Теллем


Теллем . (что означает «те, кто был до нас» или «Мы нашли их» на языке догонов) [ 1 ] [ 2 ] ) были людьми, населявшими откос Бандиагара в Мали между 11 и 16 веками нашей эры . [ 3 ] [ 4 ] Народ догонов мигрировал в этот район откоса примерно в 14 веке. В скальных ячейках этого красного утеса глиняные конструкции укрывают кости теллемов, а также остатки, свидетельствующие об их цивилизации, существовавшей задолго до цивилизации догонов.
Этимология
[ редактировать ]Догоны используют имя «Теллем» (= Теммем ), чтобы описать людей, живших на скале до них. Буквальное значение этого слова: «Мы нашли их». У догонов это имя имеет гораздо более широкое значение как в пространстве, так и во времени, чем «Теллем» в смысле «Теллемская культура». [ 1 ] [ 2 ]
История и культура
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |
Считается, что прибытие теллемов в Бандиагару , где они должны были стать преемниками Толоя , относится к 11 веку. Археологические раскопки позволили найти многочисленные кости, а также такие предметы, как ткани , плетеные изделия , жемчуг и керамику . [ 2 ]
Они строили свои дома на склонах скал. Небольшие или низкорослые, их иногда ошибочно называют пигмеями . Они жили рыбной ловлей, диким промыслом , мотыгой , животноводством и охотой с луком .
В некрополе они клали свои подношения рядом с умершими. Их мертвых иногда хоронили в одежде или заворачивали в одеяло. Женщины носили косу из переплетенных волокон. Их умерших сопровождал погребальный инвентарь — разный для мужчин и женщин. [ 5 ] Скелеты . лежали разбросанными, останки постепенно перемещали, освобождая место для новых захоронений С целью установления биологической принадлежности населения Теллема были исследованы эти скелеты. Все они принадлежат к единой группе с узнаваемыми антропометрическими признаками, генетический состав которой не сильно изменился за пять столетий ее существования.
В 11 веке догоны, пришедшие из страны Манде и спасающиеся от исламизации и преследований , как и Серер , прибыли в скалы. Теллемы, в свою очередь, бежали, укрывшись на юге в Мали и Буркина-Фасо . Некоторые деревни Теллем все еще существуют вокруг границы Мали с Буркина-Фасо, включая деревню Йоро в Мали .
Теллемы построили жилища у подножия откоса, а также прямо на скале. Многие из этих сооружений до сих пор можно увидеть в этом районе. Некоторые здания Теллема, особенно зернохранилища , до сих пор используются догонами, хотя обычно деревни догонов расположены внизу или наверху откоса , где собирается вода и возможно сельское хозяйство.
Старые дома Теллема, расположенные высоко на скале, будут служить кладбищем для догонов, которые поднимают тела своих мертвецов на веревках.
Люди теллемов исчезли по неизвестным причинам или, возможно, скрестились с догонами. [ 2 ] Другие полагают, что они могли скреститься с курумбой или курумбой ( фр .) Буркина-Фасо, когда они направились на юг после прибытия догонов, но источники с этим не согласны. [ 2 ] Согласно местным легендам, некоторые сегодня в Мали полагают, что Теллемы обладали необычайными магическими способностями. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Преследование традиционной африканской религии
- Религиозные преследования § Преследование догонов
- Религиозное преследование § Преследование Сереров
- Мосси люди
- Люди Бамбара
- Изгиб
- Серер древняя история
- История Серера
- Джон Хейзинга изучал физиологическую и генетическую адаптацию в западноафриканской саванне, включая людей теллемов.
- Сангха, Мали
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бедо, Рожье М.А., Теллем, археологическое признание западноафриканской культуры в средние века: архитектурные исследования , Журнал Общества африканистов, т. 42, 1972, с. 61 (PDF) [1]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хуиб Блом, Догон , хуиб Блом (2010), с. 24, ISBN 9782839907255 [2]
- ^ Тарлоу, Сара ; Штутц, Лив Нильссон ; Оксфордский справочник по археологии смерти и захоронений (Оксфордские справочники по археологии), OUP Oxford (2013), стр. 214, ISBN 9780199569069 (получено 15 марта 2020 г.) [3]
- ^ «Ремень [Мали; народы теллем] (1998.478.4,5) | Хронология истории искусств Хайльбрунна | Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2010 г.
- ^ Бедо, Роже Мишель Альфонс; Болланд, Рита; Средневековая одежда из Мали: волокнистые сексуальные чехлы Теллема , Базель, 1989, стр. 15-34; 79
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Народ догонов в Мали [4]
Библиография
[ редактировать ]- Рожье Мишель Альфонс Бедо, «Теллем и материальная культура догонов», в журнале «Африканское искусство » (Лос-Анджелес), 21 (4), август 1988 г., стр. 38-45, 91.
- Лора Мейер, «С поднятыми руками теллем-догоны молились о дожде», в африканских формах: искусство и ритуалы , Ассулин, Нью-Йорк, 2001, с. 39.
- Рожье Мишель Альфонс Бедо, «Теллем, археологическое признание западноафриканской культуры в средние века: подголовники», в Journal de la Société des africanistes , 44 (1), 1974, стр. 7-42: в свободном доступе на портале Persée [5] .
- (на французском языке) Рожье Мишель Альфонс Бедо и Рита Болланд, «Теллем, археологическое признание западноафриканской культуры в средние века: текстиль», в Journal des Africanistes , 50 (1), 1980, стр. 9-23: в свободном доступе на Персее [6] .
- (на французском языке) Рожье Мишель Альфонс Бедо и А. Г. Ланге, «Теллем, археологическое признание западноафриканской культуры в средние века: керамика», в Journal des Africanistes , 53 (1-2), 1983, стр. 5-59: доступен в свободном доступе на Persée [7] .
- (на французском языке) Рожье Мишель Альфонс Бедо и Рита Болланд, «Vêtements médiévaux du Mali: les Cache-Sexe de Fibre des Tellem», в Беате Энгельбрехт и Бернхарде Гарди (реж.), Человек не ходит обнаженным: Текстиль и поделки из Африки и других стран , Этнологический семинар Университета и Музея этнологии, Бале, 1989, с. 15-34.
- (на французском языке) Рожье Мишель Альфонс Бедо, «От Теллема до догонов: археологические исследования в излучине Нигера (Мали)», в Джиджи Пеццоли (реж.), Dall'archeologia all'arte tradizionale africana = От археологии к «традиционному африканскому искусству» = От археологии к традиционному африканскому искусству , Centro Studi Archeologia Africana, Милан, 1992, с. 83-101.
- (на французском языке) Рожье Мишель Альфонс Бедо, «Текстиль Теллем», в Национальном музее Мали. Текстиль Мали , Национальный музей Мали, Бамако, 2003, с. 23-29.
- (на французском языке) Бернар де Грюнн, «Классическая скульптура Теллема: эссе стилистического анализа», в «Искусстве Черной Африки » (Арнувиль), № 88, зима 1993 г., стр. 19-30.
- (на французском языке) Бернхард Гарди, «Традиции до 1500 года: Теллем, Мали», в «Бубу - самый шикарный: бубу из Мали и других стран Западной Африки» , Éditions Christoph Merian, Museum der Kulturen Basel, Базель, 2000, стр. 42-45; 185.
- Тарлоу, Сара ; Штутц, Лив Нильссон ; Оксфордский справочник по археологии смерти и захоронений (Оксфордские справочники по археологии), OUP Oxford (2013), стр. 214, ISBN 9780199569069 (получено 15 марта 2020 г.) [8]
