Jump to content

Моя Империя

Моя Империя
Моя Империя
1710–1898
Западная Африка в конце 18 века.
Западная Африка в конце 18 века.
Капитал Конг
Общие языки Дьюла , Сенуфо
Религия
Ислам , Фетишизм
Историческая эпоха Доколониальная Африка
• Основание династии Конг Секу Ваттара.
1710
• «Сожжение Конга», автор Самори Туре
1898
Сегодня часть Кот-д'Ивуар
Буркина-Фасо

Империя Конг (1710–1898), также известная как Империя Ваттара или Империя Уаттара по имени ее основателя, была доколониальным африканским мусульманским государством с центром на северо-востоке Кот-д'Ивуара , которое также охватывало большую часть современной Буркина-Фасо . Он был основан иммигрантами Дюла из приходящей в упадок Малийской империи . Он создал в значительной степени децентрализованную коммерческую империю, основанную на связях торговых домов, защищающих торговые пути по всему региону. Конг приобрел известность в 1800-х годах как ключевой коммерческий центр и центр исламских исследований . В 1898 году Самори Туре напал на город и сжег его. Хотя город был восстановлен, империя Конг распалась, и французы взяли под свой контроль эту территорию.

Основание

[ редактировать ]

Территория вокруг Конга была заселена в основном земледельцами , говорящими на языке гур : в первую очередь людьми Сенуфо и Тьефо . [1] Начиная с 16 века носители языка дьюла , важная ветвь манде , мигрировали из приходящей в упадок империи Мали в этот район и основали город Бего. Иммигранты были в основном мусульманами , в то время как население Сенуфо и Тьефо было преимущественно анимистом . В какой-то момент Бего был разрушен, а жители Дьюлы перебрались в город Конг. [2] [3] Этот район стал местом экспансии, набегов и войн ряда региональных держав, в основном Гонджи и Дагомбы . [2] В этом контексте в городе Конг образовалась совокупность разнородных групп населения и совокупность различных военных домов (торговцев с большим количеством наемников и рабов, посвятивших себя в основном войне).

Документированная история показывает, что в начале 1700-х годов Секу Ваттара (иногда пишется как Секу или Секуэ), дьюла , заявлявший о своем происхождении от линии Малинке Кейта и изучавший Коран и занимавшийся торговлей, прежде чем стать воином, был свергнут и убили важного лидера в Конге Ласири Гбамбеле, объединив силы ряда лидеров Дьюла в этом районе. [4] Секу использовал эту консолидированную власть, чтобы контролировать политику в Конге и создать большую сферу влияния во всем регионе. Но народ сенофо основал Хорхого, столицу народа сенофо и будущую столицу Конга в 11 веке.

Традиции устной истории предоставляют дополнительные подробности, но сильно различаются в обсуждении основания Империи Конг. [2] Распространено мнение, что Секу приехал из города Тенегала, города в 9 километров (5,6 миль) и большего размера, чем Конг в то время. К 1709 году Секу был самым богатым человеком в Тенегале и использовал свой военный дом, чтобы помочь лидеру Гонджи в нападении на Буну , что дало ему значительно больше рабов для его военного дома и огнестрельного оружия. Ласири Гбамбеле был дядей Секу по отцу и влиятельным лидером в Конге. Хотя они были родственниками, возникли серьезные разногласия в результате спора между Ласири и отцом Секу о женщине, которая станет матерью Секу. [2] Эта устная традиция утверждает, что в 1710 году Ласири использовал свою власть для подавления ислама в Конге и принятия местного культа Нья. Кризис развился, когда Ласири изгнал мусульманского священнослужителя из Конга, а Секу объединил свои силы с силами других лидеров Дюла, чтобы атаковать Конг. Ласири был побежден и казнен Секу. [2]

Под Секу

[ редактировать ]
Карта африканских государств Финли 1827 года. Конг отмечен желтым цветом в Западной Африке.

Империя Конг под властью Секу просуществовала примерно с 1710 по 1740 год (со смертью его брата Фамаги). После установления контроля над Конгом силы под командованием Секу и союзных лидеров с собственными военными домами захватили города и поселения по всему региону, сосредоточившись в основном на контроле над торговыми путями. [5] Они захватили регион вокруг Черной Вольты на севере в начале правления Секу и на юге до Буле . [5] [6] На юге силы Империи Конг столкнулись с растущей Империей Ашанти из-за контроля над Гьяаманом , что привело к значительной серии сражений, закончившихся контролем Ашанти над Гьяаманом, но признанием власти Империи Конг. [4] Чтобы установить стабильный контроль, Секу назначил каждого из своих двенадцати сыновей главами важнейших поселений по всему региону. [3]

Секу умер в 1735 году, и империя пришла в упадок. Его сын Кере-Мори утвердил власть, но брат Секу Фамага отказался признать его притязания и поэтому взял под свой контроль большую часть северных поселений и действовал из Бобо-Диуласо . [2] [5] Хотя между силами Кере-Мори и Фамаги существовало серьезное внутреннее соперничество, они были союзниками для внешних целей. Это имело решающее значение во время экспедиций 1730 года к северу от Черной Вольты к реке Нигер . В ноябре 1739 года объединенные силы захватили ряд важных городов, включая торговый пост Софара . [2] Войска достигли важного города Дженне-Дженно на берегу реки Нигер , прежде чем были отброшены силами Битона Кулибали . [1]

Децентрализованный Конг

[ редактировать ]

Примерно с 1740 года и до разрушения Конга в 1898 году существовало политически децентрализованное государство с центром в городе Конг. [6] Союзы, которые скрепляли Империю при Секу, в значительной степени распались, и государство сохранялось вместе в основном за счет связанных поселений и аванпостов, которыми управляли разные представители торгового класса, расположенные в Конге. [2] Конг стал региональным торговым центром и центром исламских исследований В этот период .

Решающее значение для организации Империи Конг имело существование торгового класса, который управлял многими политическими аспектами. Эти купцы играли важную роль не только в торговле, которую они направляли, но и потому, что каждая купеческая семья основала ряд ключевых торговых аванпостов вдоль ключевых маршрутов, охраняемых воинами-рабами. Таким образом, эти военные дома защищали торговые пути торговцев, а также позволяли совершать набеги и организованные войны, в основном направляемые торговцами. [2] Два наиболее важных дома были связаны с родами Секу и Фамаги. Вожди, связывающие свою родословную с Секу, часто брали имя Ваттара, чтобы обозначить это родство. [5]

Когда эти важные маршруты были взяты под контроль, Конг стал центром торговли золотом и орехами кола . [3] Это увеличило важность городов и возможность значительного роста частных торговых армий. [2]

Город стал известен большим количеством исламских священнослужителей и ученых, а также регулярным строительством мечетей по всей Империи. [1] Однако важность ислама не повлияла на правящую аристократию в ее управлении государством: они не получили никакой легитимности от ислама, они не соблюдали шариат и, таким образом, фундаментально отличались от джихадных государств Западной Африки . [5] Важно отметить, что созданный в Империи класс воинов, сонанги , не был приверженцами ислама и с течением времени в основном жил отдельными общинами, исповедующими анимистические верования. [5] Огастес Генри Кин писал в 1907 году, что «Конг не является рассадником мусульманского фанатизма, как предполагалось; напротив, это место, отличающееся, можно сказать, своим религиозным безразличием или, во всяком случае, своим духом терпимости». и мудрое уважение ко всем религиозным взглядам окружающего коренного населения». [7]

Этнические отношения по-прежнему оставались в значительной степени разделенными между торговцами Манде и горожанами и сельскохозяйственным населением Сенуфо . Руководством было мало попыток создать этнически однородное население, и поэтому эти этнические группы существовали в основном друг с другом и с другими иммигрантскими группами. [5]

Несмотря на политическую децентрализацию, империя продолжала сохранять контроль над территорией. В 1840 году империя взяла ограниченный контроль над торговлей золотом из страны Лоби . [6]

Упадок и падение

[ редактировать ]

Власть Конга и контроль над торговлей над территорией значительно снизились во второй половине 1800-х годов. Хотя важность города с точки зрения торговли и исламских исследований сохранялась, его независимость и сфера влияния уменьшились. [5]

20 февраля 1888 года Луи Гюстав Бингер вошел в Конг и заключил соглашения с лидерами в рамках контроля над территорией со стороны Франции как части Французской Западной Африки . [3] Эти соглашения сделали Конг ключевой целью для атак со стороны Самори Туре как фронта в войнах мандинго между Империей Васулу и французами. В 1897 году Самори разбил последние силы Конга и сжег город дотла, в результате чего члены королевского дома Секу бежали на север. [2]

Остальные члены королевского дома Секу укрылись в регионе Черная Вольта, где они разделили территорию, создав то, что французы назвали «Les Etats de Kong». [2] Эти королевства просуществовали недолго, прежде чем потеряли актуальность для французской колониальной администрации в 1898 году. Город Конг был перестроен французами, но вернулось только около 3000 жителей, и значимость города значительно снизилась. [3]

  1. ^ Jump up to: а б с Изард, М. (1992). «От Нигера до Вольты». В Оготе, бакалавр искусств (ред.). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Шаул, Махир (1998). «Военные дома Ватары в Западной Африке». Международный журнал африканских исторических исследований . 31 (3): 537–570. дои : 10.2307/221475 . JSTOR   221475 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и Корневин, Р. (1986). Энциклопедия ислама . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. стр. 252–253.
  4. ^ Jump up to: а б Лоне, Роберт (1988). «Воины и торговцы. Политическая организация западноафриканского вождества». Cahiers d'Etudes Africaines . 28 (111/112): 355–373. дои : 10.3406/cea.1988.1657 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Азарья, Виктор (1988). «Джихады и государство Дьюла в Западной Африке». Раннее государство в африканской перспективе . Лейден, Нидерланды: Э.Дж. Брилл. стр. 117–123.
  6. ^ Jump up to: а б с Перинбам, Б. Мари (1988). «Политическая организация традиционной добычи золота: Западный Лоби, ок. 1850–1910 гг.». Журнал африканской истории . 29 (3): 437–462. дои : 10.1017/s0021853700030577 . S2CID   154649469 .
  7. ^ Кин, Огастес Генри (1907). Стэнфордский сборник географии и путешествий (Том I. Изд. Северной Африки). Лондон: Эдвард Стэнфорд.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d20303384ee31ffb95362a3ac322392b__1711721040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/2b/d20303384ee31ffb95362a3ac322392b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kong Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)