Люди Сенуфо
![]() Люди Сенуфо | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 3 миллиона (2013 г.); 0,8 миллиона в Мали | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Северо-восточный Кот-д'Ивуар , юго-восточный Мали и юго-запад Буркина-Фасо , а также одна подгруппа в западной Гане. | |
Языки | |
языки сенуфо , французский | |
Религия | |
Преимущественно анимист ; какой-то мусульманин |
Народ сенуфо , также известный как сиена , сенефо , сене , сеноуфо и сиенамбеле , — западноафриканская этнолингвистическая группа. Они состоят из различных подгрупп, проживающих в регионе, охватывающем северную часть Кот-д'Ивуара , юго-восточную часть Мали и западную часть Буркина-Фасо . [1] [2] [3] Одна подгруппа, Нафана , обитает на северо-западе Ганы . [4]
Народ сенуфо преимущественно анимисты . [3] с некоторыми мусульманами. [5] Они известны в регионе своими ремеслами, многие из которых отражают культурную тематику и религиозные убеждения. [6]
Демография и языки
[ редактировать ]
По оценкам 1980-х годов, общая численность этнической группы сенуфо составляла от 1,5 до 2,7 миллиона человек. [7] По оценкам 2013 года, их общее число превышает 3 миллиона, причем большинство из них проживают в Кот-д’Ивуаре, в таких местах, как Катиола , и около 0,8 миллиона на юго-востоке Мали. [2] [3] [5] Самая высокая плотность населения наблюдается на территории между реками Черная Вольта , Река Баго и Река Бани . [1]
Родственная организация у них матрилинейная . Обычно народ сенуфо изучается в трех больших подгруппах, которые являются относительно изолированными. [8] Северных сенуфо называют «Супиде или Кенедугу», они живут недалеко от Одиенне и помогли основать важное королевство в Западной Африке и бросили вызов мусульманским миссионерам и торговцам. Южные сенуфо - самая крупная группа, насчитывающая более 2 миллионов человек, которая позволила мусульманским торговцам селиться в своих общинах в 18 веке и активно занималась прозелитизмом, и около 20% южных сенуфо являются мусульманами. Третья группа очень мала и изолирована как от северного, так и от южного Сенуфо. [1] Некоторые социологи, такие как французский ученый Холас, упоминают пятнадцать идентифицируемых подгрупп людей сенуфо, между которыми разбросаны тридцать диалектов и четыре касты . [4]
Термин сенуфо относится к лингвистической группе, состоящей примерно из тридцати родственных диалектов в рамках более крупной языковой семьи гур . [9] Он принадлежит к гур-ветви нигерско-конголезской языковой семьи и состоит из четырех отдельных языков, а именно: палака (также пишется кпалага ), джимини (также пишется димини ) и сенари в Кот-д'Ивуаре и суппире (также пишется супире). в Мали, а также Караборо в Буркина-Фасо . [10] [11] [12] Внутри каждой группы многочисленные подразделения используют свои собственные названия для народа и языка; Имя Сенуфо имеет внешнее происхождение. Палака отделилась от основной популяции сенуфо задолго до 14 века нашей эры; Примерно в то же время, с основанием города Конг как станции на торговых путях Бамбара, остальная часть населения начала миграцию на юг, запад и север, что привело к нынешним разделениям. Число людей, говорящих на сенуфо, варьируется от 800 000 человек. до одного миллиона и живут в сельскохозяйственных общинах, преимущественно расположенных в Кот-д'Ивуаре , Западной Африке и Африке . [13]
Корого , древний город на севере Кот-д'Ивуара, построенный в 13 веке, связан с народом сенуфо. Это разделение языков и субэтнических групп может быть связано с миграциями 14 века, когда он был основан вместе с торговым путем Бамбара. [11]
История
[ редактировать ]
Народ сенуфо возник как группа где-то в 15 или 16 веке. [8] 17-19 веков Они были значительной частью Королевства Кенедугу (буквально «страна равнины») со столицей Сикассо . Этот регион видел множество войн, включая правление Даулы Ба Траоре, жестокого деспота, правившего между 1840 и 1877 годами. [2] [15] Исламизация народа сенуфо началась в этот исторический период Королевства Кенедугу, но именно короли и вожди обратились в ислам, в то время как общее население сенуфо отказалось. [2] Даула Ба Траоре попытался обратить свое королевство в ислам, разрушив в 1875 году многие деревни внутри королевства, такие как Гиембе и Нилле, потому что они сопротивлялись его взглядам. [2] Династические правители Кенедугу также нападали на своих соседей, таких как народ Зарма , а они, в свою очередь, много раз контратаковали в период с 1883 по 1898 год. [2]
Доколониальные войны и насилие привели к их миграции в Буркина-Фасо в регионы, которые стали такими городами, как Тиембара в департаменте Киембара . [2] Королевство Кенедугу и династия Траоре были распущены в 1898 году с приходом французского колониального правления. [15]
Рабство
[ редактировать ]Народ сенуфо был как жертвой, так и виновником рабства, поскольку они подвергали другие этнические группы порабощению. [16] Сами они покупали и продавали рабов мусульманским купцам, людям Асанте и Бауле . По словам Пола Лавджоя, поскольку беженцы из других западноафриканских этнических групп спасались от войн, некоторые из них переселились на земли Сенуфо, захватили их земли и поработили их. [16] [17]
Самый большой спрос на рабов изначально исходил от рынков Судана , и долгое время работорговля была одним из важных видов экономической деятельности в Сахеле и Западной Африке, утверждает Мартин Кляйн . Сикассо и Бобо-Диуласо были важными источниками захваченных рабов, которых затем перевезли в Тимбукту и Банамбу по пути на невольничьи рынки Судана и Мавритании . [18]
Порабощенные на землях Сенуфо обрабатывали землю, разводили стада и служили дома. Их владелец и его иждивенцы также имели право вступать в половую связь с домашними рабынями. Дети рабыни унаследовали ее статус рабыни. [19]
Моя Империя
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2021 г. ) |
Общество и культура
[ редактировать ]Сенуфо — преимущественно земледельцы, выращивающие кукурузу, просо, ямс и арахис. Деревни Сенуфо состоят из небольших домов из сырцового кирпича. В дождливых южных общинах Сенуфо соломенные крыши являются обычным явлением, тогда как плоские крыши преобладают на сухом, похожем на пустыню севере. Сенуфо — это патриархальное общество расширенной семьи, в котором довольно распространены типично двоюродные браки и многоженство, однако наследование и наследование собственности были матрилинейными . [8] [11]
Как земледельцы, они выращивают самые разные культуры, включая хлопок и товарные культуры для международного рынка. Как музыканты они всемирно известны, играя на множестве инструментов: духовых ( аэрофонах ), струнных инструментах ( хордафонах ) и ударных инструментах ( мембранофонах ). В общинах сенуфо используется кастовая система, каждое подразделение которой известно как катиула. [20] В этой системе фермеры, известные как Фо-но, и ремесленники находятся на противоположных концах спектра. Термин «ремесленник» охватывает различные индивидуальные касты в обществе сенуфо, включая кузнецов (куле), резчиков (кпине), медных резчиков (тиели), гончаров и кожевников, чья жизнь вращается вокруг ролей, обязанностей и структур, населенных отдельным классом. [20] Обучение ремесленнику занимает около семи или восьми лет; начиная с обучения, во время которого стажеры создают предметы, не связанные с религией Сенуфо, а затем заканчивая процессом инициации, во время которого они получают способность создавать ритуальные объекты. [21]
На региональном уровне сенуфо известны как музыканты и превосходные резчики деревянных скульптур, масок и статуэток. [11] Народ сенуфо разделил свое искусство и ремесла на подгруппы, при этом искусство изучается внутри этой группы и передается из поколения в поколение. Кулубеле специализируются на литье специализируются на резчиках по дереву, Фономбеле специализируются на кузнечном и плетении корзин, Кпеембеле латуни, Джелебеле известны кожевенным делом, Чедумбеле являются мастерами оружейного дела, а Нуму специализируются на кузнечном и ткацком деле. [4] Помимо подгрупп ремесленников, у народа сенуфо есть охотники, музыканты, могильщики, прорицатели и целители, которых называют фейембеле . [4] Среди этих различных подгрупп кожевники или Джелебеле больше всего приняли ислам, хотя те, кто обратился, сохраняют многие из своих анимистических практик. [4]
Традиционно народ сенуфо представлял собой социально стратифицированное общество, подобное многим этническим группам Западной Африки, имеющим касты . [22] [23] Эти эндогамные подразделения локально называются Катиула , и в один из слоев этого подразделения входят рабы и потомки рабов. [8] По словам Долорес Рихтер, кастовые системы в Африке , обнаруженные среди народа сенуфо, характеризуются «иерархическим рангом, включая презираемые низшие касты, профессиональную специфику, ритуальную взаимодополняемость, эндогамию, наследственное членство, изоляцию по месту жительства и политическое превосходство фермеров над кастами ремесленников». [4]
Люди Сенуфо обычно относятся к четырем обществам своей культуры: Поро, Сандого, Вамбеле или Текпа. Хотя все общества играют особую роль в управлении и образовании людей Сенуфо, Поро и Сандого . [20] Духовность и гадание разделены между этими двумя обществами с гендерным императивом: женщины подпадают под общество Сандо или Сандого, а мужчины подпадают под общество Поро, за исключением мужчин, которые являются членами общества женщин из-за своей матери. [9] Именно эти общества создают большую часть заказного искусства Сынфо. [24]
Обычно деревни Сенуфо независимы друг от друга, и в каждой из них есть мужское тайное общество под названием Поро, проводящее сложные ритуалы инициации на участке леса, который они считают священным. [2] [4] Ритуалы инициации включают маски, статуэтки и ритуальное оборудование, которые люди Сенуфо вырезают и совершенствуют. Секретность помогла народу сенуфо сохранить свою культуру во времена войн и политического давления. Сенуфо носят специально изготовленные из латуни украшения , например, имитирующие дикую природу. [6]
«Основная функция Поро — гарантировать хорошие отношения между живым миром и предками. Нереджао — прародительница, которая признана истинной главой общества Поро. Важным занятием также является гадание, которым управляет общество Сандого. часть религии Сенуфо. Хотя Сандого обычно считается женским обществом, мужчинам, призванным к этой профессии и наследующим по материнской линии, разрешается стать прорицателями». [20]
Сандого — женщины-прорицательницы среди народа сенуфо. У них есть свои ритуалы и тайный порядок. [25] [26] Кроме того, у народа сенуфо есть Вамбеле и Типка , которые занимаются колдовством и ритуалами. [8]
В культуре Сенуфо женская форма стоит выше всех остальных с точки зрения красоты и эстетики, а фигуры кариатид имеют различные культурные коннотации. [24] Это связано с поклонением духу «Древней Матери» или духу «матери» Малео, который почитается как руководящая сущность всеми посвященными и членами общества Поро. [24] [27] У богини Малео есть партнер, бог Колоколо, который считается опознавательным божеством Сандого, который даровал людям брак и этот особый тип происхождения, чтобы обеспечить общение с человечеством и духовным миром. [20] Фигуры кариатид рассматриваются как олицетворение роли женщин как духовных посредников, и Сандого используют их в церемониях как символы этого двустороннего небесного дискурса. [24] Аналогичным образом, в случае с Поро, существуют записи о том, что фигуры кариатид использовались в церемониях, где их выносили в ознаменование продвижения по возрастному циклу. [24] а также используются для сбора средств посвященными общества. Фигурки телят использовались в похоронной церемонии текпа в качестве танцевальной скульптуры, которую танцоры держали на головах во время церемонии. [24]
Традиционная религия сенуфо представляет собой разновидность анимизма . Эта вера Сенуфо включает в себя духов предков и духов природы, с которыми можно связаться. Они верят в Высшее Существо, которое рассматривается в двойственном образе женщины и мужчины: Древней Матери, Малео или Катиелео , и Бога-Творца-мужчины, Колотиоло или Кулотиоло . [8]
Влияние
[ редактировать ]Искусство народа Сенуфо вдохновило европейских художников двадцатого века, таких как Пабло Пикассо и Фернан Леже . [28] [29] [30] Кубизм и маски, найденные в произведениях Сенуфо, оказали значительное влияние на африканский период Пабло Пикассо. [31]
Термин Сенуфо стал категорией для коллекционеров произведений искусства и ученых, символом художественных традиций Западной Африки, начиная с начала двадцатого века. Старинные произведения искусства Сенуфо находятся во многих ведущих музеях мира. [32]
Корнелиус Яо Азагло Август, фотограф, с 1955 года создавал фотожурнал народа сенуфо. [33]
См. также
[ редактировать ]- Церемониальный барабан народа сенуфо
- Французская колониальная империя
- Ислам в Африке
- Традиционная африканская религия
- Ткань Корого
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Стюарт Олсон (1996). Народы Африки: Этноисторический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 515. ИСБН 978-0-313-27918-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сирил К. Дадди (2016). Исторический словарь Кот-д'Ивуара (Берег Слоновой Кости) . Роуман и Литтлфилд. стр. 426–427. ISBN 978-0-8108-7389-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Паскаль Джеймс Императо; Гэвин Х. Императо (2008). Исторический словарь Мали . Пугало. п. 266. ИСБН 978-0-8108-6402-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рихтер, Долорес (1980). «Дальнейшие соображения о кастах в Западной Африке: Сенуфо». Африка . 50 (1). Издательство Кембриджского университета: 37–54. дои : 10.2307/1158641 . JSTOR 1158641 . S2CID 146454269 .
- ^ Перейти обратно: а б Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Рутледж. п. 184. ИСБН 978-1-135-96334-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Avner Shakarov; Lyubov Senatorova (2015). Traditional African Art: An Illustrated Study . McFarland. pp. 41–45. ISBN 978-1-4766-2003-9 .
- ^ Гарбер (1987) оценивает общую численность сенуфосов примерно в 1,5 миллиона; « Этнолог» (15-е издание), по разным оценкам населения, насчитывает 2,7 миллиона человек.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джон А. Шуп III (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 253–254. ISBN 978-1-59884-363-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Скульптура Сенуфо из Западной Африки: влиятельная выставка в Музее первобытного искусства, Нью-Йорк, 1963 г. Эссе - Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Метрополитен-музей . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «Люди Сенуфо» . Британская энциклопедия . Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Народ сенуфо , Британская энциклопедия
- ^ Характеристики языка: сенуфо, кебаара в Кот-д’Ивуаре, сенуфо, мамара в Мали, 15 подъязыков в пределах сенуфо.
- ^ «Американская коллекция сестры Венди» . www.pbs.org . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Патрисия Шиэн; Жаклин Онг (2010). Кот-д'Ивуар . Маршалл Кавендиш. стр. 65–66. ISBN 978-0-7614-4854-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Паскаль Джеймс Императо; Гэвин Х. Императо (2008). Исторический словарь Мали . Пугало. стр. lxxviii, 266. ISBN. 978-0-8108-6402-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Пол Э. Лавджой (2011). Преобразования в рабстве: история рабства в Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 170–171, 57–58. ISBN 978-1-139-50277-1 .
- ^ Мартин А. Кляйн (1998). Рабство и колониальное правление во Французской Западной Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 117–124. ISBN 978-0-521-59678-7 .
- ^ Мартин А. Кляйн (1998). Рабство и колониальное правление во Французской Западной Африке . Издательство Кембриджского университета. стр. 53–58. ISBN 978-0-521-59678-7 .
- ^ Екатерина Кокери-Видрович (2007). Гвин Кэмпбелл, Сюзанна Майерс и Джозеф Колдер Миллер (ред.). Женщины и рабство: Африка, мир Индийского океана и средневековая Северная Атлантика . Издательство Университета Огайо. п. 50. ISBN 978-0-8214-1723-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Сенуфо - Искусство и жизнь в Африке - Художественный музей Университета Айовы» . africa.uima.uiowa.edu . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ «Творческий ресурс для учителей» Архив блога » Барабаны Африки» . Creative.denverartmuseum.org . Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Жан-Пьер Оливье де Сардан (1984). Общества Сонгай-Зарма (Нигер-Мали): вожди, воины, рабы, крестьяне . Париж: Картала. стр. 56–57. ISBN 978-2-86537-106-8 .
- ^ Тал Тамари (1991). «Развитие кастовых систем в Западной Африке». Журнал африканской истории . 32 (2). Издательство Кембриджского университета: 221–250. дои : 10.1017/s0021853700025718 . JSTOR 182616 . S2CID 162509491 . , Цитата: «[Касты] встречаются среди сонинке, различных народов, говорящих на языке мандинг, волофов, тукулоров , сенуфо, минианка, догонов, сонгаев и большинства популяций фулани, мавров и туарегов».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Глейз, Анита (1993). «Зов и ответ: женский барабан-кариатида сенуфо». Художественный институт Чикагского музейного дела . 19 (2): 119–198. дои : 10.2307/4108736 . JSTOR 4108736 .
- ^ Роберт Фаррис Томпсон (1974). Африканское искусство в движении: икона и действие . Издательство Калифорнийского университета. п. 82. ИСБН 978-0-520-03843-1 .
- ^ Розалинда Хэкетт; Роуленд Абиодун (1998). Искусство и религия в Африке . Академик Блумсбери. стр. 122–123. ISBN 978-0-8264-3655-9 .
- ^ изображение божества из коллекции Кливлендского музея теперь доступно в Интернете.
- ^ Питер Рид (2008). Пикассо и Аполлинер: постоянство памяти . Издательство Калифорнийского университета. п. 29. ISBN 978-0-520-24361-3 .
- ^ Роберт Кейт Сойер (2006). Объяснение творчества: наука о человеческих инновациях . Издательство Оксфордского университета. стр. 190–192. ISBN 978-0-19-516164-9 .
- ^ Роберт Джон Голдуотер (1986). Примитивизм в современном искусстве . Издательство Гарвардского университета. стр. 152–154. ISBN 978-0-674-70490-9 .
- ^ Африканское искусство Сенуфо, вдохновившее Пикассо, приезжает во Францию , RFI (2015); Сенуфо: Искусство и идентичность в Западной Африке , Художественный музей Кливленда (2015), Цитата: «Некоторые из самых любимых художественных творений стран Африки к югу от Сахары, маски, фигуры и предметы декоративного искусства, обозначенные как Сенуфо, были предметом многочисленных исследований. интерес к скульптуре, известной как Сенуфо, во многом стимулировался ее открытием художественным авангардом в начале двадцатого века. Пабло Пикассо и Фернан Леже были среди тех, кто нашел вдохновение в этом искусстве. творчество своих западноафриканских коллег».
- ^ Скульптура Сенуфо из Западной Африки: влиятельная выставка в Музее примитивного искусства, Нью-Йорк, 1963 , Сьюзан Элизабет Гальярди (2010), факультет истории искусств, Университет Эмори
- ^ Сирил К. Дадди (2016). Исторический словарь Кот-д'Ивуара (Берег Слоновой Кости) . Роуман и Литтлфилд. п. 95. ИСБН 978-0-8108-7389-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Олас, Богумил (1957) Сенуфо (включая Минианку) , Париж: Presses Universitaires de France.
- Шпиндел, Кэрол (1989). В тени Священной рощи . Винтаж. ISBN 0-679-72214-9 . ISBN 978-0-679-72214-4 .
- Глейз, Анита Дж. (1981) Искусство и смерть в деревне Сенуфо . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Люди Сенуфо из Art&Life в Африке.
- Центр Сенуфо .
- «О народе сенуфо» , Культурная компания Масабо.
- Фигурки птиц сейен народа сенуфо, Кот-д'Ивуар.
- Для духов и королей: африканское искусство из коллекции Пола и Рут Тишман , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о народе сенуфо.