Губы (длинные)
Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
![]() |
Лебе или и Леве ( фр. Lébé ) — религиозное, тайное учреждение догонов первородный предок, произошедший от змея . Согласно космогонии догонов , Лебе — реинкарнация первого предка догонов , который, воскреснув в образе змеи, вел догонов из Манде к скале Бандиагара , где они и находятся сегодня. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Эта секта Лебе является одним из важных аспектов религии догонов , основанной на почитании предков , а также поклонении богу - создателю Амме. Эта практика традиционной африканской религии принимает четыре формы:
что именно силы Аммы привели к созданию вселенной , материи и биологическим процессам воспроизводства Религия догонов утверждает , . [ 4 ] Имея сложную традиционную систему верований, Амма, бог неба догонов , является главой триумвирата ; двое других - бог воды Номмо и бог земли Леве или Лебе. [ 5 ]
Мифология
[ редактировать ]догонов Амма — бог- создатель .
Самый старый предок, о котором говорится в мифологии догонов, Лебе Серу (или Лебе Серу ). [ 1 ] [ 6 ] родила двух сыновей. Старший стал отцом племен: Дион, Домно (или Домдо) и Оно. Потомки младших образуют племя Ару. По вине своих детей второй сын преждевременно превратился в змею, тем самым нарушив естественный порядок бессмертия и табу смерти . В результате в мире людей появилась смерть и когда предку Лебе Серу пришло время трансформироваться, он не смог этого осуществить. Он умер в образе человека и был таким образом похоронен. [ 1 ]
Когда догоны, ранее жившие в Манде, решили мигрировать, спасаясь от исламизации , они хотели забрать с собой кости своего предка. Но Дион, раскопав могилу, нашел там только большую живую змею: «Змей Лебе». [ 7 ] Именно этот змей Лебе вел народ догонов из Манде к откосу Бандиагара , где они обитают сегодня. [ 6 ]
В 1930-х годах верховный жрец догонов и старейшина Оготеммели рассказал французскому этнологу Марселю Гриолю миф о сотворении догонов ( фр .) и миф о Лебе. В этих повествованиях, задокументированных в знаменитой книге Гриоля Dieu D'eau или «Беседы с Оготеммели», первоначально опубликованной в 1948 году под названием Dieu D'eau , Оготеммели описал предка Лебе как «старика», произошедшего от восьмого предка. Его тело было погребено на первозданном поле. Когда звон кузнечного наковальни наполнил воздух, седьмой предок, ранее принесенный в жертву, вновь появился как джинн Нуммо; полузмея внизу, получеловек вверху. Первый танец он «доплыл» вплоть до могилы старика. Он вошел туда, проглотив тело, чтобы оно могло регенерировать, а затем изверг поток воды. Кости превратили в цветные камни и выложили в виде скелета. Позже, когда люди решили мигрировать, они вскрыли могилу Лебе и обнаружили там «систему камней, изрыгнутую седьмым Номмо, и самого этого джинна в виде змеи». С тех пор жрецы носили эти камни на шее. «Тело второй жертвенной жертвы (Лебе), тесно связанное с бессмертным телом первой (Номмо), служит фундаментом для организации человеческого общества и разделения тотемических родов, подобно тому, как тело Номмо космологически символизирует переход от изначального единства к половому разделению, а затем к множественности категорий во вселенной». [ 1 ] [ 8 ]
По сути, Лебе не умер. Догоны верят, что людям необходимо выучить третье « слово », которому научила бы их седьмая предка Номмо, если бы она не была убита по наущению кузнеца. Таким образом, кто-то должен был умереть, чтобы пройти мимо . Поэтому умер старейший из ныне живущих человек восьмой прародовой семьи, который был совершенным воплощением « слова ». Этим человеком был Лебе. Однако на самом деле Лебе не умер, поскольку смерть в то первобытное время была неизвестна согласно религии и космогонии догонов. Лебе только казалось, что умер, и люди похоронили его на первозданном поле. Это первозданное поле «содержало под наковальней кузнеца тело старейшего человека восьмой семьи и голову седьмого предка». [ 9 ]
Когда его человеческое тело находилось в могиле, седьмой Номмо проглотил череп Лебе, трансформировал его и создал поток подземных вод, в результате которого образовались пять рек. [ 2 ]
Почитание жизни
[ редактировать ]
Во время своего переселения догоны взяли с собой немного земли , взятой из гробницы Лебе Серу. Догоны думали таким образом перенести, с одной стороны, своего рода фермент, который передавал бы свои свойства новой местности , а с другой стороны, материал, который, если бы не искомые кости, был бы пропитан самим веществом. предка. [ 7 ]
Прибыв в регион Бандиагара , они построили алтарь, смешав почву, собранную в Манде, и почву своего нового дома. Это положило начало поклонению змею Лебе. Затем каждое из племен принесло фрагмент этого первого алтаря и разошлось вдоль скалы, чтобы найти свои деревни. В каждой вновь основанной деревне алтарь Лебе строился из фрагмента первоначального алтаря. [ 6 ] и выполнение религиозных обрядов осталось под контролем хогонов ( жрецов и старейшин догонов).
Догоны поклоняются и Номмо, и Лебе Серу. Свои религиозные ритуалы они начинают с принесения в жертву козла на алтаре Лебе и отказываются:
- Пусть Номмо и Лебе никогда не перестанут быть одним и тем же хорошим, пусть они никогда не отделятся от состояния одного и того же». [ 10 ] ' [ 1 ]
Жертва Номмо и Лебе достойна похвалы. Первый «служит космогонической цели; он создает универсальную машину и запускает ее», а второй обеспечивает удобрение почвы. По сути, Лебе Серу «изначально отвечал за целостность обрабатываемых земель ». [ 11 ] [ 1 ]
Орден Лебе связан с несколькими аграрными религиозными церемониями, посвященными славе и воскрешению Номмо. В общественных местах каждой деревни догонов есть алтарь, посвященный Лебе. Церемониями Лебе руководят хогоны, духовные старейшины и первосвященники догонов. Согласно верованиям догонов, они (хогоны) являются «старейшими прямыми потомками первоначального предка». [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Хойш, Люк де , Жертвоприношение в Африке: структуралистский подход , (пер. Линда О'Брайен, Элис Мортон), Manchester University Press (1985), стр. 132, ISBN 9780719017162 (получено 3 марта 2020 г.) [1]
- ^ Jump up to: а б Императо, Паскаль Джеймс , Жители скал догонов: Искусство горных народов Мали , Галерея Л. Кахана / Африканское искусство (1978), стр. 15, 23
- ^ Jump up to: а б Миссия Лебоди-Гриоль [отчёт] (Миссия Лебоди-Гриоль (отчёт)) [в] Персе . « Смешения и новости африканистов , Journal des Africanistes (1939), том 9, выпуск 2, стр. 217–221» . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ Асанте, Тысяча левитов ; Мазама, Мать; Энциклопедия африканской религии , Vol . 40–41, ISBN 9781412936361 (получено 16 марта 2020 г.) [2]
- ^ Инсолл, Тимоти , Археология, ритуал, религия , Рутледж (2004), стр. 123–125, ISBN 9781134526444 (получено 16 марта 2020 г.) [3]
- ^ Jump up to: а б с « Дом Гогона (связанный с культом Лебе)» . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Соланж де Гане [в] Персе . « Заметка о культе лебе среди догонов Французского Судана , Journal des Africanistes (1937), том 7, выпуск 2., стр. 203-211» . Проверено 16 марта 2020 г.
- ^ Гриоль 1948: стр. 61, 71
- ^ Столлер, Пол , Кинематографический Гриот: Этнография Жана Руша , University of Chicago Press (1992), стр. 181, ISBN 9780226775487 (получено 16 марта 2020 г.) [4]
- ^ Гриоль (1948), с. 73
- ^ Гриоль и Дитериен, (1964), стр. 25.
- ^ Велтон, Росс; Гилс, Джолин; (отредактировано, проиллюстрировано и составлено Джолин Гилс) Bradt Travel Guides , 2004), стр. 181—3, ISBN 9781841620770 (получено 17 марта 2020 г.) [5]
Библиография
[ редактировать ]- Гриоль, Марсель , Беседы с Оготеммели: Введение в религиозные идеи догонов (вклад: Дитерлен, Жермен , Международный африканский институт ), Международный африканский институт (1965), ISBN 9780195198218 (первоначально опубликовано в 1948 году как Dieu d'Eau , стр. 25, 61, 71–3)
- Хойш, Люк де , Жертвоприношение в Африке: структуралистский подход , (пер. Линда О'Брайен, Элис Мортон), Manchester University Press (1985), стр. 132, ISBN 9780719017162 (получено 16 марта 2020 г.) [6]
- Императо, Паскаль Джеймс , Жители скал догонов: Искусство горных народов Мали , Галерея Л. Кахана / Африканское искусство, (1978), стр. 8, 15, 23
- Миссия Лебоди-Гриоль [отчёт] (Миссия Лебоди-Гриоль (отчёт)) [в] Персе . « Смешения и новости африканистов , Journal des Africanistes (1939), том 9, выпуск 2, стр. 217–221» . Проверено 16 марта 2020 г.
- Асанте, Тысяча левитов ; Мазама, Мать; Энциклопедия африканской религии , Vol . 40–41, ISBN 9781412936361 (получено 16 марта 2020 г.) [7]
- Инсолл, Тимоти , Археология, ритуал, религия , Рутледж (2004), с. 123–125, ISBN 9781134526444 (получено 16 марта 2020 г.) [8]
- Дори, Шеннон, «Нуммо: правда о происхождении человека : (Религия догонов), Elemental Expressions Ltd (2013), стр. 1, 358, ISBN 9780987681386 (получено 3 марта 2020 г.) [9]
- « Дом Гогона (связанный с культом Лебе)» . Проверено 16 марта 2020 г.
- «Соланж де Гане [в] Персе . « Заметка о культе лебе среди догонов Французского Судана , Journal des Africanistes (1937), том 7, выпуск 2., стр. 203-211» . Проверено 16 марта 2020 г.
- Столлер, Пол , Кинематографический Гриот: Этнография Жана Руша , University of Chicago Press (1992), стр. 181, ISBN 9780226775487 (получено 16 марта 2020 г.) [10]
- Велтон, Росс; Гилс, Джолин; (отредактировано, проиллюстрировано и составлено Джолин Гилс) Bradt Travel Guides , 2004), стр. 181–3, ISBN 9781841620770 (получено 17 марта 2020 г.) [11]