. 19, ISBN 9780966020113
- Фундаментальный институт Черной Африки , Французский институт Черной Африки, «Бюллетень Фундаментального института Черной Африки. Серия B: Гуманитарные науки, Том 34». ИФАН, (1972), с. 750
- Ндао, Папа Ламин, «Историческая тетрадь Салума». п. 13, ISBN 9782952865395 [16] (получено 28 марта 2024 г.)
- Джуф, Альхаджи А.Э. Чам Джуф , «Чосани Сенегамбия», Weekend Observer, 19–21 июля 1996 г., стр. 11 [в] Гэмбл, Дэвид П., «Северный берег Гамбии: места, люди и население, том 2». (Тома 36-38 исследований Гамбии «Северный берег Гамбии: места, люди и население», Дэвид П. Гэмбл), DP Gamble (1999), p. 21
- Бриго, Феликс, «Традиционная история Сенегала», Etude Sénégalaises № 9, выпуск 9, CRDS — Сенегал, Сен-Луи-дю-Сенегал, 1962, стр. 159–161
- Фундаментальный институт Черной Африки, Французский институт Черной Африки, «Бюллетень Фундаментального института Черной Африки. Серия B: Гуманитарные науки, Том 46, выпуски 3-4». ИФАН (1986), стр. 241–242
- Киз, Александр, «Этническая принадлежность и колониальное государство: поиск и представление групповой идентификации в прибрежной части Западной Африки и в глобальной перспективе (1850–1960)». БРИЛЛ , (2015), с. 152, ISBN 9789004307353 [17] (получено 28 марта 2024 г.)
- Шамс, Ферайдун, «Государство и общество в Африке: перспективы преемственности и перемен». Университетское издательство Америки (1995), с. 98, ISBN 9780819199775
- Ба, Абду Бури, «Очерк истории Салума и Рипа». Предисловие Чарльза Беккера и Виктора Мартина. Опубликовано в Бюллетене Фундаментального института Черной Африки. Том 38, серия B, № 4, октябрь 1976 г., (стр. 813–860), стр. 10–11, 41
- Койфман, Виктория Бомба, «История волофского штата Джолоф до 1860 года, включая сравнительные данные из волофского штата Вало, том 2». Университет Висконсин-Мэдисон (1969), стр. 224–7.
- Дяо, Йоро , «Сенегальские легенды и обычаи. Записные книжки Йоро Дьяо». Опубликовано и прокомментировано Анри Гаденом, Э. Леру, (1912), с. 16
- Ресурсный центр Seereer «Cosaani Senegambia». Переведено и расшифровано Ресурсным центром Seereer: июль 2014 г. «Cosaani Sénégambie» («История Сенегамбии»): часть 1, рассказанная Макурой Мбуб из Сенегала. Часть 2 озвучена Джебалом Самбой из Гамбии [в] программе Радио Гамбия: «Чосаани Сенегамбия». Представлено: Альхаджи Мансур Нджие. Программный директор: Альхаджи Алиу Эбрима Чам Джуф. Записано в конце 1970-х, начале 1980-х годов на студии Radio Gambia, Бакау, Гамбия (часть 2) и Сенегал (часть 1) [на] onegambia.com [на] Ресурсный центр Seereer (SRC) («Ресурсный центр Seereer» ) с. 21, [в] Документ [18] (получено 28 марта 2024 г.)
- Кестелут, Лилиан; Вейрман, Аня (1999). «Место памяти без стелы и без экскурсии: культ Мбусе в Каолаке (Сенегал)» . История Африки: проблемы памяти (на французском языке). Париж: Картала. п. 83-91. ISBN 978-2-86537-904-0 .
- Диуф, Сильвиана, «Слуги Аллаха: африканские мусульмане, порабощенные в Америке» (Нью-Йорк: издательство New York University Press, 1998), 19.
- Хэм, Энтони, «Западная Африка». Одинокая планета. 2009. стр. 670. ( ISBN 1741048214 )
- Чарльз, Юнис А. «Доколониальный Сенегал: Королевство Джолоф, 1800–1890». Центр африканских исследований, Бостонский университет, 1977. стр. 3.
- Ван де Валле, Этьен (2006). «Африканские домохозяйства: переписи и обследования». Я Шарп. п. 80. ISBN 978-0765616197 .